Научная статья на тему 'Опыт антикризисного государственного управления зарубежных стран и возможность его адаптации к украинским условиям'

Опыт антикризисного государственного управления зарубежных стран и возможность его адаптации к украинским условиям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ANTICRISIS STATE ADMINISTRATION / ECONOMIC CRISIS / ECONOMIC SITUATION / FINANCIAL SYSTEM / ECONOMIC STABILIZING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буряк Олег Петрович

Рассматривается опыт антикризисного государственного управления зарубежных стран и возможность его адаптации к украинским условиям. Сделан вывод о том, что для преодоления последствий финансового кризиса, Украине необходимо изучать международный опыт финансовых систем и опыт антикризисного менеджмента зарубежных стран, ведь он может быть использован при разработке мероприятий для экономической стабилизации в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of anticrisis state administration of foreign countries and possibility of his adaptation is to Ukrainian terms

Experience of anticrisis state administration of foreign countries and possibility of his adaptation is examined to the Ukrainian terms. A conclusion is done that for overcoming of consequences of financial crisis, it is necessary to study international experience of the financial systems and experience of anticrisis management of foreign countries Ukraine, in fact he can be used for development of measures for the economic stabilizing in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Опыт антикризисного государственного управления зарубежных стран и возможность его адаптации к украинским условиям»

Experience of anticrisis state administration of foreign countries and possibility of his adaptation is to Ukrainian terms

ские, внутренние и внешние, объективные и субъективные факторы и эффективностью ТММ. Определение оптимального объема денежной эмиссии — достаточно сложная задача в условиях низкой эффективности ТММ.

Именно долговой характер современных платежных средств, а также рост доли платежных средств, выполняющих отдельные функции денег и эмитируемых на основе развития финансовых отношений, приводит к тому, что суммарный объем эмитированных денежных средств может превосходить и значительно превосходит суммарный объем созданного в обществе продукта (ВВП). Все это ставит сегодня по-новому вопрос об оптимальности денежной эмиссии, влиянии ее механизмов на экономический рост и значении ТММ в эффективности эмиссионного регулирования социально-экономического развития страны.

Основные причины низкой эффективности ТММ в странах в с развивающимися экономиками вызваны такими особенностями:

Во-первых, в странах с развивающимися экономиками (emerging markets), к которым относится и Украина, неразвитость рыночных институтов, достаточно большое участие государства в экономических процессах, высокий уровень монополизации экономики

и другие особенности переходного периода вносят значимое воздействие на результат влияния ТММ на макроэкономические показатели и эффективность эмиссионного механизма. Это серьёзно осложняет проблему работоспособности каналов ТММ.

Во-вторых, согласно экспертным оценкам развивающиеся экономики обладают достаточно большим теневым сектором экономики, который сказывается практически на всех реальных макроэкономических показателях. Присутствие теневого сектора также необходимо учитывать при анализе работы ТММ, что крайне затруднительно. Например, по оценке Всемирного Банка в Украине доля теневого сектора экономики составляет 44,6%.

Из этого следует, что анализ функционирования ТММ в развивающихся экономиках, в том числе и в Украине — это задача отнюдь не тривиальная и не может быть решена путем копирования моделей стран с развитой рыночной экономикой. Попытка выделить определенные каналы воздействия является вынужденным упрощением исключительно сложной экономической действительности и обусловлена необходимостью абстрагироваться от слишком большого количества условий, оказывающих влияние на функционирование ТММ.

Список литературы:

1. Вулфел Чарльз Дж. Энциклопедия банковского дела и финансов/Чарльз Дж. Вулфел. - Самара: Корпорация «Федоров», 2000. - 1583 с.

2. Габбард Р. Глен. Деньги, финансовая система и экономика: Учебник/Габбард Р. Глен [пер. с англ; наук. ред. пер. М. Савлук, Д. Олесневич]. - К.: КНЕУ 2004. - 889 с.

3. Миллер Р. Л. Современные деньги и банковское дело/Пер. с англ./Р. Л. Миллер, Д. Д. Ван-Хауз. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 856 с.

4. Мишкин Фредерик C. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков = The Economics of Money, Banking and financial market/Фредерик C. Мишкин. - 7-е изд. - М.: «Вильямс», 2006. - 880 с.

5. Моисеев С. Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие/С. Р. Моисеев. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. - 784 с.

6. http://www.bank.gov.ua

Buryak Oleh Petrovich, Lviv Academy of Commerce PhD, Researcher of the Department of Economic Theory, the Faculty of Economic

E-mail: Ks770@inbox.ru

Experience of anticrisis state administration of foreign countries and possibility of his adaptation is to Ukrainian terms

Abstract: Experience of anticrisis state administration of foreign countries and possibility of his adaptation is examined to the Ukrainian terms. A conclusion is done that for overcoming of consequences of financial crisis, it is necessary to study international experience of the financial systems and experience of anticrisis management

229

Section 13. Economics and management

of foreign countries Ukraine, in fact he can be used for development of measures for the economic stabilizing in Ukraine.

Keyword: anticrisis state administration, economic crisis, economic situation, financial system, economic stabilizing.

Буряк Олег Петрович, Львовская коммерческая академия к. э.н., соискатель кафедры экономической теории, экономический факультет E-mail: Ks770@inbox.ru

Опыт антикризисного государственного управления зарубежных стран и возможность его адаптации к украинским условиям

Аннотация: Рассматривается опыт антикризисного государственного управления зарубежных стран и возможность его адаптации к украинским условиям. Сделан вывод о том, что для преодоления последствий финансового кризиса, Украине необходимо изучать международный опыт финансовых систем и опыт антикризисного менеджмента зарубежных стран, ведь он может быть использован при разработке мероприятий для экономической стабилизации в Украине.

Ключевые слова: антикризисное государственное управление, экономический кризис, экономическая ситуация, финансовая система, экономическая стабилизация.

Проблема антикризисного государственного управления национальной экономикой приобретает особую актуальность, поскольку в современных условиях финансовой глобализации происходят процессы, которые сопровождаются усилением нестабильности на финансовом рынке в результате развертывания мирового финансового кризиса 2008-2009 гг.

Анализ опыта антикризисного управления в США в данном контексте играет важное значение для разработки национальных направлений антикризисной политики, направленных на минимизацию негативного влияния финансового кризиса и восстановления экономики Украины. Это объясняется тем, что именно с США начался финансовый кризис, а именно с ипотечного рынка. Кризисные явления впоследствии приобрели характер глобального экономического кризиса и быстро распространились на Европу. Сначала кризис вылились в кризис ликвидности, а затем поразила и реальный сектор экономики.

Как известно, США занимают значительное место в мировой экономике, поскольку эта страна является крупнейшим импортером продукции и крупнейшим кредитором. Также США является одной из самых развитых стран мира.

Что касается антикризисной программы США, то, по мнению А. Барановского [1], ее ключевым элементом стал комплекс мер, направленных на стабилизацию ситуации на финансовых рынках.

В свою очередь И. В. Бураковский [2] отмечает, что первоочередной антикризисной мерой в финан-

совой сфере стало снижение центральными банками учетной ставки, а предоставление помощи финансовому сектору базировалась на принципах срочности и защиты интересов налогоплательщиков.

Стоит отметить и то, что в период пика финансового кризиса (2008 г.) правительством США был подписан Чрезвычайный акт экономической стабилизации. Основной целью данного акта является стабилизация и восстановление финансовой системы, а также поддержка потока кредитов, необходимых для экономического роста [4].

Также в рамках Чрезвычайного акта экономической стабилизации приняты следующие программы, способствующие экономической стабилизации, а именно: Программу избавления от проблемных активов, по которой предусматривалось создание фонда в сумме 700 млрд. долл. США, средства которого направлялись на выкуп проблемных активов финансовых учреждений. Отметим, что общая сумма финансовой помощи банкам, по данным Министерства финансов США, составила 8500 млрд. долл. США [8]; Программу «Доступное жилье»; Программу Потребительского и предпринимательского кредитования — стимулирование вторичных кредитных рынков; Программу государственно-частного инвестирования и Программу финансирования автомобильной отрасли [5].

В стране также были приняты меры, направленные на вхождение государства в управление кредитными организациями, а программа стресс-тестов

230

Experience of anticrisis state administration of foreign countries and possibility of his adaptation is to Ukrainian terms

определяла антикризисный потенциал 19 крупнейших банков США [6].

В следующем, 2009 г., было принято еще ряд законодательных актов, которые бы способствовали экономической стабилизации. Был принят План по стимулированию национальной экономики в размере 787 млрд. долл. США. Согласно данному проекту осуществлялась реализация проектов в сфере развития инфраструктуры, здравоохранения, образования, энергетики и помощи безработным [10].

В соответствии с Законом об увеличении пособия по безработице было введены налоговые стимулы для трудоустройства и увеличения периода оказания помощи безработным и увеличение ее размера. Осуществлялась поддержка малого и среднего бизнеса как источника восстановления экономической активности и инструмента смягчения последствий безработицы [1].

Что касается долгосрочных антикризисных мер, то в США осуществлялась поддержка увеличения инвестиций в новые технологии, разработки и исследования. По мнению И. В. Бураковского [2], при таких условиях особое внимание уделяется вопросам энергоэффективности и защиты окружающей среды.

Стоит согласиться с точечной зрения Я. А. Жалило [3] того, что используя опыт США, приоритетной задачей антикризисной политики Украины стать следующие:

— комплексная поддержка потребительского спроса;

— поощрение инвестиционной деятельности;

— обеспечение стабильности банковского сектора и восстановления надлежащего уровня кредитной активности;

— поддержка восстановления экспортной активности, которое заключается в возвращении позиций на внешних рынках;

— рост уровня занятости как ключевая предпосылка роста динамики доходов населения, а следовательно — расширение потребительского спроса [3].

По нашему мнению следует рассмотреть также и опыт Германии выхода из экономического кризиса.

Экспортно-ориентированной экономике Федеративной Республики Германия был нанесен значительный ущерб, о чем в первую очередь свидетельствует сокращение валового внутреннего продукта страны. Проблемы возникли и в осуществлении программ экономического и социального развития. Также пошатнулась финансовая стабильность страны, и оказался под угрозой вопросы обеспечения занятости населения.

Федеральное Правительство Германии в 2008 г. определило важнейшие направления укрепления страны и вывода ее из кризиса [6]. План подъема экономики ориентировался на достижение трех целей, а именно: во-первых — восстановление доверия к финансовой системе; во-вторых — гарантирования банковских вкладов населения; в-третьих — предоставление защиты социальном рыночном хозяйству.

Приоритетным направлением в ФРГ было избрано комплекс мер по преодолению финансово-экономического кризиса. Прежде Федеральное Правительство предоставило гарантии для всех сберегательных вкладов. Соответственно такими действиями были укреплены доверие граждан страны как вкладчиков к безопасности их сбережений во время кризиса.

Целесообразно отметить, что реализация антикризисной модели начались с принятием соответствующих нормативных документов федерального уровня, а именно: в 2008 г. был принят закон ФРГ «О Фонде стабилизации финансового рынка» [12], принят федеральный Закон «До изменения налогово-правового регулирования пакета мер« Обеспечение занятости усиления экономического роста» [9].

Отметим и то, что антикризисные меры экономического и финансового влияния сосредоточены в двух направлениях: во-первых — преодоление финансово-экономического кризиса а, во-вторых, развитие международного партнерства на мировом уровне.

В Германии через систему мер правительства в банковской сфере было восстановлено доверие внутри финансовой системы, созданы предпосылки для налаживания взаимоотношений между банками и снижена финансовая нагрузка на экономику Германии. Финансовым институтам было предложено гарантии, обеспечена поддержка собственного капитала, в том числе с учетом позиций риска. Для предоставления заявителям помощи через специально созданный Фонд стабилизации финансового рынка было выделено более 480 млрд. евро [6]. Данный фонд контролируется Федеральным министерством финансов Германии, а его создание значительной степени успокоила немецкий финансовый рынок.

Одно из основных мест в рамках реализации антикризисной программы, отводится принятым в ФРГ «Конъюнктурного пакета — И» и «Конъюнктурного пакета — II». Этими документами предусмотрено финансовое обеспечение комплекса мер по преодолению кризисных проявлений и их негативных последствий.

231

Section 13. Economics and management

«Конъюнктурный пакет — II» нацелен на: снижение для граждан налогов, обязательных платежей и финансовой нагрузки; поддержку кредитных программ и программ поручительства, гарантий для предприятий и мероприятий, направленных на сохранение рабочих мест; поддержку инвестиционных программ по ускорению и увеличению инвестирования.

В свою очередь «Конъюнктурным пакетом — II» Федеральное Правительство Германии предусмотрело выделить на поддержку и финансовое обеспечение антикризисных мер почти 50 млрд. евро [11].

Итак, проанализировав немецкий антикризисную модель, можно сделать вывод о том, что главными чертами немецкой антикризисной модели является усиление роли государства в регулировании рыночных отношений, вмешательство в экономику за счет государственного бюджета и поддержка малого и среднего бизнеса.

Отметим и то, что немецкая экономика первой вышла из кризиса, а финансово-хозяйственные результаты ФРГ [7] свидетельствуют об эффективности и обоснованность выбранной модели вывода страны из кризиса.

По нашему мнению опыт Германии целесообразно учесть при разработке мер выхода из финансово-экономического кризиса в Украине.

Также рассмотрим опыт Франции по урегулированию экономической ситуации. Отметим, что во Франции на достаточно высоком уровне сохранилось государственное регулирование экономики.

Во Франции несмотря на возражения со стороны других участников Европейского Союза, с 2008 г. проводится крупномасштабная поддержка промышленности страны. Основная финансовая помощь государства в форме межбюджетных трансфертов, льгот-

ных кредитов, государственных банковских гарантий и политики стимулирования продаж за счет бюджетных субсидий сконцентрировалась на приоритетных отраслях экономики, а именно: авиастроении и автомобильной промышленности.

За счет бюджета Франция фактически погасила долги наиболее важных для экономики предприятий, включая налоговые долги. Францией также были приняты антикризисные меры и в сфере налогового регулирования и социального обеспечения населения страны.

Изменений в экономике в связи с мировым финансовым кризисом претерпела и экономическая политика Великобритании. В связи с такой ситуацией в Великобритании предоставлялась значительная помощь в первую очередь финансовому сектору, поскольку он является приоритетным для английской экономики. Государственная помощь крупнейшим британским банкам в условиях финансового кризиса по данным Национального статистического управления Великобритании превысила 1,4 трлн. долл.

Указанная помощь включила в себя:

— рекапитализацию ряда крупных банков;

— масштабное кредитование Банком Англии банковского сектора;

— введение системы государственного страхования займов.

Налоговое регулирование и стимулирование развития промышленного сектора также следует отметить среди антикризисных мер Великобритании.

Подводя итог, отметим, что для преодоления последствий финансового кризиса, Украине необходимо изучать международный опыт финансовых систем и опыт антикризисного менеджмента зарубежных стран, ведь он может быть использован при разработке мер по экономической стабилизации в Украине.

Список литературы:

1. Барановский А. Антикризисные меры правительств и центральных банков зарубежных стран/А. Баранов-ский//Вестник Национального банка Украины. - 2009. - № 4. - C. 8-19.

2. Бураковский И. В. Глобальный финансовый кризис: уроки для мира и Украины/И. В. Бураковский, А. В. Плотников. - Х.: Фолио, 2009. - 302 с.

3. Жалило Я. А. Реалии экономического кризиса: есть ли основания для оптимизма?/Я. А. Жалило. - Доступно с: http://www.niss.gov.ua.

4. Официальный сайт Комитета США по вопросам банковской системы, жилищного строительства и городского управления http://www. banking. senate.gov.

5. Официальный сайт Министерства финансов США, http://www. financialstability. gov.

6. Deutschland gestarkt aus der Krise fuhren. Jahresbericht der Bundesregierung 2008/2009. - Presse- und Informationsamt der Bundesregierung. - Berlin, 2009. - 76 S.

7. Deutschland Wachstumslokomotive in Europa. - Режим доступу: www.bundesregierung.de

232

Peculiarities of the local finance systems: evidence from European countries

8. Global downturn: In graphics. Доступно з: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/business/7893317.stm

9. Gesetz zur Umsetzung steuerrechtlicher Regelungen des Masnahmepakets «Beschaftigungssicherung durch Wachstumsstarkung» vom 21. Dezember 2008. - Bundesgesetzblatt, Jahrgang 2008, Teil 1, Nr. 64, ausgegeben zu Bonn am 29. Dezember 2008, S. 2896.

10. Obama’s Financial Plan, Round One. Доступно з: http://www.businessweek.

com/bwdaily/dnflash/content/jun2009/db20090617_527004.htm?chan=topstory

11. Pakt fur Beschaftigung und Stabilitat in Deutschland//Magazin fur Wirtschaft und Finanzen. - 01/2009. - Nr. 66. - S. 4-5.

12. Finanz markt stabilisierungs fonds gesetz von 17, Oktober 2008//BGBI. - Nr I. - S. 1982.

Vasilyeva Tetiana Anatolyevna, Ukrainian Academy of Banking of the National Bank of Ukraine Doctor of Science, Professor, Head of the Department of Banking

E-mail: tavasilyeva@ukr.net Sysoyeva Larysa Yuryevna, Ukrainian Academy of Banking of the National Bank of Ukraine Ph. D., Associate professor, Department of Banking E-mail: l.yu.sysoieva@uabs.edu.ua Vysochyna Alina Vladimirovna, Ukrainian Academy of Banking of the National Bank of Ukraine Postgraduate student, Department of Banking E-mail: av_vysochyna@meta.ua

Peculiarities of the local finance systems: evidence from European countries

Abstract: The key peculiarities of local finance system in European countries (specific features of local budget formation and directions of local budget expenditures) are analyzed in the article. On the base of this analysis the measures of local finance system transformation in Ukraine are developed.

Keywords: budget expenditures, budget revenues, local budget, local finance, local state financial independence.

Problem of the lack of financial independence of local governments in Ukraine at the present stage of the development of the national economy makes urgent the necessity of qualitative transformation of the local finances system, because it can help to gain positive results both at the local and the national levels. Thus it’s very important to analyze the peculiarities of local finance systems in different European countries and develop on its base a special measurement system that may help to solve the problem of local states’ financial independence in our country.

It’s necessary to highlight that the main characteristic, which defines the level of local government financial self-sufficiency is dependence on transfers from the central government budget to local budgets. Systems of local finance that are characterized by more than 50% level of own revenues to total revenues ratio can be considered decentralized.

Comparative analysis of the structure of total revenues of local budgets in such countries as Denmark, Italy, United Kingdom, Sweden, Slovenia, Slovakia, Czech Republic, Moldova, Lithuania, Latvia, France, Estonia, Finland, Spain, Hungary, Poland, and Romania enables us to conclude that most of the local budgets are formed mainly from its own revenues. Thus, for example, about 62% of local budget revenue in Denmark is its own revenues, in France — about 63%, in Finland — 72%, in Sweden — 80%.

Local budgets of the post-socialist countries are the most dependent on the central government. Such countries as Lithuania, Romania, Slovakia, Slovenia, have the share of transfers from central to local budget at the level about 20%, but there are initiated the transformation processes towards deepening of financial independence. However, local budgets in Albania are the most financially dependent on transfers from the central

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.