Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм привлечения прямых иностранных инвестиций на региональном уровне'

Организационно-экономический механизм привлечения прямых иностранных инвестиций на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1019
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / MECHANISM FOR FDI ATTRACTION / INVESTMENT CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохорова Ольга Владимировна

Рассмотрены аспекты иностранного инвестирования в регионе на основе исследования динамики поступления прямых иностранных инвестиций (ПИИ), их роли в экономике региона. Предложена модель концепции регионального развития на основе привлечения ПИИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organisational and economic mechanism for attracting direct foreign investment at the regional level

This article considers the aspects of foreign investment in the region on the basis of a study into the dynamics of foreign direct investment (FDI) and their role in regional economy. The author proposes a model of regional development concept based on FDI attraction.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм привлечения прямых иностранных инвестиций на региональном уровне»

74

УДК 339.727.22 (470.26)

О. В. Прохорова

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Рассмотрены аспекты иностранного инвестирования в регионе на основе исследования динамики поступления прямых иностранных инвестиций (ПИИ), их роли в экономике региона. Предложена модель концепции регионального развития на основе привлечения ПИИ.

This article considers the aspects of foreign investment in the region on the basis of a study into the dynamics of foreign direct investment (FDI) and their role in regional economy. The author proposes a model of regional development concept based on FDI attraction.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, механизм привлечения ПИИ, инвестиционный климат.

Key words: foreign direct investment, mechanism for FDI attraction, investment climate.

Вопрос привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), активизации инвестиционной деятельности региона стал одним из центральных и актуальных моментов в развитии Калининградской области на ближайшие годы, поскольку ПИИ являются катализатором развития, не только способствуют технологическому обновлению, но и несут в себе значительный потенциал экономических выгод в виде роста занятости населения, более высокой заработной платы, повышения производительности, развития инновационной составляющей региона. Со стратегических позиций иностранный капитал — один из наиболее эффективных способов интеграции национальной экономики в мировое хозяйство. В связи с этим привлечение иностранных инвестиций (ИИ) и их рациональное использование во многом предопределяет качество и устойчивость регионального развития Калининградской области.

На конец 2010 г. в регионе накоплено 724,2 млн долл. ИИ, что на 6,7 % меньше, чем на конец 2009 г., из них на ПИИ приходилось 410,7 млн долл. в 2010 г. (рост за год — 14,9%, или 53,4 млн долл.), что составляет 56,7 % удельного веса всех ИИ в регионе. Динамика поступления ИИ в Калининградскую область за последние 11 лет представлена на рисунке.

Как видно из рисунка, развитие рынка ИИ/ПИИ в Калининградской области носит ярко выраженный цикличный характер, что обусловлено как мировыми особенностями развития экономики, так и российскими и региональными. Именно цикличное развитие и изменчивость инвестиционного рынка обусловливают необходимость постоянного изучения текущей конъюнктуры, выявления основных тенденций ее развития и прогнозирования на будущее.

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 3. С. 74 — 80.

400 000 350 000 300 000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000 0

375 956

206 516

76^36

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Объем ИИ, тыс. долл.

•Объем ПИИ, тыс. долл.

75

Рис. Динамика поступления ИИ и ПИИ в Калининградскую область за 2000 — 2010 гг.

Для рынка ПИИ Калининградской области характерны также значительные конъюнктурные колебания, которые повторяют динамику ИИ в целом. Конъюнктурный бум ПИИ приходится на 2002—2003 гг., когда темп прироста в процентном выражении по отношению к предыдущему году составил 83 и 136 % соответственно. Однако уже в 2005 г. наблюдается снижение объемов ПИИ на 16 % по отношению к 2004-му. В 2007 г. отмечен резкий рост ПИИ — в 3,7 раза; в 2008-м рост составил только 26 %, а в 2009-м произошло уменьшение поступления ПИИ на 68 % по сравнению с 2008 г., что связано с кризисными явлениями в мировой экономике.

Удельный вес ПИИ в ИИ также носит цикличный характер, и их доля ежегодно колеблется: от 12 % в 2002 г. (минимальная доля ПИИ в ИИ) до 53% в 2009-м, однако за последние 11 лет их роль в экономике региона существенно увеличилась (по сравнению с 2000 г. объем ПИИ вырос в 11,5 раза), что подтверждается отраслевой структурой самих ПИИ.

Подобная динамика свидетельствует о крайне осторожном отношении иностранных инвесторов к Калининградской области, их постоянном поиске новых объектов для вложения и ожидании новых условий инвестирования в экономику эксклавного региона. Несмотря на резкие колебания, доля ПИИ увеличивается, что позволяет сделать вывод о стремлении иностранных инвесторов финансировать реальные производственные проекты в регионе.

Исследование структуры ПИИ в Калининградской области за последние 11 лет показало, что наиболее привлекательны для иностранных инвесторов обрабатывающая промышленность (в среднем за последние 5 лет ее доля в общем объеме ИИ составляет 53,9%, которые приходятся на производство пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, производство транспортных средств и оборудования), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий (16,7 %), финансовая деятельность (15,1 %), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (7,8 %), а также транспорт и связь (5,1 %).

76

Сложившееся в России распределение ИИ по отраслям экономики не отвечает потребностям страны в ее модернизации и подчеркивает необходимость разработки национальной промышленной политики и соответствующей ей стратегии в сфере привлечения иностранного капитала.

Распределение ИИ по отраслям промышленности во многом обусловливается краткосрочными интересами зарубежных инвесторов. Они охотно вкладывают средства в отрасли с быстрой оборачиваемостью капитала и окупаемостью, обеспечивающие гарантированный доход: пищевую промышленность (пивоваренную, табачную, кондитерскую), торговлю, общественное питание. В то же время ИИ практически не участвуют в создании в России современных высокотехнологических производств и услуг, которые могли бы коренным образом изменить сложившуюся внешнеэкономическую специализацию страны.

Среди основных стран-инвесторов в экономику Калининградской области наибольшая доля накопленных ИИ на конец 2010 г. приходилась на Кипр (32,6 % от общего объема накопленных на конец 2010 г. ИИ), Данию (14,9 %), США (10,7%), Литву (10,6 %) и Польшу (8,0 %).

В 2010 г. из 10 регионов СЗФО наибольшие объемы ПИИ поступили в Санкт-Петербург, Архангельскую и Ленинградскую области — их доля в общем объеме прямых инвестиций округа составила 67,1 %. На Калининградскую область приходится 3,8 % прямых инвестиций СЗФО, что на 1,8 % больше уровня 2009 г.

Между тем имеющийся потенциал региона не использован в полной мере, существует множество «шероховатостей» и угроз для нормальной инвестиционной деятельности и факторов, препятствующих росту ПИИ.

В Калининградской области объем ИИ, несмотря на их скачкообразный рост за последние 5 лет, в общероссийских масштабах остается небольшим. Приход иностранных инвесторов в регион сдерживается нестабильностью правовой и экономической сферы, институциональными барьерами, неготовностью хозяйственного комплекса региона, особенно объектов инфраструктуры, к принятию иностранных инвестиций.

По оценке инвестиционной привлекательности Калининградская область с 2002 по 2006 г. находится в группе регионов с пониженным потенциалом и умеренным риском (3В1), в 2006—2007 г. рейтинг области повышен до уровня 3А — низкий потенциал, минимальный риск, в основном за счет наименьшего показателя интегрального риска Калининградской области (3-е место). Однако послекризисный период значительно увеличил риски, проблемы в экономической сфере повлекли за собой ухудшение финансового состояния и социального климата, а рейтинг региона был понижен до группы 3С1 — пониженный потенциал, высокий риск. Сейчас область находится в одной группе с такими субъектами РФ, как Республика Дагестан, Забайкальский и Хабаровский края, Сахалинская область. Понижение рейтинга в 2009 — 2010 гг. связано с резким ухудшением показателя риска (на 43 пункта), особенно социального.

Ухудшение инвестиционного климата Калининградской области в 2008—2009 гг. сказалось и на предпочтениях и поведении иностранных инвесторов: резкое уменьшение объема поступления ПИИ в экономику региона — практически в 3 раза. Хотя в целом подобная тенденция связана с мировым структурным кризисом, но сказываются и слабость в ре-

гиональном управлении, недостаточная конкурентоспособность региона, финансовая неустойчивость. Поэтому реализуемые в Калининградской области меры должны быть направлены на усиление позитивных сторон и ослабление недостатков сложившегося здесь инвестиционного климата.

Оценка инвестиционного климата — важный элемент информационно-аналитической базы, позволяющей органам исполнительной власти различных уровней совершенствовать организационно-экономический механизм создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения ПИИ.

Исследование факторов, способствующих и препятствующих формированию благоприятного инвестиционного климата и условий привлечения иностранного капитала, необходимо для формирования четкой и грамотной политики привлечения ИИ, разработки соответствующей стратегии и использования современных адекватных инструментов и механизмов привлечения ИИ в регион и формирования инвестиционной привлекательности. Стратегия привлечения иностранного капитала должна опираться на возможности использования внутреннего и внешнего потенциалов для реализации поставленной цели и нейтрализации и устранения слабостей и угроз.

Обеспечить привлечение ПИИ в региональную экономику в масштабах и структуре, соответствующих растущим потребностям и интересам страны и региона, а также национальным и региональным приоритетным целям, невозможно без совершенствования организационно-экономического механизма их регулирования и привлечения, включающего законодательно-правовую базу, а также административные структуры, методы их деятельности и используемый ими инструментарий привлечения ПИИ.

Механизм регулирования и привлечения ПИИ следует рассматривать как совокупность мер и инструментов, направленных не только на стимулирование притока ПИИ в страну, но и на оптимизацию данного процесса — упорядочение структуры, форм и направленности иностранных инвестиций в соответствии с потребностями и стратегическими интересами региона.

Формирование концепции программы регионального развитии на основе привлечения ПИИ требует:

— четкого целеполагания с учетом целей долгосрочного экономического и социального развития региона;

— создания алгоритма мониторинга конъюнктуры рынка иностранного капитала региона;

— выявления и ранжирования факторов, способствующих и препятствующих привлечению ПИИ;

— совершенствования механизмов и инструментов регулирования и привлечения ПИИ, а также оценки эффективности их использования в системе устойчивого развития региона.

Среди принципов разработки механизма привлечения ПИИ в Калининградской области в статье рассматриваются следующие.

• Стратегическая ориентация, которая выражается в разработке и реализации стратегий и программ развития области, инвестиционной деятельности, мероприятий по улучшению инвестиционного климата и при-

77

78

влечению ПИИ. Основными системообразующими элементами управления инвестиционным развитием региона в сфере ПИИ выступают долгосрочная стратегия его развития, федеральное, региональное и местное инвестиционное законодательство, региональные программы государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также инвестиционный потенциал территории. Центральное место в схеме взаимосвязи этих элементов занимает программа государственной поддержки деятельности иностранных инвесторов в регионе, которая формируется под воздействием региональной стратегии и инвестиционного законодательства и, в свою очередь, прямо воздействует на инвестиционный потенциал региона. Стратегия общеэкономического и инвестиционного развития Калининградской области зафиксирована в официальных документах:

— «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу» (в частности, «Стратегия развития Калининградской области до 2031 г.») — постановление Правительства Калининградской области от 9 марта 2007 г. № 95;

— «Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007—2016 годы» — закон Калининградской области от 28 декабря 2006 г. № 115;

— «Федерально-целевая программа развития Калининградской области до 2014 года» — постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866, дополнена и продлена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 г. № 335;

— «О целевой программе Калининградской области «Развитие инвестиционной деятельности» на 2011 — 2015 годы» — постановление Правительства Калининградской области от 12 июля 2011 г. №530;

— ряд целевых программ во всех сферах жизнедеятельности, которые в целом направлены на развитие региона, например Целевая программа Калининградской области «Областная инвестиционная программа на 2009—2014 годы».

В рамках данных документов предложен комплекс организационно-правовых мер, создающих условия для нормального функционирования и развития региона и стимулирующих инвестиционную и предпринимательскую активность в развитие инфраструктуры, а также формирующих благоприятную правовую и инвестиционную среду за счет решения системных проблем.

• Постепенность и выборочность преобразований в политике регулирования ПИИ.

• Управляемость, выражающаяся в целенаправленных действиях органов власти и специальных институтов регулирования и привлечения ПИИ в регионе. Функции управления инвестиционной деятельностью в Калининградской области осуществляет Министерство экономики Правительства Калининградской области, в частности Департамент инвестиционной политики, который включает в себя отдел инвестиций, отдел инновационной деятельности и отдел координации программ.

• Дифференцированность (как в отраслевом аспекте привлечения ПИИ — в отношении отдельных видов деятельности, отдельных компаний и инвестиционных проектов, так и в приоритетах регионального развития, страновых приоритетах привлечения ПИИ в область). На

региональном уровне это стимулирование экспорта и импорта новых технологий, привлечения ПИИ в отрасли, имеющие особо важное значении для роста экономики на перспективу: высокотехнологичные отрасли, энергетика, дорожное строительство, портовое хозяйство, энергетическая инфраструктура, машино- и судостроение, нефтяная промышленность, туристско-рекреационный комплекс.

• Гибкость и прогнозируемость, сохранение сбалансированной структуры.

• Безопасность — защита интересов иностранных инвесторов при соблюдении национальных и региональных интересов.

В модели механизма регионального развития на основе привлечения ПИИ модели можно выделить три блока. Первый — блок формирования концепции регионального развития на основе привлечения ПИИ на базе информации, полученной в результате мониторинга и исследования рынка ПИИ, инвестиционного климата и факторов инвестиционной привлекательности, а также разработки дерева целей. Формирование данной концепции строится на основе федеральной и региональной стратегии и программ как развития всего региона, так его инвестиционной деятельности. Второй блок предполагает формирование условий и мотивационного механизма, обеспечивающих и стимулирующих приток ПИИ за счет совершенствования подсистем привлечения этих инвестиций:

— законодательная и нормативно-правовая составляющая процесса иностранного инвестирования;

— мероприятия по улучшению инвестиционного климата;

— разработка мотивационного механизма привлечения ПИИ (страхование, гарантии, льготы и т. д.);

— институциональное развитие;

— развитие инфраструктуры;

— информационное обеспечение процесса привлечения ПИИ;

— сбалансированное отраслевое развитие;

— развитие инновационной деятельности в регионе.

На основе двух первых блоков формируются конкретные инструменты и механизмы привлечения ПИИ. Третий блок модели непосредственно связан с оценкой эффективности привлеченных ПИИ и результативности их использования, что рассматривается с точки зрения влияния данных инвестиций на развитие экономики принимающего региона, что может проявляться напрямую (так как ПИИ являются источником дополнительного капитала для отраслей и секторов экономики) или косвенно, за счет присущих ПИИ эффектов. Косвенные эффекты ПИИ могут быть представлены международным перемещением знаний и технологий в отрасли и сектора региона, а также за счет стимулирующего влияния конкуренции.

Исследование рынка ИИ, в том числе и рынка ПИИ, показало, что иностранный капитал играет огромную роль в развитии региональной экономики, а иностранные инвесторы заинтересованы в развитии отношений с российским эксклавом и готовы вкладывать свои средства, о чем свидетельствует положительная динамика вложений ИИ/ПИИ. В период восстановления после мирового финансового кризиса и по-

79

80

следующего посткризисного развития разворачивается напряженная конкурентная борьба за инвестиционные ресурсы. Поэтому основной задачей становится создание максимально благоприятных условий для привлечения и продвижения ИИ в регион, а также поиск новых факторов, стимулирующих развитие национальной экономики, благодаря которым регион сможет конкурировать на рынке внешних инвестиций. А совершенствование организационно-экономического механизма привлечения ПИИ позволит выработать как стратегические, так и тактические подходы к проблеме увеличения притока и использования зарубежных средств в экономике региона.

Список литературы

1. Официальный сайт Правительства Калининградской области. URL: http://www.gov.kaliningrad.ru.

2. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. URL: http://kaliningrad.gks.ru

3. Хазанович Э. С. Иностранные инвестиции: учебное пособие. М., 2009.

Об авторе

Ольга Владимировна Прохорова — ассист., Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

E-mail: pov-555@mail.ru

About author

Olga V. Prokhorova — Lecturer, Department of Management, Immanuel Kant Baltic Federal University.

E-mail: pov-555@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.