Научная статья на тему 'Оранжерея Спасского – хозяйственный и историко-культурный элемент русского усадебного комплекса'

Оранжерея Спасского – хозяйственный и историко-культурный элемент русского усадебного комплекса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2142
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оранжерея / русская усадьба / объект культурного наследия / реставрация / зимний сад / greenhouse / Russian manor / an object of cultural heritage / restoration / winter garden

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галимова Лилия

Cтатья посвящена предпроектному этапу реставрации оранжереи усадьбы Спасское, основана на исторических и натурных изысканиях на данном обьекте культурного наследия. Итогом этой работы служит графическая реконструкция главного фасада оранжереи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the pre-project phase of the restoration of the greenhouse of the estate Spassky, based on historical and natural researches on this object of cultural heritage. The result of this work is a graphic reconstruction of the main facade of the greenhouse.

Текст научной работы на тему «Оранжерея Спасского – хозяйственный и историко-культурный элемент русского усадебного комплекса»

ОРАНЖЕРЕЯ СПАССКОГО - ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ РУССКОГО УСАДЕБНОГО КОМПЛЕКСА

ГАЛИМОВА Лилия, главный архитектор проекта архитектурно-проектная мастерская ASG

Аннотация: статья посвящена предпроектному этапу реставрации оранжереи усадьбы Спасское, основана на исторических и натурных изысканиях на данном обьекте культурного наследия. Итогом этой работы служит графическая реконструкция главного фасада оранжереи.

Ключевые слова: оранжерея, русская усадьба, объект культурного наследия, реставрация, зимний сад.

Abstract: The article is devoted to the pre-project phase of the restoration of the greenhouse of the estate Spassky, based on historical and natural researches on this object of cultural heritage. The result of this work is a graphic reconstruction of the main facade of the greenhouse.

Keywords: greenhouse, Russian manor, an object of cultural heritage, restoration, winter garden.

Там, за мглой покатых стекол, гарь и пятна ржавых крыш Здесь парной душистый воздух, гамма красок, зелень, тишь...

Гликберг Александр Михайлович

ИСТОРИЯ ЗИМНИХ САДОВ И ОРАНЖЕРЕЙ

По дошедшим до нас историческим материалам можно заключить, что первые зимние сады возводили еще в Египте, а первые конструкции, чем-то напоминающие сооружения зимнего сада, появились в Древнем Риме. Ботанические сады и оранжереи создавались в эпоху Возрождения, а в XVI веке прообразом зимнего сада в Европе являлись так называемые дома померанцев - обыкновенные теплицы, в которых выращивали экзотические растения и плоды. В начале XVII века в Англии в замках, усадьбах и загородных домах начали появляться первые прототипы оранжерей и зимних садов. В России еще в XIX веке пользовались популярностью веранды, которые

по своему функциональному назначению практически соответствуют зимнему саду.

Родоначальниками оранжерей являются французы, ещё в XVI веке они строили специальные сооружения для сохранения экзотических и теплолюбивых растений. Самыми популярными растениями в те времена были апельсиновые деревья, от этого и пошло название оранжерея от (orange - апельсин). Затем померанцевые домики, где выращивались цитрусовые - лимоны и апельсины - распространились по всей Европе.

В историю вошел прием голландского короля Вильгельма (XVII век) в зале, украшенном миниатюрными деревцами и кустарниками. После чего европейская аристократия, приняв данный опыт как «призыв к действию», ставила задачу перед

своими садовниками сооружать оранжереи и выращивать там экзотические виды растений. До настоящего времени существует Версальская оранжерея, возникшая еще во время правления Людовика XIV, где проводятся роскошные приемы и празднества.

На севере Европы оранжерея была построена в ботаническом саду города Лейдена (Голландия) в 1599 году. Она была стеклянной и отапливалась с помощью печей. В оранжереях, появившихся в Англии в XVII веке, тепло поддерживалось самыми разными способами. Например, в Оксфорде отопление оранжерей осуществлялось с помощью специальных, наполненных горящим древесным углем тележек - «жаровен», а в 1685 году в Челси начал применяться подземный подогрев почвы.

Еще одна известная оранжерея находится в Потсдаме (Германия) во дворце Сан-Суси. Оранжерея построена в виде одноэтажного дворца в стиле итальянского ренессанса удлиненной формы с двенадцатью крупными окнами-дверьми, через которые король Фридрих мог выйти прямо в сад. Проект Оранжерейного дворца был подготовлен по эскизам короля архитекторами Фридрихом Августом Штюлером (1800-1865) и Людвигом Фердинандом Гессе (1795-1876). В одном из залов Оранжерейного дворца разместилась картинная галерея с копиями творений Рафаэля. Бывшие гостевые апартаменты и помещения для прислуги используются под музей и Главным архивом земли Бранденбург, а в залах дворца проводят зиму кадки с экзотическими растениями из парка Сан-Суси.

Российские оранжереи также имеют богатую историю, уже в конце XVII века в России появились первые «оранжерейные палаты», которые обогревались с помощью дровяных печей. Это были оранжереи, расположенные в набережных садах Московского Кремля. Наиболее богатые русские дворяне также не отказывали себе в удовольствии содержать теплицы, где выращивались экзотические деревья и растения. Так, князь М.А. Черкасский в своем подмосковном имении Архангельское выращивал в двух своих оранжереях заморские растения, такие как лавр, персик, олеандр и др. В начале XVIII века, после основания Петром I Санкт-Петербурга, вышел указ о строительстве двух оранжерей. Первая оранжерея заложена в 1704 году вместе с Летним садом, вторая чуть позже - в Аптекарском огороде (Императорский Ботанический сад). Сегодня бывший Аптекарский сад принадлежит Ботаническому институту им. В.Л. Комарова, и площадь его оранжерей составляет 1 га. В коллекции института находятся более 7,5 тысяч растений разных видов. С легкой руки российского императора очень скоро оранжереи, которые раньше предназначались в основном для выращивания тропических плодов (ананасов, апельсинов и др.), стали обязательным элементом дворцовых ансамблей и богатых усадеб. Очень часто они выполняли одновременно несколько функций: служили и стеклянными питомниками, и танцзалами, и даже галереями, украшенными выдающимися скульптурами и картинами. Одни теплицы являлись продолжением покоев вельмож, а другие - возводились со светопрозрачной крышей отдельным сооружением.

Аптекарский огород или Филиал Ботанического сада МГУ

В оранжереях этого не очень большого, но чрезвычайно уютного парна собраны растения со всех уголков земли. «Экспонатами» этого своеобразного музея являются живые растения, распределенные по нескольким климатическим зонам с различными условиями выращивания, разным климатом, похожим на природные условия их далекой родины. А благодаря ежедневному труду поколений садовников тут произрастают такие интересные и старые экземпляры, как двухсотлетние пальмы, саговник, который подарил граф А.Г. Разумовский из своей частной коллекции в 1820 году. Особенный акцент в оранжерее сделан на полезные лекарственные растения: пряно-ароматические, эфирно-масличные и прочие (ил.1).

Ил. Т.Оранжерея. Ботанический сад МГУ г.Москва.

Главный ботанический сад имени Н.В. Цицина РАН в Москве

Даже когда с наступлением холодов этот крупнейший в Европе сад засыпает, в его оранжереях царит вечное лето. Не зря это место причисляют к известным мировым оранжереям, ведь здесь собрано шесть тысяч видов и культурных форм теплолюбивых растений, особенно стоит отметить самую большую в стране коллекцию орхидей, азалий и папоротников. А местная экспозиция водных и прибрежных растений стоит наравне с лучшими коллекциями оранжерей Европы. Это единственное место в нашей стране с уникальным собранием бонсай (ил.2.)

Ил. 2. Главный ботанический сад имени Н.В. Цицина РАН в Москве.

Пир ыекуеетБ

№4 (16) 2016

Усадьба Кусково

Сады и парни конца XVIII - начала XIX вв. играли роль если не частных ботанических садов, то обширных коллекций растений. Такие вельможи, нан Шереметевы, Голицыны, Юсуповы наперегонки старались привить в Отечестве последние европейские достижения, интерес к естественнонаучным исследованиям, ботанике, и географическим открытиям (ил.3).

Ил. 3. Большая каменная оранжерея, южный фасад.

В 1761-62 гг. по проекту Ф. Аргунова на месте старой деревянной оранжереи была возведена Большая каменная оранжерея, или Оранжерейный дом, с центральным восьмиугольным павильоном, стоящим между двумя стеклянными галереями, завершающимися небольшими одноэтажными павильонами. Постройка отдаленно напоминает дворец Сан-Суси. Она выполняла роль не только оранжереи, но и танцевального зала. В 1780 году именно здесь был устроен «цветочный бал» в честь визита Екатерины II.

Центральный павильон сделан двухъярусным, с южной стороны, обращенной к Дворцу, он увенчан балюстрадой с декоративными вазами. Павильоны оранжереи обильно украшены колоннами, лепниной и гербами. Игра светотени на всех этих элементах контрастирует с простотой частых переплетов стеклянных галерей.

Декоративное оформление южного фасада оранжереи было обусловлено необходимостью зрительно укрупнить его, чтобы он не терялся в конце 300-метрового партера. Зато северный фасад гораздо скромнее и выглядит как одноэтажный корпус с трехчастным делением. С северной стороны боковые павильоны гладкие, с двумя рядами окон и без куполов, видимых с юга.

Огромные входные двери Оранжереи сделаны намеренно широкими и высокими соответственно моде на платье конца XVIII века, что идет вразрез с функциональным назначением здания. Такие двери позволяли спокойно и беспрепятственно входить

кавалеру с дамой, одетой в платье с фижмами, в танцевальный зал и боковые павильоны. Зал сделан двусветным за счет арочных окон над дверью, которые подчеркивают высоту и торжественность обстановки. Внутри зал опоясан балконом, предназначенным для оркестрантов. Боковые застекленные галереи, завершающиеся одноэтажными павильончиками, служили зимним садом и местом отдыха для прогуливающихся пар и маменек, поджидающих своих дочерей. Зимние сады были обязательным «райским уголком» русских усадеб и показателем состоятельности хозяев.

Шереметевы не жалели средств на высококвалифицированный персонал, они приглашали самых известных иностранных мастеров, отдавая им в подчинение крепостных, перенимавших секреты их мастерства. Так крепостные становились музыкантами, балетмейстерами и актерами, художниками, архитекторами и садовниками. Крепостные садовники графа сами разводили в оранжереях особо ценившиеся тогда померанцевые, апельсиновые, лимонные, а также кофейные и лавровые деревья. Оранжерея Кускова содержала одну из самых богатых коллекций экзотических растений и цветов в России. Несмотря на суровые климатические условия, мастерство садовников того времени позволяло круглогодично выращивать в оранжереях цветы и экзотические фрукты к столу знати. Росли и созревали в оранжереях Кускова персики и ананасы, апельсины и лимоны. Шереметев любил блеснуть, послав в декабре к столу императрицы корзинку с персиками из своих оранжерей.

Американская оранжерея

Рядом с Оранжерейным домом в восточной части парка находится Американская оранжерея, которая была предназначена исключительно для хозяйственных нужд. Это одна из самых ранних построек в Кускове. Пять секций оранжереи на каменном фундаменте, различно ориентированные к солнцу, были построены в 1750-х годах. Имя архитектора осталось неизвестным, ведь ценность этого здания была обусловлена лишь выращиваемыми здесь экзотическими и декоративными растениями.

Откуда же появилось столь необычное для России того времени название - Американская оранжерея? «Каталог растений» 1786 года прозаично разъясняет термин «американская оранжерея» как постройку «большого тепла». Пять секций здания имели собственные названия: Кофейная, Персиковая, Большая оранжевая, Косая оранжевая и Крайняя оранжевая. Оптимального использования солнечного света добивались различным наклоном крыш, а также «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго-восток и юго-запад, что позволяло подобрать наиболее благоприятный режим для выращивания теплолюбивых рас-

тений. Для усиления теплового эффекта галереи были застеклены дешевым зеленоватым стеклом. Выращенные здесь абрикосы, персики, ананасы, виноград и кофе служили не только украшением торжественных обедов щедрого хозяина, но и поставлялись к столу именитых вельмож, таких как князь Г.А.Потемкин. Восемь лавровых деревьев, насчитывающие по 300 лет, пережили всех хозяев усадьбы и еще продолжают расти. Современное здание Американской оранжереи было воссоздано на месте частично сохранившейся постройки в 1970-80-х гг.

Со сменой поколений хозяев Кусково постепенно утрачивало свою роскошь. Для ликвидации последствий постоя французов в 1813-15 годах в усадьбе был произведен ремонт, но прежний блеск уже был утрачен, в 1830-х годах разобрали здание театра, Столбовую и Китайскую беседки возле Голландского домика. После отмены крепостного права в 1861 году содержать регулярный парк без штата бесплатных садовников стало практически невозможно. Парк стал приходить в запустение и зарастать. В конце XIX века большая часть земель усадьбы была нарезана и продана под дачные участки. Все имущество Шереметевых было национализировано сразу после Октябрьской революции. Именно это позволило сохранить усадьбы Кусково и Останкино от разгрома. Последний владелец Кускова - Сергей

Дмитриевич Шереметев - после 1917 года проживал в своем московском доме на Воздвиженке. В ноябре 1918 года чекисты конфисковали всю переписку, дневники и ценные вещи графа, владелец которых уже не поднимался с кровати. Через месяц 75-летний граф скончался и был похоронен на кладбище Ново-Спасского монастыря.

В 1919 году Кусково превращается сначала в краеведческий музей, а потом в архитектурно-художественный заповедник, который в 1932 году был совмещен с музеем прикладного искусства. Позже музей был преобразован в музей фарфора и керамики, который сейчас разместился в помещениях двух оранжерей Кускова.

В основе собрания музея лежит коллекция А.В.Морозова из более чем 3000 фарфоровых изделий XVIII века, главным образом мейсенского фарфора[11].

Музей насчитывает свыше 18 тыс. экспонатов. Среди этих богатств стоит упомянуть итальянскую майолику, изделия с росписями Адама Лёвенфинка и Херальдта, мелкую пластику И. И. Кендлера, изделия Челси, Веджвуда, Севра, яркую коллекцию русского фарфора конца XVIII - начала XIX веков и, конечно же, уникальный Египетский сервиз, подаренный Наполеоном Александру I по случаю заключения Тильзитского мира (ил.3).

Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом русских садово-парковых ансамблей второй половины XVIII века. В них содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения, декоративные и душистые цветы, лавры и цитрусовые (в т.ч. померанцевые), кофейные и персиковые деревья, пальмы, ананасы, кактусы и орхидеи. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка. Подобное оформление «зеленой архитектуры» произведениями то-пиарного (фигурной стрижки) искусства было характерным для эстетики увеселительных усадеб России XVIII века и, как и многое другое в усадьбе, было призвано «служить к удивлению» гостей.

Самыми известными из них были оранжерея в Кускове под Москвой;

зимние сады П. А. Демидова в Москве, славившиеся богатейшей коллекцией оранжерейных растений (конец XVIII в.), а также оранжереи графа А.К. Разумовского в Горенках (начало XIX века), Царицыне

(ил. 7), Поречье (ил. 4), Архангельском. В усадьбе Кусково сохранились американская и большая каменная оранжереи, нередко в их залах выставляются экспонаты Государственного музея керамики.

Ил. 4. Усадьба Поречье (Уваровых), оранжерея. Можайский район, Поречье.

Праздничная Большая оранжерея в Нижнем парке дворцово-паркового ансамбля «Петергоф»

Оранжерея была предназначена для выращивания уникальных экзотических цветов и хранения зимой заморских растений, которые в летнее время расставлялись в кадках и горшках для украшения дворцов, партеров, гротов и фонтанных бассейнов. Автором проекта Большой оранжереи, скорее всего, был Никколо Микетти, руководили его реализацией Иоганн Фридрих Браунштейн и Михаил Григорьевич Земцов.

Строительство Большой оранжереи было начато весной 1722 года и продолжалось до конца 1725 года, когда крыша павильона была покрыта листовым железом, который доставили с уральских заводов Демидовых.

В плане здание - полуциркульное, своим внешним обликом оно ничем не напоминает о его практическом назначении. По своему декору и размерам Большая оранжерея не уступала петровским приморским дворцам, а по обрамлению фасада даже выделялась среди них. Деление здания характеризуется ясностью: несколько завышенная средняя часть связывается крыльями галерей с заканчивающими их павильонами, так называемыми люстгаузами. Южную фасадную стену павильона прорезает сплошной ряд полуциркульных окон, которые отделяют друг от друга гладкие дорические пилястры. Второй этаж центральной части украшают пилястры композитного ордера. Фасады боковых строений декорированы нишами. На балюстрадах, окаймляющих всю крышу, имеются большие вазы. Фигурные наличники мансардных окон декорированы вазами другого типа. Северный фасад павильона отличает отсутствие окон, его стена обработана лишь рустованными лопатками.

В середине сада можно увидеть скульптурную группу «Тритон, разрывающий пасть морскому чудовищу». В центре бассейна на туфовом постаменте установлена скульптура Тритона (в греческой мифологии Тритон был сыном бога морей Посейдона и нереиды Амфитриты). Он с силой разрывает своими мускулистыми руками пасть морского чудовища, из которой вырывается струя воды высотой 8 метров. Так в незамысловатой, но динамичной форме еще в 1726 году скульптором Бартоломео Карло Растрелли аллегорически были изображены морские победы нашей

страны над Швецией. Первоначальный проект фонтана выполнил архитектор Т. Усов, а их восстановлением после Великой Отечественной войны в 1956 году занимался А. Гуржий (по чертежам и рисункам XVIII столетия).

В 1769-1770 годах Большую оранжерею расширили по проекту И. Яковлева: по южной стороне были пристроены боковые крылья с абсолютно застекленными стенами.

Ещё в 1722 году в единой композиции с Оранжереей на склоне горы было задумано возвести большое полуциркульное здание из камня - погреб для хранения цветочных клубней. В начале осени 1725 года сооружение погреба было закончено. По внешнему виду погреб был похож на садовый грот. В 1728-1729 годах его фасад был отделан туфом, а кровлю декорировали балюстрадой. Погреб просуществовал до 1814 года, когда он обвалился из-за ветхости и был разобран. Ниша на месте погреба была засыпана и застлана дерном.

В XIX столетии после возведения в Английском парке новых каменных оранжерей туда были переведены теплицы и оранжереи из Нижнего парка. В Большой оранжерее сохранились только «разного звания заморские фигурные деревья и цветные кусты».

Во время Второй мировой войны Большая оранжерея была уничтожена. В 1954 году, опираясь на чертеж I четверти XVIII века, она была воссоздана архитектором Василием Митрофановичем Савковым; вазы восстановлены А.Ф. Гуржием по рисункам А.И. Алымова [9] (ил.5).

Ил. 5. Праздничная Большая оранжерея, расположенная в Нижнем парке дворцово-паркового ансамбля «Петергоф»

Малая оранжерея Летнего сада

Летний сад является одной из самых известных и старых достопримечательностей Санкт-Петербурга. В настоящее время принадлежит Государственному Русскому музею. Сад практически ровесник города на Неве и был заложен Петром I в 1704 году. Изначально Летний сад считался летней резиденцией царя. Как и все царские постройки и сооружения, это место сразу стало проектироваться как нечто грандиозное и необыкновенно красивое. Живописный парк, тихие аллеи, скульптуры известных мастеров, искусные фонтаны и многое другое. Малая оранжерея вместе с садом. Первоначально оранжерея была предназначена для хранения в ней в холодное время года экзотических растений, выставляемых в теплое время года в боскетах «Зеленые кабинеты», а также на площадях и аллеях сада. В 2010 году началась реставрация сада, она проходила по историческим материалам и аналогам петровского времени. Все работы, в том числе создание внешнего архитектурного облика, объемно-пространственной композиции и декорирование деталей фасада, осуществлялись на основании чертежа фасада

оранжереи, который был создан в 1738 году архитектором И. Бланком[9] (ил.6).

Ил. 6. Малая оранжерея находится в городе Санкт-Петербурге, на территории Летнего сада, который является памятником садово-паркового искусства первой трети XVIII столетия.

Практически одновременно со столичным (1706 год) Аптекарский огород был заложен и в Москве (ныне Ботанический сад МГУ имени М.В. Ломоносова). Изначально он предназначался для выращивания лекарственных трав, а сегодня это одно из ведущих ботанических учреждений Москвы. На его территории расположены четыре оранжереи: пальмовая, суккулентная, субтропическая и коллекционная.

СПИСОК САМЫХ КРУПНЫХ ОРАНЖЕРЕЙ В РОССИИ:

• Ботанический сад МГУ (Москва);

• Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина РАН (Москва);

• Летний сад (Санкт-Петербург);

• Ботанический сад Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН (г.Санкт-Петербург);

• Усадьба Царицыно (г.Москва);

• Оранжерея Таврического сада (Санкт-Петербург);

• Оранжерея ботанического сада (г. Самара) [6].

• Оранжерея Волжский (г. Волжский, Волгоградская область).

После Октябрьской революции теплые оранжереи в имениях и

усадьбах начинают постепенно исчезать, как и возможность существования такой собственности. Только лишь когда люди начали получать дачные участки, интерес к технологиям закрытого грунта вновь возродился. Однако пышные оранжереи прошлого превратились в простейшие парники для выращивания ранних овощей.

АРХИТЕКТУРА И КОНСТРУКЦИИ ОРАНЖЕРЕИ

Оранжерея - обособленное, полностью застекленное помещение, которое имеет свою систему отопления. Чаще всего используется для разведения тропических и субтропических растений. Их многообразие очень велико, в оранжерее можно увидеть эвкалипты и вязы, лилии и орхидеи, бананы и финики, бамбук и сахарный тростник. Основное назначение оранжереи - выращивание цветов, овощей и фруктов. Многие овощи и цветы выращиваются в оранжереях в конце зимы и начале весны, а затем, с наступлением тёплой погоды, пересаживаются в открытый грунт [11].

Специалисты разделяют оранжереи на две основные группы: коллекционные оранжереи и промышленные. Коллекционные нацелены на выращивание теплолюбивых растений, их изучение, сохранение редких видов, а также использование в образовательных и ознакомительных целях. В промышленных оранжереях занимаются выращиванием декоративных и плодовых культур на продажу, для снабжения населения цветами, фруктами, овощами круглый год.

Как известно из курса биологии, процесс фотосинтеза напрямую зависит от интенсивности освещения. Поэтому лучше, если вся поверхность оранжереи будет прозрачной, так растения получат намного больше дневного света. И все же иногда светопроницаемой в оранжерее является только кровля. Но независимо от степени естественной освещенности, необходимо предусмотреть и искусственное освещение.

Микроклимат оранжереи и зимнего сада очень благотворно влияет на состояние кожи и общее самочувствие человека (при влажности 50-60%). Для поддержания внутри оранжереи температуры на

Оранжереи в Царицыне

Первая деревянная оранжерея предположительно была устроена в 1740-х годах, когда князь К. Д. Кантемир построил в Чёрногрязской вотчине новый господский дом и, возможно, разбил регулярный сад близ него. После того, как земли в 1775 году выкупила императрица Екатерина Вторая, местные оранжереи были значительно расширены, а следить за ними отрядили из Головинского сада, расположенного в районе Лефортово, садовника Якова Федорова и огородника Ивана Лукина. Обустройством и планировкой оранжерей в Царицыне занимался архитектор В.И. Баженов, который в марте 1778 года представил проект временной оранжереи, впоследствии размещенной на месте бывших конюшен и выстроенной из деревянных материалов, взятых из разобранного главного корпуса владения Кантемиров.

Постоянную каменную оранжерею в Царицыне, по первоначальном плану, подразумевалось поднять в центральной части, между дворцами самой Екатерины и ее сына Павла Петровича, но со временем проект пришлось переиначить.

В период с 1785 по 1787 годы архитектором Карачинским, вероятно по проекту все того же Баженова, возвели масштабный комплекс каменных Царицынских оранжерей, оставшихся на месте временных деревянных. На строительство трех удлиненных, параллельно расположенных корпусов потратили 28 тысяч тогдашних рублей. Для их нормальной работы были построены грунтовые сараи, а также парники со «школами». Руководить работами в царицынских оранжереях был назначен садовник Иоганн Рак, который пробыл на этом посту с 1786 по 1791 годы. Помимо культивирования растений в оранжерейном комплексе проводилось обучение крепостных тепличному хозяйствованию. На основании описи оранжереи в Царицыне, составленной в 1802 году, в местных помещениях, в больших кадках и горшках, выращивались следующие деревья и растения: грушевые, персиковые, сливовые, вишневые, абрикосовые, яблочные лимонные, лавровые, кипарисы, фиги, мирты, шелковица, а также кедр. В непосредственной близости от оранжереи росло порядка тысячи яблоневых деревьев. Плоды деревьев из него и царицынских оранжерей, а также цветы поставлялись к царскому двору или шли на продажу. Местные садовники и огородники стимулировались за свое трудолюбие, т.к. пятая часть дохода причиталась им лично.

В период с 1802 по 1831 годы оранжереи в Царицыне подчинялись Экспедиции Кремлевских строений. Ее руководитель Петр Сергеевич Валуев считал оранжерейный комплекс одной из главных составляющих по части дохода в усадьбе Царицы-

но, а потому в 1804 году повелел подчиненным архитекторам выстроить две новые оранжереи из белого камня для культивирования винограда и ананасов, которые расположились ниже по склону от прежних.

В 1805 году в главных царицынских оранжереях была проведена реконструкция, после чего одна из них, расположенная ближе ко дворцу, получила украшение в виде белокаменной ротонды.

Стоит отметить, что при новом управляющем оранжерейного комплекса в Царицыне, садовом мастере Унгебауере, проводились не только масштабные перестройки, но и пополнялась местная коллекция экзотических растений. Таким образом, к 1804 году царицынские оранжереи входили в число «богатейших в мире».

К счастью, во время нашествия Наполеона оранжереи не получили значительного урона и были быстро восстановлены.

Оранжереи процветали и при сменившем Валуева князе Николае Борисовиче Юсупове, продолжая давать немалый доход.

В 1837 году планировалось строительство нового корпуса оранжерей по проекту архитектора Е.Д. Тюрина. Сюда намеревались перевезти растения из имения графини Анны Орловой-Чесменской, но составив смету, от намерений отказались.

Тучи над оранжереями в Царицыне начали сгущаться в 1843 году, когда по представлению А.М. Урусова - тогдашнего президента дворцовой конторы в Москве - самодержец Николай Первый решает снести их «из-за ветхости», а новое место для их строительства определить в Нескучном саду.

Первая царицынская оранжерея - Померанцев-ская - прекратила свое существование в 1844 году, когда из нее в Петербург была вывезена большая часть имевшихся там растений, а остальная была распродана непосредственно в Москве.

В 1858 году при князе Н.И. Трубецком, возглавившем к тому времени дворцовую контору, вновь провели инспекцию царицынских оранжерей и пришли к выводу, что они приносят казне лишь одни убытки, а посему было решено полностью передать их арендаторам на содержание. В последующие годы они часто менялись, и со временем весь комплекс пришел в полный упадок.

Возрождение оранжереи в Царицыне началось лишь в 2008 году (ил.7). Для ее восстановления специалисты изучили сотни документов и чертежей эпохи ее строительства и постарались воссоздать комплекс близко к оригинальному проекту [1,4].

Ил. 7. Усадьба Царицыно, оранжерея. Москва, ул.Дольская-1

Ил. 9. Оранжерея. Томск 1890 г.

Ил. 8. Усадьба Васильевское (Марьино). Оранжерея. Интерьер.Московская область, Одинцовский район.

Ил. 10. Усадьба купцов Елисеевых, оранжерея. Ленинградская область, Гатчинский район, д. Белогорка.

нужном уровне (1 °С и выше) применяется солнечный и технический обогрев (паровое, водяное отопление, электрический и воздушный обогрев и др.). По температурному режиму оранжереи подразделяют на холодные (от 1 до 8 °С), полутёплые, или умеренные (от 8 до 15 °С), и тёплые (от 15 до 26 °С). Нередко оранжереями называются только холодные оранжереи, а полутёплые или тёплые - теплицами.

Оранжереи бывают:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- односкатные, то есть с одной плоскостью кровли (крыши), обращенной на юг, с углом наклона 30-45°;

- двускатные - с двумя плоскостями кровли, с внутренними под-

держивающими стойками и со скатами кровли, обращенными на запад и восток, с углом наклона 24-28°;

- блочные - с двумя-пятью и более двускатными оранжереями, объединёнными в одну оранжерею или соединёнными друг с другом с помощью желобов, поддерживаемых снизу столбами;

- ангарные - аналогичные двускатным, но без внутренних стоек [10].

В зависимости от способа культуры тепличных растений различают оранжереи: стеллажные, грунтовые, грунтово-стеллажные, а по продолжительности использования - оранжереи зимние (с постоянным остеклением), эксплу-

атируемые весь год, и весенние (с накладными рамами или полностью открывающейся кровлей).

Цокольная часть стены оранжереи - кирпичная, каменная или деревянная, пол - земляной, рамы - одинарные деревянные или металлические. Поверхность оранжереи застекляется двойным (толщиной 2,7-3,3 или до 4-5 мм) стеклом. Вентиляция оранжереи осуществляется различно - через форточки, фрамуги или отдельные съёмные рамы.

В крупных оранжереях устраивают водопровод, приспособление для полива тёплой водой, применяют подпочвенное орошение или искусственное дождевание.

С точки зрения архитектурной конструкции оранжерея - это каркасное сооружение со сплошным остеклением, где поддерживается постоянный режим температуры, влажности и освещения [8].

Объемно-планировочное решение оранжерей зависит от неограниченных возможностей применения в проектах стальных пространственных структур и уникальных концепций архитекторов, которые объединяют красоту, функцию и природу в одном сооружении.

Конструкция оранжереи сложилась исходя из ее функций. Все оранжереи имеют цокольную часть (каменную, кирпичную или деревянную), несущую часть (из металла, дерева или ПВХ) и остекление.

Ил. 11. Усадьба Мордвиновых, Каменная оранжерея, общий вид, г. Ломоносов, ул. Левитана, д.2

Ил. 12. Усадьба Мураново им. Ф. И. Тючева, оранжерея. Московская область, Пушкинский район, д. Мураново

Ил. 13. Усадьба Знаменка, оранжерея. Петергоф. Санкт-Петербургское шоссе, 115

Хотя конструкция у всех одна, формы могут быть разнообразными: от стандартного ангарного вида до сложнейших конструкций со множеством переходов. Крупные оранжереи имеют также водопровод, систему поливки, рельсовые или подвесные дороги. Отопительная система состоит из нескольких частей: система обогрева воздуха и грунта. Для электрического обогрева грунта используют тепловой кабель, который змейкой укладывают в грунт или в цементную стяжку во время строительства. Обогрев воздуха может осуществляться непо-

средственно через нагревательные приборы или путем подключения водяных труб к теплогенератору. Остекление оранжереи может быть постоянным или съемным. В первом случае их используют круглый год и называют постоянными, во втором случае используют се-зонно, а называют весенними.

Оранжереи являются доминирующим сооружением ботанических садов и природных парков, сохраняя баланс между природой, технологиями и безграничными творческими возможностями архитекторов в создании уникальных комплексов.

Источниками концептуальных идей для формообразования оранжерей служат исторические архитектурные стили, природные формы, а также фантазийные образы, основанные на уникальных научных открытиях и технологиях. Знаменитые оранжереи демонстрируют неограниченные архитектурно-строительные решения по возведению оранжерей городского, усадебного уровня, которые часто являются знаковыми сооружениями города, усадьбы, парка, района.

ОРАНЖЕРЕЯ В РУССКОЙ УСАДЬБЕ

Особую прелесть природной красоте русской усадьбы придают расположение, ландшафт и самобытная организация повседневного уклада и хозяйствования. Русское дворянство во второй половине XVIII века осознало самоценность жизни на лоне природы и начало выезжать из городов на лето в свои загородные имения. Здоровый климат, удобство ведения хозяйственных дел сочетались с красотой окружающих лесов, полей, озер и рек. Среди этих, уже отобранных уголков родного края люди, выдающиеся по своему уму, богатству или общественному положению, выискивали поистине уникальные места для своих подмосковных усадеб. Так возникали удивительные создания - сплав щедрой природы и человеческого гения и труда [6].

Ил. 14. Усадьба Покров-ское-Стрешнево, оранжерея. Москва, Волоколамское шоссе, 52

Ил. 15. Усадьба Сергиевка, оранжерея, г. Санкт-Петербург

Ил. 16. Усадьба Беллей, оранжерея. Петергоф, ул. Садовая, 24

Владельцами подмосковных усадеб, при которых были созданы выдающиеся по своим художественным достоинствам дворцо-во-парковые ансамбли, сплошь были люди незаурядные. Превращение Архангельского в замечательный памятник культуры началось при Дмитрии Михайловиче Голицыне (1665-1737). Он принадлежал к знатному роду, давшему большое число выдающихся людей. Ансамбль в Быково был создан при его владельце генерал-лейтенанте и сенаторе Михаиле Михайловиче Измайлове (1719-1800). Измайлов много лет руководил казенным строительством в Москве, а на склоне лет стал московским генерал-губернатором. Первым из

Салтыковых хозяином Марфина стал фельдмаршал и московский генерал-губернатор Петр Семенович (1698-1772). Он прославился победами над войсками знаменитого прусского короля Фридриха Великого в Семилетней войне. Много строил в Марфине его сын, также выдающийся полководец, фельдмаршал и московский генерал-губернатор Иван Петрович (1730-1805).

Для украшения подмосковных усадеб приглашались лучшие архитекторы: Василий Иванович Баженов (Быково, Марфино, Троицко-е-Кайнарджи), Матвей Федорович Казаков (Быково), Доменико Иванович Жилярди (Суханово), Константин Андреевич Тон (Суханово),

Ил. 17. Усадьба князей Голициных, оранжерея. Украина, Харьковская область

Михаил Доримедонтович Быковский (Марфино), Евграф Дмитриевич Тюрин (Архангельское).

Сочетание незаурядных заказчиков и выдающихся исполнителей позволило создать тот «высокий стиль» усадебного строительства, к которому относятся лучшие подмосковные усадьбы. Усадебные комплексы требовали непрерывных действий по их поддержанию и развитию, что и осуществлялось в период расцвета усадебной культуры. Уход за усадебным парком, а, следовательно, его состояние во многом зависели от умения садового мастера, а также от применения квалифицированного ручного труда. Регулярно проводилась очистка водных систем и прудов, подправлялись дорожки, парковые строения и мостики, чистились мелиоративные канавы, приводились в порядок живые изгороди и пограничные валы. Ежегодно подстригались и подсеивались газоны, обновлялись цветники, прореживались кустарники, удалялись сухие и поврежденные ветки деревьев. Таким образом, содержание усадеб требовало колоссальных затрат[4].

Усадебное хозяйство, основанное на крепостном труде, было многоотраслевым, и структуру его составляли такие отрасли сельского хозяйства, как хлебопашество, садоводство, огородничество, а также животноводство, которые обеспечивали потребности дворянина и являлись доходной статьей бюджета семьи. Вместе с тем надо отметить, что усадьба имела не

Пир ыекуеетБ

№4 (16) 2016

Ил. 18-19. Проект фруктовой оранжереи в усадьбе Спасское. Разрез. План. Архитектор А.Обер. 1878г.

только экономическую направленность. Это было место проживания (пусть иногда и временное) дворянской семьи, и поэтому не все отрасли усадебного хозяйства, хотя и направленного на обеспечение продовольствием, имели характер доходной статьи. Некоторые его направления были предметом увлечения владельца, служили выражением эстетических взглядов, способствовали созданию благоприятной атмосферы [6]. Все это нашло отражение в облике усадьбы, где в дополнение к привычным составляющим усадьбы возводятся специальные сооружения: водонапорная башня, псарни, молочные фермы, свинарники, конный и скотный дворы и оранжереи.

ОРАНЖЕРЕЯ В УСАДЬБЕ СПАССКОЕ

Подмосковные ничем не уступали столичным особнякам, а по удобству жизни на лоне летней природы намного их превосходили, к числу именно таких, соединяющих роскошь цивилизации и сельскую идиллию, относится усадьба Спасское. История усадьбы связана со знаменитыми дворянскими фамилиями России - Гагариными, Остерманами, Толстыми, Смирновыми, Орловыми-Давыдовыми и т.д. (подробно история усадьбы и проект ее научной реставрации публиковались ранее - Мир ис-кусств.-2015.-№1.-С.48-66) Обширная хозяйственная территория

с многочисленными кирпичными службами расположена к северу и север-западу от жилой части. Наиболее крупные ее комплексы конного и скотного дворов обращены к Москве-реке. Другой стороной они выходят к внутриусадебной дороге, связывающий хозяйственный двор с парадным (ил. 20).

Разветвленный хозяйственный комплекс XVIII - начала XX столетия сооружен из кирпича с применением колотого известняка. На хозяйственной территории расположены также амбар, теплицы, ледник, баня. Архитектура их проста и утилитарна. Смежные конный и скотный дворы с периметральной одноэтажной застройкой служат образцом рядового каменного строительства XVIII - начала XX века. В наиболее ранних построй-

ках скотного двора широко использован известняк, дополненный кирпичной кладкой. Конюшня с каретным сараем, кузница и жилые флигели на конном дворе сложены из кирпича на белокаменном цоколе, неоштукатурены.

При княгине Ливен, последней владелице Спасского, в комплекс входили: каретный сарай с конюшнями, кузница, в северном флигеле находилась пекарня, центральный использовался под жилье, а в южном флигеле располагался молочный завод. Комплекс скотного двора, в плане представляющий замкнутое каре, расположен к северу-западу от центральной - жилой - части усадьбы. С юга к комплексу примыкает конный двор, сообщающийся с ним проездом. Обширный внутренний двор ком-

Ил. 20. Юго-восточный фасад оранжереи усадьбы Спасское. Утрачены заполнения оконных, дверных проемов

Ил. 21. Фрагмент юго-восточного фасада оранжереи. Утрачены металлические балки оранжереи

Ил. 22. Интерьер юго-восточный части оранжереи

плекса с трех сторон ограничен корпусами коровников. С западной стороны, обращенной к Москве-реке, располагаются в одну линию небольшие домики, объединенные между собой кирпичной оградой. С северной стороны находится пекарня, а с юга - молочный завод, поставленный торцом к реке. Центральное здание - жилое, с протяженным фасадом. В центре внутреннего двора с юга на север вытянулся прямоугольный корпус свинарника, объединенный с южным корпусом небольшим крытым переходом (в настоящее время не сохранился). Наиболее парадно выглядит западная сторона ансамбля, обращенная к пойме Москвы-реки.

Существующие здесь хозяйственные постройки оранжереи, хозяй-

ственных флигелей и корпуса скотного двора до передачи усадьбы в аренду Инвестиционной группе компаний ASG по программе губернатора Московской области «Усадьбы Подмосковья» (сентябрь 2014 года) находились в стадии разрушения.

Служебное здание оранжереи, расположенное к северу от главного дома, было построено в конце XIX века, когда усадьбой владела княгиня Ливен (ил.18-19). Оранжерея представляет собой образец кирпичного строительства конца Х1Х-начала XX века, это одноэтажное здание со сложным очертанием в плане с габаритными размерами 43х10,8 м (ил. 21). Высота здания от уровня земли до конька крыши составляет около пяти ме-

тров. Здание в целом имеет жесткую конструктивную схему с несущими кирпичными стенами (ил. 22). Пространственная жесткость обеспечивается за счет работы поперечных и продольных стен, а также совместной работы стен с дисками перекрытий, выполненных из деревянных балок. Наружные кирпичные стены дополнительно усилены контрфорсами, выступающими на фасад здания.

Подсобные помещения оранжереи имели печное отопление. Для поддержания микроклимата в оранжереях существуют различные системы их согревания или отопления: дымовые каналы, или борова, нагретая вода (водяное отопление), перегретый пар, изредка - тепловая радиация от израз-

Ил. 23. Фрагмент северо-западного фасада. Новый оконный проем

Ил. 24. Юго-восточный фасад. Сохранился исторический проем с кочетами

Ил. 25. Фрагмент юго- восточного фасада. Сохранился исторический оконный проем с кирпичной перемычкой

Ил. 27. Фрагмент северо-западного фасада оранжереи. Прорубленные дверные проемы

Ил. 26 Фрагмент северо-западной стены оранжереи. Исторический проем с перемычкой

Ил. 28. Фрагмент северо-западного фасада оранжереи.

цовых или даже простых печей с железными трубами и, наконец, - навоз. Отопление дымовыми каналами, или боровами, было использовано в оранжерее Спасского вследствие дороговизны устройства водяного, или парового, отопления, считающихся в тот период наилучшими. Топка для дымового отопления была расположена в отдельном помещении, а не внутри самой оранжереи: иначе из топки случайно выходящий дым и разные газы легко могли повредить растения; с другой стороны, вноска дров или угля требует частого рас-

крывания дверей, что может вести к быстрому охлаждению. Топку устраивали обыкновенно ниже поверхности почвы оранжереи. Над боровами обыкновенно устраивали стеллажи, на которые устанавливали растения. Нередко для согревания почвы боровы прокладываются в особых канавах внутри оранжереи, над которыми чаще всего устраивали проходы. Недостатки дымового отопления (боровами) состоят в неравномерности нагревания разных частей оранжереи: поближе к топке канал сильно накаливается

Ил. 29. Видовой кадр северо-западного фасада оранжереи. Прорубленный оконный проем, деревянная пристройка. Разрушение кирпичной кладки, трещины по фасаду

Ил 30. Сохранившийся исторический дверной проем на северо-западном фасаде

Ил. 31. Фрагмент северо-западного фасада. Исторический дверной проем и полуциркульная ниша.

Ил. 34. Интерьер оранжереи. Исторический дверной проем, новый оконный проем.

I я

Рис. 35. Интерьер оранжереи. Исторические дверной, оконные проемы.

и делает окружающий воздух сухим и более горячим, чем на некотором расстоянии; а при конце борова окружающая его атмосфера уже более прохладна [1].

Фундаменты здания мелкого заложения ленточные и выполнены из керамического кирпича и бутового камня на известковом растворе. Глубина заложения фундаментов составляет 0,3^1,32 м от уровня пола первого этажа (0,55^1,88 м от уровня земли в зависимости от планировочной отметки). Ширина подошвы фундаментов - 0,38^0,89 м. Стены

возведены из формованного керамического кирпича на известковом растворе (ил. 24). Толщина внутренних и наружных стен составляет 420-820 мм (от полутора до трех кирпичей). Перевязка кирпичной кладки повсюду - верстовая (старорусская) (ил. 25), характеризующаяся последовательным чередованием тычков и ложков в каждом ряду. Оконные и дверные проемы, оставленные в наружных и внутренних стенах при строительстве здания, венчаются клинчатыми и арочными перемычками (ил. 26). Стены изнутри ошту-

Ил. 32. Фрагмент северо-западного фасада, исторические дверные проемы, разрушение кирпичной кладки.

Ил. 33. Интерьер оранжереи на северо-западном фасаде.

катурены известковым, а местами цементно-песчаным растворами. Снаружи стены выполнены под расшивку (ил.27). Чердачное перекрытие здания деревянное, судя по использованным материалам, неоднократно ремонтировалось и перестраивалось (ил.28). Несущими элементами перекрытия являются балки из тесаных бревен сечением 210х220 мм и бруса (позднего изготовления) сечением 120х40 мм (ил.29). По балкам уложен сплошной накат из полубревен толщиной 80 мм.

Крыша здания в первоначальном виде сохранилась лишь в юго-западной части фасада, она двускатная, с неорганизованным наружным водостоком. Кровельное покрытие крыши двухслойное - из черной окрашенной стали, поверх которой уложены асбестоцементные листы (вероятно, дополнительно установлены при ремонте крыши). Светопрозрачное ограждение основного помещения оранжереи выполнено из стекла по металлическому каркасу (ранее балки были деревянные). В конструкции оранжереи для быстрого

вентилирования было использовано устройство форточек в застекленных рамах скатов, а для сильного проветривания - устройство подъемных рам. Металлический каркас образован из поперченных рам, расположенных в продольном направлении с шагом ~1,3 м. Стойки и ригели рамы выполнены из прокатного двутавра №16 по ОСТ (ред. 1926 года), вертикальные и горизонтальные связи отсутствуют. Стойки опираются на ленточный кирпичный цоколь толщиной 400 мм. Поверх металлических рам устроена перекрестная обрешетка из прокатных уголков и тавров, на полки которых установлено стеклянное ограждение. Стеклянное ограждение на сегодняшний момент практически полностью разбито и разрушено.

Вся собранная информация была проанализирова-

на и фиксировалась по ходу выполнения исследований. Материалы проведённых исследований, а также другие части проектной документации - историко-архивные исследования, обследование технического состояния, технологические исследования - станут основой для разработки эскизного проекта реставрации объекта культурного наследия оранжереи. В основе концепции дальнейшего использования оранжереи усадьбы лежит принцип придания объекту музейной функции, включающей в себя воссоздание усадебного быта и коммерческое использование: многофункциональный туристический комплекс, сочетающий музейный и досуго-вый аспекты, и агротуризм, основанный на окрестном фермерском хозяйстве.

Ил. 36. Северо-восточный фасад оранжереи

Ил. 37. Общий вид на оранжерею

Список использованной литературы:

1. Баранова А. А. Царицынские оранжереи // Русская усадьба: сборник Общества изучения русской усадьбы.- М., 2008.- Вып. 13-14 (29-30).-С.322-333.

2. Иордан Т.А., Козлова Л.Н. Современные оранжереи - объекты научно-просветительской деятельности [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16622 (дата обращения: 27.12.2016).

3. Исаченко Т.Е. Взаимосвязь природно-культурных комплексов дворянских усадеб и ландшафтов: дис. ... канд. ге-огр. наук : 25.00.23. - СПб, 2003. - 196 с. РГБ ОД, 61:04-11/22-6 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. dslib.net/fiz-geografia/vzaimosvjaz-prirodno-kulturnyh-kompleksov-dvorjanskih-usadeb-i-landshaftov.html (дата обращения: 27.12.2016).

4. История садов в России: опыт, проблемы, перспективы. Из истории Царицынского парка. - М., 2013.-306с.

5. Климова Ю. Оранжереи. Немного истории [Электронный ресурс].- Режим доступа :http://splants.info/95-oranzherei-nemnogo-istorii.html (дата обращения: 27.12.2016).

6. Ковалева Т. В. История сельской дворянской усадьбы в губерниях Центрального Черноземья : Вторая половина XVШ-начало XX вв. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/istoriya-selskoi-dvoryanskoi-usadby-v-guberniyakh-tsentralnogo-chernozemya-vtoraya-polovina-#ixzz4U4hxztaC (дата обращения: 27.12.2016).

7. Листов В. Н. Ипполит Монигетти. — Л.: Стройиздат, 1976. — 144 с.

8. Новиков Н. Архитектура теплиц и оранжерей.- М., 2006.-112с.

9. Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: справочник.- СПб, 2003.-947с.

10. Пособие по проектированию теплиц и парников (к СНиП 2.10.04-85) [Электронный ресурс].-Режим досту-па:https://znaytovar.ru/gost/2/Posobie_k_SNiP_2100485_Posobie.html (дата обращения: 27.12.2016).

11. Теплицы и оранжереи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

12. Тороп В. Ф. Русская усадьба [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://rus-istoria.ru/library/text/item/1404-s-torop-podmoskovnye-usadby (дата обращения: 27.12.2016).

13. Чечеватова Т. Кусково: Дворец с партером и оранжереи [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www. greeninfo.ru/landscape/russian_estate.html/Article/_/aID/5641 (дата обращения: 27.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.