Научная статья на тему 'Опыт инновационной работы дошкольного учреждения по воспитанию основ российской гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста'

Опыт инновационной работы дошкольного учреждения по воспитанию основ российской гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
970
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова В.Р., Каманина Ю.П., Борисова О.В.

Статья посвящена решению одной из приоритетных задач государственной политики в области образования гражданскому воспитанию подрастающего поколения. В статье представлены основные подходы к работе с дошкольниками по воспитанию основ российской гражданской идентичности, организованной в рамках опытно-экспериментального исследования. Дана краткая характеристика содержания блоков и подпроектов, отражающих основные направления работы с детьми, описаны ее результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова В.Р., Каманина Ю.П., Борисова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An experience in innovative work of a preschool institution in cultivation of the fundamentals of the Russian civil identity in senior preschoolers

The paper addresses one of the priority problems of state policy in education: civil uprising of the young generation. The authors discuss the main approaches to work with preschooler to cultivate the fundamentals of Russian civil identity under an experimental study.

Текст научной работы на тему «Опыт инновационной работы дошкольного учреждения по воспитанию основ российской гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста»

Попова В.Р.

кандидат педагогических наук доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Нижегородский институт развития образования

Каманина Ю.П. заместитель заведующей ВМР Детский сад № 385 Борисова О.В.

Заведующий Детский сад № 12 Нижний Новгород, Россия

Опыт инновационной работы дошкольного учреждения по воспитанию основ российской гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена решению одной из приоритетных задач государственной политики в области образования - гражданскому воспитанию подрастающего поколения. В статье представлены основные подходы к работе с дошкольниками по воспитанию основ российской гражданской идентичности, организованной в рамках опытно-экспериментального исследования. Дана краткая характеристика содержания блоков и подпроектов, отражающих основные направления работы с детьми, описаны ее результаты.

Ключевые слова: интегративные качества, гражданское воспитание, Российская гражданская идентичность, патриот, проект

Инновационный проект по воспитанию основ российской гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста в рамках опытно-экспериментального исследования разрабатывается и внедряется в практику образовательного процесса дошкольного учреждения в течение ряда лет. Интерес педагогического коллектива к работе по данной проблеме связан с появлением новых приоритетных направлений в области российского образования, и в частности, гражданского воспитания.

Воспитание гражданина и патриота России становится жизненно важной потребностью государства в условиях, когда страна все чаще сталкивается с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, национализма, терроризма, с падением у значительной части населения интереса к настоящему и уважения к прошлому России, с отчуждением подрастающего поколения от собственной культуры. В новых нормативных документах предлагается гражданское воспитание осуществлять с дошкольного возраста, так как именно здесь, согласно психологическим исследованиям, начинают формироваться духовно-нравственные основы личности. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы также обозначают проблему формирования гражданской принадлежности как одну из основных задач, решаемых в образовательной области «Социализация». В социальном портрете выпускника дошкольного учреждения, в перечне интегративных качеств, указывается и такое интегративное качество ребенка, как «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе». Однако наряду с обозначенной государством необходимостью воспитания гражданской идентичности россиянина, начиная с дошкольного возраста, отсутствует концептуальная, содержательная и технологическая оснащенность этого процесса в детском саду. Данная потребность и обусловила выбор темы опытно-экспериментального исследования. Второй год детский сад является экспериментальной площадкой ГБОУ ДПО НИРО.

Основная идея проекта - создание модели функционирования образовательного процесса, гармонично включающего идею воспитания основ российской гражданской идентичности. Цель проекта - разработка и апробация модели воспитания основ российской гражданской идентичности, применимой в системе дошкольного образования.

Задачи проекта:

1. Разработка организационно-содержательных основ образовательного процесса дошкольного учреждения, ориентированного на освоение ценностей, обеспечивающих становление основ российской гражданской идентичности воспитанников;

2. Создание социокультурной развивающей среды, способствующей приобщению детей к духовно-нравственным ценностям российского народа;

3. Формирование у детей активного осознанного проявления элементов гражданской идентичности в естественных жизненных ситуациях;

4. Обеспечение амплификации взаимодействия педагогов, родителей и детей в целостном образовательном процессе.

Российская гражданская идентичность - осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан России, сложившемуся на основе общности исторической судьбы, языковых и культурных традиций, экономических и социальных связей и политически закрепленного факта существования государства.

Данное определение указывает на многогранность содержания разрабатываемой модели, необходимость создания ряда подпроектов, направленных на патриотическое, этнокультурное и правовое воспитание дошкольников. Обращение к различным научно-методическим, литературно-художественным источникам и ознакомление с опытом работы педагогов, успешно решающих задачи социально-личностного развития детей, позволило определить принципиальные подходы к разработке проекта по воспитанию у старших дошкольников основ российской гражданской идентичности и конкретизировать его содержание. Дадим краткую характеристику каждому из подпроектов.

Блок «Я-Патриот». Подпроект ««Родной дом. Моя родословная» направлен на знакомство детей с историей своей семьи, сохранение семейных связей и ценностей. В итоге изучения темы в детском саду появились: экспозиция фотоколлажей семей, демонстрация генеалогического дерева семьи, а также выставка семейных реликвий.

Подпроект «Мы - нижегородцы» предназначен для ознакомления дошкольников с историей возникновения Н.Новгорода, его промышленностью, достопримечательностями. Постепенно, от знакомства детей с детским садом, его ближайшим окружением, с родной улицей, у них формировалось

представление о городе. Основными формами работы были экскурсии, выставки детского рисунка, экспозиции материалов в группах.

Подпроект: «Судьбы, подвиги, изобретения» оказался важным для ознакомления воспитанников с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю города и культуру всей страны. Дети с интересом посещали мемориалы, памятные места, посвященные героям ВОВ, музей «Истории и культуры Московского района», с удовольствием участвовали в тематических встречах, викторинах, организуемых совместно с сотрудниками ближайшей детской библиотеки им. П. Заломова.

В рамках подпроекта «Русская горница» дошкольники знакомились с русской народной культурой, материализованной в разных формах: русский фольклор, народные инструменты, декоративно - прикладное искусство, народные игры и праздники. В «русской избе», созданной раньше и преобразованной под мини-музей, периодически организовывались беседы, рассматривание оригинальных предметов быта, а также досуги и театрализованные представления.

Блок: «Я и люди других национальностей»: В рамках подпроекта: «Мы - россияне» дошкольникам раскрывался многонациональный состав нашей страны, для чего в группах создавались «Национальные мини-центры» и экспонаты таких мини-музеев, как «Народные сказки», «Народные игрушки», «Народные музыкальные инструменты». Наряду с тем, что дети видели различие каждой национальности, они выделяли и общие черты разных народов России.

Через подпроект «Золотые руки» российских умельцев» дошкольники знакомились с ремеслами, декоративно-прикладным искусством, изобразительным творчеством народов России, сами пробовали стать ремесленниками, художниками, рукодельницами в соответствующих видах детской деятельности.

В рамках подпроекта «Наши соседи» дети приобретали опыт реального взаимодействия с представителями разных народов (язык, национальные костюмы, обычаи и традиции), выходцев из соседних с Россией государств

(татары, мордвины, украинцы, грузины), привлекая родителей. Были организованы уголки дружбы и выставки «С миру по нитке», которые располагались в групповых комнатах. В ролевых ситуациях - этюдах дети упражнялись в проявлении этикета межнационального общения. Завершающим этапом освоения содержания данного блока явился фестиваль национальных культур, с приглашением школьников, выпускников ДОУ, родителей и их родственников - представителей разных национальностей.

Блок: «Мои права и обязанности»: В рамках подпроекта «Мои права в семье, в детском саду» дети в игровой форме (ролевых, театрализованных играх), посредством фольклора, осваивали права и обязанности человека. Активное их участие в организованных воспитателем жизненных ситуациях, упражнения в нормативных способах поведения, развивало умение правильно реагировать на нарушением прав, приучало к гибкому социальному поведению.

Подпроект «Моя безопасность» - содержание его было направлено на овладение детьми правилами поведения в разных сферах жизни. В большей степени эта цель реализуется в дидактических играх, знакомящих детей со службами экстренной помощи, а также в игровых заданиях, направленных на формирование чувства собственной безопасности.

В рамках подпроекта «Литература о правах и обязанностях» детям предлагались для прослушивания книги правовой тематики.

Таким образом, обзор содержания работы педагогов со старшими дошкольниками в соответствии с созданной моделью воспитания основ российской гражданской идентичности, позволяет судить о его тематическом разнообразии, наполняющем и обогащающем образовательный процесс новыми идеями, направленными на решение актуальных государственных проблем.

В заключение отметим наиболее существенные результаты по итогам первого года эксперимента, которые касаются и детей, и сотрудников, и родителей, и административной группы.

Позитивные эффекты педагогической работы с детьми:

- наличие устойчивого интереса к прошлому и настоящему своей Родины,

- стремление к позитивному общению с представителями других национальностей, к соблюдению собственных прав и прав других людей;

- чувство собственного достоинства, гордость за достижения своего народа, осознание причастности к совместной с ним жизни в пространственно-временных координатах.

Позитивные эффекты научно-методической работы:

- разработана модель воспитания основ российской гражданской идентичности у дошкольников в образовательном процессе, создан комплекс методических и дидактических средств;

- разработаны комплекты перспективно-календарных планов по старшим возрастным группам, в содержании которых предусмотрена интеграция «по вертикали» - включенность задач гражданско-патриотического воспитания во все темы комплексно-тематического (годового) плана;

- определены наиболее эффективные формы работы по воспитанию у детей основ российской гражданской идентичности, созданы календарные планы с учетом интеграции образовательных областей;

- стала более отчетливо проявляться гражданская позиция педагогов ДОУ, повысилась их компетентность в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников, включения родителей в образовательный процесс.

Позитивные эффекты организационно-педагогической и управленческой работы:

- создана предметно-развивающая среда, способствующая приобщению детей к ценностям российского народа;

- налажена информационно-просветительская работа с семьями воспитанников;

- установлены деловые связи с учреждениями ближнего социума;

- процесс и результаты опытно-экспериментальной деятельности презентованы на конференциях, в СМИ, на курсах повышения квалификации для работников образования Нижегородской области;

- создана мультимедийная продукция (презентации, видеофильмы) авторских находок и разработок педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию детей.

На основании убедительных результатов первого года опытно-экспериментальной деятельности, работа творческой группы педагогов дошкольного учреждения признана положительно-результативной. В перспективе - продолжение плановой работы, расширение числа педагогов и увеличение количества детей, охваченных исследованием, на базе других дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.