Научная статья на тему 'Опыт, проблемы и перспективы развития системы профессиональной ориентации подростков и молодежи'

Опыт, проблемы и перспективы развития системы профессиональной ориентации подростков и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ / КОМПОНЕНТЫ / PERSONALITY-ORIENTED TRAINING / PROFESSIONAL ACTIVITY / SELF-REALIZATION / READINESS OF THE FUTURE TEACHER / REFLEXIVE PROCESSES / CONTENT OF TRAINING / COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалавина Тамара Ивановна

В статье раскрываются особенности личностно ориентированной подготовки будущего учителя к самореализации в профессиональной деятельности, ее содержание в связи с созданием условий для полноценного развития личностных функций, являющихся профессионально важными качествами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалавина Тамара Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF VOCATIONAL GUIDANCE OF TEENAGERS AND YOUTH

The article describes the features of the personality-oriented training of future teachers to self-realization in professional work, its content in connection with the creation of conditions for the full development of personal functions that are professionally important qualities.

Текст научной работы на тему «Опыт, проблемы и перспективы развития системы профессиональной ориентации подростков и молодежи»

опыт, проблемы и перспективы развития системы профессиональной ориентации подростков и молодежи

EXPERIENCE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF VOCATIONAL GuIDANCE OF TEENAGERS AND youth

УДК/uDC 378 Т. И. Шалавина

Tamara Shalavina

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

к самореализации в профессиональной деятельности

PERSONALITY ORIENYED TRAINING OF FuTuRE TEACHERS TO SELF-REALIZATION IN PROFESSIONAL ACTIVITY

В статье раскрываются особенности лич-ностно ориентированной подготовки будущего учителя к самореализации в профессиональной деятельности, ее содержание в связи с созданием условий для полноценного развития личностных функций, являющихся профессионально важными качествами.

The article describes the features of the personality-oriented training of future teachers to self-realization in professional work, its content in connection with the creation of conditions for the full development of personal functions that are professionally important qualities.

Ключевые слова: личностно ориентированная подготовка, профессиональная деятельность, самореализация, готовность будущего учителя, рефлексивные процессы, содержание подготовки, компоненты.

Keywords: personality-oriented training, professional activity, self-realization, readiness of the future teacher, reflexive processes, the content of training, components.

При разработке личностно ориентированной подготовки будущего учителя методологически важными основаниями являются обоснованные В. В. Сериковым положения о личности как цели образования, содержании и технологиях педагогического процесса, построенного с позиций концепции личностно ориентированного образования [4].

Личностно ориентированное образование обеспечивает приоритет личности над всей образовательной деятельностью. В соответствии с этим образовательная деятельность в процессе подготовки способствует развитию уже существующих задатков, направленности, социально-профессионального опыта, индивидуальных психологических особенностей.

Личностно ориентированное образование предполагает главное внимание в процессе подготовки уделять качествам личности студента — будущего педагога. Оно имеет в виду качественно иную структуру взаимодействия преподавателя и студента, основу которой

составляют субъект-субъектные взаимоотношения, связанные с совместным поиском решения педагогических задач. Личностно ориентированное образование требует рефлексивного управления межличностным взаимодействием. Его сущностная специфика состоит в том, что целью совместной деятельности преподавателя и студента является развитие у последнего способности к саморазвитию и самореализации в учебно-профессиональной деятельности.

Разрабатывая содержание личностно ориентированной подготовки будущего учителя к самореализации в профессиональной деятельности, мы попытались создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов процесса подготовки, являющихся профессионально важными качествами личности.

«Личностные функции — это в данном случае не характерологические качества личности (последние, кроме общечеловеческих, у людей могут и должны быть разными), а те проявления человека, которые и реализуют социальный заказ «быть личностью» [5, с. 17].

В качестве таковых, принимая во внимание исследования В. В. Серикова, мы выделили следующие функции: мотивации (принятие и обоснование деятельности); рефлексии (конструирование и удержание определенного образа «Я»); смыслотворчества (определение системы жизненных смыслов); креативности (обеспечение творческого характера любой личностно значимой деятельности); самореализации (стремление к признанию своего образа «Я» окружающими).

Представленность и полнота этих функций в деятельности субъектов подготовки свидетельствует о том, что воспитательно-образовательный процесс достиг личностного уровня своего функционирования.

По нашему мнению, процесс профессиональной подготовки будущего учителя в полной мере будет личностно ориентированным в том случае, если само содержание подготовки будет иметь личностную направленность и адекватные ему субъект-субъектные формы учебного взаимодействия — общение-диалог, игровое мыследействие, рефлексию, смысло-творчество и другие.

Руководствуясь основными положениями концепции подготовки будущего учителя и опираясь на концепцию личностно ориентированного образования, мы попытались построить систему личностно ориентированной

подготовки будущего учителя к самореализации в профессиональной деятельности.

Центральным звеном в данной системе являются профессионально важные качества личности учителя, на основе которых строится модель личностно ориентированной профессионально-педагогической деятельности учителя. В совокупности личностные качества и модель деятельности составляют модель самореализующейся личности учителя.

Принимая во внимание исследования Т. Н. Розовой, под самореализующейся личностью в педагогической деятельности мы понимаем самостоятельную творческую личность будущего педагога, способную конструировать собственную профессионально-педагогическую деятельность и свою жизнь в позитиве до уровня достижения гарантии успеха.

Личностно ориентированная подготовка будущего учителя в таком случае состоит, на наш взгляд, не столько в передаче предметного знания, предметных умений и навыков, сколько в создании условий для становления самореализующейся личности будущего педагога в профессиональной деятельности.

Самореализующаяся личность будущего педагога осознает свою уникальность и неповторимость; свое предназначение; свое «Я» в собственной жизни и в профессии; свою ответственность за профессионально-педагогическое творчество, самостроительство себя как будущего профессионала, пределы и возможности своих духовных и физических сил, творческий потенциал; ведущие ценности мира, общества, педагогической деятельности и свое отношение к ним; свое место в обществе, в сфере профессиональной деятельности, взаимосвязь с ними и ответственность перед ними.

Наличие этих качеств, с нашей точки зрения, является фундаментом самореализующейся личности будущего учителя, основой для ее саморазвития.

Реализация системы подготовки осуществляется поэтапно, окончательным результатом которой является сформированная готовность будущего учителя к самореализации в профессиональной деятельности.

Структура системы личностно ориентированной подготовки будущего учителя к самореализации в профессиональной деятельности включает следующие компоненты: целевой (цель, принципы, задачи); содержательный (условия, содержание); инструментальный (этапы, пути и средства); оценочно-результативный (критерии, показатели, конечный результат).

Раскроем кратко сущность каждого компонента.

В представленной системе основными системообразующими факторами выступают целеполагание и развитие рефлексивных процессов. Исходя из этого, с помощью метода структуризации целей (построение «дерева целей») нами определены: общая цель подготовки будущего учителя к самореализации в профессиональной деятельности, ее подцели на разных этапах подготовки, соответствующие им содержание, пути и средства реализации с учетом принципа преемственности.

Рефлексивным процессам как одному из системообразующих факторов в нашей системе подготовки мы придаем первостепенное значение. Это обусловлено тем, что объективно профессионально-педагогическая деятельность заключается в постоянном рефлексивном анализе ситуаций, собственных действий, действий другого.

Рефлексивные процессы — это отражение в мышлении педагога внутреннего мира ученика, понимание его стремлений, мыслей, чувств; это постоянный пересмотр своих знаний, практического опыта; это критическое отношение к себе, к опыту своих коллег, это создание новых смыслов и ценностей окружающей действительности.

Только за счет развития рефлексивных способностей в содержание подготовки все глубже и органичнее включается личность самого студента, только в этом случае профессиональная подготовка и становится личност-но ориентированной. Мотивация будущего учителя, как правило, направлена на достижение конкретной цели. А процесс ее достижения, процесс познания обычно мало привлекает обучающихся. Однако «процесс — это осмысление, анализ; цель — результат этого анализа, поэтому она должна быть вторична». Перенос приоритета с целевых установок на сам процесс самопознания и самосовершенствования автоматически включает механизм рефлексии.

Отсутствие рефлексии у индивида означает выключение его внутреннего мира из его деятельности, что фактически приводит к обе-счеловечиванию, обезличенности, он полностью зависим от внешних воздействий и обстоятельств, абсолютно не самостоятелен в своих действиях. В этой связи мы считаем рефлексивные процессы ведущим системообразующим фактором в ходе осуществления личностно ориентированной подготовки буду-

щих учителей к самореализации в профессиональной деятельности.

Задачами личностно ориентированной подготовки будущего учителя к самореализации в профессиональной деятельности являются:

— достижение уровня готовности, соответствующего стандарту ФГОС;

— формирование адекватного образа «Я», умений приобретать знания, составлять программу личностного и профессионального роста;

— овладение практико- и личностно ориентированным опытом профессиональной деятельности;

— развитие собственно личностных функций, обеспечивающих рефлексию профессиональной деятельности, смыслотворчество, самореализацию.

В целевой компонент входят и принципы личностно ориентированной подготовки будущего учителя к самореализации в профессиональной деятельности, к числу которых мы отнесли:

— гуманизацию и демократизацию педагогического образования;

— опережающий характер развития профессиональной подготовки будущего учителя по отношению к направлениям перестройки современной общеобразовательной школы;

— динамичность, вариативность, открытость изменений в профессиональной подготовке будущего учителя;

— субъектность позиции студента как последовательная реализация личностно ориентированного образования в профессиональной подготовке;

— ориентацию на максимальное раскрытие творческого потенциала;

— рефлексивную активность будущего учителя как адекватную реакцию на возникающие профессиональные ситуации в реальном педагогическим процессе;

— профессиональный и личностный рост будущего учителя как фактор успешной самореализации в профессиональной деятельности.

Цели, задачи и принципы профессиональной подготовки определяют условия, в которых она осуществляется наиболее продуктивно, и ее содержание.

На основе анализа теории и практики педагогического образования и наших исследований определены условия эффективности личностно ориентированной подготовки буду-

щего учителя к самореализации в профессиональной деятельности:

— создание в ходе образовательного процесса благоприятной атмосферы для свободной коммуникации;

— изменение профессиональных функций учителя в современных условиях;

— выполнение требований государственного образовательного стандарта;

— постоянный учет индивидуальных особенностей обучающихся и дифференцированная работа с ними;

— вариативность учебных планов и содержания образовательных программ.

Конструирование содержания образования требует определенных источников и факторов формирования этого содержания. К источникам можно отнести социальный опыт, виды деятельности, знания о закономерностях усвоения знаний, методы, средства, организационные формы обучения, условия и возможности конкретного учебного заведения, в котором осуществляется учебный процесс, содержание деятельности преподавателя.

Среди факторов, влияющих на конструирование содержания образования необходимо отметить потребности общества и цели, которые оно ставит перед образованием. Являясь средством воплощения в жизнь целей обучения, содержание образования отражает как текущие, так и перспективные потребности общества и отдельных людей. Именно потребности общества и каждого отдельного человека в наибольшей степени направляют формирование содержания образования и включение его в программы учебных курсов педагогического образовательного учреждения.

Содержание личностно ориентированного образования, по В. В. Серикову, — это различные виды опыта выполнения и проявления личностных функций: выбора предпочтения, высказывания своего мнения и смысла, определения ценностей, проявления автономных жизненных планов и т. д. Одно и то же занятие, лекция, по мнению ученого, дает каждому свой опыт. Источником жизненного опыта может быть все, что затрагивает потребностно-смысловую сферу личности. Это, прежде всего, личность преподавателя, материал, метод, задача, партнер, сложившиеся отношения, то есть все источники личностно ориентированных ситуаций.

Е. В. Бондаревская считает, что содержание личностно ориентированного образования центрировано на ценности мировой, национальной и региональной культур, оно имеет

культурологический, интегративный, жизнеобеспечивающий характер.

Таким образом, содержание подготовки будущего учителя, на наш взгляд, складывается из двух элементов: 1) дидактически переработанного социально-культурного опыта, существующего в виде учебного материала, соответствующего содержанию модели личностно ориентированной профессиональной деятельности учителя; 2) личностного опыта, приобретаемого на основе субъект-субъектного общения, и обусловленных им ситуаций в процессе развития профессионально значимых качеств личности учителя.

На всех уровнях формирования содержания личностно ориентированного образования присутствует и конкретизируется нацеленность на конечные результаты профессиональной подготовки в вузе, а сама готовность будущего учителя рассматривается как закономерное следствие полноценной организации учебной деятельности студентов по развитию собственной личности, профессионально значимых качеств, самоопределения и самореализации в профессиональной деятельности.

Чтобы обрести себя, стать компетентным, будущему учителю нужно выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных, профессиональных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.

Соответственно этому содержание лич-ностно ориентированной подготовки включает следующие компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный.

Аксиологический компонент имеет целью введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций. Когнитивный компонент содержания обеспечивает студентов научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития. Деятельностно-творческий компонент способствует формированию и развитию у обучающихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в профессиональной и других видах деятельности. Личностный компонент обеспечивает самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования,

нравственного самоопределения, формирует жизненную позицию.

При этом важно то, что личностный компонент в содержании личностно ориентированной подготовки является системообразующим, и этим оно существенно отличается от традиционного, в котором системообразующим компонентом содержания признается когнитивный компонент.

Опираясь на теоретические основы построения содержания личностно ориентированного образования, мы определили примерное содержание личностно ориентированной подготовки будущего учителя начальных классов к самореализации в профессиональной деятельности.

На практике реализация содержания лич-ностно ориентированной подготовки будущего учителя к самореализации в профессиональной деятельности осуществляется посредством всего комплекса многообразных форм и методов, дифференцированных соответствующими целями и задачами самореализации на разных этапах обучения. Общими для всех форм и методов является то, что они направлены на познание и изменение человеком самого себя, делают его активным участником собственного процесса самореализации в профессиональной деятельности.

Реализация разработанного содержания личностно ориентированной подготовки будущего учителя осуществлялась в процессе изучения традиционных вузовских циклов дисциплин (психолого-педагогических, специальных, методических и спецкурсов), обеспечивающих поэтапную подготовку студентов к самореализации в профессиональной деятельности. В ее ходе будущие учителя постепенно овладевают профессиональными знаниями и умениями, обеспечивая личностный и профессиональный рост, саморазвитие и самореализацию.

Важным звеном рассматриваемой системы подготовки является инструментальный компонент, включающий этапы, пути и средства подготовки будущего учителя к самореализации в профессиональной деятельности от первого курса к выпускному.

В соответствии с логикой самореализации в профессиональной деятельности были выделены три этапа реализации предложенной системы личностно ориентированной подготовки будущего учителя: мотивационный, со-держательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный. Данные этапы включали стадии изменения поведения студента (подготовка,

осознание, действия, переоценка), процессы, происходящие на каждой стадии (мотиваци-онные, когнитивные, поведенческие, аффективные), комплекс методов и средств воздействия, организационных форм.

Говоря о стадиях изменения поведения, необходимо отметить, что студент может совершить регрессию от более поздней стадии к более ранней. Поэтому мы рассматриваем процесс подготовки будущего учителя к самореализации в профессиональной деятельности не как линейное движение через различные этапы, а как процесс, происходящий по спирали.

При каждой попытке развития студент проходит тот или иной структурный компонент готовности к самореализации через одни и те же стадии. Чем больше попыток совершается, тем больше нового сознательного опыта профессиональной деятельности приобретает будущий педагог, тем выше уровень его профессионального самосознания, профессионального развития, основанного на саморазвитии и самореализации.

Инструментальный компонент системы подготовки также включает: создание воспитывающей среды, привлечение студентов к творческой исследовательской деятельности, самообразование и саморазвитие, профессиональные пробы, индивидуальную траекторию подготовки к самореализации в профессиональной деятельности.

Воспитывающая среда — это совокупность окружающих студента обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие, содействующих его вхождению в современную социокультурную среду, позволяющих будущему учителю стать субъектом учебно-профессиональной деятельности. Смещение акцентов с «установки на развитие» к педагогической ценности саморазвития, с формирования заранее запланированных качеств на воспитание целостной совокупности профессионально важных качеств личности, имеющей свою уникальность, неповторимость и своеобразие, обеспечивает процесс ее самореализации в профессиональной деятельности. В этой связи изменяется и цель воспитания, суть которой заключается в оказании помощи студентам в самораскрытии своего внутреннего потенциала и реализации себя как личности и будущего профессионала.

Приобщение студентов к творческой исследовательской деятельности предполагает овладение методологией исследовательской

педагогической деятельности, формирование интересов, мотивов и исследовательских умений, обеспечивающих развитие потребности у будущего учителя в самостоятельном исследовательском поиске, возможность открытия новых научных идей, создания авторских методик обучения и воспитания.

Самообразование и саморазвитие в контексте нашего исследования — это свободный выбор стиля учебно-профессиональной деятельности, адекватного индивидуальности будущего учителя на основе самооценки уровня развития своих профессионально важных качеств. В структуре построенной системы подготовки самообразование и саморазвитие пронизывают все этапы обучения студентов, постепенно усложняясь и совершенствуясь к выпускному курсу.

Индивидуальная траектория подготовки будущего учителя к самореализации в профессиональной деятельности определяется неповторимым многообразием комбинаций профессионально важных качеств (ПВК). Органическое единство этих ПВК и обеспечивает педагогическую креативность, необходимую в овладении профессиональной деятельностью. При этом выбор способов и приемов деятельности, широта видения педагогических проблем, способность к решению профессиональных задач определяются личностными особенностями учителя, его профессионально-педагогической компетентностью. Но определить свою траекторию подготовки к самореализации в профессиональной деятельности, актуализировать свои потенциальные возможности, психологические

ресурсы способен не только сам будущий учитель, включенный в процесс рефлексирования в ходе профессиональной подготовки.

Постоянное рефлексивное осознание себя как личности, как педагога, эмпатичное стремление проникнуть во внутренний мир учеников, приобщить их к познанию себя и окружающей действительности, развить себя — это постоянный переход от своего маленького, интроспективного «эго» к децентрации — это путь, на наш взгляд, к самореализации в профессиональной деятельности, развитие потребностей в профессионально-личностном росте.

Специально организуются профессиональные пробы в процессе педпрактики (4-5-е курсы), способствующие самореализации в учебно-профессиональной деятельности будущего учителя.

1. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностью ориентированного образования // Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 11-17.

2. Мирошниченко Т. В. Реализация личностно ориентированного подхода в процессе подготовки будущих учителей начальных классов к использованию средств эстетотерапии // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 11. — С. 176-179.

3. Розова Т. Н. Воспитание готовности школьников к самореализации в гуманизированной среде: автореф. ... дис. канд. пед. наук. — Ставрополь, 1999. — 22 с.

4. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология : монография. — Волгоград : Перемена, 1994.— 152 с.

5. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. — 1994. — № 5.— С. 16-21.

6. Шаймарданов Р. Х. Технология личностно ориентированной профессиональной подготовки будущего учителя // Филология и культура. — 2004. — Вып. № 3. — С. 78-94.

УДК/uDC 37.048.45 С. Н. Чистякова

S. Chistyakova

профессиональное САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ: проблемы и пути решения

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STuDENTS: PROBLEMS AND SOLuTIONS

В статье рассматриваются новые подходы к профориентационной работе в образовательных учреждениях с учетом потребностей рынка труда и образовательно-профессиональных запросов молодежи, предложены профориентационные средства

педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования.

The article deals with new approaches to career-oriented work in the educational institutions with the needs of the labor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.