СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
чередует труд и отдых, что истощает природный запас его физических сил, лишает возможности эффективно использовать индивидуальный человеческий капитал в процессе производства материальных благ. Все приведенные примеры свидетельствуют о важной роли действий самого индивида по сохранению здоровья и трудоспособности, возможностей эффективного использования человеческого капитала.
Расходы на рождение и воспитание детей являются фактором долговременного действия, оказывающим влияние на воспроизводство человеческого капитала в следующем поколении. Несмотря на то что эти расходы значительны, семьи вкладывают средства в рождение и воспитание детей, в дальнейшем — в их образование. Образно выражаясь, родители готовят себе достойную смену. Если рассматривать будущее поколение как потенциальные человеческие трудовые ресурсы, надо задавать себе вопрос о качестве таких трудовых ресурсов,
т.е. об интеллектуальном и квалификационном уровне нового поколения. Соответственно, высокий квалификационный уровень трудовых ресурсов зависит от прилагаемых усилий и средств, вкладываемых в человеческий капитал индивида.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в условиях трансформации человеческого капитала происходит процесс формирования института социального страхования, т.е. такой институциональной организации, которая отражает сложившуюся на данный момент совокупность взглядов, норм и мотивов поведения индивидов, с целью создания системы социальной защиты семейного благосостояния.
Примечания
’ Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: учеб. М., 2005. С. 157.
2 Заблудовский П.Е., Мирский М.Б. Пирогов Николай Иванович // БСЭ. 3-е изд. М., 1975. Т. 19. С. 556-557.
Д.В. БИТУЕВА
ассистент Восточно-Сибирского государственного технологического университета, г. Улан-Удэ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ РЕГИОНА
На сегодняшний день динамика уровня потребления социальных благ, продолжительности жизни, параметров физического здоровья, образования и т.д. формирует ключевые направления социального развития. Эти направления связаны главным образом с повышением качества жизни населения. Здесь следует выделить, с одной стороны, государство как гаранта, который бы не допустил снижения ключевых показателей уровня жизни населения ниже социально необходимых норм, и, с другой стороны, регион, который бы всемерно увеличивал эти нормы потребления. Думается, что основные направления развития социальной сферы как на государственном уровне, так и на уровне субъектов (регионов) могут иметь сходный характер (например, эффективная организация пенсионного и медицинского обслуживания, социального страхования и т.д.), но не вызывает сомнения то обстоятельство, что
организационно-экономический механизм управления отраслями социального подкомплекса, используемый на разных уровнях управления экономикой, одинаковым быть не может.
Действующая и на уровне страны, и на уровне регионов система управления социальной сферой в основном использует традиционные методы, для которых характерно преимущественно отраслевое управление, распределение ресурсов по остаточному принципу, планирование от достигнутого уровня, что в целом не позволяет в полной мере управлять социальным развитием региона с учетом изменения потребностей населения в социальных услугах.
Быстрая перестройка централизованной системы управления народным хозяйством в целом и социальной сферой в частности не сопровождалась одновременным становлением адекватных рыночных структур и механиз-
© Д.В. Битуева, 2007
мов. Это выразилось в децентрализации управления и финансирования, переносе центра тяжести на региональные органы власти, причем организационная структура управления и местные бюджеты не соответствуют резко расширившимся функциям управления.
Таким образом, в современных условиях хозяйствования в управлении социальной сферой следует учитывать региональный аспект в связи с необходимостью адекватно и оперативно реагировать на изменение спроса населения.
На наш взгляд, основным отличием более современных подходов от традиционно сложившегося организационно-экономического механизма управления социальной сферой является существенное расширение набора инструментов, используемых при регулировании социальных процессов. В первую очередь это связано с постепенным переходом всей системы управления от применения преимущественно программноцелевых методов к использованию проектного подхода. На рис. 1 представлена схема организационно-экономического механизма управления социальной сферой, включающая дополнительные инструменты социального регулирования, основанные на проектном подходе. Предложенная схема отражает содержательную, уровневую и функциональную стороны социальной политики.
Несмотря на то что программный подход активно и широко используется практически во всех отраслях экономики, целевые программы не лишены недостатков. К числу наиболее существенных, по нашему мнению, можно отнести следующие:
- цели и основные задачи программ сформулированы в общем виде и не предполагают их достижения;
- отсутствуют конкретные программные мероприятия;
- проблемы, решаемые в ходе выполнения программ, сформулированы нечетко;
- отсутствуют количественные ориентиры достижения целей;
- не проработаны варианты альтернативных методов решения проблем и др.
Если эти недостатки не будут исправлены, то в дальнейшем развитие программного подхода не будет успешным. Отчасти решением может стать переход преимущес-
твенно к проектному методу управления, что, кстати, подтверждается и политикой правительства РФ (в части национальных приоритетных проектов).
Если национальные проекты отражают приоритеты на уровне государства, то на уровне городов и конкретных организаций социальной сферы для решения проблем можно использовать практику социального проектирования.
Таким образом, социальный проект выступает основным инструментом реализации проектного подхода к управлению социальной сферой на локальном уровне. При этом он может существовать в двух формах: с одной стороны, как самостоятельный документ, с другой — как часть социальной программы.
Отметим, что для реализации любого проекта организации нужны определенные ресурсы: материальные (для формирования материально-технической базы учреждения социальной сферы), человеческие, интеллектуальные и финансовые, причем последние требуются как для обновления материально-технической базы, так и для закупки других необходимых для реализации проекта ресурсов. Иначе говоря, социальный проект дает возможность организации социальной сферы удовлетворить полностью или частично существующие потребности (прежде всего в ресурсах) (рис. 2).
Другими словами, выгоду в результате реализации социального проекта получит и объект, и субъект проектной деятельности. То есть, с одной стороны, население как целевая группа и основной объект управления социальным проектом удовлетворяет свои потребности и разрешает проблемы. С другой стороны, сама организация социальной сферы, которая является субъектом проектной деятельности, в результате реализации проекта укрепляет материально-техническую базу, повышает материальную и моральную удовлетворенность работников, поскольку участие в проекте гарантирует им возможность дополнительного заработка, накапливает опыт проектной деятельности, что дает новый толчок для проектирования. В целом же такие эффекты формируют имидж организации социальной сферы как ключевого субъекта социальной политики региона, основанной на проектном подходе.
Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55)
ИзвестияИГЭА. 2007. № 5 (55)
Оо
Субъекты социальной политики Федеральные органы управления социальной сферой
Уровень управления социальной сферой Г осударственный (макроуровень)
Объекты социальной политики Все население государства
Механизмы и инструменты управления социальной сферой Разработка социальных стандартов, мониторинг социального развития
Содержание работ Разработка национальной социальной стратегии, направленной на повышение уровня и качества жизни населения
Результат Федеральные целевые программы, государственные социальные заказы, национальные проекты
-М
V
Л
-и
Региональные и муниципальные органы управления социальной _____сферой_______
Региональный и муниципальный (территориальный)
_1\ Жители региона У и муниципальных 1/ образований
Л
-и
Программирование
Л
-и
Разработка региональной социальной политики с учетом национальной социальной стратегии и специфики региона
Л
-и
Региональные целевые программы, региональные и муниципальные заказы
к Организации
N. и учреждения , А социальной сферы
Микроуровень
Жители районов города
Проектирование
Исследование текущей ситуации, выявление «болевых точек» в отраслях социальной сферы, решение приоритетных социальных _____проблем_______
Социальный
проект
Снижение
социальной
напряженности
Разрешение
социальных
проблем
Повышение уровня и качества жизни населения
Рис. 1. Организационно-экономический механизм управления социальной сферой с использованием инструментов проектного подхода
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Исходная ситуация Требуемые Результат,
(потребность) ресурсы эффект
Поиск идей для социального проекта
Износ материально-технической базы, нехватка средств на закупку необходимого оборудования и техники
Нехватка опытных и грамотных специалистов
> Информационные, интеллектуальные
> Материальные, финансовые
О*
Человеческие, интеллектуальные, финансовые
Разработка актуальных направлений проектной деятельности
> Закупка оборудования, необходимого при реализации проекта
Профессиональная работа по реализации
______^/проекта, что в конечном
итоге повлияет на формирование имиджа организации социальной сферы
Рис. 2. Взаимосвязь потребностей, ресурсов и результатов как основы социального проекта
В заключение отметим, что только совместное использование инструментов организационно-экономического регулирования, применяемых как на государственном, так и на региональном уровне, позволит в короткий
срок повысить эффективность деятельности социальных секторов и при содействии структурной перестройке экономики региона создать благоприятные условия для дальнейшего роста уровня и качества жизни населения.
Е.В. ЗИМИНА
преподаватель
МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
В настоящее время одной из важнейших движущих сил социальной динамики становится конкурентоспособность. Она начинает играть ключевую роль в общественной жизни, все в большей мере определяя эффективность функционирования всех сфер постиндустриального общества. От уровня конкурентоспособности совокупного работника стали зависеть не только конкурентоспособность отдельного предприятия или фирмы, но даже и конкурентоспособность, экономическое развитие, жизнеспособность и будущее государств, наций и регионов.
В ходе реализации административной реформы, а также в условиях перманентных изменений в системе социальной защиты населения возрастают требования не только к работе учреждений системы социальной защиты, но и к уровню профессионализма сотрудников данных учреждений — как рядовых, так и руководителей. При этом фактическое положение дел не всегда соответствует требованиям, предъявляемым временем. Зачастую в органах социальной защиты работают лица, не имеющие профильного образования, должного опыта, не
© Е.В. Зимина, 2007