Научная статья на тему 'Опыт Великобритании по формированию потребности в чтении'

Опыт Великобритании по формированию потребности в чтении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА ЧТЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЯ / ПОТРЕБНОСТЬ В ЧТЕНИИ / ЧТЕНИЕ ДЛЯ УДОВОЛЬСТВИЯ / READING PROPAGANDA / READER DEVELOPMENT / READING NEED / READING FOR PLEASURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Лариса Николаевна

В статье отмечается педагогическая целесообразность государственных шагов в области пропаганды чтения и развития читателя в Великобритании. Автором рассматриваются некоторые пути реализации концепции чтения для удовольствия в формировании потребности в чтении у подрастающего поколения. Ключевыми словами данной статьи являются «пропаганда чтения», «развитие читателя», «потребность в чтении», «чтение для удовольствия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

British Experience on the Formation of Reading Need and Reader Development

The article draws attention to the pedagogical expediency of the governmental steps in the field of reading propaganda and reader development. The author considers some ways of the reading for pleasure concept in the formation of the reading need with the younger generation.

Текст научной работы на тему «Опыт Великобритании по формированию потребности в чтении»

опыт ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ

в статье отмечается педагогическая целесообразность государственных шагов в области пропаганды чтения и развития читателя в великобритании. Автором рассматриваются некоторые пути реализации концепции чтения для удовольствия в формировании потребности в чтении у подрастающего поколения. ключевыми словами данной статьи являются «пропаганда чтения», «развитие читателя», «потребность в чтении», «чтение для удовольствия».

Как отмечают исследователи, глобализация образования отражает «интенсификацию и углубление разнообразных связей между национальными системами образования, разработку международными организациями планов и программ развития образования в планетарном и региональном масштабах, регулярный обмен педагогическим опытом на базе использования новейших информационных технологий» [1, с. 4]. в связи с этим «существует потребность в такой сравнительной педагогической информации, которая способствовала бы национальной системе образования или ее компонентам вписаться в этот процесс и не оказаться на обочине быстро меняющегося, развертывающегося образовательного пространства» [3, с. 140].

Л.Н. Чернышева

Ключевые слова:

пропаганда чтения, развитие читателя, потребность в чтении, чтение для удовольствия.

Образовательное пространство - это единое целое, составные части которого объединены общими образовательными ценностями. Оно не только формирует особые человеческие типы и стили поведения людей, но и объединяет людей, населяющих его, чувством единства решения поставленных образовательных задач. Для того чтобы показать, как в образовательном пространстве Великобритании формируется устойчивая потребность в чтении, необходимо раскрыть сущность важных составляющих данного процесса, которыми являются пропаганда чтения и развитие читателя.

В контексте подхода британских исследователей к концепции развития читателя пропаганда чтения рассматривается как его распространение в обществе, настойчивое и активное разъяснение и демонстрация его преимуществ для личностного развития каждого. Пропаганда чтения осуществляется всевозможными способами не только в школах и библиотеках, но и через телевидение, радио, Интернет; его пропагандируют в книжных магазинах, на транспорте, и в других доступных общественных местах.

Являясь неотъемлемой частью развития читателя, пропаганда чтения представляет собой планомерный процесс перехода от состояния безразличия к состоянию устойчивой потребности через развитие читательской мотивации и читательского интереса.

Термин «развитие читателя» был предложен в 1995 году в рамках кампании «Открывая книгу» и означает активное внедрение книги в жизнь людей для повышения у них уверенности и удовольствия, связанных с чтением, предоставления им свободы в читательских предпочтениях и создания условий для обмена читательским опытом [6].

Концепция развития читателя в Великобритании, что подтверждают британские исследователи, не совсем совпадает с традиционными представлениями о роли чтения, которые формируются у многих людей в процессе получения образования или под влиянием общепринятых взглядов на литературу. Данная концепция нацелена на помощь читателю в избавлении от стереотипов, на выработку уверенности в том, что чтение кроме получения образования или повышения грамотности обязательно должно просто быть вашим любимым занятием.

Как считают британские специалисты в области развития читателя, чтение - это творческий процесс, в ходе которого человек соотносит свой жизненный опыт с содержанием книги [7]. Этот опыт становится частью

внутреннего мира читателя, тем самым оказывая на него сильное воздействие. Большое значение имеют художественные достоинства книги и творческий потенциал автора, но читатель должен быть вправе самостоятельно оценивать прочитанное и высказывать собственное мнение о нем.

Важной характеристикой образовательного уровня юных читателей британские специалисты считают степень удовольствия, которое они получают от чтения. Многочисленные исследования показывают, что эта характеристика оказывает даже большее влияние на их успешную учебу в школе, чем социально-экономический статус семьи. Статистические данные опроса - 4, 503 учащихся в возрасте от 8 до 14 лет - демонстрируют очевидную взаимосвязь показателей по чтению с тем, насколько часто учащиеся данной возрастной категории берут в руки книгу и с каким удовольствием они читают.

В приведенных таблицах мы можем увидеть, что те молодые люди, которые чаще читают и получают от чтения большее удовольствие, демонстрируют лучшие показатели по чтению в школе, чем их сверстники

[4].

Таблица 1.

Как часто вы Показатель по Показатель по Показатель по

читаете? чтению ниже чтению на ожи- чтению выше

ожидаемого уровня (793 чел.), в % даемом уровне (3, 102 чел.), в % ожидаемого уровня (608 чел), в %

Каждый день 13.4 35.8 59.7

2-3 раза в неделю 26.9 32.6 18.2

2-3 раза в месяц 10.1 10.3 4.5

Один раз в месяц 6.1 4.3 2.3

Несколько раз в 6.9 3.1 2.5

году

Редко 22.0 10.3 7.9

Никогда 14.6 3.6 4.9

Таблица 2.

Насколько сильное удовольствие вы получаете от чтения? Очень сильное,в % Достаточно сильное, в % Небольшое, в % Совсем не получаю, в %

Ниже ожидаемого уровня (793 чел.) 6.7 13.4 32.6 47.7

На ожидаемом уровне (3, 102 чел.) 21.7 35.6 37.2 5.6

Выше ожидаемого уровня (608 чел) 55.7 21.8 16.1 6.4

С целью повышения у школьников удовольствия, связанного с чтением, был инициирован проект «Прикрепленный автор» - одна из интересных и нестандартных форм работы по развитию читателя с раннего детства. Суть его состоит в активизации сотрудничества школ с поэтами и писателями. Британские авторы в течение года работают со школьниками разных возрастных групп с целью воспитания любви к литературному творчеству и чтению, развивая у каждого ребенка собственные творческие навыки. Организаторы не ставят в данном случае задачу выявить таланты (хотя, для многих детей это является возможностью раскрыть свои способности). Основная задача сводится к приобщению ребенка к чтению в простой и доступной ему форме.

Один из авторов, Т. Палмер, работает в проектах по развитию семейного чтения. Он считает наиболее эффективным способом воспитания у детей любви к чтению понимание того, что им самим интересно, и дальнейшие действия с учетом их интересов. Самое важное - как следует познакомиться с детьми и дать им почувствовать, что поэты и писатели -обычные люди и что они, дети, сами могут стать такими же. Расспросить, что они любят читать, и поддержать в них позитивный настрой в отношении чтения.

Выбор книги также очень сильно связан с интересом к чтению и самооценкой ребенка в качестве читателя. Чем больше ему интересна тема, затронутая в ней, тем с большей вероятностью он будет ее читать. Спорт, мода, известные личности, природа - тема может быть любой. Интерес к книге зависит и от ее содержания, и от влияния людей, окружающих ребенка. Образцом в чтении для подрастающего поколения могут быть

старшие дети, кто-то из семьи, учителя или популярные люди. Т. Палмер считает, что если дети обсуждают друг с другом то, что они читают, это вдохновляет их больше, чем беседы с ними о пользе чтения.

К. Фитцджеральд, популярный британский автор, работает в школах в качестве приглашенного автора после занятий. Лучше всего у нее получается работать с детьми, испытывающими разного рода трудности в учебе. Автор считает, что работа в небольших группах предпочтительнее, чем работа с целым классом, так как позволяет уделить больше внимания каждому ребенку. Учителя часто удивляются тому, как дети, с которыми было трудно работать раньше, внезапно раскрывают свой потенциал, работая с творческими людьми.

К. Фитцджеральд считает, что интерес к чтению и книге напрямую зависит от ее содержания. Очень важно, чтобы книга была хорошо написана и захватывала воображение читателя. В работе с детьми необходимо отталкиваться от интереса ребенка к той или иной теме. Если тема произведения недостаточно раскрыта, дети не откликнутся на предложение его почитать. Очень эффективно в воспитании читателя общение детей с писателями, известными актерами, спортсменами, певцами, которые держат книгу в руках. Это повышает значимость книги в глазах тех, кто не читает.

Некоторые специалисты, работающие над проблемой развития читателя в обществе, считают необходимым условием для формирования потребности в чтении для удовольствия развитие навыков творческого письма. Э. Крофт приводит пример своей работы по обучению поэтическому творчеству в специализированной школе для подростков с нарушениями эмоциональной сферы и поведения.

Главным воспитательным моментом для подростков было осознание того, что поэтическое творчество - не для избранных, а для каждого, что поэзию можно увидеть и понять в самых обычных вещах. Осознание ребенком своего творческого потенциала неизбежно ведет к формированию любви и потребности в чтении.

По мнению Э. Крофта, необходимо сломать барьеры на пути к книге и миру чтения. Некоторые дети не умеют читать, многие умеют, но боятся. Суть его подхода - продемонстрировать, что слова существуют не только в книгах, они существуют в жизни каждого человека. Чтобы быть писателем, не нужно обязательно быть «умным». Вначале он вместе с детьми создает импровизированные групповые истории, песни, стихотворения, ничего не записывая, а только запоминая. Затем они начинают записы-

вать свои идеи, корректируют их в группе, затем читают их вслух и выбирают лучший вариант. Таким образом, за короткое время каждый ребенок становится писателем, редактором и читателем.

Авторы, работающие с детьми по развитию у них потребности в чтении, дают каждому ребенку понять, что чтение может позволить ему прикоснуться к жизни других людей, увидеть, что они думают и чувствуют, как живут. Чтение может дать ребенку возможность увидеть себя глазами других людей и заставить его почувствовать себя более близким к людям, которые находятся рядом. Чтение может избавить от одиночества.

Одним из основных координаторов деятельности, направленной на поддержку и развитие чтения в Британском обществе является Национальный трест грамотности - независимая благотворительная организация, основанная в 1993 году. Его деятельность направлена на интеграцию усилий различных секторов общества для реального решения проблем, связанных со снижением статуса чтения в британском обществе. Он объединяет семьи, школы и общественность, работает в тесном содружестве с профессионалами в области литературы, педагогики и психологии. Любые шаги в реализации целей и задач по пропаганде чтения и развитию читателя отражаются на сайте Национального треста грамотности, который регулярно пополняется новой информацией и дает обзор последних новостей, событий и проектов, связанных с формированием в обществе устойчивой потребности в чтении.

В сентябре 2009 года Национальный трест опубликовал «Манифест грамотности» с призывом к политическим партиям страны обозначить вопросы грамотности как приоритетные вопросы в своей предвыборной деятельности. Трест ссылается на опубликованный документ «Грамотность меняет жизнь» [5]. Данный документ демонстрирует общественности очевидную разницу между людьми с высоким и низким уровнями грамотности и влияние уровня грамотности на экономическое благосостояние, семейную жизнь, состояние здоровья, личностные притязания, а также гражданское самосознание и культурный уровень каждого члена общества. В манифесте даны рекомендации правительственным органам по более эффективной поддержке семей и привлечению большего количества людей к процессу развития читателя для повышения его уровня грамотности.

Одним из основных движущих механизмов работы в данном направлении является тесное сотрудничество различных социальных институтов, а также широкое распространение имеющихся знаний и опыта через се-

тевые и местные сообщества, действующие и новые программы и проекты такие, как:

• Партнеры в грамотности (семейное чтение при поддержке координатора);

• Национальная программа для юных читателей (повышение мотивации чтения детей-инвалидов и их семей);

• Раннее чтение объединяет (развитие читательских навыков у детей до 5 лет);

• Чтение объединяет (повышение стандартов грамотности в школах посредством развития стратегии чтения для удовольствия);

• Читающие чемпионы (развитие читательской культуры среди мальчиков);

• Чтение и игра (привлечение потенциала спорта для продвижения чтения);

• Чтение на всю жизнь (осознание преимуществ, которое дает чтение на разных жизненных этапах; бесплатные ресурсы для детей и членов их семей);

• Викиридеа (Интернет-ресурс для профессионалов по обмену опытом развития читательской культуры в обществе) и другие.

Одним из значительных результатов политики развития читателя стало появление и стремительный рост читательских групп, в которых люди собираются для совместного обсуждения прочитанных книг. Они встречаются в неформальной обстановке для того, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами и послушать мнение других собеседников. Это не академическое обсуждение и не литературоведческий анализ произведений. Члены группы просто обмениваются мыслями и чувствами, вызванными прочитанной книгой, размышляют о том, чем она их обогатила в равноправном обсуждении, даже при наличии координатора (фасилитатора).

В Великобритании существует большое количество читательских групп, которые отличаются друг от друга по социальному составу, возрасту и читательским предпочтениям. группы становятся важной частью местного сообщества и выходят в школы, детские сады и больницы, организуют мероприятия по обмену книгами, работу в семьях, проводят Дни книги, Недели книги и местные книжные фестивали. Посещая такие группы, люди учатся любить книгу и находить единомышленников.

В качестве примера можно привести читательскую группу, созданную Департаментом литературы Британского Совета для того, чтобы

предоставить возможность читательским группам из разных стран общаться, обсуждать книги и беседовать с авторами. Это Интернет-группа «Инкомпасс», на сайте которой размещены лучшие образцы современной британской литературы (фантастика, поэтические, драматические, биографические и автобиографические произведения, книги о путешествиях и др.) [8].

На этом сайте можно пообщаться с авторами книг и другими читателями, прочитать интервью с писателями, присоединиться к обсуждению в «Дискуссионном клубе» и принять участие в читательских викторинах. Также можно получить рекомендации из раздела «Прикрепленный читатель», узнать о последних новостях и событиях, найти информацию о других читательских группах.

Созданию читательских групп помогают такие контактные ссылки, как:

• что такое читательская группа;

• приемы работы в читательских группах;

• идеи для детей, подростков и взрослых;

• как присоединиться к читательской группе;

• календарь событий, связанных с чтением;

• как найти читательскую группу- партнера;

• творческие проекты по чтению в Великобритании;

• читательские группы в других странах.

На сайте можно подобрать книги для чтения из трех разделов: детская литература (3-12 лет), литература для подростков (12-18 лет), литература для взрослых. Можно также найти поэтические, биографические произведения и произведения других жанров, выбрав нужный возрастной раздел. На нем содержится информация о писателях Великобритании и Содружества, литературные переводы, информация о литературных праздниках Великобритании, информация и литературные тексты, взятые из творческих проектов, даны ссылки на другие сайты по чтению.

Важно то, что группа «Инкомпасс» поощряет живые и интересные споры о книгах и литературе и каждый желающий может присоединиться к дискуссионному клубу или чату. Можно не участвовать в обсуждении напрямую, а только наблюдать за процессом, но если захочется подключиться к обсуждению, можно сделать это в любое время.

Читательскую группу «Инкомпасс» можно считать всемирной читательской группой, тем местом, где можно подобрать для себя нужную книгу и обсудить ее с читателями разных стран. В таком совместном об-

щении формируется потребность в чтении, происходит взаимное обогащение связанного с ним опыта, преодолеваются многие психологические, социальные и культурные барьеры.

Для того, чтобы работа по пропаганде чтения и развитию читателя носила планомерный и массовый характер, существует множество как государственных, так и добровольческих организаций, деятельность которых направлена на приобщение к чтению каждого члена общества в любом возрасте. Например, Федерация детских читательских групп - национальная добровольческая организация, цели которой - научить детей получать удовольствие от чтения и сформировать у них интерес к книге. Федерация связана со школами, книгоиздателями, библиотеками и другими государственными и общественными структурами, координирует их работу с детьми, родителями и профессионалами.

Большое количество проектов по пропаганде и развитию чтения в Великобритании инициируется школами и библиотеками, поскольку они являются основными трансляторами образовательных и культурных ценностей, связанных с чтением и книгой.

Участвуя в проекте, возглавляемом библиотекой города Бирмингем, «Истории с сайта», его участники посещали компьютерные курсы в центре для детей, в центральной библиотеке г. Бирмингем, в центральной библиотеке г. Бристоль и в библиотеке Комптон Роуд в г. Лидс. Они могли общаться и размещать свои уникальные истории на сайте. В содержание материалов сайта входили поэтические произведения и рассказы, отзывы на прочитанные публикации, присланные в «Галерею» сайта молодыми людьми из любого уголка страны. Участники могли прокомментировать содержание самого сайта, задать вопросы и ответить на комментарии других. Доступ к Интернету обеспечил размещение на сайте работ молодежи со всего мира. Действуя в режиме реального времени, молодые люди повышали уровень своей компьютерной грамотности, изучали литературные произведения, а также развивали способности в творческом письме.

Проект показал отличный пример совместной работы географически разбросанных участников, а также глубокого педагогического взаимодействия различных социальных институтов: школы, семьи, библиотеки, книгоиздателей и писателей. Проект «Истории с сайта» стал успешным инструментом развития чтения и среди молодежи и среди взрослых, работающих с молодыми людьми.

Анализируя тенденции снижения статуса чтения в обществе, исследо-

ватели делают неутешительные выводы о том, что сегодня юный читатель - это качественно новый читательский тип; возникает новая модель детского (и подросткового) чтения. Эти процессы обусловлены появлением новых, отличных от привычных, досуговых предпочтений детей, реструктуризацией познавательных и читательских интересов, равно как и источников информации. Одной из основных тенденций сегодня является доминирование «делового» чтения над «свободным». Чтение из жизни ребенка не уходит, но становится другим: более индивидуальным, прагматичным, информационным и более поверхностным [2].

Общий упадок чтения не просто показатель снижения уровня культурной жизни, хотя это имеет огромное значение для литературы и других видов искусства. Это серьезная национальная проблема.

Поскольку во многих государствах читательская активность населения либо снижается, либо остается на том же уровне, либо растет очень медленно, политика по пропаганде чтения и развитию читателя переходит постепенно с уровня ведомственных задач школ, библиотек, книгоиздания на уровень национальных. В Великобритании она стала заботой государства или осуществляется при поддержке государства даже в тех случаях, когда ею занимаются общественные и другие организации. Изучение британского опыта показывает, что наибольшая эффективность в решении проблемы снижения интереса к чтению и книге достигается в тех случаях, когда удается преодолеть ведомственные барьеры и организовать согласованную и целенаправленную систему мер в национальном масштабе с помощью привлечения положительного и результативного опыта.

—Литература—

1. Вульфсон Б.Л. Методологические основания классификации и разработки способов использования источников сравнительно-педагогических исследований / Научный доклад. - М.: ИТИП, 2006. - 96 с.

2. Пенская Е. Н. Детское чтение: локальные и глобальные проблемы // Вопросы образования. - 2008. - №1. - С. 283-285.

3. Тагунова И. А. Педагогическая компаративистика вчера, сегодня, завтра // Образование и педагогическая наука за рубежом. - 2011. - №1. - С. 132 - 146.

4. Clark C., De Zoysa S. Mapping the interrelationships of reading enjoyment,

attitudes, behaviour and attainment: An exploratory investigation. - London: National Literacy Trust, 2011. - p. 15 - 16.

5. Dugdale G., Clark C. Literacy Changes Lives: An advocacy resource. -London: National Literacy Trust, 2008. - p. 56.

6. Сайт кампании «Открывая книгу»: www.openingthebook.com

7. Сайт Национального треста грамотности: www.literacytrust.org.uk

8. Сайт читательской группы «Инкомпасс»: www.encompassculture.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.