опыт ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ
в статье отмечается педагогическая целесообразность государственных шагов в области пропаганды чтения и развития читателя в великобритании. Автором рассматриваются некоторые пути реализации концепции чтения для удовольствия в формировании потребности в чтении у подрастающего поколения. ключевыми словами данной статьи являются «пропаганда чтения», «развитие читателя», «потребность в чтении», «чтение для удовольствия».
Как отмечают исследователи, глобализация образования отражает «интенсификацию и углубление разнообразных связей между национальными системами образования, разработку международными организациями планов и программ развития образования в планетарном и региональном масштабах, регулярный обмен педагогическим опытом на базе использования новейших информационных технологий» [1, с. 4]. в связи с этим «существует потребность в такой сравнительной педагогической информации, которая способствовала бы национальной системе образования или ее компонентам вписаться в этот процесс и не оказаться на обочине быстро меняющегося, развертывающегося образовательного пространства» [3, с. 140].
Л.Н. Чернышева
Ключевые слова:
пропаганда чтения, развитие читателя, потребность в чтении, чтение для удовольствия.
Образовательное пространство - это единое целое, составные части которого объединены общими образовательными ценностями. Оно не только формирует особые человеческие типы и стили поведения людей, но и объединяет людей, населяющих его, чувством единства решения поставленных образовательных задач. Для того чтобы показать, как в образовательном пространстве Великобритании формируется устойчивая потребность в чтении, необходимо раскрыть сущность важных составляющих данного процесса, которыми являются пропаганда чтения и развитие читателя.
В контексте подхода британских исследователей к концепции развития читателя пропаганда чтения рассматривается как его распространение в обществе, настойчивое и активное разъяснение и демонстрация его преимуществ для личностного развития каждого. Пропаганда чтения осуществляется всевозможными способами не только в школах и библиотеках, но и через телевидение, радио, Интернет; его пропагандируют в книжных магазинах, на транспорте, и в других доступных общественных местах.
Являясь неотъемлемой частью развития читателя, пропаганда чтения представляет собой планомерный процесс перехода от состояния безразличия к состоянию устойчивой потребности через развитие читательской мотивации и читательского интереса.
Термин «развитие читателя» был предложен в 1995 году в рамках кампании «Открывая книгу» и означает активное внедрение книги в жизнь людей для повышения у них уверенности и удовольствия, связанных с чтением, предоставления им свободы в читательских предпочтениях и создания условий для обмена читательским опытом [6].
Концепция развития читателя в Великобритании, что подтверждают британские исследователи, не совсем совпадает с традиционными представлениями о роли чтения, которые формируются у многих людей в процессе получения образования или под влиянием общепринятых взглядов на литературу. Данная концепция нацелена на помощь читателю в избавлении от стереотипов, на выработку уверенности в том, что чтение кроме получения образования или повышения грамотности обязательно должно просто быть вашим любимым занятием.
Как считают британские специалисты в области развития читателя, чтение - это творческий процесс, в ходе которого человек соотносит свой жизненный опыт с содержанием книги [7]. Этот опыт становится частью
внутреннего мира читателя, тем самым оказывая на него сильное воздействие. Большое значение имеют художественные достоинства книги и творческий потенциал автора, но читатель должен быть вправе самостоятельно оценивать прочитанное и высказывать собственное мнение о нем.
Важной характеристикой образовательного уровня юных читателей британские специалисты считают степень удовольствия, которое они получают от чтения. Многочисленные исследования показывают, что эта характеристика оказывает даже большее влияние на их успешную учебу в школе, чем социально-экономический статус семьи. Статистические данные опроса - 4, 503 учащихся в возрасте от 8 до 14 лет - демонстрируют очевидную взаимосвязь показателей по чтению с тем, насколько часто учащиеся данной возрастной категории берут в руки книгу и с каким удовольствием они читают.
В приведенных таблицах мы можем увидеть, что те молодые люди, которые чаще читают и получают от чтения большее удовольствие, демонстрируют лучшие показатели по чтению в школе, чем их сверстники
[4].
Таблица 1.
Как часто вы Показатель по Показатель по Показатель по
читаете? чтению ниже чтению на ожи- чтению выше
ожидаемого уровня (793 чел.), в % даемом уровне (3, 102 чел.), в % ожидаемого уровня (608 чел), в %
Каждый день 13.4 35.8 59.7
2-3 раза в неделю 26.9 32.6 18.2
2-3 раза в месяц 10.1 10.3 4.5
Один раз в месяц 6.1 4.3 2.3
Несколько раз в 6.9 3.1 2.5
году
Редко 22.0 10.3 7.9
Никогда 14.6 3.6 4.9
Таблица 2.
Насколько сильное удовольствие вы получаете от чтения? Очень сильное,в % Достаточно сильное, в % Небольшое, в % Совсем не получаю, в %
Ниже ожидаемого уровня (793 чел.) 6.7 13.4 32.6 47.7
На ожидаемом уровне (3, 102 чел.) 21.7 35.6 37.2 5.6
Выше ожидаемого уровня (608 чел) 55.7 21.8 16.1 6.4
С целью повышения у школьников удовольствия, связанного с чтением, был инициирован проект «Прикрепленный автор» - одна из интересных и нестандартных форм работы по развитию читателя с раннего детства. Суть его состоит в активизации сотрудничества школ с поэтами и писателями. Британские авторы в течение года работают со школьниками разных возрастных групп с целью воспитания любви к литературному творчеству и чтению, развивая у каждого ребенка собственные творческие навыки. Организаторы не ставят в данном случае задачу выявить таланты (хотя, для многих детей это является возможностью раскрыть свои способности). Основная задача сводится к приобщению ребенка к чтению в простой и доступной ему форме.
Один из авторов, Т. Палмер, работает в проектах по развитию семейного чтения. Он считает наиболее эффективным способом воспитания у детей любви к чтению понимание того, что им самим интересно, и дальнейшие действия с учетом их интересов. Самое важное - как следует познакомиться с детьми и дать им почувствовать, что поэты и писатели -обычные люди и что они, дети, сами могут стать такими же. Расспросить, что они любят читать, и поддержать в них позитивный настрой в отношении чтения.
Выбор книги также очень сильно связан с интересом к чтению и самооценкой ребенка в качестве читателя. Чем больше ему интересна тема, затронутая в ней, тем с большей вероятностью он будет ее читать. Спорт, мода, известные личности, природа - тема может быть любой. Интерес к книге зависит и от ее содержания, и от влияния людей, окружающих ребенка. Образцом в чтении для подрастающего поколения могут быть
старшие дети, кто-то из семьи, учителя или популярные люди. Т. Палмер считает, что если дети обсуждают друг с другом то, что они читают, это вдохновляет их больше, чем беседы с ними о пользе чтения.
К. Фитцджеральд, популярный британский автор, работает в школах в качестве приглашенного автора после занятий. Лучше всего у нее получается работать с детьми, испытывающими разного рода трудности в учебе. Автор считает, что работа в небольших группах предпочтительнее, чем работа с целым классом, так как позволяет уделить больше внимания каждому ребенку. Учителя часто удивляются тому, как дети, с которыми было трудно работать раньше, внезапно раскрывают свой потенциал, работая с творческими людьми.
К. Фитцджеральд считает, что интерес к чтению и книге напрямую зависит от ее содержания. Очень важно, чтобы книга была хорошо написана и захватывала воображение читателя. В работе с детьми необходимо отталкиваться от интереса ребенка к той или иной теме. Если тема произведения недостаточно раскрыта, дети не откликнутся на предложение его почитать. Очень эффективно в воспитании читателя общение детей с писателями, известными актерами, спортсменами, певцами, которые держат книгу в руках. Это повышает значимость книги в глазах тех, кто не читает.
Некоторые специалисты, работающие над проблемой развития читателя в обществе, считают необходимым условием для формирования потребности в чтении для удовольствия развитие навыков творческого письма. Э. Крофт приводит пример своей работы по обучению поэтическому творчеству в специализированной школе для подростков с нарушениями эмоциональной сферы и поведения.
Главным воспитательным моментом для подростков было осознание того, что поэтическое творчество - не для избранных, а для каждого, что поэзию можно увидеть и понять в самых обычных вещах. Осознание ребенком своего творческого потенциала неизбежно ведет к формированию любви и потребности в чтении.
По мнению Э. Крофта, необходимо сломать барьеры на пути к книге и миру чтения. Некоторые дети не умеют читать, многие умеют, но боятся. Суть его подхода - продемонстрировать, что слова существуют не только в книгах, они существуют в жизни каждого человека. Чтобы быть писателем, не нужно обязательно быть «умным». Вначале он вместе с детьми создает импровизированные групповые истории, песни, стихотворения, ничего не записывая, а только запоминая. Затем они начинают записы-
вать свои идеи, корректируют их в группе, затем читают их вслух и выбирают лучший вариант. Таким образом, за короткое время каждый ребенок становится писателем, редактором и читателем.
Авторы, работающие с детьми по развитию у них потребности в чтении, дают каждому ребенку понять, что чтение может позволить ему прикоснуться к жизни других людей, увидеть, что они думают и чувствуют, как живут. Чтение может дать ребенку возможность увидеть себя глазами других людей и заставить его почувствовать себя более близким к людям, которые находятся рядом. Чтение может избавить от одиночества.
Одним из основных координаторов деятельности, направленной на поддержку и развитие чтения в Британском обществе является Национальный трест грамотности - независимая благотворительная организация, основанная в 1993 году. Его деятельность направлена на интеграцию усилий различных секторов общества для реального решения проблем, связанных со снижением статуса чтения в британском обществе. Он объединяет семьи, школы и общественность, работает в тесном содружестве с профессионалами в области литературы, педагогики и психологии. Любые шаги в реализации целей и задач по пропаганде чтения и развитию читателя отражаются на сайте Национального треста грамотности, который регулярно пополняется новой информацией и дает обзор последних новостей, событий и проектов, связанных с формированием в обществе устойчивой потребности в чтении.
В сентябре 2009 года Национальный трест опубликовал «Манифест грамотности» с призывом к политическим партиям страны обозначить вопросы грамотности как приоритетные вопросы в своей предвыборной деятельности. Трест ссылается на опубликованный документ «Грамотность меняет жизнь» [5]. Данный документ демонстрирует общественности очевидную разницу между людьми с высоким и низким уровнями грамотности и влияние уровня грамотности на экономическое благосостояние, семейную жизнь, состояние здоровья, личностные притязания, а также гражданское самосознание и культурный уровень каждого члена общества. В манифесте даны рекомендации правительственным органам по более эффективной поддержке семей и привлечению большего количества людей к процессу развития читателя для повышения его уровня грамотности.
Одним из основных движущих механизмов работы в данном направлении является тесное сотрудничество различных социальных институтов, а также широкое распространение имеющихся знаний и опыта через се-
тевые и местные сообщества, действующие и новые программы и проекты такие, как:
• Партнеры в грамотности (семейное чтение при поддержке координатора);
• Национальная программа для юных читателей (повышение мотивации чтения детей-инвалидов и их семей);
• Раннее чтение объединяет (развитие читательских навыков у детей до 5 лет);
• Чтение объединяет (повышение стандартов грамотности в школах посредством развития стратегии чтения для удовольствия);
• Читающие чемпионы (развитие читательской культуры среди мальчиков);
• Чтение и игра (привлечение потенциала спорта для продвижения чтения);
• Чтение на всю жизнь (осознание преимуществ, которое дает чтение на разных жизненных этапах; бесплатные ресурсы для детей и членов их семей);
• Викиридеа (Интернет-ресурс для профессионалов по обмену опытом развития читательской культуры в обществе) и другие.
Одним из значительных результатов политики развития читателя стало появление и стремительный рост читательских групп, в которых люди собираются для совместного обсуждения прочитанных книг. Они встречаются в неформальной обстановке для того, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами и послушать мнение других собеседников. Это не академическое обсуждение и не литературоведческий анализ произведений. Члены группы просто обмениваются мыслями и чувствами, вызванными прочитанной книгой, размышляют о том, чем она их обогатила в равноправном обсуждении, даже при наличии координатора (фасилитатора).
В Великобритании существует большое количество читательских групп, которые отличаются друг от друга по социальному составу, возрасту и читательским предпочтениям. группы становятся важной частью местного сообщества и выходят в школы, детские сады и больницы, организуют мероприятия по обмену книгами, работу в семьях, проводят Дни книги, Недели книги и местные книжные фестивали. Посещая такие группы, люди учатся любить книгу и находить единомышленников.
В качестве примера можно привести читательскую группу, созданную Департаментом литературы Британского Совета для того, чтобы
предоставить возможность читательским группам из разных стран общаться, обсуждать книги и беседовать с авторами. Это Интернет-группа «Инкомпасс», на сайте которой размещены лучшие образцы современной британской литературы (фантастика, поэтические, драматические, биографические и автобиографические произведения, книги о путешествиях и др.) [8].
На этом сайте можно пообщаться с авторами книг и другими читателями, прочитать интервью с писателями, присоединиться к обсуждению в «Дискуссионном клубе» и принять участие в читательских викторинах. Также можно получить рекомендации из раздела «Прикрепленный читатель», узнать о последних новостях и событиях, найти информацию о других читательских группах.
Созданию читательских групп помогают такие контактные ссылки, как:
• что такое читательская группа;
• приемы работы в читательских группах;
• идеи для детей, подростков и взрослых;
• как присоединиться к читательской группе;
• календарь событий, связанных с чтением;
• как найти читательскую группу- партнера;
• творческие проекты по чтению в Великобритании;
• читательские группы в других странах.
На сайте можно подобрать книги для чтения из трех разделов: детская литература (3-12 лет), литература для подростков (12-18 лет), литература для взрослых. Можно также найти поэтические, биографические произведения и произведения других жанров, выбрав нужный возрастной раздел. На нем содержится информация о писателях Великобритании и Содружества, литературные переводы, информация о литературных праздниках Великобритании, информация и литературные тексты, взятые из творческих проектов, даны ссылки на другие сайты по чтению.
Важно то, что группа «Инкомпасс» поощряет живые и интересные споры о книгах и литературе и каждый желающий может присоединиться к дискуссионному клубу или чату. Можно не участвовать в обсуждении напрямую, а только наблюдать за процессом, но если захочется подключиться к обсуждению, можно сделать это в любое время.
Читательскую группу «Инкомпасс» можно считать всемирной читательской группой, тем местом, где можно подобрать для себя нужную книгу и обсудить ее с читателями разных стран. В таком совместном об-
щении формируется потребность в чтении, происходит взаимное обогащение связанного с ним опыта, преодолеваются многие психологические, социальные и культурные барьеры.
Для того, чтобы работа по пропаганде чтения и развитию читателя носила планомерный и массовый характер, существует множество как государственных, так и добровольческих организаций, деятельность которых направлена на приобщение к чтению каждого члена общества в любом возрасте. Например, Федерация детских читательских групп - национальная добровольческая организация, цели которой - научить детей получать удовольствие от чтения и сформировать у них интерес к книге. Федерация связана со школами, книгоиздателями, библиотеками и другими государственными и общественными структурами, координирует их работу с детьми, родителями и профессионалами.
Большое количество проектов по пропаганде и развитию чтения в Великобритании инициируется школами и библиотеками, поскольку они являются основными трансляторами образовательных и культурных ценностей, связанных с чтением и книгой.
Участвуя в проекте, возглавляемом библиотекой города Бирмингем, «Истории с сайта», его участники посещали компьютерные курсы в центре для детей, в центральной библиотеке г. Бирмингем, в центральной библиотеке г. Бристоль и в библиотеке Комптон Роуд в г. Лидс. Они могли общаться и размещать свои уникальные истории на сайте. В содержание материалов сайта входили поэтические произведения и рассказы, отзывы на прочитанные публикации, присланные в «Галерею» сайта молодыми людьми из любого уголка страны. Участники могли прокомментировать содержание самого сайта, задать вопросы и ответить на комментарии других. Доступ к Интернету обеспечил размещение на сайте работ молодежи со всего мира. Действуя в режиме реального времени, молодые люди повышали уровень своей компьютерной грамотности, изучали литературные произведения, а также развивали способности в творческом письме.
Проект показал отличный пример совместной работы географически разбросанных участников, а также глубокого педагогического взаимодействия различных социальных институтов: школы, семьи, библиотеки, книгоиздателей и писателей. Проект «Истории с сайта» стал успешным инструментом развития чтения и среди молодежи и среди взрослых, работающих с молодыми людьми.
Анализируя тенденции снижения статуса чтения в обществе, исследо-
ватели делают неутешительные выводы о том, что сегодня юный читатель - это качественно новый читательский тип; возникает новая модель детского (и подросткового) чтения. Эти процессы обусловлены появлением новых, отличных от привычных, досуговых предпочтений детей, реструктуризацией познавательных и читательских интересов, равно как и источников информации. Одной из основных тенденций сегодня является доминирование «делового» чтения над «свободным». Чтение из жизни ребенка не уходит, но становится другим: более индивидуальным, прагматичным, информационным и более поверхностным [2].
Общий упадок чтения не просто показатель снижения уровня культурной жизни, хотя это имеет огромное значение для литературы и других видов искусства. Это серьезная национальная проблема.
Поскольку во многих государствах читательская активность населения либо снижается, либо остается на том же уровне, либо растет очень медленно, политика по пропаганде чтения и развитию читателя переходит постепенно с уровня ведомственных задач школ, библиотек, книгоиздания на уровень национальных. В Великобритании она стала заботой государства или осуществляется при поддержке государства даже в тех случаях, когда ею занимаются общественные и другие организации. Изучение британского опыта показывает, что наибольшая эффективность в решении проблемы снижения интереса к чтению и книге достигается в тех случаях, когда удается преодолеть ведомственные барьеры и организовать согласованную и целенаправленную систему мер в национальном масштабе с помощью привлечения положительного и результативного опыта.
—Литература—
1. Вульфсон Б.Л. Методологические основания классификации и разработки способов использования источников сравнительно-педагогических исследований / Научный доклад. - М.: ИТИП, 2006. - 96 с.
2. Пенская Е. Н. Детское чтение: локальные и глобальные проблемы // Вопросы образования. - 2008. - №1. - С. 283-285.
3. Тагунова И. А. Педагогическая компаративистика вчера, сегодня, завтра // Образование и педагогическая наука за рубежом. - 2011. - №1. - С. 132 - 146.
4. Clark C., De Zoysa S. Mapping the interrelationships of reading enjoyment,
attitudes, behaviour and attainment: An exploratory investigation. - London: National Literacy Trust, 2011. - p. 15 - 16.
5. Dugdale G., Clark C. Literacy Changes Lives: An advocacy resource. -London: National Literacy Trust, 2008. - p. 56.
6. Сайт кампании «Открывая книгу»: www.openingthebook.com
7. Сайт Национального треста грамотности: www.literacytrust.org.uk
8. Сайт читательской группы «Инкомпасс»: www.encompassculture.com