Научная статья на тему 'Опыт «Дирекции аэропортов Республики Саха (Якутия)» заслуживает внимания'

Опыт «Дирекции аэропортов Республики Саха (Якутия)» заслуживает внимания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионов С.А.

Территория Якутии составляет 3,1 млн. кв. км, это 1/5 территории Российской Федерации. Проживает в республике около 1 млн. человек, в связи с чем плотность населения чрезвычайно низка, сеть наземных транспортных коммуникаций минимальна и на 90% территории имеет сезонный характер автозимники с декабря по апрель, речные перевозки с июня по сентябрь. Круглогодичной наземной транспортной сетью охвачено всего 15% населения. Вся территория относится к районам Крайнего Севера, 80% расположено на вечной мерзлоте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт «Дирекции аэропортов Республики Саха (Якутия)» заслуживает внимания»

Опыт «Дирекции аэропортов Республики Саха (Якутия)» заслуживает внимания

С.А. ЛАРИОНОВ, генеральный директор ГУП «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)»

РЕГИОН

Территория Якутии составляет 3,1 млн. кв. км, это 1/5 территории Российской Федерации. Проживает в республике около 1 млн. человек, в связи с чем плотность населения чрезвычайно низка, сеть наземных транспортных коммуникаций минимальна и на 90% территории имеет сезонный характер — автозимники с декабря по апрель, речные перевозки — с июня по сентябрь. Круглогодичной наземной транспортной сетью охвачено всего 15% населения. Вся территория относится к районам Крайнего Севера, 80% расположено на вечной мерзлоте.

В результате геоклиматических особенностей Республика Саха (Якутия) является одним из немногих субъектов Российской Федерации, где, несмотря на значительное падение объемов внутрирегиональных авиаперевозок, сохранены как межрайонные, так и внутрирайонные авиационные перевозки. Это объясняется, прежде всего, слабым развитием наземной транспортной инфраструктуры, в результате чего более 65% пассажирооборота в республике приходится на авиацию.

Второй отличительной особенностью является то, что в соответствии с соглашением «О разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия)» от 25 ноября 1992 года предприятия и объекты воздушного транспорта, за исключением объектов организации воздушного движения, на территории Республики Саха (Якутия) были отнесены к собственности республики.

В 2002 году Законодательным собранием Республики Саха (Якутия) принята и на 80% реализована государственная целевая программа «Развитие воздушного транспорта Республики Саха (Якутия) на период 2002-2006 гг.», являющаяся первой подобной региональной программой в РФ, на основании которой, кроме мер организационного характера, осуществлялось финансирование деятельности авиации из регионального бюджета.

Таким образом, третьей особенностью является заинтересованное участие законодательной и исполнительной власти республики в деятель-

ности авиационного комплекса республики.

В результате этого главной отличительной особенностью деятельности авиации Республики Саха (Якутия) является системный, согласованный с авиационными властями Российской Федерации подход к сохранению, обеспечению функционирования и развитию авиатранспортного комплекса региона.

Одним из мероприятий государственной целевой программы и явилось создание ГУП «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)».

На момент создания предприятия в республике функционировало 33 аэропорта. Не буду останавливаться на финансовом состоянии многих предприятий — оно хорошо известно, скажу только, что за 1995-2002 годы из реестра гражданских аэродромов исключено 9 единиц. Количество посадочных площадок в республике сократилось со 167 до 64. Уже в процессе реорганизации из реестра исключен аэродром Нижнеянск, в пяти аэропортах по инициативе налоговых органов возбуждена процедура банкротства. Частота полетов в данных аэропортах составляла (а кое-где составляет и сейчас) от одного раза в день до одного раза в неделю.

26 марта 2004 года наше предприятие зарегистрировано в качестве самостоятельного юридического лица. Создано оно с целью осуществления вертикально интегрированной структуры управления аэропортовым комплексом для решения следующих основных задач:

• проведения процедуры финансового оздоровления аэропортов;

• осуществления единой финансово-кредитной политики;

• оптимизации численности персонала, сокращения расходов в соответствии со сложностью и объемами выполняемых работ;

• оптимизации организационного и технологического обеспечения производства;

• обеспечения деятельности аэропортов и структурных подразделений в рамках сертификационных требований.

Изначально предприятие создавалось на базе четырех аэропортов Вилюйс-кой группы районов (Нюрба, Вилюйск, Верхневилюйск, Сунтары), имеющих «чистый» баланс и положительный финансовый результат.

Впоследствии механизм расширения производственной деятельности был реализован путем создания филиалов в аэропортах с одновременной передачей необходимых для деятельности предприятия основных производственных фондов в ГУП «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)» решением собственника (правительства Республики Саха (Якутия) с согласия государственных унитарных предприятий — реорганизуемых аэропортов. После завершения процедуры передачи собственник принял решение о ликвидации упомянутых ГУПов.

Данная процедура связана со значительными юридическими и финансовыми рисками, в связи с чем был согласован упомянутый выше план реорганизации, проведена предварительная работа по оформлению нормативно-распорядительной документации, сделан расчет возможных рисков и план их минимизации.

В настоящее время в составе ГУП «Дирекция аэропортов РС (Я)» находится 23 аэропорта. 21 аэропорт функционирует в качестве филиалов предприятия, аэропорт Нижнеянск имеет статус представительства, базовый аэропорт Маган является структурным подразделением дирекции предприятия.

Реорганизация аэропортового комплекса РС (Я) практически закончена во второй половине 2006 года. Однако заранее, в 2005 году, имея в виду все вклю-

чаемые в состав предприятия аэропорты (в том числе Жиганск), государственным проектно-изыскательским институтом «Дальаэропроект» по техническому заданию ГУП «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)» была разработана Программа развития и модернизации аэропортов Республики Саха (Якутия), определяющая перспективы развития аэропортов предприятия на срок 15 лет. В Программе разработаны эскизные проекты взлетно-посадочных полос, зданий и сооружений, оборудования аэропортов с учетом использования перспективных воздушных судов Ан-140, Су-80 и других.

В начале 2006 года Программа получила одобрение правительства Республики Саха (Якутия) и положительное заключение Главгосэкспертизы Российской Федерации. Основными задачами, решаемыми Программой, являются:

• оценка современного состояния инфраструктуры аэропортов;

• анализ и прогноз потребностей населения и экономики РС (Я) в авиаперевозках;

• разработка типовой модели северного аэропорта;

• проектные предложения по развитию аэропортов;

• определение необходимых объемов и источников финансирования;

• направления и объемы государственной поддержки.

Реализация принципа единой кредитно-финансовой политики предприятия позволила обосновать и утвердить единые по предприятию ставки сборов и тарифы по обслуживанию воздушных судов и пассажиров, позволяющие обеспечить перекрестное субсидирование глубоко убыточных, но социально-значимых аэропортов с малой интенсивностью полетов в условиях отсутствия альтернативных видов транспорта (Саккырыр, Ниж-неянск, Алдан, Сангары и др.), а также «сезонных» аэропортов, прекращающих производственную деятельность в период работы зимников (Хандыга, Усть-Мая).

«Побочным», но логически предсказуемым результатом стало также включение предприятия в октябре 2006 года в список субъектов естественных монополий РФ.

Вторым важным результатом стал небольшой, но положительный финансовый результат деятельности предприятия по итогам 2005 и 2006 годов против сальдированных убытков разрозненных ГУПов в размере от 30 до 50 млн. рублей в год. Сразу оговорюсь, что с учетом сезонности работы предприятия, наличия в связи с этим кассовых разры-

вов, достигающих 100 млн. рублей, данный результат «греет душу», но не позволяет предприятию не только развиваться, но и нормально существовать.

Материальными результатами в рамках мероприятий по поддержанию эксплуатационной годности аэропортов, в пределах сумм финансирования из государственного бюджета РС (Я), собственных и привлеченных средств, стали:

• реконструкция взлетно-посадочных полос в 7 аэропортах (Черском, Олекминске, Зырянке, Магане, Усть-Мае и Среднеколымске);

• капитальный ремонт и строительство наземных сооружений в 5 аэропортах (Сунтар, Маган, Нюрба, Мома, Депутатский);

• монтаж светосигнального оборудования «Курс-1»/«Курс-1М» во всех аэропортах, входящих в состав предприятия;

• приобретение спецавтотехники на общую сумму 22 млн. рублей только в 2006 году;

• поставка досмотровой техники во все аэропорты предприятия на общую сумму 40 млн. рублей;

• разработка проектно-сметной документации на реконструкцию взлетно-посадочных полос в 4 аэропортах (Магане, Черском, Вилюйске, Нерюнг-ри), в дополнение к имеющейся и включенной в ФЦП «Развитие транспортного комплекса РФ» по двум аэропортам (Чокурдах, Батагай).

Нематериальным, но требующим значительных финансовых затрат результатом явилась сертификация всех входящих в состав предприятия филиалов по 5 направлениям производственной деятельности. В настоящее время осуществляются сертификационные проверки еще по трем видам деятельности. В 2007 году мы планируем завершить эту процедуру. Считаю своим долгом отметить, что, в условиях действующих Федеральных правил по любому виду деятельнос-

ти, сертификация отдельно взятого аэропорта с малой интенсивностью полетов практически невозможна.

Одним из итогов визита президента РФ В.В. Путина в г. Якутск в 2006 году было поручение о передаче имущества предприятия в федеральную собственность и создании на базе данного имущества федерального предприятия, осуществляющего и обеспечивающего деятельность социально-значимых аэропортов Республики Саха (Якутия).

В процессе согласования вопроса Федеральным агентством воздушного транспорта было предложено создание на базе имущественного комплекса ГУП «Дирекция аэропортов РС (Я)», ГУП «Аэропорт Тикси» федерального казенного предприятия с рабочим названием «Аэропорты Севера».

Во исполнение протокольного решения правительства Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. № 5 и распоряжения правительства Российской Федерации от 26 февраля 2007 г. № 227-р, документы для принятия решения о передаче имущества аэропортов, входящих в состав предприятия, в федеральную собственность переданы в Минтранс РФ и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Подготовлен, согласован с Федеральным агентством воздушного транспорта и находится в Минтрансе РФ проект распоряжения правительства РФ о создании упомянутого казенного предприятия.

Вопрос находится под личным контролем министра транспорта РФ И.Е. Левитина, что дает надежду на скорейшее его решение.

ГУП «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)» 677904 Республика Саха (Якутия), г. Якутск, с. Маган, ул. 40 Лет Победы, 1 Тел/факс (4112) 40-61-54 Е-шай: dirars@rambler.ru www.dirars.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.