Научная статья на тему 'Оптимизация судебной системы России путем слияния Верховного и Высшего арбитражного судов'

Оптимизация судебной системы России путем слияния Верховного и Высшего арбитражного судов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1702
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХОВНЫЙ СУД / ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД / ОБЪЕДИНЕНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цатурян Тамара Владимировна

В статье рассматривается проблема объединения высших судебных инстанций в контексте законодательной инициативы Президента РФ. Объединение высших судебных инстанций рассматривается, как политико-правовой акт обеспечения единства подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, что в свою очередь должно исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, и определить общие правила организации судопроизводства. В статье прогнозируются возможные коллизии и сложности, обусловленные процессом внесения конституционных поправок, а также обеспечением равных условий объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE JUDICIARY BY RUSSIAN MERGER SUPREME AND SUPREME ARBITRATION COURTS

The article deals with the problem of higher courts in the context of the legislative initiative of the President of the Russian Federation. Association of higher court instances is seen as a political instrument ensuring the uniformity of approach in the administration of Justice both for citizens and legal persons which, in turn, should eliminate the possibility of refusal of judicial protection in the event of a dispute as to jurisdiction of the case and identify the General rules of the organization. The article predicted possible conflicts and difficulties arising from the process of constitutional amendments, as well as ensuring a level playing field.

Текст научной работы на тему «Оптимизация судебной системы России путем слияния Верховного и Высшего арбитражного судов»

ОПТИМИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Цатурян Т.В.

1.2. ОПТИМИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ПУТЕМ СЛИЯНИЯ ВЕРХОВНОГО И ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДОВ

Цатурян Тамара Владимировна, канд. юрид. наук. Должность: доцент кафедры теории и истории государства и права.

Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет (филиал в г. Пятигорске).

E-mail: sira22@mail.ru.

Аннотация: В статье рассматривается проблема объединения высших судебных инстанций в контексте законодательной инициативы Президента РФ. Объединение высших судебных инстанций рассматривается, как политико-правовой акт обеспечения единства подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, что в свою очередь должно исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, и определить общие правила организации судопроизводства. В статье прогнозируются возможные коллизии и сложности, обусловленные процессом внесения конституционных поправок, а также обеспечением равных условий объединения.

Ключевые слова: Верховный суд, Высший арбитражный суд, объединение, оптимизация.

OPTIMIZATION OF THE JUDICIARY BY RUSSIAN MERGER SUPREME AND SUPREME ARBITRATION COURTS

Tsaturyan Tamara Vladimirovna, PhD at law. Position: associate professor, of the Chair of Theory and history of State and Law.

Place of employment: Federal State Autonomous North-Caucasian Federal University (Branch in Pyatigorsk).

E-mail: sira22@mail.ru.

Annotation: The article deals with the problem of higher courts in the context of the legislative initiative of the President of the Russian Federation. Association of higher court instances is seen as a political instrument ensuring the uniformity of approach in the administration of Justice both for citizens and legal persons which, in turn, should eliminate the possibility of refusal of judicial protection in the event of a dispute as to jurisdiction of the case and identify the General rules of the organization. The article predicted possible conflicts and difficulties arising from the process of constitutional amendments, as well as ensuring a level playing field.

Keywords: Supreme Court, Supreme Court of Arbitration Association, optimization.

Осенью 2013 года в Госдуму Президентом РФ Владимиром Путиным был внесен пакет законопроектов, являющихся системообразующими для реализации на практике идеи слияния Верховного суда (ВС) РФ и Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ. Ранее Президент в своих выступлениях неоднократно отмечал, что «объединение судов позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также с органами государственной власти и местного самоуправления»1 *. Основные

1 Путин предложил объединить Верховный суд и Высший арбитражный суд [Электронный ресурс]. URL:http://rapsinews.ru/

новации: обеспечение деятельности обновляемого ВС РФ (де-факто - судебной системы страны в целом) станет прерогативой Судебного департамента при ВС РФ; для попадания в состав нового высшего суда не придется сдавать квалификационный экзамен не только нынешним судьям, но и видным правоведам; в обновленный суд чисто технически возьмут лишь половину действующего судейского состава ВАС РФ.

Согласно предлагаемой новой редакции ст.126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики2. Поскольку в соответствии с этим новым статусом ВС РФ будет осуществлять судебный надзор за деятельностью не только судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов, он более не будет относиться к судам общей юрисдикции. В связи с этим для регламентации полномочий, порядка формирования и деятельности этого суда необходимо принятие отдельного федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации». Законопроектом регулируются вопросы обеспечения деятельности Верховного Суда РФ, включая финансовое и материальнотехническое обеспечение. Также предусматривается образование Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ в связи с тем, что к полномочиям суда будет дополнительно отнесено рассмотрение судебных дел по разрешению экономических споров, подсудных ВАС РФ. В законопроекте впервые определена общая численность судей Верховного Суда РФ, которая составляет 170 судей. Местом нахождения ВС РФ определен Санкт-Петербург, однако для обеспечения постоянной его связи с иными органами власти предусматривается создание представительства суда в Москве. Причем дата начала осуществления ВС РФ своих полномочий в Санкт-Петербурге должна быть установлена Президентом РФ по согласованию с самим судом, а до наступления указанной даты он будет осуществлять свои полномочия в Москве. В случае принятия указанный федеральный конституционный закон вступит в силу через шесть месяцев после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», а положения, определяющие состав суда - со дня вступления в силу названного закона.

Второй внесенный президентом законопроект определяет порядок отбора кандидатов в первоначальный состав ВС РФ3. Он устанавливает порядок и

judicial_news /20130621/267866119.html (Дата обращения 27.12.2013).

2 Законопроект № 409189-6О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» и признании утратившим силу Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии»// Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс] URL:http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAge nt&RN=409189-6&02(Дата обращения 14.01.2014).

3Законопроект № 390479-6О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации,

17

1 '2014

Пробелы в российском законодательстве

сроки формирования Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ и порядок этого отбора, а также порядок и сроки избрания членов Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи ВС РФ. Также в документе закреплены требования к кандидатам на должности судей Верховного Суда РФ, предусмотрены перечни документов, необходимых для сдачи квалификационного экзамена и участия в конкурсе, определена процедура проведения квалификационного экзамена. Предполагается, что в случае принятия данного федерального закона он вступит в силу одновременно с Законом РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Третий внесенный законопроект предусматривает поправки в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»* 4. Так, в ст. 19 закона предлагается закрепить положение о том, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривает гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, ВС РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Также законопроектом предусматривается, что полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ будут устанавливаться отдельным федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации (проект которого описан выше).

В связи с тем, что ВС РФ будет осуществлять судебный надзор за деятельностью как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов и не будет относиться к системе судов общей юрисдикции, необходимо внести соответствующие изменения в ст. 4 Федерального конституционного закона«О судебной системе Российской Федерации», устанавливающую перечень видов федеральных судов.

Следует отметить, что из множества различий в процессуальных моментах деятельности высших судов важно выделить следующее: Высший Арбитражный Суд РФ, включает в свои постановления специальную оговорку о том, что судебный акт имеет практикообразующее значение (так называемый «прецедент»). В этой оговорке Суд указывает, что на основе правовых позиций, изложенных в этом судебном акте, могут быть пересмотрены (или не могут быть пересмотрены) ранее принятые судебные акты по делам со сходными фактическими обстоятельствами и (или) судебные акты, принятые на основании норм права, толкование которых расходится с толкованием, содержащимся в

образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]

URL:http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenAgent& RN=390479-6&02 (Дата обраще-ния 14.01.2014).

4Законопроект № 390478-6 О внесении изменений в Федераль-

ный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятель-ности. [Электронный ресурс] URL:http:// asozd2. duma.gov.ru/main.nsf /(SpravkaNew)?OpenAgent&RN =390478-6&02 (Дата обращения 15.01.2014).

Постановлении Пленума либо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Верховный Суд РФ в настоящее время подобных оговорок в своих актах не делает, несмотря на то что его судебные акты также имеют сходное правовое значение для судов общей юрисдикции. В случае упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ возникнет неясность в связи с применением правовых позиций, которые были сформированы им в судебных актах по конкретным спорам. Особые сложности возникнут с теми правовыми позициями, которые будут противоречить выводам Верховного Суда РФ по аналогичным вопросам. Можно предположить, что позиция Верховного Суда РФ будет иметь приоритет, однако этот вывод неочевиден, поскольку в экономических спорах, рассматриваемых арбитражными судами, зачастую имеется своя специфика, обусловливающая разницу в подходах к разрешению споров. До изменения процессуального законодательства такое противоречие может быть временно решено выработкой единого подхода в разъяснениях Верховного Суда РФ.

Рассматривая данную судебную реформу, необходимо обратить внимание и на опыт других стран. Следует отметить, что наличие двух высших судов досталось современной России еще от советской судебной системы. К примеру, в бывших республиках СССР (Украина, Белоруссия и Узбекистан) судебная система также разделена на Верховный и Высший хозяйственный суды. В большинстве развитых стран существует четкая специализация судебных органов по отраслям права. Например, в Германии Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Высшая судебная инстанция - Федеральный суд юстиции в Карлсруэ, суды апелляционной инстанции -верховные земские суды, суды первой инстанции -земские суды, низшее звено судебной системы - суды управлений, специальные суды - Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законно-сти5.

Своеобразно устроена судебная система США. Федеральные суды рассматривают все дела, возникающие из отношений, урегулированных Сводом законов Соединенных Штатов, а также все дела, подпадающие под юрисдикцию федеральных агентств (например, дела о преступлениях, совершенных на территории сразу нескольких штатов, поскольку эти дела находятся в юрисдикции ФБР). Система федеральных судов состоит из нескольких иерархических уровней. Высшим звеном в системе является Верховный суд США. При федеральных окружных судах создаются федеральные магистраты, выполняющие вспомогательные функции или самостоятельно ведущие дела по незначительным преступлениям, наказание по которым не может превышать года лишения свободы или 1 тыс. долл. штрафа. Кроме того, с 1978 года при каждом окружном суде создаются дополнительные органы, занимающиеся рассмотрением дел о банкротствах. Всеми другими делами занимаются существующие па-

5 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.- Учебно-практическое пособие / 14-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009. - 560 с.

18

ОПТИМИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Цатурян Т.В.

раллельно суды штатов, создаваемые в соответствии с законодательством каждого штата6. Например, в штате Нью-Йорк действует Высший суд Нью-Йорка, который по сути является судом первой инстанции. Его название указывает на то, что он является судом более высокого ранга по отношению к административным и местным судам. Судом самого высокого уровня в этом штате является Апелляционный суд Нью-Йорка. Решения судов штатов, как правило, не пересматриваются федеральными судами. Лишь Верховный суд США вправе определять, не была ли нарушена конституция при вынесении решения.

Во Франции помимо общей трехступенчатой судебной системы существуют специализированные суды: советы прюдомов (трудовые споры), различные суды в уголовной области (например, по делам несовершеннолетних), морские торговые, военные, административные. Все специализированные суды интегрированы в общую систему через механизмы обжалования решений в апелляционном суде7.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что объединение Верховного и Высшего арбитражного судов России приведет к формированию единообразной судебной практики и обеспечит еще большую независимость судебной системы, позволит сделать судебную систему в России более справедливой, эффективной и прозрачной, а судопроизводство более доступным для граждан. Однако следует особо подчеркнуть, что такой подход будет способствовать оптимизации судебной системы только в том случае, если будет взято все лучшее, что накоплено в судебной системе, особенно в арбитражных судах. Это связано с тем, что разница в уровне развития между судами общей юрисдикции и арбитражной системой очевидна, поскольку арбитражные суды «шагнули далеко вперед» в процессе реформирования судебной системы. В качестве примера можно привести электронные ресурсы ВАС РФ, цифровые базы данных, возможность обратиться в суд при помощи электронной почты, использовать мультимедийные технологии.

Если при объединении возобладают суды общей юрисдикции, это может привести к откату назад всей судебной системы в целом, модернизации, технологии. Но если этого не случится, ВАС РФ подтянет суды общей юрисдикции и будет выровнен профессиональный уровень судей. Многое зависит от того, насколько сильная фигура возглавит объединенный суд.

В заключении хочется отметить, что в рамках планируемой судебной реформы, после объединения Верховного суда и Высшего арбитражного суда, суд по интеллектуальным правам выйдет из системы арбитражных судов и будет функционировать самостоятельно, станет заниматься всеми интеллектуальными правами, и не только промышленными правами и средствами индивидуализации. Суд по интеллектуальным правам будет в качестве кассационной инстанции выполнять функцию по защите авторских прав по отношению к физическим и юридическим лицам.

Список литературы:

1. Законопроект № 409189-6О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в

6 Конституционное право зарубежных стран: Хрестоматия. Сост. Ганин О.В, Захаров В.В. - Тамбов: ТГТУ, 2006. — 192 с.

7 Конституционное право государств Европы. Отв. ред. Ковачев Д.А. - Учебник - М.: ВолтерсКлувер,2005. — 320 с.

связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» и признании утратившим силу Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии»// Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]

URL:http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29 ?OpenAgent&RN=409189-6&02(Дата обращения

14.01.2014) .

2. Законопроект № 390479-6О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс] URL:http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?O penAgent&RN=390479-6&02 (Дата обращения

14.01.2014) .

3. Законопроект № 390478-6 О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. [Электронный ресурс] URL: http:// asozd2. duma.gov.ru/main.nsf / (SpravkaNew)? OpenAgent&RN =390478-6&02(Дата обращения 15.01.2014).

4. Конституционное право зарубежных стран: Хрестоматия. Сост. Ганин О.В, Захаров В.В. - Тамбов: ТГТУ, 2006. — 192 с.

5. Конституционное право государств Европы. Отв. ред. Ковачев Д.А. - Учебник - М.: ВолтерсКлувер,2005. — 320 с.

6. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.- Учебно-практическое пособие / 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ,

2009. - 560 с.

7. Путин предложил объединить Верховный суд и Высший арбитражный суд. [Электронный ре-сурс].URL:http://rapsinews.ru/ judicial_news /20130621/ 267866119.html (Дата обращения 27.12.2013).

8. Хачиров А.Д. К вопросу о назначении уголовнопроцессуального законодательства // Бизнес в законе. 2009. №1. С. 232.

Literature list:

1. Bill No. 409189-60 amends several federal constitu-

tional laws in connection with passing of the law of the Russian Federation on the amendment of the Constitution of the Russian Federation "about the Supreme Court of the Russian Federation and the Office of the public prosecutor of the Russian Federation" and the annulment of the Federal Constitutional law on the Disciplinary Court pres-ence»//automated system for legislative action [electronic resource] URL: http://asozd2. du-

ma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29? OpenAgent&RN=409189-6&02 (access Date 14.01.2014).

2. Bill 390479-60 order of selection of candidates for the initial composition of the Supreme Court of the Russian Federation, formed in accordance with the law of the Russian Federation on the amendment of the Constitution of the Russian Federation "about the Supreme Court of the Russian Federation and the Office of the public prosecutor of the Russian Federation"//automated system for legislative action [electronic resource] URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/

19

1 '2014

Пробелы в российском законодательстве

(SpravkaNew)?OpenAgent & RN = 390479 & 6-02 (date of 14.01.2014).

3. Bill No. 390478-6 amending the Federal Constitutional

law "on the judicial system of the Russian Federa-tion"//automated system of legislative activity. [Electronic resource] URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/

(SpravkaNew)? OpenAgent & RN = 390478 & 6-02 (date of 15.01.2014).

4. Constitutional law of foreign countries: a reader. Compl. Ganin o., Zakharov v.v.-Tambov: TSTU, 2006. -192 s.

5. The constitutional right of States in Europe. Responsible: Ed. Kovachev D.a. -Tutorial-М: VoltersKluver, 2005. -320 c.

6. Mishin A.A. Constitutional (State) law of foreign coun-tries-educational-practical guide/14-ed., revised. and extras. -М: Osticrnform, 2009. -560 s.

7. Putin suggested merging the Supreme Court and the High Court of arbitration [electronic resource].URL: http://rapsinews.ru/judicial_news/ 20130621/267866119.html (date of 27.12.2013).

8. Hachirov A.D. To a question on the appointment of the criminal procedural law // Business-in-law. 2009. №1. P. 232.

Рецензия

на статью Т.В. Цатурян «Оптимизация судебной системы России путем слияния Верховного и Высшего арбитражного судов»

В рецензируемой статье рассматривается проблема объединения высших судебных инстанций в контексте законодательной инициативы Президента РФ. Объединение высших судебных инстанций рассматривается, как политико-правовой акт обеспечения единства подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, что в свою очередь должно исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, и определить общие правила организации судопроизводства. В статье прогнозируются возможные коллизии и сложности, обусловленные процессом внесения конституционных поправок, а также обеспечением равных условий объединения.

Справедливо отмечается, что объединение Верховного и Высшего арбитражного судов России приведет к формированию единообразной судебной практики и обеспечит еще большую независимость судебной системы, позволит сделать судебную систему в России более справедливой, эффективной и прозрачной, а судопроизводство более доступным для граждан. Однако следует особо подчеркнуть, что такой подход будет способствовать оптимизации судебной системы только в том случае, если будет взято все лучшее, что накоплено в судебной системе, особенно в арбитражных судах. Это связано с тем, что разница в уровне развития между судами общей юрисдикции и арбитражной системой очевидна, поскольку арбитражные суды «шагнули далеко вперед» в процессе реформирования судебной системы.

В завершении автор указывает, что в рамках планируемой судебной реформы, после объединения Верховного суда и Высшего арбитражного суда, суд по интеллектуальным правам выйдет из системы арбитражных судов и будет функционировать самостоятельно, станет заниматься всеми интеллектуальными правами, и не только промышленными правами и средствами индивидуализации. Суд по интеллектуальным правам будет в качестве кассационной ин-

станции выполнять функцию по защите авторских прав по отношению к физическим и юридическим лицам.

Представленная Т.В. Цатурян статья «Оптимизация судебной системы России путем слияния верховного и высшего арбитражного судов» обладает элементами новизны, вызывает определенный научный интерес и может быть рекомендована к публикации в открытой печати.

д.ю.н., профессор кафедры государственноправовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Московского гуманитарно- экономического института

Мазуренко А.П.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.