Научная статья на тему 'Опыт частно-государственного партнерства в области культурного туризма Италии'

Опыт частно-государственного партнерства в области культурного туризма Италии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
761
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт частно-государственного партнерства в области культурного туризма Италии»

УДК 338.482

Опыт частно-государственного партнерства в области культурного туризма Италии Самаева М.Т., Калоева З.Ю.1

Значение культурного туризма в организации туристской деятельности очень велико. Сложно в мире найти территорию, которая не обладала бы определенным комплексом объектов истории, культуры, археологии, представляющими собой предметы туристского интереса. Культура - мощный двигатель туризма, т.к. огромное число путешествий совершается именно с целями познавательными. Понятие «культура» связывается с культурно-историческим наследием. Это музейные комплексы и мемориалы, памятники и усадьбы, выставочные залы, народные промыслы и языки, традиции и фольклор, самобытность и этнические особенности. В каждой стране туры разрабатываются в соответствии с практикой показа тех или иных достопримечательностей. Можно много привести примеров стран, которые обладая существенным культурным потенциалом, имеют огромный опыт организации самых разнообразных культурно-познавательных туров. К их числу относятся многие страны Европы, Китай, США, Индия и др. Россия, в этом плане, пока не на передовых позициях, хотя обладает мощными культурными ресурсами лишь только потому, что ее населяют многочисленные народы, каждый из которых интересен и по-своему самобытен. На государственном уровне есть осознание того, что туризм - это один из инструментов знакомства с культурой, реализуемый посредством организации как отдельных экскурсий, так и комплексных туров.

Определенные надежды на подъем культурного туризма у нас в стране возлагают на поэтапную реализацию Г осударственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 20132020гг. Ответственны за ее реализацию Министерство культуры РФ и Федеральное агенство по туризму. Определены и другие участники программы в лице исполнительных структур: Федеральных агенств, Министерств, а также ряда учреждений культуры. Данная программа содержит подпрограммы: «Наследие», «Искусство», «Туризм», «Обеспечение условий реализации программы», при этом главной целью ее является реализация стратегической роли культуры как духовнонравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения к мировому культурному наследию [1]. Территориальным объектом исследования выбрана Италия, страна с большим наличием памятников

1 Северо-Осетинский государственный университет им. Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия.

культурного значения и огромным опытом в организации культурнопознавательных программ.

Италия в международных туристских потоках. Анализ посещений Италии иностранными туристами убедительно доказал, что существенная часть турпоездок совершается с культурно - познавательными целями. Как известно, культурный туризм - это такие поездки, которые подразумевают посещение и ознакомление с историческими, архитектурными, культурными или географическими достопримечательностями. По разным оценкам, из всех туристских прибытий в страны Евросоюза 30-35% приходится именно на культурно-познавательные, которые реализуются через экскурсии. Популяризацией в мире культурно -познавательного туризма занимается ЮНЕСКО. Согласно ее данным, в Италии сосредоточено 47% мирового культурного достояния. Поэтому нами были изучены ее богатейшие культурные ресурсы [11].

Италия - это родина порядка 5000 музеев и 60 000 археологических объектов. Страна является лидером по числу объектов культурного наследия - 49 объектов (по состоянию на 2013), что составляет 5% от общего списка- 981 объект. Затем следуют другие лидеры Испания -44 объекта из этого перечня, Китай - 43, Франция - 38, Германия - 37, Мексика- 31, Индия - 29, Великобритания - 28, Россия - 25, США - 21 объект соответственно [7, 11].

Специалисты выделяют несколько основных вех в развитии итальянского искусства: искусство древних этрусков (Х-Ш вв. до н. э.), искусство Древней Греции (с IV в. до н. э. по I в. н. э.), искусство Древнего Рима (1-^ вв., искусство Византии вв.), романский стил, го-

тика (XIII-XV вв.), искусство Возрождения (XIV-XVI вв.), барокко (XVI-XVII вв.), классицизм (XVIII в.), искусство XIX и XX вв. [2, 3, 4,

5].

Общее число иностранцев, посещающих Италию в составе туристских групп, составляет примерно 41,2-44,5млн. чел., а вместе с индивидуальными иностранными туристами общее число достигает 78 млн., при населении 61,5 млн. чел. [6]. По организованному туризму Италия всегда входит в пятерку наиболее посещаемых стран и по динамике роста притока иностранных туристов Италия опережает своих основных конкурентов. Если в среднем по миру приток туристов в разные страны увеличился на 7,4%, то Италия зарегистрировала рост на 13%, заняв по этому показателю 3 место вслед за Китаем и Россией [9]. Культурноисторические центры Италии, по-прежнему привлекали наибольшее количество туристов. Рим, Флоренция и Венеция традиционно являются городами, которые вместе принимают до 52% всех приезжающих в Италию иностранцев. Среди них лидирует Рим, затем Флоренция -15,6%, Венеция - 12,5%.

Однако в орбиту туристских интересов все чаще попадают и другие города. По росту туристских потоков они распределились: г.г. Тосканы - Пиза, Сиена, Лукка - 15%, Неаполь и прибрежные города Кам-паньи - 8%, Умбрии - Перуджия, Ассизи, Губбио - 4%, Ломбардия -Милан, Верона, оз. Гарда - 3%, города юга Италии Сицилии, Пульи -2% [7, 8].

Таблица 1.

Распределение иностранных туристских групп по видам отдыха в Италии

в 2012 году

Виды туризма и отдыха Число туристов (млн. чел.) Доля туристов (в %) Среднее число ночевок за одну поездку

Культурно -познавательный 25,3 57,0 2,7

Морской отдых 10,3 23,2 5,3

Отдых на озерах 4,4 9,8 5,1

Г орные курорты 4,97 10,1 4,9

Итого 44,5 100,0 -

Источник: составлено и рассчитано по данным www.enit.it

Приведенные в таблице 1 данные доказывают абсолютное преимущество туристских поездок, совершаемых с культурнопознавательными целями. География прибытий иностранных туристов такова: 30% рынка это жители ФРГ, 10-11% французы и американцы, 8% англичане[6]. По данным банка Италии в среднем туристы тратили 98,07 евро в день, что составляет в общей сложности 32,066 миллиона евро за 2012 год [7]. Среди итальянских городов самыми красивыми туристы считают Рим, Венецию и Флоренцию.

Италия на рынке выездного туризма России. В России Италия занимает 5-6 место по популярности (по количеству человек) после Турции, Китая, Египта, Испании. Нами проанализирована статистка туристского обмена между Россией и Италией начиная с 2009 года, после которого большинство европейских стран стало выходить из финансового кризиса, что в полной мере касается и россиян (табл.2).

Таблица 2.

Туристский обмен между Россией и Италией (тыс. чел).________

Годы 2009 2010 2011 2012 2013 +/-(в %) Доля тури-стов(%)

Италия- Россия 113,0 123,4 125,2 118,7 130,5 13,0 55,0

Россия- Италия 336,1 451,2 571,6 570,7 650,0 48,1 70,7

Источник: составлено и рассчитано по данным www.roustourism.ru

Данные таблицы 2 и рис. 1. свидетельствуют о том, что турпоток из России в Италию демонстрирует существенную динамику и за указанный период увеличился на 48%. Это может быть связанно с активной рекламной политикой, проводимой итальянскими заинтересованными структурами в продвижении итальянского продукта в России, т.е. происходит направленная работа с целевым рынком. Если из России в Италию из общего потока выезжающих туристы составляют 70% и более, то из числа итальянцев, приезжающих с различными целями в Россию, доля туристов из них 50-55%. Итальянские туристы посещают, главным образом, две российские культурные столицы - Москву и Санкт-Петербург, т.е. преобладают поездки с культурно - познавательными целями. Как показало исследование, главными поставщиками туристов в Россию являются области Сицилия, Сардиния, Апулия, что не скажешь об активном посещении их россиянами, которые больше стремятся попасть на север и центр страны.

Кампания приносит свои результаты. Кроме того, итальянская сторона охотно идет на расширение визовых центров в России. Такой центр был открыт и в г. Минеральные Воды. Это прямое подтверждение того, что итальянцы хотят привлечь еще больше туристов с Северного Кавказа, хотя еще несколько лет назад граждан России, проживающим в субъектах Юга РФ, довольно сложно было получить шенгенскую визу. Россияне посещают Италию как шоппинг туристы, что также приносит существенную прибыль государству. К числу конкурентных преимуществ туристских программ Италии следует признать возможность совмещать другие виды отдыха с богатой культурнопознавательной программой.

Проблемы сохранения объектов культурного наследия Италии. Располагать уникальным культурным наследием - это важнейшее конкурентное преимущество для каждой страны с одной стороны, и, большая ответственность с другой. Как показывает практика культурно-познавательного туризма, активное посещение туристами различных памятников истории, культуры, архитектуры, археологии имеет не только важное просветительское значение, но и, нередко имеет негативные последствия. В Италии сосредоточены памятники разных исторических эпох - Античного, Средневекового, Возрождения. Поэтому важнейшей проблемой является сохранение объектов культурного наследия. Основными субъектами культурной политики Италии является государство: 20 областей, имеющих законодательную власть. Но это скорее недостаток, чем преимущество, т.к. при большом числе субъектов, уполномоченных осуществлять культурную политику часто отсутствует единая концепция, что приводит к конфликтам между различными министерствами, региональными и муниципальными органами. Среди наиболее активно посещаемых туристами объектов культуры

Италии и испытывающих серьезные проблемы с их сохранностью являются Колизей, Помпеи, практически вся Венеция.

В области Кампания, в непосредственной близости от Неаполя, расположен древнейший город Помпеи, который 2000 лет назад оказался погребенным под слоем вулканического пепла в результате извержения и ныне действующего вулкана Везувия. По данным ЮНЕСКО, Помпеи это 2-ой по посещаемости город в Италии, который разрушается. Ежедневно здесь бывает до 10 тыс. посетителей[8]. Серьезная потеря произошла в 2010 году, когда разрушился Дом гладиаторов, простоявший 2000 лет. Помощь на спасение Помпеи предложил Евросоюз, намеренный выделить на эти цели 105 млн. евро[6]. Однако существует еще и кадровая проблема. Если раньше за состоянием археологического комплекса следило бюро из 30 специалистов: архитекторов, реставраторов, геометров, то сейчас их всего 15. Не хватает и обслуживающего персонала.

В стране остро стоит проблема привлечения средств на реставрацию объектов культуры, государственных источников не хватает. Современная ситуация такова, что 60% национального культурного богатства находится в частном владении. Стимулировать частных инвесторов государство стало с середины 1990-х годов. Главный стимул - это значительный налоговый вычет из налоговой декларации расхода на реставрацию или поддержку культурных ценностей. Частные ассигнования в 3 раза превосходят государственные. Такая мера вынужденная, т.к. экономика Италии переживает сложный период.

Выделим главную проблему - это распродажа объектов культуры и одновременно желание сохранить страну исторических памятников, что очень актуально и в РФ. Это два полюса дискуссий в стране. Государство приступило к созданию смешанных частно-государственных фондов. Один из таких фондов курирует Музей Египтологии в Турине.

Государственные структуры, занимающиеся мерами культурной политики. Это Министерство по вопросам охраны памятников культуры. Оно имеет 4 главные структуры: Центральное управление по охране природного, археологического, культурного, художественного и исторического наследия, Центральное управление архивного наследия, а также Центральное управление книжного наследия и учреждений культуры и Генеральная администрация и управления кадрами.

Выводы. Сохранение и поддержание объектов культурного наследия с точки зрения туризма может выражаться в следующих формах:

- стимулирование восстановления существующих исторических мест, зданий и памятников;

- стимулирование трансформации старых зданий и пространств в совершенно новые с новыми туристскими возможностями;

- активизация сохранения природных ресурсов;

- повышение ответственности за управление и административный контроль, улучшающий качество окружающей среды и позволяющей удовлетворять в большей степени потребности туристов.

В заключении следует отметить, что проблемами сохранения ис-торико - культурного наследия озабочены многие страны, в особенности те, которые активно принимают на своей территории туристов и экскурсантов.

Библиографический указатель:

1. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2567-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 2013, № 2. Ст. 105.

2. Кусый И.А., Ларионова Ю.Б., Дубровский И.П. Италия. Города искусств. М.: Вокруг света, 2011. 304 с.

3. Кипс Дж. История Италии. М.: Академия, 2012. 346 с.

4. Рапопорт А.Я. Все об Италии: учеб. Пособие. М.: Фолио, 2008. 564 с.

5. Сворская А.О., Драчева Е.Л. Страноведение - Италия, Германия, Финляндия: учебное пособие. М.:ООО «Книгодел»: МАТГР, 2007. 308 с.

6. http://www.enit.it/

7. http://www.initaly.com/

8. http://www.italcult.ru/

9. http://www. UNWTO.ru/

10. http://www. roustourism. ru/

11. http://www.unesco.ru/

Об авторах

- Калоева Зарина Юрьевна, доцент, кандидат географических наук, Северо-Осетинский государственный университет, г. Владикавказ. E-mail: [email protected]

- Самаева Марита Таймуразовна, студентка специальности социально-культурный сервис и туризм, Северо-Осетинский государственный университет, г. Владикавказ. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.