Научная статья на тему 'Опыт создания системы менеджмента качества в техникуме'

Опыт создания системы менеджмента качества в техникуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ / QUALITY IN EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА / QUALITY IMPROVEMENT / РАБОТОДАТЕЛЬ / EMPLOYER / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА / PRINCIPLES OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подшивалова Елена Николаевна

Статья посвящена организации работы по разработке и внедрению системы менеджмента качества, подготовке к проведению сертификации техникума применительно к образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подшивалова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of creating a quality management system in College

The article is devoted to arrangement of work on development and distribution of quality management system, the college certification preparation concerning educational activity in vocational secondary education system.

Текст научной работы на тему «Опыт создания системы менеджмента качества в техникуме»

Опыт создания системы менеджмента качества в техникуме

Повышение качества подготовки специалистов — актуальная проблема для педагогического коллектива Первомайского техникума промышленности строительных материалов (ПТПСМ). Сегодня усилилась конкуренция между учебными заведениями на рынке образовательных услуг и рынке труда, для работодателя стали важны не только профессиональные, но и поведенческие компетенции молодого специалиста. Кроме того, в результате реорганизации областных государственных учреждений начального и среднего профессионального образования к техникуму были присоединены профессиональное училище № 113 и профессиональное училище № 127, расположенные в г. Еманжелинске. Поэтому внедрение единой методологии в управлении качеством образования стало для техникума насущной необходимостью.

Решение принято

В течение 2012/2013 учебного года Челябинский институт развития профессионального образования (ЧИРПО) организовал и провел для работников методической службы образовательных организаций ряд семинаров по программе «Система менеджмента качества УПО». На них рассматривались вопросы по созданию, внедрению и сертификации систем менеджмента качества в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ГОСТ ISO 90012011 и другими моделями управления качеством.

Приняв решение о разработке и внедрении системы менеджмента качества, администрацией техникума была выбрана модель Всеобщего управления качеством. Закрепленная в международных стандартах качества серии ИСО 9000, она базируется на следующих принципах:

1) ориентация на потребителя;

2) лидирующая роль руководства;

3) вовлечение работников;

4) процессный подход;

5) системный подход;

6) постоянное улучшение;

7) принятие решений, основанное на фактах;

8) взаимовыгодные отношения с социальными партнерами.

Поэтапное воплощение

Разработку системы менеджмента качества коллектив осуществлял при методическом сопровождении группы специалистов ЧИРПО. Их работа началась с проверки и анализа системы менеджмента качества, действующей в техникуме и его филиалах. Была дана оценка практической деятельности техникума на со-

ПОДШИВАЛОВА Елена Николаевна,

заместитель директора по УВР Первомайского техникума промышленности строительных материалов, п. Первомайский (Челябинская область)

Важнейшей задачей в сфере среднего профессионального образования является повышение качества подготовки специалистов. Разработка и внедрение системы менеджмента качества техникума — основа этой работы.

ответствие требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 9001 — 2011 (Системы менеджмента качества. Требования). На основании отчета о проделанной работе был скорректирован план мероприятий по разработке и внедрению результативной системы управления качеством в соответствии с ГОСТ ISO 9001 — 2011, включающий четыре этапа:

- разработка СМК техникума;

- внедрение системы качества техникума;

- реализация всех запланированных мероприятий по внедрению СМК;

- проведение сертификации ПТПСМ применительно к образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования.

В течение 2013/2014 учебного года последовательно реализовывался первый этап. Были изданы организационно-распорядительные документы, сформирована организационная структура СМК техникума: назначен представитель руководства техникума по качеству, утверждена группа по разработке СМК, сформирован Совет по качеству.

Поскольку разработка и внедрение СМК в техникуме является новым направлением в работе, был проведен обучающий семинар для преподавателей, осуществлено обучение руководства, нацеленное на формирование единых позиций в области качества. Подобные мероприятия планируется проводить регулярно на всех этапах создания и совершенствования системы менеджмента качества техникума.

Важным моментом является разработка миссии, цели, политики в области качества. Это первоочередные документы в составе документации системы управления качеством, которая определена в техникуме (рис. 1).

Миссия — обеспечение позитивной динамики развития многопрофильной образовательной организации, предоставляющей доступное и качественное образование, которое соответствует требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина на основе эффективной организации и высокого качества образовательного и исследовательского процессов техникума.

Главная цель техникума — достижение высокого качества подготовки конкурентоспособного специалиста — полностью соответствует политике в области качества, которая направлена:

Аннотация

Статья посвящена организации работы по разработке и внедрению системы менеджмента качества, подготовке к проведению сертификации техникума применительно к образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования.

Ключевые слова:

качество в образовании, повышение качества, работодатель, система менеджмента качества, принципы менеджмента.

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

Рис. 1. Структура документации, функционирующей в рамках системы менеджмента качества техникума

тзичйдеи^кии прпнесспнСМК II I IW"М

(Jf'L'L i:L~i'^nrn l Vnpujr4i< не

■"■ч » ^ I М^Ш I; IJ1Ц 1_-<п ИШ И-IГ1 M]

bv* галгирскп-iii сстзечепигеМ. 5

1 frt Г 1 г M .' r

нш]юрыяиы

MKi>:~ п ^ iifv ■ ni

№еп:нившщнс процессы

Рис. 2. Схема взаимодействия процессов СМК Первомайского техникума промышленности строительных материалов

- на обеспечение соответствия требованиям ГОСТ ISO 9001 — 2011, федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, программ подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих, служащих;

- на достижение высокого качества подготовки специалистов, определяемого их общими и профессиональными компетенциями, принципиальной гражданской позицией и высокими морально-нравственными качествами;

- на удовлетворение потребностей экономики Челябинской области в квалифицированных рабочих и служащих;

- на непрерывное повышение профессионального уровня педагогического персонала, развитие корпоративной культуры и формирование положительного имиджа техникума в обществе.

Все документы вошли в структуру Программы развития техникума на 2014-2018 годы.

Управление как взаимосвязь процессов

Методология, обеспечивающая эффективное развитие техникума, строится на основе процессного подхода в управлении. Преимуществом данного подхода является возможность осуществлять текущее управление за счет связи между отдельными процессами внутри системы процессов, а также за счет их объединения и взаимодействия. Процессный подход, применяемый в рамках системы менеджмента качества, подчеркивает важность:

- понимания и выполнения требований;

- необходимости рассматривать вопросы с точки зрения их способности добавлять ценность;

- получения результатов выполнения процесса и его результативности;

- непрерывного улучшения процессов на основе объективных измерений.

Для внедрения процессного подхода рабочей группой было проделано следующее:

- выявлены и согласованы процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение внутри техникума;

- определена последовательность этих процессов и их взаимосвязь (принятая в техникуме схема взаимодействия процессов приведена на рис. 2);

- определены критерии и методы, обеспечивающие уверенность в том, что и сами процессы, и управление ими результативны;

- выявлены ресурсы и информация, необходимые для реализации данных процессов и их мониторинга;

- отработаны подходы к измерению и осуществлению анализа этих процессов;

- намечены мероприятия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Цели, поставленные перед процессами, и критерии оценки их результативности разрабатывались с учетом требований внешних и внутренних потребителей.

В Первомайском техникуме промышленности строительных материалов определены 14 процессов, необходимых для функционирования системы менеджмента качества: Деятельность руководства Процесс У1. «Управление техникумом» Бизнес-процессы (основные процессы образовательной и инновационной деятельности техникума)

Процесс Б.1 «Проектирование и разработка основных образовательных программ»

Процесс Б.2 «Прием в ПТПСМ на обучение» Процесс Б.3 «Реализация основных образовательных программ»

Процесс Б.4 «Воспитательная и внеаудиторная работа со студентами»

Процесс Б.5 «Проектирование и реализация программ дополнительного образования» Процесс Б.6 «Содействие трудоустройству выпускников»

Процесс Б.7 «Управление инновационной деятельностью»

Менеджмент ресурсов (вспомогательные процессы)

Процесс М.1 «Управление персоналом» Процесс М.2 «Библиотечное и информационное обслуживание»

Процесс М.3 «Управление информационной средой»

Процесс М.4 «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»

Процесс М.5 «Бухгалтерско-финансовое обеспечение»

Процессы измерения и анализа Процесс И.1 Мониторинг, измерение и анализ процессов

Вышеперечисленные процессы охватывают всю деятельность ПТПСМ.

Рабочей группой также разработана матрица распределения ответственности и полномочий, на основе которой вносились коррективы в должностные инструкции персонала.

Документация системы менеджмента качества техникума в соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТ ISO 9001-2011 включает в себя:

- документально оформленные заявления о политике и целях в области качества (приведены выше);

- руководство по качеству;

- документированные процедуры и записи, требуемые настоящим стандартом;

- документы, включая записи, определенные техникумом как необходимые ему для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими.

Руководство по качеству — основной документ, который содержит:

- область применения системы менеджмента качества, включая подробности и обоснование любых исключений;

- документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества:

1. СМК ДП 4.2.3-02-2014 Управление документацией. Данная процедура устанавливает единые формы, правила обозначения, оформления, разработки, проверки, актуализации, утверждения, учета, хранения и рассылки документов СМК, правил описания процессов, порядка управления документами СМК, принятыми в техникуме. Требования данного документа обязательны для всех подразделений, должностных лиц и сотрудников ПТПСМ. В составе документации СМК техникума различаются:

- организационно-распорядительная документация — регламентирующая деятельность подразделений, должностных лиц и работников техникума в области качества;

- учебно-методическая документация — регламентирующая процессы гарантии качества в образовательной деятельности;

2. СМК ДП 4.2.4-03-2014 Управление записями. Документированная процедура определяет перечень и устанавливает виды записей системы менеджмента качества, а также условия, обеспечивающие их регистрацию, хранение,

восстановление и изъятие с учетом требований стандарта ГОСТ ISO 9001-2011;

3. СМК ДП 8.2.2-04-2014 Внутренние аудиты. Процедура устанавливает организационные основы, цели и общие правила планирования, проведения и документирования внутреннего аудита системы менеджмента качества ПТПСМ;

4. СМК ДП 8.3-05-2014 Управление несоответствующей продукцией. Процедура регламентирует порядок действий с несоответствующей продукцией образовательного учреждения. Устанавливает порядок управления несоответствующей продукцией при осуществлении образовательной деятельности с целью предотвращения выпуска студентов, знания которых не соответствуют установленным требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования и образовательным программам;

5. СМК ДП 8.5.2-06-2014 Корректирующие и предупреждающие действия. Настоящая процедура определяет порядок разработки, выполнения, мониторинга, оценки результативности корректирующих и предупреждающих действий, осуществляемых в системе менеджмента качества техникума. Цель корректирующих и предупреждающих действий заключается в постоянном поддержании всех объектов СМК в соответствии с установленными требованиями, улучшении СМК посредством анализа данных;

- атлас процессов СМК АП 7-07-2014;

- описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества.

Познавательные занятия, которые проводила в техникуме команда специалистов в области качества, позволила рабочей группе техникума вникнуть в суть проблемы, понять сущность СМК, убедиться в правильности выбранного пути. Результатами первого этапа стали:

- разработка основного документа СМК техникума — Руководства по качеству;

- формирование базовых документов, в которых прописаны требования СМК.

Кроме того, в завершение первого этапа работы в конце учебного года была проведена научно-практическая отчетная внутритех-никумовская конференция, на которой были подведены итоги.

На новый 2014/2015 учебный год запланировано выполнение последующих этапов. Перед рабочей группой стоит задача — интегрировать разработанные документы СМК в действующую систему управления.

Важно отметить, что разработка и внедрение СМК образовательной организации — это длительный процесс, рассчитанный не на один год. Однако сотрудничество с Челябинским ИРПО помогло Первомайскому техникуму промышленности строительных материалов значительно сократить сроки разработки системы менеджмента качества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.