Научная статья на тему 'Опытные модели методической продукции библиотек'

Опытные модели методической продукции библиотек Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ / СПЕЦИФИКА БИБЛИОТЕЧНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ БИБЛИОТЕК / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РУКОВОДСТВА / ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ / SPECIFIC CHARACTER OF TECHNOLOGICAL KNOWLEDGE / SPECIFIC CHARACTER OF LIBRARY METHODOLOGICAL KNOWLEDGE / CLASSIFICATION OF METHODOLOGICAL PAPERS OF LIBRARIES / METHODOLOGICAL ADVICE / GUIDES IN METHODS / PRACTICAL DEVELOPMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диденко Л. Л.

В статье представлены структурные (опытные) модели методической продукции библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL MODELS OF METHODOLOGICAL PAPERS OF LIBRARIES

This article presents structural (experimental) models of methodological papers of libraries.

Текст научной работы на тему «Опытные модели методической продукции библиотек»

вовсе не обязательно объяснять словами свою исполнительскую концепцию, концертмейстеру необходимо обговаривать с исполнителями план совместной интерпретации. Владение средствами вербальной коммуникации позволяет концертмейстеру четко формулировать и ясно выражать свои мысли, без особых усилий раскрывать свое видение художественной идеи произведения, предлагать свою исполнительскую концепцию и пути ее воплощения, создавать доверительную, творческую атмосферу, комфортные условия для общения.

Владение средствами невербальной коммуникации позволяет партнерам обмениваться информацией через изменение выражения лица, жесты, движение глаз и т.д. Умение передавать и «считывать» невербальную информацию играет особенно важную роль для музыканта-концертмейстера в процессе сценического исполнения. Это дает возможность концертмейстеру едва уловимым жестом или движением головы показать вступление солисту, по выражению лица уловить его эмоциональное состояние, взглядом успокоить его волнение и ободрить, установить эмоциональный контакт. В нестандартной сценической ситуации это позволяет быстро понять и осознать возникающую проблему, оперативно отреагировать, прийти на помощь солисту, «спасая» исполнительский процесс.

Деятельность музыканта-концертмейстера, как правило, связана с постоянными перемещениями в социальнокультурной среде. Она предполагает гастрольные поездки, выступления на всевозможных конкурсах и фестивалях не только в своей стране, но и за рубежом. Такие динамичные условия, в которых осуществляется профессиональная дея-

Библиографический список

тельность, требуют от концертмейстера приспособляемости к условиям среды, высокой адаптивности. Это касается способности быстро приспособиться к акустике нового концертного зала, к новой сцене, новому для себя инструменту, незнакомой аудитории слушателей. Во время гастрольных поездок требуется быстрая приспособляемость к новым социальным условиям, особенно если это заграничные гастроли, где исполнители сталкиваются с иными ценностями, иными условиями жизни и быта, правилами поведения в социуме и т.д. Высокий уровень адаптивности концертмейстера позволяет быстро «вписываться» в условия социальной и профессиональной среды, безболезненно приспосабливаться к психологической атмосфере нового коллектива, наиболее полно реализовывать имеющиеся профессиональные ресурсы в постоянно меняющихся условиях деятельности. Мы полагаем, что интенсивность и скорость процессов социально-профессиональной адаптации музыканта-концертмейстера является одним из показателей его мобильности.

Таким образом, профессиональная мобильность концертмейстера предстает как интегральная характеристика личности, включающая комплекс когнитивно-деятельностных, личностно-психологических и социально-

коммуникативныш компонентов, выступающих в неразрывном единстве и обеспечивающих эффективность исполнительской деятельности в различных условиях профессионального контекста. Из этого следует, что мобильность является важнейшей характеристикой профессионального мастерства музыканта-концертмейстера, залогом его конкурентоспособности и востребованности на современном рынке труда.

1. Кубанцева, Е.И. Концертмейстерский класс: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.

2. Шендерович, Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. - М.: Музыка, 1996.

3. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. - М., 1993.

Bibliography

1. Kubanceva, E.I. Koncertmeyjsterskiyj klass: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj. - M.: Akademiya, 2002.

2. Shenderovich, E.M. V koncertmeyjsterskom klasse: Razmihshleniya pedagoga. - M.: Muzihka, 1996.

3. Gotsdiner, A.L. Muzihkaljnaya psikhologiya. - M., 1993.

Статья поступила в редакцию 19.05.11

УДК 025.12 Didenko L.L. EXPERIMENTAL MODELS OF METHODOLOGICAL PAPERS OF LIBRARIES. This article presents structural (experimental) models of methodological papers of libraries.

Key words: specific character of technological knowledge, specific character of library methodological knowledge, classification of methodological papers of libraries, methodological advice, guides in methods, practical developments.

Л.Л. Диденко, соискатель КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: ludad@mail.ru

ОПЫТНЫЕ МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ БИБЛИОТЕК

В статье представлены структурные (опытные) модели методической продукции библиотек.

Ключевые слова: специфика технологического знания, специфика библиотечного методического знания, классификация методической продукции библиотек, методические рекомендации, методические руководства, практические разработки.

Основатель Кемеровской библиотечной школы Ассортимент методических изданий включает разнооб-

С.А. Сбитнев ратовал за разработку единых требований к разные по характеру и целевому назначению материалы, соз-служебной, методической, учебной документации. Под его даваемые в целях освоения инновационных методов работы, руководством были подготовлены комплексы локальных обмена практическим опытом, повышения квалификации стандартов на различные виды учебно-методических изданий, сотрудников. Развитие ассортимента методических изданий инструктивных и организационных документов. В развитие идет путем их дифференциации и приводит к появлению но-идей С.А. Сбитнева нами поставлена задача унифицировать вых видов и жанров методической продукции (отчеты о вы-требования к методической продукции библиотек. полнении инновационных проектов, исследований; результа-

ты экспертизы проектов; инновационные предложения, тезисы докладов или сообщений научных конференций и др.).

Структурно-семантический анализ отдельных видов методических документов, как давно сложившихся и ставших традиционными для библиотечной практики, так и появившихся в последнее время, свидетельствует об отсутствии между ними принципиальных различий, о некоторой «размытости», нечеткости методического знания, представленного в методических документах различной видовой или жанровой принадлежности. Так, знакомясь с образцами современной методической продукции, трудно уловить структурные и содержательные различия между методическими рекомендациями и методическими пособиями, хотя они принадлежат разным издательским жанрам.

Чтобы обнаружить эти различия и уточнить жанровую структуру методической продукции библиотек, нами проведен структурный анализ технологического и методического знания.

Специфика технологического знания - ярко выраженный нормативный, алгоритмический характер. В структуре технологического знания преобладают сведения прикладного характера, практической направленности. Технологическое знание определяет порядок, способы и средства решения конкретной задачи, достижения желаемого результата. Технологическое знание служит связующим звеном между научными идеями и их практическим воплощением. Технология как наука, ориентированная на создание системы норм и правил результативного и экономичного производства, обеспечивает воспроизводимость результатов.

С целью выявления структурных элементов технологического знания в библиотечной методической документации мы обратились к теоретическим разработкам И.С. Пилко [1] и модели инструктивно-методических документов, предложенной И.Л. Скипор [2]. На основе их анализа выявлены следующие элементы технологического описания библиотечных и информационных процессов.

Элементы технологического описания:

1. Исходное «сырье» - предмет труда.

2. Ресурсы (информационные, финансовые, кадровые).

3. Средства (технические, программные, лингвистические, иные).

4. Методы деятельности.

5. Регламентирующие документы.

6. Процессы (номенклатура, алгоритмы деятельности).

7. Результат (продукты, услуги).

7.1.Характеристика.

7.2. Свойства.

7.3. Формы.

8. Оценка результата (качество информационных продуктов и услуг).

9. Условия деятельности (организационно-функциональная структура производственной службы)

Специфика библиотечного методического знания состоит в том, что оно имеет прикладную направленность, занимает смежное место между теорией и практикой, востребовано в науке, профессиональной деятельности и образовании. Методика - это способы, правила, приемы решения определенных практических задач; совокупность способов, методов, приемов систематического, последовательного, наиболее целесообразного проведения какой-либо работы.

Эмпирической базой выявления структурных элементов описания библиотечно-библиографических процессов в методической документации послужили данные анализа методической продукции библиотек (98 названий). В ходе анализа методической продукции выявлено тридцать устойчивых характеристик (параметров) описания, из числа которых 7 были отнесены к компонентам технологического знания, а 8 к компонентам методического знания. Это подтверждает тот факт, что методика и технология - понятия, трудно разделимые на теоретическом (понятийном) и эмпирическом уровнях. Основная причина такого положения заложена в единстве объекта технологического и методического описания - это процесс деятельности (библиотечной, библиографической, информационной, иной).

Разработанная нами на основе анализа текущего доку-ментопотока опытная классификация методической продукции включает 7 видов и 25 жанров методической документации [3]. На наш взгляд, если такое разнообразие методической продукции признано профессиональным сообществом целесообразным, то очевидна необходимость унификации требований к отдельным видам и жанрам методических изданий.

Г

<

Элементы методического описания:

1. Общая характеристика (продукта, услуги, процесса, мероприятия).

2. Определение понятия (продукта, услуги, процесса, мероприятия).

3. Цели деятельности.

4. Задачи деятельности.

5. Функции структурного подразделения исполнителя.

6. Виды библиотек, реализующих данную деятельность.

7. Тематика мероприятий.

8. Методы деятельности.

9. Средства проведения мероприятий.

10. Процессы деятельности.

11. Этапы работы.

12. Технологические операции.

13. Исполнители.

14. Регламентирующие документы.

^ 15. Продукты и услуги.

Такая работа проделана нами в отношении трех жанров методической продукции: методических рекомендаций, методических (сценарных) разработок и практических руководств. Данные жанры взяты нами в «разработку», т.к. именно они обделены вниманием разработчиков методических регламен-

тов. В то же время требования к некоторым другим жанрам методической продукции можно найти в журнальных публикациях, учебных пособиях, книговедческой, документоведче-ской литературе, ГОСТах, справочных изданиях. Например, инструктивно-методические материалы в аспекте их структу-

ры и содержания детально охарактеризованы в публикациях И.Л. Скипор [4]. Требования к изданиям комплексного характера содержатся в учебном пособии А.Н. Ванеева [5]. В публикациях авторов санкт-петербургской библиотечной школы Е.Ю. Качановой и А.А. Грузовой сформулированы требования к описанию библиотечных новшеств и инновационных предложений [6,7].

Теперь рассмотрим предлагаемые автором структурные (рамочные) модели методических документов, которые носят

опытный характер и включают обязательные и факультативные компоненты (табл. 1, 3,4). Каждому компоненту методического знания, обнаруженному в методических рекомендациях, методических разработках и практических руководствах поставлены в соответствие примеры речевых оборотов.

Методические рекомендации - это совокупность научно и технологически обоснованных рекомендаций, способствующих внедрению наиболее эффективных форм и методов работы.

Таблица 1

Структурная модель методических рекомендаций

Элементы описания Принадлежность элемента* Примеры речевых оборотов

Обязательные компоненты

1. Цели деятельности М «цель повышения квалификации библиотечных работников - определить и освоить путь и способы организации...»; «целью проведения массовых мероприятий является привлечение к чтению, ...»

2. Задачи деятельности М «основная задача подготовки и повышения квалификации - формирование библиотекарей как.» «к числу основных задач изучения читательского спроса относится. »; «в задачу научно-исследовательской работы входит.»

3. Продукты и услуги Т « формы: услуги (наглядные, устные, комплексные)»; «формы массовой работы»; «формы выставок»; «формы игр (пассивные, активные, полуактивные)»; «формы мероприятий»; «виды: выставок (универсальные, тематические)»; «виды текстов (прогностические, диагностические)».

4. Методы деятельности М «организация чтения (беседа)»; « изучение читательского спроса (наблюдение, опрос читателей)»; « обучение»; « игры (деловые и имитационные)».

5. Процессы деятельности (операции) Т «выполнение читательских запросов»; «нормирование библиотечных процессов»; «составление библиографического описания»

6. Регламентирующие документы Т «ГОСТы по библиотечному делу»; «инструкции»; «указы»; «виды норм (местные, отраслевые, типовые)»

7. Средства проведения мероприятий Т «средства деловой игры: бланки, карточки, макеты книг»; «наглядные средства»; «технические средства»

8. Исполнители Т «составитель - главный библиотекарь»; « редактор - зав. филиалом»; «ответственный за выпуск - ведущий методист»

Факультативные компоненты

9. Тематика мероприятий М «Поклонимся великим тем годам»; «Фабрика библиотечных звезд»; «Вечер счастливых сердец»

10. Актуальность проведения массовых мероприятий М «одной из актуальных проблем, в настоящее время является.»; «интерес к проблеме. обусловлен. »

11. Общая характеристика М «включает целевое назначение; виды (формы); примеры»

12. Т ехнологические операции Т «анализ структуры .»; «определение структуры .»; «выявление источников, содержащих.»

* М - методическое знание, Т - технологическое знание

Структурная модель методических рекомендаций содержит обязательные и факультативные компоненты методического и технологического знания. Обязательные компоненты методического знания: цель, задачи и методы деятельности; факультативные: тематика мероприятий, актуальность проведения мероприятий и их общая характеристика. Технологиче-

ское знание представлено такими обязательными элементами описания, как: продукты и услуги, процессы деятельности, регламентирующие документы, средства проведения мероприятий, исполнители, и факультативным - технологические операции.

Методические разработки - это материалы в помощь подготовке и проведению конкретных работ в библиотеке (организация выставок, оформление плакатов и стендов, проведение массовых мероприятий и т.п.), имеющие своей целью облегчить труд библиотекаря по самостоятельной разработке методических материалов и обеспечить их более высокое качество. В качестве примеров методических разработок были взяты сценарии, сценарные разработки (как наиболее часто встречающийся в библиотечной практике вид методических разработок).

Прежде, чем перейти к характеристике структурной модели методических разработок, раскроем содержание понятие «сценарий». В научной литературе не существует единого общепринятого определения этого понятия. В учебном пособии «Сценарная технология» О.И. Марков дает следующее определение сценария «это литературно-драматическое про-

Технология

изведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма» [8]. В учебнике «Клубоведение» под сценарием понимается подробная литературная разработка массового мероприятия [9]. Е.Я Зезерский считает, что сценарий «.есть особым образом обработанная конкретная информация» [10]. Авторы Д.М. Генкин и А.Г. Соломоник дают развернутое определение этого понятия. «Сценарий, пишут авторы, - это подробная литературно - текстовая разработка содержания массового мероприятия, в котором в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части к другой, приводится примерное направление всех публицистических выступлений» [11].

Рассмотрим алгоритм создания сценария (табл.2), воспроизведенный на основе учебного пособия «Сценарная технология» [8].

Таблица 2

ания сценария

№ п/п Этапы разработки сценария Цель Объект

1. Выбор и анализ темы-задачи. Формулирование проблемы. Событие «факты жизни», «факты искусства» (социальные и культурные аспекты современной общественной жизни).

2. 2.1. Анализ проблемы. 2.2. Нахождение аспектов проблемы. Формулирование сверхзадачи. Определение блоков сценария. Проблема. Аспекты проблемы.

3. 3.1. Разработка сценических заданий блоков. 3.2. Разработка сценических заданий эпизодов. 3.3. Разработка сценических заданий Нахождение (формулирование) сценических заданий блоков. Формулирование сценических заданий эпизодов. Получение совокупности сценических заданий. Создание смыслового каркаса сценария. «Факты жизни» и «факты искусства»

4. Разработка замысла сценария в целом Нахождение жанра (формы сценария) сценарно-режиссерского хода, исходной ситуации сценария. «Факты жизни» и «факты искусства». Рынок культурно-досуговых потребностей.

5. Разработка сюжета сценария в целом. Сюжет сценария. «Факты жизни» и «факты искусства» сценарно-режиссерский ход.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Отбор документальнохудожественного материала. Определение границ художественного материала. «Факты жизни» и «факты искусства».

7. Монтаж единиц сценической информации, монтаж эпизодов, монтаж блоков. Создание сценария. Художественные средства.

* «Факты жизни» - реальные факты и события, происшедшие в жизни, не относящиеся к сфере искусства, а также реальные события, зафиксированные в документах, фотографиях, магнитофонных записях, письмах, официальных документах и т.д.

«Факты искусства» - все жанровое разнообразие произведений искусства, а также их фрагменты (музыкальные, поэтические, хореографические, пластические, драматические, отрывки из художественных кинофильмов, номера различных видов и жанров любительского и профессионального искусства).

Сценарий как продукт методической деятельности менее поддается унификации, но, на наш взгляд, должен содержать необходимые компоненты (см. табл.3). Создание сценарной разработки - творческий, по сути, процесс, но его можно алгоритмизировать, а к конечному продукту - сценарию - предъявить определенные требования.

Рамочная структурная модель методических (сценарных) разработок, формировалась на основе анализа 55 сценариев. Выявлены следующие элементы методического знания (виды, тематика, сценарный ход) и технологического знания (средства проведения мероприятия и исполнители).

Таблица 3

Структурная модель методических разработок

№ п/п Элементы описания Принадлежность элемента Примеры речевых оборотов

Обязательные компоненты

1. Вид сценария М Сценарий - фестиваль; Сценарий театрализованного представления; Сценарий праздничного концерта; Сценарий литературно-музыкального вечера.

2. Тематика сценариев М Силуэты серебряного века; Толстой в портретах; В круиз за здоровьем; Круиз по родному краю.

3. Средства проведения мероприятия Т Музыкальные; Наглядные; Технические; Информационные.

4. Сценарный ход (эпизоды, туры, блоки) М Кому посвящены эти строки.; Знакомство и общение Пушкина.; Прогулка по старому Арбату.

5. Исполнители Т Ведущий; Сказочный герой; Главные и второстепенные действующие лица.

*М - методическое знание, Т - технологическое знание

Практическое руководство - это практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение какими-либо производственными навыками [12]. В ходе анализа методической продукции были выявлены практические руководства по педагогике, медицине, компьютерным технологиям, учетной

политике (бухгалтерский учет), а практические руководства для библиотечной сферы не обнаружены. В процессе разработки практических руководств для библиотечной деятельности за основу взяты методические руководства [13-18].

Структурная модель практических руководств

Таблица 4

№ п/п Элементы описания Принадлежность элемента Примеры речевых оборотов

1. Назначение М ... предназначен для... ... должна обеспечивать... ... призвана способствовать...

2. Область применения М ... распространяются на... ... являются обязательными при... ... могут использоваться в качестве. ... могут быть использованы при...

3. Объект, предмет М ... объектом является... ... объектом служит... ... в качестве предмета выступает...

4. Цели, задачи М ... основными задачами являются... ... производится в целях... ... задачи... определены... ... целью... является...

5. Требования к конечному продукту Т ... установлены на основании ГОСТа... ... определяются в соответствии с инструкцией. ... основными требованиями являются. ... должны руководствоваться нормативными документами на...

6. Исходный продукт Т ... отбор... производится в соответствии с... ... массив включает...

7. Метод М ... используется метод координатного индексирования... ... в качестве основного метода при.

8. Сущность метода М .производится на основе анализа. ... суть метода... заключается в ... ... метод основан на...

9. Примеры Т Пример: ... например,...

10. Методы и средства оценки качества продукта М,Т ... в зависимости от... применяются методы... ... могут быть использованы методы... ... контроль производится проверкой с помощью методов... ...в качестве средств оценки... применяются...

* М - методическое знание, Т - технологическое знание

Структурная модель практических руководств включает отдельные элементы методического знания (назначение, область применения, объект, предмет, цели, задачи, методы) и технологического знания (требования к конечному продукту, исходный продукт, примеры, средства).

Обобщая структурные модели методических документов, нами предложена сравнительная характеристика структур методических продуктов (см. табл. 5).

Таблица 5

Сравнительная характеристика методических продуктов

Элементы описания Жанры методических продуктов

Методические рекомендации Сценарные разработки Практические руководства

1. Цели деятельности (М) + - -

2. Задачи деятельности (М) + - -

3. Продукты и услуги (Т) + - +

4. Методы деятельности (М) + - +

5. Сущность метода (М) - - +

6. Процессы деятельности (операции) (Т) + - -

7. Регламентирующие документы (Т) + - -

8. Средства проведения мероприятий (Т) + + -

9. Исполнители (Т) + + -

10. Тематика (М) + + -

11. Актуальность (М) + - -

12. Общая характеристика (М) + - -

13. Технологические операции (Т) + - -

14. Вид мероприятий (сценария) (М) - + -

15. Сценарный ход (М) - + -

16. Назначение (М) - - +

17. Область применения (М) - - +

18. Объект, предмет (М) - - +

19. Цели, задачи (М) - - +

20. Требования к продукту (Т) - - +

21. Методы и средства оценки качества продукта (М, Т) - - +

22. Примеры (Т) - - +

Сравнительная характеристика структур методических продуктов представлена 22 элементами описания методического и технологического знания (табл. 5). Из таблицы видно, что каждый вид методической продукции (методические рекомендации, сценарные разработки, практические руководства) имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при создании методических документов.

При создании методических рекомендаций необходимо фиксировать внимание на следующих элементах методического знания: цели, задачи, методы деятельности, тематика, актуальность, общая характеристика, а также учесть технологические характеристики: продукты и услуги, процессы деятельности, регламентирующие документы, средства проведения мероприятий, исполнители, технологические операции. С помощью вышеперечисленных элементов описания можно лучше раскрыть форму или метод любой деятельности.

Для сценарных разработок актуальны следующие элементы методического знания: тематика, вид сценария, сценарный ход; а также элементы технологического описания: средства проведения мероприятия, исполнители.

Разрабатывая методические руководства, желательно брать за основу следующие элементы методического знания: методы деятельности, сущность метода, назначение, область применения, объект, предмет, цели, задачи; и дополнять их

такими элементами технологического знания, как: продукты и услуги, требования к продукту, примеры, методы и средства оценки качества продукта.

Предложенные нами модели разработаны для библиотекарей - практиков, они позволят:

1) конкретизировать содержание методической продукции;

2) унифицировать требования к структуре и содержанию методических документов;

3) облегчить пользователям поиск необходимых сведений в содержании методической продукции.

Качество библиотечной методической продукции оценивается ее технологичностью - нацеленностью на конечный результат, требования к которому устанавливаются четко и однозначно. На наш взгляд, описание методики, помимо общих положений (назначение, объект, цель и задачи деятельности), должно содержать технологическое знание (исходное сырье и ресурсы, методы и средства, перечень регламентирующих документов, форма представления результатов, требования к конечному продукту, показатели качества). Модели методических документов помогут снизить затраты на создание качественных методических продуктов и эффективность их использования.

Библиографический список

1. Скипор, И.Л. Использование формализованных методов при создании инструктивно- методической базы лингвистического обеспечения информационно- библиотечных сетей // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: тр. 9 междунар. конф. "Крым-2002", Судак, 8-16 июня 2002 г. - М, 2002. - Т. 1.

2. Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие. - СПб.: Профессия, 2008.

3. Диденко, Л.Л. Классификация методической продукции библиотек // Вестник МГУКИ / Московский государственный университет культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2008. - Вып. 3.

4. Колкова Н.И., Скипор И.Л. Прикладная информатика: технологии курсового и дипломного проектирования: учеб. Пособие для студентов специальностей «Прикладная информатика (в информационной сфере)», «Прикладная информатика (в социальной сфере)», «Прикладная информатика (в социально-культурной сфере)» / Н.И. Колкова, И.Л. Скипор. - Кемерово: КемГУКИ, 2007.

5. Ванеев, А.Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности: учеб. пособие. - М.: Изд-во ИПО Профиздат, 2001.

6. Качанова, Е.Ю. Инновационно - методическая работа. - СПб.: Профессия, 2007.

7. Грузова, А.А. Информационное обслуживание участников инновационной деятельности // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2005. - № 35.

8. Марков, О.И. Сценарная технология: учеб. пособие. - Краснодар: Изд-во КГУКИ, 2004.

9. Клубоведение: учеб.пособие для ин-тов культуры. - М.: Просвещение, 1972.

10. Зезерский, Е.Я. Советский клуб сегодня и завтра. - М.: Сов. Россия, 1975.

11. Генкин, Д.М. Художественная пропаганда в клубе / Д.М. Генкин, А.Г. Соломоник. - М.: Сов. Россия, 1977.

12. ГОСТ 7.60-2003 Издания. Основные виды. Термины и определения. - М, 2004.

01.- Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2003.

13. Методика разработки предметных профессионально развивающих учебных курс: практическое руководство / Министерство образования РФ; Институт развития профессионального образования. - М., 2001.

14. Анестезиология и интенсивная терапия: практическое руководство / под ред. профессора Б.Р. Гельфанда.- М.: Литтерра, 2006.

15. Хирургические инфекции: практическое руководство / под ред. И.А. Ерюхиной, Б.Р. Гельфанда, С.А. Шляпникова.- Изд-во «Литтерра», 2006.

16. Балакирева, Н.М. Учетная политика: практическое руководство / Н.М. Балакирева, И.Э. Гущина. М.: ИД ФБК- ПРЕСС, 2004.

17. Практическое руководство по решению некоторых вычислительных задач с использованием MICROSOFT EXCEL: практическое руководство / под общей редакцией Т.Н. Гартмана. - М., 2006.

18. Торрес, Р. Дж. Практическое руководство по проектированию и разработке пользовательского интерфейса / Р. Дж. Торрес; пер. с англ. В.М. Неумоина. - М.: Издательский дом «Вильямс», 202.

Bibliography

1. Skipor, I.L. Ispoljzovanie formalizovannihkh metodov pri sozdanii instruktivno- metodicheskoyj bazih lingvisticheskogo obespecheniya informa-cionno- bibliotechnihkh seteyj // Biblioteki i associacii v menyayuthemsya mire: novihe tekhnologii i novihe formih sotrudnichestva: tr. 9 mezhdunar. konf. "Krihm-2002", Sudak, 8-16 iyunya 2002 g. - M, 2002. - T. 1.

2. Pilko, I.S. Informacionnihe i bibliotechnihe tekhnologii: ucheb. posobie. - SPb.: Professiya, 2008.

3. Didenko, L.L. Klassifikaciya metodicheskoyj produkcii bibliotek // Vestnik MGUKI / Moskovskiyj gosudarstvennihyj universitet kuljturih i iskusstv. - M.: MGUKI, 2008. - Vihp. 3.

4. Kolkova N.I., Skipor I.L. Prikladnaya informatika: tekhnologii kursovogo i diplomnogo proektirovaniya: ucheb. Poso-bie dlya studentov specialj-nosteyj «Prikladnaya informatika (v informacionnoyj sfere)», «Prikladnaya informatika (v soci-aljnoyj sfere)», «Prikladnaya informatika (v socialjno-kuljturnoyj sfere)» / N.I. Kolkova, I.L. Skipor. - Kemerovo: Kem-GUKI, 2007.

5. Vaneev, A.N. Metodicheskoe obespechenie bibliotechnoyj deyateljnosti: ucheb. posobie. - M.: Izd-vo IPO Profizdat, 2001.

6. Kachanova, E.Yu. Innovacionno - metodicheskaya rabota. - SPb.: Professiya, 2007.

7. Gruzova, A.A. Informacionnoe obsluzhivanie uchastnikov innovacionnoyj deyateljnosti // Informacionnihyj byulletenj Rossiyjskoyj bibliotechnoyj associacii. - 2005. - № 35.

8. Markov, O.I. Scenarnaya tekhnologiya: ucheb. posobie. - Krasnodar: Izd-vo KGUKI, 2004.

9. Klubovedenie: ucheb.posobie dlya in-tov kuljturih. - M.: Prosvethenie, 1972.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Zezerskiyj, E.Ya. Sovetskiyj klub segodnya i zavtra. - M.: Sov. Rossiya, 1975.

11. Genkin, D.M. Khudozhestvennaya propaganda v klube / D.M. Genkin, A.G. Solomonik. - M.: Sov. Rossiya, 1977.

12. GOST 7.60-2003 Izdaniya. Osnovnihe vidih. Terminih i opredeleniya. - M, 2004.

01.- Minsk: Mezhgos. sovet po standartizacii, metrologii i sertifikacii, 2003.

13. Metodika razrabotki predmetnihkh professionaljno razvivayuthikh uchebnihkh kurs: prakticheskoe rukovodstvo / Mini-sterstvo obrazovaniya RF; Institut razvitiya professionaljnogo obrazovaniya. - M., 2001.

14. Anesteziologiya i intensivnaya terapiya: prakticheskoe rukovodstvo / pod red. professora B.R. Geljfanda.- M.: Litterra, 2006.

15. Khirurgicheskie infekcii: prakticheskoe rukovodstvo / pod red. I.A. Eryukhinoyj, B.R. Geljfanda, S.A. Shlyapnikova.- Izd-vo «Litterra», 2006.

16. Balakireva, N.M. Uchetnaya politika: prakticheskoe rukovodstvo / N.M. Balakireva, I.Eh. Guthina. M.: ID FBK- PRESS, 2004.

17. Prakticheskoe rukovodstvo po resheniyu nekotorihkh vihchisliteljnihkh zadach s ispoljzovaniem MICROSOFT EXCEL: prakticheskoe ruko-vodstvo / pod obtheyj redakcieyj T.N. Gartmana. - M., 2006.

18. Torres, R. Dzh. Prakticheskoe rukovodstvo po proektirovaniyu i razrabotke poljzovateljskogo interfeyjsa / R. Dzh. Torres; per. s angl. V.M. Neumoina. - M.: Izdateljskiyj dom «Viljyams», 202.

Статья поступила в редакцию 28.04.11

УДК 159.9.072

Smetanin A. STRESS AS A FACTOR OF THE QUALITY OF PROFESSIONAL WORK THE TEACHER. Work is devoted to stress-as system dynamic characteristic, which determines a person's ability to withstand exposure to stress or possess with many stressful situations. Actively converting them or adapting to them without compromising their health and quality of activities performed.

Key words: stress, stress-components, behavioral strategies, styles, response model of behavior in stressful situations, possession of skills of self-regulation.

А.В. Сметанин, соискатель Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Москва, E-mail: vga05@mail.ru

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Работа посвящена стрессоустойчивости как системной динамической характеристике, определяющей способность человека противостоять стрессовому воздействию или обладать со многими стрессовыми ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, компоненты стрессоустойчивости, стратегии поведения, стили реагирования, модель поведения в стрессовых ситуациях, владение навыками саморегуляции.

Одной из причин неуспешности школьников является компетентностью - способностью осуществлять оптималь-

конфликтность их взаимоотношений с учителями. Порой она ную координацию между своими эмоциями и целенаправлен-

носит скрытый характер, иногда переходит на уровень кон- ным поведением, основанной на адекватной интегральной

фронтации. Это происходит в тех случаях, когда учитель не оценке фактического взаимодействия с учениками.

обладает должной культурой педагогического мастерства, Совершенно очевидно, что профессия учителя сегодня

позволяющего ему без особых затрат находить общий язык с связана с множеством различных нагрузок, возникающих в

каждым ребенком. Кроме того, он не владеет эмоциональной ходе его деятельности. Общение с учащимися, коллегами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.