Научная статья на тему 'Опыт оздоровления детей в образовательных учреждениях'

Опыт оздоровления детей в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
350
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Танова Л. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт оздоровления детей в образовательных учреждениях»

ческую. Это улучшение качества и доступности медицинской помощи, обеспечение преемственности, оптимизация персонифицированного учета, эффективное управление и создание надлежащих условий труда медицинских работников.

Из вышеизложенного следует, что важно обеспечить условия для нормальной работы участковых педиатров, а

именно: повысить квалификацию среднего медперсонала, оптимизировать объем заполняемой документации, создать юридическую защищенность врачей, повысить оснащенность детских поликлиник современным диагностическим оборудованием, организовать необходимый объем консультаций узкопрофильными специалистами.

Опыт оздоровления детей в образовательных учреждениях

Л. Ю. ТАНОВА, главный врач семейной клиники «ТАНАР», г. Набережные Челны

Кто должен заниматься здоровьем человека? Конечно, сам человек. А где ему взять знания? В школе — крайне ограниченная и малоинтересная информация на уроках ОБЖ. Из телевизионных передач — «Дамский клуб» с экстрасенсами и подобные — на других каналах. Пресса — с порой опасными рекомендациями (в популярной газете «ЗОЖ» — несерьезно: съешь, помажь, выпей и будет тебе чудо!). Все это — сигнал нам врачам. Не получившие помощь от врачей пациенты вынуждены искать другие каналы информации для улучшения своего здоровья. А ведь это наша задача подсказать больным правильные пути восстановления своего здоровья и профилактики. Вспомним факторы, влияющие на здоровье: 10% — медицина, 20% — наследственность, 20% — экологический фактор, 50% определяет образ жизни.

Для сохранения и улучшения состояния здоровья людей необходимо учитывать все эти факторы, а также социальный фактор, духовность и воспитание (если это касается детей). Ведь по определению ВОЗ, «здоровье — это не только отсутствие болезней и физических недостатков, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Может быть, мы очень уж уповаем на эти 10% зависимости здоровья от медицины? А в это время, состояние здоровья взрослого и, что особенно тревожно, детского населения продолжает ухудшаться. Неуклонно растут заболевания желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, зрения и т. д. Почему дети все чаще при падении на детской площадке, во дворе, на уроках физкультуры получают не ушибы и вывихи, а сразу переломы? Потому, что каждый третий имеют остеопению, то есть дефицит кальция. Имеют дефицит йода до 50% детей, что сказывается на их росте и интеллекте, 48% детей имеют дефицит цинка, а он входит в состав множества ферментов, регулирует жировой, углеводный и белковый обмен, влияет на рост хрящевой ткани, половое развитие мальчиков. Более половины детей имеют дефицит фолиевой кислоты, а ведь через 5-10 лет девочки-школьницы станут матерями — дефицит фолиевой кислоты у беременной женщины приводит к высокому риску рождения ребенка с уродствами.

Почему такой выраженный дефицит витаминов и минералов у наших детей? Где взять эти вещества? Конечно, в питании, ведь так определено природой. Но в школе питаются лишь 48% детей (по данным Комбината питания г. Набережные Челны за 2006 год).

Однако питание у современных школьников трудно назвать рациональным: мясо ежедневно получают менее половины школьников, соки и овощи — 20-25%, молоко и кисломолочные продукты — около 25%. Кроме того, биологическая ценность продуктов за последние 30-50 лет изменилась. Так, капуста «потеряла» 85% кальция, яблоки — 40% железа, 42,5% витамина С; говядина — 100% витамина А, 68% полиненасыщенных жирных кислот, 36% железа и т.д. К сожалению, корректируют свое питание витаминными и минеральными комплексами менее 40% детей.

А почему дети из «хорошистов превращаются в двоечников, становятся агрессивными и нервными? Переходной возраст? Не только! Многие токсичные металлы могут явиться одной из ведущих причин различных патологических реакций и состояний центральной нервной системы: снижения коэффициента интеллектуального развития, минимальной мозговой дисфункции, нарушений поведения, агрессии, невротических реакций, изменения двигательной активности, координации движений, внутреннего беспокойства и возбуждения, снижения памяти, школьной успеваемости и др.

Результаты психологического тестирования подростков с хроническими сочетанными заболеваниями гастродуоденальной и мочевой систем (многофакторное исследование личности по тесту Р. Кеттэла, позволяющее определить предрасположение к психической дезадаптации, психосоматической патологии) показали высокую степень тревожности, напряженности и повышенной усталости у 72% подростков.

Трудности во взаимоотношениях со сверстниками, робость, застенчивость, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения испытывали 48% подростков. Гиперактивность с девиантным поведением были отмечены у 10% мальчиков. Степень этих отклонений достоверно коррелировала с уровнем токсичных металлов (преимущественно свинца и стронция) в крови.

«Сидение» у телевизора или компьютера еще одна «бомба» замедленного действия для детского организма. Так, по мнению британских ученых, «приклеенность» к телевизору, чревата ожирением (из-за гиподинамии), сердечно-сосудистыми заболеваниями, ослаблением иммунитета, ухудшением зрения, подавлением образования мелатонина, нарушением внимания, ухудшением памяти, нарушением цикла «сон-бодрствование».

«Жизнь — это движение» гласит известная всем нам аксиома. Но по данным опроса школьников, подавляющее большинство вместо положенных ежедневных 3-4 часов двигательной активности, ограничиваются 2-3 уроками физкультуры в неделю.

Немаловажное значение в здоровье наших детей играет психологический фактор. Какие отношения складываются между ребенком и родителями, ребенком и учителями, ребенком и сверстниками? Любовь или нелюбовь окружает наших детей? Как организован учебно-воспитательный процесс в школе, дошкольном учреждении? Не секрет, что успешность обучения в настоящее время достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся, обусловленной повышенным объемом учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени.

Учитывая длительность пребывания детей и подростков в образовательном учреждении (от 4 до 10 часов в день, 5-6 дней в неделю), целесообразно сочетать образовательный процесс с оздоровительными и профилактическими мероприятиями, регламентированными санитарными правилами «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» (СП 2.4.2.782-99).

Коллектив врачей Семейной клиники «ТАНАР» постоянно находится в поиске оптимальных форм и методов оздоровления, в первую очередь детского населения. Миссия клиники — «здоровье в каждую семью». И именно это сподвигло нас активно работать с организованными коллективами и семьями. Основной формой работы со школами остается совместная деятельность с детьми, родителями и педагогами школ, создание и внедрение образовательных программ, позволяющих сформировать положительную мотивацию к проведению оздоровительных мероприятий и здоровому образу жизни, улучшить состояние здоровья детей.

Максимальная эффективность программ достигается только комплексным подходом ко всем аспектам здоровья ребенка.

Осуществление профилактических и оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную деятельность администрации, медицинского персонала, педагогов, родителей.

Нами созданы две программы для образовательных учреждений: «Растем здоровыми» для детских садов и «Здоровый ученик» для школ. Основные цели программ:

Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей.

Формирование мотивации у педагогов, родителей и детей на ведение здорового образа жизни.

Основными принципами организации и проведения системы профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях можно считать:

— комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры учебного года, экологических и климатических условий и др.;

— непрерывность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий, максимальный охват программой всех нуждающихся в оздоровлении учащихся;

— интеграция программы профилактики и оздоровления по возможности в образовательный процесс образовательного учреждения;

— преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;

— использование простых и доступных технологий;

— формирование положительной мотивации у учащихся, медицинского персонала и педагогов к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий;

— повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательном учреждении санитарных правил, регламентирующих требования к архитектурно-планировочным

решениям и оборудованию учреждений, воздушно-тепловому режиму, естественному искусственному освещению, водоснабжению и канализации, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке, санитарному состоянию учреждения, организации питания учащихся.

Программа состоит из трех этапов. Первый этап — это информационно-образовательная работа в первую очередь с родителями и педагогами. Мы понимаем, что только с единомышленниками в лице педагогов и родителей программа будет осуществляться и будет эффективна. Формы информационной работы различны, начиная от традиционных бесед и лекций, заканчивая брифингами, «круглыми столами», совместными праздниками («В стране здоровья», «Праздник Пантошки» и т.д.). Данную просветительскую работу проводят врачи, психологи и менеджеры нашей клиники.

Второй этап — это консультативно-диагностическая помощь. Только максимально индивидуализируя программу, можно получить максимальный эффект. Мы к этому стремимся, хотя, массово в школе или детском саду это сделать сложно. Разработка и реализация профилактических и оздоровительных программ должны основываться на результатах профилактических осмотров учащихся, «анкетах здоровья», которые заполняются родителями, и, конечно, на данных консультационных и диагностических мероприятий, осуществляемых врачами нашей клиники.

Третий этап — это проведение оздоровительных и профилактических мероприятий в образовательных учреждениях. С чего начинается рабочий день? С «улыбкотерапии». Совершенно простые упражнения и установки меняют психологический климат и среди сотрудников, и среди учеников. К этому методу можно добавить музыкотерапию по Лазареву или свои авторские разработки в этом направлении.

В программе, одно из главных мест отводится вопросам рационального питания. Гиппократ утверждал, что человек есть то, что он ест. И это утверждение актуально и на сегодняшний день, особенно для детей. Учитывая данные Института питания РАМН, наибольший дефицит россияне испытывают в макро и микроэлементах, затем, на втором месте — в клетчатке, на третьем — в витаминах, на четвертом — в белке. Поэтому, важно изменить рацион питания, или как его сейчас принято называть, традиционный этап питания. Врачи нашей клиники разработали и согласовали со специалистами по гигиене питания школьное меню. В этом меню увеличено количество овощей, фруктов, соков, мяса, рыбы, исключены булочки и бутерброды, значительно ограничено количество макаронных изделий. Стоимость питания при этом не возросла. За счет только хорошо подобранного меню невозможно ликвидировать дефицит витаминов и микроэлементов. Требуется коррекция питания или второй этап — функциональное питание. На этом этапе дети получают необходимые для роста и развития макро и микроэлементы (в первую очередь, препараты с йодом: Йодомарин, Литовит-К, Пантошка с йодом; препараты с кальцием: Мультитабс с кальцием, Пантошка с кальцием), жиро-водорастворимые витаминные комплексы: Рыбий жир, Кедровое масло, Центрум, Флорента и др.

Учитывая отрицательное влияние неблагополучной экологической ситуации на здоровье детей, 2-3 раза в год в образовательных учреждениях проводится медико-экологическая реабилитация. В этот метод оздоровления входит высокожидкостный режим очищенной питьевой воды (во всех школах закупается такая вода), прием фиточая с мочегонными травами, ежедневные водные процедуры, прием селективных сорбентов, тюбажи с минеральной водой, один раз в год профилактический прием пробиотиков, употребление кисломолочных продуктов, при необходимости назначение гепатопротекторов и антиоксидантов.

Хорошо зарекомендовал себя в образовательных учреждениях метод групповой и индивидуальной ароматерапии.

Особо актуален этот метод в преддверии вспышек вирусных заболеваний. В этот период используются такие ароматические масла как «Лимон», «Эвкалипт», «Хвойный дар». Эффективно сочетать ароматерапию со смазыванием кожи вокруг носовых ходов «Оксалиновой мазью», либо кремами с эфирными аромамаслами.

Большой популярностью пользуется метод рефлексотерапии в виде массажа биологически активных точек и аппликаторотерапия. Массаж точек можно сочетать с втиранием аромамасел в эти точки. Для аппликаторо-терапии используют деревянные или резиновые дорожки для профилактики плоскостопия, индивидуальные металлоигольчатые аппликаторы для ладоней, стоп, головы, пружинчатые аппликаторы для массажа пальцев рук. Дети с огромным удовольствием проводят эти процедуры, получая положительные эмоции и энергию.

Не меньшее удовольствие детям приносит проведение дыхательной гимнастики. Задача дыхательной гимнастики не только повышение резистентности организма, но и укрепление дыхательной мускулатуры, диафрагмы, улучшения деятельности сердечно-сосудистой системы. Методика построена на особом вдохе через нос, при котором происходит раздражение обширной зоны рецепторов на слизистой оболочке носа, находящейся в рефлекторной связи со всеми органами. Под благоприятное влияние попадают все физиологические процессы организма.

Мы рекомендуем ежедневные уроки физкультуры либо большие, 30-минутные перемены с подвижными играми на свежем воздухе. Специалисты нашей клиники предложили мероприятия и «физкультминутки» для формирования и закрепления навыков правильной осанки, снятия статического напряжения с мышц спины, туловища, плечевого пояса, рук, упражнения для профилактики плоскостопия. Все шире в школах используются массажно-вытяжные устройства типа «Нуга-Бест», «Гравитрин», а так же ручной массаж для детей с нарушением осанки. Немаловажную роль в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата играет правильно подобранная школьная мебель, где стул и парта подобраны по росту, столешница имеет наклон 20 градусов. В идеальном варианте у ученика должны быть и парта и конторка, чтобы он мог работать и сидя, и стоя.

Существенное место среди отклонений в состоянии здоровья детей и подростков занимает нарушение зрения, в первую очередь миопия, распространенность которой среди учащихся образовательных учреждений достигает 25-30%. Очень важным является ранее выявление так

называемых «групп риска» — учащихся с предмиопией и спазмом аккомодации. Большинство ученых считают данный факт результатом усиленной работы на близком расстоянии или напряжением аккомодации. Одним из основных мероприятий, необходимых для профилактики нарушений зрения, является соблюдение основных санитарно-гигиенических нормативов по освещенности рабочего места, наклону плоскости парты, правильности посадки учащихся. Доказано положительное влияние на зрение физкультминуток и специального офтальмотренинга. Упражнения для глаз также предложены нашими специалистами.

Широк спектр закаливающих процедур, начиная с воздушных ванн, обтирания влажным полотенцем, контрастных орошений зева, заканчивая хождением по снегу босиком, обливанием холодной водой. Но здесь нужно учитывать тот факт, что не все дети одинаково хорошо переносят холодную воду. Поэтому выбор закаливающих процедур должен быть индивидуальным. Перспективны такие профилактические направления как цветотерапия, зоотерапия, психоэмоциональные разгрузки, аутогенные тренировки.

Ребенок будет здоров только тогда, когда он находится в среде здоровых педагогов, воспитателей, родителей. Отрадно, что с каждым годом людей, вовлеченных в процесс оздоровления и профилактики, становится все больше и больше. И в школах и детских садах начали действовать программы «Здоровый педагог».

Важной частью оздоровительных программ является оценка их эффективности. Физическую эффективность мы определяем по росто-весовому показателю Кетле, центиль-ным таблицам, индексу Пинье, где учитывается окружность грудной клетки. Функциональную эффективность специалисты клиники оценивают по АД, ЧСС, ЧД в покое и при физической нагрузке, индексу Робинсона. Психоэмоциональную сферу оцениваем по анкетам, разработанным психологом и нейропсихологом клиники «ТАНАР». Заболеваемость — по количеству случаев и числу дней болезни.

Ежегодно наша клиника объявляет конкурс на самый здоровый класс, лучшего педагога и заведующую детским садом, позиционирующих здоровый образ жизни. Желающих участвовать в этом конкурсе с каждым годом становится все больше.

На сегодняшний день около 30 детских садов и школ успешно сотрудничают с Семейной клиникой «ТАНАР» в направлении здоровьесбережения детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.