Научная статья на тему 'Оптимизация прикрепления объектов сырьевой базы производителей молока к молокозаводам'

Оптимизация прикрепления объектов сырьевой базы производителей молока к молокозаводам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / КОНЦЕНТРАЦИЯ / OPTIMIZATION / TRANSPORTATIONS / TRANSPORT PROBLEM / SPECIALIZATION / CONCENTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рысьмятов Александр Закирович, Балашова Ирина Владимировна, Осенний Виталий Витальевич

Рассмотрен процесс оптимизации перевозок продукции от производителей до перерабатывающих организаций. Найден оптимальный план перевозок, при котором их затраты будут минимальными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE ATTACHMENT OF OBJECTS OF THE RAW-MATERIAL BASE OF MILK MANUFACTURERS TO MILKFABRICS

Process of optimization of transportations of production from manufacturers to the processing organizations is considered. The optimum plan of transportations at which their expenses will be minimal is found

Текст научной работы на тему «Оптимизация прикрепления объектов сырьевой базы производителей молока к молокозаводам»

УДК 338.436

UDC 338.436

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРИКРЕПЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МОЛОКА К МОЛОКОЗАВОДАМ

Рысьмятов Александр Закирович д.э.н., профессор

Балашова Ирина Владимировна соискатель

Осенний Виталий Витальевич аспирант

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Рассмотрен процесс оптимизации перевозок продукции от производителей до перерабатывающих организаций. Найден оптимальный план перевозок, при котором их затраты будут минимальными

OPTIMIZATION OF THE ATTACHMENT OF OBJECTS OF THE RAW-MATERIAL BASE OF MILK MANUFACTURERS TO MILKFABRICS

Rysmyatov Alexander Zakirovich Dr. Sci.Econ., professor

Balashova Irina Vladimirovna competitor

Osenniy Vitaliy post-graduate student

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

Process of optimization of transportations of production from manufacturers to the processing organizations is considered. The optimum plan of transportations at which their expenses will be minimal is found

Ключевые слова: ОПТИМИЗАЦИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, Keywords: OPTIMIZATION, TRANSPORTATIONS, ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, TRANSPORT PROBLEM, SPECIALIZATION, КОНЦЕНТРАЦИЯ CONCENTRATION

В Адыгее предприятия молочной отрасли за первый квартал 2009 года произвели и отгрузили продукции собственного производства на сумму 292 млн. рублей. За этот период молокоперерабатывающими предприятиями республики заготовлено на переработку более 15 тыс. тонн молока, что на 3% выше уровня 2008 года. При этом завоз из других регионов составил 12,8 тыс. тонн, или 84% от общего объема заготовок. В личных подсобных хозяйствах предприятиями республики закуплено на переработку 1,6 тыс. тонн молока, то есть всего 10,5 % от общего объема заготовок.

В 2008 году сельхозтоваропроизводителям республики, включая личные подсобные хозяйства, за счет средств республиканского бюджета были выплачены субсидии в сумме 24 млн. рублей, из расчета 1,2 рубля за 1 литр молока, сданного на промышленную переработку. Закупочные цены на молоко составляли в среднем от 8,3 до 14 рублей. В марте 2009 года цены на молоко, закупаемое у сельхозтоваропроизводителей, составляли

от 8 до 11 рублей, у ЛПХ - от 5 до 7 рублей.

Учитывая высокий удельный вес и большие объемы производства молока в КФХ и хозяйствах населения в общем объеме производства молока в РА, представляется целесообразным вовлечение его в торговый оборот после переработки в товарную продукцию конечного потребления на специализированных молочных заводах. Такая продукция естественно сможет отвечать требованиям соответствующих санитарных норм.

Несмотря на тенденцию увеличения поголовья коров и объемов производства молока в хозяйствах населения, их дельней шее увеличение сдерживается трудностями реализации продукции.

Молокозаводы в г. Майкопе (ЗАО Молкомбинат «Адыгейский»), в ст. Гиагинской (ОАО «Молзавод Гиагинский») и а. Хакуринохабль (ЗАО молзавод «Шовгеновский») имеют достаточный резерв

недоиспользованных мощностей, позволяющий принимать и перерабатывать все молоко, производимое во всех категориях хозяйств, в том числе и в хозяйствах населения. Так среднегодовая загрузка оборудования на молочных комбинатах составляет от 10 до 12% (рис. 1).

Для решения этой задачи в рамках потребительской кооперации необходима организация структурных подразделений по приемке и доставке молока от хозяйств населения на молочные заводы.

99,5

Рис. 1 - Загрузка мощностей по производству молочных продуктов в

Республике Адыгея С целью минимизации затрат на транспортировку молока на

молзаводы необходимо решить задачу по прикреплению пунктов производства молока к перерабатывающим предприятиям. То есть задачу типа транспортной задачи линейного программирования, общая постановка которой формулируется следующим образом.

В т пунктах А1, А2, ... Ат производится определенное количество единиц продукции. Объем производства продукции в каждом пункте составляет Qi единиц (/ = 1, 2, ... т), где \ - индекс производства. Данная продукция потребляется в п пунктах В1, В2, ... Вп. Объем потребления продукции в каждом пункте составляет в у единиц (] = 1, 2, ... п), где у -пункт потребителя.

Известны расходы на перевозку единицы продукции от /-го поставщика у-му потребителю - Су.

Требуется составить такой план прикрепления поставщиков к потребителям, то есть план перевозок, при котором весь продукт каждого поставщика вывозится полностью, а потребители получают его в соответствии в потребностью, и общая величина транспортных издержек С будет минимальной.

Математическая модель сформулированной задачи в символьном виде будет иметь следующий вид.

Обозначим количество продукта, перевозимого от /-го поставщика уму потребителю через Ху.

Тогда необходимо определить объемы перевозок, при которых целевая функция задачи имеет следующий вид:

т п

С = ХХСуХу ® тт (1)

/=1 у=1

При следующей системе ограничений по использованию объемов продукции производителей (поставщиков)

XХу = аг , / = 1,2,...,т (2)

у=1

по удовлетворению потребностей потребителей

т

1 Х,= Ь,, , = 1,2,..., п (3)

1=1

Поскольку обратные перевозки продукции от потребителей к поставщикам нецелесообразны, то

X, > 0

Условия (2) и (3) означают полное удовлетворение спроса в пунктах потребления и вывоз продукции в пункты производства.

Необходимым условием для выполнения этих требований и

разрешимости задачи является условие равенства доходов и потребностей.

т п

1 а,=1 Ь, (4)

1=1 ,=1

Транспортная задача, в которой имеет место равенство (4)

называется закрытой. В большинстве практических задач условие равенства запасов и потребностей (4) не выполняется и ограничения (2) или (3) имеют вид неравенств типа «меньше или равно»; в таком случае транспортная задача называется открытой. Для решения открытой

транспортной задачи ее преобразуют в закрытую путем ввода или

фиктивного поставщика если

тп

1 а <1Ь, (5)

1=1 ,=1

приписывая ему недостающий запас, или фиктивного потребителя если

тп

1 а >1Ь, (6)

1=1 ,=1

приписывая ему недостающую потребность.

Таблица 1 - Объемы производства молока в ЛПХ и хозяйствах

населения в крупных населенных пунктах РА для реализации, кг в сутки

Населенный пункт Летом Зимой

Г иагинский район

станица Г иагинская 9100 7000

станица Дондуковская 3950 3030

Кошехабльский район

аул Кошехабль 4380 3370

аул Блечепсин 1800 1380

село Вольное 2200 1700

село Натырбово 2020 1550

Ходзь 1800 1380

Красногвардейский район

село Красногвардейское 5400 4150

село Белое 1830 1400

аул Хатукай 2700 2070

М айкопский район

пгт Тульский 6300 4850

пгт Каменномостский 4550 3500

станица Абадзехская 2400 1850

посёлок Краснооктябрьский 3280 2520

станица Кужорская 2130 1630

х. Северо-Восточные Сады 1990 1530

Тахтамукайский район

аул Тахтамукай 3000 2300

аул Шенджий 1900 1460

Хомуты 1600 1230

аул Козет 800 615

Теучежский район

аул Понежукай 3000 2300

пгт Тлюстенхабль 1900 1460

Шовгеновский район

аул Хакуринохабль 2200 1690

хутор Чернышев 500 380

В таблице 1 приведены данные о наличии молока, которое производится в ЛПХ и хозяйствах населения сверх личных потребностей и может быть реализовано заготовителями в крупных населенных пунктах

РА. В таблице 2 приведены расстояния от населенных пунктов до молокоперерабатывающих предприятий.

Таблица 2 - Расстояния от населенных пунктов до

молокоперерабатывающих предприятий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Населенный пункт Расстояние до молзавода, км

ЗАО «Молкомбинат Адыгейский» (г. Майкоп) ОАО «Молзавод Гиагинский», ст. Гиагинская ЗАО молзавод «Шовгеновский» а. Хакуринохабль

Гиагинский район

станица Гиагинская - 2 -

станица Дондуковская 62 28 44

Кошехабльский район

аул Кошехабль 84 55 37

аул Блечепсин 35 32 28

село Вольное 66 98 80

село Натырбово 35 55 45

Ходзь 78 110 92

Красногвардейский район

село Красногвардейское 75 60 54

село Белое 65 46 68

аул Хатукай 90 60 70

Майкопский район

пгт Тульский 15 49 75

пгт Каменномостский 41 75 100

станица Абадзехская 30 64 90

посёлок Краснооктябрьский 5 39 70

станица Кужорская 22 54 84

хутор СевероВосточные Сады 10 40 55

Тахтамукайский район

аул Тахтамукай 114 100 110

пгт Энем 120 107 115

Хомуты 128 114 120

аул Козет 128 114 120

Теучежский район

аул Понежукай 95 80 118

пгт Тлюстенхабль 120 106 105

Шовгеновский район

аул Хакуринохабль - - 2

хутор Чернышев 65 25 30

В летний период молокозавод «Гиагинский» может принять на переработку до 60 т молока в сутки, молкомбинат «Адыгейский» - до 40 т, молзавод «Шовгеновский» - 35 т. Сравнение показывает, сто суммарное количество молока у производителей летом составляет 707,3 ц при суммарной потребности молокозаводов до 1350 ц, что превышает запасы производителей на 642,7 ц, которые приписываются фиктивному производителю.

Приведенные данные позволяют составить матрицы планирования перевозок на летне-пастбищный и зимне-стойловый периоды для решения задачи оптимального прикрепления населенных пунктов - производителей молока к молокозаводам, обеспечивающего наименьшие транспортные расходы.

В качестве критерия оптимальности примем объем перевозок в тонно-километрах, поскольку они пропорциональны затратам в денежном выражении.

В матрицах для каждого населенного пункта - поставщика отведена отдельная строка, а для каждого молокозавода - потребителя - столбец.

Кроме них, в таблице имеются дополнительные строка - Vj и столбец - Ui для записи специальных чисел - потенциалов.

Матрицы планирования перевозок с первоначальными опорными планами приведены в таблицах 3 и 4. Поиск оптимального плана перевозок начинается с составления первоначального (исходного) допустимого плана, который называется опорным планом.

Для составления опорного плана могут быть использованы способы северо-западного угла, наилучшего тарифа и двойного предпочтения.

Для составления первоначальных опорных планов мы применили способ наилучшего тарифа, позволяющий получить опорный план, близкий к оптимальному или оптимальный. Расчет потенциалов и проверка опорного плана по оптимальности свидетельствует, что условие

оптимальности выполняется в первых же таблицах.

Таблица 3 - Матрица планирования перевозок на летний период с

опорным планом

ЗАО «Молкомбинат Адыгейский» ОАО «Молзавод Гиагинский» ЗАО «Молзавод Шовгеновский» Запасы, ц

Ч 2 2 2

станица Гиагинская 0 1000 < 2 91 1000 < 91

станица Дондуковская 16 62 < 28 < 44 39,5 39,5

аул Кошехабль 23 84 < 55 < 37 43,8 43,8

аул Блечепсин 26 35 < 32 < 28 18 18

село Вольное 48 66 22 98 < 80 < 22

село Натырбово 33 35 20,2 55 < 45 < 20,2

Ходзь 48 78 18 110 < 92 < 18

село Красногвардейское 33 75 < 60 54 54 < 54

село Белое 48 65 < 6 4 ,3 0© 1 68 < 18,3

аул Хатукай 58 90 < 60 27 70 < 27

пгт Тульский 13 15 63 49 < 75 < 63

пгт Каменномостский 33 41 45,5 75 < 100 < 45,5

станица Абадзехская 23 30 24 64 < 90 < 24

посёлок Краснооктябрьский 3 5 32,8 39 < 70 < 32,8

станица Кужорская 18 22 21,3 54 84 21,3

хутор Северо-Восточные Сады 8 10 19,9 40 < 55 < 19,9

аул Тахтамукай 88 114 < 100 30 110 < 30

аул Шенджий 93 120 < 107 19 115 < 19

Хомуты 98 128 < 104 16 120 < 16

аул Козет 98 128 < 114 8 120 < 8

аул Понежукай 68 95 < 80 30 118 < 30

пгт Тлюстенхабль 83 120 < 106 19 105 < 19

аул Хакуринохабль 0 1000 < 1000 < 2 22 22

хутор Чернышев 23 65 < 25 5 30 < 5

Фиктивный поставщик -2 0 133,3 0 316,2 0 193,2 642,7

Потребности, ц 400 600 350 1350

Таблица 4 - Матрица планирования перевозок на зимний период с опорным планом______________________________________________________

ЗАО «Молкомбинат Адыгейский» ОАО «Молзавод Гиагинский» ЗАО «Молзавод Шовгеновский» Запасы, ц

2 2 2

станица Гиагинская 0 1000 < 2 91 1000 < 70

станица Дондуковская 16 62 < 28 < 44 39,5 30,3

аул Кошехабль 23 84 < 55 < 37 43,8 33,7

аул Блечепсин 26 35 < 32 < 28 18 13,8

село Вольное 48 66 22 98 < 80 < 17

село Натырбово 33 35 20,2 55 < 45 < 15,5

Ходзь 48 78 18 110 < 92 < 13,8

село Красногвардейское 33 75 < 60 54 54 < 41,5

село Белое 48 65 < 46 18,3 68 < 14

аул Хатукай 58 90 < 60 27 70 < 20,7

пгт Тульский 13 15 63 49 < 75 < 48,5

пгт Каменномостский 33 41 45,5 75 < 100 < 35

станица Абадзехская 23 30 24 64 < 90 < 18,8

посёлок Краснооктябрьский 3 5 32,8 39 < 70 < 25,5

станица Кужорская 18 22 21,3 54 84 16,3

хутор Северо-Восточные Сады 8 10 19,9 40 < 55 < 15,3

аул Тахтамукай 88 114 < 100 30 110 < 23

аул Шенджий 93 120 < 107 19 115 < 14,6

Хомуты 98 128 < 104 16 120 < 12,3

аул Козет 98 128 < 114 8 120 < 6,15

аул Понежукай 68 95 < 80 30 118 < 23

пгт Тлюстенхабль 83 120 < 106 19 105 < 14,6

аул Хакуринохабль 0 1000 < 1000 < 2 22 16,9

хутор Чернышев 23 65 < 25 5 30 < 3,8

Фиктивный поставщик -2 0 133,3 0 316,2 0 193,2 642,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребности, ц 400 600 350 1350

Таким образом, можно сделать вывод, что в них получен оптимальный план перевозок молока от населенных пунктов к молокозаводам, обеспечивающий минимальные транспортные расходы.

Любое другое прикрепление населенных пунктов к заводам приведет к увеличению затрат на транспортировку молока. Альтернативного плана перевозок с затратами, равными полученным вариантам составить не предоставляется возможным, так как для всех незаполненных клеток матрица планирования перевозок, соответствующих маршрутам перевозок, сумма потенциалов меньше тарифов - расстояний от поставщиков к потребителям.

Таблица 5 - Оптимальный план перевозок закупочно-сбытовым кооперативом молока, производимого в хозяйствах населения на молокозаводы РА в летне-пастбищный период (составлен автором)

Молзаводы Населенные пункты Объем перевозки, ц Расстояние, км Затраты, т. км

ЗАО «Молкомбинат Адыгейский» село Вольное 22 66 145,2

село Натырбово 20,2 35 70,7

Ходзь 18 78 140,4

пгт Тульский 63 15 94,5

п.Каменномостский 45,5 41 186,55

ст. Абадзехская 24 30 72

п.Краснооктябрьский 32,8 5 16,4

станица Кужорская 21,3 22 46,86

х. Северо-Восточные Сады 19,9 10 19,9

Всего на ЗАО Адьн • «Молкомбинат ейский» 266,7 792,51

ОАО «Молзавод Гиагинский» станица Гиагинская 91 2 18,2

ст. Дондуковская 39,5 28 110,6

село Белое 18,3 46 84,18

аул Хатукай 27 60 162

аул Тахтамукай 30 100 300

аул Шенджий 19 107 203,3

Хомуты 16 114 182,4

аул Козет 8 114 91,2

аул Понежукай 30 80 240

хутор Чернышев 5 25 12,5

Всего на ОАО «Молзавод Гиагинский» 283,8 1404,38

ЗАО молзавод «Шовгеновский» аул Кошехабль 43,8 25 109,5

аул Блечепсин 18 28 50,4

с. Красногвардейское 54 54 291,6

аул Тлюстенхабль 19 105 199,5

аул Хакуринохабль 22 2 4,4

Всего на З «Шовг »АО молзавод еновский» 156,8 655,4

Итого 707,3 2852,29

Оптимальный план перевозок молока на летне-пастбищный период приведен в таблице 5. Все молоко, производимое в летне-пастбищный период в наиболее крупных населенных пунктах РА, ежедневно доставляется на молкомбинат «Адыгейский», молокозаводы «Г иагинский» и «Шовгеновский» в количествах 26,67; 28,38 и 15,68 тонн соответственно.

Таблица 6 - Оптимальный план перевозок закупочно-сбытовым кооперативом молока, производимого в хозяйствах населения на

молокозаводы РА в зимне-стойловый период (составлен автором)

Молзаводы Населенные пункты Объем перевозки, ц Расстояние, км Затраты, т. км

ЗАО «Молкомбинат Адыгейский» село Вольное 17 66 112,2

село Натырбово 15,5 35 54,25

Ходзь 13,8 78 107,64

пгт Тульский 48,5 15 72,75

п.Каменномостский 35 41 143,5

ст. Абадзехская 18,8 30 56,4

п.Краснооктябрьский 25,5 5 12,75

станица Кужорская 16,3 22 35,86

х. Севеоро-Восточные Сады 15,3 10 15,3

Всего на ЗАО «Молкомбинат Адыгейский» 205,7 610,65

ОАО «Молзавод Гиагинский» станица Гиагинская 70 2 14

ст. Дондуковская 30,3 28 84,84

село Белое 14 46 64,4

аул Хатукай 20,7 60 124,2

аул Тахтамукай 23 100 230

аул Шенджий 14,6 107 156,22

Хомуты 12,3 114 140,22

аул Козет 6,15 114 70,11

аул Понежукай 23 80 184

хутор Чернышев 3,8 25 9,5

Всего на ОАО «Молзавод Гиагинский» 217,85 1077,49

ЗАО молзавод «Шовгеновский» аул Кошехабль 33,7 25 84,25

аул Блечепсин 13,8 28 38,64

с. Красногвардейское 41,5 54 224,1

аул Тлюстенхабль 14,6 105 153,3

аул Хакуринохабль 16,9 2 3,38

Всего на ЗАО молзавод «Шовгеновский» 120,50 503,67

Итого 544,05 2191,81

Среднее расстояние перевозки молока на молкомбинат «Адыгейский» составит 29,7 км, на молзавод «Гиагинский» - 49,5 км и на молзавод «Шовгеновский» - 41,8 км. Среднее расстояние перевозок молока составляет 40,3 км, а на транспортировку всего молока будет затрачиваться 2852,29 тонно-километров ежедневно.

Оптимальный план перевозок молока на зимне-стойловый период

приведен в таблице 6. В соответствии с оптимальным планом на молкомбинат «Адыгейский» доставляется 20,57 т молока при среднем расстоянии перевозок 29,7 км, на молзавод «Гиагинский» - 21,79 т молока при среднем расстоянии перевозок 49,5 км и на молзавод «Шовгеновский» -12,05 т при среднем расстоянии перевозок 41,8 км.

На транспортировку всего молока в зимне-стойловый период будет затрачиваться 21914,81 т.км при среднем расстоянии перевозок 40,3 км.

Как показывает анализ оптимальных планов перевозок на летнепастбищный и зимне-стойловый периоды прикрепление населенных пунктов к молокозаводам по периодам не изменятся. Это является следствием недозагрузки мощностей перерабатывающих предприятий.

Таблица 7 - Экономическая эффективность оптимизации

организации закупок молока в ЛПХ через закупочные кооперативы и его

переработки на молокозаводах РА

Показатели Летне- пастбищный период Зимне- стойловый период Всего за год

Экономика закупок молока

Объем закупки молока в сутки, т 70,73 54,405 X

Длительность периода, суток 200 165 365

Всего, г 14146 8976,8 23122,8

Затраты тонно-километров в сутки 2852 2192 X

Всего тонно-километров 570400 361680 932080

Среднее расстояние перевозки 40,3 40,3 X

Затраты на перевозку молока, тыс. руб. 1426 904,2 2330,2

Денежная выручка ЛПХ, тыс. руб. 143581,9 91114,77 234696,7

Экономика переработки молока на молокозаводах, тыс. руб.

Материальные затраты всего 170753,6 107452,6 278206,2

В т. ч. молочное сырье 145007,9 91114,8 236122,7

прочие материальные затраты 25745,7 16337,8 42083,5

Оплата труда с отчислениями 24472,6 15529,9 40002,5

Амортизация 6224,2 3949,8 10174,0

Прочие 13438,7 8528,0 21966,7

Всего затрат 214889,1 135460,3 350349,4

Денежная выручка молокозаводов 245433,1 155747,9 401181,0

Валовая прибыль 30544,0 20287,6 50831,6

Валовой доход (добавленная стоимость) 55016,5 35817,5 90834,1

Окупаемость затрат, руб./руб. 1,142 1,150 1,145

Расчет экономической эффективности организации закупок молока в ЛПХ и его переработки на молзаводах РА приведен в таблице 7.

Объем молока, закупаемого в крупных населенных пунктах РА для переработки может составить 23122 т, что составляет более 23% от всего количества молока, производимого в республике.

При оптимальном плане перевозок затраты на транспортировку составят 2330,2 тыс. руб. При закупочных ценах на молоко, равных закупочным ценам в сельскохозяйственных организациях, денежная выручка ЛПХ составляет 234696,7 тыс. руб.

Исследования, проведенные нами, позволили установить нормативы затрат и сумму денежной выручки в расчете на 1 т молока, переработанного на молокозаводах при сложившемся ассортименте готовой продукции конечного потребления.

Расчеты, выполненные с использованием полученных нормативов, показывают, что общая сумма затрат на переработку молока, закупаемого в ЛПХ составит 350349,4 тыс. руб. Из них материальные затраты, состоящие из затрат на транспортировку, стоимости сырья и прочих материальных затрат, составят 79,4% или 278206,2 тыс. руб. На оплату труда с отчислениями затрачивается 40002,5 тыс. руб. или 11,42%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

От реализации молочной продукции, выработанной из дополнительного молока, денежная выручка составит 401181 тыс. руб., что обеспечит окупаемость 1 рубля затрат на уровне 1,145 рублей. Вовлечение в оборот молока, производимого в ЛПХ, позволит произвести добавленной стоимости на сумму 90834,1 рубля. Учитывая, что добавленная стоимость является основным элементом ВВП республики, это позволит увеличить ВРП (валовой региональный продукт) республики на 0,3%.

Организация закупки молока в ЛПХ, кроме общей экономической

эффективности будет иметь и существенный социальный эффект, так как при высоком уровне безработицы в республике личное подсобное хозяйство становится основным источником доходов.

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что перерабатывающие предприятия обладают значительным резервом, порядка 50-90% по загрузке имеющихся мощностей сырьем собственного производства. Сегодня проблема в республике не в ограниченности перерабатывающих мощностей, а зачастую в недостаточных объемах сырья.

Таким образом, нами предложено создание потребительского кооператива, функцией которого является сбор и транспортировка молока на молокозаводы Республики Адыгея. На основе экономикоматематической модели проведена оптимизация закрепления хозяйств и формирование сырьевой базы молкомбинатов Адыгейский, Гиагинский и Шовгеновский Республики Адыгея. Разработан оптимальный план перевозок молока, производимого в хозяйствах населения на молокозаводы.

Литература:

1. Мероприятия по эффективному ведению сельскохозяйственного производства в условиях кризиса: рекомендации / Под общ ред. А.В. Голубева; ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ». 2-е изд. Саратов, 2009. 124 с.

2. Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М.: Наука, 1991. 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.