Научная статья на тему 'Опыт отношений в родительской семье как предиктор психологического благополучия молодых людей'

Опыт отношений в родительской семье как предиктор психологического благополучия молодых людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1630
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / ОПЫТ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ / EXPERIENCE OF RELATIONS IN THE PARENTAL FAMILY / МОЛОДОСТЬ / YOUTH / РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ / EARLY ADULTHOOD / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС / PERSONAL RESOURCE / ПРЕДИКТОР / PREDICTOR / УСПЕШНОСТЬ / SUCCESS / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / PERSONAL MATURITY / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ / SOCIAL INFANTILISM / ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / LIFE SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубева Елена Валериевна, Истратова Оксана Николаевна

В статье рассматривается проблема влияния опыта отношений в родительской семье на личностное развитие человека в ранней взрослости. Актуальность исследования обусловлена тем, что влияние семьи на развитие человека продолжает активно проявляться не только в детстве и отрочестве, но и тогда, когда опыт детско-родительских отношений начинает выступать тем интерсубъектным ментальным ресурсом, образом, который опосредует взаимодействие молодого человека с миром, формируя при этом те личностные диспозиции, которые, в свою очередь, становятся личностным ресурсом человека, определяющим его жизненную успешность/неуспешность. При этом на фоне многочисленных исследований роли семьи в развитии ребенка наблюдается недостаток таковых относительно взрослых возрастов. В статье представлен обзор направлений, по которым изучается роль родительской семьи для молодого человека как в отечественной, так и зарубежной психологии. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей психологического благополучия студентов с разным опытом отношений в родительской семье. Выявлено, что благоприятный опыт способствует более позитивным и доверительным отношениям с окружающими, более высокому уровню самопринятия и способности управлять своей жизнью. Отсутствие значимых статистических различий по шкалам «Автономия», «Личностный рост», «Цель в жизни» предположительно объясняется механизмом компенсации у студентов с негативным опытом отношений с родителями в детстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Голубева Елена Валериевна, Истратова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF RELATIONS IN THE PARENTAL FAMILY AS A PREDICTOR OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN YOUNG PEOPLE

The article deals with the problem of influence of the experience of relations in the parental family on personal development in early adulthood. The relevance of the study is due to the fact that the influence of the family on development continues to be actively manifested not only in childhood and adolescence, but also when the experience of child-parent relations begins to act as an intersubject mental resource, the representation that mediates interaction of the young person with the world. This forms personal dispositions, which, in turn, become personal resources that determine his life success/failure. Moreover, against backdrop of numerous studies of family role in child development, there is a lack of such in relation to adult ages. The article presents an overview of the directions in which the parental family role for a young person is studied, both in domestic and foreign psychology. The results of empirical study of the psychological well-being of students with different experience of relationships in the parent family are presented. It is revealed that favorable experience promotes more positive and trustful relations with others, higher level of self-acceptance and the capacity to manage effectively one's life. The absence of significant statistical differences on the scales “Autonomy”, “Personal Growth”, “Purpose in Life” is presumably explained by the mechanism of compensation for students with negative experience of relations with parents in childhood.

Текст научной работы на тему «Опыт отношений в родительской семье как предиктор психологического благополучия молодых людей»

УДК 159.9: 316.3

ОПЫТ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ КАК ПРЕДИКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

© 2018

Голубева Елена Валериевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Истратова Оксана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности

Южный федеральный университет (347922, Россия, Таганрог, улица Чехова, 2, e-mail: oistratova@sfedu.ru)

Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния опыта отношений в родительской семье на личностное развитие человека в ранней взрослости. Актуальность исследования обусловлена тем, что влияние семьи на развитие человека продолжает активно проявляться не только в детстве и отрочестве, но и тогда, когда опыт дет-ско-родительских отношений начинает выступать тем интерсубъектным ментальным ресурсом, образом, который опосредует взаимодействие молодого человека с миром, формируя при этом те личностные диспозиции, которые, в свою очередь, становятся личностным ресурсом человека, определяющим его жизненную успешность/неуспешность. При этом на фоне многочисленных исследований роли семьи в развитии ребенка наблюдается недостаток таковых относительно взрослых возрастов. В статье представлен обзор направлений, по которым изучается роль родительской семьи для молодого человека как в отечественной, так и зарубежной психологии. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей психологического благополучия студентов с разным опытом отношений в родительской семье. Выявлено, что благоприятный опыт способствует более позитивным и доверительным отношениям с окружающими, более высокому уровню самопринятия и способности управлять своей жизнью. Отсутствие значимых статистических различий по шкалам «Автономия», «Личностный рост», «Цель в жизни» предположительно объясняется механизмом компенсации у студентов с негативным опытом отношений с родителями в детстве.

Ключевые слова: семья, опыт отношений в родительской семье, молодость, ранняя взрослость, психологическое благополучие, личностный ресурс, предиктор, успешность, личностная зрелость, социальный инфантилизм, жизненное самоопределение.

EXPERIENCE OF RELATIONS IN THE PARENTAL FAMILY AS A PREDICTOR OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN YOUNG PEOPLE

© 2018

Golubeva Elena Valerievna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor in Department of Psychology and Life Safety of Institute of Computer Technologies and Information Security Istratova Oksana Nikolaevna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor in Department of Psychology and Life Safety of Institute of Computer Technologies and Information Security

Southern Federal University (347922, Russia, Taganrog, Chekhov Street, 2, e-mail: oistratova@sfedu.ru)

Abstract. The article deals with the problem of influence of the experience of relations in the parental family on personal development in early adulthood. The relevance of the study is due to the fact that the influence of the family on development continues to be actively manifested not only in childhood and adolescence, but also when the experience of child-parent relations begins to act as an intersubject mental resource, the representation that mediates interaction of the young person with the world. This forms personal dispositions, which, in turn, become personal resources that determine his life success/ failure. Moreover, against backdrop of numerous studies of family role in child development, there is a lack of such in relation to adult ages. The article presents an overview of the directions in which the parental family role for a young person is studied, both in domestic and foreign psychology. The results of empirical study of the psychological well-being of students with different experience of relationships in the parent family are presented. It is revealed that favorable experience promotes more positive and trustful relations with others, higher level of self-acceptance and the capacity to manage effectively one's life. The absence of significant statistical differences on the scales "Autonomy", "Personal Growth", "Purpose in Life" is presumably explained by the mechanism of compensation for students with negative experience of relations with parents in childhood.

Keywords: family, experience of relations in the parental family, youth, early adulthood, psychological well-being, personal resource, predictor, success, personal maturity, social infantilism, life self-determination.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных условиях молодежь становится той силой, на которую возлагаются большие общественные ожидания: способность быстро ориентироваться в меняющихся условиях и точно решать поставленные (в том числе и самостоятельно) задачи. Помимо профессиональных умений и навыков, каждый молодой человек, ориентированный на успешность, должен сегодня развивать так называемые soft-skills, расширяющие его компетенции как в профессиональном, так и в личностном развитии. Таким образом, современный молодой человек должен обладать особым интеллектуально-личностным ресурсом [1], позволяющим ему сохранять психологическую устойчивость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, определяющим возможность дальнейшего самосовершенствования и достижения жизненного благополучия. Однако исследования (Э. Арутюнянц [2], Е.Е. Сапогова [3] и др.) показывают распространяющуюся тенденцию к социальному инфантилизму со-

временного молодого поколения 18-25 и более лет, что обусловлено как изменившимися социальными условиями (удлинение периода обучения и, как следствие, смещение начала самостоятельной жизни к более позднему возрасту), так и тем опытом семейных отношений, который получает человек в своей родительской семье. Существующее противоречие между ожиданиями общества и способностью современной молодежи их оправдать ставит вопрос поиска тех предикторов, которые являются как оптимизирующими, так и тормозящими реализацию молодым человеком своих психологических ресурсов для дальнейшего обеспечения благополучия как личного, так и общественного.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Роль семьи масштабно раскрыта в исследованиях детских возрастов и отрочества (Г.В. Бурменская, А.Я. Варга, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, Е.О. Смирнова, А.С. Спиваковская,

Голубева Елена Валериевна, Истратова Оксана Николаевна ОПЫТ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ ...

Э.Г. Эйдемиллер, И. Лангмейер, З. Матейчик, М. Раттер и др.) [4; 5]. Однако семья продолжает оказывать влияние на становление личности человека и в молодости, и взрослости. Здесь опыт отношений в родительской семье выступает как определенный интерсубъектный ментальный ресурс (А.С. Кашапов [6]), образ, становящийся предиктором формирования личностного ресурса человека, определяющего, в свою очередь, жизненную успешность человека, субъективное переживание которой можно описать через его психологическое благополучие. Достаточно многочисленны исследования того, как опыт отношений в родительской семье сказывается на готовности молодых людей к браку и родительству (О.А. Карабанова, О.В. Трофимова [7], Р.В. Овчарова [8] и др.), удовлетворенности браком [9] и др. Однако очень немногочисленны исследования, посвященные тому, как опыт, полученный человеком в родительской семье, влияет на развитие его личности в уже взрослом возрасте, как определяет решение человеком возрастных и, в целом, жизненных задач. Ведь именно личностные качества являются тем внутренним ресурсом, который опосредует внешние влияния и определяет систему социальных отношений.

Можно выделить следующие направления влияния опыта отношений в родительской семье на различные сферы развития человека в молодости:

- жизненное самоопределение (семья помогает человеку реализоваться не только как члену общества, но и как неповторимой индивидуальности) [10];

- семейные установки относительно будущей семьи (в условиях семейной депривации разной степени происходит искажение семейного «Образа-Я») [11-13];

- личностная зрелость/личностный инфантилизм

[14];

- карьерные ориентации [15];

- социальная адаптация (тип родительской семьи или ее отсутствие способствует или препятствует формированию базового доверия к миру и ведет к его восприятию как враждебного или доброжелательного, что в свою очередь может сковывать человека в решении трудных ситуаций, формировать неконструктивные ко-пинг-стратегии и др.) [1; 16] и др.

Зарубежные исследователи, изучая опыт отношений в родительской семье, в большей степени привлекают в качестве участников исследования взрослых людей и получают от них «ретроспективные» данные об их взаимоотношениях с родителями в детстве. Качество дет-ско-родительских отношений обычно оценивается зарубежными исследователями путем опроса респондентов о таких аспектах детского опыта, как поддержка, забота, любовь со стороны родителей.

Описывая опыт отношений в родительской семье у взрослых людей, зарубежные исследователи используют термины «восприятие отношений с родителями в детстве» ("perceptions of childhood relationships with parents") или «воспроизводимый из памяти детский опыт отношений «родитель-ребенок» ( "recalled childhood experiences of parent-child relationship"). В данных терминах подчеркивается, что отношения с родителями и восприятие этих отношений могут различаться.

Так, R. Rohner отмечает, что родительское отношение можно рассматривать и изучать с одной из двух точек зрения: феноменологической (как воспринимаемое или субъективно переживаемое человеком) или поведенческой (как о нем сообщается внешним наблюдателем). Часто эти две точки зрения приводят к аналогичным выводам. При этом в теории R. Rohner предполагается, что если выводы противоречат друг другу, следует в целом доверять информации, полученной с помощью феноменологического подхода, ведь родительское отношение - это не определенный набор действий родителей, а переживание ребенка [17]. Действительно, ребенок может чувствовать себя нелюбимым, но внешние наблюдатели могут не обнаружить каких-либо явных

признаков этого отвержения со стороны родителей. И наоборот, наблюдатели могут сообщать об агрессивном поведении родителей или их игнорировании ребенка, но ребенок может не чувствовать себя отвергаемым. Таким образом, существует проблема установления связи между так называемыми «объективными» детско-ро-дительскими отношениями, с одной стороны, и детским восприятием родительского отношения - с другой [18]. Тем более, эта проблема существует, если на восприятие отношений с родителями влияет временной контекст -дети и взрослые могут по-разному оценивать отношения родителями в детстве.

Сравнение отношений «родитель-взрослый ребенок» и стиля воспитания ребенка в детстве было проведено немецкими учеными [19]. Они провели масштабное лон-гитюдное исследование целого ряда психологических особенностей 429 родителей и их детей (когда детям было от 9 до 14 лет и когда участники исследования стали на 16 лет старше). Результаты исследования показали прямую связь психологической близости в детстве у девочек (особенно с матерью) с эмоционально позитивными отношениями с родителями во взрослом возрасте. Однако опыт отношений с родителями у мальчиков в меньшей степени остается неизменным и в меньшей степени может помочь предсказать характер отношений с родителями во взрослом возрасте (выросшие в условиях холодного родительского мальчики реже вспоминали об этом во взрослом возрасте и оценивали свои отношения с родителями в целом, как хорошие). K.A. Schneewind и S. Ruppert объясняли это разным отношением матерей к детям разного пола - в воспитании девочек доминировал социально-эмоциональный аспект, а в воспитании мальчиков - ориентация на достижения.

Период, который проходит между детским возрастом и ранней взрослостью, является поворотным в личностном, интеллектуальном развитии и событийно насыщенным, а внутренняя когнитивная схема, позволяющая оценивать опыт отношений с родителями, в детстве еще слишком неустойчива, чтобы противостоять влияниям, создаваемым событиями следующих возрастных периодов [19]. Несмотря на то, что вопрос устойчивости представлений об отношениях с родителями в течение жизни является дискуссионным, исследователи рассматривают эти представления как один из ключевых факторов, определяющих здоровье и благополучие. Так, в исследовании американских психологов [20] изучалась связь между представлениями взрослых о качестве их отношений с родителями в детстве и их нынешним эмоциональным благополучием, а именно -уровнем психологического стресса, подверженностью повседневным стресс-факторам и эмоциональной реакцией на повседневные стрессоры. Возможным объяснением существования такой связи может быть то, что у детей, воспитывавшихся в условиях неблагоприятных детско-родительских отношений, слабо сформированы эмоционально-регуляционные механизмы.

Исследователи изучили как отношения с матерью, так и отношения с отцом и выяснили, что только качество отношений с матерью в детстве является достоверным предиктором психологического стресса у выросшего ребенка (как для мужчин, так и для женщин). Причины установленных закономерностей ученые видят в том, что именно мать является главным человеком, дающим ребенку заботу, защиту и уход, формирующим связь между родителем и ребенком (как девочкой, так и мальчиком). В напряженной ситуации именно мать старается успокоить и утешить ребенка. Поэтому именно отношения с матерью являются базой для развития у ребенка чувства безопасности и эмоционального благополучия в целом.

Еще один параметр эмоционального благополучия, который изучался M.H. Maliers и др., - эмоциональная реакция на стресс. Оказалось, что этот параметр значимо связан с опытом отношений с родителями только у

мужчин и только в отношении отца. То есть сыновья, которые высоко оценивают качество отношений с отцом в детстве, во взрослом возрасте показывают менее выраженную эмоциональную реакцию на стресс. Одно из возможных объяснений этой связи состоит в том, что мужчины, общаясь со своими сыновьями, готовят их к решению проблем, совладанию с напряженными ситуациями, вовлекают их в соревновательную активность, учат их сдерживать эмоции [20].

Более широкое понятие по отношению к эмоциональному благополучию - благополучие психологическое. C. Ryff и C. Keyes предложили структуру психологического благополучия, компонентами которой являются: наличие доверительных отношений с окружающими, самостоятельность в принятии важных решений, способность управлять собственной жизнью и окружением, чувство непрекращающегося саморазвития, наличие цели в жизни, позитивное отношение к себе [21]. Данная структура определяется нами как важный личностный ресурс человека, являющийся предиктором совладания с трудными жизненными ситуациями и успешности человека [1].

В целом можно сказать, что родительская семья и опыт отношений в ней обусловливают развитие личностного ресурса молодых людей, одной из составляющих которого является уровень и содержание психологического благополучия [22].

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью работы явилось исследование психологического благополучия молодых людей с разным опытом отношений в родительской семье. Участниками исследования выступили 189 студентов Южного федерального университета (65 девушек и 124 юноши, средний возраст 19,6 лет (от 18 до 23 лет)) технической профессиональной направленности.

Для выявления факторов, составляющих опыт отношений в родительской семье, использован опросник BIV (Biographisches Inventarzur Diagnosevon Verhaltenstorungen), проанализированы шкалы FAM (субъективное описание семейной ситуации в детстве и юности, взаимодействия с родителями, отношения семьи к окружающим) и ERZlEN (воспитательное воздействие родителей или замещающих их лиц) [23]. Шкала FAM - субъективное описание семейной ситуации в детстве и юности, взаимодействия с родителями, отношения семьи к окружающим. Для содержательного анализа семейного опыта применена специально созданная анкета [24]. Для выявления степени выраженности основных показателей психологического благополучия личности применен опросник «Шкалы психологического благополучия К. Рифф» (в адаптации Т.Д. Шевельковой, П.П. Фесенко) [25].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ опыта отношений в родительской семье позволил распределить участников исследования на 3 группы: с благоприятным (респонденты отмечают благоприятное влияние на них семьи в детстве и юности), среднеблагоприятным (оценка влияния семьи и воспитательских воздействий родителей средняя) и неблагоприятным (оценка респондентами своих отношений с родителями в детстве и юности как неудовлетворительных, а их стиль воспитания как неврозогенного) опытом этих отношений. В группе с благоприятным опытом отношений в родительской семье, по сравнению с двумя другими группами, больше участников из полных семей (83 %), имеющих братьев и сестер, более высоко оценивающих включенность матери и отца в их жизнь в детстве. На вопрос о том, с кем из членов семьи были наиболее доверительные отношения, участники этой группы называют не одного, а двух и более человек (в двух других группах это, как правило, мать или бабушка/другой родственник).

Результаты выявления составляющих психологиче-

ского благополучия у трех групп участников исследования представим на рисунке 1.

Рисунок - 1 Составляющие психологического благополучия молодых людей с разным опытом отношений в родительской семье

Как видим, лица, имеющие благоприятный опыт отношений в родительской семье, по большинству составляющих психологического благополучия имеют более высокий уровень, чем лица, имеющие среднеблагопри-ятный или неблагоприятный опыт. Такая же тенденция наблюдается в отношении общего уровня психологического благополучия, представлено на рисунке 2.

390 380 370 360 350 340 330 320 310 300

360

3ilS

330

Благоприятный опьп Среднеблагоприятный Неблагоприятный опыт

ОПЫ1

Рисунок - 2 Психологическое благополучие молодых людей с разным опытом отношений в родительской семье

Таблица - 1 Результаты статистической обработки с помощью критерия и-Манна-Уитни

Сумма рангов (благ.) Сумма рангов (нтолаг.) Уровень значимости

Позитивные отношении с другими* 3190,00 1131,00 «53,00 0,01

Автономия 2885,00 148«,00 958,00 0,89

Управление окружением 3201,00 1170,00 «42,00 0,01

Лично етнынрсст 2860,00 1511,00 969,00 0,96

Цель Е азини 2552,00 1419,00 891,00 0,49

Самопринятие 3191,50 1179,50 «51,50 0,01

Психологическое благополучие 3131,00 1240,00 712,00 0,03

* - полужирным шрифтом выделены значимые различия.

Статистическая обработка результатов, представленная в таблице 1, показала, что лица с благоприятным опытом отношений в родительской семье значимо чаще оценивают свои отношения с другими людьми как позитивные и доверительные. По-видимому, общение в родительской семье становится для ребенка моделью всех тех отношений, которые он будет выстраивать в дальнейшем. Если эти отношения были теплыми и доверительными, ребенок сможет перенести эту модель на свой расширяющийся круг общения. Если же такого общения не хватало, или отношение родителей было пренебрегающим или жестоким, ребенку трудно в дальнейшем выстраивать позитивные отношения с окружающими.

Способность управлять своей жизнью также в боль-

Голубева Елена Валериевна, Истратова Оксана Николаевна

ОПЫТ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ ...

шей степени выражена у лиц с благоприятным типом отношений в родительской семье. Родители из таких семей, как правило, применяют последовательную тактику воспитания с понятной и устойчивой системой поощрений и наказаний, которая создает у ребенка ощущение упорядоченности окружающего мира. Кроме того, родители оказывают помощь и поддержку своему ребенку в анализе происходящих событий и принятии решений. Все это позволяет подрастающему человеку в будущем управлять своей жизнью, эффективно использовать предоставляющиеся возможности и достигать поставленных целей.

Также установлено, что уровень самопринятия выше у лиц с благоприятным типом отношений в родительской семье. В таких семьях родители любят своих детей безусловно, то есть принимают их такими, какие они есть, а нежелательное поведение ребенка не становится поводом для изменения отношения к нему или обесценивания его как личности. Такое отношение к себе родителей ребенок интериоризирует, и оно становится его собственным отношением к себе. Вырастая, такой человек относится к себе в целом позитивно, при этом принимает как свои сильные стороны, так и свои недостатки.

Обнаружено, что не все составляющие психологического благополучия, согласно данным статистической обработки, имеют значимые различия в двух группах. Действительно, неблагоприятный опыт отношений в родительской семье может также активизировать психологические ресурсы ребенка по принципу компенсации. Так, например, не чувствуя поддержку от родителей, ребенок может опираться только на свои силы, что приводит к повышению его автономии. Такая ситуация может вызвать активизацию собственных ресурсов и стремление к личностному росту вопреки отсутствию родительской поддержки.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Статистически доказано и по общему показателю психологического благополучия, и по отдельным шкалам, что благоприятный опыт отношений в родительской семье способствует более позитивным и доверительным отношениям с окружающими, более высокому уровню самопринятия и способности управлять своей жизнью в молодости. Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что психологическое благополучие, как личностный ресурс, в значительной степени определяется в детстве под воздействием отношений в родительской семье. В перспективе научный интерес представляет изучение роли родительской семьи в формировании других составляющих личностного ресурса (копинг-поведение, жизнестойкость, креативность, мотивация достижения и др.), которые, по-нашему мнению, также являются предикторами успешности человека в жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Интеллектуально-личностный ресурс субъекта развития: теоретические основы. Таганрог, Изд-во ЮФУ, 2017. 160 с.

2. Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988. С. 26-33.

3. Сапогова Е.Е. «Непустеющие гнезда»: родительские семьи с «детьми-бумерангами» // Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография / под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В.Л. Ситникова, кандидатов психологических наук С.А. Бурковой, Э.Б. Дунаевской. СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. С. 161-168.

4. Голубева Е.В., Истратова О.Н., Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Развитие современных подростков в условиях семейного неблагополучия: монография / ред. О.Н. Истратовой. Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. 176 с.

5. Истратова О.Н. Новые тенденции в развитии детей и подростков в условиях кризиса современной семьи // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение, 2015. № 3 (41). С. 75-80.

6. Кашапов А.С. Связь интернальности в семейных отношениях с типами поведения в конфликте у представителей разных профессий // Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография / под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В.Л. Ситникова, кандидатов психологических наук С.А. Бурковой, Э.Б. Дунаевской. СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. С. 224-230.

7. Карабанова О.А., Трофимова О.В. Роль родительской семьи в формировании образа будущей семьи // Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения. Астраханский университет. Астрахань, 2013. С. 14-21.

8. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. М.: Изд-во М.: Московского соц.-псих. института, 2006. 496 с.

9. Романова Е.В., Щербакова А.С. Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком // Вестник С.-Петерб. ун-та. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. С-Пб., 2011. № 3. С. 121-128.

10. Аплашова А.Ж. Роль семьи в самоопределении личности // Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография / под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В.Л. Ситникова, кандидатов психологических наук С.А. Бурковой, Э.Б. Дунаевской. СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. С. 4851.

11. Дементьева И.Ф. Дети в системе ценностей современной российской семьи // Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография / под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора

B.Л. Ситникова, кандидатов психологических наук

C.А. Бурковой, Э.Б. Дунаевской. СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. С. 58-63.

12. Истратова О.Н., Карнаух Л.А. К вопросу изучения готовности к родительству современной молодежи // Безопасность и развитие личности в образовании / Материалы 11-й Всероссийской научно-практической конференции (г. Таганрог, 14-16 мая 2015 г.). Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. С. 196-199.

13. Солдатова Е.Л. Семейные ценности как основа межпоколенной коммуникации // Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография / под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора

B.Л. Ситникова, кандидатов психологических наук

C.А. Бурковой, Э.Б. Дунаевской. СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. С. 101-106.

14. Микляева А.В. Семья как пространство конструирования личностной зрелости / личностного инфантилизма в период ранней взрослости: гендерный аспект // Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография / под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В.Л. Ситникова, кандидатов психологических наук С.А. Бурковой, Э.Б. Дунаевской. СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. С. 234-239.

15. Седунова Т.И., Семенова С.В. Характер отношений в родительской семье и карьерные ориентации молодых женщин // Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография / под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В.Л. Ситникова, кандидатов психологических наук С.А. Бурковой, Э.Б. Дунаевской. СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. С. 175-179.

16. Петрова Е.А. История семьи как межпоколенный ресурс совладающего поведения и средства его получения. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 2, 2008. С. 201-209.

17. Rohner, R.P., Khaleque, A., Cournoyer, D.E. (2012). Introduction to parental acceptance-rejection theory, methods, evidence, and implications. University of Connecticut. Retrieved from www.csiar.uconn.edu.

18. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Эмоциональное отвержение ребенка родителями: причины и последствия: монография. М., ИНФРА-М, 2018. 176 с.

19. Schneewind, K.A. & Ruppert, S. (2013). Personality and family development: an intergenerational longitudinal comparison. Psychology press. 334 p.

20. Mallers, M.H., Charles, S.T., Neupert, S.D., Almeida, D.M. Perceptions of childhood relationships with mother and father: daily emotional and stressor experiences in adulthood. (2010). Dev Psychol. 46(6): 1651-1661. doi:10.1037/ a0021020.

21. Ryff, C.D. & Keyes, C.L.M. (1995). The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 69. P. 719-727.

22. Дорохина О.В., Скиба Н.В. Исследование представлений о семье и её влиянии на развитие личностного ресурса у современной молодёжи // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2015. № 4. С. 21-28.

23. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб, Речь, 2006. С. 62-84.

24. Эксакусто Т.В., Вакуленко Е.Н. Гендерные представления мужчин, воспитывавшихся в неполных семьях // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-16759.

25. Пергаменщик Л.А. Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф: процесс и результаты адаптации / Л.А. Пергаменщик, Н.Н. Лепешинский // Психологическая диагностика, 2007. N 3. С. 73-96.

Статья публикуется при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00029

Статья поступила в редакцию 02.04.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.