А.Д. Лебедева
Кубанский социально-экономический институт, профессор кафедры общетеоретических и государственно-правовых дисциплин, к.ю.н.
A.D. Lebedeva Kuban social and economic Institute Professor of the chair of theoretical and state-legal disciplines
candidate of legal Sciences
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества Annotation. The article is devoted to the topical problems of criminal-Executive inspections on execution of punishments and measures of criminal-legal nature without isolation from the society
Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, условно осужденные.
Key words: criminal-Executive inspection, deprivation of the right to occupy certain positions or engage in certain activities, compulsory works, corrective works, restriction of freedom, the conditionally convicted.
ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ И МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Современная уголовная политика Российской Федерации характеризуется усилением борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. Проявляется это, прежде всего, в увеличении предусмотренных УК РФ видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширении круга оснований их применения, совершенствовании регламентации их исполнения.
Концепция развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в качестве одной из задач предусматривает расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы. [1]
Судебная практика также развивается по пути расширения применения мер, не связанных с лишением свободы. Ныне они составляют около 60% от всех судебных решений. Это в полной мере отвечает Минимальным стандартным правилам ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), и Европейским правилам общинных (альтернативных) санкций и мер [2].
Современная уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания без изоляции осужденного от общества. Таким учреждением является уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России.
До недавнего времени уголовноисполнительные инспекции находились в составе МВД России, как структура территориальных (районных, межрайонных, городских) органов внутренних дел. В 1999 году уголовноисполнительные инспекции переданы в состав
уголовно-исполнительной системы Минюста России. Взаимоотношения инспекций и органов внутренних дел регулируются совместными ведомственными правовыми актами. Перевод уголовно-исполнительных инспекций в ведение Минюста России, первые шаги на пути их реформирования свидетельствуют о реальных возможностях для превращения этих учреждений в эффективную и престижную службу, открытую для контроля общественности, располагающую большим профилактическим потенциалом.
Сегодня уголовно-исполнительные инспекции - это учреждения уголовноисполнительной системы, исполняющие наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей до четырнадцатилетнего возраста, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
По данным ФСИН России в 2011 на учете состояло 475 050 осужденных, в том числе осужденных к исправительным работам - 30 007 чел., к обязательным работам - 21 419 чел., к лишению права занимать должность -22 260 чел. [3] Рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расшире-
ния практики назначения данных наказаний судами. [4]
Правовой основой деятельности уголовно-исполнительной инспекции являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний.
Новый Уголовный кодекс Российской Федерации существенным образом расширил перечень наказаний, не связанных с лишением свободы. На сегодняшний день уголовноисполнительные инспекции в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации исполняют четыре вида наказания, к которым относятся исправительные и обязательные работы, ограничение свободы, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Также они осуществляют контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей до четырнадцатилетнего возраста, которым судом отсрочено отбывание наказания.
Одной из основных задач уголовноисполнительной инспекции является предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете. Инспекции рассматривают заявления, жалобы и другие обращения осужденных и граждан по вопросам, отнесенным к их компетенции [5].
За время проведения реформы уголовноисполнительной системы уголовно-
исполнительные инспекции предприняли лишь первые шаги. В деятельности инспекций используется широкое привлечение к их работе общественности, добровольных помощников, их обучение формам и методам профилактики и воспитания осужденных. Кроме того предстоит воссоздать ранее действовавшие и оправдавшие себя общественные институты - корпус общественных инспекторов уголовно-исполнительных инспекций, попечительские советы и другие объединения. Необходимо также привлечение органов местного самоуправления, занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных. В свою очередь участие общественности, широкая пропагандистская кампания будут способствовать изменению в общественном сознании сложившихся карательных установок.
В целом гуманизация уголовной политики и судебной практики, когда наказание в виде лишения свободы применяется как крайняя мера, является благоприятным фактором развития
уголовно-исполнительной системы. С одной стороны, это позволяет улучшить материальнобытовые условия отбывания наказания, оградить от влияния преступной среды тысячи граждан. С другой - появляется возможность развивать и совершенствовать деятельность учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества, которые потенциально более эффективны, чем лишение свободы.
Несмотря на позитивные моменты, связанные с гуманизацией уголовной политики, введение альтернативных лишению свободы наказаний в рамках деятельности уголовноисполнительных инспекций сталкивается с рядом проблем (прежде всего организационноправового характера). Они обусловлены неоп-тимальностью правового регулирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций, проблемами в кадровом обеспечении, несовершенством организации труда сотрудников данных подразделений, проблемами организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с другими правоохранительными структурами и иными организациями. [6]
В рамках проводимой реформы уголовноисполнительной системы с целью обеспечения эффективного исполнения альтернативных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества необходимо: обеспечение и внедрение в деятельность уголовноисполнительных инспекций телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и ведения электронных личных дел осужденных, создание единой базы учета осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества; обеспечение уголовно-исполнительных инспекций аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами надзора и контроля в целях эффективного контроля за осужденными без изоляции от общества; придание социальной направленности работе уголовно-исполнительных инспекций, предусматривающей ресоциализацию, формирование правопослушного поведения осужденных без изоляции от общества; улучшение материально-технического обеспечения уголовно-исполнительных инспекций, а также обеспечение их собственными помещениями. [7]
Будущее, безусловно, за службой альтернативных наказаний. При этом по-нашему мнению важной составляющей в деятельности уголовно-исполнительной инспекций являются: соблюдение законности при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции осужденных от общества; активизация работы по подготовке материалов в отношении осужденных, подавших ходатайство на имя Президента Российской Федерации о помиловании и направление их по инстанции в установленные сроки; активизация работы по примене-
нию норм Кодекса об административных правонарушениях РФ в рамках предоставленной компетенции; проведение работы с личным составом уголовно-исполнительных инспекций, направленной на исключение случаев совершения сотрудниками правонарушений, в т.ч. коррупционной направленности; укрепление служебной дисциплины, повышение персональной ответственности сотрудников за порученный участок работы, а также создание здорового микроклимата в коллективе.
Таким образом, эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечивать защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщение преступного сообщества, снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Литература и источники:
1. Собрание законодательства. 25.10.2010№43. ст.5544.
2. Ялунин В.У. Реформа уголовноисполнительной системы современной России: проблемы, тенденции, перспективы - / Дис. на соиск. уч. степ. к.ю. н
3. http://fsin.su/
4. Концепция развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Собрание законодательства.
25.10.2010.№43. ст.5544.
5. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060.
6. Шаталов Ю.Н. Актуальные проблемы деятельности уголовно-исполнительных инспекций // Человек: преступление и наказание. 2009.№1. с.50-51.
7. Концепция развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Собрание законодательства.
25.10.2010.№43. ст.5544.