Научная статья на тему 'Опыт формирования общекультурных компетенций студентов технического вуза'

Опыт формирования общекультурных компетенций студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION / COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION / EDUCATION REFORMING STRATEGIES / CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбан Елена Николаевна

Ведущей тенденцией в профессиональной подготовке студентов становится ориентация на повышение их общекультурной и профессиональной компетентности. Среди новых требований, предъявляемых к выпускникам вузов, приоритет получают общекультурные компетенции, позволяющие системно организовать деятельность в широком социальном, экономическом и культурном контекстах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of technical university in forming common cultural competences of students'

Professional training of university students is now aimed at improving their common cultural and professional competences. University graduates have to meet new demands, including intellectual, communication, self-organizing and moral principles that make it possible to organize their systematic activity in social, economic and cultural contexts.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования общекультурных компетенций студентов технического вуза»

GLUHOVA A., SCHEBLEVA S. IMPLEMENTATION OF QUALITY MANAGEMENT PRINCIPLES IN MSTU

The article describes the experience of development and implementation of the university quality management system on the basis of MS ISO 9001 requirements in MSTU named after I.G. Nosov.

Key words: quality management system, process approach, leadership role of the company management, employee involvement, permanent improvement, monitoring, mutually beneficial relations with suppliers.

Е.Н. КУРБАН, доцент, заведующая кафедрой

Опыт формирования общекультурных компетенций студентов технического вуза

Ведущей тенденцией в профессиональной подготовке студентов становится ориентация на повышение их общекультурной и профессиональной компетентности. Среди новых требований, предъявляемых к выпускникам вузов, приоритет получают общекультурные компетенции, позволяющие системно организовать деятельность в широком социальном, экономическом и культурном контекстах.

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, компетентностный подход в образовании, инновационные стратегии реформирования образования, общекультурные компетенции.

Университетская система воспитания и обучения отражает уровень развития духовной культуры общества, поэтому среди основных ее целей следует назвать направленность на формирование личности, развитой в интеллектуальном, культурном, психологическом и социальном отношении.

Традиционно университетское образование в России, в том числе и техническое, рассматривается как социальный институт, решающий в первую очередь мировоззренческие, гуманитарные задачи, нацеленный в первую очередь на реализацию собственно культурных задач. Разумеется, это не отменяет возложенные на вуз технико-экономические функции, функции социальной адаптации и профессиональной мобильности.

Воспитательно-образовательная система Магнитогорского государ-

ственного технического университета им. И.Г. Носова имеет основательные культурные корни и добрые традиции, ее важной составляющей является развитие способностей личности через приближение к достижениям мировой и отечественной культуры.

Одной из традиционных форм работы в нашем вузе по праву можно назвать систему нравственно-эстетического воспитания, сформировавшуюся в 1970-80-е гг. и отмеченную в свое время на государственном уровне. Тогда же были разработаны концепция, структура, методология и методика ведения занятий. Актуальными считались такие формы работы, как художественное образование студентов в области искусства (лекции по видам искусства и эстетике); формирование художественного вкуса студентов на основе активного общения с искусст-

вом (студенческая филармония); участие студентов в самостоятельном художественном творчестве и в практических массовых формах искусства (студенческий клуб). Активное участие в работе принимали студенты и преподаватели, ректорат и деканаты. Была разработана структура управления и самоуправления.

При выработке инновационных стратегий реформирования образования, направленных на сохранение интеллектуального и культурного потенциала России при переходе к новой образовательной парадигме, основанной на компетентностном подходе, по инициативе советника ректора Г.С. Гуна - доктора технических наук, заслуженного деятеля культуры - и при поддержке ректора МГТУ В.М. Коло-кольцева - профессора, доктора технических наук, заслуженного работника высшей школы, в нашем вузе было принято решение о возрождении традиций художественно-эстетического воспитания.

Концептом идеи возрождения этой системы является определение культурных целей и смыслов новой парадигмы образования. И здесь не обойтись без определения места художественно-эстетического воспитания в культурном универсуме. Т акой подход

- это не только рефлексия, но и проекция, прогностическая деятельность, выявление того, чего еще нет, но уже формируется и, возможно, утвердится в будущем.

Эксперимент стартовал в 2009-2010 учебном году. Была разработана трехуровневая система, включающая теоретическую и практическую формы работы по художественно-эстетическому воспитанию: «Художественноэстетические параметры личности», «Эстетика и искусство», «История мировой культуры». При этом близкими

по целям и задачам оказались обязательные дисциплины государственного образовательного стандарта второго поколения: «Русский язык и культура речи» и «Культурология». За два года работы эксперимент показал органичность соединения этих образовательных форм в модуль дисциплин, направленный на формирование креативного мышления выпускника. Актуальность такого подхода вытекает из анализа функции самого процесса целеполагания. Подчеркнем важность именно культурологического измерения образования и заметим, что неэффективность «модернизации» системы образования последних лет обусловлена не столько финансовыми, управленческими, педагогическими проблемами, сколько и прежде всего антикультурной стратегией проводимых реформ. Основные усилия в сфере образования, по существу, были брошены на решение тактических задач в ущерб задачам стратегическим, собственно культурным.

Сегодняшняя система художественно-эстетического воспитания нацелена на формирование потребностей в творчестве, на воспитание эстетического вкуса молодежи, чтобы студенты способны были противостоять навязыванию стандартов массовой культуры. Среди форм работы - творческие гостиные, научные конференции, молодежные форумы. Праздничные мероприятия объединяют и студентов, и преподавателей и проходят под лозунгом «Университет - наш общий дом». Так, на торжественном посвящении в студенты, которое состоялось в Магнитогорском театре оперы и балета, студентов тепло поздравили ректор университета В.М. Колокольцев, председатель городского собрания А.О. Морозов, а студенты произнесли шутливую клятву первокурсников, и все вместе исполнили гимн нашего университета (рис. 1).

С собственным поэтическим творчеством студентов знакомят первый проректор вуза С.И. Платов и доцент ка-

федры обогащения полезных ископаемых Н.Н. Орехова; в мир музыкальных романтических грез увлекают слушателей зав. кафедрой теплотехнических и энергетических систем Е.Б. Агапитов и профессор кафедры физики В.К. Белов

- и все это благодаря системе художественно-эстетического воспитания, которая способствует уникальному раскрытию многогранных талантов «физиков и лириков» (рис. 2).

Концепция художественно-эстетического воспитания строится на основе компетентностного подхода, направленного на усиление практико-ориентированности студента, на повышение роли самостоятельной работы. Образование - это прежде всего овладение культурой, которое может осуществляться в разных формах, в том числе и в форме межличностных отношений. Практическое занятие «Культурное пространство как Дом», подготовленное и проведенное начальником отдела менеджмента качества А.Ю. Глуховой, вызвало к жизни целую серию «встреч» с культурами разных народов («Казахское семейное древо», «Башкирский эпос», «На-гайбакская кухня»), разных домашних укладов («Дом - крепость», «Дом - вокзал», «Дом - чаша»), разных способов организации технических производств («Культурное пространство Магнитогорска», «Производственная культура на ММК»). Встречи инициировались и воплощались студентами. Широкий резонанс

Рис. 1. Студенты 5-го курса вручили символический ключ знаний первокурсникам

Рис. 2. Зав. кафедрой Е.Б. Агапитов ведет музыкальную гостиную «Души твоей теплом согреты»

получили две межвузовские научнопрактические конференции: «Театр в зеркале проблем образования» и «Воспитательная система университетского комплекса: проблемы, тенденции, перспективы», - в работе которых активное участие приняли наши студенты.

В рамках недели Франции в России состоялись творческие вечера: «Французское кино», «Импрессионизм в живописи и музыке Франции», «Французская поэзия», «Французский шансон», «Французская кухня».

Особую роль в системе художественно-эстетического воспитания играет искусство. Оно представляет собой уникальный способ образного освоения действительности. В нашем вузе действуют такие формы общения с прекрасным,

как студенческая филармония и Студенческий клуб интересного фильма (СКИФ).

На основе сотрудничества с учреждениями культуры и искусства города продолжается процесс развития социокультурной среды вуза. Все это необходимо для того, чтобы студенты МГТУ соответствовали новым требованиям, предъявляемым к выпускникам вузов, где приоритет получают интеллектуальные, коммуникативные, организационные, моральные начала, позволяющие системно организовать деятельность в широком социальном и культурном контексте.

Художественно-эстетическое воспитание в техническом университете сконцентрировано на том, чтобы создать у студентов необходимый культурный фундамент для освоения общеобразовательных и специальных знаний, имеющих конструктивную направленность. Особая значимость данного воспитательного процесса определяется его обращенностью к общечеловеческим идеалам и ценностям, общение с которыми способствует духовному становлению личности.

KURBANE. EXPERIENCE OF TECHNICAL UNIVERSITY IN FORMING COMMON CULTURAL COMPETENCES OF STUDENTS’

Professional training of university students is now aimed at improving their common cultural and professional competences. University graduates have to meet new demands, including intellectual, communication, self-organizing and moral principles that make it possible to organize their systematic activity in social, economic and cultural contexts.

Key words: artistic and aesthetic education, competence approach in education, education reforming strategies, cultural competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.