Научная статья на тему 'Опыт и перспективы формирования цифровой экономики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре'

Опыт и перспективы формирования цифровой экономики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное управление / информационное общество / информационно-коммуникационные технологии / Ханты-Мансийский автономный округ – Югра / цифровая экономика / public administration / information society / information and communication tech- nologies / Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra / digital economy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. М. Брагина, Д. С. Орлова

В статье рассмотрен опыт по формированию цифровой экономики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, субъекте РФ который протяжении ряда лет занимать высшие строки в рейтингах развития информационного общества. Перспективы развития данного направления в Югре связаны с активным привлечением бизнес-организаций, развитием частно-государственного партнерства. В статье высказаны предложения по централизации управления в сфере цифровой экономики, созданию механизмов учета и внедрения гражданских инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е. М. Брагина, Д. С. Орлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE AND PROSPECTS OF THE FORMATION OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG-YUGRA

This article describes the experience of the formation of the digital economy in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra, which is ranked the highest in the ratings of the development of the information society for a numbers of years. Prospects of this area development in Yugra are associated with the active attraction of business organizations and development of public-private partnership. Authors of this article make suggestions for centralizing management in the digital economy and creating mechanisms for recording and implementation civil initiatives.

Текст научной работы на тему «Опыт и перспективы формирования цифровой экономики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ

Е.М. Брагина, канд. ист. наук, доцент Д.С. Орлова, магистрант Югорский государственный университет (Россия, г. Ханты-Мансийск)

DO110.24411/2411 -0450-2018-10052

Аннотация. В статье рассмотрен опыт по формированию цифровой экономики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, субъекте РФ который протяжении ряда лет занимать высшие строки в рейтингах развития информационного общества. Перспективы развития данного направления в Югре связаны с активным привлечением бизнес-организаций, развитием частно-государственного партнерства. В статье высказаны предложения по централизации управления в сфере цифровой экономики, созданию механизмов учета и внедрения гражданских инициатив.

Ключевые слова: государственное управление, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, цифровая экономика.

По мнению ряда международных аналитиков глобальное проникновение цифровых технологий во все сферы жизни общества, начавшееся с середины 1990-х годов, по своим масштабам и последствиям сопоставимо с промышленной революцией, не только приведшей к росту производства, но и кардинальным образом изменившей общество и парадигму его развития [1].

В стратегических нормативных правовых актах РФ цифровая революция рассматривается как один из главных больших вызовов России и в силу этого приоритетным направлением развития страны. В Стратегии развития информационного общества цифровая экономика определяется как «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [2].

Приоритеты формирования цифровой экономики в РФ определили Указ Прези-

дента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и национальная программа «Цифровая экономика». Успех реализация поставленных задач зависит от согласованности действий всех уровней власти, от готовности регионов к развитию цифровой экономики. Поэтому представляется актуальным рассмотрения опыта конкретных субъектов РФ в этом направлении, обобщение имеющегося опыта и формулировка предложений по совершенствованию государственного управления в сфере развития информационного общества и цифровой экономики.

Анализ современного состояния развития цифровой экономики в Югре

Внедрение информационно-

коммуникационных технологий (далее -ИКТ) в автономном округе происходит уже более двух десятилетий преимущественно программно-целевым методом. В результате в настоящее время успешно функционируют организационная структура, правовая основа для формирования цифровой экономики. Полномочия в данном направлении реализует Департамент информационных технологий и цифрового развития автономного округа. Для обеспе-

2S

чения взаимодействия федеральных, региональных, муниципальных органов власти, общественных объединений, научных организаций в 2017 г. создан коллегиальный совещательный орган - Комиссия при Губернаторе автономного округа по цифровому развитию. Основные приоритеты развития определены в государственной программе «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года».

Согласно рейтингу субъектов РФ, представленному Минкомсвязью в 2017 г.,

Югра занимает третье место по уровню развития информационного общества [3], входит в пятерку лидеров по объемам финансирования информатизации (в 2018 году - 2,6 млрд. руб.) [4], занимает второе место по численности граждан, зарегистрировавшихся в Единой системе идентификации и аутентификации, количеству государственных услуг, заказанных через Единый портал государственных и муниципальных услуг [5]. Показатели развития цифровой экономики в Югре представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные показатели развития цифровой экономики в Югре в 2015, 2016 гг. [6]_

Показатель Значение показателя Место среди субъектов РФ по данному показателю

Среднесписочная численность работников организаций 1Т-отрасли, тыс. чел. 4,4 17-18

Численность абонентов широкополосного доступа к Интернету (в расчете на 100 тыс. населения), ед. фиксированного мобильного 20 66 17 - 26 35 - 36

Удельный вес организаций, использующих широкополосный Интернет, облачные сервисы,% 86 22 14 - 18 13 - 19

Удельный вес домохозяйств, имеющих доступ к широкополосному Интернету, % 88 3 - 4

Удельный вес населения, использующего Интернет для заказа товаров, услуг, % 91 2 - 4

Удельный вес населения, использующего Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, % 37 4 - 5

Удельный вес населения, пользующегося Интернетом, % 74 2

Для развития системы электронного взаимодействия между населением и органами власти создана инфраструктура электронного правительства; действует система предоставления государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна» на базе многофункциональных центров; государственные услуги предоставляются с имеющимися преимуществами федерального портала; функционируют сервисы «обратной связи» для общения

населения с органами власти в электронной форме; обеспечена открытость и прозрачность формирования и расходования бюджетных средств путем размещения информации на едином официальном сайте государственных органов автономного округа («Бюджетный экран», «Народный бюджет») [5].

С целью повышения эффективности системы управления, формирования технологической основы для цифровой эко-

номики развиваются автоматизированные государственные, муниципальные информационные системы, в том числе имеющие особо важное значение для развития автономного округа: Территориальная информационная система автономного округа, АИС «Мониторинг Югра», Региональная навигационно-информационная система автономного округа на базе технологий ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS, Региональный сегмент Единой информационно-аналитической системы прогнозирования, анализа и контроля в сфере государственного регулирования тарифов на территории автономного округа, АИС «КС Ревизор», информационная система управления проектной деятельностью, АИС МФЦ Югры и др. Для формирования информационного пространства с учетом потребностей граждан в получении информации функционирует Публичный информационный уровень ТИС Югры [5].

Для обеспечения прав на доступ к информации на базе организаций, часто посещаемых гражданами (библиотек, музеев,

Для привлечения заинтересованного предпринимательского сообщества в Югре ежегодно проводится Международный 1Т-Форум с участием стран БРИКС и ШОС; осуществляется грантовая поддержка малого и среднего предпринимательства, работающего в сфере ИКТ; организован кон-

клубов, школ и т.п.), создана сеть центров общественного доступа, которая частично оснащена специализированным оборудованием для слабовидящих граждан. В Юг-ре реализуются социально ориентированные программы для решения, как повседневных проблем населения, так и профессиональных задач, разрабатываются обучающие курсы по сервисам электронного правительства. АИС «Портал открытых данных Югры», ставший важным сегментом системы «Открытого правительства», в 2016 г. объявлен лучшим среди субъектов РФ.

Большое внимание уделяется ликвидации цифрового неравенства и обеспечению широкополосного доступа к сети Интернет, прежде всего путем строительства волоконно-оптических линий связи (рис.). Строительство объектов связи в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах, которые не представляют коммерческого интереса для инвесторов, происходит с выделением субсидий из регионального бюджета на возмещение части затрат.

курс для разработчиков мобильных приложений и веб-сервисов на основе открытых данных «Югорский хакатон. Ханта-тон» и др. [5].

Предложения по совершенствованию государственного управления по фор-

100 95 90 85 80 75 70 65 60 55 50

2012

2013 2014 2015 2016

Доля домохозяйств, имеющих доступ к Интернету в ХМАО-Югре, % от общего числа домохозяйств

Доля домохозяйств, имеющих доступ к Интернету в РФ, % от общего числа домохозяйств

Рис. 1. Доля домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет в РФ и Югре в 2012-2016 гг. [3, 7].

мированию цифровой экономики в Юг-ре

Государственная программа «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 -2025 годы и на период до 2030 года» посвящена реализации ограниченного круга задач, связанных с совершенствованием электронного взаимодействия населения и органов власти, использованием результатов космической деятельности для социально-экономического и инновационного развития, обеспечением функционирования систем управления и мониторинга безопасности в сферах общественной жизни населения [5].

Другие направления национальной программы «Цифровая экономика» распределены по отраслевым государственным программам автономного округа, причем чаще всего не выделены в качестве самостоятельных финансово обеспеченных мероприятий.

Целесообразно рассмотреть вариант создания единой государственной программы по всем приоритетам цифровой экономики, в которой внедрение ИКТ будет реализовываться как единый целостный процесс с общими целями, задачами, организационной структурой, финансовой базой. Централизация позволит избежать дублирования функций, а главное - правильно расставить приоритеты, т.к. мероприятия по информатизации требуют больших затрат и из-за ограниченности бюджетных средств не могут быть реализованы в полном объеме. Принцип «всем понемногу» в данной сфере не эффективен. Опыт такого подхода существует в ряде субъектах - Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске и др.

При определении приоритетов формирования цифровой экономики в регионе необходимо учитывать не только стратегические документы, принятые федеральными органами государственного управления, но и мнение гражданского общества. В качестве каналов взаимодействия с гражданами могут быть использованы как традиционные инструменты (работа Общественной палаты автономного округа, общественных советов при органах испол-

нительной власти), так и новые, более эффективные формы.

В этом направлении интересен опыт проведения стратегических сессий, прошедших в Югре в августе, сентябре 2018 года. Целями данных мероприятий были обсуждение Указа Президента РФ №204 от 07 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»; построение командной работы, перезагрузка стратегического мышления, выработка креативных системных решений, отвечающий современным трендам социально-экономического развития региона [8]. В ходе трех этапов сессий (муниципального, зонального, финального) было высказано около трех тысяч предложений. Около 50 проектов было представлено на финальное обсуждение, в котором принимали участие 25 региональных и 17 федеральных экспертов [8].

Анализ материалов сессий позволяет сделать следующие выводы, интересные в рамках заявленной темы исследования:

- около четверти представленных проектов связаны с тематикой цифровой экономики, что свидетельствует о понимании гражданами возможностей и перспектив решения социальных проблем с помощью внедрения ИКТ;

- наибольший интерес у граждан вызывают темы, связанные с решением методами цифровой экономики своих повседневных проблем (доступность сети Интернет в общественных местах, повышение собственной 1Т-компетентности, электронное взаимодействие с организациями образования, здравоохранения, ЖКХ, развитие геоинформационных систем и т.п.);

- представители организаций обращали внимание, прежде всего на возможности использования сети Интернет для продвижения своих товаров и услуг, расширения спектра электронного взаимодействия с органами власти;

- экспертами был отмечен досадный факт слабой информированности граждан, организаций об уже реализующихся или готовящихся проектах органов власти в сфере цифровой экономики. В свою очередь граждане подчеркнули плохое ин-

формационное, рекламное сопровождение имеющихся 1Т-продуктов, невозможность их быстрого поиска в сети Интернет;

- в результате проведенных сессий было принято решение о включении в проект государственной программы «Социально-экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Ханты-Мансийского автономного округа в 20192025 годах и на период до 2030 года» гражданских инициатив «Единая информационная площадка для бизнеса», «Создание ассоциации экспортеров Югры», «Продвижение продукции югорских производителей посредством международных электронных каналов продаж». Было заявлено, что другие гражданские инициативы могут быть включены в муниципальные программы [8]. На наш взгляд, учитывая большой интерес общественности и организаций к развитию цифровой экономики, проявленный в ходе стратегических сессий, необходимо создать реально и постоянно действующие правовые, организаци-

жданских инициатив в сфере внедрения ИКТ как на региональном, так и на муниципальном уровнях.

Таким образом, проведенный анализ позволяет констатировать, что в Югре достигнуты неплохие результаты по формированию цифровой экономики, что позволяет автономному округу на протяжении ряда лет занимать высшие строки в рейтингах развития информационного общества.

Уже более двух десятилетий власти Югры уделяют большое внимание внедрению ИКТ во все сферы жизнедеятельности региона, в результате созданы организационная, правовая, финансовая основы этого процесса. Перспективы развития данного направления связаны с активным привлечением бизнес-организаций, развитием частно-государственного партнерства. В статье высказаны предложения по централизации управления в сфере цифровой экономики, созданию механизмов учета и внедрения гражданских инициатив.

онные, финансовые механизмы учета гра-

Библиографический список

1. Капранова, Л.Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - №2. - С. 58-69.

2. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102431687

3. Мониторинг региональной информатизации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/783/

4. Информатизация регионов (рынок России) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/

5. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 г. № 424-п «О государственной программе «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://admhmao.ru/dokumenty/gosudarstvennye-programmy/

6. Индикаторы цифровой экономики: 2017 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/ice2017

7. Отчеты о достигнутых результатах деятельности Департамента информационных технологий Югры за 2012 - 2016 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.depit.admhmao.ru/deyatelnost

8. Стратегические сессии [Электронный ресурс] -https://admhmao.ru/press-center/vse-novosti/itogi-strategicheskikh-sessiy

Режим доступа:

EXPERIENCE AND PROSPECTS OF THE FORMATION OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG-YUGRA

E.M. Bragina, candidate of historical sciences, associate professor D.S. Orlova, graduate student Yugra state university (Russia, Khanty-Mansiysk)

Abstracts. This article describes the experience of the formation of the digital economy in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra, which is ranked the highest in the ratings of the development of the information society for a numbers of years. Prospects of this area development in Yugra are associated with the active attraction of business organizations and development of public-private partnership. Authors of this article make suggestions for centralizing management in the digital economy and creating mechanisms for recording and implementation civil initiatives.

Keywords: public administration, information society, information and communication technologies, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra, digital economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.