Научная статья на тему 'Опыт выявления и поддержки талантливой молодежи в профессиональном образовательном учреждении'

Опыт выявления и поддержки талантливой молодежи в профессиональном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1653
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ / СТИМУЛЯЦИЯ И МОТИВАЦИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВОЗМОЖНОСТЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / IDENTIFICATION AND DEVELOPMENT OF GIFTED YOUTH / STIMULATION AND MOTIVATION OF YOUNG PEOPLE / INTELLECTUAL AND CREATIVE POTENTIAL / POSSIBILITY OF SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романченко Михаил Константинович

Введение. В статье рассматривается проблема инновационного развития государства, заостряется внимание на раннем выявлении и развитии талантливых молодых людей, оказании им поддержки профессиональной образовательной организацией. Работа знакомит с практическим опытом образовательных учреждений среднего профессионального образования Новосибирской области. Анализируются методы реализации потенциальных возможностей молодежи как приоритетной задачи современного общества. Методология. Исследование ориентируется на решение практических проблем и преобразование программ профессионального обучения в целях обеспечения эффективной работы, направленной на выявление и поддержку талантливой молодежи, при подготовке специалистов. В статье приводится пример создания на базе профессиональной образовательной организации условий, позволяющих выявить одаренных молодых людей, оказать помощь для раскрытия их творческого и научного потенциала. Результаты заключаются в распространении опыта поддержки одаренных, талантливых молодых людей посредством морального и материального стимулирования при подготовке специалистов. Заключение. Автором отмечается важность ресурсов, оказывающих влияние на общественное развитие. В статье раскрываются особенности работы с талантливыми, одаренными молодыми людьми. Именно сообщество таких людей будет развивать страну в социально-экономическом, культурном и духовно-нравственном направлениях. Автор заостряет внимание на раннем выявлении и развитии талантливых молодых людей, оказании им поддержки профессиональными образовательными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF IDENTIFYING AND SUPPORTING TALENTED YOUNG PEOPLE IN A VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

Introduction. The article deals with the problem of innovative development of the state, focuses on the early identification and development of talented young people, providing them with support by a vocational educational institution. The work introduces the practical experience of identifying, supporting and training gifted youth in educational institutions of secondary vocational education of Novosibirsk region. Methods of realization of potential opportunities of youth as a priority task of modern society are analyzed. Materials and methods. The research is carried out on the basis of a practical methodology, focused on solving practical problems and purposeful transformation of vocational training programs, in order to ensure effective work aimed at identifying and supporting talented young people in training. The article gives an example of creating conditions that allow to organize the identification of gifted young people, to assist in the disclosure of their creative and scientific potential on the basis of a vocational educational organization. (Исследование проводится на основе практической методологии, направлено на решение практических проблем и целенаправленной трансформации программ профессионального обучения, чтобы обеспечить эффективную работу, направленную на выявление и поддержку талантливых молодых людей в профессиональной подготовке.) Results. They consist in describing the experience of competence-based approach to the organization of the educational process, in the identification and support of talented young people, in the training of specialists on the example of one educational institution. Conclusion. The author notes the importance of resources influencing social development. The study explains the peculiarities of working with talented, gifted young people. It is the community of such people that will be able to realize the prospect of the country’s development in socio-economic, cultural, and spiritual and directions. The author focuses on the early identification and development of talented young people, providing them with support by vocational educational institutions.

Текст научной работы на тему «Опыт выявления и поддержки талантливой молодежи в профессиональном образовательном учреждении»

6. A Study of Differences in the Degree to Which Instructors are Prepared to Manage the Development of the School They Teach / T. P. Afanasyeva, I. A. Yeliseyeva, V. S. Lazarev, Y.S. Tyunnikov // European Journal of Contemporary Education. 2016. № 17, iss. 3. P. 272-283.

7. Kharisova L. A., Novikova G. P., Shukaeva T. M. Continuity as a System of Activity Directed at the Development of General-Education Complexes // Revista Espacios. 2017. № 38 (40). P. 23-30.

8. Lomakina T. Yu., Aksenova M. А., Nikitin M. V. Succession And Continuity As Factors In Development Of Innovative Educational Systems [Electronic resource] // International Conference «Education Environment for the Information Age» (EEIA-2017). Moscow, 2017. P. 26-35. URL: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.4 (дата обращения: 07.12.2017).

9. Schutze Hans G., Slowley Maria, eds., Global Perspectives on Higher Education and Lifelong Learners. New York : Routledge, 2012. 75 p.

10. Tyunnikov Y.S. Classification of Innovation Objectives set for Continuing rofessional Teacher Development [Electronic resource]// European Journal of Contemporary Education. 2017. № 6, iss. 2. P. 167-181. URL: http://ejournal1.com/ journals_n/1489675523.pdf (дата обращения: 07.12.2017).

References

1. Kudryavtsev V. T. Razvivayushchee obrazovanie: preemstvennost' doshkol'noj i nachal'noj shkol'noj stupenej [Developmental education: continuity of preschool and primary school steps]. Bulletin, 2003, no. 11. Available at: http://www.experiment.lv/ eng/biblio/vestnik_11.htm. (In Russian).

2. Lazarev V. S. Upravlenie innovaciyami v shkole [Management of innovations at school]. Moscow, Center for Teacher Education, 2008. 352 p. (In Russian).

3. Lazarev V. S., Eliseeva I. A. Issledovanie pedagogicheskogo kollektiva kak sub»ekta innovacionnoj deyatel'nosti [Research of pedagogical collective as a subject of innovative activity]. Questions of psychology, 2015, no. 1, pp. 87-97. (In Russian).

4. Leontiev A. A. Nepreryvnost' i preemstvennost' obrazovaniya [Continuity and continuity of education]. Educational system "School 2100". Pedagogy of common sense: collection of materials. Moscow, Balass, 2003, pp. 28-34. (In Russian).

5. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoj obrabotki v psihologii [Methods of mathematical processing in psychology]. St. Petersburg, Rech, 2003, 350 p. (In Russian).

6. Afanasyeva T. P., Yeliseyeva I. A., Lazarev V. S., Tyunnikov Y.S. A Study of Differences in the Degree to Which Instructors are Prepared to Manage the Development of the School They Teach. European Journal of Contemporary Education, 2016, no. 17, iss. 3, pp. 272-283.

7. Kharisova L. A., Novikova G. P., Shukaeva T. M. Continuity as a System of Activity Directed at the Development of General-Education Complexes. Revista Espacios, 2017, no. 38 (40), pp. 23-30.

8. Lomakina T. Yu., Aksenova M. A., Nikitin M. V. Succession And Continuity As Factors In Development Of Innovative Educational Systems. International Conference "Education Environment for the Information Age" [EEIA-2017). Moscow, 2017, pp. 26-35. Available at: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.084 (accessed 07.12.2017).

9. Schutze Hans G., Slowley Maria, eds., Global Perspectives on Higher Education and Lifelong Learners. New York, Routledge, 2012, 75 p.

10. Tyunnikov Y.S. Classification of Innovation Objectives set for Continuing rofessional Teacher Development. European Journal of Contemporary Education. 2017. № 6, iss. 2, pp. 167-181. Available at: http://ejournal1.com/journals_n/1489675523. pdf (accessed 07.12.2017).

УДК/UDC 377.5 М. К. Романченко

M. Romanchenko

опыт выявления и поддержки талантливой молодежи в профессиональном образовательном учреждении

EXPERIENCE OF IDENTIFYING AND SUPPORTING TALENTED YOUNG PEOPLE IN A VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

Введение. В статье рассматривается проблема инновационного развития государства, заостряется внимание на раннем выявлении и развитии талантливых молодых людей, оказании им поддержки профессиональной образовательной организацией. Работа знакомит с практическим опытом образовательных учреждений среднего профессионального образования Новосибирской области. Анализируются методы реализации потенциальных возможностей молодежи как приоритетной задачи современного общества.

Методология. Исследование ориентируется на решение практических проблем и преобразование программ профессионального обучения в целях обеспечения эффективной работы, направ-

ленной на выявление и поддержку талантливой молодежи, при подготовке специалистов. В статье приводится пример создания на базе профессиональной образовательной организации условий, позволяющих выявить одаренных молодых людей, оказать помощь для раскрытия их творческого и научного потенциала.

Результаты заключаются в распространении опыта поддержки одаренных, талантливых молодых людей посредством морального и материального стимулирования при подготовке специалистов.

Заключение. Автором отмечается важность ресурсов, оказывающих влияние на общественное развитие. В статье раскрываются особенности работы с талантливыми, одаренными молодыми людьми. Именно сообщество таких людей будет развивать страну в социально-экономическом, культурном и духовно-нравственном направлениях. Автор заостряет внимание на раннем выявлении и развитии талантливых молодых людей, оказании им поддержки профессиональными образовательными учреждениями.

Introduction. The article deals with the problem of innovative development of the state, focuses on the early identification and development of talented young people, providing them with support by a vocational educational institution. The work introduces the practical experience of identifying, supporting and training gifted youth in educational institutions of secondary vocational education of Novosibirsk region. Methods of realization of potential opportunities of youth as a priority task of modern society are analyzed.

Materials and methods. The research is carried out on the basis of a practical methodology, focused on solving practical problems and purposeful transformation of vocational training programs, in order to ensure effective work aimed at identifying and supporting talented young people in training. The article gives an example of creating conditions that allow to organize the identification of gifted young people, to assist in the disclosure of their creative and scientific potential on the basis of a vocational educational organization. (Исследование проводится на основе практической методологии, направлено на решение практических проблем и целенаправленной трансформации программ профессионального обучения, чтобы обеспечить эффективную работу, направленную на выявление и поддержку талантливых молодых людей в профессиональной подготовке.)

Results. They consist in describing the experience of competence-based approach to the organization of the educational process, in the identification and support of talented young people, in the training of specialists on the example of one educational institution.

Conclusion. The author notes the importance of resources influencing social development. The study explains the peculiarities of working with talented, gifted young people. It is the community of such people that will be able to realize the prospect of the country's development in socio-economic, cultural, and spiritual and directions. The author focuses on the early identification and development of talented young people, providing them with support by vocational educational institutions.

Ключевые слова: выявление и развитие одаренной молодежи, стимуляция и мотивация молодых людей, интеллектуальный и творческий потенциал, возможность самореализации.

Keywords: identification and development of gifted youth; stimulation and motivation of young people; intellectual and creative potential; the possibility of self-realization.

Введение

Одним из важнейших ресурсов, оказывающих влияние на общественное развитие, становится талантливый, одаренный человек. Именно сообщество таких людей в перспективе будет социально-экономически, культурно, и духовно-нравственно преображать страну. Опыт работы с молодежью, полученный педагогическим коллективом Новосибирского технического колледжа, показывает, насколько важно внимание к формированию одаренного человека, на плечи которого ляжет развитие государства в недалеком будущем.

Методология

Исследования, опирающиеся на диагностику, разработанную А. И. Савенковым [14], позволили определить общие критерии, характеризующие оценку и отбор одаренного молодого человека (рис. 1.).

Рис. 1. Общие критерии оценки и отбора одаренных молодых людей

Деятельность профессиональной образовательной организации, направленная на создание условий для сочетания знаний теоретического обучения с системой практического опыта, количественное и качественное оценивание молодых людей с позиции психологии, определение уровня познавательного процесса, увлекающего обучающегося, его психологического состояния (то есть психологическая диагностика), становится важнейшим средством, способствующим выявлению одаренных обучающихся на раннем этапе.

Педагогические работники Новосибирского технического колледжа имени Александра Ивановича Покрышкина проводят психологическую диагностику путем тестирования на выявление общих интеллектуальных способностей студентов. Особые тестовые задания способствуют выявлению специальных, академических и творческих способностей. Абитуриенты, подающие заявление о поступлении в колледж, проходили процедуру, состоящую из серии групповых и индивидуальных обследований. Результат обследования выдавался в виде заключения о выявленных творческих способностях с рекомендациями дальнейшего их развития в определенных областях деятельности.

Одаренность молодых людей многогранна, поэтому в первую очередь при проведении исследования [9], направленного на определение доминирующего вида одаренности, учитывались будущая профессиональная деятельность и обеспечивающие эту деятельность сферы психики (табл. 1).

Таблица 1

Виды одаренности по соответствию профессиональной деятельности

Общая познавательная (интеллектуальная) одаренность (ОПО) Наличие общей познавательной (интеллектуальной) одаренности объясняется показателем высокого уровня интеллекта молодого человека. В качестве инструмента определения общей познавательной (интеллектуальной) одаренности используются разнообразные тесты, направленные на определение уровня интеллекта. Обнаруживается в науке, медицине, преподавании, при выполнении инженерных разработок

Академическая одаренность (АО) Определяется эффектно выраженной познавательной мотивацией. Характеризуется наличием у молодого человека глубоких знаний, четко выраженных интересов, способности анализировать, склонности к постижению нового. Одаренный игнорирует области знаний вне основной увлечения, у него отсутствует стремление к высокой успеваемости

Творческая одаренность (ТО) Показательна возможностью генерации молодым человеком новых идей, поиском нетрадиционных подходов к решению поставленных задач, стремлением к созданию собственных личных отношений, структуризации своей деятельности. Молодые люди, обладающие ТО, испытывают потребность в получении сторонней поддержки, периодической смене региона проживания, раннем овладении основами иностранного языка

Художественно-эстетическая одаренность (ХЭО) Отличается обостренным чувственным отношением к окружающему миру, повышенной чувствительностью, эмоциональностью, критичностью. Основа мотивации к деятельности для таких одаренных — самоактулизация

Коммуникативная одаренность (КО) Отличается способностью молодых людей к легкому установлению контакта, пониманию и прогнозированию ими действий другого человека, оказанием психологической помощи и поддержки людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, зрелостью взаимоотношений

Лидерская одаренность (ЛО) Проявляется в способностях к доминированию в отношениях с окружающими, оказании влияния на окружение, позволяет решать задачи, связанные с мотивацией коллег, организацией деловых и внерабочих мероприятий. Такой лидер характеризуется инициативностью, высокой общественной активностью, желанием и способностью молодого человека к осуществлению конкретных проектов в реальной обстановке

Окончание таблицы 1

Практическая одаренность (ПрО) Характерна для молодых людей, добившихся успеха при реализации своих проектов и обретших огромный багаж теоретических знаний и практических навыков. Молодые люди знают собственные недостатки и достоинства, способны применять эти знания на практике, они нацелены на решение реальных жизненных проблем, стремятся к получению близкого реального результата. Способны компенсировать свои слабости привлечением сильных соратников

Психомоторная одаренность (ПО) Отличается быстрой координацией движения. Такие одаренные достигают успеха в спортивных состязаниях, танцах, хореографических упражнениях

Духовно-ценностная одаренность (ДЦО) Характеризует способность оказывать воздействие на духовную жизнь окружающих. Показывает готовность поделиться новым смыслом, новыми способами понимания реальной действительности. Одаренностью данного вида исследователи до настоящего времени активно не занимались

Анализ перечисленных одаренностей показывает существенные отличия особенностей и потребностей молодых людей, представляющих различные группы, объясняет необходимость применения различных программ, предусматривающих всестороннюю поддержку.

Задача выявления талантливой и одаренной молодежи [1; 2] направлена на поддержку нестандартной личности с помощью специальных обучающих программ, участия в творческих и профессиональных конкурсах, персональных стипендий, а иногда и на оказание психологической помощи при решении возрастной или специфической проблемы, свойственной одаренным молодым людям. Целью такой работы становится обеспечение возможностей, предоставляемых молодым людям, в полной мере реализовать свой потенциал, добиться максимальной пользы для общества.

Развитие способностей молодых людей возможно путем привлечения их к активному участию в деятельности профессионального образовательного учреждения. Такими мероприятиями становятся разнообразные конкурсы, проекты, научно-исследовательские работы. Молодые люди, участвуя в мероприятиях подобного рода, пробуют свои силы в разнообразных направлениях, применяют приобретенные знания на практике, определяют свое влечение, учатся общаться и работать единой командой, получают возможность добиться успешной социализации в социуме.

Перед образовательным учреждением стоит задача достойного поощрения молодежи, проявляющей выдающиеся, а порой и исключительные успехи в творчестве и науке, профессиональных достижениях. В то же время материальное стимулирование не должно ограничиваться личным потреблением молодых людей. Необходимо находить возможности для организации тесного контакта одаренной молодежи с представителями предприятий, готовых к инвестициям в развитие будущей деятельности. Другим действенным способом может стать содействие в продвижении публикаций молодых людей в серьезные научные и методические издания, организация выступлений на конференциях или обеспечение новой экипировкой. Действия образовательного учреждения должны учитывать определенный вид формируемой одаренности молодого человека.

Исследование ситуации в профессиональном образовании [7] позволило определить ряд первостепенных задач, направленных на развитие и поддержку талантливой молодежи:

1) раскрытие творческой одаренности молодежи на ранних этапах деятельности, организация деятельности образовательного учреждения, обеспечивающей психолого-педагогическое сопровождение и финансовую поддержку талантливой молодежи;

2) организация деятельности образовательного учреждения, направленной на привлечение молодежи к научно-исследовательской работе через дополнительное образование, участие в федеральных и региональных молодежных научно-исследовательских программах и предметных олимпиадах;

3) формирование программ, стимулирующих целостную, преемственную работу с одаренными молодыми людьми на протяжении всего периода обучения: дошкольное обучение — школьное — среднее профессиональное — высшее — послевузовское образование — трудоустройство. Например, на базе Новосибирского технического колледжа имени А. И. Покрышкина разработана и внедрена программа профильного обучения школьников в рамках проекта «Политехническая школа», а также ведется подготовка студентов Новосибирского государственного технического университета по рабочим профессиям в рамках программы прикладного бакалавриата.

Главная цель работы с одаренными молодыми людьми — исследовательское, творческое обучение, передача молодым людям инициативы по формированию собственного познавательного процесса.

Опыт профессиональных образовательных организаций [8] позволил выделить ряд основных направлений деятельности образовательных организаций (ОО) по работе с одаренными молодыми людьми.

1. Применение индивидуально-дифференцированного подхода на аудиторном занятии. Это направление предусматривает постоянное наблюдение, анализ и учет результативной деятельности. Деятельность ОО реализуется на нескольких этапах:

— изучение личностных черт одаренности молодых людей;

— изучение личностных черт одаренности каждого отдельного молодого человека;

— определение уровня физического и психологического состояния молодежи;

— выделение одаренных молодых людей в ОО;

— составление и подбор задач, структурированных по уровням сложности;

— осуществление постоянного контроля результативности работы молодых людей.

2. Применение разнообразных форм и методов при проведении аудиторного занятия. Достижение максимально возможных результатов при работе с одаренными молодыми людьми возможно лишь при использовании широкого спектра форм, дополняющих друг друга. Такие занятия должны быть наполнены ролевыми, деловыми, операционными и имитационными играми. Предлагаемые к решению задачи должны отличаться повышенным уровнем сложности, творческим и исследовательским характером, должны быть направлены на развитие навыков, востребованных при работе с технической и конструкторской документацией, к которым относятся справочники, нормативные документы, иллюстрации, схемы. Курсовое и дипломное проектирование должно отвечать требованиям работы в рамках компетенции «управление жизненным циклом», то есть обучать молодых людей прохождению полного производственного цикла, основанного на реальных производственных ситуациях, — от планирования до изготовления модели и официальной защиты проекта. Такая форма работы с молодыми людьми позволяет добиться формирования социально активной жизненной позиции, осознанного выбора профессиональной траектории.

3. Применение внеаудиторной работы. Подразумевает участие молодых людей в предметных мероприятиях, предметных олимпиадах, творческих конкурсах, конференциях, семинарах и мастер-классах. Педагог в процессе своей деятельности ориентируется на одаренных молодых людей и с учетом этого разрабатывает систему мероприятий, оптимизирующих организационные условия, управляющие образовательным процессом.

Результаты

Проводимые в образовательном учреждении исследования [11] подтвердили, что при обучении любого одаренного молодого человека рекомендуется применять профессионально-самореализационную модель. Структуру такой модели [5] с учетом взаимосвязи компонентов [11 ] можно представить в виде схемы (рис. 2.):

Интерес к профессии [высокий уровень профессиональной направленности)

С

и

Ориентация на творческий труд, возможность проявлять инициативу, самостоятельность

И

Критичность мышления, предрасположенность к поиску нестандартных решений

Рис. 2. Профессионально-самореализационная модель обучения

Для работы педагога с одаренными молодыми людьми образовательному учреждению необходимо создавать дополнительные условия, позволяющие студентам заниматься самостоятельно. Предпочтение отдается не традиционным формам групповых занятий, а индивидуальной работе в творческой мастерской, исследовательской лаборатории. Образовательная деятельность учреждения должна ориентироваться на удовлетворение потребности молодых людей путем самостоятельной работы. Образовательная деятельность студентов должна быть насыщена раз-

работкой технической и конструкторской документации, написанием и защитой проектных работ, составлением пресс-релизов и аннотаций, рецензированием студенческих научных и исследовательских работ, переводом технологической документации с иностранного языка.

Наиболее значимыми мероприятиями, входящими в систему выявления и поддержки одаренных молодых людей, являются конкурсные состязания. В их функции входит стимуляция и мотивация молодых людей, обеспечение роста привлекательности занятий творческой, исследовательской и научной деятельностью. Они поднимают дух соперничества молодых людей, позволяют им добиваться самоутверждения, стимулируют их к победе, помогают мобилизовать силы, максимизировать упорство и настойчивость, совершенствовать свои знания, умения, формировать новые компетенции. Представим все направления деятельности ОО, исследованные в процессе педагогической деятельности, в единой структуре (рис. 3).

Организация научных и творческих мероприятий для молодежи

Участие в международных интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях

^Г Учет результатов конкурсов и внеучебных достижений молодежи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам

Повышение заинтересованности педагогических работников, образовательных организаций ^ и работодателей в выявлении и поддержке талантливой молодежи_

Подготовка педагогических и управленческих кадров по выявлению и развитию задатков ^ и способностей молодежи_

Обеспечение условий для повышения квалификации педагогических работников и стимулирование роста их профессионального мастерства

Создание стажировочных площадок и ресурсных центров на базе лучших образовательных организаций

О О

Б

о

X л

е; £

к и

а

Внедрение современных технологий обучения (в том числе дистанционных), создающих условия для выявления и развития задатков и способностей молодежи в образовательных организациях

Разработка разноуровневых образовательных программ, а также соответствующих им ^ учебных и методических пособий_

Развитие сети образовательных организаций для молодежи, проявившей ^ выдающиеся способности_

Развитие системы дополнительного образования молодежи

Разработка и реализация государственных программ и ведомственных целевых программ, ^ предусматривающих мероприятия по поддержке талантливой молодежи_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка и реализация перспективных планов развития системы выявления талантливой молодежи

Создание

координационного органа по поддержке талантливой молодежи

Присуждение стипендий и премий талантливой молодежи, проявившей выдающиеся способности

' Стимулирование научной и научно-исследовательской деятельности студентов и молодежи, ' в том числе в рамках отраслевых проектов и программ

Поддержка конкурсов профессионального мастерства на основе государственно-частного и социального партнерства

Развитие форм поддержки победителей и призеров интеллектуальных и творческих состязаний, ^ подготовивших их педагогических коллективов и учреждений_

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, развивающих и реализующих способности молодежи в научной, научно-исследовательской, творческой деятельности

Поддержка организаций, участвующих в реализации молодежной политики

Рис. 3. Направления деятельности ОО, позволяющие выявлять и поддерживать одаренную молодежь

Развивающаяся экономика ставит перед педагогическими работниками профессионального образования, в том числе перед преподавателями Новосибирского технического колледжа имени А. И. Покрышкина, задачу организации и обеспечения мероприятий, направленных на выявление и развитие творческих способностей студентов.

Сегодня личность должна обладать целеустремленностью, высокой духовной нравственностью, способностью адаптации в развивающейся системе ценностей и эрудицией. Принятая концепция государственной молодежной политики [2] требует от преподавателей обеспечения разностороннего и своевременного развития молодежи. Преподаватель ОО должен уметь формировать творческие способности, навыки самостоятельной деятельности молодого человека, создавать основы, позволяющие студенту самостоятельно реализоваться в профессии; формировать у молодого поколения целостное миропонимание и современное научное мировоззрение. В обязанности педагога входят формирование личностных качеств студента, положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности; содействие успешному овладению профессиональными навыками, эффективному поведению на производстве.

Применение образовательным учреждением в своей деятельности разнообразных форм и методик научной, исследовательской, творческой, методической работы способствует эффективному выявлению и развитию одаренных молодых людей путем привлечения их к занятиям на факультативах и кружках, конкурсам, олимпиадам и другим мероприятиям воспитательного характера.

Педагогическим коллективом Новосибирского технического колледжа имени А. И. Покрышкина апробированы и внедрены в практику мероприятия, представляющие собой систему, ориентированную на выявление и поддержку одаренных талантливых молодых людей (рис. 4).

/-\

Проведение конкурсов профессионального мастерства, олимпиад по специальности и предметных олимпиад, выставок, конференций, соревнований, фестивалей, чемпионатов и иных конкурсных мероприятий в очной, дистанционной, онлайн и других формах ч_/

(-\

Участие студентов в работе научных студенческих обществ, учебных имитационных фирм, учебных сервисных центров, бизнес-инкубаторов

<_У

/-\

Центры, кружки, клубы,

научные студенческие

общества, секции

для развития

интеллектуальных,

практических

[технических,

технологических),

творческих

способностей

и спортивных достижений

ч_/

/-\

Работа по исследовательским и творческим проектам в системе сотрудничества и наставничества со стороны высококвалифицированных педагогов и мастеров производственного обучения, специалистов

\_/

/-\

Меры по стимулированию и поддержке талантливых и одаренных студентов: повышение стипендии, стипендии правительства Российской Федерации, премии для поддержки талантливой молодежи, учрежденной указом Президента Российской Федерации от 06.04.2006 № 325 и др.

V_/

Рис. 4. Система выявления и поддержки одаренных талантливых молодых людей

В колледже сформирована система помощи молодым людям, стремящимся самореализоваться в выбранном направлении:

— применяются эффективные формы индивидуального обучения и воспитания, создающие ситуации, приводящие студентов к успеху и уверенности;

— введены факультативные курсы углубленного изучения востребованных предметов;

— сформирована и ежегодно корректируется структура программы, позволяющая молодым людям получить дополнительное образование;

— организуются работы по темам, включенным в научно-исследовательскую и проектную деятельность колледжа;

— на базе колледжа проводятся интеллектуальные, творческие игры, предметные олимпиады, научно-практические конференции и семинары, чемпионат профессионального мастерства «Молодые профессионалы/WSR» областного и регионального уровней с участием одаренных и талантливых молодых людей.

Педагогическим коллективом организован ряд мероприятий, создающих условия, позволяющие выявить одаренных молодых людей, помочь им раскрыть свой творческий и научный потенциал, осуществляется адресный подход к каждому молодому человеку, обеспечивается открытый доступ к информационным материалам, объясняющим возможности роста одаренных и талантливых молодых людей, стимулируется инновационная деятельность студентов.

Основные мероприятия, проводимые педагогическим коллективом колледжа в рамках программы выявления и развития одаренных и талантливых молодых людей:

— формирование портфолио одаренных молодых людей для размещения в банке данных колледжа в целях дальнейшего создания областного банка;

— проведение на базе колледжа ежегодных областных студенческих научно-практических конференций «Техновектор» и «Покрышкинские чтения»;

— участие в областном фестивале студенческого творчества «Я вхожу в мир искусств»;

— участие во всероссийских, региональных и областных конференциях («Инновации в технике и образовании», «Развитие транспорта в Сибири»);

— участие в международных научно-практических конференциях («Наука и техника: актуальные и приоритетные направления исследований», «Современные условия взаимодействия науки и техники», «Инновационное развитие: российский и зарубежный опыт»);

— участие в конкурсе за право присвоения продукции колледжа официального статуса «Новосибирская марка»;

— вручение одаренным молодым людям стипендий правительства Российской Федерации, правительства Новосибирской области, губернатора Новосибирской области, мэра города Новосибирска, социальных партнеров «Сибиар», Всероссийской программы «Надежда России»;

— представление администрации в сфере молодежной политики ходатайств о награждении одаренных молодых людей;

— организация мероприятий, связанных с обменом опытом между молодыми людьми, обучающимися в профессиональных образовательных учреждениях региона.

Заключение

Представители одаренной, талантливой молодежи являются основным стратегическим ресурсом страны. В будущем именно они станут заниматься поиском эффективных решений на производстве, продвигать в технике, образовании и других областях инициативные начинания.

Поэтому уже сегодня необходимо грамотно выстраивать систему эффективной поддержки молодых людей с опорой на нормативно-правовую базу. Требуется разрабатывать механизмы, позволяющие молодому человеку пройти социализацию и адаптацию в социуме, достичь самореализации. Первый этап работы каждого образовательного учреждения должен создать базу для внедрения научно обоснованной и методически обеспеченной системы диагностирования степени одаренности молодых людей, включающей комплекс методов исследования возможного потенциала личности и мониторинга роста творческих способностей. Образовательное учреждение должно обеспечить квалифицированное социально-психологическое сопровождение молодых людей на весь период обучения: с первых дней в колледже до трудоустройства на предприятии.

В настоящее время не создано единого критерия, позволяющего отнести молодого человека к группе одаренных и талантливых либо неодаренных. Не существует степени или уровня развития человека, которые могли бы стать официальной границей признания таланта или одаренности. Оценить молодого человека можно только субъективно. В то же время практика показывает, что одаренность молодого человека может быть развита. Таким образом, можно утверждать, что максимальное использование потенциала молодого человека возможно лишь при создании всех необходимых условий, открывающих безграничные перспективы для саморазвития каждому человеку.

Литература

1. О мерах государственной поддержки талантливой молодежи : указ Президента от 6 апреля 2006 г. № 325 (в ред. Указов Президента РФ от 09.11.2010 № 1413).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

3. Доклад Правительства РФ о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году (проект) [Электронный ресурс]. URL: http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=10638&catalogid=18.

4. Бабаева Ю. Д. Современные тенденции в исследовании одаренности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. № 2. С. 154-168.

5. Горбунова М. А., Гулакова М. В., Корлякова С. Г. Основные педагогические условия поддержки одаренности учащихся // Психология и педагогика инноваций в условиях непрерывного образования : материалы II Междунар. науч.-практ. Интернет-конф. Ставрополь : Изд-во СГУ, 2010.

6. Кузнецова Г. Д., Шадров К. Н. Технология работы с талантливой молодежью [Электронный ресурс]. М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. URL: http://www.fkcmp.ru/docs/kurs_talant.doc.

7. Романченко М. К. Творческий потенциал личности: возможные методологические принципы осмысления на современном этапе // Профильная школа. 2017. Т. 5. № 2. С. 58-61.

8. Романченко М. К. Мониторинг уровня достижений обучающихся, как показатель качества профессионального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. Т. 5. № 3. С. 44-48.

9. Романченко М. К. Мотивация творческой деятельности учащихся: проблемы и перспективы // Сибирский учитель. 2017. № 4 (113). С. 46-49.

10. Романченко М. К. Педагогические условия развития научно-технического творчества // Сибирский учитель.2017. № 6 (115). С. 18-21.

11. Романченко М. К. Развитие технического творчества в системе подготовки специалиста // Инженерное образование. 2017. № 22. С. 68-73.

12. Образование одаренных - государственная проблема / В. В. Рубцов, А. А. Марголис, Д. В. Ушаков, А. Л. Журавлев // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 5-14.

13. Савенков А. И. Развитие детской одаренности в образовательной среде // Развитие личности. 2002. № 3. С. 113-146.

14. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.

References

1. O merah gosudarstvennoj podderzhki talantlivoj molodyozhi: ukaz Prezidenta ot 6 aprelya 2006 g. № 325 (v redakcii Ukazov Prezidenta RF ot 09.11.2010 № 1413) [On Measures of State Support for Talented Youth: Presidential Decree no. 325 of April 6, 2006 (as amended by Decrees of the President of the Russian Federation of November 9, 2010 no. 1413)]. (In Russian).

2. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020: the order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 no. 1662-r]. (In Russian).

3. Doklad Pravitel'stva RF o realizacii nacional'noj obrazovatel'noj iniciativy "Nasha novaya shkola" v 2010-m godu (proekt) [Report of the Government of the Russian Federation on the implementation of the national educational initiative "Our New School" in 2010 (draft)]. Available at: http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=10638&catalogid=18. (In Russian).

4. Babaeva Y. D. Sovremennye tendencii v issledovanii odarennosti [Modern trends in the study of giftedness]. The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 2008, no. 2, pp. 154-168. (In Russian).

5. Gorbunova M. A., Gulakova M. V., Korlyakova S. G. Osnovnye pedagogicheskie usloviya podderzhki odaryonnosti uchashchihsya [The basic pedagogical conditions for supporting the giftedness of students]. Psychology and pedagogy of innovations in conditions of continuous education. Materials of the II International Scientific and Practical Internet Conference. Stavropol, Publishing house of the Modern Humanitarian Academy, 2010. (In Russian).

6. Kuznecova G. D., Shadrov K. N. Tekhnologiya raboty s talantlivoj molodyozh'yu [Technology of work with talented youth]. Moscow, Moscow State University of Humanities named after M. A. Sholokhov, 2010. Available at: http://www.fkcmp.ru/ docs/kurs_talant.doc. (In Russian).

7. Romanchenko M. K. Tvorcheskij potencial lichnosti: vozmozhnye metodologicheskie principy osmysleniya na sovremennom ehtape [The creative potential of the individual: possible methodological principles of comprehension at the present stage]. Profession-Oriented School, 2017, vol. 5, no. 2, pp. 58-61. (In Russian).

8. Romanchenko M. K. Monitoring urovnya dostizhenij obuchayushchihsya, kak pokazatel' kachestva professional'nogo obrazovaniya [Monitoring of the level of achievements of students, as an indicator of the quality of vocational education]. Standards and Monitoring in Education, 2017, vol. 5, no. 3, pp. 44-48. (In Russian).

9. Romanchenko M. K. Motivaciya tvorcheskoj deyatel'nosti uchashchihsya: problemy i perspektivy [Motivation of students' creative activity: problems and perspectives]. Siberian Teacher, 2017, no. 4 (113), pp. 46-49. (In Russian).

10. Romanchenko M. K. Pedagogicheskie usloviya razvitiya nauchno-tekhnicheskogo tvorchestva [Pedagogical conditions for the development of scientific and technical creativity]. Siberian Teacher, 2017, no. 6 (115), pp. 18-21. (In Russian).

11. Romanchenko M. K. Razvitie tekhnicheskogo tvorchestva v sisteme podgotovki specialista [Development of technical creativity in the system of specialist training]. Engineering education, 2017, no. 22, pp. 68-73. (In Russian).

12. Rubcov V. V., Margolis A. A., Ushakov D. V., Zhuravlev A. L. Obrazovanie odarennyh - gosudarstvennaya problema [Education gifted - a state problem]. Psychological Science and Education, 2009, no 4, pp. 5-14. (In Russian).

13. Savenkov A. I. Razvitie detskoj odarennosti v obrazovatel'noj srede [Development of children's giftedness in the educational environment]. Personal Development, 2002, no 3, pp. 113-146. (In Russian).

14. Savenkov A. I. Psihologicheskie osnovy issledovatel'skogo podhoda k obucheniju [The psychological basis of the research approach to learning]. Moscow, 2006. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.