Научная статья на тему 'Оптимизация профессиональной прикладной физической подготовки студентов, обучающихся по специальностям в области информационных технологий'

Оптимизация профессиональной прикладной физической подготовки студентов, обучающихся по специальностям в области информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
119
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТ / КЛАСТЕР / PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL TRAINING / INFORMATION TECHNOLOGY / STUDENT / CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукьянов Алексей Борисович, Лукьянов Борис Георгиевич, Степанов Владимир Сергеевич, Терещенко Александр Сергеевич, Иванов Артем Владимирович

Цель исследования анализ проблемы профессиональной прикладной физической подготовки студентов, обучающихся на специальностях, связанных с длительной работой за компьютером. Оптимизация учебно-тренировочного процесса ППФК студентов, занимающихся ФК в рамках специализации «пауэрлифтинг». Методика и организация исследования. Основным методом исследования стал интеллектуальный анализ экспериментальных данных, полученных в ходе педагогических наблюдений, анализ научных и научно-методических работ. Результаты исследования и выводы. После проведения педагогических наблюдений были зарегистрированы данные о психофизическом состоянии студентов. На основании интеллектуального анализа этой информации была произведена кластеризация студентов на группы. Далее было выполнено построение процесса индивидуализированной профессионально прикладной физической подготовки студентов с дифференцированием тренировочных нагрузок. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность построенного учебно-тренировочного процесса студентов, обучающихся по направлениям, связанных с длительной работой за компьютером. Одной из важнейших современных проблем, которые необходимо решать российскому обществу, является повышение эффективности физической подготовки трудовых резервов. Важным условием успеха в ее решении является оптимальное управление учебно-тренировочным процессом физической подготовкой студентов, заключающееся, в его модернизации. В рамках образовательного процесса в высших учебных заведениях необходимо переходить от эмпирического построения учебно-тренировочного процесса физической подготовки к программированному построению, предполагающему использование инновационных технологий. Оптимальная организация, планирование учебно-тренировочного процесса и управление им обусловливается широким внедрением системного, программно-целевого формата учебного процесса с применением информационных технологий.The purpose of the research is to analyze the problem of the professional applied physical training of the students studying in specialties related to the long term computer work. Optimization of the training process of professional applied physical training of the students engaged in FC in the framework of the specialization "powerlifting". Research methodology and organization. The main method of research was the intellectual analysis of experimental data obtained during the pedagogical observations, the analysis of the scientific and methodological works. The results of the study and conclusions. After conducting teaching observations there were recorded the information about the psychophysical condition of the students. Based on the intellectual analysis of this information, students were clusterized into groups. Then, the process of individualized professionally applied physical training of students with differentiation of training loads was constructed. The conducted pedagogical experiment confirmed the effectiveness of the built up educational and training process of the students studying in areas related to the long-term work at the computer. One of the most important modern problems that the Russian society needs to solve is to improve the efficiency of physical training of labor reserves. An important condition for success in solving this problem is the optimal management of the educational and training process of physical training of students, which consists in its modernization. As part of the educational process in higher education institutions, it is necessary to move from the empirical construction of the training process of physical training to the programmed construction that involves the use of the innovative technologies. The optimal organization, planning and management of the training process are due to the wide implementation of the system, program-target format of the educational process with the use of information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лукьянов Алексей Борисович, Лукьянов Борис Георгиевич, Степанов Владимир Сергеевич, Терещенко Александр Сергеевич, Иванов Артем Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация профессиональной прикладной физической подготовки студентов, обучающихся по специальностям в области информационных технологий»

9. Ilkevich, T.G., Medvedkov V.D., Ilkevich, K.B. and Medvedkova, N.I. (2015), "Massage as an important means of preventing 'acidification' and restoring the body of athletes", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (120), pp. 53-59.

10. Koryagina, Yu.V, Abutalimova, S.M., Roguleva, L.G., Nopin, S.V. and Kopanev, A.N. (2020), "On the issue of developing effective recovery strategies for athletes while they are at training camps at federal bases for sports training", Modern issues of biomedicine, Vol. 4, No. 1 (10), pp. 35-39.

11. Krasilnikov, A.N., Trofimov, V.N. and Yarullin, R.N. (2019), "Justification and improvement of the intensive method of training athletes", Actual problems of physical education, sports and tourism: materials of the XIII International. scientific-practical conference dedicated to the 70th anniversary of the Department of Physical Education USATU, Ufa, pp. 290-292.

12. Litvichenko, E.M., Bykov, E.V. and Egorov, M.V. (2017), "Physiological effects of the use of "indirect massage" in the rehabilitation of athletes", Scientific and Sports Bulletin of the Urals and Siberia, Vol. 13, No. 1, pp. 48-56.

13. Litvichenko, E.M. (2018), "The method of correction of muscle-ligamentous tone", Patent No. 2648830, available at: https://www1.fips.ru/ofpstorage/bulletin/izpm/2018/04/10/index_ru.htm (accessed 24 April 2020).

14. Nikolaeva, I.V., Kuleshova, M.V., Sumnaya, D.B. and Bykov, E.V. (2018), "Effect of hyper-capnic-hypoxic training on the Karbonik breathing simulator on the cerebral hemodynamics of athletes", Actual issues of rehabilitation, medical and adaptive physical education and sports medicine: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Chelyabinsk, pp. 229-234.

15. Peshkov, V.F. (2019), "Substantiation of the theme 'Planning of recovery tools in sports' of the discipline 'Theory and methodology of recovery tools'", Bulletin of Tomsk State University, No. 441, pp. 213-219.

16. Polyanitsa, M.V. (2006), Operational and recovery massage for female wrestlers in the process of competition, dissertation, Malakhovka.

17. Khasanov, A.R. and Yusupova, E.V. (2019), "Pharmacological support of athletes as an adaptation factor in professional sports", News of the Russian Military Medical Academy, Vol. 38, No. S3, pp. 291-294.

18. Khodosevich, V.F. (2008), The functional state of athletes involved in powerlifting when using vibromassage in the training process, dissertation, Chelyabinsk.

19. Shlyk, N.I. (2009), Heart rate and type of regulation in children, adolescents and athletes: monograph, Udmurt University, Izhevsk.

20. Eraizer, S.L. and Evtukh, A.V. (2015), "An approximate algorithm of the rational sequence of microcycles of one-year training of athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (121), pp. 212-220.

21. Veligekas, P., Bogdanis, G.C., Frantzis D. and Stabolitis, C. (2012), "Rest interval between jumps during track and field jumping competitions", 17th annual ECSS Congress Bruges/BEL, July 4-7. 2012, available at: http://www.ecss.de/asp/edss/c17/17-2065.pdf.

Контактная информация: bev58@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.04.2020

УДК 796.011

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Алексей Борисович Лукьянов, кандидат педагогических наук, Борис Георгиевич Лукьянов, кандидат технических наук, доцент, Уфимский государственный авиационный технический университет; Владимир Сергеевич Степанов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Александр Сергеевич Терещенко, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения; Артем Владимирович Иванов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь

Аннотация

Цель исследования - анализ проблемы профессиональной прикладной физической подготовки студентов, обучающихся на специальностях, связанных с длительной работой за компьютером. Оптимизация учебно-тренировочного процесса ППФК студентов, занимающихся ФК в рамках специализации «пауэрлифтинг». Методика и организация исследования. Основным методом исследования стал интеллектуальный анализ экспериментальных данных, полученных в ходе педагогических наблюдений, анализ научных и научно-методических работ. Результаты исследования и выводы. После проведения педагогических наблюдений были зарегистрированы данные о психофизическом состоянии студентов. На основании интеллектуального анализа этой информации была произведена кластеризация студентов на группы. Далее было выполнено построение процесса индивидуализированной профессионально прикладной физической подготовки студентов с дифференцированием тренировочных нагрузок. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность построенного учебно-тренировочного процесса студентов, обучающихся по направлениям, связанных с длительной работой за компьютером. Одной из важнейших современных проблем, которые необходимо решать российскому обществу, является повышение эффективности физической подготовки трудовых резервов. Важным условием успеха в ее решении является оптимальное управление учебно-тренировочным процессом физической подготовкой студентов, заключающееся, в его модернизации. В рамках образовательного процесса в высших учебных заведениях необходимо переходить от эмпирического построения учебно-тренировочного процесса физической подготовки к программированному построению, предполагающему использование инновационных технологий. Оптимальная организация, планирование учебно-тренировочного процесса и управление им обусловливается широким внедрением системного, программно-целевого формата учебного процесса с применением информационных технологий.

Ключевые слова: профессиональная прикладная физическая подготовка, информационные технологии, студент, кластер.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p286-293

OPTIMIZATION OF PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS STUDYING IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Alexei Borisovich Lukyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Boris Georgievich Lukyanov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Ufa State Aviation Technical University; Vladimir Sergeevich Stepanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Department chairman, Aleksandr Sergeevich Tereshchenko, the senior teacher, Saint-Petersburg State University of Cinema and Television; Artem Vladimirovich Ivanov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Simferopol

Abstract

The purpose of the research is to analyze the problem of the professional applied physical training of the students studying in specialties related to the long - term computer work. Optimization of the training process of professional applied physical training of the students engaged in FC in the framework of the specialization "powerlifting". Research methodology and organization. The main method of research was the intellectual analysis of experimental data obtained during the pedagogical observations, the analysis of the scientific and methodological works. The results of the study and conclusions. After conducting teaching observations there were recorded the information about the psychophysical condition of the students. Based on the intellectual analysis of this information, students were clusterized into groups. Then, the process of individualized professionally applied physical training of students with differentiation of training loads was constructed. The conducted pedagogical experiment confirmed the effectiveness of the built up educational and training process of the students studying in areas related to the long-term work at the computer. One of the most important modern problems that the Russian society needs to solve is to improve the efficiency of physical training of labor reserves. An important condition for success in solving this problem is the optimal management of the educational and training process of physical training of students, which consists in its modernization. As part of the educational process in higher education institutions, it is necessary to move from the empirical construction of the training process of physical training to

the programmed construction that involves the use of the innovative technologies. The optimal Organization, planning and management of the training process are due to the wide implementation of the system, program-target format of the educational process with the use of information technologies.

Keywords: professional applied physical training, information technology, student, cluster.

В системе образования уделяется большое внимание формированию физического здоровья студентов. Это выражается, в том числе, в поисках инновационных форм и методов практической работы с учащейся молодежью [1]. Как показывают исследования, ее эффективность во многом зависит от оптимизации учебного-тренировочного процесса, главным инструментом которой должна являться индивидуализации физической подготовки, придающей ей по-настоящему осмысленный характер: именно она позволяет кон -кретизировать потребность, оптимизировать выбор и применение средств физической культуры с наибольшей эффективностью [2].

Одним из вариантов оптимизации учебно-тренировочного процесса является индивидуализация траектории физического развития студентов, основывающаяся на дифференциации тренировочных нагрузок, адаптированных к уровню подготовленности занимающихся и учитывающих дальнейшую профессиональную деятельность будущих специалистов.

Выбранные профессии предъявляют к человеку специфические требования, в т. ч. к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам и умениям. В связи с этим процесс физического воспитания студентов - будущих специалистов - с императивностью должен ориентироваться на их будущую трудовую деятельность, координировать общую физическую подготовку с профессиональной прикладной физической подготовкой (ППФП). Как известно, основное назначение последней заключается в развитии и поддержании на оптимальном уровне психических и физических качеств человека, необходимых для реализации конкретной профессиональной деятельности, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков. Отсюда следует, что очень важно развивать у студентов такие физические качества, которые предъявляются выбранной специальностью для того, чтобы их дальнейшая профессиональная деятельность была успешной.

Во время тотальной компьютеризации, распространившейся практически на все сферы человеческой жизнедеятельности, закономерен интерес к тем профессиям, которые непосредственно соприкасаются с вычислительной техникой и информационными технологиями. Однако следует подчеркнуть, что данный вид профессиональной деятельности человека предполагает преимущественно интеллектуальный труд, и, следовательно, - малую физическую активность. Специфические условия трудовой деятельности такого специалиста определяются такими факторами, как работа за компьютером в условиях ограниченного двигательного режима (малоподвижный образ жизни), высокая степень нервно-психической напряженности, длительное негативное воздействие компьютера на организм человека и под. Кроме того, при максимально напряженной умственной работе он должен обладать способностью актуализировать одновременно несколько объектов, оперативно производить несколько действий, быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Естественно, в такой профессиональной ситуации от него требуется динамичное мышление, развитая оперативная и долговременная память, а также высокая нервно-эмоциональная устойчивость, выдержка, самообладание. В связи с перечисленным к уровню развития отдельных физических качеств и психофизиологических свойств организма студентов, обучающихся по направлению подготовки, связанной с информатикой и вычислительной техникой, а также смежных с нею, предъявляются повышенные требования [3]. К ведущим физическим качествам и функциям организма, необходимых для успешного освоения студентами таких профессий, специалисты относят: общую выносливость; концентрацию, устойчивость и переключение внимания; скорость переработки получаемой информации; способность решения логических задач и пр. [4].

Для развития названных качеств и функций организма студентов, прежде всего, необходимо объективно оценить уровень их физической подготовленности, т. к. априори он отличается неодинаковостью, после этого сформировать студенческие группы с гомогенным уровнем физического развития, для которых будут составлены планы физической подготовки с адаптированными дифференцированными тренировочными нагрузками. Остановимся на реализации данных задач более подробно. Как было отмечено, оптимизация учебно-тренировочного процесса на первом этапе предполагает получение данные о психофизическом состояния студентов. Данная информация фиксируется в базе данных, анализируется для последующего формирования групп по характерным признакам. Для этого нами были проведены исследования в период с 2005 по 2020 гг. на базе ФГБОУ ВО УГАТУ, в которых приняли участие около 200 студентов (юноши от 18 лет до 21 года) факультета «Информатика и робототехника», посещающих занятия по физической культуре (специализация «Пауэрлифтинг»). Для оценки их состояния был выбран ряд тестов, которые характеризуют не только уровень физического развития, но и отражают состояние психофизической подготовленности, необходимой в их будущей профессиональной деятельности в соответствии с предъявляемыми ею запросами.

Оценка уровня физической подготовленности студентов определялась по результатам стандартных тестов, включенных в учебную программу вузов. Это тесты: а) на ско-ростно-силовую подготовленность (бег 100 м, прыжок в длину с места), б) на силовую подготовленность (подтягивание на перекладине), в) на общую выносливость (бег 3000 м); также проводились измерения: а) длины и массы тела, б) силы кисти и становой силы, в) окружности грудной клетки (в трех фазах). Исходя из запросов к специфическим особенностям деятельности, связанной с длительной работой за компьютером, мы выбрали ряд тестов, призванных определить уровень развития необходимых психофизических способностей студентов [4]. В частности: 1) проба Мартине, 2) ортостатическая проба, 3) теппинг-тест, 4) определение подвижности нервных процессов, 5) исследование уравновешенности нервной системы по реакции на движущийся объект (РДО), 6) время простой сенсомоторной реакции. Для оценки учебно-тренировочных нагрузок и показателей психофизического состояния было использовано ранее разработанное нами программное обеспечение, основанное на оригинальных методиках расчета и планирования тренировочных нагрузок в пауэрлифтинге [5, 6].

После сбора данных о физическом развитии и психофизическом состоянии студентов для дифференцирования их учебно-тренировочных нагрузок и разработки комплексов упражнений необходимо было разбить обучающихся на кластеры по присущим им общим признакам. Для этого мы решили использовать технологию интеллектуального анализа данных, позволяющую использовать множество методов кластеризации. Однако результаты их анализа выявили наибольшую эффективность для выполнения кластеризации метод алгоритмов, построенных на основе нейронных сетей Кохонена. Именно этот класс методов является оптимальным для анализа данных системы мониторинга, т. к. обладает такими свойствами, как, поддержка разных типов входной информации, обработка многомерных данных, визуализация кластеров и их связей.

По итогам кластеризации были определены шесть основных кластеров психофизического состояния студентов, обучающихся на специальностях, связанных с длительной работой на компьютере. К первому были отнесены студенты, имеющие такие характерные признаки, как повышенный индекс массы тела, низкий уровень развития физических качеств быстроты, выносливости и силы, а также показавшие низкий уровень функционального состояния сердечно-сосудистой и нервной систем. В эту группу были зачислены 46,8% студентов. Характерными чертами второго кластера были низкий индекс массы тела, низкий уровень развития быстроты и силы, средний уровень развития выносливости и функционального состояния сердечно-сосудистой системы, низкий уровень функционального состояния нервной системы. К этой группе были отнесены 21,6%

от общего числа студентов. Третьему кластеру (и соответственно - третьей группе из 14,3% студентов) характерны индекс массы тела в норме, низкий уровень развития быстроты, силы, выносливости, а также функционального состояния нервной системы, средний уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы. У четвертой группы отличительными признаками были показатели индекса массы тела в норме, средний уровень развития силы и выносливости ими и высокий уровень развития быстроты; уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы и нервной системы выше нормы. К этой группе были отнесены 10,5% студентов. Для пятой группы основными чертами были высокая подготовленность силовых качеств, индекс массы тела был выше нормы, средний уровень развития быстроты и выносливости; функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы на среднем уровне. В ее состав вошли 3,7% общего количества студентов. Наконец, шестая группа характеризовалась меньшим индексом массы тела, чем норма; показатели развития быстроты и силы были на среднем уровне, а выносливости, функционального состояния сердечно-сосудистой и нервной системы - на высоком уровне. Данным характеристикам соответствовали 3,1% от общего числа студентов.

Для каждой из сформированных групп были разработаны тренировочные программы в соответствии с их характеристиками и целевыми задачами. Так, для первой была разработана тренировочная программа, позволяющая повысить уровень функционального состояния сердечно-сосудистой и нервной систем и направленная на повышение уровня физических качеств с преимущественным использованием метода повторных усилий. Для второй группы нагрузка была спланирована с применением многократных субмаксимальных напряжений аэробно-силового варианта повторно-серийного метода. Она была направлена на рост мышечной массы, увеличение силового потенциала и повышение уровня силовой выносливости, а также на поддержание уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы. У студентов третьей группы нагрузка была рассчитана на поддержание достигнутого уровня функционального состояния сердечнососудистой системы, она реализовывалась с использованием метода кратковременных максимальных напряжений для повышения уровня развития силовых качеств и быстроты, а для развития выносливости использовались преимущественно методы повторных усилий. Тренировочные нагрузки четвертой группы были сфокусированы на поддержании уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и нервной систем, физических качеств на достигнутом уровне, поэтому они осуществлялись с использованием преимущественно метода повторных многократных субмаксимальных напряжений. Для пятой группы план тренировочных нагрузок с использованием метода повторных усилий был направлен на повышение уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и нервной системы, на уменьшение массы тела, поддержание достигнутого уровня физических качеств. Для шестой группы были разработаны программы, направленные на рост мышечной массы и увеличение силового потенциала, на поддержание достигнутого уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и нервной систем. Здесь использовался комбинированный метод развития физических качеств.

После составления планов учебно-тренировочных нагрузок для каждой группы необходимо было проверить эффективность выбранного подхода. Для этого мы провели педагогический эксперимент. Были выбраны 37 человек из всех выделенных групп и распределены следующим образом: к 1-ой группе - 8, ко 2-ой - 6, к 3-ей - 7, к 4-ой - 6, к 5-ой и 6-ой - по 5 человек соответственно. Они занимались по разработанным нами дифференцированным программам. А студенты контрольной группы в количестве также 37 человек, занимающиеся физической культурой по специализации «Пауэрлифтинг», занимались по стандартной методике учебно-тренировочных нагрузок. Эксперимент, в начале и конце которого проводилось контрольное тестирование выделенных выше показателей психофизического состояния тренируемых, длился в течение двух месяцев.

Критериями эффективности мы выбрали уровень силовой подготовленности по критерию Вилкса [6], результаты в тестах общей физической подготовленности, а также динамику изменения психофизического состояния студентов. После анализа данных получились следующие результаты. У студентов, занимающихся в первой группе, произошло улучшение показателей коэффициента Вилкса в среднем на 15,2%, во второй - на 12,6%, в третьей - на 17, 5%, в четвертой - на 13, 1%, в пятой и шестой - соответственно на 14, 8% и 15,4%. Студенты, которые занимались по традиционной схеме, улучшили показатели коэффициента Вилкса в среднем на 7,7%.

■ 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа 6 группа ■ контрольная группа Рисунок 1 - Изменение показателей коэффициента Вилкса

Изменение уровня показателей физической подготовленности представлено на рисунке 2.

■ 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа 6 группа * контрольная группа Рисунок 2 - Изменение уровня показателей физической подготовленности

Динамика изменения показателей психофизического состояния студентов, значимых для успешной реализации профессиональной деятельности в выбранной области, показывала достоверное улучшение показателей состояния испытуемых. В то время как в контрольной группе уровень данных показателей практически не изменился. Достоверность полученных результатов была проверена двухвыборочным ^критерием для независимых выборок Стьюдента, а также по методу определения углового преобразования Фишера.

Подводя итоги исследования, можно сказать следующее: после проведения педагогических наблюдений первоначально мы зарегистрировали различные данные о физическом и психоэмоциональном состоянии студентов. После этого мы использовали интеллектуальный анализ полученной информации о психофизическом состоянии студентов, обучающихся по направлениям, связанных с длительной работой на компьютере. Далее с применением нейронных сетей Кохонена произвели кластеризацию тренирующихся на группы с однородными признаками. Для каждой из выделенных групп выполнили построение процесса индивидуализированной профессионально прикладной физической подготовки студентов с дифференцированием тренировочных нагрузок для каждого занимающегося. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность данного подхода к построению тренировочного процесса студентов, обучающихся по названным направлениям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из важнейших современных проблем, которые необходимо решать российскому обществу, является повышение эффективности физической подготовки трудовых резервов. Важным условием успеха в ее решении является оптимальное управление учебно-тренировочным процессом физической подготовкой студентов, обучающихся в вузах, заключающееся, по нашему мнению, в его модернизации, т. к. существующее положение вещей никак не удовлетворяет запросам настоящего времени.

Очевидная целесообразность учета будущей трудовой деятельности студентов при построении их физической подготовки не может быть реализована без соответствующих методик индивидуализированного построения учебно-тренировочного процесса ППФК. Именно таковые позволят на практике развить физические качества у обучающихся путем точного определения состава эффективных средств, и подхода к распределению занимающихся на группы в соответствии с задачами развития требуемых способностей для выделенных направлений обучения. Иначе говоря, сейчас прогрессивные образовательные технологии диктуют тенденцию к созданию дифференцированных индивидуализированных образовательных маршрутов.

В рамках образовательного процесса в высших учебных заведениях возможно и крайне необходимо переходить от эмпирического построения учебно-тренировочного процесса физической подготовки к целенаправленному, программированному ее построению, предполагающему использование инновационных технологий. Оптимальная организация, планирование учебно-тренировочного процесса и управление им обусловливается широким внедрением системного, программно-целевого формата учебного процесса с применением информационных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гавришова, Е.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в организации дополнительной оздоровительной деятельности студентов с учетом типа мотиваций / Гавришова Е.В., Грачева А.С., Третьяков А.А. // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 1. - С. 44-47.

2. Демирчоглян, Г.Г. Компьютер и здоровье: факторы риска и системы оздоровления / Г.Г. Демирчоглян. - Москва : Советский спорт, 1995. - 62 с.

3. Информационные технологии в спортивной подготовке : монография / А.Б. Лукьянов, Б.Г. Лукьянов, В.К. Плохов, В.С. Степанов. - Стерлитамак : [б. и.], 2016. - 257 с.

4. Лукьянов, А.Б. Управление тренировочным процессом в пауэрлифтинге на основе индивидуализации нагрузок в предсоревновательном периоде спортсменов высших разрядов с использованием нейросетевых технологий : дис. ... канд. пед. наук / Лукьянов Алексей Борисович. -Краснодар, 2018. - 200 с.

5. Программно-аппаратный комплекс для видеоанализа движений спортсменов / Б.Г. Лукьянов, В.С. Фетисов, О.А. Дудов, Б.И. Шейко // Вестник УГАТУ Серия «Управление, вычислительная техника и информатика». - 2007. - Т. 9, № 5 (23). - С. 64-71.

6. Московченко, О.Н. Оптимизация физических нагрузок на основе индивидуальной диагностики адаптивного состояния у занимающихся физической культурой и спортом (с применением компьютерных технологий) : дис. ... д-ра пед. наук / Московченко Ольга Никифоровна. - Москва, 2007. - 430 с.

REFERENCES

1. Gavrishova, E.V., Gracheva, A.S. and Tretyakov, A.A., (2020), "Use of information and communication technologies in the organization of additional health-improving activities of students taking into account the type of motivations", Theory andpractice of physical culture, No. 1, pp. 44-47.

2. Demirkagan, G., (1995), Computer and health: risk Factors and system recovery, Soviet sport, Moscow.

3. Lukyanov, A.B., Lukyanov, B.G., Plokhov, V.K. and Stepanov, V.S., (2016), Information technologies in sports training, Sterlitamak Institute of physical culture, Sterlitamak.

4. Lukyanov, A.B. (2018), Managing the training process in powerlifting based on individualization of loads in the pre-competition period of higher-level athletes using neural network technologies, dissertation, Krasnodar.

5. Lukyanov, B.G., Fetisov, V.S., Dudov, O.A. and Sheiko, B. I., (2007), "Software and hardware complex for video analysis of athletes 'movements", USATU Bulletin. Series "Management, computer engineering and Informatics", Vol. 9, No. 5 (23), pp. 64-71.

6. Moskovchenko, O.N. (2007), Optimization of physical loads based on individual diagnostics of adaptive state in those engaged in physical culture and sports (using computer technologies), dissertation, Moscow.

Контактная информация: lesha-lukyanov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.04.2020

УДК 796.011

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГОБОРЬЕ - НОВЫЙ ВИД СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Денис Николаевич Мальцев, кандидат биологических наук, доцент, Кировский государственный медицинский университет, Ирина Вазиховна Мальцева, педагог-дефектолог, Региональная общественная организация детей-инвалидов «Дорогою добра» Кировской

области, Киров

Аннотация

В статье предлагается новый подход к определению физических качеств обучающихся в виде выполнения контрольных нормативов, подходящих для всех групп здоровья и не требующих специальной подготовленности. Комплексное использование таких нормативов в виде соревнования «Физиологическое многоборье» позволяет участвовать в соревнованиях не только лицам основной, но и других групп здоровья, в том числе и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: физиологическое многоборье, физические качества, тесты, специальная медицинская группа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p293-297

PHYSIOLOGICAL ALL-AROUND AS A NEW KIND OF STUDENTS' COMPETITIVE ACTIVITY

Denis Nikolaevich Maltsev, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Kirov State Medical University; Irina Vazikhovna Maltseva, the teacher-defectologist, Regional public organization of disabled children "Dorogoy dobra" of the Kirov region, Kirov

Abstract

The article proposes a new approach to determining the students' physical qualities in the form of implementation of established standards that are suitable for all health groups and do not require special training. The integrated use of such standards in the form of the "Physiological All-Around" competition allows to participate in the competitions not only persons of the primary health group, but also other health groups, including persons with disabilities.

Keywords: physiological all-around, physical qualities, tests, special medical group.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящий момент в отечественной и зарубежной практике физического воспитания не существует единой батареи тестов для оценки двигательных способностей студентов СМГ [1]. При этом современное развитие системы образования, в которое включаются не только здоровые учащиеся, но и учащиеся с хроническими заболеваниями, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, а также учащиеся, освобожденные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.