Научная статья на тему 'Опыт воспитательной работы в высшей школе Центрального района России в середине 1950-х - 1970-е годы в контексте современности'

Опыт воспитательной работы в высшей школе Центрального района России в середине 1950-х - 1970-е годы в контексте современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (ВУЗЫ) / СТУДЕНЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ (ССО) / НРАВСТВЕННОСТЬ / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS (HEIS) / STUDENTS / EDUCATION / SOCIAL ACTIVITY / SELF-MANAGEMENT / STUDENT CONSTRUCTION BRIGADES (MTR) / MORALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будник Галина Анатольевна

На материалах вузов городов центрального района России рассматривается опыт воспитательной работы со студентами. При этом акцентируется внимание на вопросах общественной самодеятельности и инициативы студентов, опыте организации студенческих строительных отрядов. Имеющийся опыт анализируется с позиций поиска путей совершенствования системы образования, формирования высоких нравственных качеств молодого специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the materials of the universities of the cities of the Central district of Russia considers the experience of educational work with students. While the focus is on issues of public initiative and initiatives of students, the experience of organizing student construction brigades. The existing experience is analyzed from the standpoint of finding ways of improving the system of education, formation of high moral qualities of the young specialist.

Текст научной работы на тему «Опыт воспитательной работы в высшей школе Центрального района России в середине 1950-х - 1970-е годы в контексте современности»

УДК 378:37.015

Будник Галина Анатольевна

доктор исторических наук, профессор кафедры истории и философии

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет»,

г. Иваново, Россия 153003, г. Иваново, ул. Рабфаковская, 34, e-mail: budn@inbox.ru

ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА РОССИИ В СЕРЕДИНЕ 1950-Х - 1970-Е ГОДЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ

Galina A. Budnik

Doctor of History, Professor of the Department of History and Philosophy

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education 'Ivanovo state power University'

153003, Ivanovo, Russia, 34, Rabfakovskaya Str., e-mail: budn@inbox.ru

EXPERIENCE OF EDUCATIONAL WORK IN HIGHER SCHOOL OF THE CENTRAL DISTRICT OF RUSSIA IN THE MID-1950S AND 1970-IES IN THE CONTEXT OF MODERNITY

Аннотация. На материалах вузов городов центрального района России рассматривается опыт воспитательной работы со студентами. При этом акцентируется внимание на вопросах общественной самодеятельности и инициативы студентов, опыте организации студенческих строительных отрядов. Имеющийся опыт анализируется с позиций поиска путей совершенствования системы образования, формирования высоких нравственных качеств молодого специалиста.

Ключевые слова: высшие учебные заведения (вузы), студенчество, воспитание, общественная активность, самоуправление, студенческие строительные отряды (ССО), нравственность.

Abstract. On the materials of the universities of the cities of the Central district of Russia considers the experience of educational work with students. While the

© Будник Г.А., 2017

focus is on issues of public initiative and initiatives of students, the experience of organizing student construction brigades. The existing experience is analyzed from the standpoint of finding ways of improving the system of education, formation of high moral qualities of the young specialist.

Keywords: higher education institutions (HEIs), students, education, social activity, self-management, student construction brigades (MTR), morality.

В настоящее время активно обсуждаются особенности образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения, в основу которого заложен компетентностный подход к обучению и воспитанию студентов. В процессе обучения у молодых людей должны быть сформированы профессиональные и общекультурные компетенции. Профессиональные компетенции нацелены на овладение молодыми людьми основами будущей профессии, а общекультурные - на формирование у студентов осознания значимости гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовности принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе; способности к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважения к людям, толерантности к другой культуре и т. д.

В связи с этим в качестве непреходящей ценности по-прежнему может рассматриваться опыт организации внеучебной воспитательной работы в вузах Центрального района России в 1950-1970-е годы, так как в настоящее время, в постсоветский период истории нашего государства, необходимо выработать наиболее эффективные алгоритмы воспитательной работы с учетом позитивного опыта прошлых лет.

В высших учебных заведениях Центрального района страны в середине 1950-х - 1970-е годы существовала отлаженная система трудового воспитания, формирования активной жизненной позиции, приобщения к достижениям российской и мировой культуры. Важным средством включения студентов в общественную жизнь институтов, развития у них организаторских способностей была их работа в комсомольской организации, столетний юбилей которой мы будем отмечать в 2018 году.

Студенты не мыслили себя без общественной деятельности, организации полезных дел. По воспоминаниям участника Великой Отечественной войны, студента Тульского политехнического института В.А. Пастухова, студенты

к общественной работе подходили очень серьезно. Она была для них «также первостепенна и архиважна, как и учеба». «Что отличало стиль работы комсомола? Творческий поиск новых форм работы, - вспоминал В.А. Пастухов. - Например, никак не ладилось с художественной самодеятельностью, не могли придумать что-то свое, изюминки. И вот Семен Галкин (председатель профкома) и Владимир Литвицкий (секретарь комсомольской организации) закрутили оперетту. Это обернулось целой эпохой и, словно пароль, вспоминается не одному поколению политехников» [5. 1978. 28 окт.].

В одной из статей многотиражной газеты этого же института приводятся ответы студентов на вопрос: «Что дала тебе, чему научила твоя комсомольская организация?» Типичными ответами были следующие: «Благодаря участию в жизни комсомольской организации я научилась чувствовать себя полноправным членом коллектива»; «Постиг науку человеческого общения»; «Научился принципиальности, отстаиванию своей позиции»; «Комсомол - это чувство локтя, это надежные товарищи» [Там же]. Интервью было опубликовано в газете накануне Дня рождения комсомола и поэтому носило парадный характер, однако мысли, высказанные в нем, соответствовали мироощущению многих студентов. Это подтверждается как архивными документами, так и воспоминаниями современников.

К сожалению, деятельность комсомола находилась под постоянным контролем партийных организаций, которые зачастую «пресекали» выходившую за рамки «дозволенного» деятельность молодежи. Об этом свидетельствуют, например, планы комсомольской работы, утверждаемые на заседаниях партийных бюро. Для усиления участия молодежи в общественно-политической жизни стали практиковаться такие формы работы, как партийно-комсомольские собрания, партийно-профсоюзные активы, профсоюзно-комсомольские собрания, посещаемость которых была низкой.

В то же время среди комсомольского актива тех лет было много студентов, для которых стремление к общественной деятельности являлось неотъемлемой чертой характера, помогало им в самореализации. Впоследствии из таких студенческих вожаков выросли не только хорошие организаторы, но и видные ученые. Люди, ориентированные на личную жизнь, на собственное благополучие, на комсомольской или другой общественной работе надолго не задерживались, так как она отнимала много сил и личного времени. Поэтому в работе первичных комсомольских и партийных организаций в большинстве своем участвовали истинные энтузиасты, имеющие к ней склонность. Это был один из путей формирования у студентов столь необходимой для интеллигенции активной жизненной позиции.

97

Комитеты комсомола многих вузов выступали и инициаторами общественно значимых дел, и организаторами их претворения в жизнь. Так, например, комитет ВЛКСМ Рязанского радиотехнического института открыл в 1972 году на базе столовой студенческое кафе «Алые паруса». Студенты провели ремонт помещения и оформили его по своим эскизам. Студенческое кафе проработало 20 лет, дважды в неделю собирая студентов [11, с. 210]. По инициативе комитета комсомола Ярославского педагогического института в 1956 году были созданы «Клуб девушек» и «Молодежный университет культуры» [4. Оп. 227. Д. 649. Л. 30]. В Муромском педагогическом институте хорошо работали клубы любителей музыки и кино [9. 1964. 25 сент.]. Когда интересы молодежи и администрации вузов совпадали, эффективность организаторской деятельности студентов была наиболее весомой. По инициативе выпускников Ивановского медицинского института в 1959 году был заложен сад. Созданная в 1959 году в Ивановском химико-технологическом институте киностудия за два года выпустила 14 фильмов, а студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ) Ивановского медицинского института был долгие годы популярен не только в этом вузе, но и в городе, и даже за его пределами [1. Оп. 9. Д. 219. Л. 59, 87].

Анализ архивных документов свидетельствует, что у студентов высших учебных заведений Центрального района России было развито чувство коллективизма. Это очень важно, так как, по данным психологии и педагогики, развитие человека происходит только в процессе коллективной деятельности, основанной на общении [8, с. 409]. Известный английский философ и культуролог А. Дж. Тойнби так обозначил роль коллектива в развитии личности: «Человек становится Человеком в коллективе», где «включается механизм, активизирующий внутренние потенции человека» [13, с. 261]. Действительно, в процессе общественно полезного труда у студентов формируются отношения со сверстниками и преподавателями. Осознанное и отзывчивое отношение к окружающим способствует формированию у студентов такого качества, как гуманность. Она раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия, готовности прийти на помощь другому человеку, внимании к нему, способности к сочувствию, толерантности -терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

В середине 1950-х - 1970-е годы воспитание гуманности осуществлялось в многообразных видах деятельности. Проводились изучение достижений отечественной культуры, дискуссии по проблемам добра и зла, социальной справедливости и несправедливости. Участие в кружках художественной

98

самодеятельности, посещение музеев и театров расширяло культурный кругозор и формировало у юношей и девушек чувства патриотизма, гордости за славное прошлое своей страны, ее культуры.

Позитивно можно оценить передачу комитетам ВЛКСМ вузов ряда функций администрации, в частности, студенческого самоуправления. Самоуправление - это особая форма самостоятельной деятельности студенчества по реализации функций управления жизнью студенческих коллективов. Оно проявлялось в привлечении студентов в состав административных органов: ученые советы факультетов и институтов, стипендиальные комиссии. В вузах региона исследования были созданы такие общественные объединения, как ученические советы, советы по самообслуживанию и организации научно-исследовательской работы. В Тульском механическом институте, к примеру, с конца 1950-х годов на каждом факультете работали учебные комиссии, которые на своих заседаниях заслушивали вопросы нарушения студентами дисциплины. Иногда комиссия ходатайствовала перед деканатом о наложении на таких студентов административных взысканий. За прогулы студент мог быть снят на полмесяца или месяц со стипендии. Учебные комитеты, созданные при деканатах, информировали родителей о плохой успеваемости и пропусках занятий нерадивыми студентами. Очень часто такая форма воздействия давала хорошие результаты [6. 1958. 4 янв.].

В Тульском механическом институте, как и в других институтах, в конце 1950-х - 1960-е годы в общежитии работал студенческий совет. Он состоял из нескольких секторов. Культурно-массовый сектор организовывал в общежитии диспуты, встречи с преподавателями, бытовой - проверял санитарное состояние комнат. С 1958 года это общежитие перешло на самообслуживание [Там же. 17 нояб.]. В целом можно констатировать, что студенческое самоуправление было реальным фактом студенческой жизни.

Знаковым явлением были студенческие строительные отряды (ССО). Работая в них, студенты получали практический опыт коллективного труда. Это способствовало формированию у них уверенности в себе, гордости за дела своих сокурсников, самостоятельности, товарищества, коллективизма, честности. Играли роль и исторические традиции России: со школьной скамьи юношам и девушкам прививались уважение к людям труда, оценка человека не по национальной принадлежности, а по деловым качествам. Это формировало у представителей молодого поколения стремление быть похожими на своих земляков - героев войны и труда. В выступлениях

на комсомольских собраниях многие студенты говорили о гордости за родной край, желании продолжить традиции своих родителей, романтических мечтах, связанных с участием в важнейших делах страны [7. 1959. 20 нояб.; 15. 1957. 21 сент.].

Во второй половине 1950-х годов широкое распространение получило движение по освоению целинных и залежных земель. Начало учебного года для студентов устанавливалось с 1 октября, работа на уборке урожая засчитывалась как производственная практика [2. Оп. 9. Д. 63. Л. 114]. Однако причиной успешного комплектования отрядов добровольцев в Казахстан были не столько льготы, предоставляемые правительством студентам - участникам уборки урожая, сколько искреннее желание молодых людей внести свой вклад в важное для страны дело. Конечно, не все студенты стремились в каникулы вместо отдыха трудиться вдали от дома. Однако общей тенденцией был высокий патриотический и трудовой подъем.

Безусловно, работа на уборке урожая в целинных районах страны являлась хорошей школой трудового воспитания, формирования навыков управленческой деятельности, коллективизма. Здесь приобретались друзья на всю жизнь, формировались трудолюбие, выдержка, коллективизм. Отношение студентов к труду ярко выражалось в их поэтическом творчестве. Так, студент Тульского механического института В. Лазарев в стихотворении «Рождение праздника» писал [6. 1958. 5 апр.]:

Иду домой,

окончена работа. Перед глазами - колыханье спин. И радость возникает отчего-то Без всяких неожиданных причин, Что я идущих очень многих знаю, Что бьют лучи, слепя, Что тяжело ступаю, как хозяин, И гнется потемневшая земля. Иду,

а тень почтительно сторонится. И так светло в душе -

хоть сам свети, Как будто нынче

крохотное солнце Ликующе зажглось в моей груди. Я свой здесь, свой -Я не могу

ни петь,

ни говорить, Но хочется мне всех, идущих рядом, Теплом

и добрым светом озарить!

В этих непрофессиональных поэтических строках присутствует дух времени, любовь молодого человека к труду, гордость приобщения к трудовому коллективу, позиция хозяина на земле, оптимизм. Подобные мысли выражены в стихотворениях студентов этого же института, прославляющих героизм врача, который, рискуя жизнью, сквозь бурю идет спасать больного ребенка, самоотверженный труд строителей Комсомольска-на-Амуре [Там же].

В 1970-х годах ССО стали основной формой трудовой деятельности студентов в летний период. Молодежь работала на объектах народного хозяйства как всесоюзного, так и местного значения. Во время трудового семестра кроме работы много внимания уделялось культурно-просветительной деятельности среди населения. Так, студенты Тульского политехнического института в 1968 году в Казахстане не только выполнили строительные работы на сумму 1 млн 400 тыс. рублей, но и прочитали более 400 лекций, дали 350 концертов [5. 1969. 4 янв.]. Трудовой героизм поощрялся. Например, 90 процентов студентов Тульского механического института, принимавших участие в уборке целинного урожая, были награждены почетными грамотами ЦК ВЛКСМ Казахстана, Павлодарского обкома ВЛКСМ [6. 1956. 29 сент.]. Студенческие строительные отряды работали и на стройках своего региона. В 18 районах Рязанской области в 1967 году на строительстве пяти школ, пяти клубов, четырех жилых домов, пяти бань и 70 производственных помещений трудилось 70 ССО общей численностью 2 045 человек. Кроме того, 65 студентов-медиков выезжали в села для амбулаторного приема больных [3. Оп. 10. Д. 73. Л. 44].

Некоторые авторы исследований склонны связывать зарождение трудовых семестров с экономическими трудностями общегосударственного характера, нехваткой трудовых ресурсов, партийно-комсомольским диктатом и т. п. Другие - считают, что это явление возникло и развивалось не по приказу сверху, а как патриотическая инициатива студенчества [14, с. 19]. По-видимому, в стройотрядовском движении соединились и инициатива молодежи, и установки органов государственной власти по сближению физического и умственного труда, привитию студентам навыков производственной деятельности, формированию трудолюбия, коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

Как известно, формирование характера происходит главным образом в деятельности. Поэтому работа в третьем трудовом семестре выполняла важную воспитательную функцию. Помимо этого, студенты оказывали реальную помощь народному хозяйству страны. Конечно, определенную роль играло и материальное вознаграждение. Заработанные честным, тяжелым трудом деньги не только способствовали взрослению молодого человека, но и были для многих реальной финансовой поддержкой.

Результатом сформированного в студенческие годы добросовестного отношения к труду, стремления проявить себя в профессиональной деятельности становилось отношение выпускников к распределению. Отказы ехать в отдаленные районы страны были единичны и вызывали всеобщее осуждение. Большинство студентов воспринимало свою будущую работу как возможность служения народу, что соответствовало традициям российской интеллигенции. Так, выпускница Белгородского педагогического института 1968 года Т. Выровская, направляемая на работу в Якутскую среднюю школу, на вопрос корреспондента ответила, что настроение у нее отличное, так как она давно хотела работать в Сибири. Опасение у нее вызывало лишь то, как ее встретят на новом месте. За свои знания, полученные в институте, она не боялась, была уверена, что справится с работой. Менее решительно перед поездкой на работу в Дагестан был настроен А. Благодиров. Молодой человек боялся встречи с незнакомыми обычаями, языком, которые могут помешать ему «получить отдачу в работе и, следовательно, удовлетворение» [12. 1968. 31 мая]. Аналогичные мировоззренческие установки имели студенты и других вузов региона исследования.

Итак, внеучебная деятельность способствовала формированию у советского студенчества таких нравственных качеств личности, как гуманизм, справедливость, доброжелательность, терпимость, милосердие; развивала их интеллектуальные способности (профессионализм, компетентность, общую культуру, эрудицию, владение новыми технологиями), коммуникативные навыки (общительность, тактичность, умение вести диалог), эмоционально-волевые качества (работоспособность, настойчивость, выдержку, организованность, ответственность, оптимизм, самообладание). Конечно, было бы утопией считать, что все студенты овладевали ими в равной степени. Это зависело от многих факторов, связанных с образовательной политикой, личными свойствами студентов, особенностями культурной среды в каждом конкретном вузе.

Современные реалии образовательного процесса в высшей школе позволяют заключить, что многие традиции советского образования в настоящее время имеют тенденцию к возрождению. Так, в Ивановском государственном энергетическом университете создан и активно действует Объединенный совет обучающихся, являющийся инициатором проведения многих молодежных конференций, акций и форумов, направленных на развитие студенческой науки, формирование у молодых людей патриотизма, нетерпимости к насилию и террору, приобщение к культурным ценностям и т. д. [10]. Аналогичные органы студенческого самоуправления действуют и в других вузах. Поддержку их деятельности оказывают преподаватели вузов, общественные организации - профсоюзные, спортивные и др. Большую роль в сохранении лучших вузовских традиций играют музеи, библиотеки и ветеранские организации.

К настоящему времени понимание научно-педагогическим сообществом важности воспитательного процесса восстанавливается, при поддержке Правительства РФ вырабатываются методологические и практические подходы к его организации. Проводимые в вузах мероприятия становятся менее политизированными, учитывают разнообразные интересы молодежи. Анализ, обобщение и осмысление опыта советского периода истории нашего государства могут дать новые стимулы к выработке стратегии воспитательной работы.

Список литературы

1. Государственный архив Ивановской области (ГАИО). - Фонд П-327. Ивановский обком КПСС.

2. Государственный архив Ивановской области (ГАИО). - Фонд Р-342. Ивановский обком ВЛКСМ.

3. Государственный архив Рязанской области (ГАРО). - Фонд П-3. Отдел пропаганды и агитации обкома КПСС.

4. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). - Фонд Р-272. Ярославский обком КПСС.

5. За инженерные кадры: орган парткома, профкомов, комитета ВЛКСМ Тульского политехнического института.

6. За кадры: орган парткома, профкомов, комитета ВЛКСМ Тульского механического института.

7. Калининец: орган парткома, профкомов, комитета ВЛКСМ Калининского педагогического института.

8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Наука, 1972. - 212 с.

9. Муромский рабочий: орган Муромского горкома КПСС и городского совета депутатов трудящихся.

10. Объединенный совет обучающихся // Ивановский государственный энергетический университет. - URL: http://student.ispu.ru/ (дата обращения: 04.07.2017).

11. От института к академии: (К 45-летию радиотехнического вуза в Рязани) / Рязан. гос. радиотехн. акад. - Рязань, 1997. - 214 с.

12. Просвещенец: орган парткома, профкомов, комитета ВЛКСМ Белгородского педагогического института.

13. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

14. Чиж А. Н. Внеучебная деятельность студентов в теории и истории высшего педагогического образования (1960-1980-е годы): автореф. дис. ...д-ра пед. наук. - М.; Луганск, 1999. - 32 с.

15. Юность: орган Владимирского городского комитета ВЛКСМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.