Научная статья на тему 'Опыт зарубежных стран в развитии профессионально-кадровой подготовки журналистов'

Опыт зарубежных стран в развитии профессионально-кадровой подготовки журналистов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
519
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жидкова О. В.

В статье приводятся примеры уникального опыта подготовки журналистских кадров за рубежом, рассматривается процесс становления профессионального образования в мировой журналистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт зарубежных стран в развитии профессионально-кадровой подготовки журналистов»

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КАДРОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ

© Жидкова О.В.*

Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск

В статье приводятся примеры уникального опыта подготовки жур-налистских кадров за рубежом, рассматривается процесс становления профессионального образования в мировой журналистике.

Редакции европейских и американских газет и журналов одними из первых осознали необходимость повышения образовательного уровня практикующих журналистов. Весь XIX век был отмечен ускоренной индустриализацией экономики: крупное промышленное производство все более нуждалось в грамотных и хорошо обученных работниках. Поэтому прессе также нельзя было отставать от растущего культурного уровня основных слоев населения.

Как отмечает В.В. Ворошилов, «проблема специального журналистского образования обсуждалась на Пятом Международном конгрессе журналистов в 1898 г., на котором присутствовали и представители русской прессы» [4, с. 51]. В центре внимания проведенного в Лиссабоне конгресса оказалось обсуждение методики обучения журналистских кадров французскими педагогами, которые на тот момент уже не только занимались со студентами изучением общеобразовательных дисциплин, но и внедряли специальные курсы по написанию и редактированию статей, машинописи и пр. Однако первыми попытку подготовки газетно-журнальных работников предприняли Соединенные Штаты Северной Америки: инициативу по внедрению практической подготовки журналистов в Университете Вашингтона (1869-1871 гг.) проявил генерал Роберт Ли, но обучение там газетчиков не носило систематического характера. Первым же в США учебным заведением, занимавшимся организованной подготовкой журналистов, стал открывшийся в 1890-х годах в штате Пенсильвания институт. Приблизительно в эти же годы журналистское образование стало зарождаться и в странах Европы.

В первые годы XX века во французской столице для подготовки газетчиков был создан факультет журналистики в составе Свободной высшей школы общественных наук. В № 42 журнала «Книжный вестник» от 1903 года упоминалось о том, что в Лондоне по проекту редактора «Westminster Gazette» Вил. Гиля в ближайшем будущем будет открыт центр по подго-

* Ассистент кафедры Журналистики.

товке журналистов. Информация о скорейшем учреждении в Швейцарии при Цюрихском университете специализированного факультета по обучению журналистов также была опубликована в № 25 того же журнала. По сообщениям исследователя Б.И. Есина, открывшаяся в 1900 г. в Германии высшая школа журналистов должна была повысить образовательный уровень уже действующим работникам немецких газет и журналов, а также обеспечить основательную теоретическую и практическую подготовку начинающим журналистам [5, с. 81-82].

В созданных же в 1902-1903 годах на юридических факультетах университетов США в Вашингтоне, Филадельфии, Чикаго школах общеобразовательной подготовкой будущих журналистов попросту не занимались. Учредители отдавали предпочтение обучению студентов технике сбора и обработки информации, психологии и основам рекламного дела. Однако подобная система обучения привела к тому, что при умении оперативно и четко подавать текущие новости журналисты не могли давать событиям и фактам глубокого и всестороннего анализа. Как отмечает В.П. Таловов, «назначенная для выявления истоков кризиса комиссия пришла к заключению: в основе профессионального образования должно лежать изучение не только узко понимаемого газетного дела, но и его научных, теоретических аспектов» [10, с. 11]. В 1903 году главный редактор нью-йоркской газеты «World» Джозеф Пулитцер выделил деньги на открытие при Колумбийском университете США «газетного факультета».

Система курсовой подготовки журналистских кадров и обучение в школах журналистского мастерства в 1910-1920-е годы стала использоваться и совершенствоваться в таких европейских странах, как Германия, Франция, Англия, Швейцария, Греция, Чехословакия, Австро-Венгрия. Стремительно развивавшееся в тот период времени газетно-журнальное дело не могло не повлечь за собой формирования на государственном уровне большинства стран центров по системной образовательной подготовке публицистов.

В 1930-е годы науку об информации стали преподавать в Каирском университете. Но это был фактически единственный учебный центр в колониально-зависимой стране, дававший образование будущим журналистам.

Тем временем в Германии ранее базировавшееся на университетских институтах газетоведения журналистское образование стало жестко контролироваться пришедшими к власти представителями национал-социализма во главе с А. Гитлером. В стране по-прежнему уделялось большое внимание солидной общеобразовательной подготовке кадров печати, однако постепенно новая идеология превращала их в фанатичных противников социалистического курса. Решению задач нацизма способствовала начавшая работу в Берлине в январе 1935 года «имперская школа прессы», которая представляла собой трехмесячные курсы. Программа курсов со-

стояла из четырех учебных блоков. Это публицистика и мировоззрение, работа журналиста, деятельность государства, техника газетного дела. Примечательно, что основу первого учебного раздела «Публицистика и мировоззрение» составляли установки из книги А. Гитлера «Майн кампф». Все это превращало имперскую школу в полный антипод университетской подготовки журналистов [8, с. 51-53].

В 1950-60-е годы заметным образом изменилась ситуация на информационных рынках Африканского континента и азиатских стран. В Гане, Тунисе, Замбии, Кении, Нигерии, Алжире, Судане, Ираке, Ливане, Сенегале, Камеруне в связи с появлением и развитием системы средств массовой информации в ряде местных университетов начали появляться факультеты журналистики. Одним из первых подобных учебных заведений в афро-азиатском регионе стала созданная в Каире в 1957 г. школа по обучению радиожурналистов. Первый же межарабский центр подготовки радио- и тележурналистов был организован в Дамаске (Сирия) под эгидой ЮНЕСКО значительно позднее - в 1976 году. А созданные в 1970-х годах Африканский совет по образованию в области коммуникации, Союз по национальному африканскому радиовещанию и телевидению, Арабская организация образования, культуры и науки, Союз радиовещания арабских государств и по сей день способствуют успешной деятельности национальных и региональных центров по подготовке журналистских кадров, крупнейшими из которых стали Танзанийская школа журналистики и Центр по изучению научных и технических проблем информации при Дакарском университете. Первые выпуски слушателей по причине отсутствия в учебном заведении собственных квалифицированных преподавателей, учебно-методической базы и необходимого технического оборудова-ния могли похвастаться лишь участием в зарубежных стажировках (в частности, во Франции), что во многом отразилось на их подготовке незнанием особенностей менталитета местной аудитории и перенасыщенностью европейскими идеями. С похожими проблемами столкнулись на тот момент и многие развивающиеся страны Латинской Америки, где копирование западных моделей развития СМИ и систем образования вело к утрате национальной культурной самобытности [6, с. 10-12].

К середине 1960-х годов в Соединенных Штатах Америки большинство школ журналистики изменили свои названия на колледжи массовых коммуникаций, а журналистские дисциплины, ставшие новым предметом научных исследований, перевели само журналистское образование в разряд легитимной сферы педагогической деятельности [3, с. 195]. Последние десятилетия XX века видоизменили американскую систему журналистского образования. Ранее базировавшаяся в основном на практической подготовке студентов по сбору и обработке информации, на технологической стороне процесса выпуска материалов, она во многом начала склоняться в сторону

общегуманитарного обучения. Но, тем не менее, одним из постоянно использованных в США и исторически сложившимся методом стало обучение студентов журналистике в процессе реальной практики. Исторически сложилось так, что и в странах Европы формировалось практически ориентированное журналистское образование. Так, в Германии люди, мечтавшие связать свою жизнь с журналистской деятельностью, перед поступлением в высшие учебные заведения должны были пройти через систему 12-месячного волонтариата - практической работы в редакциях для знакомства со спецификой выбранной профессии и проявлением собственных способностей и склонностей к ней. При поступлении на секцию журналистики для прошедших волонтариат устраивался конкурс по представленным комиссии публикациям, рецензиям на них. Такая традиция существует в германском государстве и в настоящий момент [9, с. 66-71]. Похожую на немецкий волонтариат систему использовали в 70-80-е годы XX века в восточноевропейской Румынии. В этой стране судьбу журналистов определяли редакции местных газет. Они выдавали своим внештатным корреспондентам, проявившим себя с лучшей стороны в профессиональном плане, рекомендации на поступление в журналистские университеты, подписываясь при этом под обязательность приема на работу своих протеже по окончании ими курса обучения. Открытый в 1972 году в составе Академии имени Штефана Георгиу факультет журналистики к концу XX века стал фактическим монополистом журналистского образования в стране [2, с. 42-43].

В соседней с Румынией Венгрии после закрытия в 1956 г. факультета журналистики в Будапештском университете подготовка журналистов стала осуществляться, как это не парадоксально, вне системы высшего образования - в Центре по подготовке кадров при Союзе журналистов. Действовавшая под эгидой Центра школа журналистики им. Д. Балинта стала принимать на обучение лиц, уже имевших на тот момент высшее образование по другому профилю и стаж работы в СМИ не менее одного года [1, с. 71-72].

В таких странах Восточной Европы, как Болгария, Польша, Чехия и Словакия, долгие годы существовали и проводили систематический анализ профессионального уровня журналистов общегосударственные исследовательские центры журналистики: научно-исследовательский институт Союза журналистов Болгарии в Софии, Краковский исследовательский центр, НИИ журналистики при университетах в Праге и Братиславе [7, с. 61-70]. В Финляндии и по сей день существует созданный еще в 1925 году департамент журналистики и массовых коммуникаций Университета Тампере, который на протяжении всей своей многолетней истории предлагал студентам различные фундаментальные программы по журналистике. А вот в соседней Швеции в 1990-е годы можно было увидеть примеры обучения журналистике непосредственно в редакциях.

По данным В.В. Ворошилова, «в последние годы определенный опыт подготовки журналистских кадров накоплен и в зарубежных (в частности, европейских) странах. В Великобритании она ведется в Центре исследований массовых коммуникаций (университет в Лейчестере), Европейском институте средств информации (университет в Манчестере), Национальной школе кино и телевидения (Биконсфильд), Международном институте радиовещания (Лондон) и других учебных заведениях. В Германии работают двухгодичные школы журналистики при газетах, факультеты журналистики университетов в Мюнхене, Берлине, Кельне, Штутгарте. Во французскую систему журналистского образования входят парижский Центр подготовки и усовершенствования журналистов и кадров прессы, Высшая школа журналистики (г. Лилль) и Университетский центр обучения журналистов в Страсбурге. В Швейцарии редакционные работники, имеющие, как правило, основательное академическое образование, могут повысить квалификацию, прежде всего, на двухгодичных курсах, организованных Швейцарским газетно-издательским союзом и Объединением швейцарской прессы. Лекции и семинарские занятия ведутся в университетах Цюриха, Берна и других крупных городов. До недавнего времени в Нидерландах не было журналистских вузов, но в 1990 г. состоялся первый выпуск курсов повышения квалификации журналистов при Роттердамском университете; творческих работников СМИ начали готовить на литературном факультете Гронингенского университета» [4, с. 54-55]. Интересным представляется опыт подготовки журналистских кадров на австралийском континенте. Одним из ведущих учебных заведений Австралии, существующим с 1971 года, остается университет Гриффит, в котором на протяжении нескольких десятилетий ведется обучение журналистской специальности. Студенты университета имеют возможность выбора одного из трех существующих направлений: издательское дело и вещание; вещание, фотодело, новостная фотография, социально-документальная фотография; основы создания видеопродукции, новости он-лайн, развлекательные программы, паблик рилейшнз.

В большинстве своем система журналистского образования Европы и Америки состоит из двух направлений. Это, во-первых, обучение в специальных учебных заведениях - в университетах и специализированных школах, во-вторых, подготовкой кадров для средств массовой информации занимаются индивидуально и при непосредственно действующих редакциях. Хотя академическая модель подготовки работников прессы и представлена во многом на факультетах и отделениях журналистики, однако исторически сложилось, что журналистское образование большинства европейских и, в особенности, американских стран отличается практико-ориентированным подходом.

Список литературы:

1. Андрунас Е.Ч. Журналистское образование в Венгерской Народной Республике [Текст] / Е.Ч. Андрунас // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 1988. - № 1. - С. 71-75.

2. Вайнонен Н. Как стать журналистом в Румынии: о подготовке кадров [Текст] / Н. Вайнонен // Журналист. - 1982. - № 11. - С. 42-43.

3. Винниченко В.М. Становление журналистского образования: Американский опыт [Текст] / В.М. Винниченко // Медийные стратегии современного мира: материалы Второй Международной научно-практической конференции (Сочи, 1-3 ноября 2008 г.) / Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Кубанский гос. ун-т», Фак. журналистики, Ин-т медиаисслед.; Редкол.: Ю.В. Лучинский, отв. ред. и др. - Краснодар: Б. и., 2008. - С. 192-196.

4. Ворошилов В.В. История журналистики России: Конспект лекций [Текст] / В.В. Ворошилов. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. - 64 с.

5. Есин Б.И. Из истории журналистского образования в России и за границей. 1900-1904 [Текст] / Б.И. Есин // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 1969. - № 2. - С. 81-83.

6. Журналистика развивающихся стран: сб. науч. тр. [Текст] / Редкол.: Я.Н. Засурский (отв. ред.) и др. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1986.

- 154 с.

7. Люличева Л.Г. Исследования коммуникатора в Болгарии, Польше, Чехии и Словакии (ретроспективный анализ) [Текст] / Л.Г. Люличева // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 1994. - № 3.

- С. 61-70.

8. Орлов Ю.Я. Журналистская теория и журналистское образование в нацистской Германии [Текст] / Ю.Я. Орлов // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 1992. - № 2. - С. 46-55.

9. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. О подготовке и переподготовке журналистов в ГДР [Текст] / Л.Г. Свитич, А.А. Ширяева // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 1988. - № 1. - С. 66-71.

10. Таловов В.П. Журналистское образование в СССР [Текст]: учебное пособие / В.П. Таловов. - Л.: ЛЩ 1990. - 58 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.