ОПТИМИЗАЦИЯ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ВОЕННОТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Кузнецова А.В., соискатель ИЭСО
Статья посвящена определению роли государства в системе военно-технического сотрудничества, а также направлениям повышения эффективности его участия в продажах продукции военного назначения.
Ключевые слова: система военно-технического сотрудничества, промышленность, продукция военного назначения, государство
OPTIMIZATION OF A ROLE OF THE STATE IN SYSTEM OF MILITARY-TECHNICAL COOPERATION
Kuznetsova A., The applicant, IESO
Article is devoted definition of a role of the state in system of military-technical cooperation, and also to directions of increase of efficiency of its participation in military goods sales.
Keywords: system of military-technical cooperation, the industry, a military goods, the state
Эффективность военно-технического сотрудничества сегодня определяется не только тем, что на этапе предконтрактной борьбы предлагаются условия не хуже конкурентов и увеличиваются тем самым шансы, не прибегая к ценовой конкуренции, но и тем, что на этапе реализации соглашения устанавливаются экономические, деловые, культурные и другие контакты в гражданском секторе. Для российских производителей экспортной продукции - это хорошая возможность диверсифицировать свою внешнеэкономическую деятельность и максимально использовать различные организационно-экономические механизмы.
В рамках экспортной деятельности круг субъектов, задействованных в процессе военно-технического сотрудничества, существенно расширяется, прежде всего, за счет субъектов, влияние на которых государства незначительное, в отличие от предприятий, производящих ПВН и постоянно находящихся под контролем государственных органов.
Таким образом, насущной необходимостью является повышение роли государства в развитии экспортной деятельности субъектов ВТС и формирования ее законодательного и нормативно-правового поля.
Государственное регулирование любой отрасли экономики или коммерческой деятельности, в том числе производства и поставок ПВН, а также оффсетной деятельности, представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, реализуемых через следующие регулирующие функции:
• установление, контроль и стимулирование достижения определенных социальных, экономических, политических, военных и других целей;
• законодательное закрепление правил экономического поведения и контроль их выполнения;
• поддержка разумного уровня конкуренции;
• модифицирование рынка в тех случаях, когда экономическая эффективность вступает в противоречие с политической или другой целесообразностью;
• воздействие на уровень деловой активности и т.д.
Однако необходимость государственного вмешательства в экспортную деятельность не нужно абсолютизировать, оно целесообразно лишь в случае, когда механизм рыночного регулирования не дает необходимого эффекта.
Государственное регулирование производства и экспорта продукции военного назначения может осуществляться административными (разрешающими, запрещающими, принуждающими законами, указами и постановлениями) и экономическими (бюджетными, кредитно-денежными, налоговыми) методами.
С экономической точки зрения, такое регулирование направлено на поддержание разумного уровня конкуренции и монополии в одних случаях путем дезинтеграции производственных структур, а в других - наоборот, принудительной концентрацией капиталов позволяет находить оптимальное сочетание иерархии и стихии. Существуют и другие причины, заставляющие государство регулировать или прямо участвовать в экономической и торговой деятельности.
Государственное регулирование военно-технического сотрудничества осуществляется в рамках государственной военно-технической политики на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. При этом органы государственной власти Российской Федерации и субъекты военно-технического сотрудничества в рамках своей компетенции определяют соответствующие приоритетные направления деятельности, участвуют в формировании номенклатуры военной продукции на экспорт и сети ее потребителей, а также в анализе и согласовании оффсетных условий. Затем все это согласуется и утверждается на государственном уровне и является основой практической реализации.
Особенности продукции военного назначения как товара, предназначенного для реализации на международных рынках, особенно в условиях расширяющегося оффсета, делают участие государства в процессе ее распространения не только целесообразным, но и необходимым.
Роль государства в этом процессе определяется также и тем, что значительная часть продукции военного назначения является воплощением высоких технологий. Поэтому все возможные каналы ее распространения, прежде всего, такие, как военно-техническое сотрудничество государств, научно-техническое взаимодействие, инвестиционная и инновационная деятельность в рамках оффсетных соглашений, другие виды коммерческой деятельности с использованием такой техники и технологий по статусу должны регулироваться государством.
Как уже отмечалось, экспорт ПВН сегодня - это практически единственная для России ниша на мировом рынке, где она относительно на равных может конкурировать с ведущими мировыми производителями высокотехнологичной продукции. Именно расширение военно-технического сотрудничества с последующей экспансией технологий и организации лицензионного производства в рамках выполнения оффсетных соглашений представляет для России шанс прорыва на мировой рынок не только военной, но и гражданской высокотехнологичной продукции.
Для того чтобы укрепить свои позиции на мировом рынке оружия и выдержать гонку в области высоких технологий, Россия должна не только сосредоточить усилия на разработке и производстве наиболее перспективной с точки зрения военно-технического сотрудничества продукции военного назначения, улучшить работу в области маркетинга ПВН и оптимизировать оффсетную деятельность, но и разработать гибкую концепцию усиления своего влияния на мировом рынке оружия, активизировать усилия по разработке долгосрочных программ военно-технического сотрудничества с отдельными иностранными государствами.
Изложенное выше позволяет определить следующие цели государственного регулирования экспортной деятельности в части продукции военного назначения:
• поддержание экспортного потенциала Российской Федерации в общепромышленной и военно-технической областях;
• расширение рынка сбыта российской ПВН;
• обеспечение продвижения на внешний рынок ПВН российского производства;
• развитие научных, опытно-конструкторских, учебных и иных учреждений и организаций Российской Федерации;
• повышение конкурентоспособности российской ПВН.
Ключевыми направлениями государственного регулирования
военно-технического сотрудничества являются совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы военно-технического сотрудничества в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, а также развитие экономических механизмов военно-технического сотрудничества. При этом формируются условия оптимизации оф-фсетной деятельности, в том числе:
• активизация маркетинговой работы на мировом рынке оружия;
• улучшение качества обслуживания поставленных иностранным заказчикам образцов продукции военного назначения и обеспечение их запасными частями;
• проведение протекционистской политики с целью создания благоприятных условий для продвижения российской продукции военного назначения на мировой рынок;
• совершенствование таможенного законодательства;
• своевременное формирование экспортной части государственного оборонного заказа;
• совершенствование порядка предоставления субъектам права самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в области военно-технического сотрудничества.
Цели государственного регулирования экспортной деятельности в части продукции военного назначения достигаются путем:
• установления льгот по налогам и сборам в отношении продукции (в том числе военного назначения), проведения работ, ока-
зания услуг, поставляемых исполнителями оффсетных обязательств государствам-импортерам в процессе оффсетной деятельности;
• исключения двойного налогообложения стоимости поставленной продукции (в том числе военного назначения), проводимых работ, оказываемых услуг иностранным субъектам военно-технического сотрудничества в процессе оффсетной деятельности.
Однако необходимо учитывать, что в конечном итоге военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами должно преследовать решение задач, стоящих перед обществом, на острие которых стоит обеспечение национальной безопасности. И в этом плане необходимо исходить из специфической роли военно-технического сотрудничества, которое оказывает, как было отмечено выше, на обеспечение национальной безопасности влияние прямо или косвенно по различным аспектам.
Высокая роль государства в военно-техническом сотрудничестве предполагает соответствующее развитие и законодательноправового поля ВТС.
Подводя итог изложенному, отметим, что формирование эффективной системы государственного регулирования ВТС должно учитывать своеобразие современного этапа преобразований в сфере экономических отношений и общий ход экономической, административной и военной реформ.
Государственное регулирование ВТС в условиях рыночного хозяйства представляет собой комплекс мероприятий политического, организационного и экономического характера. При этом важную роль в реализации стратегии развития организационно-экономических механизмов военно-технического сотрудничества играет нормативно-правовое обеспечение.
ОТЛИЧИЕ СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ АКТИВОВ ОТ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Копылова И.В., преподаватель МГИИТ
В статье показаны основные отличия секьюритизации активов от различных форм финансирования, в частности, показаны отличия Mortgage-Backed Securities (MBS) от Asset-Backed Securities (AES), а также секьюритизации от факторинга.
Ключевые слова: финансирование, лизинг, секьюзитизация, активы
DIFFERENCE СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ OF ACTIVES FROM VARIOUS FORMS OF FINANCING
Kopylova I., Lecturer, MGIIT
In article the basic differences секьюритизации actives from various forms of financing are shown differences Mortgage-Backed Securities (MBS) from Asset-Backed Securities (ABS), and also секьюритизации from факторинга, in particular, are shown.
Keywords: financing, leasing, securitization, an innovation, actives
При рассмотрении секьюритизации активов, обнаруживаются также некоторые параллели с традиционными способами финансирования, например: с факторингом; с форфейтингом; с финансированием через выпуск закладных листов; с предоставлением кредита под залог имущества. Рассмотрим подробнее основные отличия обеспеченных ипотеками ценных бумаг (Mortgage-Backed Securities (MBS)) от Asset-Backed Securities (ABS).
Необходимо отметить, что характер решаемых при секьюритизации активов проблем и вопросов во многом зависит от вида активов. Так, уровень присущих ABS рисков существенно отличается от рискованности MBS. К тому же в секьюритизации ипотек участвует иной круг организаций, нежели при секьюритизации поступлений лизинговых платежей по договорам лизинга. Основой для дальнейшего рассмотрения служит приведенная на рисунке 9 схема, отражающая данное разграничение.
Одним из главных отличий секьюритизации лизинговых активов от традиционных способов финансирования является следующее. Помимо основной цели, связанной с привлечением финансовых средств достигается ряд вторичных целей, что может сыграть существенную роль при выборе в пользу секьюритизации лизинговых активов или, наоборот, иного вида финансирования. В частности, можно списать активы с баланса одновременно с соответствующими обязательствами по ценным бумагам, расширить круг потенциальных инвесторов и благодаря снижению
кредитного и процентного рисков, а также риска ликвидности повысить качество управления лизинговыми активами, пассивами и рисками.
Все эти вторичные эффекты достигаются благодаря обособлению выделенных лизинговых активов от общего кредитного риска предприятия, привлекающего финансовые средства, в чем и состоит стержневая идея секьюритизации лизинговых активов. В силу такого разделения активов и прочего имущества оригинатора, в отличие от традиционных форм финансирования, открываются новые возможности, которые в конечном итоге сводятся к экономическому, балансовому (бухгалтерскому) и правовому арбитражу.
Следующая важная отличительная черта секьюритизации лизинговых активов состоит в том, что она характеризуется превращением неликвидного имущества в первоклассные, ликвидные и обращаемые на рынке ценные бумаги. Более того, она позволяет конвертировать нерыночные лизинговые активы различного кредитного качества в новые, ликвидные долговые ценные бумаги, отличающиеся очень высоким кредитным качеством и характеризующиеся платежным потоком, который может заметно отличаться от того, что генерируют первичные активы.
Выпускаемые Спецюрлицом (йРУ) ценные бумаги относятся к той разновидности инструментов объектного финансирования, при которой кредит предоставляется исходя не из надежности и кредитоспособности контрагента, а исключительно в силу имуществен-