МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х
Список использованной литературы
1. Дьяков А.В. Жак Лакан. Фигура философа. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. - 560 с.
2. Иглтон Т. Теория литературы: Введение / Пер. Е. Бучкиной, Под ред. М. Маяцкого и Д. Субботина. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. - 296 с.
3. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда / Ж. Лакан // Консультативная психология и психотерапия. - 1996. - № 1.
4. Лакан Ж. Изнанка психоанализа (Семинар, Книга XVII (1969-70) / Пер. с франц. А. Черноглазова. М.: Гнозис, Логос. - 2008. - 272 с.
5. Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанилиза (Семинары: Книга XI, 1964) / Пер. с франц. А. Черноглазова. М.: Гнозис, Логос. - 2004. - 304 с.
6. Психоанализ Жака Лакана и Магический Театр. Владислав Лебедько, Лев Хайтин, Елизавета Миронова. https: //www .b 17.ru/article/mt_lacan/
7. Славой Жижек, Как читать Лакана. Dreamwork.org.иа/славой-жижек--как--читать-лакана/
8. A compendium of Lacanian terms / edited by Huguette Glowinski, Zita M. Marks, and Sara Murphy Marks, Zita M. London; New York: Free Association Books, 2001xvi, 223 p.: ill. ; 22 cm.
© Даллоо Али Ахмед Хамид, 2016
УДК 316. 6 : 159. 922. 62
Михайлишин Ульяна Богдановна
канд. психол. наук, доцент, зав. кафедры психологии Ужгородского национального университета,
г. Ужгород, Украина E-mail: [email protected]
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация
В статье раскрываются особенности оптимизации процесса функционирования ценностей в студенческих группах в условиях образовательного взаимодействия. Показано, что основными методами активного формирования и развития системы ценностей студентов в условиях современных трансформационных процессов, которые происходят в современном обществе, выступает социально-психологические воздействия, под которые они попадают как в процессе осуществления своей жизнедеятельности, так и в процессе профессионального обучения и формирования собственного «Я»
Ключевые слова
Ценности, студенческая группа, образовательное взаимодействие, оптимизация.
Студенческая группа как коллективный субъект является включенной в более масштабную систему - систему образовательной среды, которая состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, специфических, присущих только этой системе, форм взаимодействия и норм. Как система, образовательная среда характеризуется своими принципами функционирования: системной целостности, эмерджментности, системной редукции, необходимого разнообразия элементов системы, иерархической организации, локально-интегративной связности описания, склонности к обучению и прогнозированию [1;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
4; 6; 8]. Интегративными качествами, которые могут помочь понять специфику тех или иных систем являются групповые ценности, нормы, мотивы, цели, установки, решения и т.п., которые возникают в результате совместной деятельности членов коллективного субъекта управления. Именно групповые ценности должны способствовать собственным тенденциям развития систем, которые принимают форму саморазвития или самокреативности, способствовать оптимальной упорядоченности и организованности группы как системы, где активная творческая работа должна сочетаться с возможностью совместно решать групповые задачи, адекватно реагировать на все новое, при этом способствуя адаптации, самоактуализации, психологическому здоровью каждого члена группы [2; 3; 5; 7; 9].
Установлено, что оптимизация процесса функционирования групповых ценностей студенческой молодежи возможна на основании положительных аксиологических трансформаций как в личностном ядре, так и в зоне стабильных ценностей, которые охватывают наиболее существенные аспекты жизнедеятельности личности, создают жизненную концепцию, философию повседневной жизни, в которой преобладают просоциальные ценности.
Основными принципами оптимизации процесса функционирования групповых ценностей студенческой молодежи в условиях образовательного взаимодействия выступили принципы системности, дифференцированного прогнозирования, динамичности, комплексности, активности, саморазвития, иерархичности, принцип перспективности, партнерского общения, обратной связи. Системные меры были реализованы в четыре этапа и предусматривали как групповые (психогимнастические и психокоррекционные упражнения, групповые дискуссии, ролевые игры, решение проблемных ситуаций), так и индивидуальные (гештальт-терапия, логотерапии, позитивная психотерапия, психосинтез) формы работы. Результаты реализации психокоррекционного воздействия имели положительные сдвиги в показателях методик М. Рокича, Ш. Шварца, И. Сенина, Д. Леонтьева, а также свидетельствовали о том, что почти у 70% студентов, принимавших участие в формирующем эксперименте, произошли положительные изменения в собственной системе ценностей.
Список использованной литературы:
1. Араб-Оглы Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности / Э. А. Араб-Оглы // Вопр. философии. - 1990. - № 8. - С. 10-12.
2. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. / Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 560 с.
3. Вьюнова Н. И. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов как условие их личностного и профессионального развития / Н. И. Вьюнова, Н. Ю. Зыкова // Мир психологии. - 2007. - №
3. - С. 217-225.
4. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е. И. Головаха // Психология личности. - СПб. : Питер, 2003. - С. 267-268.
5. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2007. - 511 с.
6. Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности / В. Б. Ольшанский // Социально-гуманитарные знания.- 2001.- № 3.-С. 51-69.
7. Фридман Л. М. Личностно-ориентированный поход к формированию ценностных ориентаций личности / Л. М. Фридман, Н. Ю. Зубенко // Вопросы гуманитарных наук №4 (31). - М. : ООО «Компания Спутник+», 2007. - С. 147-158.
8. Шустова Н. Социально-психологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам / Н. Шустова // Психологический журнал. - 2007. - № 1. - С. 46-56.
9. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. -Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.
© Михайлишин У .Б., 2016