Научная статья на тему 'Оптимизация управления персоналом предприятий РКП на основе создания виртуальных организационных структур'

Оптимизация управления персоналом предприятий РКП на основе создания виртуальных организационных структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
646
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / МАТРИЧНАЯ СТРУКТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УДАЛЕННАЯ ЗАНЯТОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Анна Геннадьевна

В статье рассматривается функционирование виртуального предприятия и его роль в оптимизации управления персоналом, на примере Роскосмоса. В частности, делается акцент на управление виртуальными предприятиями Роскосмоса, выполняющее функции по определению требований к проектам, привлечению и распределению исполнителей. Характерным для таких предприятий является то, что партнерство заключается на определенный период и позволяет реализовать на практике удаленную занятость сотрудников. Автором предлагается введение виртуальных предприятий не только на предприятиях РКП, но и в других структурах. Статья предназначена для аспирантов, магистрантов, студентов и лиц, интересующихся вопросами управления персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитина Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of personnel management companies Rocket space industry through the creation of virtual organizational structures

The article deals with the functioning of the virtual enterprise and its role in optimizing the management of staff, on the example of Roscosmos. In particular, it focuses on the management of virtual enterprises Roscosmos, the function to determine project requirements, recruitment and distribution of performers. Characteristic of such enterprises is that the partnership is for a fixed period and allows you to put into practice a remote time employees. The author proposes the introduction of virtual enterprises not only in enterprises of the RCP, but also in other structures. This article is intended for graduate students, undergraduates, students and people interested in human resource management.

Текст научной работы на тему «Оптимизация управления персоналом предприятий РКП на основе создания виртуальных организационных структур»

12.3. ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ РКП НА ОСНОВЕ

СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

Никитина Анна Геннадьевна, к.ю.н. Должность: специалист юридического отдела. Место работы: Центральный научно-исследовательский институт машиностроения. E-mail: anna_raikunova@inbox.ru

Аннотация: В статье рассматривается функционирование виртуального предприятия и его роль в оптимизации управления персоналом, на примере Роскосмоса. В частности, делается акцент на управление виртуальными предприятиями Роскосмоса, выполняющее функции по определению требований к проектам, привлечению и распределению исполнителей. Характерным для таких предприятий является то, что партнерство заключается на определенный период и позволяет реализовать на практике удаленную занятость сотрудников. Автором предлагается введение виртуальных предприятий не только на предприятиях РКП, но и в других структурах. Статья предназначена для аспирантов, магистрантов, студентов и лиц, интересующихся вопросами управления персоналом.

Ключевые слова: управление персоналом, виртуальное предприятие, предприятия ракетно-космической промышленности, матричная структура, информационные технологии, удаленная занятость сотрудников предприятия.

OPTIMIZATION OF PERSONNEL MANAGEMENT COMPANIES ROCKET SPACE INDUSTRY THROUGH THE CREATION OF VIRTUAL ORGANIZATIONAL STRUCTURES

Nikitina Anna Gennadievna, PHD at Law. Position: Expert of the Legal Department. Place of employment: Central Scientific Research Institute of Mechanical Engineering. E-mail: anna_raikunova@inbox.ru

Annotation: The article deals with the functioning of the virtual enterprise and its role in optimizing the management of staff, on the example of Roscosmos . In particular, it focuses on the management of virtual enterprises Roscosmos, the function to determine project requirements, recruitment and distribution of performers. Characteristic of such enterprises is that the partnership is for a fixed period and allows you to put into practice a remote time employees. The author proposes the introduction of virtual enterprises not only in enterprises of the RCP , but also in other structures . This article is intended for graduate students , undergraduates, students and people interested in human resource management. Keywords: personnel management, virtual enterprise, enterprise space industry, the matrix structure, information technology, remote-time employees.

Сегодня перед предприятиями РКП стоит задача качественного выполнения возложенных задач с минимальными затратами. Для достижения этого необходимо использовать весь набор современных инструментов управления, организационных форм и информационных технологий.

Проводимые сегодня в Роскосмосе реформы направлены на скорейшее восстановление производственного и кадрового потенциала отрасли [1], через объединение производственных и кадровых ресурсов

в рамках крупных интегрированных структур. Эффект масштаба производства, сокращение расходов на управление и прочих общехозяйственных затрат будет способствовать снижению себестоимости продукции и росту её конкурентоспособности. В то же время крупные компании с жёсткой пирамидой управления теряют гибкость управления, а работники меньше вовлечены в управление, не видят конечный результат свой деятельности, что снижает их инновационную активность.

Важным инструментами повышения эффективности работ является развитие производственной кооперации, обмен опытом и технологиями, взаимопомощь в научно-исследовательской деятельности. Сегодня эти и другие вопросы могут быть решены без сложных организационных изменений на основе современных управленческих технологий. Одной из новых организационных форм являются виртуальные предприятия (сетевые предприятия, расширенные предприятия, хо-лоны), которые в условиях глобализации экономики и развития информационных технологий пользуются всё большей популярностью. В данном случае, речь идет о сети партнёров (участников, стейкхолдеров), совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту определённой продукции.

Современным структурам Роскосмоса для выполнения работ по госзаказу, разработке и внедрению нового коммерческого товара в рамках диверсификации требуется привлечение значительных ресурсов (производственная база, квалифицированные кадры). Возможности по сосредоточению на одной территории часто бывают ограничены.

Виртуальная организация в планировании своей деятельности не ограничена рамками оргструктуры. Она постоянно ищет новых партнеров и ресурсы, позволяющие организовать эффективною совместную деятельность, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. То есть выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке.

Как правило, партнёрство заключается на определённый срок или до достижения определённого результата (например, выполнения заказа). Другими словами, партнёрство является временным, а состав партнёров может меняться на определённых этапах жизненного цикла изделия или при изменении рыночной конъюнктуры.

Естественно, что географически отдалённые предприятия-партнеры для эффективного функционирования всей сети должны базироваться на согласованном хозяйственном процессе, основанном на широком применении новых информационных и коммуникационных технологий. Для этого нужно обладать следующими способностями:

уметь идентифицировать и привлекать ключевые компетенции, необходимые для реализации проекта (аспекты менеджмента знаний);

на основе привлечённых компетенций организовать процесс создания и сбыта продукции (аспекты функционирования сети).

Основные функции Роскосмоса в лице его головных предприятий по управлению виртуальным предприятиями как сетью партнёров будут заключатся в следующем:

определение требований (задач) проекта;

поиск и оценка возможных партнеров (исполнителей);

выделение исполнителей, которые оптимально соответствуют задачам;

привлечение и распределение исполнителей;

постоянное отслеживание и перераспределение (если это необходимо) партнеров и ресурсов по задачам.

Наличие общего руководства РКП позволяет в короткие сроки сформировать информационные базы данных по всем предприятиям отрасли, содержащие сведения об имеющихся технологиях, оборудовании, специалистах, общих компетенциях и иных данных о потенциальных участниках проектов [2].

Покажем принцип функционирования виртуального предприятия [3] на примере. Пусть необходимо реализовать проект с заданными сроком реализации, затратами и качеством продукции (ТТХ). В ходе планирования проект проходит декомпозиции по видам работ (НИОКр, производство элементов будущего изделия). Каждая работа требует соответствующего кадрового и технического обеспечения. Поэтому ответственный исполнитель распределяет задания по непосредственным исполнителям с учётом их объективных возможностей на основании договоров подряда с предприятиями РКП. В то же время существует целый ряд вопросов, которые требуют более оперативного решения:

консультации научных и производственных специалистов, выработка коллективного решения;

организация производства на оборудовании с привлечением внешних специалистов;

оперативная передача производственного задания стороннему производителю в силу производственной необходимости;

оптимизация производственной логистики (производство следует организовывать там, где это проще и дешевле);

вовлечение в проект сторонних организаций коммерческой сферы (для реализации проектов диверсификации);

проведение научных исследования с использованием внешней исследовательской базы.

Организационно виртуальная организация представляет собой матричную структуру, созданную участниками и обладающую свободой принятия решения в рамках утверждённого Устава проекта (Project Charter) и Паспорта проекта. В отличие от классических матриц, создаваемых внутри предприятия в данном случае матричная структура формируется из ресурсов нескольких предприятий и территориально распределена.

Технически проблема оптимальной организации производственного процесса может быть решена на основе расширенного понимания методологии производственного планирования MRP-II, в которой присутствует модуль планирование потребности в мощностях CRP (Capacity Requirements Planning). Эта технология реализована в системе ERP-класса SAP, которая в настоящее время внедряется на многих предприятиях РКП.

В данном случае модуль CRP должен включать информацию от производственных мощностях не только головного исполнителя, но и всех предприятий РКП, что позволит в автоматическом или полуавтоматическом режиме осуществлять распределение производственных заданий между участниками проекта. По своей экономической сути такой процесс сходен с передачей отдельных функций на аутсорсинг, однако в

силу юридического статуса виртуального предприятия этот процесс проходит более оперативно. При этом одним из критериев эффективности производственного планирования становится минимизация совокупных издержек на выполнение работ, что позволяет обеспечить общее снижение расходов на реализацию госзаказов.

Наряду с производственной кооперацией современные технологии позволяют создавать сети делового сотрудничества, объединяющие основную деятельность данной организации и партнёров, работа которых координируется и объединяется с помощью современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. Эта технология позволяет на новом уровне подойти к организации работы творческих коллективов.

Соединение сети организаций с её узлами и связями информационно-техническими средствами породило наиболее передовую форму современного предпри-ятия-виртуальную организацию. Такая форма организации позволяет получить синергетический эффект от комбинирования ресурсов, знаний и усилий партнеров. Одной из таких технологий является создание виртуальных организаций.

Виртуальная организация создаётся путём подбора людских, финансовых, материальных, интеллектуальных, организационно-технологических и прочих ресурсов с различных предприятий и их объединением с использованием компьютерных сетей. Это позволяет формировать гибкую и динамичную организационную систему, наиболее приспособленную к скорейшему решению поставленных задач. Участники виртуальной организации разделяют между собой ресурсы и навыки для достижения поставленных задач, выполнения проекта, производства товаров и услуг. Информационные технологии рассматриваются как неотъемлемая часть системы управления, играя ключевую роль в процессах функционирования виртуальных организаций, а также делают принципиально не обязательным физическое наличие сотрудников в офисах. Таким образом, формируемые виртуальные коллективы представляют собой новый способ организации глобальной рабочей силы для использования возможностей информационных технологий, мобилизующей скрытые людские ресурсы с помощью коммуникационных технологий и преодолевающие препятствия, создаваемые географическим расстоянием и временем. Виртуальные коллективы группируют людей по мере возникновения необходимости в создании определённой стоимости для удовлетворения специфических потребностей.

По своему правовому статусу виртуальные творческие коллективы эквивалентны традиционным временным творческим коллективам или проектным командам, однако в силу своих особенностей они обладают большей гибкостью в организации своей работы. Кроме того виртуальные структуры позволяют значительно сократить расходы на содержание особенно при осуществлении работ научно-исследовательского характера для которых требуются квалифицированные специалисты и специализированное оборудование. Их поиск и привлечение к работам связан с ком-плексом-организационно-финансовых трудностей. В первую очередь это отсутствие необходимых кадров непосредственно на предприятии генеральном подрядчике. Привлечение специалистов других городов и регионов формирует большие накладные расходы:

оплата командировочных;

транспортные расходы; компенсация за найм жилых помещений; организация проживания и питания; подготовка и содержание рабочих мест; непосредственная оплата труда. Кроме того работники тратят значительное время на дорогу, а долгое пребывание специалистов из регионов по месту временной работы вообще невозможно в силу целого ряда обстоятельств личного характера. В качестве примера можно привести деятельность целого ряда организаций расположенных в г. Королёв, куда даже поездки из Москвы сопряжены с транспортными проблемами.

Так же особенности научного труда не всегда позволяют организовать непрерывный во времени процесс, который на практике распадается на решение отдельных вопросов.

Современные информационные технологии позволяют организовать работу научных коллективов без обязательного присутствия работников на рабочих местах. Удалённая занятость сотрудников может успешно комбинироваться с традиционными формами работы. Удалённые сервисы обеспечивают необходимый уровень коммуникаций и сохранение высокой степени информационной безопасности, необходимый для решения большинства научно-исследовательских задач. Внедрение технологии виртуальных организаций на предприятиях РКП позволит решить следующие задачи:

сократить накладные расходы, связанные с привлечением специалиста к работам;

полностью снять пространственно-временные ограничения на поиск и привлечение специалистов. Основным критерием отбора является соответствие квалификации работника предъявляемым требованиям;

сформировать базы данных по специалистам и обеспечить неформальные научные связи между участниками виртуальных проектов;

возможность альтернативного использования рабочих мест и офисных площадей при переходе работника на дистанционную занятость;

возможность создания неограниченного числа творческих коллективов как в рамках выполнения задач так и по инициативе сотрудников для проведения исследований в личных интересах (аналог японских кружков качества);

возможность организации конкурса исполнителей научно-исследовательских работ между виртуальными командами;

организация доступа к производственным мощностям любых предприятий РКП, научно-исследовательским лабораториям, испытательным стендам и т.д. Совместное использование уникального оборудования в рамках множества независимых проектов повысит эффективность его использования и сократит издержки.

Выгоды для прочих участников виртуальных структур:

возможность инициирования собственных проектов с использованием совокупных научно-производственных возможностей предприятий РКП;

возможность оперативного исполнения коммерческих заказов с использованием производственной и научной базы РКП, реализация совместных проектов по смежным направлениям;

отсутствие временных и финансовых затрат на транспорт;

возможность организации работы в любом месте, где есть доступ к интернету (офис, дом, дача и т.д.);

возможность эффективно совмещать основную деятельность с виртуальной работой по совместительству, дополнительный источник заработка для квалифицированных работников от участия в виртуальных по выполнению внешних коммерческих заказчиков;

гибкий временной график работ, круглосуточный доступ к рабочим материалам.

Головные институты Роскосмоса (например, ЦНИИ-маш) обладают наибольшим объёмом информации о существующих в РКП ресурсах. При надлежащей формализации этих данных, возможно, не только, оптимизировать разрабатываемые проекты, но и взять на себя функции координатора производственных и научно-исследовательских бизнес-процессов всех предприятий РКП (функции 3PL провайдеров). Для этого, необходимы:

классификаторы компетенций отдельных сотрудников и структурных подразделений;

базы данных о выполненных производственных и научно исследовательских работах;

базы данных по объектам интеллектуальной собственности;

базы данных существующих технологий; перечни имеющегося оборудования и его возможностей;

иная информация, подтверждающая опыт работы и способность её выполнения.

На основе этих данных, возможно построение алгоритмов оценки способности выполнения определённой категории работ, ранжирование потенциальных исполнителей по приоритетности с последующим включением этих данных в систему производственного планирования.

Наряду с очевидными преимуществами виртуальных структур на предприятиях существует целый ряд проблем организационно-методического характера требующих решения. К ним относится:

отсутствие утверждённых трудовых нормативов и методики планирования работ при дистанционной занятости;

отсутствие опыта виртуальной работы, предвзятое отношение к информационным технологиям старшего поколения;

информационная безопасность передаваемых данных;

отсутствие условий оплаты больничных листов, время ухода в отпуск, что затрудняет ведение кадровой документации дистанционных работников;

отсутствие социального окружения при выполнении работы в виртуальной организации;

размывание понятия социального статуса работника и его карьерного роста.

Все эти трудности являются общими для любой сферы применения виртуальных организаций, и мировой опыт показывает возможность их преодоления.

Сотрудники виртуальной организации должны отвечать следующим требованиям [4]:

умение ясно формулировать задачи, выражать информацию;

владение навыками письменной, электронной коммуникации;

умение структурировать собственное время; умение находить нестандартные решения тех или иных задач;

большая персональная ответственность за результаты работы, в связи с чем, сотрудники должны хоро-

шо знать соответствующие инструкции, основы законодательства, этические нормы компании;

сотрудникам необходимо представлять как организацию, частью которой они являются, так и группу, в которую они включены;

способность успешно сотрудничать в виртуальной среде, что не только обусловливается психологическими особенностями индивидов, но и тесно связано корпоративной культурой и применяемыми технологиями управления.

Критериями отбора персонала в виртуальные структуры становятся: высокая самомотивация и самодисциплина, высокие навыки и способности к выполнению работы, гибкость и творческие способности, высокая степень владения IT-технологиями.

Основными принципами осуществления вознаграждения труда в виртуальных компаниях являются:

открытая система вознаграждения за конечный результат и успешное прохождение промежуточных этапов работы;

сотрудников следует классифицировать на два типа: основные и ситуационные. Основные сотрудники, работа которых основана на знаниях, должны оцениваться по итоговым результатам. Ситуационные сотрудники должны оцениваться с помощью поведенческих моделей текущего и дискретного контроля (количество выполненных заданий руководителя).

Основной задачей виртуальных структур является успешное решение задач РКП оформленных в виде локальных проектов. Принципы планирования работ и контроль за ними должны соответствовать сложившимся стандартам проектного управления.

Общий порядок управления виртуальным проектом состоит в следующем:

выделение пилотного проекта будущей виртуальной организации, формирование целей и задач;

планирование процесса управления проектом. Распределение ролей (основные, ситуационные), ответственности и обязанностей;

порядок выполнения проекта формируется в виде календарного плана работ (диаграмма Гантта) и утверждается в качестве базового плана проекта;

оценка достижения целей на каждом этапе проекта определяется на основе концепции программно-целевого планирования по соответствию результатам запланированным и формализованным целям;

по результатам достижения каждого этапа принимается решение об рациональности продолжения финансирования, отмены проекта или его доработки.

Эти технологии уже стали стандартом деятельности во многих крупных наукоёмких организация, в том числе в сфере аэрокосмической промышленности. Успешный опыт их использования говорит о возможности и необходимости работ в этом направлении для Рос-космоса.

Список литературы:

1. В Роскосмосе начал работу сбор руководителей кадровых органов ракетно-космической отрасли. http://www.federalspace.ru/8105/

2. Разинькова О.П.. Управление персоналом предприятия в условиях нестабильного производства / О.П. Разинькова: монография. Тверь: ТГТУ,2006. 144 с., 2006

3. Давидоу У., Мэлоун М. Виртуальная Корпорация: Структурирование и функционирование Корпорации в 21 веке. - Нью-Йорк: Харпер Коллинз. - 1992

4. Санкова Л. HR-менеджмент в виртуальных организациях // «Управление персоналом», 2007 г. №5: http://www.top-personal.ru/issue.html?1043

Literature list:

1. Roscosmos started gathering of heads of personnel of the space industry. http://www.federalspace.ru/8105/

2. Razinkova O.P. Personnel management company in an uncertain production / OP Razinkova: monograph. Tver: TGTU 2006. 144., 2006

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Davidow W., Malone M. The Virtual Corporation: Structuring and Revitalizing the Corporation for the 21st Century. - New York: Harper Collins. - 1992

4. Sankova L. HR-management in virtual organizations / / "Personnel Management", 2007 № 5: http://www.top-personal.ru/issue.html?1043

Рецензия

на статью Никитиной Анны Геннадьевны «Оптимизация управления персоналом предприятий РКП на основе создания виртуальных организационных структур»

Статья Никитиной Анны Геннадьевны посвящена актуальной тематике - совершенствованию управления персоналом на основе создания виртуальных организационных структур. Актуальность затронутого вопроса обуславливается тем, что позволяет посредством создания виртуальных предприятий, обеспечить производственный процесс необходимыми кадрами. Принимая во внимание процесс развития современных технологий, существует необходимость рассмотрения вопросов, связанных с совершенствованием системы управления персоналом вообще, определением и установлением необходимых требований к персоналу.

В статье изучается опыт Роскосмоса по внедрению, распространению на предприятиях Роскосмоса и применению новых подходов, на основе виртуальных предприятий, по совершенствованию системы оптимизации управления персоналом. Особое внимание уделяется решению проблем при внедрении виртуальных организаций таких, как: сокращение накладных расходов, снятие пространственно-временного ограничения на поиск и привлечение специалистов, формирование базы данных по специалистам-участникам виртуальных проектов и другие.

Все отмеченное выше позволяет утверждать, что статья Никитиной А.Г. «Оптимизация управления персоналом предприятий РКП на основе создания виртуальных организационных структур» представляет несомненную практическую и теоретическую ценность, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям в журналах, включенных в перечень ВАК.

Доцент исследователь кафедры «Конституционного и муниципального права» Юридического факультета РУДН к.ю.н. Е.П. Забелина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.