TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ Б МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
ГОЛУБЕВ А.П.,
аспирант,
Сочинский государственный университет, e-mail: lsd-storm@yandex.ru
В работе определена необходимость и основные направления закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджета муниципальных образований.
Ключевые слова: бюджет; муниципальные образования; налоги; доход.
In this paper we define the need and the basic directions of adopting a local budgets real dimensions of income to meet the needs of municipal budgets.
Keywords: budget; municipalities; taxes; income.
Коды классификатора JEL: R51.
Бюджет — это важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующей территории.
Местный бюджет рассматривается в качестве самоуправляющейся территории, которая при условии наделения ее другими установленными законодательством признаками получает статус муниципального образования.
Определяющее значение в составе доходных источников бюджетов муниципальных образований принадлежит налоговым доходам, но на практике получается так, что чем ниже уровень соответствующего бюджета в бюджетной системе страны, тем меньшее значение имеют налоговые платежи.
Хотелось бы остановиться на основном проблемном аспекте практической деятельности муниципальных финансовых органов: наполняемости доходной части бюджета.
Добиться улучшения сегодняшней ситуации, связанной с недостаточной обеспеченностью местного бюджета финансовыми средствами, реально не за счет попыток перетягивания бюджетного «одеяла» между бюджетами разных уровней, а лишь путем усовершенствования действующей законодательной базы и создания механизма тесного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Принятие мер в данном направлении позволило бы избежать необоснованных потерь средств местными бюджетами, а также значительно увеличить объем дополнительных доходов бюджетов всех уровней.
К сожалению, у нас еще много пробелов в законодательстве. Например, всем хорошо известна проблема «конвертной» схемы выплаты заработной платы. По разным оценкам, от 10 до 25% организаций применяют различные «серые» и «черные» схемы минимизации выплат, связанных с заработной платой работников. Благодаря усилиям, взаимодействию с налоговыми и правоохранительными органами, отделениями ПФ РФ (Пенсионного фонда Российской Федерации), активизации работы с населением через СМИ процент «серых» зарплат снижается, но не такими темпами, как хотелось бы.
Администрациям муниципальных образований необходимо добиваться постепенного повышения средней минимальной заработной платы. Это год за годом позволит получить плюсом в бюджет миллионы рублей.
Но на практике существует следующая проблема — очень слабая правовая база в этом отношении. Усиление ответственности руководителей предприятий и принятие более жестких мер наказания позволило бы получить дополнительные доходы от НДФЛ и в местные бюджеты.
Поэтому необходимо ужесточить законодательство в этой сфере, чтобы работодатель был вынужден устанавливать реальную заработную плату. Реальных рычагов для того, чтобы привлечь к этой работе прокуратуру и правоохранительные органы, сегодня мало. Администрации муниципальных образований занимаются этим, так скажем, индивидуально, но хотелось бы, чтобы существовали более серьезные рычаги воздействия на законодательном уровне, тем более это может принести реальные деньги.
Налог на прибыль организаций.
Ситуация во многом схожа с предыдущим налогом, но гораздо серьёзнее. Либеральное законодательство в этой сфере привело к появлению практики минимизации налогооблагаемой прибыли. Расширен состав затрат, относимых
© А.П. Голубев, 2012
ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ 1 41
на себестоимость, целые институты обучают, как уйти от уплаты налога. Поэтому очень важно, чтобы в данном случае налоговыми органами был установлен жесткий контроль за соблюдением законодательства в данной сфере, обеспечивающий объективное формирование налогооблагаемой прибыли. Их необходимо наделить реальными полномочиями для проведения этой работы.
Налог на имущество физических лиц.
Проблемой многих регионов является незавершенное строительство по индивидуальному жилищному строительству (ИЖС). Плательщиками налога признаются физические лица — собственники имущества. Нормами Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество в виде административного штрафа. Но нормы не работают, поскольку законодательно не установлен срок, в который должна быть проведена государственная регистрация.
В данном вопросе предлагается ввести следующие изменения в нормативную базу:
— Дополнить Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» нормой, в соответствии с которой застройщик обязан в месячный срок с момента завершения строительства зарегистрировать право собственности на свой объект.
— Рассмотреть возможность увеличения штрафов за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество до размеров, сопоставимых с годовой суммой налога на имущество физических лиц.
Единый налог на вмененный доход.
Для увеличения объемов поступлений от этого налога также существуют резервы. Поскольку 90% налога зачисляется в местный бюджет, то муниципалитет заинтересован в увеличении размеров поступающих сумм и имеет возможность стимулировать предпринимательскую активность путем установления значений корректирующего коэффициента К2.
Вероятно, стоило бы на законодательном уровне рассмотреть вопрос и о передаче на уровень муниципалитетов права расширения перечня видов деятельности, по которым может применяться «вмененка», а также определять размеры базовой доходности.
Также следует ужесточить контроль за таким видом деятельности, попадающей под ЕНВД, как предоставление населению автотранспортных услуг по перевозке пассажиров. На данном этапе именно этот вид деятельности составляет приблизительно 1/3 от всех поступлений по ЕНВД. Количество маршрутных такси и таксомоторов, не закрепленных ни за одним автотранспортным предприятием, составляет 60 % от общего числа данных автотранспортных средств. Ужесточением законодательства в этой области, в частности, увеличением штрафов, а также усилением контрольной деятельности налоговых органов, органов ГИБДД и администрации муниципальных образований этот показатель можно реально снизить.
Земельный налог.
Данный налог составляет значительную часть доходов местного бюджета. В этой связи особое значение имеет его планирование и прогнозирование.
Основой для формирования налоговой базы для начисления земельного налога является кадастровая стоимость объекта.
В настоящее время только часть земельных участков полноценно оформлена и внесена в кадастр. И это лишь одна из причин, по которой местные бюджеты не дополучают платежи по земельному налогу. Основная проблема состоит во множестве поставщиков и неоднозначности информации, передаваемой в налоговые органы для определения земельного налога. Очень часто сведения, которыми располагают такие учетные ведомства, как Главное Управление Федеральной регистрационной службы и Управление Роснедвижимости не совпадают, а иногда и противоречат друг другу.
Кроме того, согласно п. 12 ст. 396 НК РФ, органы муниципальных образований также обязаны передавать сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. При этом каждая из вышеперечисленных служб тратит бюджетные средства на разработку программ, которые часто не совместимы между собой. Необходимо выработать единое задание на разработку программ по учету земель. Отсутствие единой базы для разработки программ по учету земель и начисления земельного налога приводит к весомым потерям местного бюджета.
Для решения этой проблемы Правительству РФ необходимо выработать общую концепцию формирования сведений о земельных участках и установить жесткий контроль за правильностью их предоставления.
Большой проблемой по-прежнему остается нецелевое использование земельных участков (размещение на участках под ИЖС моек автотранспорта, станций технического обслуживания, магазинов, многоквартирных жилых домов и офисных зданий). В федеральном законодательстве четко не сформулировано содержание понятия «использование земли не по целевому назначению». Кроме того, не совсем точно указаны основания для выявления целевого или нецелевого использования земли, досконально не разработаны процедуры осмотра земельных участков на предмет их использования по назначению или не по назначению. Отсутствует информационный обмен между заинтересованными государственными органами для своевременного налогообложения земельных участков в соответствии с фактическим их использованием. В случае выявления нецелевого использования земельного участка не ясно, причислять ли «использование земли не по целевому назначению» к административным правонарушениям, или к нарушениям законодательства о налогах и сборах.
В налоговом и земельном законодательстве необходимо четко разделить полномочия между Федеральной службой земельного кадастра России, комитетами по земельным ресурсам и землеустройству и налоговыми органами в случае обнаружения ими нецелевого использования земельных участков.
Транспортный налог.
Транспортный налог сегодня уплачивается только законопослушными владельцами транспортных средств. НК РФ определено, что налог уплачивается на основании уведомления, нет уведомления — нет обязанности. При этом не учитываются реалии жизни. Налоговые органы не в состоянии оперативно определять фактическое место жительства
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
142
А.П. ГОЛУБЕВ
плательщиков. В результате, уведомления направляются по старым адресам, тратятся огромные бюджетные средства на почтовые расходы, а по действующему законодательству мы не имеем права финансировать налоговые органы даже на эти цели.
Следует считать необходимым включить квитанции об оплате транспортного налога в перечень документов, необходимых для прохождения технического осмотра, при регистрации транспортного средства вносить в базу данных Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), обязать налоговые органы и органы ГИБДД регулярно осуществлять сверку имеющихся данных.
Недоимка.
Одним из резервов увеличения доходов бюджета является погашение задолженности по налогам и сборам. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 410 налоговые органы предоставляют в финансовые органы субъектов РФ и муниципалитетов информацию о суммах задолженности в целом по видам налогов и сборов.
В целях сокращения недоимки в бюджет предлагается внести изменение в указанное Постановление Правительства, касающееся предоставления налоговыми органами в финансовые органы информации о суммах задолженности в разрезе плательщиков. Тем более, НК РФ не относит к налоговой тайне сведения о нарушениях налогового законодательства.
Это позволит органам местного самоуправления оказать содействие налоговым органам в работе с недоимкой. Взаимодействие с Управлением федерального казначейства (УФК).
Органы федерального казначейства отражают платежи в бюджет, поступающие от физических лиц через отделения банков, платёжными документами с указанием количества квитанций на общую сумму платежей. В этом случае плательщик данного вида дохода не определён, и это затрудняет работу при разрегулировании невыясненных платежей. Будет целесообразным отображать в назначении платежа не количество плательщиков, а сведения (ФИО, ИНН, адрес), которые указываются плательщиком в квитанции.
Также серьезные сложности по учету доходов возникают при смене форматов предоставления органами федерального казначейства информации в электронном виде. Смена форматов неизбежно влечет необходимость внесения изменений в программный продукт, что негативно отражается на результатах. Хотелось бы, чтобы подобные изменения вносились до наступления очередного финансового года либо квартала и о них заранее уведомлялись финансовые органы муниципальных образований.
Следует оптимизировать деятельность по мобилизации имеющихся резервов. Для этого необходим инструмент, с помощью которого органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могли бы четко организовать и проводить работу в данном направлении.
Работа по наполняемости доходной части бюджета должна быть сопряжена с повышением качества финансового менеджмента в бюджетном секторе. Причем принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, провозглашенный БК РФ, означает, что участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов не только с использованием наименьшего объема средств, но и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.
Таким образом, без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджета муниципальных образований, проблему не решить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998).
2. ФЗ от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федеральных
законов от 09.07.1999 № 159-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 28.12.2004 № 183-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ).
3. ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. от 08.05.2010 № 83-ФЗ).
4. (Электронный ресурс). Режим доступа: www.consultant.ru.
5. (Электронный ресурс). Режим доступа: www.minfin.ru.
6. (Электронный ресурс). Режим доступа: www.nalog.ru.