Научная статья на тему 'Опыт Финляндии в сфере образования'

Опыт Финляндии в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2827
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политика выравнивания / доступность образования / общее образование / подготовка школьных учителей / levelling politics / accessibility of education / general education / training of school teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздеева Светлана Ивановна, Румбешта Елена Анатольевна

Рассмотрены особенности системы образования Финляндии, которая является одним из мировых лидеров в сфере образования. Статья подготовлена по материалам поездки авторов в г. Куопио (губерния Савония) в мае 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поздеева Светлана Ивановна, Румбешта Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article presents some features of Finland educational system, which is one of the world leaders in education. The article is based on the data of the authors trip to Kuopio (province Savona) in Mai 2011.

Текст научной работы на тему «Опыт Финляндии в сфере образования»

УДК 371

С. И. Поздеева, Е. А. Румбешта ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены особенности системы образования Финляндии, которая является одним из мировых лидеров в сфере образования. Статья подготовлена по материалам поездки авторов в г. Куопио (губерния Савония) в мае 2011 г.

Ключевые слова: политика выравнивания, доступность образования, общее образование, подготовка школьных учителей.

В настоящее время актуализировался опыт тех стран, которые лидируют среди систем школьного образования мира: это Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Англия, Австралия, Нидерланды, Финляндия, Бельгия, США. Особый интерес для нас в этом списке представляет Финляндия - северный сосед России, связанный с ней тесными историческими, социально-экономическими и культурными связями. Привлекательны черты национального характера финнов: трудолюбие, основательность, законопослушание, склонность к разумному потреблению, к инновационной деятельности, высокий престиж образования и профессионального обучения [1].

В Финляндии в настоящее время принята концепция «обучающего общества», разработанная в середине 90-х гг. ХХ в. шведским профессором Торстеном Хюсэном, согласно которой реализуется принцип непрерывного образования и предоставляется возможность учиться в любом возрасте. Основной задачей финской образовательной политики является предоставление всем гражданам равных возможностей для получения образования независимо от их возраста, способностей, финансового положения, пола и национальности (так называемая политика выравнивания). В чем это проявляется?

Во-первых, в бесплатности образования на всех его уровнях, что делает его максимально доступным для всех категорий граждан. Например, на ступени начального образования (1-6-й класс) это проявляется в том, что детям предоставляются бесплатные учебники и учебные материалы, трехразовое питание, школьный транспорт (если ребенок живет далеко от школы, ему оплачивают проезд до школы, даже на такси, если нет автобусного маршрута), медицинские услуги. Никаких «поборов» в пользу школы с родителей не берут, понятия «платные образовательные услуги» не существует.

Во-вторых, политика выравнивания проявляется в отсутствии дифференциации: в отсутствии оценочной системы и экзаменов до 9-го класса, разноуровневых классов (все дети обучаются одинаково: по одной программе, учебникам, на одном уровне, по одному учебному плану).

В-третьих, если у ребенка возникают учебные трудности (как правило, при изучении базовых предметов «родной язык» и «математика») или у него проявляется неадекватное поведение, то для таких детей в начальной школе организовывают отдельные группы (до 10 человек), как правило разновозрастные (1-2-й, 3-4-й, 5-6-й классы). С такими детьми часть учебного дня работает учитель и 1-2 ассистента (помощника), которые в режиме индивидуальной работы помогают детям справиться с их учебными или поведенческими проблемами. Когда проблема сглаживается, ученик возвращается в свой обычный класс. В среднем в каждой финской школе на каждые семь учителей-предметников приходится один специальный учитель. В общей сложности такие учителя работают с 30 % учащихся ежегодно в режиме индивидуальных или групповых занятий. Такие учителя проходят дополнительную годичную подготовку.

По окончании базового 9-летнего образования ученику могут предоставить одногодичное подготовительное обучение для того, чтобы улучшить учебные результаты (он может заново сдать выпускные экзамены и получить новый аттестат об окончании школы); определиться с выбором будущей профессии и видом последующего обучения (лицей, профучилище), осуществить пробы в данном направлении (прослушать отдельные курсы, пройти практику).

Учебный план базового 9-летнего образования выглядит достаточно традиционно: родной язык, иностранный язык (со 2-го класса - английский, с 7-го класса добавляется шведский, который является вторым государственным языком в стране), математика, природоведение и экология (до 4-го класса), биология или география (с 5-го класса), химия, физика - с 7-го, религия или этика, история или обществоведение (с 5-го класса), музыка, изобразительное искусство и трудовое обучение до 7-го, физкультура. Факультативные предметы (уроки по выбору) появляются с 8-го класса (7 ч в неделю). Недельная учебная нагрузка увеличивается с 19 ч в 1-2-м классах до 30 ч в 7-9-м. Таким образом, до 6-го класса дети изучают достаточно тра-

диционный набор учебных предметов с устойчивым и достаточно глубоким содержанием.

Урочная деятельность - главный и единственный вид учебной деятельности в начальной школе: внеклассной, внеурочной деятельности (кружков, факультативов, проектов) в финской начальной школе нет. Только с 7-го класса у школьника появляется возможность проявлять собственный интерес, выбирая из предлагаемого школой набора три факультативных курса на год (причем менять свой выбор в течение года нельзя). Набор факультативных предметов достаточно разнообразен. Например, в классической старшей школе Hatsale (г. Куо -пио) это иностранный язык (французский, немецкий, русский), естественные науки, ИКТ, ораторское искусство, театр, музыка, домоводство, швейное дело.

После получения одинакового базового образования ученики продолжают обучение в течение 3-4-х лет в высшей средней школе (general upper secondary schools), которая часто носит название -лицей, или в учреждении профессиональной подготовки (vocational institutions and apprenticeship training - профессиональная установка и ученическая подготовка) в течение трех лет. У выпускников учреждений профессионального образования после получения опыта работы есть возможность продолжить обучение по рабочей специальности для получения более высокой квалификации или дополнительной квалификации. Кроме того, выпускники этих учебных заведений имеют возможность без дополнительной подготовки продолжить свое образование в высшей школе.

Некоторое представление об особенностях образования в высших средних общеобразовательных заведениях (обучение второй ступени) типа лицеев нам удалось получить после посещения классического лицея - спортивного (всего в г. Куопио 6 лицеев: спортивный, музыкальный, театральный, международной подготовки, вечерний). В данном лицее 564 студента, 44 преподавателя, 10 сотрудников, профессиональных спортсменов -140 человек. Несмотря на спортивный уклон, все обучающиеся получают глубокую подготовку по всем предметам, включая достаточно сложные -математику, химию, физику, иностранные языки.

Учебный год в лицее делится на 5 частей. После каждой части обучения проводится контрольная неделя, в течение которой сдаются зачеты и экзамены, а также анализируются их результаты. Одна неделя отводится на пересдачу, в случае не-пересдачи курсов назначаются дополнительные конкретные дни.

В начале учебного года каждый студент составляет индивидуальный учебный план на год (30 кредитов) при помощи компьютерной программы

«Вилла». Из предложенных 12 учебных предметов он должен выбрать 8. Часть из них - обязательные, часть - по выбору. Курсы по предметам выбираются на основе представленных в электронном виде материалов, состоящих из списка курсов, их краткого содержания, указания преподавателя, ведущего курс, и числа кредитов, приходящихся на курс. Для каждого курса заранее приводится расписание. Это позволяет студенту при выборе курсов согласовывать их посещение. Максимальное количество студентов, набираемых на курс, составляет 32 человека. С помощью программы студент может отслеживать, какие курсы у него сданы, по каким имеются долги. По желанию студент может выбрать необходимый ему курс из другого лицея. Имеется открытый университет, из которого обучающийся также может набирать курсы. Набранные им по дополнительным курсам кредиты также засчитываются в лицее или далее при обучении в университете.

В лицее имеется специально оборудованная учебная аудитория, в которой все уроки записываются. Ученик, пропустивший урок (по болезни, из-за соревнований), может самостоятельно изучить материал. Кроме того, видеозаписью может воспользоваться ученик, испытывающий трудности в данном учебном материале.

По окончании лицея студенты сдают общегосударственный экзамен на абитуриента, состоящий из четырех тестов: по родному языку, второму государственному языку, по иностранному (английскому) языку, по математике.

Высокое качество школьного образования в Финляндии обеспечивается во многом системой подготовки педагогов. Финляндия наряду с Сингапуром входит в число стран с наиболее эффективными процедурами отбора учителей. В школах работают выпускники, имеющие только магистерскую степень, которую они получают, как правило, в классических университетах [2]. Во-первых, это принятый в 2007 г. на общенациональном уровне ряд экзаменов и тестов на навыки счета, грамотность и решение проблем. Соискатели с самыми высокими показателями допускаются ко второму раунду, где их тестируют на выявление коммуникативных навыков, готовность учиться, академические способности и мотивацию к учительской работе. Третий раунд осуществляет наниматель. Он проводится в школе, где хочет работать соискатель, и включает собеседование, в режиме которого проверяется пригодность к профессиональной мотивации, коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость, гибкость и т. д. [3]. Такая жесткая процедура отбора компенсируется последующей достаточно «спокойной» профессиональной деятельностью школьного учителя, который пожизненно

обеспечен ставкой и заработной платой: в Финляндии нет понятия аттестации и переаттестации, подтверждения квалификации, участия в профессиональных конкурсах; достаточно пройти ежегодное 3-5-дневное обучение на курсах ПК (как правило, при университетах) по интересному для педагога направлению. Школьному учителю гарантирована высокая заработная плата, причем стартовая ставка достаточно высока, в то время как последующие повышения заработной платы невелики, по сравнению с другими странами ОЭСР: разница между начальной и максимальной учительской зарплатой составляет всего 18 %. Тем самым Финляндии удалось привлечь к учительской профессии сильные молодые кадры, так как для принятия решения стать учителем начальная заработная плата важнее, чем перспектива ее дальнейшего роста.

Важную роль играет привлекательность учительской профессии и тот статус, который она имеет в финском обществе. С одной стороны, это исторически высокое уважение населения к профессии учителя, с другой - высокий уровень образования и качество полученной подготовки. Заметим, что самый высокий конкурс при поступлении в Университет Восточной Финляндии (до 20 человек на место) на направления «педагогическое образование» и «медицина». В профессиональную подготовку учителя входят курсы, связанные с основной и дополнительной предметной специализацией (по 35 кредитов), технологиями образования (35 кредитов), коммуникативная компетентность (12 кредитов), курсы по выбору (8 кредитов). У большинства педагогических факультетов есть подопечные федеральные учебные заведения, в которых студенты проходят начальную учительскую практику. Такая организация обеспечивает связь между содержанием программы обучения в вузе с реалиями школы, а также дает университету возможность адаптировать свои образовательные программы к потребностям современной школы. Заметим, что университеты в Финляндии обладают большой ав-

тономией и независимостью в принятии решений о направлениях образовательной и научно-исследовательской деятельности, в составлении учебных планов, в правилах приема студентов.

Опыт Финляндии в сфере образования представляет для нас несомненный интерес, однако вопрос о том, что из этого опыта можно перенести на российскую почву остается открытым. Понятно, что современное образование требует современного материально-технического оснащения, которое позволяет сделать обучение практико-ориентиро-ванным. Парикмахеров и косметологов учат в аудитории, которая оборудована как современный салон, в распоряжении учащихся все необходимые косметические средства. Будущие химики получают профессиональные навыки на станции очистки воды при университете, будущие автослесари и автомеханики - в автомастерской, причем самой крупной в городе, будущие плотники - в столярном цехе, где есть все: от дощечки до робототехники.. Будущие специалисты по противопожарной безопасности учатся большую часть времени не в аудитории, а на специальном полигоне, в их распоряжении гараж, где около двух десятков машин скорой помощи и пожарных. Подчеркнем, что благодаря такому оснащению учащихся и студентов погружают не в квазипрофессиональную, а настоящую профессиональную деятельность: они обслуживают клиентов в парикмахерском или косметическом салоне, ремонтируют машины, тушат пожары и т. п.

Полезный для россиян урок - это отношение к учителю и к его подготовке в финском обществе. Только когда учительская профессия будет востребована и поддержана высоким материальным статусом, когда учитель перестанет чувствовать себя нищим, по сравнению с родителями своих учеников, можно будет ждать позитивных сдвигов в нашем образовании. Главное, в чем еще раз убеждает опыт Финляндии: позитивные изменения в сфере образования возможны лишь тогда, когда оно станет общенациональной ценностью и приоритетом.

Список литературы

1. Воробьев Н. Е., Бессарабова И.С. Особенности системы образования в Финляндии // Педагогика. 2006. № 2. С. 112-117.

2. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 7-60.

3. Поздеева С. И. Начальная школа - пространство совместной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 2. С. 58-67.

Поздеева С. И., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Е-таП: [email protected]

Румбешта Е. А., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 11.07.2011.

S. I. Pozdeeva, E. A. Rumbeshta THE FINNISH EXPERIENCE IN THE FIELD OF EDUCATION

In the article presents some features of Finland educational system, which is one of the world leaders in education. The article is based on the data of the author’s trip to Kuopio (province Savona) in Mai 2011.

Key words: levelling politics, accessibility of education, general education, training of school teachers.

Pozdeeva S. I.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

Е-mail [email protected]

Rumbeshta E. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.