Научная статья на тему 'Опыт обследования военнослужащих участников военных конфликтов с непсихотическими соматизированными психическими расстройствами при помощи шкалы SCL-90'

Опыт обследования военнослужащих участников военных конфликтов с непсихотическими соматизированными психическими расстройствами при помощи шкалы SCL-90 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт обследования военнослужащих участников военных конфликтов с непсихотическими соматизированными психическими расстройствами при помощи шкалы SCL-90»

Лазарусом) можно рассматривать как деятельность, направленную на преодоление жизненных трудностей, опирающуюся на жизнестойкость как на способность личности к трансформации неблагоприятных обстоятельств своего развития (а точнее, испытаний и задач).

Личностные ресурсы преодоления также подчинены логике смысла и деятельности. Часть из них, такие, например, как модель будущего или жизненные планы, сами могут выступать смыслом и мотивом деятельности преодоления. Одновременно жизненные планы есть результат деятельности планирования, которая сама имеет смысл и мотив. Когнитивные ресурсы дают возможность анализа и прогноза возможных вариантов развития событий, понимания, оценки их подконтрольности, а следовательно, являются инструментальными ресурсами, подчиненными смыслу деятельности преодоления. Эмоциональные ресурсы могут выступать и смыслом этой деятельности, если речь идет о ценностях переживания, и инструментальным ресурсом, «энергетически» обеспечивающим эту деятельность.

Однако представим себе человека, обладающего развитыми аттитюдами жизнестойкости, личностными ресурсами преодоления, развитыми навыками совладания с вызовами жизни, осознающего свои личные задачи в жизни или миссию, если пользоваться терминами Дж. Крамбо. Возникает вопрос о соответствии этой миссии (смысла жизни) и форм ответа общечеловеческой этики на вызовы жизни. В учебниках Новейшей истории мы можем найти, как страшные исторические примеры несоответствия, так и примеры полного соответствия, исключающие, однако, жизнестойкость «в чистом виде», например, героизм тех, кто отдал свои жизни за наши, чтобы мы могли говорить сегодня о жизнестойкости личности. Следовательно, в «структуру» жизнестойкости личности также необходимо включать гуманистическую этику, культуру, которые, будучи интериоризованными, задают своеобразный «фильтр», посредством чего личность отсекает этически неприемлемые цели, смыслы и способы их достижения. Этим «фильтром» также будут определяться способы трансформации жизненных трудностей в задачи развития и возможности.

Соответственно, в структуру жизнестойкости включаются: 1) личностные ресурсы преодоления, аттитюды жизнестойкости, выделяемые С. Мадди, которые обеспеченны на уровне реализации развитыми стратегиями совладания (Р. Лазарус);

2) смысл, предопределяющий вектор этой жизнестойкости и жизни человека в целом, так как жизнестойкость сама по себе имеет только биологический смысл выживания вида Homo sapiens, а также 3) гуманистическая этика, задающая критерии выбора смысла, пути его достижения и решения жизненных задач. При этом установка жизнестойкости, - «принятие вызова жизни» - понимается скорее как субъективное отношение к возможным препятствиям. Именно в таком расширенном понимании жизнестойкость может обеспечить психологическую безопасность личности перед лицом вызовов сегодняшнего и завтрашнего дня.

Бабаян Э.А. (Краснодар)

ОПЫТ ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ С НЕПСИХОТИЧЕСКИМИ СОМАТИЗИРОВАННЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ПРИ ПОМОЩИ ШКАЛЫ SCL-90

Психические расстройства боевой обстановки занимают большое место в структуре боевых поражений. Они в 3-4 раза увеличивают психическую заболеваемость в армии. Особую социальную актуальность определяет угрожающая распро-

Раздел III. Психология здоровья и безопасности человека

страненность их отдаленных последствий, весьма тяжелых и продолжительных среди военнослужащих (Ганнушкин П.Б., 1926; Archibald H.C., Tuddenham R.D., 1965; Hobfoll S.E., Spielberger C.D., Breznitz S. et al., 1991). Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) составляет от 10 до 50% всех медицинских последствий участия в войне (Armfield F., 1994). Им по-прежнему страдают 29-45% ветеранов 2й Мировой войны, 25-30% американских ветеранов войны во Вьетнаме; среди получивших боевые ранения и увечья эта цифра достигает 42% (Bourne P.G., 1970; Stretch R.H., 1986). В последние годы участниками боевых действий стали и продолжают становиться сотни тысяч наших соотечественников (Абрамов В. и др., 1992; Фатхи О.Г., 2001; Шевчук Л.Е., 2001).

Последствия боевой психической травмы (БПТ) не ограничиваются пределами театра военных действий, их манифестация нередко происходит спустя месяцы и даже годы после возвращения ветеранов к мирной жизни. Более того, установлены данные о деструктивном влиянии ПТСР на последующие поколения, как по причине особых взаимоотношений в семьях ветеранов (Решетников М.М., 1995; Rabin C., Nar-di C., 1991), так и в результате возможного генетического унаследования приобретенных патологических изменений (Фатхи О.Г., 2001.; Шевчук Л.Е., 2001).

Детальное изучение: социального статуса у военнослужащих до службы в армии, основных травмирующих переживаний во время пребывания в зоне вооруженного конфликта и их последствий, успешности адаптации к мирной жизни, а также особенностей копинг-поведения, позволит, на наш взгляд, не только обосновать необходимость психологического сопровождения военнослужащих от отбора на военную службу до реабилитации после возвращения к мирной жизни, но также выявить показатели, позволяющие прогнозировать степень стрессоустойчивости личности к воздействию факторов боевой обстановки. Недостаточность теоретической разработки проблемы психологических изменений у военнослужащих -участников боевых действий, неочерченность их границ, отсутствие четких диагностических и прогностических критериев, создают значительные трудности при распознании начальных проявлений ПТСР, в организации реадаптации и реабилитации ветеранов (Абрамов В.А. и др., 1992.; Бабаян Э.А., 2003; Ташлыков В.А., 1990.; Фатхи О.Г., 2001.; Шевчук Л.Е., 2001).

В литературе последних лет часто упоминаются различные диагностические шкалы, в том числе «Symptoms Check List-90» (Derogatis L.R., et al., 1975, Jackson J., Cochram et al., 1991), которая является клинической шкалой самоотчета, ориентированной на определение симптоматической конфигурации обследуемого. Шкалу чаще применяют для обследования больных с невротическим уровнем расстройства, реже - у больных психозами. Шкала состоит из 90 пунктов, каждый из которых оценивается по пятибалльной системе ранжирования дистресса. Эти пункты позволяют определить выраженность 9 параметров первостепенной важности, составляющих основу большинства симптомов в клинической картине. К основным параметрам относятся: 1) соматизация, 2) обсессивно-компульсивный параметр,

3) интерперсональная сенситивность, 4) депрессия, 5) тревога, 6) враждебность, 7) фобическая тревога, 8) параноидное мышление, 9) психотизм.

В сферу наших интересов прежде всего входил параметр соматизации. Пункты, охватывающие этот параметр, отражают дистресс, возникающий от осознания нарушений функций тела. Параметр включает жалобы на сердечно-сосудистую, желудочно-кишечную, дыхательную и др. системы. В случае исключения органической основы жалоб регистрируются различные соматоморфные расстройства, эквиваленты тревоги и депрессии. Параметры «Депрессия» и «Тревога» содержат в себе пункты, которые могут выявить клиническую связь между собственно аффективными расстройствами: тревогой и депрессией, их соматическими проявлениями.

Результаты обследования позволяют построить график, который отражает конфигурацию признаков, измеряемых данной шкалой. Мы приняли данную шкалу как один из дополнительных методов исследования психологической дезадаптации личности в экстремальных условиях.

Нами обследовано 60 военнослужащих участников боевых действий, находящихся на стационарном лечении с различными соматическими жалобами, с различной по структуре и уровню психопатологической симптоматикой. У 54 из 60 обследованных были выявлены повышенные показатели по параметру соматизации: в пределах степени выраженности от 0,5 до 3,5. Примерно в 60% случаев коррелировали высокие показатели по параметру соматизации, с повышением показателей по параметрам депрессии и тревоги. Клинико-психопатологическое исследование данных комбатантов также выявило у них наличие аффективных (депрессивных, субдепрессивных и тревожных) расстройств различной структуры, степени выраженности и нозологической принадлежности.

На фоне специфического лечения этих военнослужащих и по мере клинического улучшения их состояния, повторные оценки по использованной шкале подтверждали снижение показателей параметров как соматизации, так и тревоги, депрессии.

Таким образом, данная шкала представляет определенную ценность для диагностики, дифференциальной диагностики и контроля за динамикой состояний больных. Необходимо отметить, для прицельного исследования соматизированных расстройств данная шкала недостаточно информативна, так как она дает возможность констатировать наличие лишь в структуре синдрома соматизации в той или иной степени, без дополнительных указаний. В этом плане большой интерес представляют другие шкалы, или иные, модифицированные разработки указанной шкалы (сообщения о которых имеются в новейшей зарубежной литературе), позволяющие не только выявить наличие соматизации в клинической картине, но и более прицельно исследовать больных по этому параметру (Schneider W., Beisturer B., 1990).

Байкова Л.А. (Рязань)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

В гуманистической парадигме здоровье (физическое, психическое и социальное благополучие) всех субъектов педагогического взаимодействия является интегративным показателем результативности функционирования любого образовательного учреждения. Разработка критериев психического, психологического, социального здоровья учащихся и учителей может быть осуществлена в контексте научного направления «психология здоровья» (О.С. Васильева, И.В. Дубровина, О.И. Даниленко, Г.С. Никифоров, Л.В. Куликов, О.В. Хухлаева, Ф.Р. Филатов и др.). Понятие «психологическое здоровье» введено И.В. Дубровиной (1998), но мало разработано понятие «социальное здоровье». Психологическое здоровье рассматривается как динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих внутреннюю гармонию личности, гармонию человека и общества, возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности. Критериями психологического здоровья являются: способность к саморегуляции (внутренней и внешней); наличие позитивного образа «Я» и «Другого»; владение рефлексией; потребность в саморазвитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.