Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа по этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца'

Опытно-экспериментальная работа по этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / ФОЛЬКЛОР / ТАНЕЦ / EXPERIMENT / ETHNIC-CULTURAL SOCIALIZATION OF TEENAGERS / FOLKLORE / DANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мироненко Александр Владимирович

Представлены описание и результаты опытно-экспериментальной работы по этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца. Целью данного исследования являлось научное обоснование потенциала регионального фольклорного танца в этнокультурной социализации подростков. Гипотеза исследования заключалась в предположении, что региональный фольклорный танец является эффективным средством этнокультурной социализации подростков. Дано описание опытно-экспериментальной работы по этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца, которая была проведена в 2011-2013 гг. и включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В процессе констатирующего эксперимента предполагалось изучение уровня этнокультурной социализации подростков с помощью разработанной анкеты. Выявлено, что большинство подростков, участвующих в экспериментальной работе, имели сходные данные: на начало эксперимента у большинства подростков были отмечены низкие и средние уровни этнокультурной социализации. Решение проблемы осуществлялось на основе проведения целенаправленной педагогической работы по формированию этнокультурной социализации подростков с использованием хореографии, в частности с использованием потенциала регионального фольклорного танца. Представлена авторская педагогическая программа, направленная на решение проблемы этнокультурной социализации подростков. После осуществления целенаправленной педагогической деятельности с подростками по программе было проведено повторное изучение этнокультурной социализации подростков с помощью анкеты, используемой на констатирующем этапе экспериментальной работы. Полученные в контрольном эксперименте результаты подтвердили эффективность педагогической работы на основе авторской модели по формированию этнокультурной социализации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мироненко Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL WORK OF ETHNO-CULTURAL SOCIALIZATION OF TEENAGERS IN PROCESS OF REGIONAL FOLKLORE DANCE STUDY

The description and results of skilled-experimental job on ethnic-cultural socialization in a society of the teenagers during development of regional folklore dance. The purpose of the given research was the scientific substantiation of potential of regional folklore dance in ethnic-culturale community in a society of the teenagers. The hypothesis of research consists in the assumption, that the regional folklore dance is an effective means ethnic-culturale community in a society of the teenagers. In clause the description of skilled-experimental job on ethnic-cultural community in a society of the teenagers is given during development of regional folklore dance, which was carried out in 2011-2013 and included three stages: ascertaining, forming and control. During ascertaining experiment the study of a level ethnic-cultural community in a society of the teenagers with the help of the developed questionnaire was supposed. It is disclosed that the majority of the teenagers participating in experimental job had the similar data: by the beginning of experiment at the majority of the teenagers were marked low and average levels ethnic-culturale community. The decision of a problem was carried out on the basis of realization of purposeful pedagogical job on formation ethnic-culturale community in a society of the teenagers with use of choreography, in particular with use of potential of regional folklore dance. The author’s pedagogical program directed on the decision of a problem ethnic-cultural community in a society of the teenagers is considered. After realization of purposeful pedagogical activity with the teenagers under the program the repeated study ethnic-cultural community in a society of the teenagers with the help of the questionnaire used at an ascertaining stage of experimental job was carried out. The results, received in a check experiment, have confirmed efficiency of pedagogical job on the basis of author's model on formation ethnic-cultural community in a society of the teenagers.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа по этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца»

УДК 37.013.42

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРНОГО ТАНЦА

© Александр Владимирович МИРОНЕНКО

Орловский государственный институт искусств и культуры, г. Орел, Российская Федерация, соискатель, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

Представлены описание и результаты опытно--экспериментальной работы по этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца. Целью данного исследования являлось научное обоснование потенциала регионального фольклорного танца в этнокультурной социализации подростков. Гипотеза исследования заключалась в предположении, что региональный фольклорный танец является эффективным средством этнокультурной социализации подростков. Дано описание опытно-экспериментальной работы по этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца, которая была проведена в 20112013 гг. и включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В процессе констатирующего эксперимента предполагалось изучение уровня этнокультурной социализации подростков с помощью разработанной анкеты. Выявлено, что большинство подростков, участвующих в экспериментальной работе, имели сходные данные: на начало эксперимента у большинства подростков были отмечены низкие и средние уровни этнокультурной социализации. Решение проблемы осуществлялось на основе проведения целенаправленной педагогической работы по формированию этнокультурной социализации подростков с использованием хореографии, в частности с использованием потенциала регионального фольклорного танца. Представлена авторская педагогическая программа, направленная на решение проблемы этнокультурной социализации подростков. После осуществления целенаправленной педагогической деятельности с подростками по программе было проведено повторное изучение этнокультурной социализации подростков с помощью анкеты, используемой на констатирующем этапе экспериментальной работы. Полученные в контрольном эксперименте результаты подтвердили эффективность педагогической работы на основе авторской модели по формированию этнокультурной социализации подростков.

Ключевые слова: эксперимент; этнокультурная социализация подростков; фольклор; танец.

Важнейшей задачей сегодняшнего дня является духовное оздоровление общества, сохранение вековых положительных традиций и их разумное сочетание с этнокультурными новациями, что невозможно без этнокультурной социализации подрастающего поколения [1].

В эпоху реформ российской экономики, политики и культуры следует помочь молодому поколению сформировать такой уровень этнокультурной социализации, который позволит ему преобразовывать национальную и гражданскую действительность, способствовать позитивному развитию полиэтнического общества.

Важнейшую функцию по передаче глубинных культурных традиций народа неизменно выполняет фольклор, придавая устойчивость и позитивную направленность всему процессу культурного развития и духовного воспитания подрастающего поколения [2; 3].

Эффективным средством изучения и освоения культурного наследия является хо-

реография. Продуктивность художественного воспитания подрастающего поколения средствами хореографии обусловлена ее синтезирующим характером. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей.

Целью данного исследования являлось научное обоснование потенциала регионального фольклорного танца в этнокультурной социализации подростков.

Гипотеза настоящего исследования заключалась в предположении, что региональный фольклорный танец является эффективным средством этнокультурной социализации подростков при следующих организационно-педагогических условиях:

- реализация потенциала фольклорного танца;

- организация особой творческой среды, позволяющей познавать этнокультурные ценности в соответствии со следующей

структурой: от усвоения основ отечественной региональной культуры к признанию и уважению традиций народов совместного проживания и затем мировых культурных ценностей;

- модельное представление педагогического процесса;

- реализация педагогической программы «ЭтноМир» по этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца;

- подготовка специалистов к осуществлению деятельности по педагогической программе;

- оценка результативности педагогической деятельности с помощью разработанного критериального аппарата.

Опытно-экспериментальная работа по этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца была проведена в 2011-2013 гг. и включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Базами исследования являлись: Детская академия искусств ОБОУСПО «Липецкий областной колледж искусств им. К.Н. Игумнова» - 42 подростка (12-14 лет) составили экспериментальную группу; ГБОУДОД Центр развития творчества и юношества г. Липецка; Образцовый ансамбль песни и пляски «Калинка» и МБОУ ДОД «Детская хоровая школа» г. Орла, хореографическое отделение - 52 подростка (12-14 лет) составили контрольную группу.

Всего в экспериментальной работе принимали участие 336 человек: 236 подростков были задействованы в социологическом опросе; 94 подростка и 6 педагогов дополнительного образования - в педагогическом эксперименте.

Констатирующий эксперимент предполагал изучение уровня этнокультурной социализации подростков, для чего была разработана анкета, состоящая из 80 вопросов, на каждый из которых подросток мог выбрать нужный ответ. Каждый респондент за 80 вопросов мог набрать минимум 80 баллов, а максимально - 320 баллов.

В зависимости от суммы набранных баллов каждым подростком все участники, вошедшие в экспериментальную и контрольную группы, были условно распределены в соответствии с выявленными уровнями этнокультурной социализации.

В результате проведенного констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что уровень этнокультурной социализации подростков в обеих группах - экспериментальной и контрольной - почти одинаков: низкий уровень этнокультурной социализации был обнаружен у 41 % подростков, вошедших в экспериментальную группу, и у 44 % подростков, составивших контрольную группу; у 52 % подростков экспериментальной группы был обнаружен средний уровень этнокультурной социализации, аналогичный уровень был зафиксирован у 50 % подростков, вошедших в контрольную группу; высокий уровень был выявлен у 3 % подростков, вошедших в экспериментальную группу, и у 3 % подростков контрольной группы.

Можно констатировать, что большинство подростков, участвующих в экспериментальной работе (и экспериментальной и контрольной групп), имели сходные данные: на начало эксперимента у большинства подростков были отмечены низкие и средние уровни этнокультурной социализации.

Решение проблемы, на наш взгляд, возможно на основе проведения целенаправленной педагогической работы по формированию этнокультурной социализации подростков с использованием хореографии, в частности с использованием потенциала регионального фольклорного танца.

Формирующий этап экспериментальной работы проходил с 2012 по 2013 гг. В нем принимали участие те же подростки, которые были заняты в констатирующем этапе эксперимента - 42 подростка, составляющих экспериментальную группу, и 6 педагогов дополнительного образования (с подростками, вошедшими в контрольную группу, - 52 человека - целенаправленная работа по авторской программе не проводилась).

Исходя из предмета и задач исследования, соответствующим образом выстраивались этапы формирующего эксперимента.

1. Разработка и апробация авторской педагогической программы «ЭтноМир», направленной на этнокультурную социализацию подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца. Программа была разработана с учетом полученных на констатирующем этапе эксперимента результатов.

Цель программы - этнокультурная социализация подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца.

Задачи: изучение лучших хореографических образцов региональной и отечественной, мировой культуры; развитие интереса к родной культуре, а затем - к культуре народов мира; формирование способности чувствовать и понимать родную культуру; усвоение подростком образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей своего этноса; формирование толерантного поведения, проявление уважения к представителям других этносов.

Принципами построения педагогической деятельности по этнокультурной социализации подростков являются: принцип активности; принцип эмоциональной доминанты личностного развития подростка; принцип дифференцированного подхода; принцип деятельностного опосредования; принцип распределенности педагогического воздействия; принцип неразрывного единства художественно-творческого и духовно-личностного развития; принцип системности; принципы коллективизма и гуманности.

Рассматривая основные компоненты общего педагогического процесса, необходимо четко представлять, что сама хореографическая деятельность включена в систему более высокого уровня. Речь идет о целостной системе социально-культурной деятельности хореографического коллектива, в которой наряду с художественно-творческой деятельностью функционируют подсистемы организационно-педагогического, ресурсного обеспечения и др.

Нами определены следующие направления деятельности хореографического коллектива: углубление знаний о фольклоре Липецкого края; изучение исторического происхождения определенных хореографических движений (например, дробные выстукивания, хлопушки, присядки и др.); знакомство подростков со специальной литературой о народном творчестве, с краеведческими источниками; изучение лучших хореографических образцов региональной и отечественной, мировой культуры; совершенствование исполнительского мастерства, развитие хореографических навыков и умений; формирование эталонного представления о резуль-

татах хореографической деятельности; формирование хореографической культуры; развитие познавательной активности участников хореографического коллектива.

Использовались следующие формы деятельности с подростками: сбор фольклорного материала, посещение сел Липецкого края; индивидуальные и групповые занятия хореографией (репетиции), концертные выступления; обсуждение результатов работы хореографического коллектива и его участников; художественно-образовательная работа с участниками хореографического коллектива (беседы, рассказы, информация о хореографии; посещение концертов и спектаклей, выставок); изучение видеозаписей, демонстрирующих образцы хореографического искусства; чтение книг, журналов об искусстве, встречи с деятелями искусства и т. д.

Педагогическая работа по авторской программе «ЭтноМир», направленной на этнокультурную социализацию подростков, проводилась в течение 11 месяцев.

2. После осуществления целенаправленной педагогической деятельности с подростками по разработанной нами программе «ЭтноМир» мы провели повторное изучение этнокультурной социализации подростков с помощью анкеты, используемой нами на констатирующем этапе экспериментальной работы.

Контрольный эксперимент заключался в сравнении данных, полученных на контрольном и формирующем этапах экспериментальной работы.

Результаты сравнительного анализа показали, что на подростков, безусловно, положительно повлияли мероприятия, осуществляемые в соответствии с авторской программой «ЭтноМир», поскольку наблюдается четкая положительная динамика (рис. 1).

До начала педагогической работы с подростками в соответствии с разработанной педагогической программой «ЭтноМир» низкий уровень этнокультурной социализации был отмечен у 41 % подростков экспериментальной группы, а после проведения целенаправленной работы - лишь у 5 %. Очевидна разница и в количестве подростков

Рис. 1. Сравнительная диаграмма условного распределения подростков экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями этнокультурной социализации до и после внедрения авторской педагогической программы (на контрольном этапе эксперимента)

с высоким уровнем этнокультурной социализации: до начала педагогической работы высокий уровень отмечался лишь у 7 %, а после проведения педагогической работы - у 38 %.

Сравнение количества подростков экспериментальной группы, условно разделенных на подгруппы в соответствии с уровнями этнокультурной социализации до и после проведения целенаправленной опытно-экспериментальной работы, убедительно показывает, что предложенные и апробированные нами условия организации эксперимента достаточно эффективны.

Таким образом, проведенный контрольный эксперимент показал, что разработанные нами организационно-педагогические условия подтвердили правомерность выдвинутой нами ранее гипотезы исследования.

1. Этнография / под ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е. Маркова. М., 2003.

2. Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе. Москва; Улан-Удэ, 2005.

3. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. М., 1992.

1. Jetnografija / pod red. Ju.V. Bromleja, G.E. Markova. M., 2003.

2. Soloduhina T.K. Jetnokul'turnoe obrazovanie russkih shkol'nikov v polijetnicheskom regione. Moskva; Ulan-Udje, 2005.

3. Baklanova T.I. Pedagogika hudozhestvennoj samodejatel'nosti. M., 1992.

Поступила в редакцию 23.12.2013 г.

UDC 37.013.42

ETHNO-CULTURAL WORK OF ETHNO-CULTURAL SOCIALIZATION OF TEENAGERS IN PROCESS OF REGIONAL FOLKLORE DANCE STUDY

Aleksander Vladimirovich MIRONENKO, Oryol State Institute of Arts and Culture, Oryol, Russian Federation, Competitor, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

The description and results of skilled-experimental job on ethnic-cultural socialization in a society of the teenagers during development of regional folklore dance. The purpose of the given research was the scientific substantiation of potential of regional folklore dance in ethnic-culturale community in a society of the teenagers. The hypothesis of research consists in the assumption, that the regional folklore dance is an effective means ethnic-culturale community in a society of the teenagers. In clause the description of skilled-experimental job on ethnic-cultural community in a society of the teenagers is given during development of regional folklore dance, which was carried out in 2011-2013 and included three stages: ascertaining, forming and control. During ascertaining experiment the study of a level ethnic-cultural community in a society of the teenagers with the help of the developed questionnaire was supposed. It is disclosed that the majority of the teenagers participating in experimental job had the similar data: by the beginning of experiment at the majority of the teenagers were marked low and average levels ethnic-culturale community. The decision of a problem was carried out on the basis of realization of purposeful pedagogical job on formation ethnic-culturale community in a society of the teenagers with use of choreography, in particular with use of potential of regional folklore dance. The author's pedagogical program directed on the decision of a problem ethnic-cultural community in a society of the teenagers is considered. After realization of purposeful pedagogical activity with the teenagers under the program the repeated study ethnic-cultural community in a society of the teenagers with the help of the questionnaire used at an ascertaining stage of experimental job was carried out. The results, received in a check experiment, have confirmed efficiency of pedagogical job on the basis of author's model on formation ethnic-cultural community in a society of the teenagers.

Key words: experiment; ethnic-cultural socialization of teenagers; folklore; dance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.