Научная статья на тему 'Опыт применения инновационном модели обучения детских хирургов мануальным лапароскопическим навыкам в условиях специализированного учебного центра'

Опыт применения инновационном модели обучения детских хирургов мануальным лапароскопическим навыкам в условиях специализированного учебного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / ЛАПАРОСКОПИЯ / СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ ТРЕНАЖЕРЫ / УЧЕБНАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TRAINING CENTER / LAPAROSCOPY / SIMULATION TRAINING / MEDICAL FITNESS / TRAINING OPERATIONAL / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Алексей Анатольевич, Гущин Александр Владимирович, Половинчук Александр Иванович, Аль-машат Н. А., Волков Владимир Владимирович

В последнее время проблема повышения качества постдипломного образования все больше привлекает внимание медицинской общественности. В сентябре 2012 г. в РНИМУ им. Н. И. Пирогова начал работу Учебный центр инновационных медицинских технологий, в котором хирурги университета проходят постдипломное повышение квалификации. Статья описывает задачи центра и образовательную модель при освоении лапароскопической методики проведения оперативных вмешательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Алексей Анатольевич, Гущин Александр Владимирович, Половинчук Александр Иванович, Аль-машат Н. А., Волков Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE INNOVATION MODEL OF TEACHING PEDIATRIC SURGEON THE LAPAROSCOPIC SKILLS IN SPECIALIZED TRAINING CENTER

Recently the problem of improving the quality of postgraduate education is increasingly attracting the attention of the medical community. In September 2012 the Russian National Medical University Research Research Medical University named after NI Pirogov started training center of innovative medical technologies, in which surgeons are postgraduate university training. The article contains a description of tasks and a description of the center of the educational model for the development of laparoscopic techniques of surgery.

Текст научной работы на тему «Опыт применения инновационном модели обучения детских хирургов мануальным лапароскопическим навыкам в условиях специализированного учебного центра»

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

Иванов А.А., Гущин А.В., Половинчук А.И., Аль-Машат Н.А., Волков В.В., Павлов И.А.

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОМ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ ХИРУРГОВ МАНУАЛЬНЫМ ЛАПАРОСКОПИЧЕСКИМ НАВЫКАМ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития России, Москва;

Учебный центр инновационных медицинских технологий, Москва; Кафедра детской хирургии педиатрического факультета, Москва

Ivanov A.A., Gushchin A.V., Polovinchuk A.I., Al-Mashat N.A., Volkov V.V., Pavlov I.A.

THE EXPERIENCE OF THE INNOVATION MODEL OF TEACHING PEDIATRIC SURGEON THE LAPAROSCOPIC SKILLS IN SPECIALIZED TRAINING CENTER

Russian National Research Medical University named after NI Pirogov; Training Centre of innovation medical technologies; Department of Pediatric Surgery, Faculty of Pediatrics

Резюме

В последнее время проблема повышения качества постдипломного образования все больше привлекает внимание медицинской общественности. В сентябре 2012 г. в РНИМУ им. Н. И. Пирогова начал работу Учебный центр инновационных медицинских технологий, в котором хирурги университета проходят постдипломное повышение квалификации. Статья описывает задачи центра и образовательную модель при освоении лапароскопической методики проведения оперативных вмешательств.

Ключевые слова: учебный центр, лапароскопия, симуляционное обучение, медицинские тренажеры, учебная операционная, повышение квалификации

Модернизация медицинского образования в России с каждым годом набирает обороты, ориентируясь на богатый международный опыт, но сохраняя при этом лучшие традиции отечественной науки и практики. При различных учреждениях здравоохранения открываются специализированные учебные центры, классы, тренинг-площадки и даже отдельные технопарки, где можно освоить практические навыки в различных отраслях высокотехнологичной медицины и внедрить собственные образовательные технологии.

Abstract

Recently the problem of improving the quality of postgraduate education is increasingly attracting the attention of the medical community. In September 2012 the Russian National Medical University Research Research Medical University named after NI Pirogov started training center of innovative medical technologies, in which surgeons are postgraduate university training. The article contains a description of tasks and a description of the center of the educational model for the development of laparoscopic techniques of surgery.

Key words: Training Center, laparoscopy, simulation training, medical fitness, training operational, training.

Имея опыт в преподавании основ мануальных навыков лапароскопической хирургии и всех современных ее течений, Учебный центр инновационных медицинских технологий (УЦИМТ) при Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И. Пирогова (РНИМУ им. Н.И. Пирогова) подошел к созданию дифференцированных образовательных программ для специалистов хирургического профиля. Достаточный материал в этом ключе накоплен и по разделу детской хирургии.

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

Сотрудничая с лучшими специалистами в детской хирургии, обладая богатейшей фундаментальной и клинической базой ведущего университета страны со старейшим педиатрическим факультетом, УЦИМТ РНИМУ им. Н. И. Пирогова имеет уникальную площадку для обучения хирургов данного профиля самым современным медицинским технологиям.

В практике отечественного медицинского образования отсутствуют единые стандарты в этом направлении развития, не прописаны четкие и общие критерии оценки обучающихся, не разработаны унифицированные подходы к процессу обучения для специалистов различного профиля (Стриже-лецкий В. В., Тайц Б. М., Рутенбург Г. М., Михайлов А.П., 2007; Матвеев Н. Л., Емельянов С. И., Богданов Д. Ю., 2007).

В связи с этим цель данной работы - создание технологической образовательной модели для освоения мануальных навыков и приобретения прочных теоретических знаний, базирующихся на прикладных клинических аспектах детской хирургии.

В задачи, поставленные перед специалистами УЦИМТ и кафедрой детской хирургии педиатрического факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова, входили следующие направления:

1) интеграция классических схем преподавания лапароскопической детской хирургии и инновационных методов освоения практических навыков;

2) отработка алгоритмов этапного обучения основам мануальных навыков в лапароскопической хирургии;

3) создание базовой площадки и модернизированной модели обучения детских хирургов основам эндохирургии;

4) оценка эффективности интегрированной схемы обучения «кафедра - клиника -центр» для обучающихся.

Материал работы основан на применении стандартных обучающих методик, инновационных моделей обучения, их совместном использовании, а также внедрении собственных технологий и разработок - усовершенствованных коробочных тренажеров, конструкций для отработки мануальных навыков, карточек заданий, логических схем и алгоритмов, тестов контроля знаний и умений. Базовыми площадками для создания данной об-

разовательной технологической модели являются кафедры детской хирургии, общей хирургии педиатрического факультета и УЦИМТ РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Курсанты центра (интерны, ординаторы, аспиранты и практикующие хирурги) разбиваются на группы согласно классическим схемам исследования.

Методами оценки эффективности созданной образовательной модели являются анкетирование и тестирование обучающихся на различных этапах с последующей статистической обработкой полученных данных.

Работа продолжается и в настоящий момент -нельзя до конца ответить на все вопросы и представить окончательные результаты исследования, но уже имеются первые существенные достижения в решении поставленных задач, о которых хотелось бы рассказать подробнее.

Ориентируясь на богатейший опыт кафедры детской хирургии педиатрического факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова, в первый этап освоения лапароскопической детской хирургии в рамках интегрированной схемы обучения решено было включить классическую модель прочтения лекций ведущими специалистами данной отрасли.

Отличительной особенностью ее является то, что лекции и обучающие семинары проводятся не в стенах кафедры и клиники, а в условиях специализированного учебного центра. Благодаря этому обучающиеся имеют возможность сразу после ознакомления с теоретическим материалом приступить к отработке практических мануальных навыков.

Специалисты с мировым именем (А. В. Герась-кин, А. Ф. Дронов, А. В. Сажин), а также квалифицированный профессорско-преподавательский состав кафедр РНИМУ им. Н. И. Пирогова с интересом подошли к созданию и прочтению таких уникальных в своем роде лекций в стенах учебного центра. На сегодняшний день обучены 83 курсанта кафедры детской хирургии, среди которых были интерны, ординаторы, аспиранты и практикующие врачи. По предварительной оценке данных анкетирования такая методика вызвала одобрение 82 обучающихся (98,79%), а результаты тестирования показали существенную «выживаемость знаний» (оценочные шкалы по группам будут представлены в последующих работах после завершения процесса обработки данных).

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

На следующем этапе обучения курсанты переходят к семинарским занятиям под руководством квалифицированных кураторов из профессорско-преподавательского состава университета в тренажерных залах центра. Залы оборудованы тренажерами-коробками для освоения практических навыков лапароскопической хирургии, усовершенствованными удобными практическими заданиями, устройствами, собственными конструкторскими разработками. Кроме того, здесь имеются новейшие компьютерные симуляторы лапароскопических вмешательств с обратной связью, позволяющие ощущать полноту взаимодействия тканей и инструментов, характерную для реальных условий операции.

Учебные модули симуляторов включают отработку практических навыков владения инструментарием, техники наложения швов, разъединения тканей, электрокоагуляции, манипуляций с камерой, различными инструментами и другие базовые задания, поэтому именно компьютерные симулято-ры включены в следующий шаг образовательной модели.

Данное высокотехнологичное оборудование со встроенными заданиями расходует много часов для освоения практических навыков. Дефицит времени для любых образовательных программ требует усовершенствования заданий с их адаптацией к знаниям и умениям курсантов различного уровня подготовки. Даже опытный куратор при большом количестве обучающихся не всегда может решить эти задачи. Поэтому нами разработаны и внедрены дополнительные карточки заданий и учебно-методические пособия, позволяющие значительно сократить интервал обучения.

По предварительной оценке имеющихся результатов исследования, эффективность освоения навыков увеличилась на 20-30%, а время, затраченное на это, сократилось почти вдвое (39-56% в разных группах).

Следующим шагом в освоении навыков лапароскопической хирургии стал переход к коробочным тренажерам. Разработано много конструкций этих устройств, интегрированных с компьютерами и мультимедийными средствами, создано большое количество заданий для отработки эндоскопической техники. Однако большинство из этих заданий не учитывают специфику освоения практических

навыков, например, применительно к детской хирургии.

На основании практического опыта и советов авторитетных специалистов были разработаны дополнительные тренировочные устройства и задания, позволяющие оттачивать эндохирурги-ческую технику в условиях малых пространств, ограниченного операционного поля, меньших по диаметру троакаров, несколько иных условий использования оптики и т. д. По предварительной оценке результатов применения подобных инноваций в обучающем процессе (учитывались данные анкетирования и тестирования по разработанной шкале освоения практического навыка) получено увеличение эффективности освоения навыка на 1035% в различных группах.

Следующее звено данной технологической образовательной модели - возвращение курсантов на компьютерные симуляторы, где они переходят к практическим заданиям модулей конкретных лапароскопических операций (холецистэктомии, ап-пендэктомии и т. д.). При этом задания выполняются последовательно по различным этапам, а затем курсанты имеют возможность выполнить симуля-ционную операцию целиком.

На освоение первичных мануальных навыков лапароскопической хирургии или контроля имеющихся навыков уже практикующих врачей и корректировки их действий уходит разное время (от нескольких часов до нескольких недель), в зависимости от многих факторов, что мы постараемся осветить в последующих наших печатных работах.

Следующим этапом обучения можно считать переход на кадаверный материал, органокомплек-сы в условиях неперфузируемых тканей, а также операции на животных (например, свиньи) в экспериментальных операционных. У каждого метода есть свои достаточно известные недостатки и преимущества, сторонники и противники, отработанные технологии и примеры успешного применения в подготовке специалистов в России и других странах. Мы же, основываясь на программах ведущего медицинского университета страны и международном опыте, пришли к выводу о целесообразности первоначального использования в обучающем процессе именно нефиксированных органокомплексов животных, трупном материале. Лишь затем возможен полноценный

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

Рис. 1. Лекционный зал оборудован для проведения презентаций, в том числе дистанционных

Рис. 4. Работа на коробочных тренажерах

Рис. 3. Карточка задания для самоподготовки при работе Рис. 7. В условиях учебной операционной курсанты центра

на симуляторе закрепляют полученные навыки

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

переход подготовленного специалиста к условиям операций с живыми организмами.

Основным тормозящим фактором для широкого внедрения данного обучающего этапа в повсеместную практику, на наш взгляд, являются этические, правовые, организационные и экономические трудности. В настоящий момент сложно представить использование дорогостоящего эндоскопического оборудования в секционных залах танатологических отделений лечебных учреждений или организацию работы с животными в этих структурах. На то нет необходимой правовой базы. Однако в условиях специализированных учебных центров в последние годы это становится реальностью.

В частности, Учебный центр инновационных медицинских технологий РНИМУ им. Н. И. Пиро-гова обладает такими возможностями. Использование этих важных звеньев обучающих моделей в подготовке квалифицированных специалистов нельзя исключить из образовательного цикла без потери качества образования.

Только накапливая опыт работы с животными в условиях анестезиологического пособия, мы не будем подробно освещать здесь данный вопрос до полного детального его изучения. А вот применение органокомплексов в условиях экспериментальной операционной, оборудованной эндоскопическими стойками, в нашем центре хорошо отработано, и мы можем рекомендовать эти методики для включения их в полноценный образовательный процесс.

В частности, на учебных циклах по постдипломной подготовке детских хирургов за тренировочным и симуляционным модулями следует отработка практических навыков в экспериментальной операционной, снабженной эндоскопическим оборудованием. На органокомплексах и разных нефиксированных тканях курсанты отрабатывают навыки аппендэктомии, наложения анастомозов, ушивания ран кишки и многие другие операции. На этом этапе также проводятся тестирование и контроль знаний и умений обучающихся.

В дальнейшем курсанты переходят на лечебные базы университета, где участвуют в операционных в качестве ассистентов, самостоятельно выполняют различные операции или их этапы, курируют больных, обсуждают клинические случаи на практических семинарах, конференциях и т. п.

Следует отметить, что обязательным связующим звеном всех вышеуказанных этапов обучения служит возможность получения изображения из операционных экспериментальных и клинических баз, учебных залов, лекционных аудиторий, организаций онлайн-конференций, семинаров и ве-бинаров благодаря наличию связующей системы телемедицинских трансляций между различными базами университета, ведущими клиниками Москвы и нашим учебным центром. По результатам тестирования курсантов это сказывается на эффективности восприятия любых обучающих программ.

На основании вышеизложенного можно сделать предварительные выводы.

Интеграция классических схем преподавания лапароскопической детской хирургии и инновационных методов освоения практических навыков позволяет увеличить качество самого образования, повысить эффективность и сократить время приобретения необходимых практических навыков.

Разработанные алгоритмы обучения основам мануальных навыков в лапароскопической детской хирургии включают последовательные этапы: лекции по актуальным прикладным вопросам клинического и технологического характера, обучающие семинары, освоение базовых навыков на компьютерных симу-ляторах, отработка эндоскопической техники на коробочных тренажерах, адаптированных под решение конкретных задач, выполнение операций на симуля-торах, в экспериментальных операционных на орга-нокомплексах и тканях животных, трупном материале, в условиях вивария и в лечебных учреждениях, полноценное возвращение к классическим моделям обучения на клинических кафедрах.

Базовой площадкой к эффективному использованию модернизированной модели обучения детских хирургов основам эндохирургии могут быть специализированные учебные центры, оборудованные необходимыми высокотехнологичными комплексами и адаптированные под решение соответствующих задач.

Встроенные задания, учебно-методические пособия, анкеты и системы тестирования позволяют оценить эффективность обучения, что видно уже на первых этапах анализа результатов создания инновационной модели обучения лапароскопической хирургии для детских хирургов, которая успешно работает в Учебном центре инновационных медицинских технологий РНИМУ им. Н. И. Пирогова.

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

Список литературы

1. Горшков М.Д., Федоров А. В. Классификация по уровням реалистичности оборудования для обучения эндохирургии // Виртуальные технологии в медицине. - 2012. - № 1 (7). - С. 35-39.

2. Дозорнов М. Г. Современные проблемы учебных центров и пути их решения // Виртуальные технологии в медицине. - 2010. - № 2 (4). - С. 4-6.

3. Свистунов А.А., Коссович М.А., Васильев М.В. и др. Оптимизация обучения лапароскопической хирургии в условиях центра непрерывного профессионального образования // Виртуальные технологии в медицине. -2012. - № 1 (7). - С. 27-34.

4. Федоров А. В., Горшков М. Д. Отработка базовых эндохирургических навыков на виртуальных тренажерах. Обзор литературы // Виртуальные технологии в медицине. - 2009. - № 2 (2). - С. 16-28.

Авторы

Контактное лицо: ИВАНОВ Алексей Анатольевич К.м.н., директор Учебный центр инновационных медицинских технологий. Тел.: 8 903 199 00 89. E-mail: ivanov_aa@rsmu.ru

ГУЩИН Александр Владимирович К.м.н., специалист поучебно-методической работе, Учебный центр инновационных медицинских технологий

ПОЛОВИНЧУК Александр Иванович Заместитель директора, Учебный центр инновационных медицинских технологий

ВОЛКОВ Владимир Владимирович Специалист по учебно-методической работе, Учебный центр инновационных медицинских технологий

ПАВЛОВ Игорь Александрович Специалист по учебно-методической работе, Учебный центр инновационных медицинских технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.