Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты развития пассажирских автотранспортных предприятий'

Организационно-экономические аспекты развития пассажирских автотранспортных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
968
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ПАССАЖИРОПОТОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барабанова Мария Александровна

В статье рассмотрены организационно-экономические аспекты развития пассажирских автотранспортных предприятий. Определены современные особенности развития предприятий: сокращение пассажиропотока, усиление конкурентной борьбы. Рассмотрены финансовые результаты деятельности транспортных организаций, предложены направления дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барабанова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты развития пассажирских автотранспортных предприятий»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 330

Барабанова Мария Александровна

магистрант Уфимского государственного нефтяного технического университета

г. Уфа, РФ E-mail: mari.bar-1992@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКИХ

АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены организационно-экономические аспекты развития пассажирских автотранспортных предприятий. Определены современные особенности развития предприятий: сокращение пассажиропотока, усиление конкурентной борьбы. Рассмотрены финансовые результаты деятельности транспортных организаций, предложены направления дальнейшего развития.

Ключевые слова

Автотранспортное предприятие, транспортные услуги, пассажирские перевозки, транспортная стратегия, конкуренция, пассажиропоток.

Развитие транспортного комплекса имеет определяющее значение для устойчивого функционирования экономики и социальной сферы государства.

Основополагающая роль автомобильного транспорта в социально-экономическом развитии регионов РФ заключается в удовлетворении транспортных потребностей населения и экономики, создании необходимых коммуникационных условия для обеспечения единства экономического пространства. В настоящее время автомобильным транспортом в РФ перевозится более 11000 млн. человек и более 5400 млн. тонн грузов ежегодно [3].

Из общего объема пассажирских автотранспортных перевозок около 42% осуществляется внутри городов, 36% - в пригородном и 22% в междугородном сообщении, обеспечивая регулярными перевозками более 1,7 тыс. городов и поселков городского типа и около 85 тыс. сельских населённых пунктов. При этом автобусный транспорт выполняет важную социальную роль, обеспечивая подвижность наиболее экономически незащищённых слоёв населения.

Уровень развития пассажирских перевозок в регионах РФ различен и в значительной степени зависит от внешних условий: состояния дорожной сети и транспортной инфраструктуры, территориального расположения предприятий в городах, демографической ситуации, плотности населения (таблица 1) [5, с. 33].

Таблица 1

Динамика пассажиропотока по федеральным округам РФ за 2005-2014 гг.

Федеральный округ РФ Перевезено пассажиров, тыс. человек

2005 2010 2011 2012 2013 2014

Центральный ФО 719119 557013 616779 681016 718565 720062

Северо-западный ФО 168813 108348 102081 105239 101479 97526

Приволжский ФО 155059 87695 86323 86683 83907 78331

Сибирский ФО 148748 86325 80966 77413 74688 70394

Южный ФО 42716 36431 37629 40271 42741 51276

Уральский ФО 44877 41604 39250 39645 33666 30855

Дальневосточный ФО 30632 18676 18638 16197 13984 12576

Северо-Кавказский ФО 12059 10180 10439 10460 9695 7296

Крымский ФО 6033

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

В таблице 1 представлена динамика пассажирских автотранспортных перевозок по регионам РФ. Можно отметить, что к настоящему моменту времени в большинстве регионов РФ наблюдается сокращение пассажирских перевозок. В целом по России пассажиропоток с 2005 по 2014 год сократился на 29%. Данная тенденция обусловлена изменением потребностей населения в направлении стремления к комфортности, быстроте, индивидуализации поездок, в связи с чем усиливается автомобилизация населения.

Тенденция сокращения пассажиропотока приводит к усилению конкурентной борьбы на рынках пассажирских перевозок. При этом растет удельный вес индивидуальных предпринимателей в общем числе перевозчиков [2, с.25].

В РФ по состоянию на конец 2014 г. функционировало 163 тыс. транспортных организаций, в их числе 7% составляют малые предприятия и 51% - микропредприятия.

Таким образом, конкурентная борьба на рынках автотранспортных услуг осложняется тем, что основными конкурентами крупных АТП являются частные перевозчики.

При этом:

- услуги частных перевозчиков зачастую не соответствуют требованиям качества: часто используется устаревший подвижной состав, отсутствует надлежащий контроль за прохождением водителем ежедневных предрейсовых медосмотров, а также контроль перед выпуском автобуса на линию;

- значительная часть частных перевозчиков функционирует в теневом секторе экономики в целях уклонения от налогообложения по налогу на прибыль и страховым взносам с заработной платы сотрудников;

- многие перевозчики работают без согласования графиков и маршрутов с администрациями городов, произвольно открывая и закрывая маршруты;

- наблюдаются случаи недобросовестной конкуренции со стороны «частников», в том числе, препятствование осуществлению перевозок конкурентами.

В данных условиях особенно возрастает значимость нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность участников перевозочного процесса. В настоящее время ожидания крупных автотранспортных предприятий возлагаются на вступление в силу в июле 2016 года статей 33-35, 40 Федерального закона № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Значительный интерес представляют следующие положения данных статей закона:

1) В отсутствие водителя стоянка транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок с 22 часов вечера до 6 часов утра должна будет осуществляться исключительно на парковках, соответствующих установленным требованиям.

2) Осуществление регулярных перевозок будет производиться исключительно по контракту с администрацией города, при заключении которого перевозчик получит свидетельство об осуществлении перевозок и карты маршрутов.

3) Вводятся следующие административные наказания:

- посадка либо высадка пассажиров в неустановленных местах влечет наложение штрафа на водителя в размере 3000 рублей;

- стоянка в ночное время вне установленных мест: штраф на водителя - 5000 рублей; на юридических лиц - 20000 рублей;

- отсутствие карты маршрута: штраф на водителя - 5000 рублей; на должностных лиц - 30000 рублей; на юридических лиц - 300000 рублей.

Таким образом, данный закон устанавливает основные правила регулярных пассажирских перевозок и направлен, в том числе, на решение проблем недобросовестной конкуренции на автомобильном транспорте. В дальнейшем, работа по повышению конкурентоспособности АТП также должна быть в большей степени направлена на совершенствование качества оказываемых услуг за счет снижения трансакционных издержек взаимодействия с участниками рынка, повышения уровня взаимной лояльности с органами государственной власти [6, 9-13].

В настоящее время предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки, находятся в сложных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

экономических условиях. Согласно данным Государственного комитета статистики, по состоянию на конец 2014 г. 37,7% транспортных организаций РФ получили убытки, общая сумма которых составила 78734 млн. руб. Среди пассажирских АТП гораздо большая доля получивших убытки, в сравнении с другими видами транспорта (рисунок) [6, с. 86].

Воздушный и космический транспорт Н 21473

Внутренний водный транспорт 2369

Морской транспорт 177

Транспортирование по трубопроводам 245019

Городской электрический транспорт 1192

Автомобильный грузовой транспорт 17693

Автобусный пассажирский транспорт £--5652

Железнодорожный транспорт И48071

-50000 0 50000 100000 150000 200000 250000 300000 Рисунок - Финансовый результат деятельности транспортных организаций РФ за 2014 год

Из рисунка видно, что общий финансовый результат пассажирских предприятий автомобильного транспорта в 2014 году отрицателен. Можно также отметить низкий финансовый результат и на других видах пассажирских перевозок, в частности, по городскому электрическому транспорту.

Следовательно, ситуация на рынке пассажирских автомобильных перевозок в настоящее время представляет серьезную проблему и требует принятия стратегических решений на уровне государства и отдельных предприятий. Необходимо скорейшая модернизация производственной базы и обновление парка подвижного состава. Учитывая, что собственные средства АТП недостаточны для значительных капитальных вложений, необходимо развивать возможные направления привлечения инвестиционных ресурсов, в частности, системы кредитования и лизинга. Дальнейшее развитие пассажирских перевозок будет происходить под влиянием государственной политики в области развития транспорта и выполнения целей и задач Транспортной стратегии РФ.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

2. Барабанова М.А. Перспективы развития конкурентоспособности автотранспортных предприятий // Символ науки. - 2016. - №4. - С. 24-28.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

4. Развитие механизмов эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур в регионе. Маликов Р.И., Харисов В.И., Гришин К.Е., Ибрагимова Н.У., Арапов В.В., Никонова С.А., Шайхутдинова Г.Ф., Хисаева И.Ш., Леонтьева И.М., Ивановский В.Ю., Симонова Т.Ю.Научное издание / Под редакцией В.И. Харисова. Уфа, 2012.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Статистический сборник. / Росстат. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2015. - 1266 с.;

6. Транспорт и связь в России. 2014: Статистический сборник. / Росстат. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2014. - 114 с.;

7. Харисов В.И. Развитие системы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Уфа, 2008

8. Харисов В.И. Развитие системы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур// Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Уфа, 2008

9. Харисов В.И. Направления развития конкурентоспособности предпринимательских структур//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 73-1. С. 483-485.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

10. Харисов В.И., Акчулпанов Ю.К. Развитие потенциала конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях неопределенности // Вестник ВЭГУ. 2015. № 5 (79). С. 109-118.

11) Development of assessment tools for economic activity of regional business//Malikov R.I., Sharipova I.M., Kharisov V.I., Sunaeva G.G., Mukhametova D.D. Mediterranean journal of social sciences. 2015. т. 6. № 5s2. с. 434-444.

© Барабанова М.А., 2016

УДК 338.2

Безверхая Екатерина Николаевна,

студентка 3 курса, Кравцова Светлана Ивановна,

ст. преподаватель учетно-финансового факультета ФГБОУ ВПО «Кубанский ГАУ», г. Краснодар, Российская Федерация Е-mail: ekaterinabezverhaya@mail.ru

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Аннотация

В статье рассмотрены существующие определения к понятия «управленческий учет», обозначены его характерные черты. Раскрыта необходимость ведения управленческого учета.

Ключевые слова

Управленческий учет, бухгалтерский учет, сельское хозяйство, эффективное управление,

управленческие решения.

В условиях современной конкурентоспособной рыночной экономки сильно усложнился процесс управления организацией, которая в полной мере обладает как хозяйственной, так и финансовой самостоятельностью. Эффективное управление производственной деятельностью экономического субъекта с каждым днем зависит все больше от информированности руководителей структурных подразделений. Оперативную информацию руководство получает, прежде всего, на основе данных управленческого учета.

Что же такое управленческий учет и для чего он нужен?

Ивашкевич В. Б. считает, что «управленческий учет - это область знаний и сфера деятельности, связанная с формированием и использованием экономической информации для управления внутри хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы, банка и т.п.)». Его основной целью является помощь руководителям структурных подразделений в принятии экономически обоснованных решений. Управленческий учет в основном пользуется теме же принципами, что и финансовый [3].

По мнению Вахрушиной М. А. управленческий учет является самостоятельным направлением бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки как организации в целом, так и ее структурных подразделений. Данный процесс включает обнаружение, измерение, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, которая нужна управленческому аппарату для выполнения его функций. Управленческий учет есть важный элемент системы управления организацией, он используется параллельно с системой финансового учета. Главная задача управленческого учета заключается в составлении отчетов, информация из которых необходима собственникам организации, а также руководителям структурных подразделений. Данные отчеты должны включать в себя информацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.