Научная статья на тему 'Опыт и перспективы муниципального управления адаптацией и социокультурной интеграцией мигрантов в современных условиях'

Опыт и перспективы муниципального управления адаптацией и социокультурной интеграцией мигрантов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
228
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СТРАТЕГИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / MIGRANTS / MUNICIPAL MANAGEMENT / LOCAL COMMUNITY / SOCIAL NETWORKS / STRATEGY / ADAPTATION PROCESS / INTEGRATION PROCESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ющенко Ирина Валерьевна

В статье анализируется сущность интеграционной политики муниципального образования в отношении мигрантов. Приведены результаты исследования процессов формирования социокультурной среды сообщества. Особое внимание уделено возможности формирования социальных сетей местного сообщества и мигрантов через систему отношений, основанных на доверии, эмоциональной привязанности, сплоченности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the essence of policy of municipal union concerning integration of migrants is analyzed. Results of studying processes of forming social and cultural environment of community are represented. The emphasis is maid on possibility of formation of social networks of local community and migrants through the system of relations based on trust, emotional attachment and unity.

Текст научной работы на тему «Опыт и перспективы муниципального управления адаптацией и социокультурной интеграцией мигрантов в современных условиях»

Политические процессы и практики

Ирина ЮЩЕНКО

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ МИГРАНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье анализируется сущность интеграционной политики муниципального образования в отношении мигрантов. Приведены результаты исследования процессов формирования социокультурной среды сообщества. Особое внимание уделено возможности формирования социальных сетей местного сообщества и мигрантов через систему отношений, основанных на доверии, эмоциональной привязанности, сплоченности.

In the article the essence of policy of municipal union concerning integration of migrants is analyzed. Results of studying processes of forming social and cultural environment of community are represented. The emphasis is maid on possibility of formation of social networks of local community and migrants through the system of relations based on trust, emotional attachment and unity.

Ключевые слова:

мигранты, муниципальное управление, местное сообщество, социальные сети, стратегия, адаптационный процесс, интеграционный процесс; migrants, municipal management, local community, social networks, strategy, adaptation process, integration process.

В современных условиях, характеризующихся повышенной миграционной мобильностью населения, одной из проблем муниципального управления является организация работы по адаптации и интеграции мигрантов как граждан, пользующихся правом легальной миграции. Здесь речь идет о формировании социокультурной среды сообщества, которая либо притягивает, либо отталкивает мигрантов. С этой точки зрения представляется актуальным рассмотрение муниципального образования как объекта управления с позиций особенностей местного сообщества.

В классическом понимании местного сообщества его сущность отражает связь с понятием социальной общности как системы качественно устойчивых отношений, в т.ч. материальных, производственных и идеологических. Субъектами муниципального образования как типа местного сообщества являются территориальные органы административной власти местного самоуправления, организации социальной инфраструктуры, социальные группы, общественные организации, трудовые коллективы, конфессиональные группы и организации, референтные личности и т.д.

ЮЩЕНКО Такое обозначение данных субъектов отражает функциональ-

Ирина ную точку зрения на сообщество в сочетании социальных единиц

Валерьевна - и систем, выполняющих основные функции, значимые для данной

к.соц.н., территории. Здесь выделяются пять функций: производство — рас-

доцент кафедры пределение — потребление; социализация; социальный контроль;

государственного социальное участие; взаимопомощь. Как и любая другая система,

и муниципального муниципальное образование характеризуется общими и специ-

управления фическими чертами, обусловленными системными качествами, и

Ставропольского характерными практиками жизнедеятельности и взаимодействия

филиала индивидов и групп !.

Московского В разработке управленческих решений на муниципальном уров-

государственного не следует обратить внимание на то, что, кроме использования

университета формальных мер, вхождение мигрантов в местное сообщество осу-

приборостроения _____________

и информатики 1 Добрякова М.С. Исследование локальных сообществ в социологической тради-

[email protected] ции // Социс, 1999, № 7, с. 131.

ществляется и через систему отношений, основанных на доверии, эмоциональной привязанности, сплоченности. Они характеризуются достаточной продолжительностью, поэтому в данной ситуации можно говорить о социальных сетях. Управление этими практиками и процессами в стратегиях адаптации и интеграции отражает сущность интеграционной политики муниципального образования, где акцент делается на формировании среды, нацеленной на преодоление социокультурных различий на основе социальной справедливости. В настоящее время эти различия обусловлены противоречиями между традиционными этикой, моралью, характерными для локальных сообществ, и нехарактерными инновациями, проявляющимися в мотивах и моделях социально-экономических действий мигрантов. Различия связываются также «с борьбой культур и ценностей», происходящей в тех сообществах, куда привносятся нетрадиционные ценностно-нормативные стандарты и практики. Содержательно решение проблемы адаптации и интеграции мигрантов связано с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, направленной на снижение влияния конкуренции и различий, с целенаправленной деятельностью всех субъектов по формированию у жителей муниципальных поселений толерантного отношения к мигрантам.

Данная проблема осложняется многими факторами, среди которых ряд несоответствий в правовой системе, регулирующей вопросы миграции. Несмотря на то что сегодня в Российской Федерации действует более 230 нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы миграции, в т.ч. 57 федеральных законов, пока еще нет единой и четкой системы правового воздействия на миграционные процессы в условиях муниципальных образований. Вследствие этого административно контролируемый рост населения городов, в т.ч. Москвы, в значительной степени уступает место их стихийному заселению мигрантами. Этот процесс сопровождается культурной дистанцией между горожанами и вновь прибывшими иноэтничными мигрантами; усилением негативной адаптации, в частности москвичей и инокультур-ных мигрантов, друг к другу; снижением уровня терпимости к культурным различиям, что создает условия для появления

устойчивой этнофобии в отношении конкретных этнических меньшинств1.

На международной конференции с участием руководителей Совета Европы, ПАСЕ, ОБСЕ, представителей органов государственной власти Российской Федерации, общественных деятелей, проходившей в Нижнем Новгороде 19 сентября 2006 г., был высоко оценен опыт диалога и сотрудничества, накопленный в многонациональном Поволжье. Отмечалось, что Приволжский федеральный округ подтвердил статус одного из самых толерантных округов в России, и его опыт может быть предложен для сотрудничества стран — членов Совета Европы. Вместе с тем, как отметил заместитель министра Оренбургской обл. по национальным и региональным отношениям В.В. Амелин2, в муниципальном управлении не решены определенные проблемы адаптации социально-психологического плана. Эти проблемы связаны с сегрегацией диаспор от местного населения, со стремлением приезжих консолидироваться в рамках мигрантских диаспор.

В данной связи необходимо обратить внимание на управление адаптационными и интеграционными процессами с учетом особенностей местного сообщества муниципального образования и контингента мигрантов. Разные категории мигрантов в разной степени нуждаются в интеграции. Для одних групп достаточно первичной адаптации, т.е. приспособления к новым условиям, тогда как другие нуждаются в интеграции, предполагающей устойчивые социальные отношения и взаимодействие на общих принципах, нормах, ценностях. Местные власти, работая в тесном контакте с гражданами и группами мигрантских формирований, должны выработать адекватную систему принципов и методов, учитывающих культурное разнообразие. Это составляет основу, на которую опирается вся деятельность субъектов и акторов муниципального образования в работе по адаптации и интеграции мигрантов.

В политике адаптации и интеграции, в рамках которой осуществляется муниципальное управление миграционными

1 Михайлов В.А. и др. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению адаптации и интеграции этнических мигрантов // Современные миграционные процессы: состояние, проблемы, опыт государственного и общественного регулирования. - Ростов н/Д : СКАГС, 2008, с. 238.

2 Этнопанорама, 2006, № 3/4, с. 98-100.

процессами, важное место отводится научному прогнозу и экспертизе, изучению общественного мнения относительно миграционных процессов. При этом элементом прикладного анализа миграционных процессов является исследование закономерностей и этапов их динамики на представительном эмпирическом материале. Примерами такой работы служит деятельность, например, краснодарских, ростовских, ставропольских ученых, представителей науки из других регионов.

Основными проводниками действий по адаптации и интеграции в системе местного самоуправления являются специалисты государственных и муниципальных служб и организаций, бизнес-структуры, некоммерческие организации (НКО). Роль науки, образования в совершенствовании муниципального управления миграционными процессами заключается также в профессиональной подготовке работников государственных, негосударственных структур и местного самоуправления, в компетенцию которых входит реализация миграционной политики, работа с лидерами НКО, средствами массовой информации. Опыт такой работы имеется, например, в Ставрополе1.

Специфика муниципального образования как местного сообщества и управление процессами адаптации и интеграции мигрантов в континууме «социальный порядок — социальный дисбаланс» требуют нейтрализации саморазрушающего потенциала сообщества, который стимулирует миграция. Следуя пониманию процесса социокультурной интеграции как достижения внутренней координации и устойчивости элементов сообщества посредством интернализации идей и ценностей общества и социальных акторов, основными моментами муниципального управления в этой сфере является воспроизведение его кооперативной способности. Кооперативная способность местного сообщества определяется как мера эффективности организации социальных акторов, преодоления разногласий и конфликтов между индивидами, группами и общностями, включения их в режимы продуктивного социального взаимодействия, согласован-

1 Мукомель В.И. Миграционные процессы в ЮФО: грядущие вызовы в контексте проблем миграционной политики // Современные миграционные процессы: состояние, проблемы, опыт государственного и общественного регулирования. — Ростов н/Д : СКАГС, 2008, с. 127.

ных действий в пределах территориального образования. Критерием оценки данной эффективности выступают: на позитивном полюсе — способность местного сообщества обеспечивать кооперацию с учетом ценностей, интересов и потребностей политически и экономически автономных акторов; на негативном — неспособность отдельных членов и сообщества в целом наращивать консенсусную кооперативность (согласованное объединение). Здесь следует подчеркнуть особенности организации и управления властной вертикали и, особенно, локальных многонациональных территориальных сообществ, что требует поиска и поддержания специфических качеств субъектов сообщества. Выявление этой специфики обеспечивает режим функционирования модели «непрерывности» (а не «дискретности»), построение социальных связей и взаимодействий по принципу «выше» — «ниже». Отсутствие действенных способов управления социальными ориентирами приводит к стихийной консолидации людей вокруг деструктивных начал (националистических, шовинистских и т.д.) и к противостоянию в социальном мире. Поэтому поиск и распространение консолидирующих ценностных императивов и связанных с ними механизмов интеграции весьма значимы в контексте управления миграцией, в т.ч. и на уровне муниципального образования.

Наиболее перспективное управление муниципальным образованием в исследуемой области социальных отношений представляет собой определенную совокупность действий, воспроизводящих специфические социокультурные качества сообщества, нацеленные на адаптацию и интеграцию мигрантов. Это — наличие «централизованных» ценностей, идей и механизмов взаимодействия мигрантов и местного населения для определения целей и способов интеграции; способность к координации таких сфер сообщества, как институциональная и гражданская, а также сферы жизненного мира мигрантов и местных жителей; способность установления баланса толерантности и интоле-рантности во взаимоотношениях социальных институтов, социальных общностей и групп; способность к необходимым изменениям социальных и культурных практик, институтов сообщества для обеспечения признания прав, идентичностей интегрирующихся акторов, их доступа к ресурсам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.