Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно- нравственных качеств молодежи в условиях современного музея'

Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно- нравственных качеств молодежи в условиях современного музея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МУЗЕЙ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / YOUTH / MUSEUM / MORALITY / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дерябина Ю. Г.

Статья посвящена экспериментальному рассмотрению проблемы формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея. В работе отмечается, что музей представляет собой как социальный институт, так и особое, уникальное средство трансляции социального опыта, связи истории, прошлого с настоящим и будущим в бытии современного общества. В такой ситуации требуется учет и создание необходимых социально-культурных условий формирования духовно-нравственных качеств молодежи в деятельности современного музея, обладающего большими потенциальными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дерябина Ю. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental work of forming spiritual-moral features of the youth under the conditions of modern museum

The article is devoted to experimental consideration of the problem of forming of spiritual and moral features of the youth under the conditions of modern museum. The work emphasizes that museum presents itself both a social institute, and a special unique means of social experience translation, connection between history, the past and the present and the future in being of modern society. In this situation it is necessary to take into account and form necessary socio-cultural features of the youth in the activities of modern museums which possess great potential opportunities.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно- нравственных качеств молодежи в условиях современного музея»

в т. ч. учреждениями дополнительного образования;

- неравномерная представленность и, соответственно, реализованность конструктивных частей методического обеспечения социокультурных институтов: просвещения, психолого-педагогического диагностирования и консультирования, а также управления.

Невнимание к решению обозначенных проблем ведет к задерживанию развития активности личности в сфере социокультурных институтов или делает его недостаточно полноценным.

1. Орлиу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 114.

2. Клюско Е.М. Пути повышения социальной активности трудящихся в управлении куль-

турным строительством: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1979. С. 10.

3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М., 2004. С. 295-296.

4. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: монография. М., 2000.

Поступила в редакцию 15.08.2008 г.

Sharkovskaya N.V. Social-cultural institutes - behavioral base of personality’s social-cultural activity. The article gives the author’s definition of the notion “social-cultural institute” is presented in the article. Within the framework of pedagogical paradigms of social-cultural activeness, the role of social-cultural institutes as the main mechanisms of social-cultural activeness manifestation is shown. The problems the modem institutes face from the point of personality development are revealed.

Key words: social-cultural institute, personality activeness.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ

Ю.Г. Дерябина

Статья посвящена экспериментальному рассмотрению проблемы формирования духовнонравственных качеств молодежи в условиях современного музея. В работе отмечается, что музей представляет собой как социальный институт, так и особое, уникальное средство трансляции социального опыта, связи истории, прошлого с настоящим и будущим в бытии современного общества. В такой ситуации требуется учет и создание необходимых социально-культурных условий формирования духовно-нравственных качеств молодежи в деятельности современного музея, обладающего большими потенциальными возможностями.

Ключевые слова: молодежь, музей, нравственность, духовность.

Одной из наиболее существенных задач современного российского общества является обеспечение его самоидентификации и духовно-нравственного самоопределения в соответствии с реалиями современного мира. Очевидно, что оно может быть достигнуто лишь в ходе такого возрождения страны, которое бы ориентировалось не только на цели настоящего и будущего, но учитывало и воздействие прошлого, традиций отечественной и мировой культуры. А это невозможно без формирования новых духовно-нравственных качеств личности.

Содержание духовного воспроизводства в условиях современного мира представлено

многообразными формами трансляции и включения социокультурного опыта в бытие и институты общества. Благодаря этим формам создается особая «ткань» социума и его пространства, в котором прошлое приобретает статус культурно-смыслового кода настоящего. В контексте процесса социального воспроизводства и раскрывается роль и особенности бытия современного музея как специфической «части» и функции общества. Дело в том, что «в музее происходит подключение человека к культурному коду современной ему культуры и актуализация нужного данной культуре социально-культурного опыта» [1].

Этот процесс осуществляется в социальном пространстве, которое выступает как общая среда, имеющая свою внутреннюю структуру, представленную формами деятельности различных социальных субъектов и их институтов. В его содержании раскрывается значительный потенциал такого социального феномена, как музей, представляющий собой как социальный институт, так и особое, уникальное средство трансляции социального опыта, связи истории, прошлого с настоящим и будущим в бытии современного общества.

Нами было проведено исследование, в котором мы проанализировали досуговую деятельность студенческой молодежи в условиях современного музея. Нами были опрошены студенты Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Тамбовского педагогического колледжа, студенты приборостроительного колледжа, Тамбовского колледжа социально-культурных технологий, Тамбовского филиала Московского открытого социального университета общим числом 658 человек. Целью исследования было выявление социально-культурных процессов, связанных с функционированием деятельности музеев.

Нами было опрошено шестьсот пятьдесят восемь респондентов в возрасте от 16 до 23 лет, из них 78 % составляют девушки и 22 % - юноши. Средний возраст опрашиваемых от девятнадцати лет до двадцати одного года.

При ответе на вопрос: «В каком возрасте Вы первый раз посетили музей?» - были получены следующие результаты: в возрасте 10-14 лет - 57 %; в возрасте 5-7 лет в музее побывало - 22 %; в возрасте 7-10 лет - 12 %, старше 14 лет - 7 %; не помнит свое первое посещение музея - 2 %. Мы видим, что первые посещения музея приходятся на школьный возраст, а чтобы закрепить накопленный опыт и эмоциональные впечатления, мы считаем необходимым привлечение посетителей в активную деятельность музеев.

Следующий вопрос является следствием предыдущего: «При каких условиях это произошло?». Рассмотрим полученные данные: респонденты, которые побывали в музее вместе с детским садом (школой) составили 46 %; посетили музей по специальной программе - 32 %; посетили музей с родителями

в свободное время - 10%и 12% мотивируют посещение случайностью. Мы видим, что большинство молодых людей впервые посетили музей со своим детским садом (школой) или по специальной музейной программе.

По вопросу: «Какие жизненные ценности являются для Вас приоритетными?» были получены следующие ответы:

- 55,6 % - назвали приоритетной жизненной ценностью здоровье;

- 52,4 % - семью;

- 50,3 %-любовь;

- 33,2 % - чистую совесть;

- 31,4 % - материальный достаток;

- 15,3 % - полезность людям, творчество, служение Родине;

- 11,6 % - образование;

- 6,7 % - любимую работу.

Последний вопрос анкеты: «Много ли у

Вас свободного времени?». 52 % опрошенных имеют не очень много свободного времени; 36 % - совсем не имеют; 12 % - много времени. На основе полученных результатов мы можем попытаться свободное время молодежи заполнить деятельностью по формированию духовно-нравственных качеств в условиях современного музея.

Следующим этапом нашей работы было проведение диагностики личностных характеристик в двух группах. Экспериментальную группу составили студенты 1-2 курсов отделений «Организация воспитательной деятельности» и «Физическая культура» Тамбовского педагогического колледжа в количестве 60 человек, а контрольную - студенты отделений «Дошкольное образование» и «Адаптивная физическая культура» в количестве 62 человек того же педагогического колледжа. Выбор экспериментальной и контрольной групп, принявших участие в исследовании, определялся потребностью выбора статистически и содержательно сопоставимых учебных групп. Добавим, что содержание учебно-воспитательного процесса, который походил в течение всей опытно-экспе-риментальной работы в обеих группах - контрольной и экспериментальной - был во многом сходным, что дает основание с учетом сопоставимости основных количественно-качественных показателей считать возможным и обоснованным сравнение этих групп.

Испытуемым была предложена методика Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинской -Самоактуализационный тест (CAT). Данная методика представлена 14 шкалами, 10 из которых мы использовали в своей работе.

В результате проведенной первичной диагностики личностных характеристик были получены следующие результаты.

При максимально возможных 17 баллах по шкале «Ориентация во времени» среднее арифметическое значение и в экспериментальной, и в контрольной группах занимает средний уровень (7,5 и 7,2 соответственно). Это говорит о том, что, несмотря на наличие у большинства субъектов способности жить «настоящим», ориентация их лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути имеет достаточное выражение.

Следующий критерий, который был взят нами во внимание в данной методике - «Поддержка», позволяющий измерять степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя - внешняя поддержка»). Данная шкала включала в себя 91 вопрос. Согласно полученным первичным результатам и в экспериментальной, и в контрольной группах среднее значение находится на границе между низким и средним уровнем. Это свидетельствует о том, что у большинства испытуемых экспериментальной и контрольной групп наблюдается высокая степень зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешний локус контроля.

Кроме того, нас интересовал такой личностный показатель, как ценностные ориентации у исследуемой молодежи. Нами было получено, что при максимально возможных 20 баллах по шкале «Ценностные ориентации», среднее значение и в экспериментальной, и в контрольной группах занимает средний уровень (9,8 и 10,1 соответственно). Это говорит о том, что на начало эксперимента большинству испытуемых обеих групп чаще не свойственно проявление ценностей, присущих самоактуализирующейся личности.

Четвертый критерий, который интересовал нас в работе с данной молодежью, и был связан с предыдущим показателем - «Гибкость поведения». Данная шкала была представлена в методике 24 пунктами. Она диаг-

ностирует степень гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Согласно полученным нами данным, большинство испытуемых экспериментальной и контрольной групп на начало эксперимента не имеют гибкости в поведении.

В качестве показателя эмоционального компонента для нас выступала шкала «Сен-зитивность к себе» (13 пунктов), которая определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их. В данном случае, согласно полученным первичным результатам и в экспериментальной, и в контрольной группах, среднее значение находится на низком уровне.

Блок самовосприятия представлен в тесте двумя шкалами «Самоуважением» и «Са-мопринятием». В данной методике шкала «Самоуважения» диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них. В нашем случае большинство испытуемых экспериментальной и контрольной групп на начало эксперимента из 15 вопросов, представленных на выбор испытуемым, в среднем выбирают третью часть. Следовательно, молодежь характеризуется низким уровнем самоуважения.

Аналогичная ситуация обстоит и со шкалой «Самопринятия» (21 пункт). Согласно полученным результатам, у большинства испытуемых экспериментальной и контрольной групп на начало эксперимента наблюдается низкий уровень принятия себя такими, какими они есть, вне зависимости от оценки собственных достоинств и недостатков.

Блок межличностных отношений в данной методике представлен шкалой «Контактности» (20 пунктов), характеризующей способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциональнонасыщенных контактов с людьми. В нашем случае у испытуемых экспериментальной и контрольной групп на начало эксперимента данный критерий выражен крайне низкими показателями. Следовательно, потребности в установлении контактов у исследуемой нами молодежи недостаточно сформированы.

Чтобы определить отношение молодежи к познанию нами были проанализированы 2 шкалы - «Познавательные потребности» и «Креативность», диагностирующие уровень творческой направленности личности. У большинства испытуемых экспериментальной и контрольной групп на начало эксперимента слабо выражено стремление к приобретению знаний об окружающем мире. Соответственно, и критерий креативности слабо выражен у исследуемой молодежи. Креативность понимается нами как способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности (М.Л. Холодная); способность привносить новое в опыт, осознавать недостатки и устранять противоречия, отказываться от стереотипных способов мышления, видеть сложное в простом и наоборот.

Таким образом, на основе первичной диагностики и анализа результатов можно сделать следующие выводы. Несмотря на наличие у большинства молодежи экспериментальной и контрольной групп способности жить «настоящим», ориентация их лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути имеет достаточное выражение. Данный факт не может оставить нас равнодушными по отношению к молодому поколению. Необходимо в работе с молодежью опираться на принцип преемственности, предполагающий культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Данный принцип включает активную деятельность педагогов по передаче социальных знаний, опыта проведения разумного досуга. Он означает также поддержание норм и традиций вне зависимости от возрастной общности, от социально-образо-вательного учреждения.

Кроме того, нами было получено, что у большинства испытуемых экспериментальной и контрольной групп наблюдается высокая степень зависимости, конформности, несамостоятельности. Данное обстоятельство позволяет нам говорить об использовании в работе с молодежью принципа индивидуального подхода, предполагающего учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды.

Анализ блока ценностей показывает, что на начало эксперимента большинству испытуемых обеих групп чаще не свойственно проявление ценностей, присущих самоактуа-лизирующейся личности. Они характеризуются негибкостью в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, неспособностью быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Информация о низком уровне в анализе собственных потребностей и чувств, самоуважении и самопринятии приводит нас к выводу о необходимости развития у юношей отношения к себе как к самоценной чувствующей индивидуальности, умеющей ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них. Кроме того, необходимо учитывать, что основной задачей непрофессионального образования, по мнению Н.М. Борытко, является подготовка к «профессионально-личностному самоопределению как процессу постоянного выбора профессии, в соотнесении своих возможностей и желаний с потребностями социокультурного окружения. В результате формируется социально-активная личность, сочетающая в себе гражданственность, высокие нравственные качества и готовность к конструктивной, общественно полезной деятельности реализовать свою индивидуальность» [2].

Настораживает и тот факт, что на начало эксперимента большинство испытуемых экспериментальной и контрольной групп характеризуется неспособностью к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми. Мы считаем, что для решения данной проблемы необходимо развитие умения у юношей находить свое место в группе через совместную деятельность, что будет способствовать наиболее полному и продуктивному взаимодействию.

Определяя отношение молодежи к познанию, нами было выявлено слабое стремление к приобретению знаний об окружающем мире, низкий уровень креативности у большинства испытуемых экспериментальной и контрольной групп. А, как известно, знания, понятия, убеждения выражаются в конкретных высказываниях, творческих продуктах деятельности, формируют практическую базу для духовно-личностного взаимодействия, определяют характер мотивацион-

ной сферы личности в ее саморазвитии, самосовершенствовании. Следовательно, в своей дальнейшей работе с молодежью необходимо уделить данной проблеме внимание.

Таким образом, результаты проведенного исследования еще раз показали нам, что учет и создание необходимых условий формирования духовно-нравственных качеств молодежи обладают большими потенциальными возможностями. Общественные музеи, осуществляя целенаправленную деятельность по изучению и пропаганде локальной истории и микрокультуры, объединяют вокруг себя представителей и носителей данной культуры. Это позволило общественным музеям занять определенную нишу в культурной жизни Тамбовского края, стать важным звеном в формировании духовнонравственных качеств молодежи.

1. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2001. С. 19.

2. Борытко И.М. Педагог в пространствах современного воспитания: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2001. С. 114.

Поступила в редакцию 15.08.2008 г.

Deryabina Yu.G. Experimental work of forming spiri-tual-moral features of the youth under the conditions of modem museum. The article is devoted to experimental consideration of the problem of forming of spiritual and moral features of the youth under the conditions of modem museum. The work emphasizes that museum presents itself both a social institute, and a special unique means of social experience translation, connection between history, the past and the present and the future in being of modem society. In this situation it is necessary to take into account and form necessary socio-cultural features of the youth in the activities of modem museums which possess great potential opportunities.

Key words: youth, museum, morality, spirituality.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ

С.В. Шанкина, Ю.В. Шанкин

В статье рассмотрены результаты опытно-экспериментальной работы, осуществленной авторами на базе Центра бальной хореографии «Фиеста-ТГУ» ТГУ им. Г.Р. Державина. Статья знакомит с результатами апробации авторской инновационной модели довузовской подготовки специалистов спортивных бальных танцев, выявляет наиболее актуальные и значимые проблемы личностнопрофессионального развития детей в процессе занятий бальной хореографией.

Ключевые слова: этап допрофессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.

Этап допрофессиональной подготовки занимает существенное место в структуре непрерывного образования, в т. ч. и при подготовке специалистов спортивных бальных танцев (СБТ). Образовательная программа подготовки дошкольников и школьников включает I и II ступени в иерархии ступеней непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев. Она предусматривает, в конечном итоге, достижение базового уровня подготовки в области хореографического искусства и танцевального спорта. В процессе допрофессиональной подготовки специалистов СБТ формируется эстетическая культура личности, мотивационная готовность к обучению спортивным бальным танцам, направленность на профессиональную

деятельность, вырабатывается хореографическая культура исполнительского мастерства, физическая выносливость. Допрофессио-нальная подготовка, направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, становится фундаментом для перехода на следующий уровень подготовки специалистов спортивных бальных танцев - этап профессионального образования.

Для построения программы обучения определяющими являются педагогические цели, задачи и технологии обучения, которые проектируются в соответствии с возрастными группами. Цели обучения на этапе допрофессиональной подготовки специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.