Научная статья на тему 'Опыт проведения проблемной лекции в вузе. «Средневековая баллада и городской романс»'

Опыт проведения проблемной лекции в вузе. «Средневековая баллада и городской романс» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
471
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
398.8:378.016 / БАЛЛАДА / ГОРОДСКОЙ РОМАНС / ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ / МЕТОДИКА / BALLAD / URBAN ROMANCE / PROBLEM LECTURE / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тулякова Елена Ивановна

Актуализируется положение о необходимости использования инновационных форм организации лекций в вузе. Приводятся доказательства о потенциале курса «Устное народное творчество» для проведения проблемной лекции. Структуру и методику проблемной лекции предлагается осмыслить на примере конкретной темы, в чем заключается новизна подхода. Используя методы сравнения, идя от анализа к синтезу, создавая определенные типологические модели, предпринимается попытка доказать, что романс «унаследовал» от средневековой баллады основные черты поэтики; баллада и романс представляют единую картину мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE PROBLEM LECTURE AT UNIVERSITY “MEDIEVAL BALLAD AND URBAN ROMANCE”

The use of innovative forms in organizing university lectures is an actual statement of the present article. The article provides the proofs about the potential of the course “Folklore” for the presentation of a problem lecture. The structure and the methods of the problem lecture are offered to be comprehended on the example of the definite subject which is the novelty of this approach. Using comparison methods, going from the analysis to the synthesis, creating certain typological models, this article is an attempt to prove that the romance «inherited» the main poetic features from the medieval ballad; the ballad and the romance represent a united image of the world.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения проблемной лекции в вузе. «Средневековая баллада и городской романс»»

УДК 398.8:378.016

Е. И. Тулякова

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ ЛЕКЦИИ В ВУЗЕ. «СРЕДНЕВЕКОВАЯ БАЛЛАДА

И ГОРОДСКОЙ РОМАНС»

Актуализируется положение о необходимости использования инновационных форм организации лекций в вузе. Приводятся доказательства о потенциале курса «Устное народное творчество» для проведения проблемной лекции. Структуру и методику проблемной лекции предлагается осмыслить на примере конкретной темы, в чем заключается новизна подхода. Используя методы сравнения, идя от анализа к синтезу, создавая определенные типологические модели, предпринимается попытка доказать, что романс «унаследовал» от средневековой баллады основные черты поэтики; баллада и романс представляют единую картину мира.

Ключевые слова: баллада, городской романс, проблемная лекция, методика.

Занятия лекционного типа остаются основой обучения в вузе. С учетом актуальных задач, определенных реформой образовательной системы в РФ, возникают новые возможности развития альтернативных, инновационных форм организации и проведения лекций, направленных на усиление самостоятельной, активной, творческо-поисковой деятельности студентов: лекции одновременно двух лекторов, лекции с заранее запланированными ошибками, лекции-дискуссии и пр. Вузовская методика обучения, опираясь на разработки, касающиеся преподавания в средней школе [1], и учитывая особые задачи подготовки бакалавров и магистров, в последние годы достаточно активно обращается к данному вопросу [2, 3]. Ученые сходятся во мнении, что только интерактивные формы обучения позволяют развивать компетенции, необходимые студентам в их будущей профессиональной деятельности.

Одной из таких форм является проблемная лекция, которая «представляет собой устный учебно-научный (научно-популярный) дискуссионный (полемический) монолог на учебную тему...» [4, с. 6], обладает дидактическими и структурными особенностями, и не только ее содержание, но и форма варьируется и зависит от многих факторов [4, с. 7]. Методике проблемного обучения в целом и проблемной лекции в частности посвящено достаточное количество теоретических статей, сегодня научного освещения требуют практические наработки вузовских преподавателей [3].

Курс «Устное народное творчество», который открывает изучение русской словесности по направлению «Филология» в вузе, обладает богатым потенциалом для применения данной методики. С учетом того, что первичные знания о жанрах традиционного русского фольклора, явлениях постфольклора и фольклоризации художественных текстов учащиеся должны получить еще в школе, преподаватель вузовского курса имеет возможность наращивать предметно ориентированные знания, выводить их на качественно новый уровень путем

преобразования с применением современных образовательных технологий, в том числе и на проблемной лекции. Кроме того, сам фольклор, являющийся частью общенациональной культуры, формирующейся веками, позволяет воссоздать художественную картину мира различных эпох, выявить фольклорные традиции. В каком-то роде данный курс носит междисциплинарный характер.

Одно из главных условий планирования и проведения проблемной лекции - дидактическая целесообразность, реализация принципа проблемно-сти, в первую очередь в отборе материала. На одном из занятий по курсу студентам предлагается лекция, сама тема которой проблематична: баллада и романс. При сравнении мотивов, сюжетов, поэтических средств далеких друг от друга в хронологическом плане жанров, средневековой баллады и постфольклорной городской песни (романса, тюремной песни, шансона и т. п.) очевидна их генетическая связь.

На вводном этапе проблемной лекции необходимо создать мотивацию к познавательной деятельности: вызвать интерес, заострить внимание и даже заинтриговать слушателей. Лекция начинается с цитирования наиболее ярких и очевидных примеров, свидетельствующих о схожести жанров баллады и романса. После этого ставится ряд проблемных вопросов: можно ли говорить о преемственности жанров? Как шел этот процесс? Что в песнях сохранялось, а что подвергалось трансформации? В чем причины традиционности и необычайной популярности этих произведений в народной среде?

С целью углубления поставленных проблем уточняется, что в современной фольклористике наиболее распространено представление о том, что содержание и поэтика народной городской песни сформировались в результате огромного влияния авторских стихотворений, которые предназначались авторами, поэтами-песенниками для пения под музыкальное сопровождение так называемых виршей. Сторонники данной концепции опираются на работу профессора В. Н. Перетца

[5]. Но есть и иная точка зрения, изначально высказанная А. А. Веселовским [6] и тоже принятая в фольклористике. Делается еще одно замечание, которое также является результатом неразрешенной до конца проблемы, о разноречии в названии жанров «баллады» и «романса». Для студентов в данном случае будет достаточно сделать выписки из работ В. П. Аникина [7], Д. М. Балашова [8], Я. И. Гудошникова [9].

Итак, выбор темы, цитирование фрагментов из ранних средневековых баллад и городских песен (романсов) эпохи постфольклора, неоднозначность мнений ученых - это уже первые подчеркнутые противоречия.

Проблемность, понимаемая как особый подход к изложению и осмыслению материала в данном типе лекции, должна быть заявлена тоже в самом ее начале. Следует пояснить, что многоаспектность проблемности заключается и в самом материале (средневековая баллада и романс нового времени), и в методах его рассмотрения, и в сложности фольклора как явления культуры, и в особенностях процессов коммуникации и т. д. Многоаспектность явлений порождает и неоднозначность их оценок. С этим студенты уже сталкивались в предыдущих темах курса. Достаточно им напомнить и отличающиеся друг от друга определения самого фольклора, и многочисленные комментарии, примечания в учебниках, и задания в рабочих тетрадях, где им предлагалось выбрать вариант и доказать его состоятельность. Обучающиеся должны понимать заранее и убедиться еще раз в том, что при любых гуманитарных исследованиях появляется проблемность, неоднозначность и многосторонность.

Необходимо сразу же отметить, что проблема как вопрос возникает чаще всего в том случае, когда исследователь при сравнении объектов изучения (в данном случае фольклорных текстов) фиксирует в них как сходство, так и различие. Стремление объяснить результаты сравнения и становится отправной точкой в изучении явления. Таким образом, уже в начале лекции преподаватель не только ставит учебную проблему, но, что важнее, отмечает новый уровень рассмотрения материала: не только познакомиться с генезисом, поэтикой и картиной мира одного из лироэпических жанров фольклора в сравнении с другим, но и осмыслить (не обязательно решить, важно поставить) целый ряд теоретических проблем, которые возникают при изучении фольклорных произведений. Это проблемы, связанные с формами преемственности фольклорных произведений, особенностями существования фольклора в письменную эпоху, фольклорными традициями в творчестве русских писателей XIX и XX вв. Их формулировка подчеркнет

актуальность, профессиональную значимость изучаемого материала, его востребованность и при дальнейшем изучении литературы.

По ходу лекции студентам предлагается следить за логикой рассуждений, делать пометки в рабочих тетрадях, отмечать вопросы, спорные моменты и фиксировать свои замечания.

Методологически важно, чтоб уже в начале лекции проблемная ситуация предстала как нерешенная научная проблема, являющаяся частью других проблем, вызывающая интеллектуальное затруднение и побуждающая к совместному размышлению и поиску ответа на спорные вопросы.

Основная часть лекции строится на раскрытии сущности главной проблемы, ведущей к разрешению других противоречий, намеченных во введении. Чтобы доказывать или опровергать близость исследуемых жанров, предлагается сначала реконструировать художественную картину мира средневековой баллады.

Естественно начать с вопроса о происхождении жанра. Этот вопрос, как и другие, сформулированные выше, не имеет однозначного ответа в фольклористике. Приведенным из учебника мнениям ученых о корнях баллады [7, с. 523] противопоставляется теория А. Н. Веселовского о синкретизме древней поэзии и дифференциации поэтических родов [10]. Веселовский отмечает, что из хора выходит эпико-лирическая песня, зарождается балладный стиль с чередующимися припевами, с зачатками эпического схематизма, троичностью и др. [10]. В продолжение таких рассуждений преподавателем приводятся отрывки из текстов заговора, свадебного и похоронного причитаний, календар-но-обрядовых песен. В них предлагается определить лироэпическое начало, после чего ответить на вопрос: могли ли данные жанры послужить одним из источников возникновения баллад? Проведенные наблюдения позволят сделать вывод: постепенно фольклор проявлял все больший интерес к частной жизни человека, обыкновенного (профан-ного), его радости и горю; конфликты и драмы становятся объектом искусства в Средние века. По этому пути шло общее развитие искусства. И эти жанры могли послужить одним из источников возникновения средневековых баллад.

Исследуя другие источники, стоит реконструировать общие условия этого времени: в религии -догмат церкви, согласно которому человек признается лишь исполнителем Божьей воли; в социуме -образование централизованного государства, жестко подчинявшего человека; в семейных отношениях - домострой, характеризующийся патриархальной суровостью и косностью. Так, отсутствие личной свободы обостряет конфликт человека с миром, который его окружает, рождает неприятие

этого мира, своеобразный протест против тех норм, которые диктует власть. Полученные выводы предлагается сравнить с объяснениями в учебной литературе, выделить наиболее убедительную точку зрения ученых на противоречивый вопрос о происхождении жанра.

На следующем этапе лекции создается фундамент для решения главного проблемного вопроса о причинах «жизненности» жанра и формах его трансформации. Для этого следует остановиться на тех художественных особенностях баллады, которые позволят представить картину мира этого жанра как напряженное, экспрессивное, лишенное однозначного морализаторства и прямолинейных оценок изображение. В ходе анализа выявляются особенности конфликтов, сюжетов, мотивов баллады, которые и отличаются драматизмом, трагизмом, изображают вечные проблемы частной жизни простого человека.

В рамках лекции предлагается разобрать самый распространенный захватывающий тип конфликта в балладе - между страстью и долгом (законом), сосредоточенный главным образом в семейной сфере. Преподаватель может назвать типы сюжетов, в которых развивается данный конфликт: убийство невинной жены, превосходство девушки над молодцем в добрачном положении, отравление как способ борьбы с препятствием, кровосмешение как победа страсти над долгом, мать незаконных детей. Студенты, приводя примеры баллад к каждому типу сюжета, отмечая общее в них, убеждаются, что основу конфликта составляет противостояние героя (обычного человека) и окружающего его мира. На преступление героя заставляют идти общепринятые законы, которые не оправданы с точки зрения общечеловеческой логики («Князь Роман жену терял», «Князь Роман и Марья Юрьевна», «Василий и Софья»), нежелание девушки мириться со своим социальным положением, отведенной ей законом ролью в обществе и семье («Князь Дмитрий и Домна», «Молодец и королевна», «Молодец и княжна»), желание проявить свою волю путем отмщения («Девица отравила молодца», «Сестра отравила брата», «Девушка по ошибке отравила брата»), «преступное» материнство («Вдова и ее дети корабельщики», «Рождение внебрачного ребенка», «Монашенка - мать ребенка») и пр. По ходу анализа обращается внимание на то, как представлены причины драматических событий, на функции предчувствий, предсказаний, вещих снов, случая, неведения (клеветы, оговора). Возрастающий драматизм связан с категорией смерти; в балладах гибнет невиновный человек (чаще всего это девушка, жена, мать), отсюда рождается чувство сострадания к нему, сопереживание слушателей.

Дополнить наблюдения и предварительные выводы поможет последующая самостоятельная работа студентов, в ходе которой из текстов средневековых баллад необходимо привести примеры проявления других конфликтов, объяснить их генезис, выделить ведущие мотивы и их источники. Сравнение мотивов по значимости в сюжете может стать предметом дальнейшего специального изучения с привлечением известных работ В. Я. Проппа «О русской народной лирической песне» (Л., 1961), «Поэтика фольклора» (М., 1998), «Русский героический эпос» (М., 1999).

Так как конфликт в балладе всегда связан с человеком, на лекции логично выстроить типологию балладных героев. Активизировать поисковую деятельность студентов, создать диалогические отношения, что важно в методике проблемной лекции, и выделить главное в образе героя помогут вопросы, предполагающие обращение к текстам баллад: какой герой является смысловым центром произведения? Какие сведения о нем художественно значимы? Кто противостоит герою? Каковы отношения героя с окружающим обществом? Каковы функции других персонажей по отношению к главному? Какими художественно-поэтическими средствами создается образ главного героя? Из найденных ответов станет очевидно, что в текстах баллад художественно значимо определение героя по принадлежности к семье (отец, мать, сестра, брат, дочь). Герой существует в привычном для него пространстве, в повседневных занятиях, но обязательно по сюжету он встречается с другим человеком и вызванные им чувства разрушают привычный мир. Испытывая эти чувства, герой совершает поступки, выходящие за рамки привычного поведения, он готов на любые испытания. Образ героя баллады создается за счет общих художественных средств: деталей («цветно платье», «золотой перстень»), устойчивых, общефольклорных эпитетов («белы рученьки», «горючие слезы», «красна девица»), описаний действий, поступков героя, которые позволяют проникнуть в его внутреннее состояние.

Таким образом на лекции в общих чертах воссоздается картина мира средневековой баллады, расширить и уточнить которую учащимся предстоит самостоятельно.

На следующем этапе можно приступить к решению главного вопроса о преемственности жанров баллады и романса. Для этого актуализируются знания об общих тенденциях развития фольклорной культуры в XIX в., которая становится по преимуществу городской, начинает носить отпечатки письменной литературы и авторских произведений. Мощно развивается жанр песни; в ней главное внимание уделяется человеческим чувствам, психологической мотивировке поступка.

Ставится вопрос о возможности влияния этих исторических условий на развитие жанра баллады. Для его решения предлагается вспомнить и прослушать некоторые народные романсы и проследить, какие балладные сюжеты, мотивы, конфликты в них развиваются, меняется ли в них облик героя.

Наблюдения над поэтикой песен позволят констатировать, что сюжет романса, как и баллады, отражает драмы и трагедии частной жизни человека, причины которых связаны с человеческими чувствами, страстями, прежде всего любовью. В центре изображенной картины оказывается описание самих событий, вызванных влюбленностью, ревностью, страданием, восторгом и т.д. Все сложности существования героя оказываются результатом охватившего его чувства, эмоционального состояния, доведенного до предела («закипела тут кровь во груди молодой», «довела меня девчонка до позору до стыда» и пр.).

Сюжет, как и в балладе, характеризуется загадочностью и исключительностью, что придает ему особое напряжение. На роковой исход событий могут быть даны намеки, которые вводятся с помощью уже знакомых мотивов вещего сна, недобрых примет, предсказаний.

При этом в романсе меняется причина конфликта (от незнания к личной воле), в обрисовке образа героя увеличивается самохарактеристика, самооценка («пред вами сознаюсь»), психологизм, повествование ведется от первого лица, что способствует его лиризации и интимизации. В балладе герой оправдывает поступок, совершенный в результате случайного стечения обстоятельств («Тут разбойничек расплакался»), в романсе - акцент сделан на свободе выбора («К сестре во спальню я вошел // Упал пред ней я на колени, // Сказал: «Сестра, люблю тебя!»).

Итак, рассмотренные в лекции важнейшие черты поэтики жанров позволяют сделать предварительный вывод о том, что картины мира баллады и романса сходны. При этом особенности художест-

венного мира баллад трансформировались в романсе, что очевидно из проведенного анализа. Сравнительный перечень наиболее значимых особенностей художественного мира средневековой баллады и романса учащимся необходимо продолжить на основании собственных наблюдений. Жанры необходимо сравнить по пространственно-временной организации, сюжетно-композиционно-му построению, субъектной организации, средствам языка и стиля. Это позволит не только убедиться в истинности знаний, полученных на лекции, но и самостоятельно сформулировать общие выводы о тенденциях развития лироэпического песенного творчества, соотнести их с высказываниями ученых и выбрать наиболее убедительные из них.

Заключительный этап проблемной лекции должен быть связан не только с обнаружением ответа на поставленный вопрос, но и с рефлексией по поводу произошедшего учебного события. Подводя итоги занятия, преподаватель подчеркивает, что в проведенной лекции, используя методы сравнения, идя от анализа к синтезу, предпринята попытка доказать, что романс «унаследовал» от средневековой баллады основные черты поэтики.

Убедительны ли эти доказательства, студенты решат сами, представив свои размышления по поводу осмысленного проблемного материала в виде эссе, рецензии на лекцию, полемических замечаний.

Желающим предлагаются творческие задания, направленные на установление связи рассмотренных жанров с художественными произведениями, на углубленное изучение поставленных в лекции вопросов [11].

Предложенная практика проведения проблемной лекции раскрывает этапы активного познавательного процесса применительно к специфике фольклорного материала. Задания, вопросы лекции - последовательные шаги к пониманию темы и в конечном счете формированию общекультурных, общеучебных и исследовательских компетенций студента.

Список литературы

1. Абушкин X. X. Проблемное обучение учителю. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. 175 с.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 2001. 207 с.

3. Рзаев А. А., Гаджиев С. Т. Теоретические аспекты проблемного преподавания и обучения истории в высшей школе // Проблемы современного образования: материалы международной научно-практической конференции (5-6 сентября 2010 года). Пенза - Ереван - Прага: Социосфера, 2010. С. 339-367.

4. Гордеева О. В. Проблемная учебная лекция в профессиональной речи учителя русского языка и литературы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2003. 26 с.

5. Перетц В. Н. Историко-литературные исследования и материалы. Т. 3. Из истории развития русской поэзии XVIII в. СПб. [б.и.], 1902. 426 с.

6. Веселовский А. А. Любовная лирика ХVIII века. К вопросу о взаимоотношении народной и художественной лирики ХVIII века. СПб.: тип. М. Б. Ясногородского, 1909. 194 с.

7. Аникин В. П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов. М.: Академия, 2011. С. 522-538, 657-691.

8. Балашов Д. М. Русские народные баллады. М.: Современник, 1983. С. 5-11.

9. Гудошников Я. И. Русский городской романс: учебное пособие. Тамбов: Тамб. гос. пед. ин-т, 1990. 89 с.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 6 (159)

10. Веселовский А. Н. Три главы из исторической поэтики. URL : http://www.azlib.rU/w/weselowskij_a_n/text_0080.shtml.

11. Устное народное творчество: рабочая тетрадь: для вузов по направлению 032700 - «Филология»: в 4 ч. / сост. Т. Г. Плохотнюк, Е. И. Тулякова. Ч. 3. Томск: Том. гос. ун-т, 2011. С. 54-74. URL: http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000427223

Тулякова Е. И., кандидат филологических наук, доцент.

Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050. E-mail: purple15@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 11.11.2014.

E. I. Tulyakova

EXPERIENCE OF THE PROBLEM LECTURE AT UNIVERSITY "MEDIEVAL BALLAD AND URBAN ROMANCE"

The use of innovative forms in organizing university lectures is an actual statement of the present article. The article provides the proofs about the potential of the course "Folklore" for the presentation of a problem lecture. The structure and the methods of the problem lecture are offered to be comprehended on the example of the definite subject which is the novelty of this approach. Using comparison methods, going from the analysis to the synthesis, creating certain typological models, this article is an attempt to prove that the romance «inherited» the main poetic features from the medieval ballad; the ballad and the romance represent a united image of the world.

Key words: ballad, urban romance, problem lecture, methodology.

References

1. Abushkin H. H. Problemnoye obucheniye uchitelyu [Problem based teaching for the teacher]. Saransk, Mordov. kn. izd-vo Publ., 1996. 175 p. (in Russian).

2. Verbitskiy A. A. Aktivnoye obucheniye v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod [Active training at the University: context point of view]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2001. 207 p. (in Russian).

3. Rzaev A. A., Gadzhiyev S. T. Teoreticheskiye aspekty problemnogo prepodavaniya i obucheniya istorii v vysshey shkole [Theoretical aspects of problem-based teaching and teaching History at university]. Problemy sovremennogo obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (5-6 sentyabrya 2010 goda) [Probrems of modern education: materials of the International scientific-practical conference (5-6 september 2010 year)]. Penza, Yerevan, Prague, Sotsiosfera Publ., 2010. Pp. 339-367 (in Russian).

4. Gordeyeva O. V. Problemnaya uchebnaya lektsiya vprofessional'noy rechi uchitelya russkogo yazyka i literatury: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Problem-based educational lecture in the professional speech of the Russian and Literature teacher. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Yaroslavl, 2003. 26 p. (in Russian).

5. Peretts V. N. Istoriko-literaturnye issledovaniya i materialy. T. 3. Iz istorii razvitiya russkoy poeziiXVIII v. [History and Literature researches and materials. Vol. 3. From the history of the development of Russian poetry of the 18th century]. St. Petersburg, 1902. 426 p. (in Russian).

6. Veselovskiy A. A. Lyubovnaya lirika VIII veka. K voprosu o vzaimootnoshenii narodnoy i khudozhestvennoy liriki VIII veka [Love lyric poetry of the 18th century. To the question about the relationship of folklore and art lyric poetry of the 18th century]. St. Petersburg, tip. M. B. Yasnogorodskogo Publ., 1909. 194 p. (in Russian).

7. Anikin V. P. Russkoye ustnoye narodnoye tvorchestvo: uchebnik dlya vuzov [Russian verbal folklore: textbook for higher schools]. Moscow, Akademiya Publ., 2011. Pp. 522-538, 657-691 (in Russian).

8. Balashov D. M. Russkiye narodnye ballady [Russian folk ballads]. Russkie narodnye ballady - Russian folk ballads. Moscow, Sovremennik Publ., 1983. Pp. 5-11 (in Russian).

9. Gudoshnikov Ya. I. Russkiygorodskoyromans: uchebnoyeposobiye [Russian city romance: teaching guide]. Tambov, Tamb. gos. ped. in-t Publ., 1990. 89 p. (in Russian).

10. Veselovskiy A. N. Tri glavy iz istoricheskoy poetiki [Three chapters from the history of poetics]. URL: http://www.azlib.ru/w/weselowskij_a_n/ text_0080.shtml. (accessed 25 June 2014) (in Russian).

11. Ustnoye narodnoye tvorchestvo: rabochaya tetrad': dlya vuzov po napravleniyu 032700 - "Filologiya": v 4 ch. [Verbal folklore: work note-book: for higher schools in the direction 032700 - "Philology": in 4 p.]. Sost. T. G. Plokhotnyuk, E. I. Tulyakova. Part 3. Tomsk, Tomskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 2011. Pp. 54-74. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000427223 (accessed 25 June 2014) (in Russian).

Tulyakova E. I.

National Research Tomsk State University.

Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: purple15@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.