Научная статья на тему 'Оптимизация вопросов управления строительством с помощью аутсорсинга'

Оптимизация вопросов управления строительством с помощью аутсорсинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ЛОГИСТИКА / СТРОИТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / OUTSOURCING / LOGISTICS / BUILDING / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тускаева З. Р., Вахрушев О. А.

В статье рассматривается применение аутсорсинга в системе логистики строительной компании. По мнению авторов повышению имиджа и результативности строительных компаний должен способствовать новый организационный механизм аутсорсинга в системе логистики, функционирующий как динамичный единый комплекс с участниками рыночного взаимодействия и интегрирующей внутренние и внешние потоки в целях оптимизации корпоративных затрат, повышения качества строительных работ, сокращения сроков исполнения заказов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация вопросов управления строительством с помощью аутсорсинга»

Тускаева З.Р.1, Вахрушев О.А.2 ©

кандидат экономических наук, доцент; 2аспирант, кафедра"Строительное производство", Северо-кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет)

ОПТИМИЗАЦИЯ ВОПРОСОВ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ С ПОМОЩЬЮ АУТСОРСИНГА

Аннотация

В статье рассматривается применение аутсорсинга в системе логистики строительной компании.

По мнению авторов повышению имиджа и результативности строительных компаний должен способствовать новый организационный механизм аутсорсинга в системе логистики, функционирующий как динамичный единый комплекс с участниками рыночного взаимодействия и интегрирующей внутренние и внешние потоки в целях оптимизации корпоративных затрат, повышения качества строительных работ, сокращения сроков исполнения заказов.

Ключевые слова: аутсорсинг, логистика, строительство, экономика.

Keywords: outsourcing, logistics, building, economy.

Аутсорсинг (outsourcing: "outside" - внешний; "resoursing" - помогающий) - это

целенаправленное выделение отдельных бизнес процессов и делегирование их на исполнение сторонней организации.

Смысл аутсорсинга сводится к простой формуле: сосредоточить все ресурсы на том виде деятельности, который является основным для вашей компании, и передать остальные (поддерживающие, сопутствующие) функции надежному и профессиональному партнеру.

В логистике аутсорсинг имеет ту же задачу, что и в других сферах, а именно - снижение затрат компании. Аутсорсинг при грамотном построении и реализации аутсорсинговых схем может стать одним из важнейших инструментов оптимизации логистической цепочки.

Современный аутсорсинг охватывает все отрасли промышленного производства, в том числе и строительную индустрию.

Необходимо выделить практические направления аутсорсинга на разных этапах производственной деятельности:

• обоснование технического задания строительного проекта:

• закупки компонентов и сбыт готовой продукции - система логистики;

• производство;

• управление поставками;

• внедрение новых изделий;

• дистрибуция продукции, внешняя логистика;

• послепродажное обслуживание;

• обоснование размещение заказов на строительство, отделку, дизайн.

Современная экономика все больше привлекает внимания экономической теории и практики к проблемам повышения эффективности функционирования компаний, в том числе и строительных, созданию атмосферы взаимопонимания, цивилизованных отношений между участниками рыночного оборота.

Строительная индустрия является индикатором качества жизни общества и социальноэкономического развития. Помимо этого, строительный сектор национальной экономики способствует активизации работы реального сектора, так как стимулирует работу металлургических, машиностроительных заводов, агропромышленного сектора, транспорта страны, легкой промышленности.

Всё это требует принципиально новых подходов к решению организационно-экономических задач управления коммерческой деятельностью в результате использования системы аутсорсинга.

Сфера строительного бизнеса интегрирует в себе такие специфические признаки как:

1. Предприятия строительной индустрии при своей многочисленности территориально разбросаны. Работа многих из них носит временный и сезонный характер. При этом

©Тускаева З.Р., Вахрушев О.А., 2013 г.

функционирование строительных организаций отличает высокая мобильность и оперативная дислокация в соответствии с полученным портфелем заказов.

2. Строгая последовательность технологических процессов капитального строительства и отделочных работ предусматривает достаточно широкий диапазон услуг в рамках аутсорсинга, начиная от монолитных работ, СМР, столярки (окна), отделочных работ, дизайна и заканчивая электроснабжением, телефонизацией, радиофикацией, дизайном благоустройства, охранными системами.

3. В современных строительных процессах в условиях рынка резко возрастают совокупные затраты на организацию транзакций, то есть рыночное участие. По данным современных аналитиков наибольшая доля расходов приходится на управление и организацию системы товародвижения и в частности на транспортную логистику в пределах 20% от общего объема затрат.

4. На сроки и качество строительного процесса большое влияние оказывают климатические условия, что, безусловно, увеличивает проблемность выполнения прогнозных оценок о завершении работ и сроков сдачи-приемки готовых объектов. На итоги строительства также оказывают влияние природные факторы, в том числе: рельеф местности, строение грунта, наличие и территориальная удаленность источников сырья — песка, строительного кирпича и других важных компонентов.

5. На результаты строительной деятельности влияют: неравномерность распределения строительно-монтажных работ, недостаток оборотных средств, нестабильность платежеспособности заказчиков и несовершенство системы государственного регулирования.

Сложность и многообразие коммерческих связей между заказчиками, генподрядчиками, субподрядчиками, логистическими провайдерами, проектировщиками, инвесторами вызваны тем, что передовые технологии системы маркетинга и логистики в строительной индустрии развиваются крайне медленно, относительно других секторов экономики.

Управлениепотокопроцессамиогромногоассортиментастроительных материалов,

комплектующего оборудования, отсутствие высококвалифицированных кадров в сфере строительства приводит к многочисленным простоям, срывам сроков исполнения заказов, низкому качеству выполненных работ.

Необходимо ускорить темпы развития аутсорсинга в строительной индустрии. Это обусловлено технологической сложностью строительных работ, их многообразием, высокой себестоимостью строительного продукта и безусловно высокой конкуренцией на рынке современных строительных услуг.

Основная цель системы аутсорсинга в строительном бизнесе — это уменьшение времени исполнения полученного заказа в режиме повышения качества, соответственно снижение совокупных затрат.

По мнению доктора экономических наук В. В. Синяеваконцепция аутсорсинга является выражением корпоративной философии в виде целостной совокупности целей, задач, принципов организации, направленных на максимальное удовлетворение запросов потребителей и заказчиков в режиме высокого качества, своевременности исполнения и оптимизации затрат.

На рисунке 1 приведена концепция аутсорсинга строительной компании, которая отражает взаимозависимость между запросамипотребителей, заказчиков, строительной организации и поставщиками услугаутсорсинга. Наряду с целями, задачами, принципами организации аутсорсинга, главной компонентой представленной концепции является обратная связь, отражающая степень удовлетворенности конечного потребителя.

В сфере строительного бизнеса до недавнего прошлого большинство строительных компаний работали по принципу самодостаточности. Все процессы выполнялись самостоятельно, вплоть до вкручивания электролампачек. При этом каждая строительная компания имела собственное управление производственно-технологической комплектации. С приходом рыночных отношений выяснилось, что закупать у субподрядчиков и даже у своих конкурентов часто выгоднее, чем производить собственными силами. Главнойпричиной активизации аутсорсинга явилась острая конкуренция и сложность создания портфеля заказов.

Рынок услуг аутсорсинга представляет социально-экономический комплекс, работа которого осуществляется в соответствии с рыночными законами, национальной спецификой, территориальной масштабностью в целях усиления роли институтов потребителей и повышения качества жизни общества.

Рынок услуг аутсорсинга в сфере стройиндустрии проиллюстрирован на рисунке 2 с отражением многообразных коммуникационных связей с заказчиками, компаниями - аутсорсеров, инвесторами, клиентами.

Рынок услуг аутсорсинга в строительном бизнесе - это совокупность фирм, компаний, агентств, групп, производящих и реализующих многообразные услуги в области строительной индустрии в части управленческого консультирования, экономического консалтинга, бухгалтерского учета и аудита, инжиниринговых услуг, организации отделочных работ, выполнения дизайна и других направлений.

Рис.1. Концепция аутсорсинга строительной компании

Эта сложная система стыкует интересы поставщиков услуги аутсорсинга и их заказчиков. Её результативность зависит от умения наладить эффективные коммуникации, создать надежную рыночную инфраструктуру и разработать эффективные стратегии рыночного участия.

Строительство отличается достаточно сложными и многообразными процессами, включающими не только проектирование, подготовительные работы и производство строительной продукции, но и многочисленные операции, связанные с дизайном, отделочными работами, продажей готового жилья и строительных услуг.

С учетом этого в современных условиях строительным компаниям необходимо перестроить традиционные рельсы логистики с использованием системы аутсорсинга с учетом влияния рынка.

Известно, что ни одно строительство не может быть выполнено без механизма управления не только товарными потоками, но и информационными, финансовыми, которые являются производнымиматериальных. Поэтому аутсорсинг, построенный на экономической целесообразности отбора корпоративных потоков, является одним из ведущих направлений системы логистики компаний строительного бизнеса.

Организационный механизм аутсорсинга в строительстве - это целостная совокупность прав и полномочий исполнителей строительной компании, направленная на достижение корпоративной

генеральной цели рыночного участия с использованием корпоративных усилий сторонних организаций.

Организационный механизм интегрирует в своем составе такие компоненты как: материальные, корпоративные, финансовые и рыночные потоки, средства массовой информации (СМИ), сервисность обслуживания клиентов, культуру организации и социально-корпоративную ответственность.

Стратегия аутсорсинга направлена на упорядочение потоковых процессов, как внутренней логистики, так и внешней.

В строительстве внутренние потоки являются выражением процессов закупки материальных ресурсов, комплектующих изделий; складирования с включением учета, технологии хранения и выдачи; производственного процесса на базе новейших технологий строительства; монтажа, сборки и сдачи объекта «под ключ»; предпродажного сервиса.

Рис.2. Рынок строительных услуг аутсорсинга

Организационный механизм аутсорсинга является целостным комплексом, интегрирующим ресурсы, права и полномочия на выполнение определенных видов работ, услуг высокого качества в режиме экономической обоснованности и полного удовлетворения запросов клиентов.

Организационный механизм в системе логистики строительной компании - это целенаправленная система, интегрирующая материальные, информационные и денежные потоки в целях эффективного выполнения работ, услуг в режиме высокого качества и экономической целесообразности.

Не менее важными являются и потоки внешней логистики, сопряженные с продажей готовых строительных объектов. На первом плане обоснования логистических внешних потоков в системе аутсорсинга необходимо учитывать распределительные, обменные и потребительские потоки.

Распределительные потоки включают процесс управления каналами распределения с учетом их уровней, т.е. участия посредников при продвижении продукции в пространстве и времени.

Обменные потоки учитывают рыночные тенденции и закономерности в процессе оформления торговых сделок купли-продажи.

Потребительские потоки напрямую связаны с поведением заказчиков и конечных потребителей с учетом тщательного анализа их запросов и претензий.

Эффективное функционирование системы аутсорсинга возможно при продуманном построении организационного механизма.

Передача по контракту работ строительного процесса в системе аутсорсинга осуществляется на практике по следующим направлениям:

• маркетинговые исследования состояния рынка строительных услуг;

• создание системы управления информационными потоками в целях формирования банка корпоративных данных и программного обеспечения;

• предстроительные работы с включением разработки проекта и обоснованием сметы расходов;

• закупка материальных ресурсов, комплектующих изделий, оборудования, создание запаса и хранение;

• управление потоками производственно-технологической комплектации строительного объекта;

• продажа готовых узлов (окон, дверей, гаражей и т.п.), строительных объектов;

• послепродажный сервис.

Компании-смежники системы аутсорсинга могут приобретать строительные материалы, комплектующие, производственные компоненты у одного поставщика.

Используя систему аутсорсинга под именем своего брэнда с учетом концентрации материальных, информационных и денежных потоков на приоритетных направлениях, строительная компания добивается повышения качества исполнения в режиме оптимизации совокупных затрат. Это в свою очередь приносит дополнительные доходы, которые в значительной степени превышают затраты на создание организационного механизма аутсорсинга.

Развитие аутсорсинга позволяет строительным компаниям сбросить лишний груз задач, трудоемких в исполнении или требующих больших затрат.

После стратегического обоснования экономической целесообразности необходимо определить организационные этапы реализации системы аутсорсинга, что проиллюстрировано на рисунке 3.

Первый этап включает системный анализ передачи функций сторонней организации на исполнение. Представляет смысл создать комиссию, с приглашением независимых экспертов-специалистов по закупкам, проектным работам, собственного строительства, организации сбыта, дизайна, и т.п. При принятии решения важно определить, какая функция дороже у вас, чем в компании аутсорсера и что эта компания делает лучше вас.

В практике строительства отмечается, что чаще по контракту аутсорсинга передаются работы бухгалтерского учета, внутреннего аудита, по обоснованию сметы расходов, ландшафтному дизайну и другие.

На втором этапе определяются конкретные показатели количества и качества затраченного труда, в том числе длительность проектных разработок, уровень и качество эксплуатационного обслуживания на 1 ед. продукта, выгодные маршруты продвижения и потоки внутренней и внешней логистики, производительность труда, накладные расходы, фонд заработной платы. Ключевыми оценочными факторами являются уровень удовлетворенности заказчиков и сервис обслуживания пользователей строительным продуктом.

Третий этап важен с позиции мониторинга и выделения лучшей компании-поставщика услуги. Как правило, это компании- конкуренты, которые оцениваются по количественным и качественным характеристикам. Целесообразно в список на претендентов включать не менее 4-х компаний. После системной оценки отбирается единственная фирма - аутсорсер.

При выполнении четвертого этапа организации аутсорсинга очень важно определить источники информации о рыночной устойчивости, компании общественном мнении о ней, конкретных показателях деятельности. Здесь необходимы и годовые отчеты компании, и мониторинг средств массовой информации (СМИ), и участие в презентациях, деловых встречах. Существенным дополнением является информация, полученная от внешних источников, а именно от заказчиков, инвесторов представителей властных структур и деловых кругов общественности.

Пятый этап предполагает принятие управленческий решений в рамках стратегий аутсорсинга, их конкретную материализацию через программы по направлениям логистики с выделением конкретных сроков и исполнителей. Этому способствуют грамотно выполненныйSWOT-анализ, рекомендации отраслевых и муниципальных органов, строительных ассоциаций.

Строительные компании при организации системы логистики, её ключевых операций будут вынуждены гибко использовать основы контрактного аутсорсинга для повышения качества управления материальными потоками, сервисного обслуживания потребителей, укрепления рыночного потенциала.

Контрактный аутсорсинг является мероприятием пореструктуризации, которая заключается в выделении изорганизационной структуры материнского предприятия части его хозяйственной деятельности и передачи еёдля выполнениянезависимому хозяйствующему субъекту на основе контракта.

Материальные потоки в строительстве систематически меняются в пространстве и времени в рамках определенного заказа и находятся в прямой зависимости от намеченного срока завершения основных работ. Поэтому так важно обосновать целесообразность системы аутсорсинга в целях делегирования отдельных полномочий на исполнение логистическим посредникам.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИИ С ПОЗИЦИИ АУТСОРСИНГА

Системный анализ делегирования полномочий

Создание экспертной комиссии

Мониторинг заключения ________контракта________

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ И ПЕРЕМЕННЫХ ПРЕИМУЩЕСТВА АУТСОРСИНГА

Количественные показатели

Качественные показатели

Факторы экономии затрат

3. ОБОСНОВАНИЕ КОМПАНИИ-АУТСОРСЕРА

Создание списка претендентов

Ранжирование претендентов

Окончательный выбор ______претендента_____

4. СБОР ОЦЕНОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ О КОМПАНИИ-АУТСОРСЕРА

Коммерческая информация

Мониторинг СМИ

Рыночная устойчивость

5. ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ АУТСОРСИНГА

SWOT-анализ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегии аутсорсинга

Программы по направлениям (заключение контракта)

Рис. 3. Организационные этапы реализации аутсорсинга

В числе фирм, предприятий и организаций —участников сферы строительного бизнеса, особое место должно отводиться сервисному звену, являющемуся важным проводником товарной, финансовой и инвестиционной политики. Рационально организованная работа строительных фирм и компаний будет способствать оптимизации производственной и коммерческой деятельности в стране, расширению ее масштабов, повышению эффективности на основе комплексных рыночных исследований, изучения факторов риска по всей их совокупности, достоверного прогнозирования будущего с достаточно четкими ориентирами желаемого коммерческого успеха.

Подводя итог, можно сказать: повышению имиджа и результативности деятельности строительных компаний должен способствовать новый организационный механизм аутсорсинга в системе логистики, функционирующий как динамичный единый комплекс с участниками рыночного взаимодействия и интегрирующий внутренние и внешние потоки в целях оптимизации корпоративных затрат, повышения качества строительных работ, сокращения сроков исполнения заказов.

Литература

1. Асаул А. Маркетинговые аспекты деятельности строительной организации / Маркетинг, 2002.

2. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. - 20-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2012. - 484 с.

3. Дж. Брайан Хейвуд. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. - Издательский дом "Вильямс", 2004. -176 с.

4. Хадонов З. М. Организация, планирование и управление строительным производством. Часть I. Организация строительного производства. Учебное пособие. - Москва: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2009. - 368 с.

5. http: // www.outsourcing.com/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.