Научная статья на тему 'Опыт подземного строительства в городе Хельсинки'

Опыт подземного строительства в городе Хельсинки Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1697
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДЗЕМНОЕ ГРАДОУСТРОЙСТВО / ПОДЗЕМНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ПЛАНИРОВАНИЕ ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА / ПОДЗЕМНЫЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН / ХЕЛЬСИНКИ / UNDERGROUND URBAN PLANNING / UNDERGROUND CONSTRACTION / DEVELOPMENT OF THE UNDERGROUND SPACE / UNDERGROUND MASTER PLAN / HELSINKI

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Демидова Елена Владимировна

Статья посвящена истории освоения подземного пространства в столице Финляндии. В статье рассмотрены ключевые факторы процесса освоения подземного пространства в городе Хельсинки, приведены примеры использования подземного пространства для общегородских нужд. Автор акцентирует внимание на особенностях финского земельного права, которое обеспечило расцвет городского подземного строительства и наличие возможностей для застройки городских территорий будущими поколениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE UNDERGROUND DEVELOPMENT IN THE CITY OF HELSINKI

The article is devoted to the history of underground urban planning in the capital of Finland. The article is considered to the key factors of process of underground space development in the city of Helsinki, it contains some examples of underground space’s use for city needs. The author focuses on features of the Finnish landed ownership which provided the peak of city underground construction and existence of opportunities for building for future generations.

Текст научной работы на тему «Опыт подземного строительства в городе Хельсинки»

УДК 711.954

ДЕМИДОВА Е. В.

Опыт подземного строительства в городе Хельсинки

Статья посвящена истории освоения подземного пространства в столице Финляндии. В статье рассмотрены ключевые факторы процесса освоения подземного пространства в городе Хельсинки, приведены примеры использования подземного пространства для общегородских нужд. Автор акцентирует внимание на особенностях финского земельного права, которое обеспечило расцвет городского подземного строительства и наличие возможностей для застройки городских территорий будущими поколениями.

Ключевые слова: подземное градоустройство, подземное строительство, планирование освоения подземного пространства, подземный градостроительный план, Хельсинки.

DEMIDOVA E. V.

THE EXPERIENCE OF THE UNDERGROUND DEVELOPMENT IN THE CITY OF HELSINKI

The article is devoted to the history of underground urban planning in the capital of Finland. The article is considered to the key factors of process of underground space development in the city of Helsinki, it contains some examples of underground space's use for city needs. The author focuses on features of the Finnish landed ownership which provided the peak of city underground construction and existence of opportunities for building for future generations.

Keywords: underground urban planning, underground constraction, development of the underground space, underground master plan, Helsinki.

Демидова Елена

Владимировна

главный специалист отдела развития секторов экономики Министерства экономики

Свердловской области, старший научный сотрудник института «УралНИИпроект РААСН»

e-mail: demidova@gov66.ru

Материалы по истории освоения подземных пространств содержатся в научных трудах как иностранных, так и отечественных ученых: в статьях и монографиях Г. Е. Голубева, Я. Келемена, З. Вайды, А. В. Корчака, В. А. Умновой, А. В. Попова и др. Значительное количество публикаций посвящено проблеме освоения подземного пространства в связи с сохранением обширного историко-архитектурного и планировочного наследия в городах Санкт-Петербург и Москва. Несмотря на обилие материалов по зарубежному опыту подземного строительства, данная статья систематизирует информацию об опыте освоения подземного пространства в городе Хельсинки — признанной «подземной» столице мира.

По данным на 2014 г., в Финляндии расположено более 300 городов. Столица Финляндии — город Хельсинки — крупнейший город страны, здесь проживает свыше 610 тысяч человек. Площадь территории Хельсинки составляет 719 км2, однако только 216 км2 поверхности приходится на сушу. Плотность населения Финляндии достигает 17 человек на квадратный километр, однако в центральных районах Хельсинки этот показатель составляет 16 500 человек на квадратный километр.

Вместе с городами-спутниками Вантаа, Эспоо и Кауниайнен Хельсинки образует столичный регион с населением более 1,4 миллиона человек. Приблизительно каждый четвертый финн живет в столичной агломерации.

Город Хельсинки расположен на юге страны, на берегу Финского залива Балтийского моря. Северное расположение города на 60-й широте отражается на погоде: климат здесь умеренный, переходный от континентального к морскому. Близость Северного Ледовитого океана и Северной Атлантики делают климат холодным, однако течение Гольфстрим приносит в регион теплый воздух, благодаря чему среднегодовая температура в Хельсинки составляет +6,5 °С (тогда как в Москве, расположенной южнее и дальше от моря, среднегодовая температура воздуха +4,1 °С).

Город расположен в скалистой местности. Исторический центр города расположен на полуострове с сильно изрезанной береговой линией. Перепады высот в городе значительны, а скалы — обычная часть пейзажа. Средняя глубина почв над скальным основанием составляет семь метров, но может варьироваться от 0 до почти 70 метров.

В агломерации Хельсинки проведена классификация почв по условиям строительства

Иллюстрация 1. Классификация почв Хельсинки по условиям Иллюстрация 2. Карта рисков строительства [7] строительства. 2012-2013 гг. [7]

(Иллюстрация 1), которая основана на оценке общих геотехнических характеристик грунтов различных видов и данных о крутизне склонов.

На карте показаны четыре различные категории земель с различными условиями для строительства: очень хорошие (темно-зеленый цвет), хорошие (зеленый), сложные (оранжевый) и очень сложные (фуксия). Коренные породы (темно-серый), техногенные грунты (светло-серый), водные объекты и застроенные территории (светло-голубой), для которых отсутствует какая-либо геологическая информация, выделены в отдельную подкатегорию земель.

На основании полученных данных и имеющегося регионального плана землепользования Хельсинки учреждениями Финляндии, входящими в состав проекта

Иллюстрация 3. Карта комплексного риска строительства [7] (зеленые участки — низкий риск, желтые и оранжевые — средний риск, красные — высокий риск, бледно-розовые — не классифицированы)

«Climate Proof Living Environment» (геологическая служба Финляндии, управление по охране окружающей среды региона Хельсинки и др.), была составлена карта рисков строительства. Степень риска для каждого участка определялась на основе матрицы рисков. Зеленым цветом на карте показан самый низкий потенциальный риск, желтым и оранжевым — средний, красным — самый высокий (Иллюстрация 2). Светло-голубой цвет выбран для обозначения воды, светло-розовый — для территорий, риск для которых не определен.

Геологической службой Финляндии разработаны различные карты Хельсинки: карта интегрированного риска (Иллюстрация 3), которая включает в себя информацию о рисках затопления ливневыми дождями, поверхностными водами и штормовыми волнами; карта четвертичных отложений; карта фильтрационной способности почв; карты крутизны склонов и др.

Важно, что все данные имеются в свободном доступе на картографических сервисах разработчиков. Строительные компании и органы местной власти имеют достоверную и актуальную информацию о возможных рисках строительства на определенной территории. Карты комплексного риска позволяют ответственным лицам и разработчикам планов землепользования выбирать наиболее разумные и безопасные способы использования земель в том или ином регионе.

Растущий в мире интерес к комплексному освоению городского подземного пространства в значительной мере обусловлен, с одной стороны, необходимостью интенсивного развития, с другой — свойствами подземных сооружений, которые позволяют: 1) разгрузить зону обитания человека от техногенных воздействий; 2) обеспечить естественную защиту подземных объектов. Эта защита является одновременно механической, термической, акустической и гидравлической. Сегодня использование подземного пространства рассматривается уже не как один из возможных, а как безальтернативный вариант оптимального развития городов-мегаполисов [4].

Качество скальной породы в Финляндии идеально подходит для подземного строительства, поскольку большая часть скальных пород относится к докем-брийским скальным основаниям. Средняя стоимость

Иллюстрация 4. Подземный бассейн Itakeskus, Хельсинки, Финляндия. Арх. Hyvamaki-Karhunen-Parkkinen Architects. 1987-1991 гг. [2]

подземного пространства в стране составляет 100 евро за кубический метр, включая стоимость работ по раскопкам, укреплению туннелей, заливанию раствором и закрытому дренажу [12].

В настоящее время в Хельсинки разведано более 10 миллионов кубических метров подземного пространства, функционирует более 400 подземных сооружений, проложено 220 км технических туннелей, 24 км водных туннелей и 60 км единых сервисных туннелей, которые включают в себя теплоцентрали и системы охлаждения, электрические кабели и телекоммуникационное оборудование [12].

Для того чтобы лучше понимать приведенные выше статистические данные и сравнить площадь поверхности Хельсинки и площадь разведанных подземных пространств, скажем, что в среднем на каждые 100 м2 поверхностной площади приходится 1 м2 подземного пространства. В городе существует достаточное количество подземных ресурсов для строительства в будущем [12].

Главным фактором бурного освоения подземного пространства в Финляндии является легализованная возможность оформления объектов подземного строительства в собственность. Так, в стране на законодательном уровне закреплена обязанность собственников зданий площадью более 1 200 м2 обустраивать подземные бункеры для коллективной защиты населения. Чаще всего в зданиях строятся подземные погреба, которые в повседневной жизни используются как хозяйственные помещения, однако в случае чрезвычайных ситуаций будут служить объектами оборонного комплекса. Например, в Хельсинки имеется более 4400 убежищ, построенных под зданиями или вырубленных в скалах. Теоретически они обеспечивают жителей финской столицы укрытиями на 125%.

В настоящее время в Хельсинки подземные сооружения строятся исходя из текущих потребностей жителей, однако при строительстве всегда учитывается возможность их легкого и экономичного преобразования в оборонительное сооружение. Так, подземный бассейн в скале Итакескус (Какезкш) (Иллюстрация 4) весьма популярен у жителей и туристов благодаря наличию спа-центра, бассейнов и саун; одновременно в нем могут находиться до 1 000 посетителей, в год число посетителей составляет 400 тысяч человек. В случае же возникновения опасности он может служить убежищем для 3 800 человек [12].

В странах Северной Европы (Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Исландии) присутствует определенное единообразие в понимании права собственности на землю: собственник обладает правами в отношении поверхности и всего, что находится под и над ней. Однако при ближайшем рассмотрении можно увидеть ряд отличий. В Норвегии и Финляндии дорожные туннели в некоторых случаях могут прокладываться под земельным участком без согласия собственника, а в Швеции вопрос о таком праве решается на основе договора с собственником (либо путем установления сервитута, либо формирования трехмерного участка) [1].

Кадастровая система в Финляндии все еще двумерная, хотя в настоящее время разрабатывается 3D кадастровая система. Согласно земельному праву владелец управляет подземной частью собственности, хотя глубина распространения права владения четко не прописана. Практически установлено, что частная собственность на недра должна заканчиваться на той границе, после которой подземное пространство может использоваться для технических нужд — это уровень двухэтажного подвала, примерно 6 метров глубиной. Кроме того, в финском законодательстве имеется существенное различие между правом собственности на землю и правом ее использования. Так, если владелец здания хочет построить многоуровневый подземный комплекс, то у него должна быть соответствующая строительная лицензия. И в этом случае речь будет идти о праве использовать подземное пространство для дальнейшего строительства.

Городские власти облагают налогом компании, использующие подземное пространство, однако арендная плата за подземные сооружения составляет примерно половину от арендной платы на поверхности земли. Право собственности может быть получено на основании добровольной передачи имущества, посредством заключения соглашения или выкупа.

История освоения подземного пространства города Хельсинки начинается с 1960-х гг. Спрос на подземные сооружения в центре Хельсинки значительно вырос с тех пор: с течением времени застройка города становилась все плотнее, что привело к расширению подземного строительства, которое, в свою очередь, привело к необходимости соединения подземных сооружений друг с другом, а значит — к формированию взаимосвязанных подземных комплексов.

Другой причиной интереса финнов к освоению подземного пространства является их потребность в сохранении исторического ландшафта Хельсинки, возможности организации парковых зон в городах, а также повышенная безопасность подземных сооружений.

Столица Финляндии — город Хельсинки — сегодня является единственным городом в мире, где разработан четкий план развития подземных пространств. Действующий подземный генеральный план Хельсинки (далее — ПГП) определяет направления текущего подземного развития и резервирует отдельные подземные участки для строительства в общественных и частных интересах на долгосрочный период. Данный документ явля-

Иллюстрация 5. Фрагмент подземного генерального плана Хельсинки. 2014 г [13, 23] (цветами выделены: светло-голубой — зарезервированные маршруты для прокладки новых туннелей; синий — зарезервированные участки для перспективного подземного освоения; серый — существующие подземные туннели и объекты строительства; горчичный — зарезервированные участки без определенного функционального назначения)

ется основополагающим в процессе управления городскими подземными строительными работами.

Процесс разработки ПГП города начался в 1980-е гг., когда Хельсин-ский муниципальный совет решил вести план распределения подземных участков. В 2000-х гг. у властей возникла потребность в едином плане всех подземных пространств города. 9 декабря 2004 г. Комитет по городскому планированию города Хельсинки утвердил ряд принципов подготовки подземного генерального плана. Среди них:

♦ масштаб генерального плана: для всего города — 1:20 000, для территорий южнее железнодорожной станции Пасила — 1:10 000;

♦ правовой статус документа: генеральный план, его положения носят легитимный характер и являются основой для принятия градостроительных решений;

♦ совместная разработка ПГП и плана распределения подземных участков, что упростит сбор и обмен информацией;

♦ классификация подземных пространств Хельсинки по функциональному признаку: в ПГП будут отражены подземные участки для транспортной инфраструктуры, объекты гражданской обороны, спортивные учреждения, административно-деловые центры, системы инженерных коммуникаций, центры утилизации отходов, склады и другие зоны;

♦ главной целью применения ПГП будет достижение максимального синергетического эффекта

(принцип двойного использования помещений: в мирное время — гражданский объект, в случае чрезвычайной ситуации — бомбоубежище);

♦ подземные сооружения и здания будут размещаться в скальных породах;

♦ значительные подземные пространства в скалах будут зарезервированы под общегородские нужды и общественно значимые проекты;

♦ подземные пространства под городскими зонами отдыха и парками будут использоваться только в тех случаях, если это не повредит окружающей среде и не создаст трудностей в использовании надземных сооружений;

♦ планируемые к строительству объекты на территории Хельсинки должны создаваться с точки зрения их возможного размещения под землей с учетом экономической, социальной и экологической эффективности;

♦ городское планирование обязательно должно включать в себя формирование подземных паркингов и мест хранения автотранспорта [13, 12-13].

Принятие Комитетом по городскому планированию города Хельсинки четких принципов планирования и единого подхода к подземному строительству позволило ускорить работу над созданием единого подземного плана и избежать лишних научных и общественных дискуссий. Унифицированные правила позволили избежать градостроительных ошибок и исключили коррупционную

составляющую в процессе принятия инвестиционных решений.

В 2005 г. в Хельсинки было проведено множество открытых консультаций и дискуссий со всеми заинтересованными сторонами (жителями, представителями общественных и научных организаций, бизнесменами и девелоперами). В 2006-2007 гг. со ответствующими го судар ственны-ми органами проведены консультации с энергетическими компаниями и организациями, занимающимися водоснабжением и водоотведением, а также с полицейскими и военными структурами на предмет издания карты подземного пространства, разработан черновой план подземного пространства Хельсинки.

В мае 2007 г. Комитетом по городскому планированию города Хельсинки проведена экспертиза ПГП муниципалитета, затем план представлен на общественных слушаниях. Власти стремились получить максимальный отклик жителей, для того чтобы внести соответствующие коррективы. В декабре 2008 г. ответственным за подготовку документа органом в муниципальный совет был передан окончательный вариант ПГП для ознакомления и согласования. 8 декабря 2010 г. муниципальный совет одобрил ПГП Хельсинки (Иллюстрация 5) [12].

Согласно ПГП Хельсинки, имеющиеся подземные пространства и зарезервированные участки разделены на следующие группы исходя из их целевого назначения:

1 Комплексы технических систем.

2 Объекты транспортной инфраструктуры, включая автопарков-

ки, туннели для внеуличного транспорта и др.

3 Системы обслуживания и хранения.

4 Административно-деловые комплексы и предприятия обслуживания населения.

5 Иные сооружения и комплексы (без определенного функционального назначения) [9, 3].

Согласно документу подземного генерального плана, в ближайшем будущем появится подземный Хельсинки со своими магистралями и центрами торговли, а исторический центр города будет сохранен для туристов. Пример Хельсинки является показательным для городских властей в России, которые чаще выбирают стратегию сноса исторических зданий или позволяют высотное строительство по соседству с памятниками архитектуры, и данная эклектика отнюдь не улучшает архитектурный облик.

Вместе с тем власти Хельсинки не просто «освобождают» поверхностную городскую территорию от излишнего строительства за счет переноса под землю автопаркингов и объектов транспортной инфраструктуры, они реализуют строительство амбициозных и интересных гражданских объектов под землей.

Например, в скале расположен водоканал Хельсинки — автоматизированный комплекс, где работает всего 40 человек. Питьевая вода в город поступает из озера Пяйянне по горному туннелю длиной 120 км. Благодаря изначально хорошему качеству озерной воды и поддержанию постоянно низкой температуры во время транспортировки перед использованием эта вода требует минимальной обработки в связи с наличием незначительных загрязнений. Строительст-

Иллюстрация 6. Церковь Temppeliaukio, Хельсинки, Финляндия.

Арх. Тимо и Туомо Суомилайнен (Timo Suomalainen, Tuomo Suomalainen). 1961 г. [5]

во туннеля началось в 1972 г. и было завершено спустя 10 лет. Подобное конструктивное решение превосходно как с точки зрения экономии природных ресурсов, так и бюджетных средств; кроме того, горожане получают питьевую воду высокого качества прямо из-под крана за умеренную плату.

Завод Уиктшай по переработке сточных вод также расположен в скале вместе с системой коллекторов. Переработанная вода отсюда по туннелю длиной 16 км поступает в открытое море. Над заводом располагается жилой массив, в котором проживает 3 500 жителей.

Одной из самых популярных достопримечательностей Хельсинки является церковь Темппелиаукио (ТешрреНаикю), вырубленная в скале высотой 12 метров посреди обычного жилого массива (Иллюстрация 6). Само здание едва видно снаружи, только медный купол возвышается над скалой. Сверху церковь выглядит как летающая тарелка, спустившаяся

на землю [5]. Сочетание природных и искусственных материалов делает церковь в скале привлекательной для туристов со всего мира, а также является квинтэссенцией финского дизайна — простого, но грамотного соотношения между светом, объемом и пустотой, человеком и окружающим миром.

Одним из самых масштабных проектов подземного строительства стал служебный городской туннель КЕНи, расположенный непосредственно под историческим центром города. Строительство туннеля протяженностью в 2,5 км на глубине 30-40 метров под землей завершилось в 2010 г., помимо дорог здесь разместились магазины, гостиницы и офисные центры (Иллюстрация 7).

Необходимость строительства данного туннеля была вызвана задачами разгрузки центральной части города от транспортных потоков и улучшения состояния атмосферного воздуха. Туннель КЕНИ имеет два въезда: западный — для всего авто-

Иллюстрация 7. План подземного туннеля KEHU [8]

транспорта, восточный — только для грузовиков и автомобилей сервисных служб.

За время строительства туннеля было извлечено свыше 170 тысяч кубометров грунта и гранитного щебня, который, в свою очередь, пошел на обустройство насыпной территории и расширение порта в Хельсинки.

Практически все инженерные, коммунальные и коммуникационные сети в Хельсинки прокладываются в туннелях под землей, поскольку этот способ защищает их от вандализма и вредного воздействия окружающей среды, требует минимального обслуживания, не портит городской ландшафт.

В ПГП Хельсинки выделено примерно 1 400 га (6,4% от наземной территории города) для резервирования участков подземного строительства. Эти участки были отобраны на основе изучения их доступности, транспортных связей, прав собственности на землю. Участки для будущего размещения коммунальных и технических служб также обозначены в подземном градостроительном плане, обычно для этих нужд выделяются участки на такой глубине, которая не имеет существенного влияния на другие объекты подземного строительства [12].

Опыт Хельсинки показывает, что подземное строительство улучшает внешний вид городской среды, способствует ее экологизации, а также повышает качество жизни горожан. Кроме того, помимо хозяйственно-бытовых функций подземное пространство может использоваться для создания уникальных объектов, повышающих инвестиционную привлекательность не только города, но и страны в целом.

Заключение

Рост концентрации населения и производственных функций на ограниченной городской территории постепенно приводит к неэффективности городской экономики, которая усугубляется нарастанием экологических проблем — растягиваются транспортные коммуникации, загрязняются атмосфера и водные ресурсы, растут расходы на отопление, водоснабжение, уборку мусора. В развитии городов наступает этап радикального пересмотра концепции использования городских территорий, который заключается в вовлечении в хозяйственный оборот подземных пространств.

Мировой опыт свидетельствует о том, что в крупных городах устойчивое территориальное развитие невозможно без создания качественной и разветвленной подземной инфраструктуры, за счет которой достигаются комфортные и безопасные условия проживания горожан.

Благоприятными факторами развития подземного строительства в Хельсинки стали скальные породы и климат. Но помимо благоприятных естественных условий, основным фактором освоения подземного пространства для финнов стала небольшая территория города Хельсинки и сохранение открытых пространств, парков и общественных зон, особенно в исторической части.

Геотехническая база данных по недрам Хельсинки разрабатывалась в течение 40 лет, зато теперь строители и органы власти используют ее в проектных работах и городском планировании. Накопленные знания и картографический материал позволили столичному руководству воплощать в жизнь экономически целесообразные и экологически безопасные строительные проекты в Хельсинки.

В Хельсинки разведано более 10 миллионов кубических метров подземного пространства, функционирует свыше 400 подземных сооружений, проложено 220 км технических туннелей, 24 км водных туннелей и 60 км единых сервисных туннелей.

Подземное строительство — это чрезвычайно долгосрочная работа. В Хельсинки темп подземного строительства составляет в среднем 4 км/год. Поэтому в процесс освоения подземного пространства вовлечены не только современники, но и будущие поколения финнов, а значит, городу требуется долгосрочный комплексный план развития подземного пространства. В настоящее время Хельсинки является единственным городом в мире, имеющим подземный генеральный план развития всей столичной агломерации. В данном документе зарезервировано около 1 400 га участков подземного пространства для будущего освоения.

Список использованной литературы

1 Аверина К. Н. Особенности земельных отношений в Скандинавских странах // Юридические исследования. 2014. № 2. URL: http://e-notabene. ru/lr/article_10963.html (дата обращения: 17.11.2014).

2 Бассейны и аквапарки в Хельсинки. URL: http://www. mishanita.ru/forum/viewtopic.php?t=30 (дата обращения: 02.12.2014).

3 Иностранный опыт: городские проекты под землей // The Village. URL: http://www.the-village. ru/village/city/infrastructure/118080-inostrannyy-opyt (дата обращения: 14.01.2015).

4 Лагуткин А. В., Грудцына Л. Ю. Право собственности на объекты подземного строительства в России: проблемы и перспективы признания // Правовой центр «Правый берег». URL: http://www.center-bereg.ru/i179. html (дата обращения: 25.10.2014).

5 Темппелиаукио (церковь в скале). URL: http://allcastle. info/europe/finland/010 (дата обращения: 10.02.2015).

6 Хельсинки в цифрах. 2014. URL: http://www.hel.fi/hel2 /tietokeskus/julkaisut/pdf/14_06_13_taskutilasto_14_ ve.pdf (дата обращения: 24.02.2015).

7 CliPLivE. Climate Proof Living Environment. URL: http:// www.infoeco.ru/cliplive/index.php?id=1 (дата обращения: 27.01.2015).

8 Servicing Helsinki's 'Underground City'. URL: http:// www.tunnelsonline.info / features / servicing-helsinki-s-underground-city / image / servicing-helsinki-s-underground-city-8.html (дата обращения: 12.03.2015).

9 The Underground Master Plan of Helsinki. A city growing inside bedrock.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Underground spaces in the service of a sustainable society // Wtc. Scandinavian way. 2011. URL: http://www. tunneltalk.com /images/diaryDates/wtc_2011_tech3.pdf (дата обращения: 12.01.2015).

11 Vahaaho I. Underground resources of Helsinki, Proceedings of Get Underground — Underground Space Seminar//Rock Engineering Seminar, Finnish Tunnelling Association MTR-FTA/Finnish National Group of ISRM, 4-5 November, 2009. Helsinki, Finland. P. 53-60.

12 Vahaaho I. Underground space planning in Helsinki // Journal of Rock Mechanics and Geotechnical Engineering. 2014. № 6. P. 387-398.

13 Vahaaho I. Urban underground space. Helsinki, Real Estate Department, Geotechnical Division.

14 Vahaaho I., Korpi J., Anttikoski U. Use of Underground Space and Geo-Information in Helsinki // World Tunnel Congress and 13th ITA Assembly, Singapore, 22-27 May 2004. URL: http://www.researchgate. net/ publication /267786885_Use_of_Underground_ Space_and_Geo-Information_in_Helsinki (дата обращения: 03.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.