Научная статья на тему 'Опыт институциональной организации экономических объединений'

Опыт институциональной организации экономических объединений Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
382
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / REGIONAL INTEGRATION / INSTITUTIONAL STRUCTURE / ASSIGNMENT OF COMPETENCES / CUSTOMS UNION / COMMON FREE MARKET ZONES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Андрейчук Елена Леонидовна, Осьминникова Галина Васильевна

Рассматривается институциональное устройство ведущих субрегиональных интеграционных объединений, использование международного опыта при построении органов руководства единого экономического пространства стран России, Беларуси, Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Андрейчук Елена Леонидовна, Осьминникова Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of institutional arrangements of economic unions

The article examines institutional structure of the leading sub-regional integration unions and international experience in establishing supervisory authorities of common free market zones of Russia, Belarus and Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Опыт институциональной организации экономических объединений»

УДК 339.543.62 ББК 65.010.11

Е.Л. АНДРЕЙЧУК, Г.В. ОСЬМИННИКОВА

Опыт институциональной организации экономических объединений

Рассматривается институциональное устройство ведущих субрегиональных интеграционных объединений, использование международного опыта при построении органов руководства единого экономического пространства стран России, Беларуси, Казахстана.

Ключевые слова: региональная интеграция, институциональная структура, распределение компетенций, Таможенный союз, единое экономическое пространство.

E.L. Andreychuk, G.V. Osminnikova

The experience of institutional arrangements of economic unions

The article examines institutional structure of the leading sub-regional integration unions and international experience in establishing supervisory authorities of common free market zones of Russia, Belarus and Kazakhstan.

Key words: regional integration, institutional structure, assignment of competences, Customs Union, common free market zones.

В современном мире интенсивно развиваются процессы региональной интеграции, создаются в виде нескольких интеграционных объединений единые экономические пространства, такие как «зона свободной торговли», «таможенный союз», «экономический» и «валютный» союзы.

С помощью международной интеграции государства устраняют барьеры на пути свободной торговли и свободного перемещения людей через национальные границы в целях стабильного развития и повышения эффективности экономик. Самые известные интеграционные объединения: Европейский союз (ЕС), Экономическое и валютное сообщество стран Центральной Африки

АНДРЕЙЧУК Елена Леонидовна - кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток. ОСЬМИННИКОВА Галина Васильевна - магистрант Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

30

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

(СЕМАС), южноамериканский МЕРКОСУР1, североамериканский НАФТА2. Созданные союзы государств находятся на разных ступенях интеграции их экономик, также по-разному организованы их органы управления (институты). Старейшим и наиболее развитым из них является Европейский союз. На территории всех государств-членов ЕС создан единый рынок: на основе законов европейского права между странами союза свободно перемещаются товары, капиталы, услуги, лица. Восемнадцать государств ЕС используют единую валюту, образуя еврозону, где сформирована общая внешняя политика и политика безопасности.

В настоящее время ученые-экономисты внимательно изучают процессы, происходящие в рамках Европейского союза и других объединений, динамику интеграционных процессов, проблемы управления экономическим развитием. Их интерес направлен на выяснение и анализ того, что заложено в основу европейского интеграционного механизма, в чем сущность и характерные особенности его институтов и правопорядка ЕС [6].

Опыт руководства и правовой инструментарий разных экономических объединений может быть использован для формирования интеграционных взаимосвязей и институтов при создании Единого экономического пространства на территории стран России, Беларуси и Казахстана.

Институциональная система Европейского союза - понятие, характеризующее систему существенных элементов Европейского союза как международной межправительственной организации (ММПО), включая его организационную структуру, механизм взаимодействия органов внутри данной международной организации и за ее пределами, а также вопросы компетенции и порядок принятия различных актов [2].

«Институциональная система», или «институционная система»3, как ее еще называют в науке международного и европейского права, - категория, которая наиболее четко отражает специфические элементы внутреннего и внешнего содержания Европейского союза как международной межправительственной организации особого рода. За время развития западноевропейской интеграции ее формы и содержание претерпели изменения, т. е. она не является раз и навсегда данной категорией [3].

Следует разграничивать понятия «институт» ЕС и «орган» ЕС. По мнению М. М. Бирюкова, термин «институт» в европейском праве относится к учреждениям Союза, наделенным полномочиями принимать юридически обязательные решения. В остальных случаях используется понятие «орган». Например, такое разделение было заложено в Договоре об учреждении ЕОУС4

1 МЕРКОСУР - общий рынок стран Южной Америки.

2 НАФТА - Североамериканская ассоциация свободной торговли.

3 В научной литературе по международному и европейскому праву применительно к Европейскому союзу используется термин «институционная система».

4 ЕОУС - отраслевая интеграционная организация ЕС (Европейское объединение угля и стали).

ЭКОНОМИКА

31

в 1951 г., инициированном Францией, составленном на французском языке, а значит, с использованием французской терминологии и правовых традиций этой страны. С таким пониманием значения слов «орган» и «институт» и был сделан перевод Договора об ЕОУС на русский язык [4].

Основы, правовые принципы, цели и задачи данного межгосударственного интеграционного объединения устанавливает Договор о Европейском союзе (в редакции Лиссабонского договора) [3].

Система органов управления Европейским союзом построена на институтах и органах власти. Институты ЕС - это высшие органы, осуществляющие самые важные и обширные полномочия ЕС, составное подразделение аппарата ЕС, которое участвует в осуществлении его задач и функций, действует от имени и по поручению ЕС, имеет определенную компетенцию и структуру и определенными властными полномочиями. Статус институтов закреплен в Договоре о ЕС и в Договоре о функционировании ЕС. В настоящее время к институтам отнесены: Европейский парламент, Европейская комиссия, Совет, Счетная палата, Суд, Европейский центральный банк и Европейский совет [4].

Европейский парламент избирается гражданами государств-членов ЕС. Основная роль Европарламента - законодательная деятельность и утверждение бюджета ЕС. В Европарламенте с 1 ноября 2014 г. вводится принцип «двойного большинства», который означает, что за принятие того или иного решения должны проголосовать минимум 55% депутатов, представляющих не менее 65% населения ЕС. Парламент утверждает состав Европейской комиссия (ЕК), контролирует ее работу и обладает правом ее роспуска. Принятие в ЕС новых членов, а также заключение соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами невозможно без одобрения парламента ЕС. Вводится пост президента Евросоюза.

Высшим политическим органом ЕС является Европейский совет, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей - министров иностранных дел во главе с президентом ЕС. В политическую компетенцию Европейского совета входит изменение основополагающих договоров европейской интеграции. Решения совета обязательны для государств-членов.

Совет - один из важнейших институтов Союза, который совместно с Европейским парламентом осуществляет законодательную и бюджетную функции.

Европейская комиссия (ЕК) осуществляет координационную, исполнительную и управленческую функции, продвигает общие интересы Союза, таким образом, обеспечивая повседневную деятельность ЕС. В случае нарушения законодательства ЕС комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. ЕК регулирует вопросы конкуренции, антимонопольную деятельность (контролирует слияние и поглощение предприятий, оказание государственной помощи и др.) [2]. Европейская комиссия - один из властных институтов ЕС, являющийся органом

32

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

с кумулятивной компетенцией, совмещающей в себе исполнительные, контрольно-надзорные функции с прямым непосредственном законотворчеством за счет издания директив.

Суд Европейского союза является судебным институтом ЕС высшей инстанции.

Совокупность указанных органов Европейского союза, каждый из которых является институтом ЕС, наделенным специфическими полномочиями, образует институциональную основу Европейского союза. При этом каждый институт ЕС действует в пределах полномочий, которые предоставлены ему в учредительных договорах ЕС, в соответствии с предусмотренными указанными договорами процедурами, условиями и целями. Европейский парламент, Европейский совет, Совет и Европейская комиссия являются политическими органами ЕС и имеют непосредственные полномочия (в том числе совместно) по принятию основных нормативных правовых актов Европейского союза.

Компетенции (полномочия) в области регулирования экономики и принятия обеспечивающих их решений в Европейском союзе разделены между институтами ЕС и государствами-членами. Отдельным образом устанавливается порядок осуществления внешних связей ЕС, а также закрепляются правовые основы создания и функционирования институтов Европейского союза; урегулируются финансовые правила, регламентирующие вопросы формирования и исполнения бюджета ЕС.

Кроме основных институтов, в Европейском союзе организованы структуры, осуществляющие регулятивные функции, например, в финансовом секторе. В конце 2009 г. министрами финансов была согласована структура органов банковского, финансового и страхового надзора Европейского союза. В Европейской системе финансового регулирования образованы четыре общеевропейских надзорных ведомства: Европейская банковская организация, Европейская организация по ценным бумагам и рынкам, Европейская организация страхования и пенсионного обеспечения и Европейский совет по системным рискам (подчинен Европейскому центральному банку).

Союзные органы могут также осуществлять вспомогательные функции, заключающиеся в помощи, координации в тех сферах деятельности, компетенции в которых сохранены за государствами - участниками: охрана здоровья, культура, туризм.

В результате, можно говорить, что институты ЕС, в отличие от национальных органов власти и разделения властей на три вертикальные ветви, не представляют в чистом виде какую-либо из ветвей власти. В основе построения институтов Европейского союза лежит не концепция разделения властей, а концепция распределения полномочий. Совет ЕС, Европарламент, Комиссия ЕС и Европейский суд совмещают различные полномочия, т. е. имеют кумулятивный характер [2, 8].

ЭКОНОМИКА

33

При этом передача государствами из своих национальных правовых систем в правовую систему ЕС прав и обязанностей, возникающих на основании Договора о Европейском союзе, влечет постоянное ограничение их суверенных прав, над которыми не может превалировать никакой последующий односторонний акт, не совместимый с концепцией ЕС. Считается, что объем суверенных прав, переданных государствами-членами Европейским сообществам, не имеет равных себе в истории международных организаций. Правовые предписания, издаваемые институтами ЕС, имеют по общему правилу прямое действие и обладают верховенством по отношению к праву государств-членов. В рамках исключительной юрисдикции ЕС правовая регламентация со стороны национальных государств может осуществляться в порядке исключения, правовое регулирование на уровне ЕС становится общим правилом. Все вступающие в Европейский союз государства обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями учредительных документов ЕС и иными нормами европейского права. Проведение подобной работы по гармонизации национального и европейского права - одно из обязательных и необходимых условий вступления в союз.

Вместе с тем, правовая система Европейского союза охватывает лишь часть общественных отношений. Такие отрасли права, как семейное право, уголовное право, образовательное право, находятся в ведении государств-членов.

Исследователи не едины в своей оценке процессов интеграции и их правового обеспечения. Одни считают, что концепции наднациональности и наднационального права являются краеугольными основами создания и функционирования Европейского союза и не подрывают суверенитет государств - участников Европейского союза, а, наоборот, выводят интеграцию на качественно иной уровень. В то же время среди зарубежных ученых существует и противоположная точка зрения относительно интеграционной концепции Европейского союза и ее международно-правовой модели. Они считают, что быстрое продвижение в направлении политической и экономической интеграции, развитие наднациональной организации, ярким примером которой является Европейский союз, ослабляет суверенитет государств-членов [4].

Один из крупнейших региональных торгово-экономических союзов -МЕРКОСУР - создан в Южной Америке. В этот союз входят Аргентина, Бразилия, Уругвай, Боливия, Венесуэла. Название переводится с испанского как «Рынок Южного конуса». На долю ВВП МЕРКОСУР приходится свыше 70 % всего ВВП Южной Америки. В августе 2010 г. на высшем уровне МЕРКОСУР был утвержден общий Таможенный кодекс, который должен завершить формирование Таможенного союза в рамках МЕРКОСУР.

Стратегическая цель МЕРКОСУР - создание общего рынка, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также

34

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

повышение международной конкурентноспособности экономик субрегиона. «Рынок Южного конуса» оказался наиболее эффективно развивающимся интеграционным блоком Латинской Америки. Исследователи отмечают сходные черты этого интеграционного объединения с ЕС. Институциональная структура МЕРКОСУР закреплена Асунсьонским договором [1].

Институциональная структура МЕРКОСУР достаточно развита и, как считают аналитики, формируется в направлении развития институтов и органов ЕС с учетом некоторых национальных особенностей (например, необходимость поддержания демократических режимов правления).

Институциональная система МЕРКОСУР (в отличие от институциональной системы Европейского союза) не носит наднационального характера, поскольку большинство органов латиноамериканского блока состоят из межправительственных структур [7]. Хотя нормы, принятые органами МЕРКОСУР, имеют обязательный характер, они в отличие от права Европейского союза не являются нормами прямого действия. Для вступления принятых МЕРКОСУР норм в силу государства-члены должны внести их в национальное законодательство. Причем единой процедуры решения этой проблемы не существует. Каждое из государств-членов имеет собственный способ, отличающийся по времени и порядку реализации от других.

На африканском континенте также организовано Экономическое и валютное сообщество стран Центральной Африки (СЕМАС), объединившее шесть государств. Главные цели сообщества - создать единый субрегиональный рынок на основе свободного движения товаров, услуг, капиталов и людей; обеспечить стабильное управление общей валютой. Своеобразие сообщества в том, что оно состоит из двух блоков: Экономического союза стран Центральной Африки и Валютного союза стран Центральной Африки. Экономический союз реализует свои задачи с помощью специализированных институтов. Валютный союз участвует в координации экономической политики государств-участников путем согласования бюджетов с валютной политикой сообщества [8].

Сообществом СЕМАС наряду с основными институтами учреждены специализированные органы, способствующие ускорению интеграции в субрегионе: Межгосударственная таможенная школа; Экономическая комиссия по скотоводству; Субрегиональный институт статистики и прикладной экономики; Субрегиональный многоотраслевой институт прикладных технологий, планирования и оценки проектов; Институт экономики и финансов; Комиссия по наблюдению за финансовы рынком стран Центральной Африки; Школа гостиничного дела и туризма стран СЕМАС, и др.

Государства-члены СЕМАС признали, что интеграция требует объединения национальных суверенитетов в интересах развития всего сообщества, и намерены поэтапно ограничивать себя в своих правах с целью создания общего корпуса права (например, применять гармонизированное законодательство в сфере банковской деятельности, микрофинансирования и совершенствования деятельности институтов сообщества). Отношения между

ЭКОНОМИКА

35

различными субъектами в рассматриваемом сообществе регулируются совокупностью юридических норм, обязательных для институтов, в том числе специализированных органов, стран-участниц и их граждан [5].

Характерной чертой интеграционных процессов в Африке является высокая степень их институализации.

В 1967 г. была образована Ассоциация стран Юго-Восточной Азии -АСЕАН. Политическая, экономическая и культурная региональная группа АСЕАН включает в себя государства: Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Бирма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам.

Высшим органом АСЕАН является саммит глав государств и правительств стран-членов. Руководящую и координирующую работу выполняют ежегодные совещания министров иностранных дел.

В январе 1994 г. вступило в силу Североамериканское соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой (НАФТА). Все условия зоны свободной торговли распространяются только на членов НАФТА, а по отношению к третьим странам каждое государство вырабатывает самостоятельную внешнеэкономическую политику. В НАФТА нет постоянно действующих наднациональных органов, подобных ЕС. Центральный институт НАФТА -Комиссия по свободной торговле. В нее входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать возникающие споры. НАФТА включает также в себя ряд комиссий и комитетов (см. таблицу). Как правило, все решения принимаются высшими должностными лицами государств-партнеров. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА. В отличие от соглашений, лежащих в основе европейских интеграционных процессов, соглашение НАФТА не охватывает вопросы, относящиеся к социальной сфере, такие, как занятость, образование, культура, и т. д.

Институты (органы) некоторых объединений и их компетенции в экономической сфере

Таблица

№ п/п Основные области установленных компетенций Объединения, их институты (органы)

Европейский союз МЕРКОСУР СЕМАС

1 Разработка общей внешней политики и политики безопасности, соглашения с третьими странами, формирование бюджета Союза Совет Совет общего рынка, Группа общего рынка Конференция глав государств

36

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

Продолжение табл.

2 Политическое планирование и политическая координация (генеральная линия интеграции, стратегия развития, основополагающие договоры) Европейский совет (председатель ЕС, главы государств и правительств, министры иностранных дел, председатель ЕК) Совет общего рынка (министры иностранных дел и экономики) Совет министров

3 Законодательная деятельность, принятие в союз новых членов Европейский парламент Парламент МЕРКОСУР Союзный парламент

4 Управление бюджетом Европейская комиссия Группа общего рынка

5 Управление фондами и программами развития Европейская комиссия Фонд для структурной конвергенции МЕРКОСУР Банк развития государств Центральной Африки (финансирование инвестиций)

6 Торговая политика Европейская комиссия Комиссия по торговле Межгосударственная таможенная школа

7 Регулирование экономики по направлениям развития, исполнение решений (важнейшие отрасли хозяйства, конкуренция, и др.) Европейская комиссия (департаменты по направлениям регулирования) Группа общего рынка Совет министров, специализированные органы (например, Экономическая комиссия по скотоводству, и др.)

8 Нормотворчество, судебные полномочия, разрешение споров между госу-дарствами-члена-ми, институтами, лицами Суд ЕС, трибунал, специализированные трибуналы (судебные палаты) Совет общего рынка, Группа общего рынка Комиссия по торговле, Парламент МЕРКОСУР, Постоянный трибунал Суд СЕМАС

9 Осуществление денежной и валютной политики Европейский центральный банк (общее руководство кредитно-денежной системой, управление евро, разрешение на эмиссию денег) Банк Центральной Африки (определение валютной политики, хранение валютных резервов и управление ими, решение об эмиссии денег); Комиссия по наблюдению за финансовым рынком стран Центральной Африки; Комитет Совета министров

ЭКОНОМИКА

37

Окончание табл.

10 Аудит бюджета по доходам и расходам Счетная палата ЕС Счетная палата в составе Суда СЕМАС

11 Другие регулятивные функции в финансовом секторе Общеевропейские надзорные ведомства: Европейская банковская организация, Европейская организация по ценным бумагам и рынкам, Европейская организация страхования и пенсионного обеспечения, Европейский совет по системным рискам

Таким образом, можно отметить: чем выше уровень экономической интеграции государств, тем сложнее уровень их институциональной организации. Реализуя цель создания общего рынка в субрегионах, государства большую часть своих суверенных полномочий в сфере экономического развития передают наднациональным структурам. Все большую роль в процессах интеграции и регулирования развития начинают играть такие институты, как суд и банк.

Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, учитывая международный опыт, с целью обеспечения функционирования, развития и формирования единого экономического пространства создал свои руководящие органы экономического объединения.

В Указе Президента РФ от 7.05.2012 № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» говорится, что Российская Федерация будет способствовать углублению евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан и созданию к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза, исходя из открытости этих процессов для присоединения других государств, прежде всего членов Евразийского экономического сообщества и участников Содружества Независимых Государств.

Одним из магистральных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, является достижение полномасштабного функционирования Таможенного союза и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах

38

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Одной из основных целей ЕЭП является эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда. Для достижения цели планируется формирование согласованной промышленной, транспортной, энергетической и аграрной политики, углубление производственной кооперации, включая возможное создание совместных транснациональных корпораций; разработка и осуществление согласованной экономической политики, переход к согласованию параметров основных макроэкономических показателей государств-членов, углубление сотрудничества в валютной сфере; развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем и решение других вопросов интеграции.

По опыту других стран государства Таможенного союза передают на наднациональный уровень все больше и больше государственных полномочий.

Государственной думой Российской Федерации 22 ноября 2011 г. ратифицирован подписанный 18 ноября 2011 г. Договор о Евразийской экономической комиссии как органе-преемнике Комиссии Таможенного союза. В структуру Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) входят: совет комиссии, коллегия комиссии, департаменты ЕЭК (24), секретариаты (9) шт.). Совет комиссии занимается общим регулированием интеграционных процессов в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Коллегия комиссии — основной исполнительный орган ЕЭК, осуществляющий свою деятельность через департаменты (структурные подразделения Комиссии). Департаменты ЕЭК (24) отвечают за подготовку решений и осуществление мониторинга в установленных сферах (отраслях) [3].

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП), подчинена Высшему Евразийскому экономическому совету. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории государств-участников ТС и ЕЭП. Основная задача Евразийской экономической комиссии - обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, выработка предложений в сфере интеграции, обеспечение необходимых макроэкономических и внешнеэкономических условий для создания к 2015 г. Евразийского экономического союза.

Комиссия также выполняет функции депозитария договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭс и решений Высшего Евразийского экономического совета. Бюджет Комиссии формируется за счет долевых взносов стран-участниц и утверждается главами государств. В сфере полномочий Комиссии находятся: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; таможенное администрирование; техническое регулирование; санитарные, ветеринарные

ЭКОНОМИКА

39

и фитосанитарные меры; зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; установление торговых режимов в отношении третьих стран; статистика внешней и взаимной торговли; макроэкономическая политика; конкурентная политика; промышленные и сельскохозяйственные субсидии; энергетическая политика; естественные монополии; государственные и (или) муниципальные закупки; взаимная торговля услугами и инвестиции; транспорт и перевозки; валютная политика; охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг; трудовая миграция; финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг).

Евразийская экономическая комиссия создается как регулирующий орган не только Таможенного союза, но и Единого экономического пространства и является двухпалатным органом, состоящим из Совета комиссии и Коллегии комиссии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В частности, Евразийская экономическая комиссия в пределах своих полномочий обеспечивает реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства. Также комиссия выполняет функции депозитария международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, решений Высшего Евразийского экономического совета. Существенным полномочием является возможность Евразийской экономической комиссии подписывать международные договоры, входящие в ее компетенцию. Евразийская экономическая комиссия использовала элементы опыта Европейского союза и функционирования его уникального института - Европейской комиссии, наделенного широкими полномочиями в области права и реализации принятых решений.

Вступление в силу договора о Евразийской экономической комиссии позволяет сделать выводы о реализации прогнозов постепенного расширения наднациональных полномочий Таможенного союза, передаваемых государствами-членами его органам, и в первую очередь Евразийской экономической комиссии. Практика функционирования Таможенного союза пошла по пути передачи определенного объема полномочий с национального на наднациональный уровень, что обусловлено стремлением государств-членов к дальнейшему развитию интеграции и построению сбалансированного и эффективного единого экономического пространства.

Таким образом, анализ системы и структуры органов Таможенного союза показывает, что в отдельных элементах международно-правовой модели данного межгосударственного интеграционного объединения за основу были взяты Европейский союз и его институциональная система, т. е. создание Таможенного союза опиралось на опыт создания Евразийского экономического сообщества.

40

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

Список литературы

1. Беликова К. М. Институциональная структура и источники права ЕС и МЕРКОСУР: сравнительно-правовой аспект // Право и международные организации. 2013. № 1.

2. Бирюков М. М. Европейское право до и после Лиссабонского договора. М., 2009.

3. Капустин А. Я. Европейский союз: интеграция и право: монография. М., 2000.

4. Каширкина А. А. Международно-правовые модели европейского союза и таможенного союза: сравнительный анализ [Электронный ресурс]: монография / А. А. Каширкина, А. Н. Морозов; Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации. URL: base.concultant.ru

5. Курбанов Р. А. Экономическое и монетарное сообщество стран Центральной Африки как наиболее интегрированная африканская субрегиональная интеграция [Электронный ресурс]. URL: base.concultant.ru

6. Лафитский В. И. Опыт исследования процессов региональной интеграции // Правовое обеспечение межгосударственной интеграции: сб. ст. / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, В. И. Лафитский. М., 2005.

7. Сергеева М. А. Право МЕРКОСУР как пример унификации торгового оборота: понятие, особенности, отличие от права европейского союза [Электронный ресурс]. URL: education.law-books.ru.

8. Энтин Л. М. Лиссабонский договор и реформа Европейского союза // Журнал рос. права. 2010. № 3. С. 104-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.