Научная статья на тему 'Оптимизация налоговых льгот Смоленской области'

Оптимизация налоговых льгот Смоленской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX INCENTIVES / НАЛОГИ / TAXS / СОБИРАЕМОСТЬ / COLLECTABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольховик Владимир Витальевич

В статье рассматривается оптимизация налоговых льгот с точки зрения снижения выпадающих доходов по транспортному налогу и увеличения налогового потенциала консолидированного бюджета на примере Смоленской области. Предлагаемые автором мероприятия направлены на увеличение налоговых поступлений, отмену налоговых льгот только на основе проведения предварительного анализа экономической, бюджетной, социальной эффективности и запрет установления дополнительных налоговых льгот без поиска источников покрытия выпадающих доходов консолидированного бюджета Смоленской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация налоговых льгот Смоленской области»

5. Курбатова И. А., Пермякова Н. П. Проблемы повышения индекса человеческого развития в условиях социально-экономического неравенства // Проблемы современной науки и образования. № 29 (71), 2016. С. 28.

6. Андрианов В. Д. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции / В. Д. Андрианов. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. 326 с.

7. Цифровые дивиденды. Обзор. Доклад о мировом развитии 2016 г. Группа Всемирного банка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/ (дата обращения: 18.12.2016).

Optimization of tax advantages of Smolensk region Olkhovik V.

Оптимизация налоговых льгот Смоленской области Ольховик В. В.

Ольховик Владимир Витальевич / Olkhovik Vladimir — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Центр межбюджетных отношений Научно-исследовательский финансовый институт, доцент,

департамент финансов, факультет экономических наук, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, кафедра бизнес-информатики, Институт математики информатики и естественных наук, Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается оптимизация налоговых льгот с точки зрения снижения выпадающих доходов по транспортному налогу и увеличения налогового потенциала консолидированного бюджета на примере Смоленской области. Предлагаемые автором мероприятия направлены на увеличение налоговых поступлений, отмену налоговых льгот только на основе проведения предварительного анализа экономической, бюджетной, социальной эффективности и запрет установления дополнительных налоговых льгот без поиска источников покрытия выпадающих доходов консолидированного бюджета Смоленской области. Abstract: the article deals with the optimization of tax benefits in terms of reducing the shortfall in income on transportation tax and increase tax potential of the consolidated budget for the example of Smolensk area. Proposed by the author measures aimed at increasing tax revenues, the abolition of tax benefits only on the basis of the preliminary analysis of the economic, fiscal, social effectiveness and the prohibition of the establishment of additional tax benefits without seeking sources to cover the loss of income of the consolidated budget of the Smolensk region.

Ключевые слова: налоговые льготы, налоги, собираемость. Keywords: tax incentives, taxs, collectability.

В настоящее время налоговая политика предусматривает стимулирование развития как отдельных регионов, так и отдельных видов деятельности, что должно значительно увеличить налоговый потенциал государства в целом и территорий в частности [1]. Однако большинство предоставленных налоговых льгот не стимулируют инновационную и инвестиционную деятельность. Налоговая политика России на ближайшую перспективу как важнейшая составляющая совершенствования налогового механизма декларирует необходимость проведения оптимизации налоговых льгот как на уровне федеральных, так и на уровне региональных и местных налогов [2].

Смоленская область находится на 8 месте по размеру государственного долга по отношению к доходам без учета безвозмездных трансфертов, долг по состоянию на 01.01.2016 г. составляет 102% доходов без учета безвозмездных перечислений. Причиной роста долга является увеличение объема расходных обязательств на фоне сокращения доходов. В связи с

этим необходимо проводить мероприятия по сокращению расходов [3] или увеличению налоговых доходов, в т.ч. за счет оптимизации налоговых льгот регионального бюджета.

Как и многие другие регионы [4], Смоленская область имеет возможность предоставлять налоговые льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу. В 2015 г. в Смоленской области наблюдалось снижение собираемости по налогу на прибыль, до 91,51% от начислений. При этом увеличилась собираемость по налогу на имущество организаций до 98,34%. По транспортному налогу за последние 3 года также наблюдается постепенное повышение собираемости с 92,98% до 98,83%. Сумма налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций за 2015 год составила 46, 542 млн рублей (фактически налоговых поступлений 11303,53 млн рублей). В 2015 году по налогу на имущество организаций отношение льгот в объеме поступлений составило всего лишь 1,3%, по налогу на прибыль - 0%, а по транспортному налогу 11,2% (таблица 1).

Таблица 1. Объем налоговых льгот по региональным налогам в 2014-2015 гг.

2014 2015

Поступления по налогу, тыс. руб. Выпадающ ие доходы, тыс. руб. Доля, % Поступлен ия по налогу, тыс. руб. Выпадающие доходы, тыс. руб. Доля , %

Налог на прибыль организаций 5699931,00 244,00 0 7 986 995,87 2 595,00 0

Налог на имущество организаций 3148645,00 37785,00 1,2 3 316 539,35 43 947,00 1,3

Транспортный налог 192708,00 16735,00 8,0 199982,00 22442,00 11,2

Увеличение выпадающих доходов по транспортному налогу связано с предоставление налоговых льгот налогоплательщикам, осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов, в отношении грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил (свыше 183,9 кВт); налогоплательщикам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в междугородном, пригородном и городском сообщении, в отношении автобусов, имеющих газовый тип двигателя.

Рассмотрим возможность укрупнения шкалы налоговых ставок по транспортному налогу с учетом количества зарегистрированных автомобилей в Смоленской области в 2015 году. Так при рассмотрении возможности увеличения налоговых поступлений по транспортному налогу среди зарегистрированных автомобилей наибольшее внимание следует уделить легковым авто с мощностью двигателя до 100 л.с. (4090 шт.), а также грузовых с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (5718 шт.) и свыше 250 л.с. (7084 шт.).

Сравнение с регионами по ЦФО показывает, что для категорий легковых автомобилей ставка по транспортному налогу находится на среднем уровне, однако для автомобилей мощностью двигателя до 100 л.с. есть резерв увеличения ставки до 25 руб., свыше 250 л.с. появляется возможность увеличения ставки до 150 руб. (таблица 2), а для грузовых автомобилей свыше 100 л.с. до 150 л.с. ставку установить на уровне 40 руб., свыше 250 л.с. ставку 85 руб.

Таким образом, с целью увеличения налоговых доходов и снижения объема выпадающих доходов Смоленской области рекомендуется пересмотреть ставки по транспортному налогу и оценить бюджетную, социальную и экономическую эффективность предоставленных налоговых льгот по данному налогу.

Таблица 2. Ставки по транспортному налогу для легковых автомобилей в зависимости от мощности

двигателя

Ма-

Налоговая ставка (руб.) кс. предел

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): Костромская область Вологодская область Кировская область Смоленская область Ивановская область Тверская область Нижегородская область

до 70 л. с. 12,5 25 18 10 10 10 13,5 25

до 100 л. с. 14 25 20 20 10 10 22,5 25

свыше 100 л. с. до 150 л. с. 26,8 35 30 40 20 21 31,5 40

свыше 150 л. с. до 200 л. с. 38 50 44 60 35 30 45 60

свыше 200 л. с. до 250 л. с. 60 75 60 100 60 45 75 100

свыше 250 л. с. 120 150 120 100 120 90 150 150

Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

свыше 100 л. с. до 150 л. с. 40 40 40 31 22 40 45 4045

свыше 250 л. с. 74 85 85 52 55 85 76,5 85

Мероприятия по оптимизации налоговых льгот включают в себя:

1. Отмену налоговых льгот налогоплательщикам, осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов, в отношении грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил (свыше 183,9 кВт) на основе предварительного анализа экономической, бюджетной и социальной эффективности.

2. Увеличение ставок по транспортному налогу в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. до 25 руб., а для грузовых автомобилей свыше 100 л.с. до 150 л.с. ставку установить на уровне 40 руб., свыше 250 л.с. ставку 85 руб. С этой целью необходимо внести изменения в закон Смоленской области от 27 ноября 2002 г. N 87-з «О транспортном налоге».

3. Введение на законодательном уровне положений, обязывающих налогоплательщиков предоставлять отчеты о результативности использования налоговых льгот. В связи с этим необходимо внести изменения в постановление Администрации Смоленской области от 28 июня 2005 г. № 182.

4. Установление запрета на расширение перечня получателей льгот по транспортному налогу и налогу на имущество организаций без наличия источников компенсации выпадающих доходов бюджета.

Литература

1. Малис Н. И. Налоговая политика на среднесрочный период: оптимизация льгот и стимулирование инвестиций / Н. И. Малис. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, 2014. № 3 (21). С. 89-95.

2. Горский И. В. Обоснованность стимулирующей роли налоговых льгот / И. В. Горский. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, 2013. № 4 (18). С. 167-170.

3. Ольховик В. В. Потребности в финансировании и возможности оптимизации расходов регионального бюджета субъектов Российской Федерации на примере костромской области/ В. В. Ольховик. Научный вестник: финансы, банки, инвестиции, 2016. № 1 (34). С. 47-50.

4. Ольховик В. В. Региональные налоговые льготы в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Карелия) // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 31 (73). С. 58-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.