Научная статья на тему 'Опыт флейтового исполнительства в Азербайджане'

Опыт флейтового исполнительства в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
426
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА / ТРАДИЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ / MUSICAL CULTURE OF AZERBAIJAN / TRADITION OF PLAYING WIND INSTRUMENTS IN AZERBAIJAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зейналлы О. Н.

В статье обобщается исторический и практический опыт исполнительства на духовых инструментах европейского типа в Азербайджане. Появление и развитие исполнительства на духовых инструментах европейского типа связано с взаимодействием национальной музыкальной культуры с российской и европейской. Это способствовало всестороннему развитию музыкальной культуры в целом. Автор рассказывает о родоначальнике флейтовой школы, о появлении и развитии флейтового класса в консерватории. Также в статье говорится о лучших последователях создателя флейтовой школы, которые передали свой опыт, поделились методическими принципами с последующим поколением. Представители этого поколения в свою очередь создали научные труды, содержащие материалы о методике исполнительства и педагогики, а также воспитали огромное количество студентов, которые на сегодняшний день являются преподавателями, артистами и солистами оркестров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF FLUTE PERFORMANCES IN AZERBAIJAN

This article summarizes the historical and practical experience of playing a wind instrument of the European type in Azerbaijan. The emergence and development of playing a wind instrument of the European type is associated with the interaction of national musical culture with Russian and European. As the researcher states this has led to the development of musical culture in general. The author talks about the ancestor flute school, the opening and development of flute class at the Conservatory. The article also refers to the followers of the creators of the best flute school, who passed thir experience, shared methodological principles to future generations. Members of this generation, in turn, did research work, including gathering materials on the method of performing and teaching to play flute, and brought up a huge number of students who today are teachers, artists and soloists.

Текст научной работы на тему «Опыт флейтового исполнительства в Азербайджане»

навешаны двери на каменные столбы, а на колоннах у входа помещены парные надписи: «Эти саддармы чисты, широта знаний является связующим звеном». До 1961 года каменный храм Цао Ао был единственным памятником культуры, охраняемым правительством провинции Фуцзянь. Делегации проекта ЮНЕСКО «Морской шёлковый путь» трижды исследовали храм - в 1991, 1997 и 1998 годах. Эксперты пришли к заключению, что скульптура Будды Мани является единственной в мире наиболее хорошо сохранившейся реликвией манихейства.

Открытие на территории Китая памятников манихейской храмовой архитектуры, предметов утвари и связанных с этой

традицией письменных источников, говорит о масштабах ма-нихейской экспансии в тот период, а также о сложном взаимовлиянии манихейского и буддийского мировоззрений. Тот факт, что Мани, включивший в своё учение многие элементы буддизма, сам впоследствии был признан одним из Будд, и был даже создан канонический скульптурный образ, говорит о глубоком взаимном влиянии буддизма и манихейства на уровне религиозного сознания и искусства. И, как следствие, изучение феномена инкультурации манихейства в культуру Китая, позволяет по-новому взглянуть на кросс-культурные процессы, протекавшие в Евразии в первые века нашей эры.

Библиографический список

1. Алексанян А.Г. Учение света» в Китае: аспекты изучения этапов инкультурации. Труды «Русской Антропологической школы». 2009; 6.

2. Алексеев В.М. В старом Китае. Дневники путешествий. 1907 г. Москва, 1958.

3. Реконструкция и внешний вид храма Цао Ао. Available at: http://www.gakugei-pub.jp/mokuroku/kenron/299zyubu/reibun2.htm

4. Скульптура Будды Мани. Available at: http://baike.baidu.com/picture/311826/

5. Чаша, найденная в окрестностях Цао Ао. Available at: http://confusingstone.pixnet.net/blog/post/27052883

6. Мани-бодхисаттва. Available at: http://www.gmw.cn/content/2005-04/14/content_216134.htm

References

1. Aleksanyan A.G. Uchenie sveta» v Kitae: aspekty izucheniya 'etapov inkul'turacii. Trudy «RusskojAntropologicheskoj shkoly». 2009; 6.

2. Alekseev V.M. Vstarom Kitae. Dnevnikiputeshestvij. 1907 g. Moskva, 1958.

3. Rekonstrukciya i vneshnij vid hrama Cao Ao. Available at: http://www.gakugei-pub.jp/mokuroku/kenron/299zyubu/reibun2.htm

4. Skul'ptura Buddy Mani. Available at: http://baike.baidu.com/picture/311826/

5. Chasha, najdennaya v okrestnostyah Cao Ao. Available at: http://confusingstone.pixnet.net/blog/post/27052883

6. Mani-bodhisattva. Available at: http://www.gmw.cn/content/2005-04/14/content_216134.htm

Статья поступила в редакцию 20.01.15

УДК UOT 78

Zeynally O.N., senior teacher, Baku Musical Academy n.a. U. Gadzhibeili (Baku, Azerbaijan), E-mail: Zeynalli86@mail.ru

EXPERIENCE OF FLUTE PERFORMANCES IN AZERBAIJAN. This article summarizes the historical and practical experience of playing a wind instrument of the European type in Azerbaijan. The emergence and development of playing a wind instrument of the European type is associated with the interaction of national musical culture with Russian and European. As the researcher states this has led to the development of musical culture in general. The author talks about the ancestor lute school, the opening and development of lute class at the Conservatory. The article also refers to the followers of the creators of the best lute school, who passed thir experience, shared methodological principles to future generations. Members of this generation, in turn, did research work, including gathering materials on the method of performing and teaching to play lute, and brought up a huge number of students who today are teachers, artists and soloists.

Key words: musical culture of Azerbaijan, tradition of playing wind instruments in Azerbaijan.

О.Н. Зейналлы, ст. преп. Бакинской Музыкальной Академии имени У. Гаджибейли, г. Баку, E-mail: Zeynalli86@mail.ru

О ПЫТ ФЛЕЙТОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

В статье обобщается исторический и практический опыт исполнительства на духовых инструментах европейского типа в Азербайджане. Появление и развитие исполнительства на духовых инструментах европейского типа связано с взаимодействием национальной музыкальной культуры с российской и европейской. Это способствовало всестороннему развитию музыкальной культуры в целом. Автор рассказывает о родоначальнике флейтовой школы, о появлении и развитии флейтового класса в консерватории. Также в статье говорится о лучших последователях создателя флейтовой школы, которые передали свой опыт, поделились методическими принципами с последующим поколением. Представители этого поколения в свою очередь создали научные труды, содержащие материалы о методике исполнительства и педагогики, а также воспитали огромное количество студентов, которые на сегодняшний день являются преподавателями, артистами и солистами оркестров.

Ключевые слова: музыкальная культура Азербайджана, традиции исполнительства на духовых инструментах в Азербайджане.

Чрезвычайная значимость практики исполнения на духовых инструментах и возрастающая потребность в специальной методической литературе, обусловливают появление в печати работ, обобщающих практический опыт в области методики обучения игре на духовых инструментах. Хотя в проблеме подготовки исполнительских кадров всё ещё господствует эмпирический подход, в настоящее время не приходится доказывать, что в любом виде музыкально-исполнительского искусства, должное развитие практики без знания истории и надлежащей разработки теории, не способствует эффективности и качеству обучения.

Трудность исследовательского анализа традиций флейтового исполнительства и педагогики видных музыкантов-исполнителей прошлого, внёсших значительный вклад в историю музыкальной культуры республики, заключается прежде всего в том, что многие из них почти не оставили материалов, по которым можно было бы восстановить методы, приёмы, особенности их работы с учениками. Поэтому ценным материалом для настоящего исследования были, во-первых, архивные документы, а во-вторых, воспоминания, беседы и интервью с их учениками, в процессе которых постепенно складывался характер исполни-

тельского и педагогического стиля конкретного музыканта. Важно отметить, при изучении этих материалов стали прослеживаться и наиболее характерные традиции отечественного флейтового исполнительства, основанные талантливыми музыкантами, они передавались из одного поколения исполнителей другому, формируясь и совершенствуясь на протяжении столетия.

Организатором и первым педагогом, ведущим класс флейты в Азербайджанской государственной консерватории с 1921 по 1937 годы был Мадатов Георгий Яковлевич (1898-1968), выпускник Московской консерватории (1919 год) по классу В. Кречмана и В. Цыбина, заслуженный деятель искусств Грузии (1968 год).

Г.Я. Мадатов был не только талантливым исполнителем-флейтистом, но и ярким музыкантом-пропагандистом, инициатором и организатором различных музыкальных гастролей, концертов, активно привлекал известных музыкантов-солистов в Баку. Он был блестящим солистом и ансамблистом, великолепно владел инструментом, обладал небольшим, но очень выразительным звуком и исполнительской культурой. Георгий Яковлевич был всесторонне образованным музыкантом, знал несколько иностранных языков, его профессионализм и всестороннюю культуру и широкий кругозор высоко ценил Уз. Гад-жибейли. Одновременно он был чутким и высоко профессиональным педагогом-психологом, воспитавшим в консерватории первое поколение флейтистов. Обучая своих учеников, он опирался на передовой опыт российской школы флейтового исполнительства и всегда стремился, чтобы высокое техническое мастерство флейтиста соответствовало музыкальному развитию и позволяло ему достаточно свободно воплощать в исполнении свои художественные задачи. Данное единство было одним из его основных педагогических принципов.

Методика его работы с флейтистами строилась, прежде всего, на развитии исполнительского дыхания и техники губ, тренировке которых он придавал первостепенное значение. Основой выразительного исполнения на флейте он считал умение осуществлять быстрый вдох и постепенный, равномерный выдох, контролируемый музыкальным слухом, воспринимающим звук, как результат этого выдоха. Для этого он предлагал не только специальные упражнения (гаммы в медленном темпе с применением различной нюансировки), но и специально подобранный музыкальный материал.

Важнейшее значение он уделял правильному распределению моментов смены дыхания (взятию вдоха) в процессе исполнения произведения, чтобы не нарушалась логика музыкального построения фразы, предложения. Обучая флейтиста, он всегда старался воспитать у него самостоятельность музыкального мышления, чтобы в последующем он умел сам анализировать и обоснованно находить моменты взятия дыхания.

Очень осторожно и внимательно Г.Я. Мадатов относился к развитию силы и подвижности губ, так как степень напряжения губ должна точно соответствовать силе выдоха. Его собственный исполнительский опыт подсказывал, что напряжение, которое необходимо для достижения высоких звуков, должно формироваться в результате постепенной, длительной и систематической тренировки, а преждевременная погоня может привести к нежелательным последствиям. При этом он старался активно развивать внутренний слух флейтиста, имеющий большое значение для достижения на флейте безупречной и темброво-красочной интонации. Характерной чертой Мадатова как педагога было умение привить воспитаннику высокий профессионализм, широту музыкального кругозора, и вместе с тем, сохранить в молодом флейтисте то, что присуще его индивидуальной личности.

Его всесторонняя исполнительская, организаторская и педагогическая деятельность даёт основание считать его основоположником флейтового исполнительства и педагогики в Азербайджане.

Среди первых основателей класса флейты в консерватории был и талантливый исполнитель, способный педагог и музыкант - Коноплёв Иван Петрович (1896-1968), который вёл класс флейты в консерватории с 1936 по 1945 годы. Он также являлся выпускником Московской консерватории по классу В. Кречмана (1922 год). До своего приезда в Баку, И.П. Коноплёв, будучи талантливым и опытным флейтистом, работал солистом симфонического оркестра большого Театра (1917-1927 годы), солистом симфонических оркестров Московского оперного театра (19271934 годы), Свердловского Оперного театра (1934-1936 годы), Бакинского Оперного театра (1936-1945 годы). Вслед за Г.Я. Ма-датовым он активно способствовал развитию флейтового исполнительства и становлению флейтовой школы в Азербайджане.

Большой опыт и яркий педагогический дар И.П. Коноплёва позволяли ему почувствовать сильные и слабые стороны начинающего флейтиста, быстро ориентироваться в причинах многих его недостатков и устранять их, профессионально и с большим тактом указав ему на ошибки, посоветовав те или иные приёмы для развития техники, а также рекомендовать нужную музыкальную литературу.

Его педагогическая методика отличалась стремлением выявить индивидуальный творческий потенциал молодых флейтистов-исполнителей, ориентацией их на формирование высокого профессионального мастерства, на воссоздание на инструменте музыкальной содержательности и образности исполнения, на использование широкого художественного и инструктивного педагогического репертуара, на изучение мировой флейтовой литературы в её лучших образцах и жанрах.

По своим способностям, опыту, глубоким знаниям, педагогической чуткости, высокой общей культуре он по праву разделял с Г.Я. Мадатовым репутацию одного из ярких последователей российской школы флейтового исполнительства и её фундаментальных методических принципов. Именно на основе этих принципов осуществлялся процесс интенсивного становления и дальнейшего формирования флейтового исполнительства в Азербайджане.

Ярким представителем азербайджанской флейтовой школы был и Зильберман Пинхус Наумович (1901-1969), который в 1931 году окончил Азербайджанскую консерваторию по классу флейты у Г.Я. Мадатова. До приезда в Баку работал артистом симфонического оркестра Одесского Оперного Театра (1918-1923 годы), затем в разные периоды артистом Театра Русской Драмы в Баку (1923-1929 годы), солистом симфонического оркестра Азгостелерадио (1929-1947годы), солистом Азербайджанского государственного симфонического оркестра (1941-1947 годы), солистом симфонического оркестра оперного театра (1947-1969 годы).

Педагогическая деятельность П.Н. Зильбермана начиналась в качестве педагога Бакинского музыкального училища (1935-1969 годы), затем он преподавал в Средней Специальной Музыкальной школе при консерватории (1949-1969 годы) и работал на кафедре «Духовых инструментов» (1945-1969 годы). В течение длительной и плодотворной педагогической деятельности П.Н. Зильберман воспитал новое поколение флейтистов, среди которых А.М. Искендеров, Ч.М. Бабаев и другие, которые продолжили его педагогические традиции в различных музыкальных учреждениях республики.

А.Д. Абдуллаев в своей монографии, вспоминая период совместной работы с П.Н. Зильберманом в оперном симфоническом оркестре, отмечает: «Он был исключительно интеллигентным и мягким человеком, не любил выпячивать свои заслуги и достоинства. Он просто и скромно делал своё дело, опираясь на свой богатый исполнительский и педагогический опыт. П.Н. Зильберман обладал большой культурой игры, пониманием стиля исполняемой музыки. Он был всегда на высоте требований дирижёра, исключительно аккуратен в работе, делился своим богатым опытом с молодыми музыкантами. Поэтому его любили и уважали все, с кем он работал» [1, с. 145].

Неоценимый вклад в развитие флейтового исполнительства в Азербайджане и подготовку профессиональных исполнителей-флейтистов внёс опытный и способный музыкант Искендеров Алекпер Мирза оглы (1921-2006). Он окончил в 1939 году Бакинское музыкальное училище по классу флейты у И. Коноплёва, в 1950 году Азербайджанскую консерваторию по классу П. Зиль-бермана и в 1966 году аспирантуру Института искусств Академии наук Азербайджана, руководители - Б. Тризно и А. Дмитриев. В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию.

Свою педагогическую деятельность А.М. Искендеров начинал, работая сначала в Бакинском музыкальном училище (19491971 годы), а с 1951 года работал педагогом по классу флейты на кафедре «Духовых инструментов» с 1963 года доцентом, с 1976 года профессором. В 1959 году за большие заслуги в области музыкального искусства ему было присвоено звание «Заслуженного артиста Азербайджанской республики».

Прежде всего, особого внимания заслуживает длительная концертно-исполнительская деятельность А.М. Искендерова, которая берёт начало в 1940 годах в качестве солиста-концертмейстера в симфоническом оркестре Театра Оперы и Балета им.М.Ф. Ахундова. С 1950 годов начинается его деятельность в качестве солиста и руководителя ансамбля духовых инструментов Азербайджанского радио и телевидения, с 1979 года руково-

дителем Трио и Камерного ансамбля Азербайджанской государственной консерватории. А.М. Искендеров также был ведущим солистом Азербайджанского Государственного симфонического оркестра (1945-1975 годы).

В его исполнении специалисты отмечали прекрасные технические и звуковые данные. Более чем 180 концертных выступлений в самых различных городах республики и за рубежом насчитывает его активная исполнительская деятельность.

А.М. Искендеров является также автором девяти сборников оригинальных сочинений для флейты и фортепиано, переложений и обработок, а также собственных произведений, сюит и пьес для флейты и фортепиано, изданных в Москве и в Баку. Например, Пьесы для флейты и фортепиано в двух тетрадях (1961, 1962 годы), Пьеса в ладе «Сейгях» (Баку, 1968 год), «Импровизация», «Рапсодия», «Элегия», (Баку, 1969 год), «Фантазия для флейты и фортепиано» (Москва, 1970 год), Концертное произведение для флейты и фортепиано» (Москва, 1988).

Профессор А.М. Искендеров являлся автором ряда научно-исследовательских работ и публикаций, посвящённых флейтовому исполнительству и методике обучения игры на флейте. Среди них исследовательский труд А.М. Искендерова «Флейта в творчестве азербайджанских композиторов» (1975), а также «Стилевые и особенности произведений для флейты» (2002). В последней работе он также уделяет внимание исследованию проблемы оркестрового исполнительства. «Современная музыка ставит перед оркестровыми коллективами и исполнителями совершенно новые цели и задачи, требующие не только высочайшего технического мастерства, но и наличие художественного мышления, в результате чего возникла необходимость в специальных исследованиях, посвящённых проблеме оркестровой исполнительской культуры. Примечателен тот факт, что эти

Библиографический список

Архитектура формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Образы отдельных зданий, ансамблей, площадей, проспектов и целых городов - способны вызывать у

исследования проводятся самими исполнителями, что в современной музыкальной практике встречается не так уж часто» [2, с. 5].

Исполнительское мастерство, великолепное знание инструмента и методика обучения позволили приобрести А.М. Искен-дерову авторитет опытного и ведущего педагога, класс которого окончили более 50 флейтистов.

Традиции флейтовой школы профессора А.М. Искендерова достойно продолжили его многочисленные ученики-последователи, имена и деятельность которых вносит неоценимый вклад в историю современного флейтового исполнительства Азербайджана.

Вся многогранная и всесторонняя музыкально-творческая деятельность А.М. Искендерова - концертно-исполнительская (сольная и ансамблевая), педагогическая, научно-исследовательская, композиторская, просветительская и организаторская - является ярким свидетельством верному служению своей профессии и музыкальному искусству.

Сложившееся в начале XX века, на основе народно-национальных и общемировых исполнительских традиций, отечественное флейтовое искусство во взаимодействии композиторского творчества, исполнительства и педагогики, продолжает своё развитие, так как каждое новое поколение исполнителей, сохраняет, обогащает его и вносит свой вклад в дальнейшее процветание азербайджанской музыкальной культуры, оставляя яркий след в её истории. Многочисленные факты успешного развития современной флейтовой школы Азербайджана, которая сегодня насчитывает третье поколение, являются достойной наградой памяти тех первых талантливых исполнителей и педагогов, которые закладывали её фундамент.

.15

зрителей определённые чувства и настроения. Именно это делает архитектуру искусством - искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. Как всякий вид искусства, архи-

1. Абдуллаев А.Д. Очерк истории исполнительства на духовых инструментах европейского типа. Баку: «Адилоглы», 2003.

2. Искендеров А.М. Стилевые и исполнительские особенности произведений для флейты. Баку: «Адилоглы», 2002.

References

1. Abdullaev A.D. Ocherk istorii ispolnitel'stva na duhovyh instrumentah evropejskogo tipa. Baku: «Adilogly», 2003.

2. Iskenderov A.M. Stilevye i ispolnitel'skie osobennostiproizvedenij dlya flejty. Baku: «Adilogly», 2002.

Статья поступила в редакцию 19.01

УДК 725

Kamzina A.Ye., teacher, Department of Architecture and Design, Innovation Eurasian University (Pavlodar, Kazakhstan), E-mail: aigul kamzina@rambler.ru

ANTIQUE ORIGINS OF EUROPEAN FORMS OF ARCHITECTURE. The article opens the contents of concepts that are characterizing architecture of classicism in the context of its evolution. In the article some features of the organization of an urban environment are found, which are forms and decor of the classical architecture. The main contents of the article make the analysis of evolution and dynamics of development of volume and a decor of classical architecture under the influence of changing of the historical and economic conditions. This research scrutinizes the beginning and developmental principles of the classical architecture from antiquity to the modern time. The author studies the type of architecture and stylistic specifics, the harmony between the contents and the form, in tonal fine arts, plastic and architecture arts. The author finds correlation of architecture development and the development of sciences such as mathematics.

Key words: architecture, classicism, classics form, harmony, architecture from, dynamics of development.

А.Е. Камзина, преп. каф. «Архитектура и дизайн» Инновационного Евразийского университета, г. Павлодар, E-mail: aigul kamzina@rambler.ru

АНТИЧНЫЕ ИСТОКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ

Статья раскрывает содержание понятий, характеризующих архитектуру классицизма в контексте их эволюции. В статье выяснены особенности организации городской среды формами и декором классической архитектуры. Основное содержание статьи составляет анализ эволюции и динамики развития объема и декора классической архитектуры под влиянием меняющихся историко-экономических условий. Рассматривается возникновение и развитие принципов классической архитектуры от античности до наших дней: типы архитектуры и их стилистические особенности, гармония между содержанием и формой, в тональных изобразительных, пластических и архитектурных искусствах.

Ключевые слова: архитектура, классицизм, классика, форма, гармония, динамика развития, архитектурная форма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.