Научная статья на тему 'Оптимизация методологических подходов к понятию «Биологический фактор» применительно к железнодорожному транспорту'

Оптимизация методологических подходов к понятию «Биологический фактор» применительно к железнодорожному транспорту Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
190
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ТРУДА / WORKING CONDITIONS / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORT / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА / SPECIAL ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / BIOLOGICAL FACTOR / ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ / DISINFECTION / УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ / DEVICES FOR DISINFECTION / РИСК / RISK / ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ / DANGEROUS GOODS / ОХРАНА ТРУДА / LABOUR SAFETY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Хаманов Иван Геннадьевич, Щетинин Александр Николаевич, Евстегнеева Александра Александровна

Данная статья посвящена вопросам, касающимся производственно-профессионального риска воздействия «биологического фактора» на работников железнодорожного транспорта. В статье приведены результаты работы, цель которой заключалась в совершенствовании системы охраны труда на железнодорожном транспорте при воздействии на работников патогенных микрои макроорганизмов. На основании материала, полученного в ходе изучения нормативных документов существующей системы санитарно-гигиенической оценки условий труда и многолетней практической деятельности в этой области, представлены основные методологические трудности при оценке «биологического фактора». Сформулирован термин «биологический фактор», обоснована необходимость оценки риска воздействия этого вредного фактора, расширен перечень источников и профессиональных групп работников железнодорожного транспорта, потенциально подверженных воздействию «биологического фактора». Применительно к железнодорожному транспорту, обоснована необходимость разработки дополнительных средств защиты и профилактики для снижения риска воздействия этого вредного производственного фактора, представлено устройство, разработанное для этих целей. Принцип действия устройства основан на комплексном использовании способов ультразвукового воздействия и ионизации с целью обеззараживания атмосферного воздуха в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, станций метрополитена. По результатам детального изучения нормативной документации в области перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом, действующей на территории Российской Федерации, выявлены основные существующие проблемы и пути их решения, с точки зрения биологической безопасности. Сформулирован термин «биологически опасные грузы», обоснована необходимость дополнения действующих классификаций опасных грузов «биологически опасными грузами», представлен примерный перечень таких грузов, неучтенных ранее, обоснована возможность воздействия этих грузов на работников железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Хаманов Иван Геннадьевич, Щетинин Александр Николаевич, Евстегнеева Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE CONCEPT OF «BIOLOGICAL FACTOR» PRIMINITELNO RAIL TRANSPORT

Article is devoted to production and occupational exposure to «biological factor» for workers оf railway transport. Purpose improving the system of occupational safety in railway transport under the influence of workers pathogenic organisms. To identify gaps in the system of assessment «biological factor» has been studied Russian normative documentation for a special assessment of working conditions and carried out long-term work on hygienic assessment of working conditions. The article defines the term «biological factor», justify the need for of risk assessment of the harmful factor, expand the list of sources and professional group of railway workers potentially exposed to «biological factor». In this article presents a device for protection and prophylaxis railway workers from biological factor. The principle of operation of the device is based on the integrated use of methods of ultrasonic treatment and ionization to disinfect the indoor air of railway stations, bus stations, subway stations. According to the results of studying the Russian regulatory documentation in the transportation of dangerous goods by railway, identified the main problems and their solutions, in terms of biological safety: formulated the term «biologically dangerous goods»; the necessity of creating a class or sub-class «biologically dangerous goods» and its implementation in the existing rules; developed a simple list of «biologically dangerous goods»; the possibility of the impact of these goods on railway workers.

Текст научной работы на тему «Оптимизация методологических подходов к понятию «Биологический фактор» применительно к железнодорожному транспорту»

2. Kuznecov K. S., Kuznecov S. M. Formation of conservation fleet [Formirovanie resursos-beregayushchego parka mashin]. Put' i putevoe khoziaistvo - Path and track facilities, 2006, no 8, pp. 11 - 12.

3. Isakov A. L., Kuznecov K. S., Kuznecov S. M. Formation of conservation complex machines for the construction of buildings and structures [Formirovanie resursosberegayushchego kompleksa mashin dlya stroitel'stva zdanij i sooruzhenij]. Mekhanizatsiia stroitel'stva - Mehani-zatsiya construction, 2013, no 9, pp. 14 - 17.

4. Kuznecov S. M. Systems engineering resource-saving technology of construction of buildings [Sistemotekhnika resursosberegayushchej tekhnologii stroitel'stva zdanij i sooruzhenij]. Izvesti-ia vuzov. Stroi-tel'stvo - Proceedings of the universities. Building, 2005, no 3, pp. 110 - 117.

5. Kuznecov S. M., Permyakov V. B., Habarova P. A. Assessment of the importance of organizational and technological factors, the reliability of the dredgers [Ocenka znachimosti faktorov or-ganizacionno-tekhnologicheskoj nadezhnosti raboty zemsnaryadov]. Ekonomika zheleznykh dorog -Economy railways, 2009, no 7, pp. 56 - 61.

6. Kuznecov S. M. Assessment of the technical reliability of hydro-systems [Ocenka tekhnich-eskoj nadezhnosti raboty gidrotransportnyh system]. Ekonomika zheleznykh dorog - Economy railways, 2013, no 10, pp. 77 - 87.

7. Kuznecov S. M, Kuznecov K. S. Processing of the results of field tests with the technical and tariff rationing [Obrabotka rezul'tatov naturnyh ispytanij pri tekhnicheskom i tarifnom normiro-vanii]. Ekonomika zheleznykh dorog - Economy railways, 2010, no 7, pp. 88 - 99.

8. Kuznecov S. M. Improving the processing of the results of field tests with the technical and tariff rationing [Sovershenstvovanie obrabotki rezul'tatov naturnyh ispytanij pri tekhnicheskom i tarifnom normirovanii]. Ekonomika zheleznykh dorog - Economy railways, 2013, no 7, pp. 90 - 97.

9. Bazilevich S. V., Chulkova I. L., Kuznecov S. M., Sirotkin N. A. Increase reliability of the facilities construction [Povysim nadezhnost' stroitel'stva ob"ektov]. Mekhanizatsiia stroitel'stva -Building equipment, 2009, no 6, pp. 12 - 14.

10. Bazilevich S. V., Anferov V. N., Vasil'ev S. I, Kuznecov S. M. Improvement of organizational and technological reliability of the design of construction projects [Povyshenie organizacion-no-tekhnologicheskoj nadezhnosti proektirovaniya stroitel'nyh ob"ektov]. Izvestiia vuzov. Stroi-tel'stvo - Proceedings of the universities. Building, 2013, no. 8, pp. 51 - 63.

УДК 331

И. Г. Хаманов, А. Н. Щетинин, А. А. Евстегнеева

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПОНЯТИЮ «БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ

Данная статья посвящена вопросам, касающимся производственно-профессионального риска воздействия «биологического фактора» на работников железнодорожного транспорта. В статье приведены результаты работы, цель которой заключалась в совершенствовании системы охраны труда на железнодорожном транспорте при воздействии на работников патогенных микро- и макроорганизмов. На основании материала, полученного в ходе изучения нормативных документов существующей системы санитарно-гигиенической оценки условий труда и многолетней практической деятельности в этой области, представлены основные методологические трудности при оценке «биологического фактора». Сформулирован термин «биологический фактор», обоснована необходимость оценки риска воздействия этого вредного фактора, расширен перечень источников и профессиональных групп работников железнодорожного транспорта, потенциально подверженных воздействию «биологического фактора». Применительно к железнодорожному транспорту, обоснована необходимость разработки дополнительных средств защиты и профилактики для снижения риска воздействия этого вредного производственного фактора, представлено устройство, разработанное для этих целей. Принцип действия устройства основан на комплексном использовании способов ультразвуко-

вого воздействия и ионизации с целью обеззараживания атмосферного воздуха в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, станций метрополитена. По результатам детального изучения нормативной документации в области перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом, действующей на территории Российской Федерации, выявлены основные существующие проблемы и пути их решения, с точки зрения биологической безопасности. Сформулирован термин «биологически опасные грузы», обоснована необходимость дополнения действующих классификаций опасных грузов «биологически опасными грузами», представлен примерный перечень таких грузов, неучтенных ранее, обоснована возможность воздействия этих грузов на работников железнодорожного транспорта.

Аттестация рабочих мест по условиям труда на предприятиях ОАО «РЖД» показала, что из 450 тыс. рабочих мест (около 1 млн работников) с вредными условиями труда на долю воздействия «биологического фактора» приходится 1350 (0,3 % от общего количества, с числом работников не менее 5 тыс. человек) [1, с. 97].

Количество рабочих мест, имеющих вредные производственные факторы по железным дорогам России, и число работающих на них

Вредный производственный фактор Количество рабочих мест, % Количество работающих, %

Химический 2,3 2,2

Биологический 0,3 0,5

Шум 5,4 5,9

Инфразвук - -

Ультразвук - -

Вибрация 2,4 2,9

Запыленность 2,0 1,7

Электромагнитные излучения 0,8 0,7

Ионизирующие излучения 0,02 0,02

Микроклимат 3,4 3,5

Освещенность 2,9 2,7

Тяжесть труда 5,0 7,0

Напряженность труда 6,7 9,0

Объективный анализ воздействия «биологического фактора» на работника ограничен вследствие ряда причин.

Существуют причины, не позволяющие объективно определить наличие «биологического фактора» и оценить его воздействие:

отсутствие достаточной нормативной базы;

методологическая несостоятельность оценки риска на существующем принципе дозо-эффектной зависимости;

отсутствие или наличие «на бумаге» специализированных микробиологических лабораторий у организаций, проводящих санитарно-гигиеническую оценку условий труда;

- узкий круг профессиональных групп железнодорожников с официально зарегистрированным наличием «биологического фактора» в технологическом регламенте [2, с. 144].

Так, в соответствии с нормативной документацией в области специальной оценки условий труда «биологический фактор» (его наличие) определяется только для воздуха рабочей зоны, оставляя за скобками все биологические объекты, имеющие непосредственный контакт с работником в процессе трудовой деятельности [3, с. 370].

В настоящее время в действующей документации, регламентирующей проведение санитарно-гигиенической оценки условий труда, отсутствует определение понятия «биологический фактор», отмечено лишь перечисление составляющих его элементов, реально воздействующих на работников. Авторам представлялось целесообразным дать более широкую методологическую трактовку понятия «биологический фактор» с учетом дополнительного потенциального воздействия, раздвигающего границы профилактических мероприятий в системе охраны труда: «биологический фактор» производственно-профессионального риска («биологический фактор») - процесс потенциального или реального взаимодействия патогенных биологических объектов с работником (человеком-оператором), последствия кото-

№ 2(22) ЛЛ Л Г* ИЗВЕСТИЯ Транссиба 123

2015 ■

рого обусловлены мерой патогенности микро- и макроорганизмов, продуктов их метаболической деятельности, а также продуктов биологического синтеза наряду с уровнем биологической защиты организма человека в условиях техносферы [3, с. 370].

Основные методологические трудности существующей системы охраны труда связаны с тем, что под «биологическим фактором» подразумевается только реальное взаимодействие с патогенными микроорганизмами, а «биологический фактор» определяется преимущественно для работников специализированных медицинских и ветеринарных учреждений. Однако комплексному воздействию «биологического фактора» подвержена значительно большая группа железнодорожников:

- уборщики и мойщики пассажирских вагонов, вагонов для перевозки лекарственных препаратов, скоропортящихся продуктов и вагонов для перевозки животных и т. д.;

- приемосдатчики;

- проводники пассажирских вагонов;

- работники, осуществляющие текущее содержание и ремонт железнодорожного пути;

- сотрудники дистанций гражданских сооружений водоснабжения, водоотведения и канализации;

- сотрудники служб по ремонту и обслуживанию биотуалетов пассажирских вагонов;

- обслуживающий персонал (уборщики);

- работники грузового и складского хозяйства, взаимодействующие с опасными биологическими грузами.

Массовыми источниками вредного «биологического фактора» производственной среды на железнодорожном транспорте являются подвижной состав и тара для перевозки скота, лекарственных препаратов, вакцин, токсинов, ядов; пассажирский подвижной состав; перевозимые животные и продукты животного происхождения; системы водоснабжения и канализации; балласт путевой призмы и т.д.

Таким образом, сдерживающими факторами на пути оптимизации «биологического фактора» в системе охраны труда являются методологическая недооценка «потенциально возможного» воздействия «биологического фактора»; воздействие патогенных макроорганизмов на работников (насекомые, животные, люди); проведение работ в районах с неблагоприятной эпидемиологической и эпизоотической обстановкой, в районах распространения некоторых специфических патогенных видов насекомых; недостаточный биологический контроль транспорта инфицированных животных, грузов и пассажиров через государственную границу в пунктах таможенного досмотра поездов.

Замеры концентрации патогенных микроорганизмов проводятся только в воздухе рабочей зоны и только для одной составляющей «биологического фактора» - микроорганизмов-продуцентов, живых клеток и спор, содержащихся в бактериальных препаратах. Для этой составляющей не предусмотрены классы условий труда 3.4 и 4. Для всех остальных составляющих, а это патогенные микроорганизмы четырех групп, не проводится никаких замеров, а автоматически устанавливается класс условий труда 2, 3.1, 3.3 и 4 соответственно. Отсутствуют нормированные величины времени воздействия «биологического фактора» на работников.

Важным на пути к идентификации «биологического фактора» в рамках введенной с 2014 г. специальной оценки условий труда стало то, что в штате аккредитованных организаций должно быть не менее одного эксперта, имеющего профильное образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

Из реестра воздействия «биологического фактора» видно, что ведущим фактором его производственно-профессионального риска являются патогенные микроорганизмы (вирусы, бактерии, риккетсии), на долю которых приходится около 40 - 60% общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) [4, с. 16]. Поэтому снижение уровня ЗВУТ в значительной степени зависит от обеззараживающих мероприятий в системе

124 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 2(22) 2015

1

охраны труд на железнодорожном транспорте, направленных на подавление вирусно-микробных ассоциаций, распространяющихся воздушно-капельным путем от больного к здоровому в воздушной среде производственных и административно-бытовых помещений. Следовательно, профилактическая (заблаговременная) санитарно-гигиеническая деятельность по обеззараживанию воздушной среды производственных помещений позволит значительно снизить медицинские потери от ЗВУТ и эффективно сохранить трудовой потенциал.

На основании проведенного патентного поиска в области обеззараживания воздушной среды в помещениях (изучены способы и технические устройства) был сделан вывод о перспективности разработки столь важного направления в системе охраны труда. Так, авторами было разработано «Устройство для обеззараживания атмосферного воздуха в помещении» [5, с.1]. По данному устройству получен патент на полезную модель.

Разработанное устройство относится к области промышленной санитарии и гигиены, а именно, к техническим устройствам для обеззараживания воздуха в закрытых помещениях, и может найти применение при обеззараживании воздуха в рабочих и жилых помещениях, в частности, в производственных цехах и административных зданиях на авиа-, авто-, железнодорожных вокзалах, станциях метрополитена, в образовательных учреждениях и других закрытых помещениях с большим скоплением людей.

Известно устройство для стерилизации жидкости и (или) твердого объекта, содержащее систему перемещения жидкого продукта и пункт стерилизации, установленный по длине перемещения и включающий в себя источник электроэнергии, и ультразвуковой генератор, обеспечивающий нагрев жидкости до пороговой температуры обработки (см. патент РФ № 2275826, МПК А23L3/32, А23L3/30, А6Ш2/03, C02F1/48, опубл. 10.05.2006).

Однако использование ультразвука в составе указанного устройства практически неприменимо для обеззараживания воздуха в закрытом помещении, так как по физическим характеристикам в газовой среде ультразвук способен проникать лишь на глубину до 1 - 1,5 см. Вследствие процессов акустической релаксации ультразвук в газах, в частности, в воздухе, распространяется с большим затуханием, а жидкости и твердые тела представляют собой хорошие проводники, поэтому области использования ультразвука относятся почти исключительно к жидкостям и твердым телам [6, с. 133]. Процесс ультразвуковой очистки обусловлен рядом явлений в жидкости, вызванных действием интенсивного ультразвука: кавитацией, акустическим давлением, звукокапиллярным эффектом и энергичными микропотоками. Качество очистки зависит от частоты колебаний, плотности акустической энергии и формы поля, свойств моющей жидкости и прочности связи загрязняющих веществ с очищаемой поверхностью. Ультразвук повышает активность микроорганизмов, токсических для соединений, что позволяет на один - два порядка снизить концентрацию антибактериальных препаратов при санитарной обработке поверхностей. Ультразвуковая очистка осуществляется, как правило, в ваннах различной емкости с встроенными в дно излучателями. Ультразвуковая очистка поверхностей не всегда сопровождается их полной санацией. Для решения этой задачи чаще используют комбинированное воздействие ультразвуком и наиболее подходящим для решения конкретной задачи веществом, обладающим бактерицидным действием. При комбинированной очистке концентрацию бактерицидного вещества в растворе можно существенно понизить [7, с. 181]. Существует и широко применяется способ обеззараживания поверхности скорлупы куриных яиц, суть которого состоит в комбинированном применении ультразвукового воздействия и дезинфицирующего раствора. Данный способ обеспечивает смывание с поверхности и разрушение суспендированных в жидкости живых клеток, был проверен в ходе исследований с применением в качестве загрязнителей (патогенных микроорганизмов на скорлупе) двух наиболее стойких к внешним воздействиям штаммов сальмонелл - тифимуреума и дублина. Скорость очистки имеет прямую зависимость от плотности ультразвуковой энергии в среде [7, с. 182].

Известно устройство для ионизации атмосферного воздуха (см. ав. св. СССР № 115834 МПК Н0Ц от 31.01.1955), содержащее сосуд с жидкостью, высасываемой через подающий

патрубок крыльчаткой, приводимой во вращение электродвигателем, смонтированным на крышке аэроионизатора, и поступающей затем через выходные патрубки в атмосферу. Данное техническое устройство характеризуется тем, что для приобретения электрических зарядов раздробляемую в воздухе механическим или иным устройством и циркулирующую в замкнутом объеме жидкость в процессе отвода ионизированного воздуха насыщают ионами посредством многократного принудительного возврата раздробленных капель в основную массу жидкости, позволяющим повысить униполярность и интенсивность насыщения воздуха электрически заряженными ионами.

Недостатком рассматриваемого устройства является слабая обеззараживающая способность распыляемых в воздухе аэроионов.

Техническая задача, для решения которой авторами разработана полезная модель, заключается в усилении обеззараживающей способности ионизированного воздуха с помощью ультразвука.

Поставленная задача решается следующим образом. В устройстве для обеззараживания атмосферного воздуха в помещении с помощью электрически заряженных аэроионов путем его ионизации, содержащем сосуд с жидкостью и входным и выходным патрубками, вентилятор, приводимый во вращение электродвигателем, смонтированным на крышке ионизатора, дополнительно устанавливают ультразвуковой газоструйный излучатель, подсоединенный к выходному патрубку ионизатора и состоящий из камеры с находящимся в ней ротором и выходного раструба. Таким образом, в разработанном устройстве применяется комбинированное воздействие двух способов на обеззараживаемую среду - ионизации и ультразвукового воздействия.

В ходе изучения существующих способов распыления жидкости (гидравлического, механического, пневматического, ультразвокового и др.) авторы пришли к выводу о том, что для уменьшения размера капли жидкости необходимо увеличивать затраты используемой при этом энергии. Увеличить долю энергии, затрачиваемой именно на распыление, решить проблемы инженерного характера, стоящие перед распыляющей техникой, позволяют применять новые, перспективные способы распыления, к которым относится ультразвуковое распыление [8, с. 40].

Ультразвуковой способ диспергирования жидкости в системах «жидкость - газ» применяется для перевода жидкости в аэрозольное состояние. Это происходит за счет увеличения поверхностной энергии пленки жидкости, которое достигается за счет наложения на нее механических колебаний высокой интенсивности ультразвуковой частоты. Основными преимуществами такого диспергирования жидкостей по сравнению с другими часто применяемыми способами (гидравлическим, механическим, пневматическим), являются низкая энергоемкость, высокая производительность и возможность осуществлять мелкодисперсное диспергирование [8, с. 29].

Ультразвуковой способ диспергирования жидкости, т. е. диспергирование жидкости в фонтане (высокочастотные ультразвуковые колебания), реализуется при помощи ультразвуковых газоструйных излучателей (ультразвуковых свистиков) - устройств, способных преобразовывать электрическую энергию в звуковые волны высокой частоты. Такие устройства способны дробить жидкости захваченной струей воздуха на капли микронных размеров, образующие стабильное облако аэрозоля. В активную зону ультразвукового газоструйного излучателя подается жидкость, подвергаемая распылению. Одним из недостатков ультразвукового способа распыления жидкости является высокий разброс диаметров капель распыла [8, с. 42]. В разработанной авторами полезной модели в активную зону ультразвукого излучателя будет подаваться не жидкость, а аэрозоль, капли воды в котором под воздействием ультразвука будут переходить в гораздо мелкую фракцию, а диаметры капель будут иметь наименьший разброс, т. е. распыл будет однородным. Устройства для ультразвукового распыления жидкости наиболее эффективны в тех случаях, когда необходима высокая производительность, для получения аэрозолей в больших

126 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 2(22) 2015

1

количествах для большеобъемных производственных помещений (ферм, птицефабрик и т. д.) [8, с. 44], поэтому применять данный способ (как одно из составляющих разработанного устройства) логично для обеззараживания воздуха большеобъемных помещений, в том числе железнодорожных вокзалов и станций метрополитена.

Разработанная полезная модель представлена на рисунке. Устройство работает следующим образом. Сосуд 1 заполняют жидкостью (например, дистиллированной водой). Включают электродвигатель 4, смонтированный на крышке 5 сосуда и загрязненный воздух вентилятором 3 засасывается через входные щели для засасывания атмосферного воздуха 6, одновременно, жидкость из сосуда 1, высасываемая через подающий патрубок для всасывания жидкости 2, срываясь под действием центробежных сил, попадает на распылительные лопатки вентилятора 7, с которых многократно распыляется, приобретая при этом электрический заряд. Срывающийся вместе с жидкостью с кромок лопаток вентилятора воздух подхватывает средние и легкие аэрогидроионы и во взвешенном состоянии выносит их через выходной патрубок 8 во входной патрубок 9 ультразвукового газоструйного излучателя 10, где, проходя через камеру 11 и попадая на ротор 12 в виде водяной аэрозольной пыли, подвергается разрушающей микроорганизмы ультразвуковой вибрации, при этом осуществляется интенсивное окисление примесей, микробов и вирусов, находящихся в воздухе, а также уменьшение диаметра капель аэрозоля, затем обеззараженный воздух попадает через выходной раструб 13 в помещение.

Устройство для ультразвукового обеззараживания воздуха в помещении: 1 - сосуд с жидкостью;

2 - подающий патрубок для всасывания жидкости; 3 - вентилятор; 4 - электродвигатель; 5 - крышка сосуда;

6 - входные щели для засасывания атмосферного воздуха; 7 - распылительные лопатки вентилятора;

8 - выходной патрубок; 9 - входной патрубок ультразвукового газоструйного излучателя; 10 - ультразвуковой газоструйный излучатель; 11 - камера; 12 - ротор; 13 - выходной раструб

Заявленное устройство в сравнении с прототипом на основе перечисленной совокупности признаков позволяет усилить обеззараживающую способность ионизируемого воздуха. К одному из главных преимуществ разработанного устройства можно отнести то, что при его применении не требуется вносить изменений в существующий трудовой распорядок (нет необходимости вводить профилактические или санитарные часы), устройство работает в присутствии людей, процесс обеззараживания абсолютно безвреден.

В ОАО «РЖД», дочерних и зависимых подразделениях находится 1199 объектов, включенных в технологический процесс перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом, в том числе 1072 грузовые станции, 80 сортировочных станций, 27 промывочно-пропарочных станций, 8 дезинфекционно-промывочных предприятий, 12 комплексных

пунктов подготовки крытых вагонов. Из числа этих объектов 83,1 % относится ко II и III группам санитарно-эпидемиологического благополучия (т. е. не соответствует действующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам, в них регистрируется превышение ПДК и ПДУ по результатам лабораторных и инструментальных методов исследования, регистрируются групповые инфекционные заболевания, пищевые отравления, профессиональные заболевания) [9, с. 38]. Источником «биологического фактора» в III группе объектов являются «биологически опасные грузы», подвижной состав после перевозки «биологически опасных грузов», продукты промывки, пропарки, очистки.

В ходе работы был проведен анализ действующей на территории Российской Федерации документации в области перевозки опасных грузов, выявлены проблемные места по работе с грузами, способными оказывать негативное биологическое воздействие на работников, окружающую среду и животных в процессе погрузки, разгрузки, хранения, перевозки, переработки и т. д.

В действующем регламенте по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом нет определения понятия «биологически опасные грузы», так как нет отдельного класса, объединяющего в себе все составляющие такого рода грузов. Это затрудняет формирование регламента системы охраны труда для групп железнодорожников, потенциально или реально контактирующих с данными грузами.

К выявленным методологическим недоработкам существующей системы перевозки и маркировки «биологически опасных грузов» можно отнести следующие:

в действующих на территории России правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам не предусмотрено наименование «биологически опасные грузы»;

классификации грузов, представленные в действующих правилах, разнятся; в действующих классификациях классы, связанные с «биологическим фактором», включают в себя разные составляющие.

К числу неучтенных биологически опасных и потенциально опасных грузов предложено отнести инфицированных пассажиров, продукты их жизнедеятельности, тела умерших пассажиров, некоторые виды ручной клади и т. д. Кроме того, перевозимые животные (в том числе инфицированные) и продукты их жизнедеятельности, туши падших животных, продукты животного происхождения и т. д. тоже являются «биологически опасными грузами», не учтенными документально в настоящее время.

Исходя из результатов анализа можно сделать вывод о том, что при маркировке тары и вагонов возможны трудности, неточности, а также при санитарно-гигиенической оценке условий труда не учитывается воздействие «биологического фактора» на работников железнодорожного транспорта, взаимодействующих с ранее не учитываемыми «биологически опасными грузами». Детальная проработка представленных предложений позволит оптимизировать систему защиты работников железнодорожного транспорта в процессе перевозки «биологически опасных грузов».

Целесообразно представить разработанную на основе представленного выше понятия «биологический фактор» и общепринятого «опасные грузы» формулировку: «биологически опасные грузы» - грузы, прямое или косвенное взаимодействие с которыми в процессе перевозки и грузовых операций ведет или может привести к вредному биологическому воздействию на работников, животных, окружающую среду и жителей близлежащих населенных пунктов.

Итак, для обеспечения охраны жизни и здоровья людей, животных и защиты окружающей среды при перевозке «биологически опасных грузов» необходимо создание единой системы классификации опасных грузов; с точки зрения «биологического фактора» - дополнение существующих классов опасными и потенциально опасными биологическими грузами или вынесение «биологически опасных грузов» в отдельный класс, подкласс; дополнение аварийных карточек перечнем «биологически опасных грузов»; разработка дополнительной маркировки тары и вагонов для «биологически опасных грузов».

В целом результаты проведенной работы позволяют сделать следующие выводы:

1) новый методологический подход к понятию «биологический фактор» оптимизирует систему охраны труда с большим участием профилактической составляющей на железнодорожном транспорте;

2) усиление внимания к «биологическому фактору» способствует эффективной разработке новых технических средств борьбы с патогенными микроорганизмами;

3) новая методологическая сущность понятия «биологически опасные грузы» совершенствует регламент системы охраны труда при железнодорожной перевозке.

Список литературы

1. Производственно - профессиональный риск железнодорожников [Текст] / В. А. Кап-цов, А. П. Мезенцев и др. - М.: Реинфор, 2002. - 287 с.

2. Хаманов, И. Г. Проблемы оценки риска воздействия «биологического фактора» на работников ОАО «РЖД» [Текст] / И. Г. Хаманов, А. Н. Щетинин // Технические науки - от теории к практике // Сб. ст. по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2014. - № 1 (26). - С. 142 - 150.

3. Хаманов, И. Г. Исследование «биологического фактора» для оптимизации системы защиты работников ОАО «РЖД» [Текст] / И. Г. Хаманов, А. Н. Щетинин // Безопасность жизнедеятельности предприятий в промышленно развитых регионах // Материалы X между-нар. науч.-практ. конф. / Кузбасский госуд. технич. ун-т. - Кемерово, 2013. - С. 370 - 373.

4. Щетинин, А. Н. Организационно-функциональная модель первичной профилактики неинфекционных заболеваний у работников железнодорожного транспорта [Текст]: Авто-реф. дис... доктора мед. наук, Новосибирск, 2006. - 31 с.

5. Пат. 150551 Российская Федерация. Устройство для обеззараживания атмосферного воздуха в помещении [Текст]. № 2014115041/15 ; заявл. 15.04.2014 ; опубл. 20.02.2015, Бюл. № 5. - 1 с.

6. Физические величины: Справочник [Текст] / Под. ред. И. С. Григорьева, Е. 3. Мейли-хова. - М.: Энергоатомиздат, 1991. - 133 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ультразвуковые многофункциональные и специализированные аппараты для интенсификации технологических процессов в промышленности, сельском и домашнем хозяйстве: монография [Текст] / В. Н. Хмелев, Г. В. Леонов и др. / Алтайский гос. техн. ун-т. - Бийск, 2007. - 400 с."

8. Хмелев, В. Н. Ультразвуковое распыление жидкостей: Монография [Текст] / В. Н. Хмелев, А. В. Шалунов, А. В. Шалунова / Алтайский гос. техн. ун-т. - Бийск, 2010. -272 с.

9. Каськов, Ю. Н. Современное состояние и решение вопросов санэпидблагополучия на объектах железнодорожного транспорта России [Текст] / Ю. Н. Каськов, Ю. И. Подкорытов // Гигиена и санитария. - 2012. - № 5. - С. 37 - 40.

References

1. Kaptsov V. A., Mezentsev A. P., Pankova V. B. Proizvodstvenno-professionalniy risk gzeleznodorognikov (Production - an occupational risk of railwaymen). Moscow: Reinfor, 2002, 287 p.

2. Khamanov I. G., Shetinin A. N. Problems of risk assessment «biological factor» for employees of JSC «Russian Railways» [Problemi otsenki riska vozdeistvia «biologicheskogo faktora» na rabotnikov «RGD»]. Sbornik statei po materialam XXX mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsi «Tekhnicheskie nauki - ot teorii kpraktike» (Collection of articles on materials of XXX International scientific-practical conference «Engineering - from theory to practice»). - Novosibirsk, 2014, pp. 142 - 150.

3. Khamanov I. G., Shetinin A. N. The study «biological factor» to optimize the system of protection of workers JSC «Russian Railways» [Issledovanie «biologicheskogo faktora» dlya optimi-

zatsii sistemi zashiti rabotnikov «RGD»]. Materialy Xmezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii «Bezopasnost' zhiznedeiatel'nosti predpriiatii vpromyshlenno razvitykh regionakh» (Materials X International scientific-practical conference «Safety of enterprises in industrialized regions»). - Kemerovo, 2013, pp. 370 - 373.

4. Shetinin A. N. Organizatsionno-fynctsionalnaya model pervichnoi profilaktiki neinfektsion-nix zabolevanii y rabotnikov geleznodorognogo transporta (Organizational and functional model of primary prevention of non-communicable diseases in railway workers). Doctor's thesis, Novosibirsk, 2006, 31 p.

5. Shetinin A. N., Khamanov I. G., Latyshov D. A., Evstegneeva A. A. Patent RU 2014115041/15, 2014.

6. Babichev A. P., Babushkina N. A., Bratkovskii A. M. Fizicheskie velichini (Physical quantities). Moscow: Energoatomizdat, 1991, 133 p.

7. Khmelev V. N., Leonov G. V., Barsykov R. V., Tsyganok S. N., Shalynov A. V. Ultrazvy-kovie mnogofunktsionalnie i spetsializirovannie apparati dlya intensifikatsii texnologicheskix protsessov vpromyshlennosti, selskom i domashnem xozyaistve: monografiia (Ultrasonic multifunctional and specialized devices for intensification of technological processes in industry, agriculture and household: monograph). Biisk: ASTU, 2006, 400 p.

8. Khmelev V. N., Shalynov A. V., Shalynova A. V. Yltrazvykovoe raspylenie gidkostej: monografiia (Ultrasonic atomization of liquids: monograph). Biisk: ASTU, 2010, 272 p.

9. Kaskov U. N., Podkorytov U. I. Current state and addressing health and disease in railway transport in Russia [Sovremennoe sostoyanie i reshenie voprosov sanepidblagopoluchiya na obektax geleznodorognogo transporta Rossii]. Gigiena i sanitariia - Hygiene and sanitation, 2012, pp. 37 - 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.