Научная статья на тему 'Опыт применения «Стандартизированных пациентов» в образовательном процессе студентов 4 курса по дисциплине «Внутренние болезни»'

Опыт применения «Стандартизированных пациентов» в образовательном процессе студентов 4 курса по дисциплине «Внутренние болезни» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ПАЦИЕНТ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ИННОВАЦИЯЛЫқ ТЕХНОЛОГИЯЛАР / СТАНДАРТТАЛғАН ПАЦИЕНТ / ТәЖіРИБЕЛіК ДАғДЫЛАР / БАғАЛАУ ПАРАғЫ / КЕРі БАЙЛАНЫС / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / STANDARDIZED PATIENT / PRACTICAL SKILLS / СHECK LIST / FEEDBACK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жумадилова З.К., Каскабаева А.Ш., Ботабаева А.С., Муздубаева Ж.Е.

Развитие практических знаний и умений является основной составляющей образовательных программ медицинских ВУЗов. Методика «стандартизированный пациент» внедрена на 4 курсе ОМФ по дисциплине «Внутренние болезни». Использование стандартизированных пациентов позволит улучшить коммуникативные навыки, общую клиническую компетентность и развитие профессиональной этики студентов, повысит компетенции преподавания и оценки ППС, обеспечит динамический образовательный ресурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жумадилова З.К., Каскабаева А.Ш., Ботабаева А.С., Муздубаева Ж.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF «STANDARTIZED PATIENT» TECHNIQUE INTRODUCTION IN EDUCATIONAL PROCESS OF 4 COURSE STUDENTS BY «INTERNAL DISEASES» DISCIPLINE

Development of practical knowledge and abilities is the main component of educational programs of medical schools. The technique"the standardized patient" is introduced on the 4th course on discipline "Internal diseases". Use of the standardized patients will allow to improve communicative skills, the general clinical competence and development of professional ethics of students, will increase competences of teaching and a faculty assessment, will provide a dynamic educational resource.

Текст научной работы на тему «Опыт применения «Стандартизированных пациентов» в образовательном процессе студентов 4 курса по дисциплине «Внутренние болезни»»

УДК 377.5:61

З.К. Жумадилова, А.Ш. Каскабаева, А.С. Ботабаева, Ж.Е. Муздубаева

Государственный медицинский университет города Семей, Кафедра внутренних болезней

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ «СТАНДАРТИЗИРОВАННЫХ ПАЦИЕНТОВ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ»

Аннотация

Развитие практических знаний и умений является основной составляющей образовательных программ медицинских ВУЗов. Методика «стандартизированный пациент» внедрена на 4 курсе ОМФ по дисциплине «Внутренние болезни». Использование стандартизированных пациентов позволит улучшить коммуникативные навыки, общую клиническую компетентность и развитие профессиональной этики студентов, повысит компетенции преподавания и оценки ППС, обеспечит динамический образовательный ресурс.

Ключевые слова: инновационные технологии, стандартизированный пациент, практические навыки, оценочный лист, обратная связь.

В последнее десятилетие медицинское образование Казахстана претерпевает ряд прогрессивных изменений, связанных с широким внедрением в сферу обучения новых информационных и инновационных технологии, направленных на подготовку высококвалифицированных медицинских кадров. Повсеместно в медицинских учебных заведениях были открыты и функционируют учебно-клинические центры, где на манекенах и муляжах студенты отрабатывают практические навыки. Однако технически оснащенные центры не в полной мере дают возможность отработать такие навыки как: общение с реальными пациентами, развитие коммуникативных способностей, сбор анамнеза, навыки физи-кального осмотра. Выпускники высших медицинских заведений нередко вынуждены обучаться врачебному мастерству уже непосредственно на своих рабочих местах, имея при себе диплом, а порой уже и сертификат специалиста. В последнее время частой проблемой в образовательном процессе следует признать отсутствие 100%-й обеспеченности студентов реальными больными и возможная сложность в вопросах общения «студент—пациент» в силу этических моментов (не всегда пациент готов раскрыться перед студентом) [1]. Один из путей решения этой важной проблемы является сосредоточение усилий по реализации программ, методология которых учит не просто знаниям, а знаниям-умениям [2]. Имитационные игры как одна из форм обучения студентов-медиков привлекают внимание специалистов уже давно [3]. В настоящее время методика обучения студентов на примере разыгрываемых ситуационных задач, с привлечением пациентов-актеров (так называемый стандартизированный пациент - СП) очень популярна во всем мире.

Учитывая требования современного обучения, кафедрой внутренних болезней решено внедрить данную методику в образовательный процесс студентов 4 курса ОМФ. Для начала несколько слов о СП и самой методике.

«СП - человек, подготовленный симулировать реального пациента настолько точно, что симуляцию не может заметить даже опытный клиницист. (Barrows, 1993). Во время симуляции, СП симулирует пациента в целом, то есть не только анамнез и симптомы, но и поведение, и эмоциональные и личностные характеристики».

СП представляют особую ценность для обучения студентов, осваивающих сбор анамнеза и умения клинического осмотра, готовясь к взаимодействию с реальными пациентами. Осваивая реалистичные сценарии с участием СП, они накапливают опыт, а преподаватели

получают возможность оценить - как студенты применяют новые знания не практике [4].

Преимущества использования СП в учебном процессе:

- удобно - доступно в любое время, в любом месте;

- надежно - пациенты являются стандартизированными и воспроизводимыми;

- достоверно - сопоставимо с реальными пациентами;

- контролируемо - преподаватели приводят с целями обучения;

- реалистичное - преподаватели интегрируют психосоциальные проблемы в клинический случай;

- корректирующее - студент немедленно получает обратную реакцию;

- практическое - студенты отрабатывают на практике методы физикального обследования, инвазивные методы обследования (обследование органов таза, молочных желез);

- повторяемое - студенты могут многократно повторять клинические ситуации, в которых они не готовы работать самостоятельно;

- измеримое - результаты студентов можно сравнивать;

- безопасное - не причиняет неудобства, дискомфорта и не несет потенциального вреда для реальных пациентов;

- эффективное - обеспечивает непрерывное накопление опыта в сжатые временные рамки сокращает нагрузку на преподавателей медицинских вузов. Если в вузе используется программа со СП, значит в наличии уже имеется ценный ресурс!

Сотрудниками кафедры внутренних болезней проделана большая работа, которая состояла их нескольких этапов:

1. Составление клинических сценариев для СП и методических ресурсов (наборы лабораторно-инструментальных данных).

2. Подбор станадартизированных пациентов. В роли пациента выступает специально подготовленный человек (актер), способный с большой степенью достоверности инсценировать тот или иной клинический сценарии [5]. В нашем случае подобраны и обучены два стандартизованных пациента на казахском и русском языках.

3. Подготовка оценочной документации (создание оценочных листов: СП, эксперта и преподавателя, заполнение анкеты СП).

4. Обучение стандартизированных пациентов.

5. Апробация симуляционной технологии с применением стандартизированных пациентов.

6. Внедрение симуляционной технологии с применением стандартизированных пациентов

7. Анализ обратной связи(проведение анализа обратной связи студентов и преподавателей).

8. Проведение мастер-класса для ППС.

В соответствии с Типовой программой дисциплины «Внутренние болезни» 4 курса были созданы 5 клинических сценария и оценочная документация: блок «гастроэнтерология» клинические случаи - «Язвенная болезнь», «Синдром раздраженного кишечника», блок «кардиология» -«Ишемическая болезнь сердца», «Артериальная гипертензия», блок «ревматология» - «Деформирующий остеоартроз».

Занятия с применением СП проводились по следующему алгоритму:

- Студент самостоятельно проводит обследование СП (сбор анамнеза, объективного обследования). Работа студента, исполняющего роль «врача- куратора» проходит индивидуально, в симуляционном кабинете, где созданы условия приближенные к реальной действительности, имитирующие кабинет поликлиники.

- СП выдает «отработанный» клинический сценарий. Он имеет конкретные установки, которые запрещают импровизировать по основной сюжетной линии и нацеливают выдавать четко сформулированную информацию по разработанному сценарию. СП не перебивает студента во время беседы, а также не предоставляет информацию добровольно, пока студенты не спросят о ней сами.

- Студент находится под перекрестным контролем, его действия оценивает преподаватель, эксперт-студент и СП с заполнением «оценочного листа».

- Как студент, так и преподаватель могут контролировать беседу с взятием - паузы «time-out» и продолжить работу - «time-in». Например, если студент в беседе чувствует себя неуверенно или не знает, что сказать, он предупреждает об этом, говоря «перерыв» («time-out»). СП входит в состояние безучастности и ведет себя так, как будто ожидает доктора. Когда студент готов продолжить, он говорит «рабочее время» («time-in»).

- После проведения первого этапа работы со СП, студент приступает к анализу полученных общеклинических данных, обосновывает предварительный диагноз, составляет план обследования, студент - куратор получает необходимые результаты лабораторно-инструментальных исследований.

- Заключительный этап работы - защита клинического случая с постановкой диагноза и назначение лечения с позиций доказательной медицины с выпиской рецептурного бланка.

- Важная составляющая работы по методике СП -это контроль качества работы студента и обратная связь - «дебрифинг»: обсуждение, заключение СП, экс-

перта и резюме преподавателя с выставлением общей итоговой оценки, отражающей его знания и умения.

При проведении анализа обратной связи получены положительные отзывы студентов, которые отметили развитие следующих компетенций: коммуникативные навыки, практические навыки, клиническое мышление, возможность применять полученные знания на реальных пациентах.

Подводя условную черту под представленным материалом, хотелось бы подчеркнуть собственные впечатления от методики «стандартизированный пациент». На наш взгляд, она предоставляет возможность студенту почувствовать себя ответственным за пациента, полагаясь на свои силы и знания. Выявленный недостаток теоретического багажа, слабость практических навыков помогут студенту в оставшееся в вузе время ликвидировать недочеты и более внимательно отнестись к работе с больными на профильных кафедрах.

Таким образом, в свете актуальных проблем современного здравоохранения становится очевидным, что необходимо не только активно искать новые пути по повышению качества образования студентов медицинских вузов, но и более широко внедрять перспективные новшества в структуру учебно-методического процесса. Особое внимание следует уделять методам активного обучения и контроля, являющимся наиболее действенными и результативными. В то же время они ни в коей мере не должны быть противопоставлены этапам клинической подготовки и экзаменации у постели больного, составляющими важную часть обучения. Только их адекватное сочетание способно реально повысить образовательный уровень выпускников высших медицинских заведений, а практическое здравоохранение обеспечить высоко квалифицированными специалистами.

Литература:

1. Булатов С.А., Хамитов Р.Ф. Практические умения и навыки. Программа освоения практических умений по методике «Стандартизированный пациент»: учебно-методическое пособие. - Казань: Бриг, 2006. - 44 с.

2. Мещерякова М., Подчерняева Н., Шубина Л. Обучение профессиональным мануальным умениям и оценка уровня их сформированности у студентов медицинских вузов // Врач. - 2007. - № 7. - С. 81-83.

3. Наумов Л.Б. Учебные игры в медицине. - Ташкент: Медицина, 1986. - 320 с.

4. М. Кантрелл (M.Cantrell) Симулированные/стандартизированные пациенты. Глава 29 изкниги «A practical guide for medical teachers» (пер. сангл. под-ред. З.З. Балкизова) // Медицинское образование и профессиональное развитие - 20l1. - №3. - С. 92-99.

5. Созинов А.С., Булатов С.А. Виртуальный больной - взгляд в будущее или игрушка для интеллектуалов // Виртуальные технологии в медицине. - 2010. -№1(3). - С.19-24.

Т±жырым

«1ШК1АУРУЛАР» ПЭН1БОЙЫНША 4 КУРС СТУДЕНТТЕР1Н1Ц ОКУ ГРДЮНДЕ СТАНДАРТТАЛFАН ПАЦИЕНТТ1КОЛДАНУ ТЭЖРИБЕС1 З.К. Жумадлова, А.Ш. Каскабаева, А.С. Ботабаева, Ж.Е. Мрздубаева Семей цаласыныц Мемлекеттк медицина университетi, 1шк аурулар кафедрасы

Ъжiрибелiк Шм мен дагдыларды дамыту медициналыц Жогаргы оцу орындарыныц Шм беру саласындагы Heai3ai багдарламасы болып саналады. «Стандартталган пациент» эд'ютемеа ЖМФ 4 курсында «Шк аурулар» пэннде енгвШ. Стандартты пациенттерд! цолдану студенттердц коммуникативтi дгедыларын жацсартуга, жалпы клиникалыц компетентттЫн арттыруга, кэаби этикасын дамытуга, устаздардыц оцыту бштлш жогарлатуга, багалау эдютерн кецейтуге мумюндж бередi жзне динамикалыц оцыту ресурсымен цамтамасыз етед'1.

Нег'1зг'1 свздер: инновациялыц технологиялар, стандартталган пациент, тэжiрибелiк дагдылар, багалау парагы, керi байланыс.

Summary

EXPERIENCE OF «STANDARTIZED PATIENT» TECHNIQUE INTRODUCTION IN EDUCATIONAL PROCESS OF 4 COURSE STUDENTS BY «INTERNAL DISEASES» DISCIPLINE Z.K. Zhumadilova, A.Sh. Kaskabayeva, A.S. Botabayeva, Zh.E. Muzdubayeva Semey State Medical University, Chair of internal diseases

Development of practical knowledge and abilities is the main component of educational programs of medical schools. The tech-nique"the standardized patient" is introduced on the 4th course on discipline "Internal diseases". Use of the standardized patients will allow to improve communicative skills, the general clinical competence and development of professional ethics of students, will increase competences of teaching and a faculty assessment, will provide a dynamic educational resource.

Key words: the innovative technologies, the standardized patient, practical skills, check list, feedback.

УДК 614.213:378.1

Ж.Т. Жетмекова, Ж.К. Маженова, С.С. Кырыкбаева, Р.М. Жумамбаева Государственный медицинский университет города Семей

Магистранты 1 года по специальности «Сестринское дело», Кафедра общественного здравоохранения и информатики, Кафедра пропедевтики внутренних болезней.

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

Аннотация

В статье анализируется сформированность специальных компетенции бакалавра сестринского дела.Особенно авторы акцентируют внимание на компетенции практические навыки которая позволяет приобрести навыки и умения в практической области профессиональной деятельности.

Ключевые слова: специальность "Сестринское дело", профессиональная компетентность, профессиональное образование, специальные компетенции, практические навыки, формирование компетенции, программы элективных дисциплин.

Актуальность: На протяжении длительного периода в стране сестринскому делу не уделялось должного внимания. Это привело к значительному отставанию этой области здравоохранения от развития современной науки и медицинских технологий, явилось причиной выбывания из профессии квалифицированного сестринского персонала, повсеместного снижения обеспеченности лечебно-профилактических учреждений сестринскими кадрами, увеличения дисбаланса в соотношении между врачами и медицинскими сестрами, и, как следствие, ухудшения качества оказываемой медицинской помощи. [1]

Вхождение Казахстана в новые социально-экономические условия выдвинуло на первый план необходимость проведения изменений в национальной системе образования. Ориентация сестринского образования на подготовку медицинской сестры нового качества требует соответствующей подготовки преподавателей. Введение высшего сестринского образования (ВСО) и открытие соответствующих факультетов в медицинских вузах Казахстана в 2006 году по специальности "Сестринское дело" (СД), основанного на принципиально новом понимании профессиональной деятельности сестры, явилось одним из первых шагов реформы сестринского образования в Республике Казахастан в целом. Стратегия этих изменений, изложенная в программе Саламатты Казахстан, предполагает дальнейший пересмотр образовательных программ и разработку качественно иных методов обучения, создание нового, отвечающего современным требованиям учебного процесса. [2]

В последние годы акцент в определении целей профессиональной подготовки сместился с усвоения студентами знаний и умений на формирование такой комплексной структуры, как профессиональная компе-

тентность. [3] Это понятие, широко распространенное в зарубежной системе образования, в последнее десятилетие, в связи со стремлением РК интегрироваться в европейское сообщество, становится в отечественном образовании базисным для определения не только стратегии общего и профессионального образования, но и для выбора подходов, методов, средств обучения и т.д.

Согластно постановлению ученого совета Государственного медицинского университета города Семей от 6 сентября 2011 г к специальным компетенциям относятся:

1) знание и понимание в изучаемой области;

2) практические навыки;

3) коммуникативные навыки с навыками критического мышления;

4) навыки научного мышления. [4]

Преимуществом ГОСО-2012 является введение

большого количества элективных дисциплин, что дает возможность быстро реагировать на потребности рынка труда, потребности вуза, возможность создания конкуренции между отдельными кафедрами за студентов. Так из 64 изучаемых кредитов блока базисных дисциплин 42 составляют компонеты по выбору (65%), а из 32 кредитов профилирующих дисциплин компонетры по выбору составляют 26 (81%) кредитов. [5].

Для полноценного формирования компетенции при рекомендации компонентов по выбору на наш взгляд любой ВУЗ должен руководствоваться не только селективами предусматривающими обязательное участие изучаемых дисциплин но и обоснованным и научно подтвержденным восполнением программы элективами.

Таблица 1.

Шифр компетенций.

Шифр компетенции 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

ООД БД Б Д ООД

Информатика ОБЖ А иатпмма к и ^ к ° 5 1- О : о 5 > ^ ю мо о о от и р з м а на и и н е Е Основы психопопии и ком- 1 вокы 1 а ы нв Общая патопопия 1 Оценка состояния здоровья § £ ! т се ес ы ывон в < >5 о к с е з- и м £ £ * 1 3 2 оак вы рм вно <3 теории | Менеджмент в сестринском депе

Уметь СК-02.01 Проводить целенаправленные мероприятия по профилактике заболеваний, укреплению, восстановлению здоровья индивида и группы населения; + + + + + + +

СК-02.02 Анализировать состояние общественного здоровья и потребности населения в медицинской, медико-социальной и медико-санитарной помощи; +

СК-02.03 Проводить сбор и оценку данных о состоянии здоровья пациента;

СК-02.04 Организовать и осуществлять сестринский процесс для обеспечения квалифицированного ухода за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем;

СК-02.05 Оценивать эффективность оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту; +

СК-02.06 Оказывать медицинскую помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях;

СК-02.07 Взаимодействовать с коллегами, организовать заботу исполнителей, находить и принимать управленческие решения, связанные с трудовыми ресурсами организации; +

СК-02.08 Проводить анализ работы организации в системе оказания сестринской помощи; +

Владеть навыками: СК-02.09 Сбора, хранения и обработки информации, в том числе и компьютерной, в сфере профессиональной деятельности; + +

СК-02.10 Оказания медицинской, медико-социальной, медико-санитарной и неотложной помощи;

СК-02.11 Пропаганды здорового образа жизни, проведение мероприятий по профилактике заболеваний; + +

СК-02.12 Планирования, организации, руководства, координации и контроля сестринских служб в системе здравоохранения; + +

СК-02.13 Эффективной коммуникации, управления конфликтами, стрессами и использования инноваций в организации; + + +

СК-02.14 Определения профессиональной готовности исполнителей в области сестринского дела; +

СК-02.15 Проведение методического анализа дидактического материала для преподавания, формулировки целей обучения, организации и проведения учебного процесса;

Быть компетентным в вопросах: СК-02.16 Международного и отечественного состояния и развития сестринского дела; +

СК-02.17 Совершенствования качества оказания медицинских услуг; +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СК-02.18 Разработки и использования стандартов оказания медицинской помощи специалистами сестринского дела; + +

СК-02.19 Управление, руководства и маркетинговой деятельности в сфере здравоохранения + +

Как известно формирование компетенции практические навыки выпускника СД проводится изучаемыми дисциплинами на протяжении всего периода обучения, однако степень участия их при этом исследована недостаточно. Вместе с тем необходимость совершенствования компетенций практических навыков путем анализа их, а также целенаправленные и обоснованные рекомендации в образовательные программы элективных дисциплин с учетом степени участия предметов в их формировании, является одним из приоритетных направлений в подготовке высококвалифицированного специалиста СД.

Цель исследования: совершенствование формирования компетенций практические навыки на факультете сестринского дела путем обоснованного введения элективных дисциплин.

Материалы и методы исследования: Для выполнения поставленной цели нами был разработан паспорт компетенций Согласно которому эти компетенции обозначены были как СК-01, СК-02, СК-03 и СК-04 соответственно.

В связи с тем что, компетенцию практические навыки формируют разные дисциплины, то подкомпе-тенций оказалось 19 и были они обозначены в цифровой номинации СК-02-01, СК-02-02, СК-02-03 и так далее до СК-02-18 (см таблицу 1 шифр компетенций).

Для обоснованной рекомендации студентам элективных дисциплин была изучена полнота сформиро-ванности всех подкомпетенций на курсах с учетом предметов участвующие в формировании компетенции СК-02 (практические навыки) начиная с 1 по 4 курсс. последующей оценкой полноты сформированности каждой подкомпетенций.

Результаты исследования. При анализе проведенных исследований нами были получены следующие результаты: на протяжении периода обучения с 1 по 3 курс большинством изучаемых предметов, т.е. в количестве 8-9, формируются такие подкомпетенции как: СК-02.03, СК-02.04, СК-02.06, СК-02.10. Несколько хуже, т.е. 3 изучаемыми предметами формируются подкомпетенция СК-02.13. Двумя предметами формируется подкомпетенции СК-02.09, СК-02.11, СК-02.12, СК-02.19, СК-02.18. С участием лишь одного предмета формируются подкомпетенции СК-02.02 (Анализировать состояние общественного здоровья и

потребности населения в медицинской, медико-социальной и медико-санитарной помощи), СК-02.05 (Оценивать эффективность оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту), СК-02.14 (Определения профессиональной готовности исполнителей в области сестринского дела), СК-02.17 (Совершенствования качества оказания медицинских услуг). Вместе с тем в формировании такой подкомпетенции как СК-02.15 (Проведение методического анализа дидактического материала для преподавания, формулировки целей обучения, организации и проведения учебного процесса) не участвуют ни один из изучаемых по программе предметов.

Выводы. Таким образом, если большинство клинических подкомпетенций формируются наиболее полноценно и главным образом на первом и втором курсах, то управленческие подкомпетенции основными изучаемыми предметами формируются слабо, что указывает на необходимость введения элективных дисциплин, конкретно, для формирования соответствующих подком-петнции. В связи с этим для совершенствования компетенции практических навыков считаем целесообразным вводить в учебный процесс элективы с учетом не только траектории специальности и рекомендуемого ГОСО 2012 перечня элективов, а сформированности подком-петенции согластно предлагаемого нами паспорта.

Литература:

1. Двойников С.И., Карасева Л.А., Пономарева Л.А. Теория сестринского дела. Самара. - ГП Перспектива. - 2002. - С. 6-9.

2. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы;

3. Кеннеди Д. Написание и применение результатов обучения: практическое руководство. Университет Крок (Ирландия). - 2007. - С. 3-5.

4. Протокол Ученого Совета ГМУ г Семей №1 от 6.09.2011 г.

5. ГОСО Республики Казахстан Сестринское дело. - 2012. - С. 8 - 11.

6. Аяпов К.А. Сестринское образование в современных условиях и основные пути его дальнейшего совершенствования // Медицина.- 2002. - N5. - С. 113115.

Тужырым

«МЕЙ1РБИКЕ1С1» ФАКУЛЬТЕТ1НДЕ ТЭЖ1РИБЕЛ1КДАFДЫЛАР БШ1КТ1ЛШЩ КАЛЫПТАСУЫНЫЦ САРАПТАМАСЫ Ж.Т. Жетмекова, Ж.К. Маженова, С.С. Кырыкбаева, Р.М. Жумамбаева Семей цаласыньщ Мемлекеттк медицина университет'!, «Мешрбике ici» мамандыгы бойынша 1 жыл магистранттары, Цогамдыц денсаулыц сацтау жэне информатика кафедрасы, 1шк аурулар пропедевтикасы кафедрасы

Мацалада мешрбике ici бакалаврларыныц арнайы бшктЛмтершщ цалыптасуы сарапца салынады. Эаресе авторлар кэаби эркетшщ тэжiрибелiк саласында дагдылар жэне машыцтарды мецгеруге мумкШк беретн тэжiрибелiк дагдылар бшктшгше басым назар аударган.

Клт свздер: «Мешрбике ia» мамандыгы, кэаби бштШ, кэаби Шм беру, арнайы бiлiктiлiк,тэжiрибелiк дагдылар, бШтшттщ цалыnтаcуы,элективтi пэндердц багдарламалары.

Summary

ANALYSIS OF FORMING OF COMPETENCE PRACTICAL SKILLS ON THE FACULTY "NURSING" Zh.T. Zhetmecova, Zh.K Mazhenova, S.S. Kyrikbaeva, R.M. Zhumambaeva Semey State Medical University, 1 year Master students in "Nursing", Department of Public Health and Department of Informatics, Department of Internal Diseases Propedeutics

This article analyzes the formation of the special competence of nursing bachelor .Authors emphasize the competence of practical skills which allows to acquire skills in the practical field of professional work.

Keywords: specialty "Nursing", a professional competencies, practical skills, the formation of competence, program of elective subjects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.