Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм реализации инновационных целей развития экономики'

Организационно-экономический механизм реализации инновационных целей развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / INNOVATIVE MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бухтиярова Татьяна Ивановна, Дубынина Анна Валерьевна

В статье определены основные направления формирования инновационной стратегии и инновационной политики региона.Авторами разработаны принципы формирования и реализации механизма стимулирования инновационного развития, уточнены условия формирования и реализации организационно-экономического механизма применительно к инновационному типу развития, определена взаимосвязь и взаимообусловленность организационно-экономического механизма повышения эффективности предпринимательской деятельности и организационно-экономического механизма инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONALECONOMIC MECHANISM OF REALIZATIONOF ECONOMIC DEVELOPMENTINNOVATIVE GOALS

The article dwells upon main directions of innovative strategy formationand innovative region politics. The authors develop principles of formationand realization of stimulating mechanism of innovative development. Conditions for formation and realization of organizational economic mechanism with regardto innovative development were specified. The authors identify interdependenceand correlation between organizational economic mechanism of increasingof business efficiency and organizational economic mechanism of innovative development.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм реализации инновационных целей развития экономики»

УДК 330

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Бухтиярова Татьяна Ивановна,

Челябинский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, профессор кафедры «Экономика и финансы», доктор экономических наук, профессор, г. Челябинск, Россия. e-mail: viola_1_49 @mail.ru

Дубынина Анна Валерьевна,

Челябинский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры «Экономика и финансы», заместитель директора по научной работе, кандидат экономических наук, г. Челябинск, Россия. E-mail: ann-file@mail.ru

Аннотация В статье определены основные направления формирования инновационной стратегии и инновационной политики региона. Авторами разработаны принципы формирования и реализации механизма стимулирования инновационного развития, уточнены условия формирования и реализации организационно-экономического механизма применительно к инновационному типу развития, определена взаимосвязь и взаимообусловленность организационно-экономического механизма повышения эффективности предпринимательской деятельности и организационно-экономического механизма инновационного развития.

Ключевые понятия: организационно-экономический механизм, инновационная модель.

Стратегической целью развития экономики является перевод экономической системы на инновационный путь развития.

Ресурсная база инновационного развития экономики формирует модель инновационного развития экономики и определяет потенциальные инновационные возможности [4, с. 91-113].

В этой связи правомерен вопрос о соотношении организационно-экономического механизма эффективности деятельности хозяйствующих субъектов и организационно-экономического механизма их инновационного развития. Данная постановка требует разработки модели инновационного развития экономики. На входе данной модели сосредоточены ресурсы и институциональные условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности, на выходе показаны результаты развития инновационной экономики (рис. 1).

Ресурсное обеспечение инновационного развития требует отдельного изучения, поскольку каждый элемент выполняет присущую ему функцию и находится в едином взаимодействии с другими элементами.

С точки зрения инновационной активности нами выделяются:

- кадровые ресурсы (обеспечивают инновационное развитие экономики высококвалифицированными специалистами, творческими креативными личностями, предъявляющими спрос на инновационные товары и услуги);

- предпринимательские ресурсы (инновационные активные бизнес-структуры, коммерциализирующие инновации, а также формирующие спрос на инновационные продукты);

- информационные ресурсы (информационная поддержка инновационно активных субъектов и инновационной деятельности);

- финансовые ресурсы (привлечение денежных средств в инновационную деятельность).

- институциональные условия (благоприятные условия для осуществления инновационной деятельности) [1, с. 24-40].

Развитие инновационной экономической модели в России имеет ряд количественных и качественных характеристик [2, с. 28-29]:

- увеличение объема инновационного сектора в структуре ВВП до 17-20% к 2020 году (с 12,7% в 2009 году);

- повышение удельного веса предприятий, осуществляющих технологические инновации, до 40-50% к 2020 году (с 10,4% в 2009 году);

- расширение участия России на рынках высокотехнологичной продукции в 5-7 секторах до 5-10% к 2020 году;

ВХОД

Стратегическая цель развития экономики - перевод

экономической системы на инновационный путь

£ выход

Рис. 1. Модель инновационного развития экономики

- увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем объеме мирового экспорта до 2% к 2020 году (с 0,35% в 2008 году);

- повышение доли инновационных товаров в общем объеме промышленной продукции до 25-35% к 2020 году (с 12,4% в 2009 году);

- повышение внутренних затрат на фундаментальные и прикладные исследования и разработки до 2,5-3% ВВП к 2020 году (с 1,3% ВВП в 2009 году) преимущественно за счет частного бизнеса;

- возрастание роли человеческого капитала как инновационного фактора экономического развития и повышение роли знаний как основного экономического ресурса экономики при увеличении расходов на образование и здравоохранение за счет государственных и частных источников до 6,5-7% ВВП и 6,7-7% ВВП соответственно к 2020 году (с 4,8% и 4,2% соответственно в 2007 году).

Качественная государственная иннова-

ционная политика способна активизировать инновационные процессы, стимулировать развитие производства в условиях реализации принципов ВТО [3, с. 113-132].

Реализация инновационной политики предопределяет реальную возможность обеспечить высокую конкурентоспособность региона (способность региона производить конкурентоспособные товары и услуги в условиях эффективного использования имеющегося экономического потенциала) и предполагает обязательность формирования и реализации в каждом отдельном субъекте РФ организационно-экономического механизма реализации государственной инновационной политики.

Современное состояние инновационной сферы в Челябинской области характеризуется сильными и слабыми сторонами. Проведенный SWOT-анализ инновационной сферы Челябинской области позволяет конкретизировать управленческие решения в части формирования и реализации механизма инновационного развития (табл. 1, 2).

В таблицах 1 и 2 по общей методике SWOT-анализа в единой матрице определены четыре квадранта: сильные стороны (конкурентные преимущества), слабые стороны (сдерживающие факторы), возможности внешней среды, угрозы внешней среды.

Для наглядности в таблице 1 приведены сильные и слабые стороны инновационной сферы Челябинской области, а в таблице 2 определены возможности внешней среды и угрозы развития инновационной сферы.

Данные статистического анализа позволили в обобщенном виде (SWOT-анализ) определить достаточно высокий уровень инновационного потенциала Челябинской области, который авторами рассматривается в качестве структурного элемента

единой совокупности - экономического потенциала региона.

Для реализации инновационного потенциала региона необходима разработка инновационной модели развития экономики и организационно-экономического механизма формирования и реализации инновационной стратегии.

В матричном виде схема организационно-экономического механизм формирования и реализации инновационной стратегии включает три блока. Информационно-аналитический блок включает организационно-управленческий, организационно-экономический, организационно-финансовый элементы.

Компонентами методологического блока следует считать мотивационно-стимули-рующий, организационно-правовой.

Таблица 1

SWOT-анализ инновационной сферы Челябинской области

Составляющие элементы Сильные стороны (конкурентные преимущества) Слабые стороны (внутренние сдерживающие факторы)

Региональная власть Челябинская область является одним из первых регионов, принявших закон о стимулировании инновационной деятельности: - содействие сотрудничеству инновационных предприятий с институтами развития; - внедрение механизмов государственно-частного в инновационном секторе экономики; - формирование условий для внедрения результатов интеллектуальной деятельности научных организаций, изобретателей и высших учебных заведений в хозяйственный оборот; - создание эффективной системы подготовки кадров в инновационной сфере экономики; - организация новых рабочих мест в инновационном секторе отсутствие эффективных механизмов защиты интеллектуальной собственности на федеральном, региональном уровнях и международной арене

Человеческий капитал - в научной сфере занято 15,2 тыс. человек; - выпуск аспирантов и докторантов увеличился в 1,85 раза и в 2,7 раза соответственно; - по возрасту 51 процент докторантов не старше 39 лет дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности

Научная и об-разователь-ная сферы - на территории функционирует более 200 организаций, выполняющих научные исследования и разработки; - выдано более 700 заявок на патенты; - развит сектор малых инновационных предприятий (доля в общем объеме организаций научно-технического комплекса области достигает 78%); - на территории зарегистрированы национальный исследовательский университет и 52 высших учебных заведения; - основу институциональной структуры научной сферы составляет негосударственная наука (доля коммерческих предприятий, выполняющих исследования и разработки); - преобладание бюджетного финансирования исследований и разработок

Продолжение таблицы 1

- рост затрат на исследования и разработки; - значительное присутствие высшей школы в научно-техническом секторе области - снижается количество научных подразделений на промышленных предприятиях

Инновационная инфраструктура - инновационная инфраструктура включает в себя организации, содействующие реализации инновационной деятельности (Межведомственный координационный совет по вопросам инновационный деятельности, Инновационный центр Челябинской области, Челябинский центр научно-технический информации, Челябинское региональное объединение работодателей «Промасс», Южно-Уральская торгово-промышленная палата, технопарки и бизнес-инкубаторы.) недостаточная скоорди-нированность действий объектов инновационной инфраструктуры

Региональный бизнес более 5 тысяч передовых производственных технологий; более 3,5 тысячи организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии низкая восприимчивость бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера

Таблица 2 SWOT-анализ инновационной сферы Челябинской области

Составляющие элементы Возможности внешней среды Угрозы внешней среды

Региональная власть - поддержание роли региона как исторически сформировавшегося передового промышленного центра Урала; - усиление инновационно привлекательного имиджа области за счет вхождения в число наиболее инновационно развитых регионов России; - формирование условий для интеграции участников инновационной деятельности; - формирование устойчивого спроса на инновационные продукты, используя различные способы повышения культуры потребления инноваций и технологий; - выработка эффективных мотивационных механизмов для развития инновационного предпринимательства; - формирование имиджа инновационно активного региона, ориентирующегося на зарубежные рынки и рынки других регионов на основе достижения стабильных показателей инновационного развития участниками инновационной деятельности; - повышением престижа и оплаты труда ученых и инженеров, что будет способствовать наращиванию интеллектуального капитала в регионе - невысокие международные рейтинги России в целом

Человеческий капитал - формирование в регионе значительного человеческого и интеллектуального капитала; - создание новых рабочих мест, требующих современных компетенций - высвобождение значительного количества рабочей силы вследствие технологической модернизации производства

Научная и об-разователь-ная сферы - расширение участия вузов и научных организаций в исследованиях и разработках; - увеличение числа научных подразделений на промышленных предприятиях; - процессы реорганизации вузов сдерживают их участие в инновационной деятельности

Продолжение таблицы 2

- целенаправленная поддержка научных исследований и образовательных программ в области инноваций; - переподготовка кадров «под заказ» инновационных предприятий для обеспечения процесса развития инновационной деятельности на всех этапах реализации и коммерциализации инновационных идей

Инновационная инфраструктура - диверсификация экономики области за счет формирования конкурентоспособных кластеров; - развитие деятельности венчурных фондов, способных финансировать инновационные проекты малого и среднего предпринимательства; - создание технологических платформ и промышленных площадок, способствующих интеграции бизнеса, науки и государства в решении инновационных целей и задач; - создание региональных корпораций развития на территории области, способных оказать эффективную помощь экономическим субъектам в реализации инновационных проектов - отсутствие согласованных действий во взаимоотношениях объектов инновационной инфраструктуры

Региональный бизнес - расширение возможностей для сбыта продукции Челябинской области за счет вступления России в ВТО; - освоение новых рынков сбыта; - повышение производительности труда за счет использования современных технологий; - формирование устойчивого спроса на инновационные продукты путем использования современных маркетинговых технологий; - разработка программ инновационного развития крупных компаний - экспансия импортных технологий на внутреннем рынке области, связанная с вступлением России в ВТО

Результативные показатели управления характеризуют социально-экономическая компонента и организационно-финансовый блок.

Рассматриваемая схема является динамичной и отвечает требованиям совершенствования системы управления инновационным развитием.

Разработка организационно-экономического механизма сопровождается совокупностью функций: аналитическая, орга-низационно-координирующая, учетно-кон-трольная, стимулирующая.

Формирование механизма реализации инновационной стратегии имеет целевую направленность по всей иерархии управления:

- формирование цели управления инновационной деятельностью, ее количественная оценка в виде целевых показателей эффективности управления инновационной деятельностью;

- определение приоритетных направ-

лений реализации инновационной деятельности (стратегия технологического развития, стратегия коммерциализации инноваций);

- разработка программы развития инновационной деятельности, (комплекс задач, мероприятий развития инновационной инфраструктуры);

- разработка оценочных критериев реализации программы развития инновационной деятельности и корректировка на этой основе комплекса задач и мероприятий.

Изучение особенностей формирования и реализации организационно-экономического механизма инновационного развития позволяет в обобщенном виде представить его в виде формы осуществления инновационной деятельности на различных уровнях управления, предусматривающей совокупность мер, обеспечивающих инновационное развитие; научно-технологических, организационно-управленческих, информационных и финансово-экономических условий инновационного развития экономики; эта-

пов процесса управления инновационным развитием с целевой направленностью повышения конкурентных преимуществ и эффективности деятельности.

В качестве проблемы следует определить задачу формирования принципов данного механизма, его основных аспектов, элементов и компонентов.

Механизм реализации инновационных целей развития экономики является универсальным для любой отрасли, но адаптируется к конкретным условиям организации и управления деятельностью (государства, региона, муниципального образования, организации).

1. Бухтиярова, Т.И., Катаев, С.И. Факторы и направления реализации современной аграрной политики в условиях Пермского края // Инновационное развитие экономики и образования на современном этапе развития России: коллективная монография. Челябинск, ИЦ Уральская академия, 2013. 396 с.

2. Дубынина, А.В. Малый бизнес на инновационном рынке // Национальная интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 29. с. 26-34.

3. Дубынина, А.В. Институциональные основы инновационного развития экономики // Инновационное развитие экономики и образования на современном этапе развития России: коллективная монография. Челябинск, ИЦ Уральская академия, 2013. 396с.

4. Якушев, А.А. Математическая модель в качестве инструмента инновационной активности управленческих решений // Инновационное развитие экономики и образования на современном этапе развития России: коллективная монография. Челябинск: ИЦ Уральская академия, 2013. 396 с.

References

1. Bukhtiyarova, T.I., Katayev, S.I. Faktory i napravleniya realizatsii sovremennoy agrarnoy politiki v usloviyakh Permskogo kraya [Faktory i napravleniya realizatsii sovremennoy agrarnoy politiki v usloviyakh Permskogo kraya] // Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki i obrazovaniya na sovremennom etape razvitiya Rossii: kollektivnaya monografiya. Chelyabinsk, ITS Ural'skaya akademiya, 2013. 396 s.

2. Dubynina, A.V. Malyy biznes na innovatsionnom rynke [Malyy biznes na innovatsionnom rynke] // Natsional'naya interesy: prioritety i bezopasnost'. 2013. № 29. s. 26-34.

3. Dubynina, A.V. Institutsional'nyye osnovy innovatsionnogo razvitiya ekonomiki [Institutsional'nyye osnovy innovatsionnogo razvitiya ekonomiki] // Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki i obrazovaniya na sovremennom etape razvitiya Rossii: kollektivnaya monografiya. Chelyabinsk, ITS Ural'skaya akademiya, 2013. 396 s.

4. Yakushev, A.A. Matematicheskaya model' v kachestve instrumenta innovatsionnoy aktivnosti upravlencheskikh resheniy [Matematicheskaya model' v kachestve instrumenta innovatsionnoy aktivnosti upravlencheskikh resheniy] // Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki i obrazovaniya na sovremennom etape razvitiya Rossii: kollektivnaya monografiya. Chelyabinsk: ITS Ural'skaya akademiya, 2013. 396 s.

UDC330

ORGANIZATIONAL ECONOMIC MECHANISM OF REALIZATION OF ECONOMIC DEVELOPMENT INNOVATIVE GOALS

Bukhtiyarova Tatyana Ivanovna,

Chelyabinsk branch

of Financial University

under the Government

of the Russian Federation,

Professor of Economics and Finance

Department,

Dr. Sc. (Economics), Professor, Chelyabinsk, Russia. E-mail: viola_1_49@mail.ru

Dubynina Anna Valeryevna,

Chelyabinsk branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, Deputy Director for Science, Associate Professor

of Economics and Finance Department, Cand. Sc. (Economics), Chelyabinsk, Russia. E-mail: ann-file@mail.ru

Annotation

The article dwells upon main directions of innovative strategy formation and innovative region politics. The authors develop principles of formation and realization of stimulating mechanism of innovative development. Conditions for formation and realization of organizational economic mechanism with regard to innovative development were specified. The authors identify interdependence and correlation between organizational economic mechanism of increasing of business efficiency and organizational economic mechanism of innovative development.

Key concepts:

organizational and economic mechanism, innovative model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.