Научная статья на тему 'Опыт изучения курса «Методика выполнения творческих проектов» студентами гуманитарно-педагогического университета'

Опыт изучения курса «Методика выполнения творческих проектов» студентами гуманитарно-педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕК-ТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / CREATIVE PROJECTS / METHOD OF PROJECTS / CREATIVE DESIGNED ACTIVITY / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаюк И. В.

В статье рассматривается проектная методика, используемая в подготовке студентов младших курсов технолого-экономического факультета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышев-ского как один из возможных вариантов применения активных методов обучения. Приведены результаты внедрения элективного курса, существенно повысившего качество образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаюк И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An experience of take the course «Method of creative project fulfillment» by students of humanitarian pedagogical university

Design methodology as a one of possible variants applying the active methods of teaching is under consideration in the article. It is used for preparation of first year student's technology-economic faculty of Zabaikaisky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky. The article maintains results of application an elective course essentially raising the quality of education.

Текст научной работы на тему «Опыт изучения курса «Методика выполнения творческих проектов» студентами гуманитарно-педагогического университета»

Литература

1. Закирова А. Ф. Педагогическая герменевтика: моногр. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 2006. 328 с.

2. Знаков В. В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. 479 с.

3. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и структура смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.

УДК 378.0

И. В. Николаюк

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ» СТУДЕНТАМИ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В статье рассматривается проектная методика, используемая в подготовке студентов младших курсов технолого-экономического факультета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского как один из возможных вариантов применения активных методов обучения. Приведены результаты внедрения элективного курса, существенно повысившего качество образования.

Ключевые слова: творческие проекты, метод проектов, творческая проектная деятельность, адаптация.

Design methodology as a one of possible variants applying the active methods of teaching is under consideration in the article. It is used for preparation of first year student’s technology-economic faculty of Zabaikaisky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky. The article maintains results of application an elective course essentially raising the quality of education.

Key words: creative projects, method of projects, creative designed activity, adaptation.

Современное общество, заинтересованное в решении многочисленных научных, экономических и других проблем, выдвигает заказ на подготовку творческих, гибких, мобильных, конкурентоспособных педагогов, помогающих решать эти проблемы. Чтобы выполнить данный заказ, необходимо коренным образом изменить позицию обучающихся в педагогическом учебном заведении студентов, развивая их личностную активность. Активное обучение направлено на предметное и социальное моделирование будущей профессиональной деятельности и не сводится к простому усвоению знаний, а предусматривает развитие необходимых личностных, профессиональных и социальных качеств будущего учителя.

Активизация познавательной деятельности, дающая наибольшую продуктивность процесса, обеспечивается, прежде всего, проблемно-поисковыми методами, когда усвоение знаний, выработка умений и навы-

ков осуществляется в процессе частично-поисковой и исследовательской деятельности студентов.

В последние годы произошли серьезные изменения в практике отечественного образования. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода в обучении потребовали новых методов обучения, которые

• формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию студентов в учении;

• приоритетно направлены на развитие познавательного интереса обучаемых;

• реализуют принцип связи обучения с жизнью;

• формируют не просто знания, умения и навыки, а компетенции, позволяющие их применять, реализовывать в практической деятельности, в т. ч. исследовательские, рефлексивные и т. д.;

• способствуют реализации творческих способностей обучающихся;

• содействуют адаптации обучаемых как в вузе, так и в социуме.

Ведущее место среди таких методов, имеющихся в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Проектная деятельность имеет чрезвычайно важное значение для организации подготовки будущих учителей, поскольку она не только в целом стимулирует учебную деятельность, но и служит развитию структуры и содержания готовности к профессиональной деятельности.

Применение метода творческих проектов активизирует все стороны учебной деятельности студентов, способствует эффективному усвоению и интеграции получаемых знаний. Преимуществами данного метода является всестороннее вовлечение в выполнение учебных заданий мыслительных способностей, возможность реальной организации, индивидуализации и дифференциации процесса обучения. При создании творческих проектов обучение опирается на потребности практики, может учесть социальные ценности и запросы общества, т. е. осуществляется взаимосвязь теории и практики.

Разработка творческих проектов как метод обучения в высшем профессиональном педагогическом образовании служит также одним из важнейших средств развития личности студентов, обеспечения их последующей успешной адаптации, так как в ходе выполнения проектов у обучаемых раскрываются индивидуальные творческие возможности, формируются адекватная самооценка, навыки коллективного учебного взаимодействия.

Учебная программа дисциплины «Методика выполнения творческих проектов» (элективный курс), разработанная на технолого-экономическом факультете Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, была составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (федеральный компонент) по циклу общепрофессиональной подготовки (ОПД) ГОС ВПО второго поколения.

Цель настоящего курса - обучение студентов методике выполнения творческих проектов, ведение проектной деятельности как средства адап-

тации студентов младших курсов. Основные задачи курса заключаются в следующем:

• ознакомление студентов с теоретико-методологическими положениями проектной деятельности;

• изучение психологических основ проектной деятельности;

• обучение в теории и на практике проектированию;

• скорейшая адаптация студентов младших курсов посредством проектной деятельности.

В системе предметного образования данный курс является логическим завершением изучения дисциплин методического цикла и позволяет систематизировать и закрепить знания по дисциплинам всех блоков, а также закладывает основы творческой деятельности.

Содержание курса включает шесть разделов.

1. Становление и развитие теории и практики проектного метода обучения в зарубежной и отечественной педагогике:

• прагматические идеи Д. Дьюи как научная основа метода проектов; возникновение метода проектов в школах США; теоретическое обоснование проектного метода обучения У. Х. Килпатриком, Э. Коллингсом;

• трактовка проектного метода обучения отечественными педагогами П. Ф. Каптеревым, П. П. Блонским, С. Т. Шацким, А. С. Макаренко, Е. Г. Кагановым, М. В. Крупениной, В. Н. Шульгеным. Опыт применения проектного метода обучения в практике работы школ России в 20-30 гг. ХХ в.;

• возрождение проектного метода обучения в России в связи с внедрением образовательной области «Технология»; теоретическое обоснование проектного метода обучения в трудах отечественных педагогов (П. Р. Атутов, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев, М. Б. Павлова и др.).

2. Генезис и сущность понятия творческой проектной деятельности. Основные требования к проекту:

• подходы к определению сущности понятия «творческая проектная деятельность» (Г. Уоллес, П. Н. Андрианов, М. Н. Скаткин и др.); современные трактовки сущности этого понятия (Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко, Л. М. Иляева и др.);

• психологическая структура и модель творческой проектной деятельности как основная единица технологического образования;

• творческая проектная деятельность и развитие личности; обучение учащейся молодежи творческой проектной деятельности как психоло-го-педагогическая проблема [1].

3. Классификация проектов. Формы продуктов проектной деятельности:

• классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся, по комплексности и характеру контактов, по продолжительности;

• преимущества персональных и групповых проектов;

• выбор и обоснование формы продукта проектной деятельности.

4. Методика выполнения проекта:

• этапы выполнения проектов: подготовительный (исследова-

тельский), технологический, заключительный;

• выявление конкретной проблемы, социально значимой задачи;

• разработка «звездочки» обдумывания и плана выполнения проекта;

• практическая работа над проектом, поиск необходимой информации и недостающих знаний; оформление проектной папки.

5. Критерии оценки проектнъх работ:

• выработка системы оценки проектных работ, которая складывается из оценок этапов выполнения проекта (от формулировки проблем до полученного результата) и результатов защиты проекта.

6. Защита творческих проектов:

• обоснование целей и задач защиты творческих проектов;

• выбор формы презентации проекта;

• примеры удачных презентаций проектов.

Учебно-тематический план курса приведен в таблице.

Учебно-тематический план элективного курса «Методика выполнения

творческих проектов»

Раздел курса Всего часов Аудиторные занятия

Лекции Лабора- торные Семинары

1. Становление и развитие теории и практики проектного метода обучения в зарубежной и отечественной педагогике 2 2

2. Генезис и сущность понятия творческой проектной деятельности. Основные требования к проекту 8 4 4

3. Классификация проектов. Формы продуктов проектной деятельности 10 4 6

4. Методика выполнения проекта 14 4 - 10

5. Критерии оценки проектных работ 6 2 - 4

6. Защита творческих проектов 16 2 - 14

Итого 56 18 - 36

Оптимальной продолжительностью изучения дисциплины «Методика выполнения творческих проектов» является один семестр на первом курсе (дополнительное образование) и один - на третьем и четвертом курсах. Содержание лекций, строившихся в соответствии с программой, рас-

ширяется, дополняется и углубляется на семинарских занятиях. Так, на семинарах «Методика выполнения проекта» студенты обсуждают планы выполнения и оформления выбранных ими конкретных проектов.

В ходе изучения данного курса были реализованы проекты разных уровней: проекты, касающиеся учебной деятельности - «Мой график на семестр», «Способы обработки информации», «Способы получения информации в вузе» и др.; касающиеся самоорганизации - «Распорядок дня», «План сдачи сессии» и др.; проекты относящиеся к организации студенческой жизни - «Государство ТЭФ» (создание студенческого самоуправления) и др.; досуговые проекты - «Куклы, в которые не играют» (организации адаптационного клуба для первокурсников), «СМиТ» (организация студенческого музыкального театра), проект организации студенческого бизнес-инкубатора, «Здоровье - это здорово!» (молодежная акция) и др.

Основу учебной деятельности образует способность студента овладевать новыми знаниями и способами деятельности, трансформировать и конструктивно использовать полученный опыт. Ведущим средством технологии проектного обучения, содействующим адаптации к учебнму процессу, явилась творческая проектная деятельность, способствующая развитию креативного мышления, навыков создания творческих продуктов, их презентации, готовности включаться в сотворческие процессы.

Самостоятельная исследовательская и познавательная активность дает студентам возможность овладеть способами работы с учебной информацией. В процессе выполнения проектов студентам предлагались задания, направленные на формирование навыков поиска, обработки, интерпретации, систематизации учебной информации. Студенты осваивали методы экспертного опроса, статистической обработки данных и способы работы с различными источниками информации, в том числе печатными изданиями, СМИ, электронными ресурсами и т. д.

Основной целью личностно-смыслового взаимодействия явилось создание такого поля отношений между преподавателем и студентами, которое неизбежно ведет к изменению личности, позволяет поддерживать субъектную позицию студента в ходе выполнения проектов. При проектном обучении преподаватель из главного источника и контролера знаний превращается в консультанта, помощника, организатора деятельности студентов. Он создает условия и помогает учащимся раскрыть свои возможности, выявить интересы и самостоятельно осуществить пробу сил в процессе выполнения проектов. Таким образом, привлечение студентов младших курсов к выполнению проектов содействует их творческой самореализации, развитию способностей путем вовлечения каждого в активный познавательный процесс, освоению способов сотрудничества в обучении, развитию ответственности за свое обучение. При такой организации учебной деятельности студент приобретает собственный стиль учения, осваивает способы презентации его результатов, общения с партнерами, оценки и самооценки результатов учебной деятельности. В процессе проектной деятельности студенты наблюдают за действиями преподавателя, вступают в свободное обсуждение, предлагают альтернативы, сообща решают задачи, сотрудничают в обоюдном стремлении к цели.

В течение 2003-2007 гг. изучалось состояние готовности студентов к выполнению творческих проектов в начале и в конце занятий. Сравнительные данные приведены на рис. 1 и 2.

100

80

60

40

20

0

Рис. 1. Изменения состояния подготовки студентов, полностью владеющих методикой выполнения творческих проектов:

- до проведения занятий по курсу; [ЛГ] - после проведения занятий по курсу

:: \\\ ::

т і! Ш ІІІ Ш 1! Ш

2003 2004 2005 2006 2007

Рис. 2. Изменения состояния подготовки студентов, плохо владеющих или не применяющих методику выполнения творческих проектов:

^ - до проведения занятий по курсу; - после проведения занятий по курсу

Количество студентов, полностью знающих и применяющих методику выполнения творческих проектов, за период экспериментальной работы увеличилось в среднем на 30,4%, а число студентов, не имеющих знаний по этому методу, сократилось, в среднем на 22,4%. Эти результаты подтверждают достаточно высокую эффективность занятий по разработанному нами курсу.

Необходимо отметить, что очень важно формировать у учащихся, особенно в составе поисковых групп (творческих объединений учащихся), такие механизмы поведения, которые способствуют их адаптации в коллективах. Эмоционально-волевое равновесие со средой и определенный

набор стратегий и тактик, позволяющих находить решение новых проблем, неизбежно возникающих в процессе труда, формируются постепенно. Совместно с куратором группы в конце каждой недели проводился самоанализ (рефлексия, обмен впечатлениями, мнением - можно назвать по-разному такой вид деятельности), включающий в себя ответы студентов на следующие вопросы:

1. Выполнил ли я выбранное задание?

2. Если не выполнил, то почему?

3. Все ли я успел и смог правильно сделать из того, что было запланировано?

4. Что я узнал нового за неделю?

5. Что это мне даст в дальнейшем?

6. Получилось ли у меня сотрудничество с преподавателями?

7. Что мне надо сделать на следующей неделе?

На этапе презентации и защиты проектов студентам предлагалось несколько заданий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание 1. Оцените проделанную работу с позиции преподавателя, студента и наблюдателя.

Первая позиция - позиция преподавателя. Проанализируйте проектную деятельность с точки зрения преподавателя: содержание, манера поведения, структура деятельности, эмоциональность, привлекательность, совокупность способов и приемов управления студенческой аудиторией и т. п. Главный вопрос - что я делаю?

Вторая позиция - студента. Проанализируйте проектную деятельность с точки зрения студента, выполнившего этот проект: способы деятельности, актуальность, обоснованность, активность, привлекательность, развитие каких-либо умений, ценность информации и т. п. Главный вопрос - что я получаю?

Третья позиция - наблюдателя. Проанализируйте проделанную работу как вид совместной деятельности студентов и преподавателя, студентов между собой: согласованность действий, уровень контакта и взаимопонимания, активность. Главный вопрос - что мы друг для друга?

Задание 2. Постарайтесь наиболее полно и искренне продолжить следующие фразы:

• «я хочу, чтобы студенты...»;

• «я ожидаю, что новые студенты.»;

• «современный студент должен уметь.»;

• «преподаватель для студента - это.»;

• «студент для преподавателя - это.».

Задание 3. Попробуем вместе найти выход из возможных конфликтных ситуаций. Подумайте, какие сложности во взаимоотношениях между собой у Вас возникали во время выполнения проекта. Какие сложности возникали у Вас в работе с преподавателями?

Задание 4. Попытайтесь оценить роль и место творческой проектной деятельности, которую вы изучаете, в целом и в частности: в своей учебной деятельности; для общего развития; подготовки к изучению других предметов; для овладения будущей профессией; что-то другое.

Основной результат предложенных заданий - осознание студентом собственной личности не как объекта, а как полноправного субъекта учебно-познавательной деятельности, переоценка роли преподавателя в структуре учебно-познавательной деятельности студента. Творческий метод призван дать учащемуся главное - интерес к жизни и труду, указать пути, по которым можно идти и искать, узнавать, изучать, постигать новое.

Ключевым моментом проведенного исследования являлось приобщение студентов младших курсов технолого-экономического факультета к творческой проектной деятельности как в учебном, так и во внеучебном процессах с целью их адаптации. Заметим, что студенты, участвовавшие в коллективных творческих проектах (например, «Формирование коммуникативной компетентности студентов в процессе внеучебной деятельности») адаптировались значительно быстрее, чем те, которые участвовали в индивидуальных проектах (таких, как «Разработка дизайна учебной аудитории»).

Сравнительный анализ уровня адаптации студентов к концу первого года обучения, показал, что на низкий уровень у некоторых студентов повлияли особенности психофизического развития студентов (заболевания, стрессы, материальные и личные проблемы или кризисы и т. п.). Однако опрос этих студентов продемонстрировал, что большая часть из них видит свое будущее связанным с факультетом и университетом, а около 17% указали, что участие в проектах помогло им «пережить» личные неприятности.

Как правило, продолжение участия в проектной деятельности таких студентов на втором году обучения приводит к их полной адаптации. Проектная деятельность развивает потребность в знаниях, формирует высокие мотивы и стремления к самообразованию.

Итак, необходимо вовлекать студентов младших курсов в творческую проектную деятельность, особенно коллективную, групповую, развивающую способность к самостоятельным суждениям, умение и желание отстаивать и обосновывать свои взгляды и убеждения, вести научные дискуссии. Внедрение в учебный процесс предлагаемого курса способствует скорейшей адаптации студента в вузе, а также повышению качества подготовки будущего специалиста.

Литература

1. Мельников С. Л. Учебные творческие проекты как средство общепедагогической подготовки будущих учителей: науч.-метод. рекомендации. Брянск: Изд-во БГУ, 2004. 103 с.

2. Симоненко В. Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). Брянск: БГПУ, 2001. 214 с.

3. Матяш Н. В. Проектная деятельность школьников: моногр. М.: Высш. шк., 2000. 306 с.

4. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.