Клинический опыт
у ___________________
Опыт применения глиатилина при речевой реабилитации больных
и 1 и
с моторной афазией после перенесенного ишемического инсульта
И.А. Померанцев, И.В. Шутенко
Глиатилин (холин алфосцерат) -центральный холиномиметик, состоящий из 40,5% метаболически защищенного холина. Механизм действия основан на том, что при попадании в организм глиатилин расщепляется на холин и глицерофосфат: первый участвует в синтезе ацетилхолина - медиатора нервного возбуждения, а глицерофосфат является предшественником фосфолипидов мембраны нейронов. Таким образом, глиатилин улучшает холинергическую нейротрансмиссию, положительно воздействует на пластичность нейрональных мембран и на работу рецепторов. Все это, а также отсутствие аналогов препарата делает его незаменимым в терапии острых нарушений мозгового кровообращения (ОНМК).
В связи с ростом сердечно-сосудистых заболеваний, и в первую очередь нарушений мозгового кровообращения, в 2000 г. в городской больнице № 5 г. Тольятти на базе неврологического отделения № 1 было открыто отделение на 60 коек для лечения больных с острым нарушением мозгового кровообращения.
В штате отделения работает логопед, в обязанности которой входит ра-
Игорь Александрович Померанцев - зав. неврологическим отделением № 1 ГКБ № 5, г. Тольятти. Ирина Валентиновна Шутенко -
врач-логопед, неврологическое отделение № 1 ГКБ № 5, г. Тольятти.
бота с больными, утратившими речевые навыки вследствие ОНМК.
Цель работы: обобщение опыта реабилитации больных, страдающих нарушениями речи после ОНМК, при применении различных методов лечения, а также оценка эффективности глиатилина.
Материал и методы
За 2001-2002 годы в отделении пролечено 1245 больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения, из них у 1032 (80,3%) были ишемические инсульты.
Основными нарушениями речи при ОНМК, требующими коррекции, являются афазии (моторная, сенсорная, тотальная) и дизартрии (стволовые, корковые). Речевые расстройства наблюдались в группе ишемических инсультов у 428 больных (41,5%). Частота различных речевых расстройств представлена в таблице.
Начальный этап речевой реабилитации в отделении прошло 178 пациентов, перенесших ишемический инсульт, 13 пациентов по объективным причинам: тяжесть состояния, сопутствующие заболевания в стадии декомпенсации - в исследовании не участвовали.
Все пациенты с моторной афазией были распределены на две однородные по полу, возрасту, нозологии группы: 1-я (группа сравнения) - 85 человек, из них мужчин - 38, женщин - 47;
2-я группа - пациенты, получавшие глиатилин - 80 человек, из них мужчин - 39, женщин - 41.
Пациенты 1-й группы получали медикаментозное лечение, включающее мексидол (4,0 мл внутривенно капель-но 2 раза в день), кавинтон (0,5% - 4,0) или трентал (5,0 дважды в сутки внутривенно капельно), пирацетам 20% -
10.0 внутривенно 2 раза в день.
Пациенты 2-й группы дополнительно получали с первого дня глиатилин 4,0 внутривенно капельно на
200.0 физиологического раствора 2 раза в сутки в течение 9 дней, затем в капсулах в дозе 1200 мг в сутки в три приема до выписки из стационара (в среднем 11 дней).
Занятия логопеда проводились по ежедневной методике. Определяющим моментом являлось состояние пациента (общее самочувствие, тяжесть заболевания, уровень сознания) и длительность болезни. Время
Частота различных речевых расстройств у обследованных больных с ОНМК
Формы речевых Число больных
расстройств абс. %
Моторная афазия 178 41,6
Сенсорная (изолированная) афазия 102 23,8
Тотальная афазия 87 20,3
Дизартрия 61 14,3
Всего 428 100,0
28 Атм/сферА. Нервные болезни 2*2004 www.atmosphere-ph.ru
Клинический опыт
начала занятий согласовывалось с лечащим врачом. Общее количество занятий составляло 11-16, в среднем 13 занятий с одним больным.
Восстановление речевых функций включало:
1) преодоление недостатков экспрессивной речи на раннем этапе восстановления: растормаживание и стимулирование диалогической речи (метод диалога);
2) преодоление апраксии артикуляционного аппарата и предупреждение литеральных парафазий (метод зрительно-слуховых имитаций), вследствие чего уменьшалась выраженность поиска нужной артикуляционной позиции, отдельные звуки повторяются не только по визуальному образцу, но и “по слуху”;
3) преодоление нарушений устного высказывания на резидуальном этапе восстановления: восстановление структуры предложения;
4) преодоление глагольного и номинативного аграмматизма при разных формах афазий;
5) стимулирование диалогической речи на различных стадиях восстановления;
6) восстановление повествования речи;
7) восстановление значений слов в экспрессивной речи;
8) восстановление аналитического письма;
9) восстановление чтения.
Речевая реабилитация подразумевает прохождение всех вышеизложенных пунктов, но, учитывая кратковременность пребывания в стационаре (курс лечения 18-22 дня), больные проходят, к сожалению, не более трех первых этапов восстановления речи, после чего направляются с рекомендациями на курс реабилитации в сана-
торий или на амбулаторное лечение по месту жительства, где помощь логопеда ему уже недоступна.
Результаты исследования
Появление высокоавтоматизированных слов, элементов автоматизированной речи с сохраняющимися грубыми звуковыми искажениями с воспроизведением абрисов отдельных слов наблюдалось у пациентов
1-й группы с 7-8-го дня, тогда как во
2-й группе на 2-3-й день.
В произносительной сфере появление возможности простых артикуляторных переключений на уровне слога, слова, простого по звуковой структуре, в контрольной группе наблюдалось у 35% к 7-8-му занятию, к 10-11-му уже у 56,8%, тогда как в группе, получающей глиатилин, к 7-8-му занятию эффект был у 52,7%, а к 10-11-му занятию - у 68,8%.
Возрастание возможности понимания речи не только ситуативной, но и внеситуативной отмечено в 1-й группе к 8-9-му занятию у 40,5%, во 2-й группе у 63,6% пациентов.
Уменьшение трудностей понимания, связанных с персевераторным застреванием на отдельных речевых фрагментах (например, слов, начинающихся с “Т”, “Н”), к 10 занятию отмечалось у 45,6% пациентов 1-й группы и у 62,8% пациентов, получавших глиатилин.
В спонтанной речи расширение словаря в течение курса лечения (20 дней) отмечено в 1-й группе у 68,6% больных, во 2-й - 89,5%.
В диалогической речи появляются односложные ответы к 2-3-му занятию у 23,4% пациентов 1-й группы и у 42,3% во второй группе.
Аграмматизмы согласования в диалогической и спонтанной речи к
20-21-му дню встречаются реже во 2-й группе (у 15,5% против 28,4%).
В диалогической речи появление фраз, адекватных ситуации, увеличение активного словаря к 10-11-му занятию наблюдалось у 37,8% пациентов
1-й группы и у 53,8% - 2-й группы.
При этом отмечается самоконтроль и коррекция допущенных ошибок.
Ограниченные возможности монологической речи к моменту выписки сохранялись в контрольной группе у 26,4% пациентов и у 16,6% пациентов, получавших глиатилин.
К моменту окончания курса стационарного лечения (3 нед) нарушения речи сохранялись у 39 пациентов (45,9%) из 85 пациентов контрольной группы и у 24 человек из 80 (30%) во
2-й группе. Разница статистически значима (р < 0,05).
Выводы
1. Применяемая нами методика восстановления речи является универсальной, сочетается с любыми способами медикаментозного лечения и не имеет противопоказаний.
2. Проводимое лечение при моторной афазии на ранних сроках болезни должно включать глиатилин в рекомендуемых дозах, что способствует более быстрому восстановлению утраченных речевых навыков. Количество занятий логопеда - не менее 10 во время пребывания в стационаре. Для достижения значительного эффекта необходимо продолжать занятия по предложенной схеме в течение 2-3 мес, так как восстановление речи является важным социальным фактором реабилитации больного, перенесшего ОНМК.
3. С целью повышения эффективности лечения необходима преемственность в работе логопеда на амбулаторном этапе. J
Г
На сайте www.atmosphere-ph.ru вы найдете электронную версию нашего журнала, а также журналов “Атмосфера. Пульмонология и аллергология”, “Астма и Аллергия”, “Атмосфера. Кардиология”, “Легкое
сердце”, переводов на русский язык руководств и популярных брошюр GINA (Глобальная инициатива по бронхиальной астме) и GOLD (Глобальная инициатива по хронической обструктивной болезни легких).