Научная статья на тему 'Опыт США в реализации промышленной политики'

Опыт США в реализации промышленной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2107
1021
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрианов Константин Николаевич

В статье детально рассматриваются особенности промышленной политики США. Проводится анализ научно-технической, инвестиционной и структурной политики США. Отдельное внимание автор уделяет вопросам развития частно-государственного партнерства в США. Кроме того, в данной статье дается описание налогового стимулирования промышленности и инновационных процессов в США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of the United States of America in industrial policy's realization

In this article are considered in details peculiarities of the USA's industrial policy. Analysis of scientific and technological, investment and structural policy in the USA are produced. Author spares the separate attention to the issues of the private-public partnerships development in the USA. Moreover, in this item the explanation of tax stimulation industry and innovative processes in the USA are given.

Текст научной работы на тему «Опыт США в реализации промышленной политики»

ЭКОНОМИКА

Андриа/но4 Жонста/нтин Николаевич

Опыт США

В реализации промышленной политики

Л \

о

м

•<

ей И

К

I—,

о

ас ^

к ё

о щ

о

м

В статье детально рассматриваются особенности промышленной политики США. Проводится анализ научно-технической, инвестиционной и структурной политики США. Отдельное внимание автор уделяет вопросам развития частно-государственного партнерства в США. Кроме того, в данной статье дается описание налогового стимулирования промышленности и инновационных процессов в США.

Промышленная политика, государственно-частное партнерство, структурная политика, инвестиционная политика, научно-техническая политика.

^^^^ собенности промышленной политики США

Я I Для американской модели промышленной политики характерно то, что она

■ I я официально прямо не оформляется в виде правительственных документов.

■ \ Ш Цели промышленного развития страны являются элементами макроэкономи-

ческой политики и сводятся, как правило, к формированию среды, способствующей повышению конкурентоспособности промышленности, укреплению ее позиций на внутренних и внешних товарных рынках, усилению пропорциональности промышленного развития в региональном разрезе и т.п. В такой модели промышленной политики отсутствует государственный орган, отвечающий за ее реализацию. Поэтому ее практическая реализация осуществляется в рамках общей системы государственного регулирования экономических процессов.

Основными элементами промышленной политики являются военно-промышленная, научно-техническая, энергетическая, инвестиционная, бюджетная (включающая федеральные программы инвестирования НИОКР) политики, политика в отношении малого бизнеса, госзакупок, а также масштабные инвестиционные программы отдельных министерств.

При всей широко афишируемой "либеральности" политики правительства США по отношению к национальной промышленности необходимо признать, что юридическая регламентация деятельности промышленных компаний в этой стране через систему законодательных норм и правил очень сильна (насчитывается множество законов, затрагивающих вопросы функционирования промышленности).

В США промышленная политика представляет собой один из наиболее грубых инструментов экономического регулирования, но и один из наиболее эффективных. Экономические меры, приводимые в движение индустриальной политикой, весьма обширны. Речь идет о последовательности решений, принимаемых изо дня в день, т.е. об отлаженной системе оперативного управления.

Цели, задачи и стратегическая направленность промышленной политики определяются стремлением сохранить и упрочить лидирующие позиции США в мировой экономике. Эта стратегия предполагает сосредоточение усилий не на удержании достигнутых ранее преимуществ в какой-либо отрасли, группе отраслей или производстве той или иной продукции, а на приоритетном стимулировании опережающего развития группы наиболее современных, новых и новейших отраслей, производств, технологий и продуктов (электроники, биотехнологии, новейших материалов, возобновляемых энергоресурсов и энергосбережения, технических средств связи и т.п.). Материальная основа этого стратегического курса - дальнейшее укрепление научно-технической базы и совершенствование системы подготовки и использования научных и технических кадров, ориентированных на непрерывное и ускоренное создание и

внедрение нововведений во всех сферах хозяйства.

Основными целями промышленной политики США являются:

- создание структуры американской промышленности и конкретных промышленных компаний, адаптированной к складывающимся (и перспективным) условиям международной конкуренции;

- формирование максимально благоприятных условий для американской промышленности на мировом рынке, снижение торговых барьеров для американского экспорта и инвестиций;

- изменение конкурентоспособности ключевых отраслей промышленности, значение которых особенно велико для роста конкурентоспособности экономики в целом.

Таким образом, основное направление промышленной политики США - повышение конкурентоспособности национальной промышленности на всех уровнях.

При этом государственная промышленная политика в США преследует решение следующих основных задач:

1) стимулирование структурной перестройки производства с целью повышения его эффективности и конкурентоспособности;

2) всемерное облегчение адаптации общества к структурным изменениям в хозяйстве и, в частности, в промышленности (программы подготовки и переподготовки кадров, создание новых рабочих мест, обеспечение условий, облегчающих миграцию населения и т.п.), поскольку конечной целью всей экономической политики государства, которая совпадает с его главной социальной функцией, является повышение жизненного уровня граждан;

3) восстановление отраслей промышленности после мирового финансово-экономического кризиса;

4) внедрение новых инновационных технологий во все отрасли промышленности.

Для решения этих задач используются прямые государственные капиталовложения, целевое финансирование и субсидирование (прямое и косвенное), федеральная контрактная система закупок, протекционистские меры, налоговые льготы и скидки, правила и нормы амортизации, государственные программы и, наконец, различные меры административного контроля.

Например, США проводят довольно агрессивную торговую политику, направленную на защиту своей автомобильной промышленности и производства полупроводников от японского и южнокорейского импорта, сталелитейной промышленности - от европейского импорта, легкой промышленности - от китайского импорта. Примечательно, что протекционистские настроения как в США, так и в странах ЕС в последние годы только усиливаются.

Свою основную задачу государство видит не в заранее запланированных действиях, а в противодействии тем, кто стремится злоупотреблять своей властью против правил конкурентности, на которых должны основываться любые экономические взаимоотношения. В этом смысле государство более воздействует на правила поведения, чем на результаты деятельности: эти функции федерального правительства реализуются с помощью антитрестовского законодательства и системы регламентации, часто касающейся деятельности ТНК. Антитрестовские законы всегда были составной частью регулирования индустриальной среды, процессов концентрации и формирования ТНК.

Промышленная политика США последних лет включала следующие основные направления:

1) инновационная (научно-техническая) и инвестиционная политика;

2) государственно-частное партнерство;

3) налоговая политика стимулирования промышленности и инновационных процессов;

4) другие мероприятия, оказывающие прямое или косвенное влияние на развитие промышленности.

Научно-техническая (инновационная) и инвестиционная политика США.

Большинство ведущих индустриальных стран и многие развивающиеся страны рассматривают сегодня сферу НИОКР и инновационную деятельность как важнейшую основу для обеспечения устойчивого экономического роста.

Если попытаться ранжировать индустриально развитые страны по уровню накопленного научно-технологического потенциала к началу XXI в., то первое место США вряд ли вызовет у кого-то серьезные возражения. Именно уровень развития научно-технического и технологиче-

О Ш

О ^

К

И

СП

>

О ■П К

¡=1

•по

>■

ьа о

л )

о

PQ •<

PLh

И

К

U-i О Ч

ас ££

к

о щ

о

м

ского потенциала обеспечивает США ведущие позиции в мировой экономике и на международной арене, гарантирует экономический рост, абсолютное военно-политическое превосходство над всеми конкурентами и оппонентами и даже культурно-информационное доминирование, в значительной мере достигающееся благодаря опережению в развитии информационных и телекоммуникационных технологий. Американская мощь и доминирование во всех сферах прочно покоятся на фундаменте передовой науки и высоких технологий.

Огромную роль в обеспечении опережающих темпов развития науки и технологических инноваций в США играет государственная научно-техническая политика. Она обеспечивает основной объем средств для фундаментальных исследований, расходы на многие общественно значимые прикладные и технологические работы (оборона, здравоохранение, космос, частично энергетика и т.д.), а также создает благоприятные условия и стимулы для технологического развития бизнеса - ключевого игрока на поле технологических инноваций. Именно государственная научно-техническая политика - при всей несомненной значимости бизнес-сообщества - была и остается ключевым фактором успеха США на ниве технологического и научного прогресса.

Многие концептуальные подходы и экономические инструменты, апробированные на американской почве, нашли затем широкое распространение, в том или ином виде, во всем мире. Назовем в качестве примера лишь некоторые из них: использование венчурного механизма инвестирования в перспективные наукоемкие проекты, стимулирование государством научно-технологической кооперации между университетами и частными промышленными компаниями, трансферт новых технологий из государственного сектора в промышленность, использование налогового кредита на проведение научных исследований и пр. В этой связи опыт США в рассматриваемой области заслуживает, самого пристального внимания и изучения.

Национальные расходы США на НИОКР являются крупнейшими в мире и намного превышают таковые ближайших конкурентов - стран Европейского союза, Японии, а также Китая. Совокупные расходы на НИОКР государственного и частного секторов США приближаются в настоящее время к 300 млрд дол. Достичь этого удалось во многом благодаря тому, что за последние 30 лет в структуре финансовых потоков сферы НИОКР произошли заметные качественные сдвиги. В 1964 г. на долю государства приходилось 66,7% всех национальных расходов на НИОКР. Однако затем начался процесс опережающего роста таких расходов в частном секторе. В 1980 г. капиталовложения промышленных компаний в сферу НИОКР впервые превысили аналогичные ассигнования федерального правительства. С этого времени наблюдается устойчивая тенденция повышения удельного веса частного сектора в финансировании исследований и разработок.

Помимо федерального правительства, средства на проведение исследований в области нанотехнологий предоставляют отдельные американские штаты (в общей сложности, около 100 млн дол.) и венчурные фонды (около 200 млн дол.).

В соответствии с требованиями бюджетного процесса все программы НИОКР, претендующие на получение бюджетного финансирования, должны отвечать критериям релевантности, качества и результативности. Дополнительным критериям должны соответствовать программы прикладных НИОКР, ориентированные на интересы промышленности.

Американская система государственного регулирования сферы НИОКР формировалась на протяжении полувека. Заметную роль в этом процессе играет Национальный совет по науке и технологиям (National Science and Technology Council, NSTC), созданный в ноябре 1993 г. Этот совет на уровне кабинета является главным инструментом президента по координации научной и технологической политики в федеральном правительстве. Важной функцией NSTC является установление ясных национальных целей для федеральных инвестиций в сферу НИОКР. NSTC занимается выработкой стратегий НИОКР, которые затем координируются на уровне федеральных агентств. Результатом этой работы является формирование общего инвестиционного пакета, который обеспечивает достижение широкого комплекса национальных целей.

Другим федеральным органом, который оказывает заметное влияние на выбор приоритетов США в сфере НИОКР, является Управление по научной и технологической политике (Office of Science and Technology Policy, OSTP). Оно было создано еще в 1976 г. во исполнение специально принятого закона (National Science and Technology Policy, Organization and Priorities Act of

1976). В функции ОБТР входят консультирование президента и других представителей его администрации по вопросам влияния науки и техники на внутреннюю и внешнюю политику; координация межведомственных усилий по выработке политики и разработке бюджетов научного и технологического развития; оценка масштабов, качества и эффективности федеральных усилий в научно-технологической области; создание прочных партнерских отношений между федеральным правительством, властями штатов, местными органами власти и научным сообществом; работа с частным сектором в целях соответствия федеральных инвестиций в сферу НИ-ОКР задачам роста экономики, поддержания качества окружающей среды и обеспечения национальной безопасности. Директор ОБТР является помощником президента по вопросам науки и технологий и осуществляет по поручению президента оперативное руководство МБТО.

В дополнение к этому вопросами научно-технической политики занимается Комитет советников по вопросам науки и технологий (President's Committee of Advisors on Science and Technology). Он доводит до президента мнение частного сектора и научного сообщества по вопросам научных и технологических приоритетов, а также математического и научного образования.

В соответствии с Законом 1986 г. был образован Консорциум федеральных научных лабораторий для оказания помощи промышленным компаниям, особенно малым фирмам, в установлении контактов с компетентными федеральными научными подразделениями. В структуре Консорциума создан один центральный и ряд региональных офисов, которые координируют работу своих представителей в 700 федеральных научных лабораториях по всей стране.

Особое внимание в мерах по стимулированию нововведений уделяется предпринимательству как фундаменту всех видов инноваций в экономике и социальной сфере в целом.

Заметную роль в США играют программы федеральных министерств и ведомств, ориентированные на оказание помощи малому и среднему бизнесу.

Для того чтобы содействовать распространению достижений научно-технического прогресса в США в 1982 г. был принят Закон о развитии малого инновационного бизнеса. Этот закон провозгласил следующие цели: стимулировать технологические нововведения; использовать малый бизнес для удовлетворения нужд федерального правительства в сфере НИ-ОКР; облегчить возможности участия в осуществлении технологических нововведений наименее защищенных групп общества (инвалидов, меньшинств и пр.); интенсифицировать процесс передачи в частный сектор и последующей коммерциализации разработок, выполненных государственными научно-исследовательскими лабораториями.

В 1992 г. появилась новая программа, направленная на стимулирование сотрудничества малого бизнеса с университетами и иными бесприбыльными исследовательскими структурами за счет механизмов софинансирования - Программа передачи технологий малому бизнесу (STTR) и т.д.

В правление Б. Клинтона1, бизнес стал ведущим и определяющим игроком национальной инновационной системы окончательно и бесповоротно, что предопределило изменение направлений государственной политики: нарастающее стимулирование частно-государственного партнерства для поддержки технологической и научной конкурентоспособности, поддержка процесса «коммерциализации» науки, установления горизонтальных связей науки и бизнеса (частично при поддержке государства) и т.д.

В иерархии экономических приоритетов Б. Обамы инновационное развитие страны стоит на первом месте.

Особенно глобальны по масштабам и операциям инвестиции в новейшие направления ин-

i

И

о из о

я и

¡зе-

СП

>

о ■-п

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¡=1

•по

>■

bd о

1 В это время достаточно зримые усилия были направлены и на поддержку частной инициативы, косвенное стимулирование инноваций. Прежде всего, интенсифицировалась коммерциализация разработанных правительством технологий, товаров и услуг, поощрялся трансфер в бизнес-сектор технологий, созданных на деньги федерального правительства в государственных лабораториях, университетах и иных бесприбыльных исследовательских центрах. Одновременно, за счет специальных программ, грантов и других форм и инструментов продолжалось поощрение установления кооперативных отношений между бизнесом и университетами, создание малых инновационных фирм и иные подобные практики.

Пожалуй, наиболее спорным, но и едва ли не наиболее ярким элементом клинтоновской технологической политики стала стратегия администрации по прямой поддержке и диффузии коммерческих технологий. Ключевым элементом данной стратегии стали Программа передовых технологий (Advanced Technology Program, ATP) и Партнерство по распространению промышленных технологий (Manufacturing Extension Program, МЕР), предполагавшие поддержку технологических разработок бизнеса на основе софинансирования, создание ирнтров трансфера технологий и т.д.

Высокое значение приобрели методы программного финансирования. Они обеспечивали концентрацию федеральных ресурсов на избранных областях науки и технологий, обеспечивая их приоритетное развитие. Программы и инициативы обычно осуществляются сразу различными министерствами и ведомствами. Объединение этих усилий в единую систему позволяло ликвидировать дублирование функций, повысить уровень координации, что было крайне значимо в условиях борьбы за большую эффективность расходов на НИОКР.

л )

о

PQ •<

PLh

И

К

U-i О Ч

ас ££

к

о ас о м

новационного развития, такие как, например, нанотехнологии1. США занимают лидирующие позиции в развитии нанотехнологий. На их долю приходится 31% мировых затрат на НИОКР (1,8 млрд государственных инвестиций и 1.93 млрд дол. - частных).

Важнейшим фактором, обеспечивающим лидирующие позиции США в глобальной экономике, явилось государственное воздействие на сферу инновационного развития.

В то же время произошло сокращение доли государственного финансирования, которое коснулось более всего промышленного сектора. В 2008 г. она составила лишь около 10% затрат бизнеса на НИОКР. Федеральное правительство перестало быть главным инвестором и исполнителем НИОКР. Эта роль перешла к предпринимательскому сектору, доля которого в их финансировании и использовании возросла с 50% в 1979 г. до 80% и выше в последующие годы.

Государство стало разрабатывать национальную стратегию инновационного развития.

Федеральное правительство доказало способность влиять на все аспекты инновационных процессов: ресурсное обеспечение (финансовое, кадровое, материально-техническое, организационное); на все стадии НИОКР (фундаментальные исследования, прикладные и опытно-конструкторские, коммерциализацию нововведений, их трансферт); все структурные элементы НИС. Государство активно, хотя и с разной степенью эффективности, пользуется всеми доступными инструментами воздействия на инновационные процессы - административно-правовыми, финансовыми (налоговые, кредитные, инвестиционные рычаги и т.д.). Воздействие на научно-техническую сферу превратилось в важнейшую государственную функцию.

Стратегия инновационного развития находит воплощение в крупномасштабных программах, объединяющих усилия многих министерств, интегрирующих деятельность корпораций и малого бизнеса, вузов, научных центров и т.д., необходимых для достижения программных целей. В ряду подобных программ находится президентская инициатива Буша-младшего по укреплению американской конкурентоспособности (Атепсап Competitive Initiative), провозглашенная в начале 2006 г., а также конкретизирующий эту программу Закон 2007 г. о создании возможностей Америки по значительному стимулированию превосходства в технологии, образовании и науке. Инновации рассматриваются в качестве главного показателя конкурентоспособности, а соответственно, глобального лидерства Америки. В рекомендациях Совета по конкурентоспособности по укреплению конкурентоспособности США на путях инновационного развития предлагалось сосредоточить усилия государства на трех основных направлениях: 1) совершенствовании системы образования, 2) расширении инвестиций в НИОКР и разработке новых технологий, 3) создании инфраструктуры и среды, благоприятствующей нововведениям.

Отличительная особенность стратегии инновационного развития состоит в системной увязке целей национальных программ по разработке ключевых технологий, призванных укреплять конкурентоспособность страны, с решением задач финансирования НИОКР, особенно фундаментальных наук, с укреплением сферы образования на всех ее уровнях, в первую очередь с подготовкой кадров высшей квалификации, совершенствованием материально-технической базы НИОКР, модернизацией лабораторий, строительством новых научных центров.

Увеличение государственных ассигнований на НИОКР планируется и осуществляется в условиях уже достигнутого их устойчивого роста. С 2001 по 2009 фин.год они возросли с 91 млрд дол. до 147 млрд дол., т.е. на 61 %.

Для координации инновационной деятельности в рамках федерального правительства предлагается создать специальный орган - Национальный фонд инноваций (НФИ). Подобные органы существуют в правительствах ведущих стран Западной Европы и в Японии. В их распоряжение выделяются значительные бюджетные средства.

При этом НФИ должен:

- служить катализатором формирования партнерских связей между университетами и бизнесом с помощью специализированных национальных грантов;

- стимулировать инновационную деятельность на уровне штатов с помощью грантов на поддержку инновационного предпринимательства и коммерциализации результатов научных разработок;

1 Еще в 2001 финансовом поду появилась Национальная нанотехнологическая инициатива - крупнейшая в мире государственная программа по финансированию профильных фундаментальных и прикладных исследований, их коммерциализации, созданию исследовательской инфраструктуры и т.д.

- поощрять освоение новых технологий малыми и средними компаниями, которые приводят к повышению производительности последних;

- проводить работу по измерению роста производительности компаний в результате осуществления нововведений, поддержанных НФИ, и организовывать соответствующие исследования;

- пропагандировать инновационную политику правительства и выступать консультантом по вопросам нововведений для других федеральных ведомств.

В документах Белого дома, Конгресса, Совета по конкурентоспособности США намечены следующие основные направления государственной научно-технологической политики страны в интересах повышения конкурентоспособности американской экономики, науки и технологий на мировом рынке:

- осуществление долгосрочной политики стимулирования гражданских НИОКР в передовых областях науки и технологий;

- создание благоприятного предпринимательского климата для осуществления НИОКР. Именно предпринимательская среда обеспечивает конкурентоспособные преимущества страны в области передовых технологий в условиях усиления глобальной конкуренции;

- активизация деятельности исследовательских партнерств для расширения промышленных инноваций. Федеральное правительство намерено поощрять кооперацию при проведении НИОКР в различных формах - государство-промышленность, государство-университеты или государство-промышленность-университеты;

- ориентация на удовлетворение потребностей экономики и соответствие возможностям бюджета, в том числе расширение поддержки федеральным правительством университетов, школьного и вузовского образования.

Стратегия инновационного развития постоянно совершенствуется, обогащается по содержанию, глубине и масштабам решаемых задач, по механизмам реализации программных целей.

Поскольку одними из наиболее приоритетных отраслей промышленной политики США являются, прежде всего, инновационная деятельность, а также поддержка малого предпринимательства, то инвестиционная политика США направлена на финансирование этих областей.

В США государственная поддержка малого инновационного бизнеса (в том числе в области венчурного финансирования) очень распространена и на федеральном уровне, и со стороны органов власти штатов.

Среди государственных программ, направленных на стимулирование развития венчурного инвестирования, можно назвать следующие.

1. Программа инвестиционных компаний малого бизнеса - ИКМБ проводится Управлением по делам малого бизнеса (УДМБ). Инвестиционные компании малого бизнеса, осуществляющие инвестиции в долевые и долговые ценные бумаги венчурных компаний, получают содействие в привлечении средств с использованием государственных гарантий.

2. Венчурные фонды и ИКМБ штатов финансируются органами власти более чем в 30 штатах. Инвестиции осуществляются в фонды, поддерживающие новые предприятия, при этом часто основное внимание уделяется высокотехнологичным компаниям.

3. Программа специализированных инвестиционных компаний малого бизнеса осуществляется Управлением по делам малого бизнеса. Она ориентирована на ИКМБ, финансирующие венчурные компании, основателями которых являются малообеспеченные физические лица.

4. Специальные венчурные фонды, финансируемые Министерством энергетики, осуществляют инвестиции в акции компаний, сформировавшихся на базе государственных лабораторий.

5. Фонд финансовых институтов развития общин финансируется со стороны Министерства финансов. Здесь предоставляются инвестиции и иное содействие венчурным и ссудным формам развития региональных общин.

Специфическая особенность венчурных инвестиций с участием государства заключается в том, что при осуществлении ставятся нефинансовые цели: развитие малого предпринимательства и наукоемких отраслей экономики страны, решение социальных задач.

Структурная политика США

Внутри каждого из отраслевых комплексов сферы материального производства развивались

О

из

о ^

к

и

¡33 >

О ■П К

¡=1

•по

>■

ьа о

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё о ас о м

тенденции, в значительной степени изменившие структуру их производства. В частности, важным итогом структурных сдвигов в материальном производстве США стало создание мощного агропромышленного комплекса (АПК), развитие которого идет в направлении дальнейшей специализации и агропромышленной интеграции, позволяя обеспечивать солидные экспортные ресурсы. Доля АПК в американской экономике значительно превышает долю собственно сельского хозяйства, поскольку этот комплекс ориентирован главным образом на переработку сельскохозяйственной продукции, на производство и экспорт продовольствия, в частности в Японию и Россию. Ориентация АПК на использование новейших научно-технических достижений и более эффективных орудий труда способствует модернизации промышленного производства в США, выступая одной из движущих сил происходящих структурных изменений.

Что касается добывающих отраслей, то их доля в ВВП, несмотря на высокие до 2009 г. внутренние и мировые цены на сырье и энергоносители, оставалась незначительной (2.3% в 2009 г.).

Главная особенность структурных изменений в промышленности США - опережающее развитие комплекса наукоемких отраслей - конструирования и производства компьютеров, приборостроения, авиакосмической промышленности, производства химической продукции и новых материалов. Опережающий рост наукоемких отраслей обусловлен следующими факторами:

- более высокой, чем в традиционных отраслях американской экономики, нормой прибыли;

- наибольшей привлекательностью для национальных и зарубежных инвесторов;

- концентрацией в наукоемких отраслях основного (около 80%) объема финансовых ресурсов, выделяемых американскими корпорациями на НИОКР, а также 80% научно-исследовательских кадров;

- опережающими среднегодовыми темпами прироста производительности труда (4% по сравнению с 1-1.5% в других отраслях обрабатывающей промышленности) и, соответственно, значительным опережением роста выпуска продукции;

- более быстрым, чем в других отраслях, освоением в производстве и обновлением компьютеров и программного обеспечения, использованием принципиально новых видов беспроводного коммуникационного оборудования, широкополосной связи и других новых видов сетей, а также расширяющимся применением роботов и гибких производственных систем;

- опережением в создании широкой сети венчурных предприятий, дающих при сравнительно небольших вложениях высокую эффективность научно-технических разработок и ускоряющих внедрение новшеств в массовое производство. По оценкам, в наукоемких отраслях американской экономики сконцентрировано свыше 20% таких предприятий.

В ходе структурной перестройки заметно ускорился межотраслевой перелив капитала в наукоемкие отрасли. Так, если в 1987 г. (год предкризисного максимума частных капиталовложений в обрабатывающую промышленность США) наукоемкие отрасли аккумулировали менее 30% всех инвестиций, то к 2008 г. их доля увеличилась до 45%.

Высокотехнологичный сектор, где наблюдается самая высокая динамика инвестиций и гораздо быстрее, чем в традиционных отраслях, осуществляются нововведения, по существу выполняет функцию генерирования НТП и структурной перестройки американской экономики.

Модернизируются и традиционные отрасли обрабатывающей промышленности, где производится значительная часть ее продукции и сосредоточены огромные трудовые ресурсы: компьютеризируются и переводятся на автоматизированные системы управления производственные процессы, расширяется использование достижений биотехнологии и оборудования, основанного на принципиально новых физико-химических эффектах. Перевод этих жизненно важных для американской экономики отраслей на новые технологии в определенной мере повышает их эффективность и конкурентоспособность, нивелирует отрицательные последствия сложившегося технологического разрыва между наукоемкими и традиционными производствами.

Именно в традиционных отраслях, где парк оборудования сориентирован на удовлетворение потребностей массового потребителя (швейная, пищевая, обувная промышленность), внедрение полностью автоматизированных технологий дает наибольшее сокращение трудоемкости и капиталоемкости производства. По мере перехода к новым видам высокоэффективной техники и технологий их наукоемкость неуклонно возрастает, что способствует стиранию различий между традиционной и "новой экономикой".

Таким образом, в последние десятилетия в американской экономике параллельно развивались

две основные тенденции: расширения производств, выпускающих новые, наукоемкие товары, и усиления их прямого воздействия на структурную перестройку традиционных отраслей. Это показало, что падение эффективности в базовых отраслях имеет свои пределы. Несмотря на сохраняющуюся низкую рентабельность отдельных производств, маловероятно, что она опустится до такого уровня, когда из воспроизводственного процесса выпадет или будет полностью замещено импортом производство таких видов продукции, как сталь, одежда, конструкционные материалы и т.д. Тем более, что именно эти отрасли нередко выступают в качестве основных потребителей наукоемкой продукции, способствуя тем самым сокращению технологического разрыва между высокотехнологичным и традиционным секторами американской экономики.

Государственно-частное партнерство в США.

В США государственно-частное партнерство (ГЧП) получило наиболее масштабное распространение. Правительство США активно использует его не только для поддержки социально-значимых отраслей, но и для поддержки бизнес - инициатив в перспективных отраслях промышленности.

Важную роль в ГЧП США играют государственные корпорации. Это предприятия, создаваемые правительством, а также органами власти штатов и муниципалитетов на коммерческой или некоммерческой основе. Собственником таких корпораций является государство или муниципальный орган власти.

В США вопросами формирования и развития государственно-частного партнерства ведают министерства экономики, финансов, обороны.

В настоящее время в США существует институциональная основа для реализации проектов государственно-частного партнерства, что позволяет государству привлекать альтернативные источники финансирования, а бизнесу принимать участие в ранее недоступных для него сферах экономики, иметь долгосрочную возможность реализовывать продукцию и загруженные мощности.

Таким образом, в США имеются государственный орган, отвечающий за развитие ГЧП, определенная нормативная база для реализации контрактной формы ГЧП и потенциал бизнеса, активно внедряющегося в сферы традиционной государственной деятельности.

Кроме форм прямого финансирования государство может оказывать поддержку частному сектору в реализации проектов ГЧП по нескольким направлениям.

Основными направлениями поддержки частного сектора в реализации проектов ГЧП являются следующие:

- гарантия активов (equity guarantees). Предоставляя такие гарантии, правительство, тем самым, обязуется при определенных условиях выкупить у концессионера его предприятие по цене, которая обеспечивала бы ему минимальную или согласованную заранее доходность;

- связанные займы (subordinated loans). Кредиты, которые выдаются на определенных условиях, чаще всего для развития определенных предприятий (например малого бизнеса, автодорог);

- гарантии возвращения долга (debt guarantees). Правительство берет на себя обязательство погасить любой краткосрочный дефицит, связанный с основными платежами и выплатой процентов;

- гарантии дохода (revenue guarantees). Правительство гарантирует доходность на минимальном уровне, что оговаривается в контракте или выдает компенсацию частной компании, если ее доход становится ниже уровня, обеспечивающего рентабельность. Как правило, порог устанавливается на 10-30% ниже уровня прибыли, рассчитанной на этапе бизнес-планирования, и закрепляется в контракте;

- гарантии обменного курса (exchange rate guarantees).Правительство компенсирует концессионеру рост затрат, связанных с обменом валют, если они превышают определенное пороговое значение;

- гранты, субсидии. Правительство использует инструмент безвозмездных ссуд, субсидий, грантов в социально значимых секторах экономики;

- продление концессии (Concession extension). Поддержка бизнеса, направленная на усиление его вовлечения в производственную инфраструктуру. Правительство может продле-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i

И

о ¡зз о

я и

¡зе-

¡33 >

о ■-п

к

¡=1

•по

>■

ьа о

л )

о

PQ •<

PLh

И

К

U-i О Ч

ас ££

к

о ас о м

вать срок концессии в тех случаях, когда прибыль становится меньше определенного уровня;

- изменение договорных обязательств (Changes in contractual obligations). Гибкая система контрактных отношений как один из принципов ГЧП позволяет вносить изменения в контракт в зависимости от экономических и политических изменений в стране.

На практике правительство США использует приведенные выше инструменты в различных сочетаниях.

Также следует отметить, что в США в рамках ГЧП осуществляется деятельность различных государственных структур по предоставлению услуг бизнесу. Так, Департамент коммерции США способствует выходу американских компаний на международные рынки, при этом напрямую не стимулируя капитальные вложения в экономику самой страны. В рамках поддержки экспорта Департамент предоставляет компаниям как бесплатные, так и платные услуги. Таким образом, пополняется федеральный бюджет и увеличивается присутствие американской продукции в мире. Кроме того, Департамент бесплатно предоставляет консультации и юридическую защиту интересов компаний за рубежом и спонсирует их участие в международных выставках. К тому же в рамках определенных программ Департамент помогает американским компаниям найти поставщиков и заказчиков и обеспечивает установление взаимных контактов. Основными пользователями услуг Департамента являются производители высокотехнологичного оборудования, машиностроения, сельхозтоваров, поставщики энергоносителей.

Заметную роль в обеспечении государственной поддержки малому бизнесу, в том числе инновационному, и снижении связанных с ним рисков играет Администрация по делам малого бизнеса. Этот орган является одним из пяти крупнейших федеральных кредиторов и наиболее значительным финансовым спонсором малого бизнеса в США.

Налоговое стимулирование промышленности и инновационных процессов в США.

Для целей налогового стимулирования затраты на исследовательские разработки (ИР) были ограничены введением более узкого понятия - затраты на исследовательскую и экспериментальную деятельность, так называемые затраты на квалифицированные ИР. В данный вид расходов были включены лишь затраты на экспериментальную или лабораторную деятельность по разработке или улучшению конкретного продукта, относящегося к бизнесу фирмы-налогоплательщика.

В США широкое распространение получило применение налогового кредита. В США налоговый кредит для расходов на лабораторные или экспериментальные научные исследования (research and experimentation tax credit) был впервые введен в 1981 г. на пятилетний период и в дальнейшем неоднократно продлевался вплоть до настоящего времени. Он составляет 20% прироста расходов на определенные виды НИОКР по сравнению с базовым периодом (среднее за четыре года, исчисляемое по установленной законодательством формуле).

Под действие льгот подпадают, в частности, затраты на фундаментальные исследования в аккредитованных университетах или научно-исследовательских организациях и «исследования, направленные на получение технологической по своей природе информации, полезной для разработки новых или улучшенных компонентов бизнеса». Льготы связаны с ИР, выполненными частными компаниями (отечественными или зарубежными) исключительно на территории США. Такими льготами могут воспользоваться также иностранные фирмы, ведущие НИОКР в США. Вместе с тем они не распространяются на работающие за рубежом филиалы американских компаний. Налоговое кредитование для поощрения промышленных ИР американскими компаниями за рубежом исключается.

По новому законодательству среднегодовые расходы на ИР рассчитываются за предшествующие 4 года и учитывают заработную плату занятых в исследовательском процессе, стоимость материалов, а также 65% суммы выплат по контрактам с внешними исполнителями ИР (75% в случае, если внешним исполнителем является исследовательский консорциум, что отражает стремление государства стимулировать сотрудничество в науке). Таким образом, большая часть налогового кредита - около 70% - предоставляется за оплату трудозатрат в сфере ИР.

В 1996 г. закон ввел и альтернативный приростной налоговый кредит (Alternative Incremental Research Credit. AIRC), использующий меньшую базу для расчетов, но и меньшую ставку кредитования. Он рассчитан на фирмы, не имеющие возможности постоянно претендовать на

получение кредита, поскольку их база, входящая в формулу расчетов, в отдельные периоды сокращается. К данному кредиту чаще всего прибегают:

- компании, участвующие в оборонных контрактах, общий объем которых сокращается;

- компании, чьи продажи опережают рост ассигнований на науку (например, в тех случаях, когда больший коммерческий успех получила менее наукоемкая продукция);

- компании, вынужденные уменьшать свой научный бюджет с целью сокращения расходов;

- компании, добившиеся повышения производительности в научных подразделениях благодаря новой технологии.

В региональном законодательстве по меньшей мере 32 штатов (данные на 2006 г.) также предлагаются налоговые стимулы инновационного развития промышленности, хотя размер ставок весьма различен. Так, более половины из них (19 из 32) полностью повторили структуру федерального кредита, т.е. данные региональные налоговые кредиты имеют приростной характер с фиксированной базой, а размер ставок колеблется от 16,9% (Род Айленд) до 2,5% (Миннесота). Еще 10 штатов предлагают приростной кредит с изменяющимся средним значением базы за последние 2-4 года (подобно более раннему федеральному законодательству). У трех штатов - Коннектикут, Гавайи и Западная Виржиния - налоговые кредиты не носят приростного характера, т.е. в расчет принимаются все квалифицированные исследования.

В качестве примера региона с активной позицией, много делающего для стимулирования развития инновационной промышленности на своей территории, можно привести штат Калифорния. Его законодательство уже в 1987 г. закрепило самую высокую региональную ставку кредита - 15% (в настоящее время у него третья позиция в стране). Недавнее исследование результативности законодательства штата Калифорния показало, что достигнутый эффект превышает ожидания не только за счет расширения масштабов ИР местными фирмами, но также и за счет привлечения на территорию штата промышленных лабораторий из других регионов. К этим же выводам пришел и Федеральный резервный банк США, зафиксировавший перемещение исследовательских подразделений в регионы, где приняты дополнительные меры и есть возможность получить большие налоговые кредиты.

Власти штатов активно развивают данное направление косвенного регулирования инновационной промышленности, повсеместно опережая в вопросах стимулирования ИР федеральное правительство. Так, по данным Биотехнологической отраслевой организации (Biotechnology Industry Organization), законодательства 31 штата полностью освобождают промышленные компании от уплаты региональных налогов при покупке ими научного оборудования.

Существуют различные налоговые кредиты в сфере повышения энергетической эффективности промышленности и выпускаемых ею товаров. Так, для производителей ряда видов оборудования (холодильников, моечных машин и т.д.) подобные льготы составляли от 45 до 250 дол. на единицу продукции.

Правительство США для поддержания своей промышленности в большей степени ориентировалось увеличение совокупного спроса населения, который, в свою очередь, привел бы к восстановлению и расширению промышленного производства. Использовались также и другие инструменты. Следует добавить, что мероприятия, проводимые правительством США в рамках научно-технической политики, также имеют огромное значение не только в краткосрочном периоде, где инновационная политика рассматривается как один из возможных инструментов по выводу американской экономики из кризиса, но и как непременное условие по повышению американской конкурентоспособности и сохранению лидирующих позиций США в промышленном производстве в среднесрочной перспективе в условиях всенарастающей мировой конкуренции.

Следует отметить активное влияние на развитие инновационных процессов и промышленного производства налоговых мер стимулирующего характера.

По итогам вышесказанного можно сделать важный вывод о промышленной политике США. Одними из главных приоритетов в этой области являются выведение отраслей промышленности на качественно новый уровень, внедрение инновационных технологий, повышение «экологичности» отраслей.

Таким образом, все мероприятия, осуществляемые правительством США в рамках промышленной политики, имеют положительный стимулирующий эффект, что в краткосрочном периоде уже подтвердилось выходом американской промышленности из кризисного состояния.

И О ¡зз о

я и

¡33 >

О ■-п

я

¡=1

•по

>■

ьа о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.