Научная статья на тему 'Опыт КНР в регулировании рисков демпинга на налоговой основе'

Опыт КНР в регулировании рисков демпинга на налоговой основе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РИСК ДЕМПИНГА / АДАПТАЦИЯ ОПЫТА КИТАЯ / THE ADAPTATION OF CHINA''S EXPERIENCE / TAX REGULATIONS / THE RISK OF DUMPING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родина Лариса Александровна

Статья посвящена вопросам налогового регулирования рисков демпинга. Опыт Китая представляется достаточно интересным и может быть эффективно адаптирован на российские условия. Нормы законодательства призваны защитить национальную экономику и поддержать отечественного товаропроизводителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX-BASED REGULATION OF DUMPING RISK IN CHINA

The article deals with the dumping risk tax regulations. In this regard, China's experience is quite interesting and can be effectively adapted to Russian conditions. Rules of law designed to protect the national economy and to support domestic producers.

Текст научной работы на тему «Опыт КНР в регулировании рисков демпинга на налоговой основе»

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. № 4. С. 171-175.

УДК 339.56

ОПЫТ КНР В РЕГУЛИРОВАНИИ РИСКОВ ДЕМПИНГА НА НАЛОГОВОЙ ОСНОВЕ

TAX-BASED REGULATION OF DUMPING RISK IN CHINA

Л.А. Родина L.A. Rodina

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Статья посвящена вопросам налогового регулирования рисков демпинга. Опыт Китая представляется достаточно интересным и может быть эффективно адаптирован на российские условия. Нормы законодательства призваны защитить национальную экономику и поддержать отечественного товаропроизводителя.

The article deals with the dumping risk tax regulations. In this regard, China's experience is quite interesting and can be effectively adapted to Russian conditions. Rules of law designed to protect the national economy and to support domestic producers.

Ключевые слова: налоговое регулирование, риск демпинга, адаптация опыта Китая.

Key words: tax regulations, the risk of dumping, the adaptation of China's experience.

Проблема демпинга в российской экономике не ослабевает со временем, являясь достаточно серьезным экономическим риском для отечественной экономики и товаропроизводителей. С вступлением России в ВТО этот вопрос, возможно, будет разрешаться уже на уровне международного расследования подобных нецивилизованных торговых отношений, так как демпинг официально осуждается ВТО. Однако современные схемы демпинга настолько латентны, что выявить недобросовестную ценовую конкуренцию не всегда удается. Именно поэтому необходимо страховать риски демпинга действенными внутренними инструментами. В этой связи опыт Китая может быть достойным примером такого механизма регулирования международной торговли.

В силу того что государственное регулирование экономических отношений наиболее ярко выражено в налоговой политике государства, не вызывает сомнений, что именно налоговые, таможенные барьеры, вероятно, наиболее действенны в решении проблемы демпингового ценообразования. Доказательством тому является опыт Китая в разрешении экономических споров по поводу расследования и применения антидемпинговых мер относительно импортеров. Традиционно применяя таможенные пошлины в качестве инструмента протек-

ционисткой торговой политики, на службу государственным интересам поставлены и налоговые органы. В этой связи налоговые компетенции отражены в Положении Китая (КНР) «Об антидемпинге и антидотациях». Данные положения разработаны в соответствии с «Законом внешней торговли КНР» для поддержания порядка в зарубежной торговле и честной конкуренции и для защиты отечественной промышленности по выпуску аналогичных товаров.

В случаях, если импортируемые товары дотируются или ввозятся на внутренний рынок Китая по демпинговым ценам, а также являются причиной ущерба, угрозой материального ущерба соответствующим отраслям отечественной промышленности или служат реальным препятствием для создания соответствующих отраслей отечественной промышленности, то в соответствии с положениями о защите интересов КНР правительством должны быть приняты комплексные меры по борьбе с демпингом и дотациями.

Традиционным считается понятие демпинга, когда имеет место ситуация, при которой экспортная цена импортируемых товаров ниже их обычной цены. При этом обычная цена определяется следующими способами.

1. Если товары, идентичные или сходные с импортируемым продуктом, продаются по

© Л.А. Родина, 2012

сопоставимым ценам в странах-экспортерах, то эти цены считаются обычными ценами.

2. Если товары, идентичные или сходные с импортируемым продуктом, не продаются по сопоставимым ценам в странах-экспортерах, то обычной ценой является:

- либо сопоставимая цена на идентичные или сходные товары, экспортируемые в третью страну;

- либо себестоимость идентичных или сходных товаров плюс приемлемые расходы и прибыль.

Экспортная цена определяется следующим образом.

1. Реально заплаченная цена или цена, которая должна была быть заплачена за импортированные товары, является экспортной ценой.

2. Если никакая цена не была заплачена и не должна была быть заплачена за импортируемые товары, то экспортной ценой следует считать:

- цену, по которой импортируемый товар продается впервые независимому покупателю;

- цену, которую на разумной основе вычисляет Министерство внешней торговли после консультаций с таможенным бюро.

Демпинговой разницей считается величина, на которую экспортная цена импортируемых товаров меньше обычной цены. При определении демпинговой разницы экспортная цена импортируемых товаров и обычная цена должны сравниваться путем использования честных и разумных средств. Эта проблема решается на уровне строгого выбора лиц, осуществляющих расследование и применяющих регулирующие меры. Также для гарантии честного и разумного отношения к процессу оценки и реагирования на демпинговые цены предусмотрен высокий уровень ответственности лиц-исполнителей с диапазоном мер наказания за нарушение принципов справедливости и разумности от ощутимых штрафных санкций до уголовного преследования.

Ущерб включает в себя причинение материального ущерба или угрозу материального ущерба уже существующим отраслям отечественной промышленности или создание препятствий для возникновения соответствующей отрасли отечественного производства путем использования демпинга.

При определении ущерба, причиненного отечественным отраслям производства путем использования демпинга, принимаются во внимание следующие аспекты.

1. Количество демпингового товара, включая его общее количество или возрастающее

увеличение общего количества по отношению к идентичным или сходным отечественным товарам и возможности дальнейшего увеличения.

2. Цены демпинговых товаров, включая снижение цен на демпинговые товары или влияние этого демпинга на цены идентичных или сходных отечественных товаров.

3. Влияние демпингового товара на отечественное производство.

4. Производственная мощность компании, занимающейся демпингом, объем экспорта и наличные товары.

В антидемпинговом расследовании касательно товаров, импортируемых из двух и более стран, оценка влияния родственных импортируемых товаров может суммироваться.

Отечественными производителями считаются все производители, изготовляющие идентичные или сходные товары на территории КНР или производители большей части идентичных или подобных товаров.

Производители отечественной продукции, связанные с экспортом или импортом или сами импортирующие продукцию по демпинговым ценам, могут быть исключены из категории отечественных производителей. Данная норма при всей своей строгости имеет очень действенное влияние и поддерживается предпринимателями как справедливое наказание даже резидентов, нарушающих закон и дающих право на такие же нарушения другим участникам международного рынка.

Отечественные производители товаров, идентичных или сходных с импортируемыми товарами или относящиеся к ним организаторы (далее именуемые «заявители») могут подать письменное заявление в Министерство внешней торговли о проведении антидемпингового расследования в соответствии с пунктами данных положений.

Заявление должно содержать следующую информацию:

1. Название и адрес заявителя или заявителей и производители, которых они представляют.

2. Предназначение и описание импортируемых продуктов, номера их тарифного кода, предназначение и описание идентичных или сходных отечественных товаров.

3. Количество и цена импортируемых товаров, и их влияние на отечественное производство.

4. Причинно-следственная связь между демпингом и нанесением ущерба.

5. Другая информация, оговоренная Министерством внешней торговли (МОРТБС).

6. Необходимые доказательства следует приложить к форме заявления.

Получив письменное заявление от заявителя, Министерство внешней торговли должно его рассмотреть вместе с прилагаемыми доказательствами и после консультаций с Государственным комитетом по экономике и торговле решить, целесообразно ли отправлять дело на расследование.

Если при особых обстоятельствах у Министерства внешней торговли появляются доказательства того, что имеет место демпинг, нанесение ущерба и причинно следственная связь между этими двумя событиями, то оно после консультаций с Государственным комитетом по экономике и торговли может принять самостоятельное решение о расследовании дела.

Публичное оглашение окончательного решения результатов антидемпингового расследования должно произойти в течение 12 месяцев, начиная с момента публичного оглашения решения о направлении дела на расследование. При особых обстоятельствах, этот срок может быть увеличен до 18 месяцев.

Министерство внешней торговли должно публично огласить, направляет ли оно дело на расследование, и известить об этом заявителя экспортеров и импортеров, правительство страны экспортера и другие заинтересованные стороны.

После принятия решения о направлении дела на расследование Министерство внешней торговли и Таможенное бюро должны совместно расследовать, имел ли место демпинг, определить демпинговую разность. Государственный комитет по экономке и торговле и соответствующие отделы Госсовета должны совместно расследовать, был ли нанесен ущерб и степень этого ущерба. Министерство внешней торговли и Государственный комитет по экономике и торговле должны каждый по отдельности огласить свое первоначальное решение на основе результатов расследования. Министерство внешней торговли должно публично огласить свое первоначальное решение.

Если первоначальное решение установило существование демпинга и факт причинения ущерба, то будет проведено дополнительное расследование касательно демпинга, демпинговой разности, ущерба и степени ущерба. Министерство внешней торговли и Государственный комитет по экономике и торговле должны каждый по отдельности принять свое окончательное решение, основываясь на результатах дополнительного расследования. Министерство внешней торговли должно публично огласить свое окончательное решение.

Антидемпинговое расследование прекращается, и Министерство внешней торговли публично оповещает о его прекращении при наличии следующих обстоятельств:

1) заявитель забрал свое заявление;

2) первоначальное слушание не выявило наличия демпинга и нанесения ущерба;

3) последнее слушание не выявило наличия демпинга и нанесения ущерба;

4) демпинговая разность и количество импортируемых демпинговых продуктов могут игнорироваться.

В процессе проведения совместного расследования Министерством внешней торговли и Таможенным бюро или Государственным комитетом по экономике и торговле и соответствующими отделами Госсовета они могут направлять заинтересованным сторонам опросные листы и проводить исследования образцов. По запросу заинтересованной стороны ей предоставляется возможность выразить свое мнение.

Министерство внешней торговли может, если сочтет это необходимым, направлять свой персонал в соответствующие страны для проведения расследования, при условии, что эти страны не возражают.

При совместном расследовании Министерством внешней торговли и Таможенным бюро или Государственным комитетом по экономике и торговле и соответствующими отделами Госсовета заинтересованные стороны должны давать точные отчеты о текущем положении и предоставлять необходимые материалы. Если они не дают точного отчета о ситуации и не представляют необходимых материалов или другими способами препятствуют расследованию, то Министерство внешней торговли и Государственный комитет по экономике и торговле могут выносить решение на основании имеющихся в их распоряжении материалов.

Министерство внешней торговли и Государственный комитет по экономике и торговле должны предоставить заявителю и другим заинтересованным сторонам доступ к материалам дела при условии, что эти материалы не являются секретными.

В случае, если предварительные слушания вскрыли существование демпинга, нанесшего ущерб соответствующим отраслям отечественной промышленности, то могут быть предприняты следующие антидемпинговые меры.

1. В соответствии с оговоренной процедурой может быть введен временный антидемпинговый налог.

2. Может быть запрошен денежный залог или другая форма гарантии.

Сумма временного антидемпингового налога, денежного залога и других форм гарантии должны быть совместимы с демпинговой разницей, определенной на предварительных слушаниях.

Министерство внешней торговли может предложить и Комитет по таможенно-налоговой политике при Госсовете может принять решение о наложении временного антидемпингового налога. Министерство внешней торговли должно решить, потребовать ли предоставления денежного залога и других форм гарантии.

Также Министерство внешней торговли должно публично объявить о своем решении принять временные антидемпинговые меры, а Таможенное бюро должно реализовать эти решения.

Срок введения временных антидемпинговых налогов составляет 4 месяца, начиная с момента публичного оглашения решения о введении временных мер. При особых обстоятельствах этот период может быть увеличен до 8 месяцев.

Если экспортер демпинговых продуктов или правительство страны-экспортера обещают принять эффективные меры для возмещения ущерба, нанесенного промышленности КНР, то Министерство внешней торговли, проконсультировавшись с Государственным комитетом по экономике и торговле, может принять решение приостановить антидемпинговое расследование. Министерство внешней торговли должно публично объявить о принятом решении.

Министерство внешней торговли может потребовать от экспортера или правительства страны-экспортера регулярно сообщать о выполнении взятых на себя обязательств.

Если экспортер демпингового продукта или правительство страны-экспортера не выполняет свои обязательства или отказывается от своих обязательств, то Министерство внешней торговли, проконсультировавшись с Государственным комитетом по экономике и торговле, может принять решение о возобновлении антидемпингового расследования.

Если окончательно установлено наличие демпинга, нанесшего ущерб промышленности страны, то, согласно установленным процедурам, может быть введен антидемпинговый налог и Министерство внешней торговли должно публично объявить об этом решении.

Министерство внешней торговли может предложить, Комитет по таможенной политике при Госсовете должен решить и Таможенное бюро должно провести в жизнь введение любого антидемпингового налога.

Плательщиком антидемпингового налога является импортер товаров, цена которых признана искусственно заниженной, демпинговой.

Сумма антидемпингового налога не может превышать демпинговую разницу, определенную в окончательном решении.

Если сумма антидемпингового налога, определенная в окончательном решении, меньше суммы временного антидемпингового налога, то лишняя часть уплаченного налога возвращается. Если сумма антидемпингового налога, определенная в окончательном решении, больше суммы временного антидемпингового налога, то разницу между ними платить не нужно.

Если, согласно окончательному решению, налог не вводится, то собранный временный антидемпинговый налог, денежный залог и другие виды залога должны быть возвращены. Это означает положительное решение властей относительно импортера и окончание расследования, в результате которого выявлено, что предварительные претензии, подозрения в применении демпинговой цены не оправдались и импортер не имел умысла нанести ущерб национальной экономике.

При наличии одновременно двух перечисленных ниже обстоятельств Комитет по тарифной политике при Госсовете может по представлению Министерства внешней торговли решить уже постфактум вопрос о наложении антидемпингового налога на товары с искусственно заниженной ценой, импортированные в период за 90 дней перед публичным оглашением решения о принятии временных мер, если

1) демпинговый продукт неоднократно наносил ущерб отечественному производству или импортер демпингового товара знал или должен был знать, что экспортер товара завозит его по демпинговым ценам и этот демпинг нанесет ущерб отечественному производству;

2) большое количество демпингового товара было импортировано за короткий промежуток времени и уже причинило ущерб отечественному производству.

Промежуток времени, отведенный на введение антидемпинговых налогов и принятие решений относительно цен, составляет 5 лет. В течение этого времени Министерство внешней торговли после консультаций с Комитетом по экономике и торговле, или по своему собственному решению, или по запросу заинтересованных сторон может проводить перепроверку решений, касающихся введения антидемпинговых налогов.

В течение 12 месяцев после начала перепроверки Министерство внешней торговли мо-

жет предложить Комитету по политике таможенных тарифов при Госсовете изменить, отменить или оставить в силе предыдущее решение, касающееся антидемпинговых налогов. Комитет по политике таможенных тарифов при Госсовете может пересмотреть решение и Министерство внешней торговли должно публично объявить о своем решении.

Если импортер демпингового товара имеет свидетельство, доказывающее, что сумма уже уплаченного им антидемпингового налога превышает демпинговую разность, то он может обратиться в Министерство внешней торговли для возврата налога. Министерство внешней торговли и Таможенное бюро должны провести совместное расследование и проверить факты.

После этого Министерство внешней торговли может отправить предложение по возвращению налоговой суммы в Комитет по политике таможенных тарифов при Госсовете. Комитет по политике таможенных тарифов при Госсовете принимает решение касательно возмещения налоговой суммы, и Таможенное бюро воплощает решение в жизнь.

Министерство внешней торговли, Государственный комитет по экономике и торговле и соответствующие отделы Госсовета могут предпринимать надлежащие меры с целью предотвращения попыток избежать антидемпинговых налогов. Это означает, что принимаемое решение предварительно очень тщательно готовится, проверяются все факты, ведется комплексное расследование, исключая возможность случайных решений по отношению к добросовестным импортерам.

По официальному определению дотацией считается финансовая поддержка или привилегия, прямо или косвенно предоставленная отрасли производства, предприятию зарубежным правительством или общественной организацией.

Данные положения касаются дотируемых импортированных товаров. Однако эти положения не распространяются на импортируемые товары, использующие дотации только в целях промышленных исследований и развития, дотации на поддержку отсталых регионов, защиту окружающей среды и т. д. Однако данные положения применяются одновременно и для внутреннего товаропроизводителя. При этом не имеет значение, какое резидентство у лица, которому предоставляется поддержка. В этом тоже проявляется справедливость отношения государства к участникам торгового обмена, так как под ответственность может попасть и китайский товаропроизводитель, уличенный в ис-

пользовании дотаций, если это прямо не предусмотрено договорами или иными предварительными условиями с согласия государства.

Считается, что чистая сумма полученных товаром дотаций, собственно, и является суммой дотаций. По закону сумма дотаций должна подсчитываться справедливо и разумно. В этой связи разрабатываются серьезные методики расчета с обоснованным выбором критериев справедливости и разумности на основе статистических выборок, расчета погрешностей, а также с использованием сложных математических, информационных моделей и технологий.

Также в нормах закона об антидемпинговом противодействии зафиксировано, что в зависимости от реальных обстоятельств КНР может предпринимать соответствующие шаги в отношении любой страны или региона путем принятия антидемпинговых или антидотацион-ных мер против экспортных товаров. Таким образом, в вопросах защиты национальных интересов Китай не применяет режимы благопри-ятсвования ни для одного государства, даже состоящего с ним в партнерских отношениях. Это означает, что предварительная договоренность о некотором уровне цен предполагает их снижение по отношению к средним на рынке, но одностороннее решение импортера о снижении цен уже расценивается как демпинг с вытекающими последствиями.

Министерство внешней торговли, Государственный комитет по экономике и торговле и соответствующие отделы при Госсовете могут разрабатывать новые меры, руководствуясь базовыми положениями национального законодательства о противодействии демпингу и дотациям.

Таким образом, четко проработанная, в правовом плане выверенная и корректная, законодательно зафиксированная политика противодействия демпингу и дотаций на цены ввозимых товаров позволяет осуществлять на цивилизованной основе протекцию национальных экономических интересов. Опыт Китая показывает, что системный подход при постоянном отслеживании действий лиц, ввозящих товары на территорию страны, учет мировых тенденций в международной торговле эффективен в вопросах регулирования торгово-экономических отношений с партнерами. Адаптацию подобного опыта к российским условиям уже диктует современная экономическая ситуация в соответствии с необходимостью решительного противодействия демпингу на российском рынке и вхождением страны в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.