Научная статья на тему 'Оптимизация распределительных отношений в оборонных холдингах на этапе планирования производства продукции военного назначения'

Оптимизация распределительных отношений в оборонных холдингах на этапе планирования производства продукции военного назначения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация распределительных отношений в оборонных холдингах на этапе планирования производства продукции военного назначения»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

ОПТИМИЗАЦИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБОРОННЫХ ХОЛДИНГАХ НА ЭТАПЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

А.Л. САБИНИНА,

кандидат технических наук, доцент кафедры «Финансы и менеджмент»

Тульского государственного университета

Рассмотрены возможности повышения конкурентоспособности производимой в России продукции военного назначения за счет использования компенсационного механизма регулирования распределительных отношений на этапе планирования процесса разработки, производства и реализации военной техники.

Проблема определения и повышения конкурентоспособности производимой в России военной техники возникла сравнительно недавно, в середине 90-х годов XX века. Попытки возвращения России на мировой рынок оружия в качестве преемника Советского Союза встретили сопротивление ведущих мировых экспортеров в лице США, Англии, Франции, Германии [1, 2]. Но благодаря предпринимаемым Россией усилиям в области военно-технического сотрудничества (ВТС) с 1996 года наметилась тенденция роста объемов экспорта вооружений, которые в 2002 году достигли 4,8 млрд дол. в год, а Россия вышла на 4-е место среди ведущих экспортеров вооружений. Одновременно государством предпринимались попытки налаживания действенной системы «коммерческого» экспорта вооружений. После многочисленных реорганизаций в ноябре 2000 года была сформирована вертикаль управления военно-техническим сотрудничеством, во главе которой находится Президент РФ, затем -правительство страны и, наконец, «Рособоронэкспорт» и шесть оборонных предприятий, имеющих право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Достигнутый уровень объемов экспорта вооружений и военной техники (ВиВТ) был обеспечен достаточно низкими ценами на

российское вооружение и, следовательно, большим спросом на него со стороны Индии и Китая -традиционных партнеров России. Стремление России конкурировать с ведущими странами-экспортерами на мировом рынке оружия требует дальнейшей проработки вопросов конкурентоспособности производимого вооружения. Сохранение и упрочение позиций Российской Федерации на мировом рынке вооружений и оснащение ее Вооруженных Сил военной техникой последнего поколения является основной целью реформирования оборонного комплекса, что зафиксировано в Концепции развития вооружений, военной и специальной техники на период до 2015 года.

Обзор современного состояния и направлений реформирования оборонно-промышленного комплекса (ОГЖ) России в части его организационной структуры, механизма государственного финансирования, объемов производства и экспорта вооружений и военной техники и выявил существенные недостатки существующего подхода к формированию организационно-экономических отношений в отрасли.

Во-первых, отсутствует возможность эффективного управления процессом создания продукции в целях повышения ее конкурентоспособности. Взаимодействие участников разработки, производства и реализации продукции военного назначения построено на системе контрактов или договоров, в которых определяются сроки и объемы поставки, размер и порядок оплаты заказа. При этом следует учесть, что предприятия специализированы не только по виду продукции, но и по

стадиям ее жизненного цикла. Под жизненным циклом продукции военного назначения понимается совокупность взаимосвязанных последовательных процессов изменения состояния продукции, содержащая этапы разработки, производства, реализации, использования и утилизации военной техники. Следовательно, выполнив обязательства по контракту и получив оговоренную оплату, субподрядчик теряет заинтересованность в дальнейшем продвижении продукта на рынок и результатах его реализации. Процесс формирования конечного продукта распадается на отдельные элементы, число которых обусловлено: а) этапами жизненного цикла изделия; б) распределением видов и этапов работ по субподрядчикам.

Во-вторых, отсутствует механизм регулирования уровня прибыльности организаций, занимающихся реализацией военной техники на мировом рынке. Уровни прибыли, получаемой каждым участником формирования и реализации военной техники, значительно различаются по этапам жизненного цикла изделия и достигают максимума, как правило, на этапе реализации. Регулирование уровня прибыльности за счет перемещения части производителей в сферу торговли в данном случае невозможно, так как перечень оборонных организации, имеющих право ведения внешнеэкономической деятельности, устанавливается Правительством РФ и является исчерпывающим.

В-третьих, действовавший механизм планового распределения финансовых ресурсов не отвечает современным потребностям предприятий в сложившихся условиях хозяйствования. Возникает проблема распределения дохода внутри научно-производственных объединений - холдингов, создаваемых в рамках структурного реформирования оборонного комплекса.

Устранение этих недостатков возможно за счет оптимизации распределительных отношений между предприятиями и организациями внутри оборонного холдинга. Предлагается использовать компенсационный механизм их формирования, основанный на определении количественной оценки вклада каждого участника разработки, производства и реализации продукции военного назначения в полученный уровень потенциальной конкурентоспособности изделия. Под потенциальной конкурентоспособностью военной техники в данном случае понимается количественная оценка эффективности затрат на ее разработку, производство и реализацию, характеризуемой полученными техническими параметрами продукта.

Введение понятия потенциальной конкурентоспособности данного продукта позволяет определить ее уровень как совокупность потенциалов конкурентоспособности промежуточных продуктов, формируемых исполнителями заказа на этапах жизненного цикла.

В настоящее время степень влияния отдельных параметров изделия на его конкурентоспособность в целом оценивается экспертным путем, а сама конкурентоспособность определяется соотношением индексов конкурентоспособности по техническим и экономическим параметрам. Значения индексов зависят от соотношения технических и экономических характеристик изделия и товара-образца.

Предлагается использовать аппарат количественной оценки, во-первых, влияния отдельных параметров изделия на его потенциальную конкурентоспособность и, во-вторых, вклада каждого участника жизненного цикла военной техники в формирование этих параметров.

Значения количественных оценок предлагается определять с помощью математических моделей, формируемых информационным методом. Информационное моделирование имеет в своей основе теорию информации, опирающуюся, в свою очередь, на теорию вероятности и математическую статистику [2]. Конкретное представление данной зависимости определяется, во-первых, рассматриваемым этапом жизненного цикла изделия, во-вторых, осуществляемым этапом управления процессом создания продукта и продвижения его на рынок. На этапе планирования возможен отбор исполнителей, технологий, модификаций продукции, отвечающих требованиям к уровню конкурентоспособности. На этапе организации конкретизируются взаимные права и обязанности участников научно-производственных объединений, исходя из их роли в создании потенциалов конкурентоспособности. На этапе учета оценивается реальный вклад каждого участника в формирование параметров изделия. Этап регулирования предполагает распределение дохода от реализации конечного продукта в прямой пропорции к осуществленным вкладам в его потенциал конкурентоспособности.

Рассмотрим этап планирования более подробно. С точки зрения генерального заказчика военной техники, на этапе планирования происходит отбор претендентов на получение заказа, расчет предполагаемых затрат на его выполнение и ожидаемого объема товарной продукции. Определение расчетных величин, как правило, не вызывает особых трудностей и опирается на известные методики калькулирования себестоимо-

сти продукции. Единственным препятствием является стремление подрядчиков завысить себестоимость изделий в целях получения дополнительной скрытой прибыли. Использование компенсационного механизма распределительных отношений позволяет устранить это явление. Применение количественных оценок потенциалов конкурентоспособности, создаваемых разработчиками, изготовителями и продавцами ВиВТ, и входящих в оценку ее совокупной потенциальной конкурентоспособности, позволяет определить долю прибыли, приходящуюся на каждого участника создания военной техники. Она составит величину, пропорциональную отношению оценки потенциала конкурентоспособности изделия на этапе жизненного цикла к оценке его совокупной потенциальной конкурентоспособности:

и

"п ^ 11р1>

где кп - оценка потенциала конкурентоспособности продукта на п-м этапе его жизненного цикла;

К - оценка потенциальной конкурентоспособности продукта;

П _ - общая прибыль от реализации изде-

лия.

При снижении затрат на производство подрядчик увеличивает свой вклад в потенциал конкурентоспособности изделия и, следовательно, может претендовать на большую долю прибыли от реализации. Завышение себестоимости, напротив, снижает оценку его вклада и, соответственно, его долю прибыли.

Основные трудности на этапе планирования вызывает процесс отбора претендентов на получение заказа. Рассмотрим действующие механизмы подбора исполнителей для выполнения госзаказа и выполнения заказов в рамках экспортных контрактов. Согласно Концепции Министерства обороны РФ по обеспечению управления качеством продукции оборонного назначения при формировании и реализации государственного оборонного заказа (далее - Концепция) предусмотрена двухэтапная процедура формирования множества исполнителей государственного оборонного заказа (ГОЗ), а именно:

а) на первом этапе формируется круг потенциальных исполнителей, определяемых процедурой лицензирования;

б) на втором этапе формируется круг фактических исполнителей ГОЗ, подтвердивших свое соответствие требованиям государственного заказчика.

Наличие двух этапов отбора исполнителей госзаказа обусловлено в большей части формальностью процедуры лицензирования и сертификации предприятий, а также недостатками нормативно-правовой базы. В частности, нормативными актами определено, что право на лицензию, следовательно, на ГОЗ, имеют предприятия независимо от форм собственности, обладающие соответствующей лицензией. Однако лицензионным законодательством не определено, что, претендуя на госзаказ, обладатель лицензии должен иметь возможность выполнения мобилизационного задания. В результате круг претендентов, имеющих лицензию, расширяется за счет большого числа ОАО и ООО. Для значительного числа предприятий этих форм собственности характерно отсутствие собственных производственных мощностей и наличие арендуемых. Зачастую арендуемые основные фонды заимствуются из банка мобилизационных мощностей предприятий, предоставляющих аренду. В такой ситуации мобилизационные мощности государства снижаются.

Одновременно прослеживаются противоречия федеральных законов «О конкурсах» и «О лицензировании отдельных видов деятельности». Первым определено, что участником конкурса может быть только поставщик, имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров. В составе же лицензионных заявок документы, подтверждающие наличие этих мощностей и ресурсов (паспорт предприятия, договор аренды), не предусмотрены.

Исходя из вышесказанного, первый этап отбора формирует более широкий круг претендентов, который затем сужается. Для предприятий, получивших лицензию на разработку и производство военной техники. Концепция предусматривает проведение оценки их соответствия требованиям генерального заказчика.

Комплексная оценка проводится в соответствие с правилами, утвержденными Министерством обороны России. Организации, уполномоченные на проведение оценки, проходят регистрацию. Требования к участнику конкурса распространяются на все организации и предприятия, пожелавшие принять участие в выполнении ГОЗ. Состав требований разработан Министерством обороны РФ в соответствии с рядом правовых актов и включает в себя:

организационно-правовые требования; требования к технологической состоятельности;

требования к экономической устойчивости; требования к мобилизационной готовности.

В рамках организационно-правовых требований отслеживается наличие производственных мощностей, оборудования, квалификационных трудовых ресурсов, нормативного обеспечения, лицензии на заявляемый вид деятельности участника конкурса.

Требования к технологической состоятельности предусматривают реализацию на предприятии комплекса организационных и технологических условий и мер, обеспечивающих выполнение заказа в согласованном объеме по количеству, качеству, номенклатуре.

Требования к экономической устойчивости предусматривают оценку результатов финансово-хозяйственной деятельности претендента с точки зрения платежеспособности, стабильности результатов, отсутствия задолженности по уплате налогов в бюджеты всех уровней и платежей в государственные внебюджетные фонды, соответствия организации бухгалтерского учета требованиям нормативных актов, квалификации специалистов, связанных с управлением финансами. Отслеживается также уровень удельного веса вложений в активные производственные фонды и фондовооруженность с учетом износа.

Мобилизационная готовность предполагает наличие на предприятии достаточных мобилизационных мощностей, утвержденных планов на расчетный год, договоров на выполнение мобилизационных заданий и специалистов по мобилизационной работе соответствующей квалификации.

Предприятия, имеющие лицензию и успешно прошедшие конкурсный отбор в соответствии с вышеизложенными требованиями, получают возможность заключения контракта с Министерством обороны на разработку й поставку ВиВТ.

Контракт должен содержать обязательную процедуру подтверждения качества продукции, систем качества и систем управления окружающей средой исполнителя, а также условия предъявления санкций со стороны госзаказчика за поставку недоброкачественной продукции.

Таков механизм подбора исполнителя ГОЗ, изложенный в Концепции. Однако его реализация встречает препятствия в виде несоответствия законодательно-правовой базы, отсутствия действующей системы обязательной проверки соответствия предприятия требованиям, недостаточно эффективной системы защиты госзаказчика от недобросовестных исполнителей.

Условия получения оборонным предприятием заказа на разработку и изготовление ВВТ в рамках экспортного контракта менее жесткие. В большинстве случаев заказчиком является орга-

низация, имеющая лицензию на экспорт ВВТ. Право торговать готовой продукцией военного назначения имеют «Рособоронэкспорт» и шесть предприятий страны. Они размещают заказы на изготовление военной техники на оборонных предприятиях, обязующихся выполнять требования по качеству, срокам изготовления и согласных с предлагаемой оплатой. Подбор исполнителей заказа производится по критериям, практически совпадающим с требованиями госзаказчика, размещающего ГОЗ. Исключение составляет условие мобилизационной готовности, важное для государства, но не решающее для организаций -экспортера ВВТ.

Однако, несмотря на то, что экспортеры военной техники сами готовят контракты и отбирают исполнителей, этот процесс находится под контролем Министерства обороны. Заказчик после проведения конкурсного отбора претендентов на получения заказа обязан обосновать свое решение перед вышестоящими организациями. Там предлагаемый вариант оценивается с точки зрения общегосударственных задач развития регионов, создания и сохранения рабочих мест, поддержания тех или иных предприятий ОПК. В случае утверждения предложенной кандидатуры с предприятием заключается договор на изготовление ВиВТ. Срок договора ограничивается сроками исполнения контракта с иностранным заказчиком. Сумма договора зависит от результатов сметных расчетов, уровня внутренних цен на данный вид военной техники. В случае необходимости возможно дополнительное финансирование организацией-заказчиком работ по техническому перевооружению производства.

Произведенной военной техникой распоряжается организация-экспортер, которая передает ее иностранному заказчику и получает выручку согласно контракту. Из суммы выручки оплачиваются работы и услуги смежников по договору. Оставшаяся часть валютной выручки является прибылью экспортирующей организации.

Проведенный анализ показал, что требования нормативных документов по формированию системы качества и проведению конкурсного отбора направлены на снижение риска заказчика в лице государства не получить или получить некачественную продукцию военного назначения. В них отсутствует системный подход к формированию конкурентоспособной на внешнем рынке военной продукции, не освещены вопросы ценообразования в области проектирования и производства вооружений. В то же время нехватку средств на выполнение новой государственной Программы вооружения Российской армии

на 2001 - 2010 годы планируется покрывать за счет прибыли от экспорта российской ВиВТ, которая должна увеличить финансирование Программы, как минимум, в два раза.

Использование количественной оценки вклада предполагаемого участника создания продукции военного назначения в ее потенциал конкурентоспособности дает возможность проводить отбор претендентов по критерию максимизации совокупной потенциальной конкурентоспособности изделия. Возможны различные сочетания вероятных исполнителей заказа. В основу процедуры отбора может быть положено применение функции желательности Харрингтона. Для этого количественные оценки важности технических и экономических параметров изделия, обеспечиваемых отдельными предприятиями, переводятся в соответствующую желательность <1. Затем формируется обобщенная функция желательности В как среднее геометрическое желательности отдельных параметров оптимизации:

где к - число параметров оптимизации.

Под желательностью понимают тот или иной желательный уровень параметра оптимизации. При этом максимально возможному уровню соответствует с1 = 1; допустимому и превосходному уровню ё = 1...0,8; допустимому и хорошему уровню (1 =' 0,8...0,6; допустимому и достаточному уровню й = 0,6...0,37; недостаточному уровню й = 0,37... 0.

Способ задания обобщенной функции желательности таков, что если хотя бы одна частная желательность dj = 0, то обобщенная функция тоже будет равна нулю, а с другой стороны, 0 = 1 только тогда, когда все с1 = 1. То есть, если хотя бы один параметр, входящий в комплекс параметров изделия не удовлетворяет требованиям заказчика, то данное объединение предприятий не может рассматриваться как исполнитель заказа. При этом возможно определение «слабого звена» в цепочке исполнителей и замена его предприятием, способным обеспечить выполнение требований к параметрам изделия.

Использование теории информации применительно к процессу формирования совокупной потенциальной конкурентоспособности продукции военного назначения позволит сделать выводы о конкурентоспособности самих организаций - участников разработки, изготовления, реализации, обслуживания и утилизации ВиВТ. Данные о способности ряда разработчиков и производителей военной техники удовлетворить требования к параметрам изделия, то есть создать наибольшие потенциалы конкурентоспособности по этапам жизненного цикла, позволят провести отбор участников создания ВиВТ, способных обеспечить продукции наибольшую потенциальную конкурентоспособность на рынке вооружений.

Кроме того, определение количественной оценки влияния технических и экономических параметров изделия на его потенциальную конкурентоспособность позволит еще на этапе разработки продукта корректировать усилия, направляемые на достижение тех или иных характеристик, наиболее значимых с точки зрения конкурентоспособности изделия.

Подбор участников разработки, производства и реализации военной техники по критерию максимизации потенциальной конкурентоспособности их продукции позволит сформировать в оборонном комплексе интегрированные межотраслевые структуры - холдинги и обеспечит эффективное согласование экономических интересов их участников.

Литература

1. В. Рассадин. Состояние военно-промышленного комплекса России // Вопросы экономики. - 1999. - № 7.- С. 100-108.

2. В. Кудашкин. Факторы и цели государственного управления экспортом продукции военного назначения // Военно-техническое сотрудничество. - 2000. № 7. - С. 57-66.

3. В.Г. Григорович, C.B. Юдин. Информационное обеспечение технологических процессов. М.: Машиностроение, 1992. — 144 е.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.