Научная статья на тему 'Опыт применения системы дистанционного обучения Blackboard в работе по основным образовательным программам'

Опыт применения системы дистанционного обучения Blackboard в работе по основным образовательным программам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / BLACKBOARD / ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головачев Григорий Михайлович, Серова Наталья Васильевна

Системы дистанционного обучения и интерактивные формы работы в последнее десятилетие активно внедряются в учебную деятельность образовательных организаций среднего общего образования. Такие системы чаще всего используются при тестировании обучающихся и при изучении факультативных разделов программы. Полноценное применение дистанционных технологий, под которым понимается перевод части учебной работы в электронную форму, как правило, не производится. Обычно такие задачи и не ставятся, так как отсутствуют причины переносить обучение по основным образовательным программам в компьютерные системы. Тем не менее, в отдельных специальных случаях регулярное применение дистанционных технологий оказывается эффективным. В работе представлен опыт использования системы поддержки образовательного процесса Blackboard в основной учебной работе в Академической гимназии СПбГУ им. Д.К.Фаддеева. Приводится методическое обоснование включения этой системы в учебный процесс в гимназии, предъявляющей повышенные требования к уровню итоговой подготовки обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт применения системы дистанционного обучения Blackboard в работе по основным образовательным программам»

Головачев Г.М.1, Серова Н.В.2

^анкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, к.ф.-м.н., преподаватель Академической гимназии им. Д.К Фаддеева, g. golovachev@ spbu. ru

2Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, директор Академической

гимназии им. Д.К Фаддеева, n . serova @spbu.ru

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ BLACKBOARD В РАБОТЕ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Дистанционное образование, системы дистанционного обучения, Blackboard, основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, гимназическое образование, интерактивные формы обучения.

АННОТАЦИЯ

Системы дистанционного обучения и интерактивные формы работы в последнее десятилетие активно внедряются в учебную деятельность образовательных организаций среднего общего образования. Такие системы чаще всего используются при тестировании обучающихся и при изучении факультативных разделов программы. Полноценное применение дистанционных технологий, под которым понимается перевод части учебной работы в электронную форму, как правило, не производится. Обычно такие задачи и не ставятся, так как отсутствуют причины переносить обучение по основным образовательным программам в компьютерные системы. Тем не менее, в отдельных специальных случаях регулярное применение дистанционных технологий оказывается эффективным. В работе представлен опыт использования системы поддержки образовательного процесса Blackboard в основной учебной работе в Академической гимназии СПбГУ им. Д.К.Фаддеева. Приводится методическое обоснование включения этой системы в учебный процесс в гимназии, предъявляющей повышенные требования к уровню итоговой подготовки обучающихся.

Использование систем дистанционного обучения в школах, гимназиях, лицеях в настоящее время является актуальной темой дискуссий. В соответствии с требованиями действующих стандартов, такие системы успешно функционируют в большинстве университетов. Имеются публикации, систематизирующие и обобщающие методику применения дистанционных технологий обучения в вузах [1]. Что касается среднего образования, то систематическое применение компьютерных систем обучения в работе по основным образовательным программам еще не получило широкого распространения. Имеются отдельные примеры успешного включения таких систем в учебный процесс в специальных случаях: при компенсации пропущенных занятий, при организации домашнего обучения, в сельской школе [2, 3]. Но в целом идея повседневного применения технологий дистанционного обучения в среднем образовании еще находится в стадии обсуждения. В настоящей работе обобщается опыт работы педагогического коллектива Академической гимназии СПбГУ им. Д.К.Фаддеева по использованию системы дистанционного обучения Blackboard в основной учебной деятельности в 2014-2015 учебном году.

Сам термин "система дистанционного обучения" требует уточнения. Традиционно под организацией дистанционного обучения понимается размещение на сайте образовательной организации информационных, справочных и методических материалов. Иногда системой дистанционного обучения называют инструмент онлайнового тестирования обучающихся. Публикация на сайте образовательной организации видеозаписей лекций также может рассматриваться как интерактивная технология обучения. Вместе с тем, любая система обучения, как очная, так и удаленная, дистанционная, не ограничивается совокупностью уроков и контрольных мероприятий. Для создания полноценной образовательной среды необходимо связать работу преподавателей и обучающихся в единый согласованный процесс.

Элементы дистанционного обучения могут часто размещаются на сайте образовательной организации. Это могут быть электронные библиотеки, модули для проведения тестов, базы данных, содержащие результаты успеваемости и т.п. В некоторых случаях преподаватели также разрабатывают свои системы компьютерного тестирования, размещая их на локальных серверах. В настоящее время в практику внедряются комплексные системы обучения, построенные на специализированных платформах, например, Moodle. Такие системы несут в себе множество инструментов, обеспечивающих их широкую функциональность.

В учебной работе по реализации основных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования в Академической гимназии существует несколько методических задач, которые требуют постоянного внимания и ежегодного решения. В частности, преподавателям необходимо выделить учебное время на тренировку стандартных умений и навыков (например, отвлечься от изучения фундаментальных свойств семейства показательных функций и переключиться на решение типовых показательных и логарифмических уравнений). Требуется проверить достижение минимально необходимого уровня подготовки при изучении дисциплин математического цикла всеми обучающимися, независимо от профиля обучения. Необходимо организовать итоговую систематизацию и обобщение материала, изученного в течение учебного года. С появлением в распоряжении преподавателей системы дистанционного обучения решение этих задач частично может быть осуществлено в интерактивной форме.

В Академической гимназии СПбГУ им Д.К.Фаддеева, являющейся подразделением Санкт-Петербургского государственного университета, используется система Blackboard. Эта профессиональная система дистанционного обучения разработана для обеспечения электронных форм обучения в крупной образовательной организации. Работа преподавателей и обучающихся в системе возможна с любого компьютера, имеющего выход в Интернет. Установка на локальном компьютере дополнительных программных модулей не требуется. Перечислим функциональные возможности системы. Blackboard позволяет разместить текстовые, аудио и видео файлы, рисунки в разных форматах; имеет расширенный тестовый модуль; организует выполнение заданий по расписанию индивидуальными учащимися и группами; ведет учет деятельности и успеваемости учащихся. Средства управления содержимым, такие, как построение различных иерархий, распределение доступа к материалам различным пользователям во времени, предоставляют преподавателю широкие возможности по организации образовательного пространства. Система имеет встроенные модули статистической обработки активности учащихся и академических результатов, что позволяет анализировать результаты работы учебных групп. Также в системе присутствует модуль для проведения вебинаров и on-line уроков (этот модуль не используется в гимназии при обучении по основным образовательным программам). Логической и структурной единицей размещаемых учебных материалов и заданий является курс. К учебному курсу подключаются определенные группы обучающихся, отражающие как формальное разделение на классы или студенческие группы, так и на функциональные группы. Классическим примером курса является "Русский язык для 9-х классов". В этом курсе размещаются методические материалы, в основном посвященные пунктуации в сложном предложении, тренировочные и контрольные тесты, справочные таблицы, примеры выполнения работ, звуковые файлы для выполнения диктантов и изложений. К этому курсу подключены все обучающиеся 9-х классов гимназии. В Академической гимназии созданы курсы по дисциплинам: алгебра, математический анализ, геометрия, физика, химия, русский язык, обществознание, история, информатика.

В Санкт-Петербургском государственном университете установлены определенные принципы применения системы Blackboard в основном образовательном процессе при реализации основных образовательных программ. Все учебные курсы в системе привязаны к дисциплинам учебного плана. Учебный материал, размещаемый в курсе, должен входить в рабочую программу дисциплины. Это не исключает применение Blackboard при преподавании факультативных дисциплин, учебных курсов по выбору и т.п. В этом случае факультативная дисциплина должна быть оформлена как составляющая учебного плана. Требования, предъявляемые к организации обучения с применением дистанционных технологий, сформулированы в Федеральном образовательном стандарте среднего общего образования [4]. Система Blackboard также используется в Академической гимназии для организации дистанционного обучения школьников по программам дополнительного образования, но описание этой деятельности выходит за рамки настоящей статьи.

Существует четкое понимание, что система дистанционного обучения, в частности, Blackboard, является только средством решения педагогических и методических задач, стоящих перед образовательной организацией. Использование дистанционных технологий обучения в учебной работе по реализации основных образовательных программ соседствует с традиционными формами работы. Преподаватели предпочитают применять эту систему в тех случаях, когда ее возможности позволяют добиться повышения качества образования и расширения спектра функциональных тренингов. Целью применения современных интерактивных технологий является углубление подготовки обучающихся в области изучаемых дисциплин.

Работа в системе дистанционного обучения рассматривается, прежде всего, как домашняя работа, добровольная или обязательная. Существуют значительные отличия во взаимодействии преподавателя и ученика в трех различных ситуациях — на уроке, во время выполнения учеником традиционного домашнего задания и во время выполнения заданий в системе дистанционного обучения. Во время очного урока общение (транзакции) между учителем и учеником происходит постоянно, несколько раз в минуту. Эти взаимодействия являются как вербальными (объяснения, указания, замечания и т.п.), так и визуальными (работа на доске, с учебником и т.п.). Эмоциональные, критические и стимулирующие обращения учителя к ученику играют значительную роль. Учитель ведет урок, обращая внимание на ответную реакцию учеников. В противоположность этому, во время выполнения домашнего задания учащийся сам организует свою работу и не взаимодействует с учителем. При выполнении каждого задания обучающийся самостоятельно выбирает необходимый метод и разделяет выполнение задания на последовательные простейшие стандартные действия. Учитель влияет на выполнение домашней работы опосредованно, в момент компоновки задания и выбора сложности задач. Распределение работы во времени между получением задания и его проверкой на следующем уроке полностью определяется учеником.

Выполнение задания, организованное в системе дистанционного обучения, занимает среднее положение между этими двумя ситуациями. При оформлении задания в системе преподаватель имеет возможность разложить большое задание на последовательные шаги и организовать поэтапную работу ученика. Последний вынужден принимать решения о способе и порядке выполнения задания не применительно к заданию в целом, а только к отдельному этапу. Таким образом, при подготовке задания в системе дистанционного обучения учитель заранее структурирует время и работу учащегося. Последовательно предлагая учащемуся выполнить несколько похожих заданий в системе, учитель организует обучающее занятие, посвященное выработке необходимых навыков.

Остановимся на основных задачах, которые решаются в Академической гимназии с применением системы Blackboard.

В первую очередь, система Blackboard используется для организации серии тренировочных заданий, направленных на формирование определенных технических навыков. Это может быть решение типовых уравнений в курсе алгебры, синтаксический разбор предложений в курсе русского языка, ситуационный анализ в курсе обществознания и т.п. Особенностью учебных программ Академической гимназии является высокая интенсивность изучения новых тем. На знакомство с каждым новым учебным модулем отводится небольшое ограниченное время. Обсуждение на уроках большого количества новых идей не оставляет учителю времени на отработку технических приемов. Нехватка времени может быть скомпенсирована высокой самоорганизованностью учеников, их способностью во время выполнения домашних заданий самостоятельно применять типовые приемы и методы в разных ситуациях. В случае, если у учеников возникают затруднения в выполнении стандартных заданий, учитель вынужден выбирать между двумя сценариями урока — провести тренинг или продолжить углубленное изучение теории и решение задач повышенного уровня. Появление систем дистанционного обучения способствует разрешению ситуации — тренинги выносятся на самостоятельную работу в систему. Отметим, что выполнение таких заданий организуется с помощью инструмента создания тестов. В этом случае тесты являются не контролирующим, а обучающим средством. Особенностью обучение с применением тестов — возможность разделить достаточно сложную задачу в последовательность простых вопросов, оформленных в виде теста. Поочередное выполнение этих простых заданий приводит к выработке навыков по разделению сложных задач на элементарные действия и на тренировку техники выполнения этих действий. В Академической гимназии разработаны подобные обучающие тесты, нацеленные на приобретения учеником опыта выполнения стандартных заданий в разных дисциплинах. Оценка за выполнение подобного тренировочного задания по усмотрению учителя может не учитываться.

Второе направление применения Blackboard — организация изучения учебных модулей (разделов программы), тренировочные задания по которым могут быть вынесены на самостоятельное освоение. Критерий выбора модуля для загрузки в систему — его технологичность, т.е. методическая возможность создания серии заданий одинаковой сложности. Характерным примером является модуль "Векторы" в курсе геометрии 9 класса. Преподаватель на уроке показывает правила действий с векторами, примеры разложения по базису, методы решения задач с применением векторной алгебры. Тренировка технических приемов,

вычислительные задачи выносятся в Blackboard. Изучение векторов в системе заканчивается выполнением относительно сложного задания, в котором требуется доказать несколько фактов из геометрии треугольника и четырехугольника. Это задание выполняется в письменном виде и загружается в систему для проверки.

Третье направление применения системы Blackboard — систематизация и углубленное повторение изученного материала. В системе размещены составленные преподавателями файлы, содержащие основные теоретические сведения. Эти материалы не дублируют учебники, а, скорее, являются расширенными опорными конспектами. Особенность программ учебных дисциплин, реализуемых в Академической гимназии, состоит в том, что не существует одного или двух учебников, в которых полностью изложено содержание дисциплины. Многие модули изложены в учебных пособиях, предназначенных для углубленного изучения школьных дисциплин. При подготовке к урокам как преподаватели, так и учащиеся должны ознакомиться с несколькими источниками. В этом случае размещение материалов, способствующих систематизации теоретических представлений на последнем этапе изучения дисциплины, оказывается методически оправданным. Требования к структуре учебного курса в Blackboard в этом случае остаются прежними — работа ученика в курсе должна подкрепляться выполнением тренировочных заданий, иначе применение системы ограничится дублированием электронной библиотеки.

Система Blackboard позволяет вести учет выполнения обучающимися письменных домашних работ. Обычно проверка учителем домашнего задания на уроке не является для ученика формальной отчетной процедурой. В отличие от этого, встроенный в Blackboard оценочный модуль фиксирует факт сдачи задания и время его выполнения. Учащихся дисциплинирует необходимость своевременной загрузки выполненного задания.

Как и в других учебных организациях, система дистанционного обучения используется в Академической гимназии для проведения контрольных тестов. В прошедшем учебном году реализовано тестирование по алгебре и математическому анализу. Проведение общешкольной компьютерной контрольной работы позволяет решить характерные проблемы методического сопровождения этих дисциплин. В Академической гимназии обучаются классы с разным уровнем подготовки и требованиями к результатам освоения этих программ. Существуют классы физико-математического, информационно-технологического, географического, биолого-химического профилей обучения. Тестирование всех обучающихся позволяет убедиться в том, что достигнут необходимый минимум освоения технических приемов решения задач. Проверяются навыки решения типовых иррациональных, тригонометрических, логарифмических уравнений и неравенств, чтения графиков и т.п. Используются традиционные вопросы: с выбором одного или нескольких правильных ответов; на сопоставление; требующие ввода численного значения. Тестирование проводится в компьютерных классах под наблюдением преподавателя. Все это позволяет считать объективными полученные результаты проверки уровня подготовленности. Существуют традиционные возражения части педагогического коллектива, смысл которых — желание осуществить письменную проверку последовательного выполнения заданий учащимися. С учетом этого мнения, задачи в тесте формулируются так, чтобы было невозможно получить правильные ответы при ошибочном ходе решения. Кроме того, тестирование в Blackboard не исключает проведения письменной работы на уроке.

Остановимся на том, как распределена работа по разработке и сопровождению дистанционного обучения. Создание материалов и поддержка функционирования системы дистанционного обучения требует объединенных усилий преподавателей, методиста, инструктора курса, системного администратора.

Задача системного администратора — обеспечить бесперебойное функционирование системы. Преподаватели контактируют с системным администратором только в случае сбоя в работе системы, поэтому он практически не влияет на содержание учебного процесса. Администрирование системы Blackboard в СПбГУ обеспечивается отдельным подразделением — Управлением-Службой информационных технологий. За несколько лет функционирования системы необходимость обращения к системным администраторам возникала не более двух раз.

Инструктор (администратор) курса обеспечивает взаимодействие между педагогическим коллективом и системой Blackboard, рассматриваемой в качестве элемента образовательной среды. Инструктор осуществляет разработку общей структуры курсов гимназии в системе Blackboard, участвует в определении методических целей создания каждого курса. Исходя из педагогических задач, которые решаются в курсе, инструктор формирует общее задание

методисту и преподавателю на создание необходимых ресурсов (аналог технического задания). Например, для курса, в котором будет проводиться тестирование учащихся, инструктор разрабатывает перечень и примерное содержание тестов, ориентируясь на действующие рабочие программы учебных дисциплин. При разработке тренировочного курса инструктор формирует заказ методисту на создание циклов тренировочных заданий, направленных на формирование определенных навыков. Создаваемый перечень тренировочных заданий основывается на рабочих программах дисциплин. Задачи, которые решает инструктор — согласовать структуру учебного курса в Blackboard с программами дисциплин и учебными планами, построить архитектуру расположения материалов с учетом календарного графика, организовать обучающихся в группы и обеспечить реализацию образовательных задач с использованием функциональных возможностей системы Blackboard.

Методист, определяющий порядок применения системы дистанционного обучения, играет важную роль. Он формулирует членам своего методического объединения предложения по определению целей, которые должны быть достигнуты с помощью системы Blackboard. Методист предлагает структуру учебных курсов, отвечающую заявленным целям и задачам. Организация учебной работы в компьютерных системах — относительно новый вид деятельности. Не все традиционные технологии обучения могут быть реализованы в электронном обучении. С другой стороны, функционал таких систем, как Blackboard, позволяет расширить возможности традиционной учебной работы. Без подробной разработки методического обоснования применения системы дистанционного обучения ее функционирование в образовательной организации может ограничиться осуществлением простейших функций, наподобие поддержки библиотеки домашних заданий.

Преподаватель, работающий в системе Blackboard, организует параллельное взаимодействие с учениками на уроках и в виртуальной среде. В его обязанности входит разработка теоретических материалов и заданий для загрузки в систему. Эти задания не должны быть полностью похожи на задачи из школьных учебников. Современные ученики ожидают от системы дистанционного обучения такой же интерактивности и привлекательности, какую они видят в социальных сетях и обучающих компьютерных играх. Перед преподавателем стоит творческая проблема, ему необходимо применить современные формы и методы работы для достижения традиционных образовательных и педагогических целей.

В качестве заключения отметим, что 2014-2015 учебный год показал возможность успешного применения системы поддержки образовательного процесса Blackboard при обучении по основным образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования. Активная работа велась в 19 курсах по 9 дисциплинам. Главной особенностью функционирования этой системы является то, что часть учебной работы, предусмотренной учебными планами и рабочими программами дисциплин, осуществлена в системе дистанционного образования. Положительным итогом является возможность сочетания дистанционных и традиционных технологий обучения.

Литература

1. Титова Ю.Ф. Задачи и проблемы организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий // Академия профессионального образования. Издательство Института непрерывного образования взрослых, СПб., 2015, Т.49, №6, С.59-69.

2. Лапенок М.В. О функционировании в учебном процессе школы информационной среды дистанционного обучения // Информационные технологии и общество. Казань, 2010, Т.13, №1, С.408-415.

3. Смыковская Т.К. Опыт организации дистанционного обучения в сельской школе // Педагогическая информатика. М., 2008, №.4, С. 12-16.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. В ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.