Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальное обоснование атрибутивного стиля деятельности сотрудников полиции на транспорте'

Опытно-экспериментальное обоснование атрибутивного стиля деятельности сотрудников полиции на транспорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ATTRIBUTIONAL STYLE / SUSTAINED ATTENTION AND ALERTNESS / COMPETENCIES / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / PROFILER / ATTRIBUTION TECHNIQUES / АТРИБУТИВНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСТОЙЧИВОСТЬ И КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ПРОФАЙЛЕР / АТРИБУТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Меркушева Ольга Владимировна

Данная статья, подготовленная в рамках научной школы «Психолого-педагогическая система профессионального становления кадров в органах внутренних дел Российской Федерации», отражает прикладной аспект исследования проблемы обеспечения безопасности сотрудниками полиции на транспорте. В ней содержаться материалы проведенного эмпирического исследования психологических характеристик сотрудников в рамках обоснования атрибутивного стиля деятельности, определяющего специ-фику, качество и надежность деятельности сотрудников полиции на транспорте. Атрибутивный стиль деятельности сотрудников полиции на транспорте рассматривается в рамках концепции атрибутивных технологий познания опасных явлений, в основе которых заложены технологии оперативной диагностики, техники социальной перцепции и атрибуции и понимается как наиболее устойчивое образование, выражающее уровень субъектности и профессиональной направленности сотрудника. Цель: эмпирическое обоснование атрибутивного стиля деятельности сотрудников полиции на транспорте как интегративного качества, обеспечивающего надежность деятельности по распознаванию опасных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF ATTRIBUTIONAL STYLE IN TRAFFIC POLICE OFFICERS’ BEHAVIOR

The article prepared for the ‘Psychological and Methodological Aspects of Professional Personnel Training at Internal Affairs Bodies of the Russian Federation’ scholar tradition looks at the applied aspect of handling security issues by traffic police officers. It presents the results of empirical study of the employees’ psychological characteristics conducted to substantiate their attributional style, which determines the specific character as well as the qua-lity and reliability of traffic police officers’ performance. Traffic police officers’ attributional style of behavior is researched with the help of attributional cognitive techniques for hazard phenomena detection as well as social perception and attribution technique and is viewed as the most stable entity, which reflects the employee’s personal and professional focus. Goal: to provide empirical substantiation of attributional style in traffic police officers’ behavior as an integral personality characteristic that ensures timely detection of hazard phenomena.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальное обоснование атрибутивного стиля деятельности сотрудников полиции на транспорте»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-55 УДК 159.9

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ АТРИБУТИВНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ

Меркушева О.В.

Данная статья, подготовленная в рамках научной школы «Психолого-педагогическая система профессионального становления кадров в органах внутренних дел Российской Федерации», отражает прикладной аспект исследования проблемы обеспечения безопасности сотрудниками полиции на транспорте. В ней содержаться материалы проведенного эмпирического исследования психологических характеристик сотрудников в рамках обоснования атрибутивного стиля деятельности, определяющего специфику, качество и надежность деятельности сотрудников полиции на транспорте. Атрибутивный стиль деятельности сотрудников полиции на транспорте рассматривается в рамках концепции атрибутивных технологий познания опасных явлений, в основе которых заложены технологии оперативной диагностики, техники социальной перцепции и атрибуции и понимается как наиболее устойчивое образование, выражающее уровень субъектности и профессиональной направленности сотрудника.

Цель: эмпирическое обоснование атрибутивного стиля деятельности сотрудников полиции на транспорте как интегративного качества, обеспечивающего надежность деятельности по распознаванию опасных явлений.

Ключевые слова: атрибутивный стиль деятельности; устойчивость и концентрация внимания; компетенции; психологические свойства; профайлер; атрибутивные технологии.

EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF ATTRIBUTIONAL STYLE IN TRAFFIC POLICE OFFICERS' BEHAVIOR

Merkusheva O.V.

The article prepared for the 'Psychological and Methodological Aspects of Professional Personnel Training at Internal Affairs Bodies of the Russian Federation' scholar tradition

looks at the applied aspect of handling security issues by traffic police officers. It presents the results of empirical study of the employees'psychological characteristics conducted to substantiate their attributional style, which determines the specific character as well as the quality and reliability of traffic police officers' performance. Traffic police officers' attributional style of behavior is researched with the help of attributional cognitive techniques for hazard phenomena detection as well as social perception and attribution technique and is viewed as the most stable entity, which reflects the employee's personal and professional focus.

Goal: to provide empirical substantiation of attributional style in traffic police officers' behavior as an integral personality characteristic that ensures timely detection of hazard phenomena.

Keywords: attributional style; sustained attention and alertness; competencies; psychological characteristics; profiler; attribution techniques.

Проблема обеспечения безопасности сотрудниками полиции на объектах транспортной инфраструктуры, связанная с угрозами возникновения актов террористического и экстремистского характера, приобретает все большее значение. Наличие условий и факторов повседневной напряженности в области обеспечения безопасности огромных масс пассажиров требует новых подходов и современных технологий организации служебной деятельности сотрудников полиции на транспорте.

Анализ служебной деятельности сотрудников полиции на транспорте, в обязанности которых входит охрана общественного порядка на объектах транспортных комплексов, позволяет предположить, что усиление функций опережающего познания, оценки и прогнозирования неизбежно актуализирует интерес к закономерностям социальной перцепции, профессиональной рефлексии и атрибуции.

Разрабатываемые нами атрибутивные технологии познания опасных явлений в деятельности сотрудников полиции, как раз и предназначены для решения проблем обеспечения безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.

Концепция атрибутивных технологий включает в себя два фундаментальных блока. Первый - это целостная система атрибуций сотрудника полиции на транспорте, собственно его личностный опыт, объединяющий в себе совокупность перцептивных и объяснительных моделей, схем и установок, позиций, параметров локуса контроля, ценностно-смысловые концепты в виде отношений сотрудника к профессиональной жизнедеятельности, а также образ транспортной инфраструктуры как «диалоговой» среды.

Второй блок - это собственно функциональная сторона атрибутивных технологий, в которую входят действия, операции и условия служебной деятельности сотрудника полиции на транспорте, специфические риски, угрозы и опасности, требования нормативно-правовой базы, регулирующие должностные обязанности сотрудника, профессиональные компетентности и параметры его психологической надежности.

Содержание блоков составляет концептуальные, системные основания атрибутивных технологий, что позволяет осуществить интеграцию личностного опыта сотрудника и его профессиональной позиции, обеспечить непрерывное психологическое сопровождение, контроль и регулирование его состояния в повседневно-служебной деятельности. Благодаря этому возникает эффект «закольцованной» интеграции усилий, интенций психологов, социальных работников, коллективов и руководства подразделений, в центре которой находится субъект деятельности [11], - сотрудник полиции на транспорте. На основе образующейся совокупности паттернов поведения сотрудников, целевых и ценностно-смысловых установок, профессионального и личностного опыта, способности к ситуативному доопределению, формируется наиболее устойчивое образование, выражающее уровень субъектности и профессиональной направленности, под которым мы подразумеваем атрибутивный стиль деятельности сотрудников полиции на транспорте.

С целью опытно-экспериментального обоснования атрибутивного стиля деятельности сотрудников полиции на транспорте нами было проведено психодиагностическое исследование. Замысел исследования включал в себя два этапа. Первый - составление психографического описания деятельности и психологических характеристик сотрудников, несущих службу на объектах транспортных комплексов. На втором этапе из совокупности психологических характеристик данной категории сотрудников, были выделены и подвергнуты статистической обработке те из них, которые, в соответствии с имеющимся опытом, способствуют успешному выполнению профессиональных должностных обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, недопущению возникновения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры.

В исследовании приняли участие сотрудники подразделений транспортной полиции Северо-Западного федерального округа в количестве 152 человек.

На первом этапе были протестированы сотрудники полиции на транспорте в количестве 152 человек по следующим методикам:

1. Фрайбургский личностный опросник (методика FPI 12 шкал).

2. Методика КОС-2 (коммуникативные и организаторские склонности) [2, с. 263-265].

3. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцевой.

4. Диагностика мотивации к достижению успеха Элерса.

5. Корректурная проба Бурдона [7].

6. Методика Мюнстерберга [9].

Совокупность выбранных методик в общей сложности была представлена 20 шкалами. По каждой из перечисленных методик были посчитаны и взяты для осуществления математических анализов «сырые» баллы.

Результаты исследования

По представленным 20-ти шкалам первого этапа исследования был проведен корреляционный анализ (с использованием коэффициента корреляции по Пирсону), результаты которого представлены в виде корреляционных плеяд (рис. 1).

-0,282

Рис. 1. Корреляционные плеяды психологических характеристик сотрудников полиции

на транспорте

УКВ - шкала устойчивости и концентрации внимания, РА - шкала реактивной агрессивности, Н - шкала невротичности, ВКВ - шкала «визуальный канал восприятия», М-Ф - шкала «маскулинность-феминность», ОС - шкала «организационные свойства», УМ - шкала уровня мотивации, КС - шкала «коммуникативные свойства», ЭЛ - шкала эмоциональной лабильности, СА - шкала спонтанной агрессивности, Э-И - шкала экстернальности - интернальности, ККВ - шкала «кинестетический канал восприятия».

Наибольшее количество корреляционных связей представлены шкалой «Устойчивость и концентрация внимания», (методика «Корректурная проба Бурдона»), а именно: отрицательная корреляция со шкалой «Невротичность» (-0,396), «Реактивная агрессивность» (-0,242) методики FPI, «Организаторские склонности» (-0,254) методики КОС, и положительная - со шкалами «Маскулинность-феминность» (0,286) методики FPI и «Визуальный канал восприятия» (0,381) (диагностика перцептивной модальности С.Ефрецевой). Полученные результаты свидетельствуют о том, что параметр устойчивости и концентрации внимания, имеющий прямую зависимость со шкалой «Маскулинность-феминность», будет иметь более высокие значения при условии протекания психической деятельности преимущественно по волевому типу, предполагающему наличие у субъекта таких характеристик, как смелость, предприимчивость, склонность к риску, быстрое принятие решений. Помимо этого, данный параметр находится в прямой зависимости со шкалой «Визуальный канал восприятия», высокие значения которой свидетельствуют о том, что личность сотрудника при общении с людьми акцентируют внимание, прежде всего, на лице, одежде, внешнем виде собеседника, а также на видимых деталях обстановки, размере и форме вещей. Отрицательная корреляция со шкалой «Организаторские склонности» характеризует преимущественно исполнительскую деятельность сотрудников полиции, выполняющих функции по охране транспортного комплекса.

В свою очередь, шкала «Организаторские склонности», включающая в себя содержательную нагрузку управленческого блока нашего исследования, в том числе, способность сотрудника брать на себя функции принятия решений в ситуациях неопределенности, отрицательно коррелирует со шкалой «Спонтанная агрессивность» (-0,302) и положительно со шкалами «Уровень мотивации» (0,300) и «Коммуникативные склонности» (0,282). Соотношение выше перечисленных шкал подтверждает, что сотрудник, готовый брать на себя ответственность в ситуациях принятия решений, обладает более высоким уровнем мотивации, соответственно, более целостной организацией потребностно-мотивационной сферы личности.

Шкала «Коммуникативные склонности» дает отрицательную корреляцию со шкалой «Эмоциональная лабильность» (-0,282). Следует напомнить, что высокие значения шкалы «ЭЛ» многофакторного личностного опросника FPI свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии испытуемого, проявляющегося в частом изменении настроения, сопровождающемся повышением возбудимости, раздражительности, недостаточном контроле процессов саморегуляции. Низкие результаты, полученные по данной шкале, позволяют нам предположить, что субъект не только более стабилен, но и способен хорошо контролировать свое поведение. Соответственно, отрицательная корреляция этих шкал в проводимом нами исследовании оценивается нами как положительный факт.

Шкала ««Маскулинность-феминность» положительно коррелирует со шкалой «Экстравер-сия-Интроверсия» (0,458), которая, в свою очередь, находится в отрицательной зависимости со шкалой «Кинестетический канал восприятия» (-0,232). Положительная корреляция первых двух шкал рассматриваемого блока закономерна вследствие их принадлежности к одному инструменту (КОС-2). Отрицательная корреляция кинестетического канала восприятия, основным характеристиками которого выступает стремление к постоянному движению, немногословие, обращение внимания на чужое поведение, интерес к внутренним переживаниям себя и окружающих, вероятно, свидетельствует об интровертированности субъектов данного типа восприятия.

Следующим пунктом обработки исследования выступает проведение факторного анализа о 20-ти шкалам. Общая картина проведенного факторного анализа по первому этапу эмпирической части исследования представлена в таблице 1.

Таблица 1

Факторный анализ исследования атрибутивных технологий познания опасных явлений в деятельности сотрудников полиции на транспорте

шкала Методика Ф1 (18,5%) Ф2 (10,6%) Ф3 (9%) Ф4 (8%) Ф5 (6%) Ф6 (5%)

невротичность FPI 0,546 -0,245 -0,496

сп. агрессивность FPI 0,860

депрессивность FPI 0,872

раздражительность FPI 0,629

общительность FPI 0,744

уравновешенность FPI 0,448 -0,512

реактивная агрессивность FPI -0,647

застенчивость FPI 0,750

экставерсия-интроверсия FPI -0,345 0,738

эмоциональная лабильность FPI 0,771

маскулинность-феминность FPI -0,682

коммуникативные свойства КОС-2 -0,499 0,474

организаторские свойства КОС-2 -0,292 0,601

избирательность внимания Мюнстенберг -0,426

устойчивость и концентрация внимания Коррек. проба Бурдона 0,799

мотивация Диаг. Элерса 0,760

визуальный канал восприятия С. Ефремцева 0,584

кинестетический канал восприятия С. Ефремцева 0,597

Согласно результатам факторного анализа мы использовали первые 6 наиболее значимых факторов, которые в общей сложности составили 60 % дисперсии.

1. Фактор «пессимистический атрибутивный стиль»

Первый фактор составляет 18,5% дисперсии, в него вошли преимущественно шкалы Фрайбургского личностного опросника. Полученные данные позволяют объединить шкалы депрес-сивности, застенчивости, невротичности, набравшие наибольшие положительные значения, при этом шкалы маскулинность-феминность и шкала экстернальности-интернальности набрали наибольшие отрицательные значения. Первый фактор позволяет, согласно нашей концепции исследования, выявлять сотрудников, которые по своим психологическим характеристикам не рекомендованы для выполнения должностных обязанностей.

2. Фактор «Социально-перцептивный»

Второй фактор, именуемый нами как «социально-перцептивный» и составляющий 10,6% дисперсии, объединил в себе шкалы общительности, экстернальности-интернальности, уравновешенности, а также шкалу «Кинестетический канал восприятия» (методика определения доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцевой). Присутствие «социально-перцептивного» фактора подтверждает значимость заявленного в нашей концепции социально-перцептивного атрибутивного стиля деятельности сотрудника полиции на транспорте.

3. Фактор «Лабильный»

Третий фактор, составляющий 9% дисперсии, представляет собой совокупность шкал эмоциональной лабильности, раздражительности с положительными значениями, а также шкалы

уравновешенности и коммуникативной склонности с отрицательными значениями. Следует напомнить, что высокие значения шкалы «эмоциональная лабильность» указывают на изменчивость эмоционального фона испытуемого, сопровождающегося частыми колебаниями настроения, динамическими перепадами состояния (возбудимости, раздражительности). Высокая эмоциональная лабильность, как правило, снижает уровень саморегуляции и самоконтроль сотрудника. Помимо положительной зависимости данной переменной с переменной «раздражительности», наблюдается отрицательная зависимость со шкалой «коммуникативные склонности», выступающей критерием социально-перцептивного атрибутивного стиля сотрудника полиции на транспорте, осуществляющего функции по охране транспортного комплекса в рамках атрибутивных технологий познания опасных явлений.

4. Фактор «элементы техники профайлера в атрибутивном стиле сотрудника»

Четвертый фактор, который составляет 8% дисперсии, включил в себя признаки, относящиеся к компетенциям профайлера. Указанные признаки («концентрация и устойчивость внимания», «визуальный тип восприятия») отрицательно коррелируют со шкалами «реактивной агрессивности», «невротизмом» и «организаторскими склонностями». Следует пояснить, что для сотрудника-профайлера отрицательная корреляция со шкалой «организаторские склонности» является закономерной по причине отсутствия необходимости выполнять управленческие и организационные должностные обязанности.

5. Фактор «Управленческий стиль»

Пятый фактор (6%), включающий в себя шкалы «коммуникативные склонности» и «организаторские склонности» (методики «КОС-2»), представлен также шкалой «мотивация», которой принадлежит самое большое значение (0,760) факторного веса. Пятый фактор под названием «Управленческий стиль» позволил в рамках проведенного эксперимента наглядно продемонстрировать положительную взаимосвязь потребностно-мотивационной сферы личности сотрудника с его способностями брать на себя ответственность, «авторство» за совершаемые действия.

6. Фактор «Агрессивная установка»

Шестой фактор (5%), включающий шкалы «спонтанной агрессивности» с самым большим факторным весом, а также шкалы «невротичности» и «избирательности и концентрации внимания» с отрицательными значениями, позволяет сделать акцент в рамках атрибутивных технологий познания опасных явлений о негативном влиянии агрессивной установки сотрудника полиции на транспорте на качественное выполнение им должностных обязанностей. Это объ-

ясняется искажением эмоционально-оценочного восприятия сотрудником окружающего «диалогового пространства», агрессивная установка также отрицательно влияет на избирательность и концентрацию внимания.

На втором этапе исследования нами была предпринята попытка апробации авторского опросника «Атрибутивные стили деятельности сотрудников полиции на транспорте». Всего на данном этапе было протестировано 232 сотрудника подразделений транспортной полиции Северо-Западного Федерального округа. Полученные результаты также проанализированы с помощью факторного анализа, выполненного с ортогональным вращением компонент (Ва-римакс).

Авторский опросник состоит из четырех самостоятельных модулей, каждый из которых раскрывает содержание одного из атрибутивных стилей деятельности сотрудника полиции на транспорте.

Первый модуль - социально-перцептивный - представлен в нашем исследовании тремя шкалами - «эмпатии», «экстернальности-интернальности» и «оптимизма» [1]. Шкала оптимизма служит показателем наличия у субъекта оптимистического атрибутивного стиля [10, с. 43-46].

Второй модуль под названием «когнитивный» содержит в себе 5 шкал, характеризующих когнитивные образы опасных явлений террористической, экстремистской направленности, криминального характера (грабежей, разбоев, агрессивного поведения лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения), природного и техногенного характера (ЧС), а также шкала, характеризующая опасные явления, связанные с оказанием медицинской помощи сотрудником гражданам или самому себе [4, с. 12-15].

Третий модуль опросника, именуемый нами как «деятельностный», [6, с. 534-536] представлен двумя блоками вопросов: блок «служебная деятельность», характеризующий специфику профессиональной деятельности сотрудников, несущих службу на объектах транспортной инфраструктуры, а также блок «бдительности» [3].

Четвертый модуль инструмента - модуль «достижений», также представлен двумя блоками. Это блок «мотивационный», характеризующий мотивационные потребности личности (стремление к успеху - избегание неудачи) и «комплексный», определяющий выбор стратегий стресс-преодолевающего поведения.

В соответствии с этим, обработка опросника осуществлялась по 12-ти шкалам (табл. 2).

Таблица 2

Результаты факторного анализа опросника «Атрибутивные стили деятельности сотрудников полиции на транспорте»

№ пп Наименование фактора % дисперсии Наименование шкалы Факторный вес

1 Когнитивные образы опасных явлений 37,9 Террористического характера Экстремистской направленности Криминального характера Чрезвычайных ситуаций Медицинской помощи Комплексная шкала 0,683 0,720 0,768 0,687 0,476 0,323

2 Социльно-перцептивный 13,5 Экстернальность-интернальность Оптимизм Эмпатия Комплексная шкала 0,683 0,729 0,793 0,616

3 Мотивационно-деятельностный 9 Бдительность Служебная деятельность Мотивационная Комплексная шкала 0,875 0,602 0,762 0,386

Как видно из представленной выше таблицы, в результате проведенного анализа мы получили три фактора, в общей сложности, составившие 60,5% дисперсии. Первый фактор, именуемый нами, как «когнитивные образы опасных явлений», составил 37,9% дисперсии. Второй фактор - «социально-перцептивный», представляющий 13,5% от общей дисперсии, демонстрирует наличие всех трех шкал 1-го Модуля опросника: «экстернальность-интернальность» (0,683), «оптимизм» (0,729), «эмпатия» (0,793). Третий фактор (9% дисперсии) взял на себя нагрузку 3-го и 4-го модулей опросника, объединив тем самым их в «мотивационно-деятель-ностный» фактор.

Помимо этого, следует отметить факт наличия во всех трех факторах комплексного блока параметров копинг-преодолевающего поведения сотрудников полиции на транспорте в экстремальных ситуациях службы.

По результатам поведенного исследования психологических параметров сотрудников полиции на транспорте в рамках атрибутивных технологий познания опасных явлений можно сделать следующие выводы:

1. Фактор «пессимистический атрибутивный стиль», составивший 18,5% от общей дисперсии, объединил в себе шкалы «невротичности», «депрессивности» и «застенчивости». В связи с чем сотрудники с высокими значениями по этим шкалам не рекомендованы для работы в рамках атрибутивных технологий познания опасных явлений. По результатам статистической обработки данных сотрудников с высокими показателями по шкале «невротичности» -1,3% (2 человека), средними - 51% (77 человек), остальные ниже среднего. По шкале «депрес-сивности» наша выборка не представила высоких показателей, средние - у 29% испытуемых (44 человека). По шкале «застенчивости» сотрудников с высокими уровнем - 3,3% (5 человек), средним - 33% (50 человек).

2. Наибольшее количество корреляционных связей первого этапа исследования принадлежит параметру устойчивости и концентрации внимания (УКВ), измеряемому с помощью методики «Корректурная проба Бурдона», который в генеральной совокупности выборки представил высокие значения по своей шкале (69% испытуемых). Данный параметр представляет социально-перцептивный атрибутивный стиль деятельности сотрудника полиции на транспорте. Необходимо учитывать, параметры, отрицательно влияющие на работу параметра УКВ. Это параметр «невротичности», результаты которого представлены выше, а также параметр «реактивной агрессивности». Высокие результаты параметра РА представлены у 2,6 % испытуемых (4 человека), средние - у 53% (80 человек). Помимо этого, параметр УКВ имеет положительную взаимосвязь со шкалой «визаульный канал восприятия» (диагностика С. Ефремцевой). По этой шкале в нашей выборке испытуемых не оказалось представителей с высокими значениями, однако средние значения получили порядка 73% испытуемых (110 человек). Данный факт, вероятно, связан со спецификой работы сотрудников, выполняющих функции по охране объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконных вмешательств, в функциональные обязанности которых входит наблюдение, отслеживание, выявление признаков, угрожающих жизни и здоровью граждан и бесперебойной работе транспортного комплекса.

3. Следует отметить присутствие управленческого блока, который выступает концептуальной составляющей работы наших атрибутивных технологий и свидетельствует о высоком уровне субъектности отдельных сотрудников, то есть способности брать ответственность за совершаемые действия. Данный блок представлен шкалами «организаторские свойства» (ОС) и «мотивации», положительно коррелирующие между собой, а также фактором «управленческий стиль». Высокий уровень ОС по результатам исследования получили 25% сотрудников (38 человек). Высоким уровнем мотивации согласно проведенному исследованию обладают 19% испытуемых (31 человек).

4. Обработка авторского опросника «Атрибутивные стили деятельности сотрудников полиции на транспорте» позволила определить тенденции к объединению и сильной взаимосвязи блоков каждого отдельного Модуля между собой, продемонстрировав согласованность входящих в каждый отдельный Модуль блоков и их совместную функциональную значимость, тем самым актуализируя преимущественный для сотрудника атрибутивный стиль деятельности. При этом, разделение Модулей в отельные самостоятельные факторы позволило сделать вывод об их относительной самостоятельности, что также подтверждает концептуальный замысел создания модульного опросника. Второму Модулю опросника «Когнитивные образы опасных явлений» в результате проведенного факторного анализа достался наибольший процент от общей дисперсии (37,9%). По результатам проведенного исследования высокие значения по первому «социально-перцептивному» Модулю опросника получили 8,5% испытуемых (21 человек). По второму Модулю «когнитивные образы опасных явлений» высокие результаты представлены у 24% испытуемых (55 человек). Третий «деятельностный» Модуль опросника, представленный блоками «служебная деятельность» и «бдительность», определил 34% испытуемых с высокими показателями (81 человек), что вероятно, также свидетельствует о специфике выборки. Четвертый - Модуль «достижений», представлен 28% испытуемых с высокими показателями (23 человека). При этом следует уточнить, что по блоку «мотивационному» высокие значения получены у 22% (50 человек), а по блоку «комплексному», определяющему выбор стратегий совладающего поведения, наибольшие результаты были получены у 34% сотрудников (78 человек).

5. В целом, проведенное исследование позволило оценить практическую значимость создания опросника «Атрибутивные стили деятельности сотрудника полиции на транспорте», выполняющего актуализирующую, оценивающую, обучающую функции, а также функцию динамического сопровождения деятельности сотрудника полиции [12] на транспорте в рамках атрибутивных технологий познания опасных явлений по недопущению возникновения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры.

Список литературы

1. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Разработка русскоязычной версии теста диспозици-онного оптимизма (LOT) // Психологическая диагностика. 2010. №2. С. 36-64.

2. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности

и малых групп. М., 2002. 339 с.

3. Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C. 57-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Знаков В.В. Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метаког-нитивного подходов. Ярославль: Ярославский государственный университет, 2012. 383 с.

5. Лицо человека как средство общения: междисциплинарный подход / Отв. ред. В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов, Д.А. Диверев. М.: Когито-Центр, 2012. 348 с.

6. Общая психология. Тексты: В 3-х т. Т. 2: Субъект деятельности. Кн. 3 / Ред. сост.: Ю.Б. Дор-машев, С.А. Капустин, В.В. Петухов. М.: Когито-Центр, 2013. 584 с.

7. Практикум по экспериментальной и практической психологии: Учеб. пособие / Л.И. Ван-совская, В.К. Гайда, В.К. Гербчевский и др.; Под ред. А.А. Крылова. - СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 1997. 312 с.

8. «Профайлинг. Технология предотвращения противоправных действий: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / [Ю.М. Волынский -Басманов и др.]; 2-е изд., переработанное и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. 183 с.

9. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ. СПб. Изд-во СПб ун-та, 2001. 224 с.

10. Цириг Д.А. Психология выученной беспомощности: Дис.... канд. псих. наук. Томск: Томский государственный университет, 2010. 456 с.

11. Шаранов Ю.А. Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел (управленческо-развивающий подход): Монография. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. 380 с.

12. Шаранов Ю.А. Психолого-юридический взгляд на современную стратегию развития правоохранительной деятельности в свете реформы органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2012. №3. С. 211-215.

13. Шестаков А.Г. Психология управленческих воздействий руководителя на подчиненных в органах внутренних дел. Дис....д-ра психол. наук. СПб. 1997. 381с.

14. Ekman P. and Friesen W. Facial Action Coding System: A Technique for the Measurement of Facial Movement. Consulting Psychologists Press, Palo Alto, 1978.

15. Ekman P., Friesen W.V., Hager J.C. Facial Action Coding System Investigator's Guide. Research Nexus, 2002. 197 p.

16. Friesen W., Ekman P. EMFACS-7: Emotional Facial Action Coding System. Unpublished manual, University of California, California. 1983.

17. Harzberd F. Motivation to work. N.Y., 1959. 152 p.

18. Maslow A.H. Motivation and personality. N.Y. 1970. 369 p.

References

1. Gordeeva T.O., Sychev O.A., Osin E.N. Psikhologicheskaya diagnostika. 2010. №2, p. 36-64.

2. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-Psychological Diagnostics of Personality and Small Groups Development]. M., 2002. 339 p.

3. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-Psychological Diagnostics of Personality and Small Groups Development]. M., Izd-vo Instituta Psikhoterapii. 2002, p. 57-59.

4. Znakov V.V. Tvorcheskaya deyatel'nost 'professionala v kontekste kognitivnogo i metakognitivno-gopodkhodov [Professional's Creative Activities in Cognitive and Metacognitive Approaches]. Yaroslavl': Yaroslavskiy gosudarstvennyy universitet. 2012. 383 p.

5. Barabanshchikov V.A., Demidov A.A., Diverev D.A. Litso cheloveka kak sredstvo obshcheniya: mezhdistsiplinarnyy podkhod [Human Face as Communication Means: Inter-Disciplinary Approach] / Otv. red. M.: Kogito-Tsentr, 2012. 348 p.

6. Obshchaya psikhologiya. Teksty: V 3 v. Vol. 2: Sub'ekt deyatel'nosti. Kn. 3 [General Psychology. Texts: in 3 volumes. Vol. 2: Actor. Book 3] / Red. sost.: Yu.B. Dormashev, S.A. Kapustin, V.V. Petukhov. M.: Kogito-Tsentr, 2013. 584 p.

7. Praktikum po eksperimental'noy i prakticheskoy psikhologii [Practicum in Experimental and Practical Psychology] / L.I. Vansovskaya, V.K. Gayda, V.K. Gerbchevskiy i dr.; Pod red. A.A. Krylova. SPb.: Izdatel'stvo S.-Peterburgskogo universiteta, 1997. 312 p.

8. Profayling. Tekhnologiya predotvrashcheniya protivopravnykh deystviy: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nostyam «Yurisprudentsiya» i «Pravookhrani-tel'naya deyatel'nost'» ['Profiling. Techniques to Prevent Illegal Action: Student Textbook in 'Law' and 'Law Enforcement'] / [Yu.M. Volynskiy-Basmanov i dr.]. M.: YuNITI-DANA: Zakon i pravo, 2012. 183 p.

9. Rean A.A. Prakticheskayapsikhodiagnostika lichnosti [Practical Personality Psychodiagnostics]. SPb. Izd-vo SPb un-ta, 2001. 224 p.

10. Tsirig D.A. Psikhologiya vyuchennoy bespomoshchnosti [The Psychology of Learned Helplessness]. Tomsk: Tomskiy gosudarstvennyy universitet, 2010. 456 p.

11. Sharanov Yu.A. Psikhologiya deyatel'nosti sluzhebnogo kollektiva organov vnutrennikh del (up-ravlenchesko-razvivayushchiy podkhod) [Psychology of Law Enforcement Agency Staff (Managerial and Development Approach)]. SPb.: Sankt-Peterburgskaya akademiya MVD Rossii, 1998. 380 p.

12. Sharanov Yu.A. Vestnik Sankt-Peterburgskogo un-taMVD Rossii. 2012. №3, p. 211-215.

13. Shestakov A.G. Psikhologiya upravlencheskikh vozdeystviy rukovoditelya na podchinennykh v organakh vnutrennikh del [Psychology of the Managerial Influence on the Employees at Law Enforcement Bodies]. SPb. 1997. 381 p.

14. Ekman P. and Friesen W. Facial Action Coding System: A Technique for the Measurement of Facial Movement. Consulting Psychologists Press, Palo Alto, 1978.

15. Ekman P., Friesen W.V., Hager J.C. Facial Action Coding System Investigator's Guide. Research Nexus, 2002. 197 p.

16. Friesen W., Ekman P. EMFACS-7: Emotional Facial Action Coding System. Unpublished manual, University of California, California. 1983.

17. Harzberd F. Motivation to work. N.Y., 1959. 152 p.

18. Maslow A H. Motivation and personality. N.Y. 1970. 369 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Меркушева Ольга Владимировна, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров

Санкт-Петербургский университет МВД России

ул. Летчика Пилютова, 1, г. Санкт-Петербург, 198206, Россия

e-mail: olya-let@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Merkusheva Olga Vladimirovna, post-graduate student of the department of forensic psychology

St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia 1, Pilot Pilyutov str., St.-Petersburg, 198206, Russia e-mail: olya-let@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.