Научная статья на тему 'Опыт формирования творческой индивидуальности студентов декоративно-прикладного искусства в изменяющихся условиях образования'

Опыт формирования творческой индивидуальности студентов декоративно-прикладного искусства в изменяющихся условиях образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / CREATIVE INDIVIDUALITY / НАТУРНЫЕ ПОСТАНОВКИ / FULL-SCALE PRODUCTIONS / МАСТЕР-КЛАСС / MASTER CLASS / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONALITY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайка Надежда Михайловна

В статье изучаются изменения условий формирования творческой индивидуальности студентов декоративно-прикладного искусства на кафедре изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна. Рассмотрены проблемы, возникающие при становлении личности студента, нововведения в методику обучения, происходящие изменения, результаты учебно-воспитательного процесса. Особое внимание уделено психолого-педагогическим условиям развития индивидуальности студента: выявление и развитие качеств личности, способствующих деятельности профессионала, партнерство преподавателя и студента в сотворчестве, определенная свобода в разработке креативных проектов, мотивация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования творческой индивидуальности студентов декоративно-прикладного искусства в изменяющихся условиях образования»

EXPERIENCE FORMATION OF CREATIVE INDIVIDUALITY OF STUDENTS OF ARTS AND CRAFTS EDUCATION IN A CHANGING ENVIRONMENT

Chaika N. (Russian Federation) ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ Чайка Н. М. (Российская Федерация)

Чайка Надежда Михайловна / Chaika Nadezhda — ассистент, кафедра изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Ялта

Abstract: the article examines changes in the conditions of formation of creative individuality of students of arts and crafts at the Department of Fine Arts, teaching methodology and design. The problems arising from the formation of the student's personality, innovations in teaching methods, the changes taking place, the results of the educational process. Particular attention is paid to the psychological and pedagogical conditions of development of student's personality: the identification and development of personal qualities that contribute to the professional activities, teacher and student partnerships in co-creation, a certain freedom in the development of creative projects, motivation.

Аннотация: в статье изучаются изменения условий формирования творческой индивидуальности студентов декоративно-прикладного искусства на кафедре изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна. Рассмотрены проблемы, возникающие при становлении личности студента, нововведения в методику обучения, происходящие изменения, результаты учебно-воспитательного процесса. Особое внимание уделено психолого-педагогическим условиям развития индивидуальности студента: выявление и развитие качеств личности, способствующих деятельности профессионала, партнерство преподавателя и студента в сотворчестве, определенная свобода в разработке креативных проектов, мотивация.

Keywords: creative individuality, full-scale productions, master class, personality, motivation.

Ключевые слова: творческая индивидуальность, натурные постановки, мастер-класс, личностные

качества, мотивация.

Для современного развития общества первостепенное значение имеет повышение уровня творческой индивидуальности молодежи, поскольку в неординарном взгляде на окружающий мир, раскованности, восприятии к необычным решениям в творческой деятельности проявляется личностный рост студента. Также в условиях конкуренции первостепенным требованием выступает творческий подход к деятельности, при котором происходит становление личности, для чего важно учитывать формирование критического взгляда на традиционные технологии, изучать ретроспективу их развития.

Творческой личности необходимо быть готовой не только к постоянным изменениям, но и к принятию их в решении социальных задач, уметь адаптироваться в современных политических и экономических условиях. Многие студенты не умеют использовать знания в нестандартной обстановке, опираясь только на свою эрудицию, память, затрудняются при ответах на проблемные вопросы даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия.

Важно отметить, что характер построения учебного процесса определяет конечный результат деятельности, следствием которого уровень приобретенных знаний, умений и навыков являются показателями творческой личности, степени развития творческих способностей, готовности к продуктивной творческой деятельности студентов.

Проанализировав теорию и практику образования, выявлено недостаточное внимание к проблеме включения студентов в художественно-творческую деятельность, низкие уровни сформированности целостного комплекса показателей творческой индивидуальности специалиста. Необходимо внедрение новых инновационных методов обучения. С этих позиций развитию творческой личности студентов в художественно-творческой деятельности будут способствовать постановка и решение продуктивных задач.

В условиях перехода на новое образовательное пространство у кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Гуманитарно-педагогической академии (филиале) Федерального Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте возникла необходимость

открыть направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль подготовки «Художественная роспись» и «Живопись» в 2014 году. Очень сложно проходили изменения, много ошибок и проб испытали студенты и преподаватели. В частности, встала необходимость в выпуске бакалавров и магистров, обучающихся несколько лет по программе направления подготовки «Изобразительное искусство». Студентам было сложно адаптироваться по такой специализации, результат не очень впечатлял. На преподавателей обрушился большой объем информации и необходимость в разработке новой текущей документации, на что уходили все выходные и праздничные дни. Многие студенты по политическим и географическим причинам отчислились, поступивших было немного. Постепенно ситуация начала меняться, много усилий было приложено со стороны администрации и преподавателей. Существенно поднял уровень подготовки прием абитуриентов из Севастопольского профессионального художественного колледжа, специализирующегося на обучении мастеров декоративно-прикладного творчества. Начала меняться ситуация с поступлением студентов - выявили желание поступить в Гуманитарно-педагогическую академию абитуриенты не только с Крымского полуострова, но и других российских регионов. Также на кафедре появились преподаватели из городов: Омск, Орел, Киев.

В целях повышения уровня подготовки студентов кафедрой изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна установлено сотрудничество с преподавателями МГХИ им. В.И. Сурикова, которыми оказана методическая и консультационная помощь в организации и проведении учебного процесса.

Студенты кафедры посетили мастерские института, попрактиковались в работе над натурными постановками. Московскими преподавателями организованы и проведены мастер-классы для студентов.

Также повысился уровень планирования кафедральной работы, в которую были включены различные конкурсы, выставки, вовлечение учащихся общеобразовательных школ, школ эстетического образования, кружков в Олимпиаду по рисунку, живописи, композиции. Активное участие преподавателей и студентов в выставках, организованных кафедрой в Массандровском, Воронцовском, Ливадийском дворцах, в выставочных залах Ялты, Никитского ботанического сада, кафедры, музеях Алушты: Краеведческий, Бекетова, Шмелева, Территориальном центре по обслуживанию людей пожилого возраста и инвалидов широко освещено в прессе. Это мотивирует студентов на творческую деятельность, повышение уровня самостоятельно выполняемых творческих работ, саморазвитии. Творческим объединением молодых художников, созданного силами учащихся Гуманитарно-педагогической академии (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» также было проведено несколько выставок.

Организаторы практик столкнулись с необходимостью поиска новых баз практик, так как существующие не соответствовали программе подготовки. Заключили договора с Государственным бюджетным учреждением Республики Крым «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Алушта», где студенты на высоком уровне проводят мастер-классы по декоративно-прикладному искусству для пенсионеров и людей с ограниченными возможностями, МОО «СРГО «ВЛАНА» общественной организацией, мастера которой готовят студентов как декораторов интерьера по установлению лепнинного декора.

При более глубоком рассмотрении проблемы обучения студентов в художественно-творческой деятельности выявляются следующие проблемы: не все руководители воспринимают творческих преподавателей и студентов кафедры как индивидуальностей. Да, важно быть педагогом, но не в той социальной авторитарной мере, а как партнер в сотворчестве. Так может быть достигнут наиболее эффективный уровень обучения. Многие психологи отмечают, что, когда художники существуют в слишком ограниченной среде и чувствуют руководство, они сходят с ума и чувствуют себя бессильными. Творческим людям необходим определенный уровень свободы. Они предпочитают самостоятельно составлять художественный образ в том порядке, который подходит им [1, с. 5].

Многие творческие люди не могут быть продуктивными, если их ограничить в самостоятельном распоряжении временем и ресурсами. Благодаря принятым мерам они могут проделать удивительную многовариантную работу.

Для креативщиков необходима постоянная мотивация. При этом их важно заинтересовать заданием. Также творческих людей раздражает необходимость выполнения рутинной работы. Они предпочитают разбить свой день на блоки, чтобы проводить занятия и работать над заданием тогда, когда им удобно. Это делается для того, чтобы полностью нести ответственность за выполнение заданий.

Также творческие люди, как правило, очень целеустремленные. Если уж они решили сделать что-то, то доведут это до конца. Им присуще приобретение умения сравнивать и разрабатывать несколько способов решения одной и той же задачи с учетом общепринятых законов, рациональности, простоте, изысканности, материальности. При этом найденное самостоятельно, без посторонней помощи

решение сложной задачи дает положительные эмоции, мотивирует для дальнейшей деятельности, укрепляет уверенность в своих силах в социуме.

При формировании творческой индивидуальности студентов направления подготовки декоративно-прикладное искусство и народные промыслы важно развивать следующие личностные качества: знание и эмоционально-ценностное отношение к традициям и культуре региона, видам и специфики декоративно-прикладного творчества; практическое творческое владение видами декоративно-прикладного творчества; активное индивидуальное восприятие и решение в художественной деятельности [2, с. 24].

Итак, рассмотрев проблемы развития творческой индивидуальности студентов декоративно-прикладного направления подготовки в Гуманитарно-педагогической академии (филиале) Федерального Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте, кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна, можно сделать вывод, что уровень подготовки студентов поднялся. Внедрены новые формы работы, частично преодолен переход на новое образовательное пространство, направление подготовки оказалось востребовано. Появились новые преподаватели, студенты. Налажено сотрудничество с преподавателями МГХИ им. В. И. Сурикова, заключены договора с базами практик: Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Алушта», общественной организацией МОО «СРГО «ВЛАНА». Проведен ряд выставок преподавателей и студентов в городах Ялта, Алушта, Симферополь. Конечно, не все виды творческой деятельности кафедры отражены в статье, даны только основные направления, касающиеся организации учебно-воспитательного процесса.

В целом, можно констатировать комплексное повышение уровня развития творческой индивидуальности студентов декоративно-прикладного направления подготовки, требующее дальнейшей работы в целях интенсификации и развития сотрудничества преподавателей и студентов для творческой инновационной деятельности.

Литература

1. Крысова В. А., Федяева Ж. Ю. Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № S6. С. 36-40.

2. Сандевей Я. Рисуем карандашами, тушью и пастелью. М: ВЛАДОС, 2012. 44 с.

DATABASE OF MATH TASKS WITH EVALUATION SYSTEM Gibadullin A. (Russian Federation) БАЗА ДАННЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ С СИСТЕМОЙ

ОЦЕНИВАНИЯ Гибадуллин А. А. (Российская Федерация)

Гибадуллин Артур Амирзянович / Gibadullin Artur — студент, кафедра физико-математического образования, факультет информационных технологий и математики, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Abstract: the article is devoted to the development of the database containing tasks on the course of mathematics using special mathematical Mathcad software. It covers a variety of sections of elementary and higher mathematics: calculating, converting of expressions, solution of equations in different ways, differential and integral calculus, functions, numerical methods, etc. A rating system of evaluation is designed to determine the level of training of students and the level of assimilation of the training course. Аннотация: статья посвящена разработке базы данных, содержащей задания по курсу математики с применением специального математического программного обеспечения Mathcad. Он охватывает различные разделы элементарной и высшей математики: вычисления, преобразование выражений, решение уравнений различными способами, дифференциальное и интегральное исчисление, численные методы и т. д. Разработана рейтинговая система оценивания, призванная определить уровень подготовки обучающихся и уровень освоения ими учебного курса.

Keywords: mathematics, database, task, time, temporal space, time-space. Ключевые слова: математика, база данных, задания, время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.